чем смазать часовой механизм настенных часов в домашних условиях
Интерьерные часы
Добрый день, знаю, тема избитая, но тем не менее однозначного ответа на вопрос я не нашёл.
Что имею: есть настенные часы Янтарь с получасовым боем, двое часов Маяк с кукушкой и без, будильник Слава, а теперь ещё и настенные ОЧЗ четвертные.
Вот с последними проблемка: достались они мне в хорошем корпусе, но грязным механизмом. Причём грязным настолько, что при заведённых до упора(я их такими взял) часовой механизм не работает вообще(останавливаются секунд за 30), а бой работает через раз, периодически застревая и зависая. И передо мной встала задача это всё смазать. В принципе, Маяк, до этого, я смазывал веретёнкой, но их приходится периодически чистить и смазывать заново. Полазив по форумам, вычитал что «все смазки хороши, особенно самые дорогие лучше всех», но подойдёт и ПС-4, причём сразу и для настенных, и для будильников. А также, подойдут масла приборные, но тут мнения разнятся. Подскажите по маслам, отечественным и, желательно, не очень дорогим
Вопрос второй: что смазывать. Я, конечно, понимаю, что надо смазывать в основном оси механизмов, но на четвертных ОЧЗ явно виднеются следы смазки на скользящей муфте минутной стрелки, на ходовом колесе, на маятниковом подвесе, на активаторах молоточков и почти на всех рычагах. Правильно ли это?
И вопрос третий, бонусный: помнится, были четвертные ОЧЗ с переключением мелодий и отключением боя. У меня, к сожалению, более поздние. И как бы это отключение боя вернуть, ибо соседей жалко, часы останавливать каждый раз не дело, а все остальные часы, кроме Маяка, отключение боя имеют
Я лично пользуюсь обычным маслом для швейных машин.
Интерьерные часы
Добрый день, знаю, тема избитая, но тем не менее однозначного ответа на вопрос я не нашёл.
Что имею: есть настенные часы Янтарь с получасовым боем, двое часов Маяк с кукушкой и без, будильник Слава, а теперь ещё и настенные ОЧЗ четвертные.
Вот с последними проблемка: достались они мне в хорошем корпусе, но грязным механизмом. Причём грязным настолько, что при заведённых до упора(я их такими взял) часовой механизм не работает вообще(останавливаются секунд за 30), а бой работает через раз, периодически застревая и зависая. И передо мной встала задача это всё смазать. В принципе, Маяк, до этого, я смазывал веретёнкой, но их приходится периодически чистить и смазывать заново. Полазив по форумам, вычитал что «все смазки хороши, особенно самые дорогие лучше всех», но подойдёт и ПС-4, причём сразу и для настенных, и для будильников. А также, подойдут масла приборные, но тут мнения разнятся. Подскажите по маслам, отечественным и, желательно, не очень дорогим
Вопрос второй: что смазывать. Я, конечно, понимаю, что надо смазывать в основном оси механизмов, но на четвертных ОЧЗ явно виднеются следы смазки на скользящей муфте минутной стрелки, на ходовом колесе, на маятниковом подвесе, на активаторах молоточков и почти на всех рычагах. Правильно ли это?
И вопрос третий, бонусный: помнится, были четвертные ОЧЗ с переключением мелодий и отключением боя. У меня, к сожалению, более поздние. И как бы это отключение боя вернуть, ибо соседей жалко, часы останавливать каждый раз не дело, а все остальные часы, кроме Маяка, отключение боя имеют
Я лично пользуюсь обычным маслом для швейных машин.
Первые шаги в ремонте
На самом деле, создавая эту тему я дублирую уже существующую, ее нужно прочесть все начинающим, безусловно.
Вкратце, скажу следующее: существуют разные группы масел, синтетические и минеральные. Последние использовались на протяжении веков, почти вплоть до конца XX. Поэтому подходят для использования в большинстве механизмов. Минеральное масло по истечение его срока годности, около 5 лет, загустевает и механизм встает. Это сигнал владельцу о необходимости провести сервисное обслуживание, репассаж.
Синтетические же масла по большей части испаряются, оставляя часы без смазки, и в зависимости от особенностей устройства механизма, он может продолжать работать с износом деталей выше на порядки по сравнению с нормально смазанным.
Теперь к вопросу, какие именно масла необходимо иметь начинающему мастеру, чтобы на должном уровне производить смазку.
Можно использовать комплект швейцарских масел Moebius, например,
8000, 8030 и 8200. Этого достаточно для большинства механизмов.
Можно использовать Российские масла
вот таблица соответствия и применяемости масел:
Душан Владимирович как то заметил, что нет никакого различия в качестве между российскими и швейцарскими маслами.
Здесь можно посмотреть таблицу по рекомендациям Moebius.
.
Возможно существует необходимость объяснить почему мое предпочтение отдано минеральным маслам, а не к синтетическим. После использования часов, по пять-семь лет, минеральное масло просто сгущается и часы перестают тикать.
Причем, часы смазанные синтетическим маслом, остаются сухими, потому как масло утекает и часы не останавливаются тикать, делая повреждения деталей.
Зная о природе моих клиентов, я выбрал минеральные масла, не синтетические. Конечно, если клиенты являются известным мне как ответственный, и принесут свои часы для регулярного обслуживания, то я использую синтетические масла, если это подходит для их часов.
Чистка, хранение и репассаж часов
Что такое репассаж? Как правильно хранить наручные часы? Необходимо ли их смазывать? Как можно почистить силиконовый, резиновый или металлический ремешок от часов?
Что такое репассаж часов и зачем он нужен?
Итак, репассаж механических часов – это трудоемкая процедура, в ходе которой производится полная разборка часового механизма, зачистка всех деталей, при необходимости – замена изношенных, замена смазки и, наконец, сборка.
Так ли уж необходимо подвергать часы этой процедуре? Нести ли их в сертифицированный сервисный центр? Ведь удовольствие недешевое: для самых недорогих механических часов стоимость репассажа составит порядка 4 – 5 тыс. руб., а для элитных цена будет исчисляться десятками тысяч! Что ж, если часы не дороги ни в стоимостном выражении, ни как память, то, может быть, проще купить новые. Или, коли руки у вас умелые и ум пытливый, то попробовать справиться самостоятельно… Но когда речь идет о среднем или, тем более, высшем уровне – имеет смысл раскошелиться. В самом деле, не придет же вам в голову самостоятельно менять тормозные колодки, масло в картере и т.п. в вашем «феррари» или «роллс-ройсе».
Так что – в мастерскую, причем хорошую, не дешевую! Оно того стоит.
Как узнать, что уже пора делать репассаж? Как правило, в инструкции к часам производители указывают желаемую периодичность техобслуживании. Обычно это раз в два – три года. Но иногда потребность может возникнуть раньше. Внутрь часов проникает пыль и влага (абсолютной герметичности не бывает), масло загустевает, при эксплуатации возможны вибрации, тряска, удары. Признаками того, что часы нуждаются в репассаже, являются ухудшение точности хода, «тугость» заводной головки, в случае часов с автоподзаводом – снижение эффективности последнего.
Как и чем смазать механические часы в домашних условиях
Что ж, руки растут откуда надо и, к тому же чешутся… Значит, придется пробовать. Впрочем, если объектом эксперимента являются настенные часы или настольные – а они чаще всего кварцевые, – то проблемы нет. Собственно, кварцевые часы репассажу не подлежат, этот термин к ним часам и не относится. В них меняют батарейку и/или делают что-то специфически электронное. Это – за пределами нашего нынешнего рассмотрения. Так что рассмотрим, что можно сделать в домашних условиях с механическими наручными часами.
Прежде всего, о том, какой инструмент и инвентарь понадобятся. Вот примерный перечень: • лупа часовщика; • маленький пинцет (а лучше два); • набор микрометрических отверток; • деревянные зубочистки; • тонкие кисточки; • груша медицинская (клизма); • коробочки для хранения снятых деталей; • бензин «Калоша»; • масло часовое; • маслодозировка (тонкая проволока с расплющенным концом); • смазка силиконовая • и др.
Особо о масле: не стоит пользоваться каким попало! Существует немало вариантов именно часового масла: MOEBIUS, МН-60, МЦ-Н, МЦ-3, МН-30, МН-45, НИИЧП-НС-6п, Novostar и т.д. Все они есть в продаже, стоят недорого.
Расписывать весь процесс мы здесь не будем, ибо на эту тему написаны целые учебники. Отметим основное. 1. После того, как вы снимете стекло, стрелки, циферблат и заднюю крышку, нужно извлечь заводной вал с головкой. Как правило, в механизме есть деталь, которая удерживает вал. Эту деталь следует отвернуть. 2. Затем, когда вы положите перед собой (на чистый белый лист) механизм, вынутый из корпуса, потребуется отвернуть все винтики, какие только есть, и извлечь соответствующие детали и узлы. 3. Всевозможные мелкие отверстия и углубления, где бы ни обнаружились, следует осторожно почистить с помощью зубочисток. Можно также воспользоваться кисточками. 4. Детали нужно промыть путем их погружения в емкость с небольшим количеством бензина «Калоша», а затем высушить при помощи груши. Если бензин стал грязным, необходимо поменять его на новую порцию. 5. Собирать в обратном порядке. 6. По мере сборки наносить по микрокапле масле (с помощью импровизированной маслодозировки), главным образом, на опоры осей (камни), а также в другие напряженные места. Внимание: зубья шестеренок не смазывать! 7. Прежде чем поставить на место заднюю крышку, смазать ее прокладку силиконовой смазкой.
Вообще-то эти семь пунктов никоим образом не являются руководством к действию. Они лишь дают самое общее представление о работе, которая вам предстоит и которая займет у вас несколько часов. Конкретнее с этим очень и очень непростым делом можно познакомиться, порыскав по интернету в поисках соответствующего видео. К сожалению, многие из таких видео не выдерживают критики, являясь скорее примером того, как делать не надо. Так что смотрите на комментарии к этим видео. Со своей стороны можем порекомендовать небезупречный, но захватывающий фильм, часовой (по длительности). Советуем в нем тоже обратить внимание на квалифицированные комментарии специалистов.
В принципе, перед установкой перебранного, почищенного и смазанного механизма в корпус полагается протестировать и, если требуется, отрегулировать его ход. Увы, без специальных средств и специальной подготовки справиться – шансов не густо. Так что есть вероятность после всех трудов все же отправиться в мастерскую. Только помните: сертифицированную!
Чистка и полировка часов в домашних условиях
С репассажем мы закончили, теперь перейдем к более доступным операциям. В них, однако, тоже есть свои тонкости. Начнем с ремешков и браслетов. Для чистки их лучше снять с часов. Конечно, если заявленная водонепроницаемость часов – 100 и более метров, то можно все делать и в сборе. Если уж так лень. Тут главное – не забыть полностью завинтить заводную головку.
Очищаем силиконовый ремешок
Отмыть белый силиконовый браслет нетрудно. Готовим моющий раствор: жидкое антибактериальное мыло, несколько капель нашатырного спирта, теплая вода. Смачиваем в растворе ватный диск, протираем ремешок с обеих сторон. Смываем проточной водой, вытираем, оставляем до полного высыхания. Лайфхак: при сильном загрязнении силикон неплохо очищается белым ластиком.
Отмываем резиновый браслет
Он же каучуковый. Берем кусок хозяйственного мыла. Отрезаем половину. Натираем на крупной терке. Заливаем стаканом теплой воды, перемешиваем. Через некоторое время получится нечто вроде кашицы. Ее, с помощью ватного диска, наносим на ремешок. Ждем полчаса. Трем достаточно жесткой губкой. Промываем проточной водой, вытираем, дожидаемся высыхания.
Другой вариант – зубная паста. Все аналогично, за тем исключением, что тереть губкой не нужно, а нужно пройтись мягкой зубной щеткой. Или кисточкой, тоже мягкой. Или хоть пальцем.
Металлический ремешок
Самый распространенный металл часовых браслетов – нержавеющая сталь. К таким браслетам и обратимся, а о правилах работы с изделиями из драгметаллов расскажем чуть позже.
Проходимся по всем поверхностям мягкой тканью (хороша фланелевая). Делаем некрепкий теплый мыльный раствор. Погружаем в него браслет на несколько минут. Затем обрабатываем мягкой щеткой (можно зубной), вычищая раскисшую грязь между звеньями. С полированными звеньями обходимся нежно! Промываем теплой проточной водой, насухо вытираем мягкой тканью. Если хочется обновить блеск металла, протираем браслет салфеткой, слегка увлажненной очистителем на аммиачной основе – хотя бы слабым раствором нашатырного спирта.
Как почистить кожаный ремешок
Кожа – пожалуй, самый солидный материал для ремешка часов, но и более капризный, нежели каучук или силикон. Уход требуется коже чаще, но если он и сложнее, то ненамного. Основной способ – тот же, что для ремешка из силикона (см. выше). Надо только помнить, что не стоит замачивать кожу в мыльно-нашатырно-водном растворе: достаточно протереть с помощью ватного диска. И нужно смывать раствор не проточной водой, а влажной салфеткой.
А вот замачивать можно в другом растворе: сода и вода, 1:1, это рекомендуется в случае сильного загрязнения. Можно еще и уксуса добавить. Срок замачивания – от 30 минут до часа, далее соду снимаем ватным диском и протираем ремешок влажной салфеткой. Неплохо также нанести и растереть пару капель глицерина – кожа станет мягче.
Наконец, совсем домашний способ: яичный белок (1 шт.) добавляем в стакан молока, взбиваем, воздерживаемся от употребления внутрь, смачиваем ватный диск, обрабатываем кожу, протираем влажной салфеткой, оставляем сохнуть. Вот теперь гоголь-моголь можно и допить.
Бережно чистим золотые и позолоченные часики
Ах, золото. Оно красиво, оно поистине драгоценно! Но королевский желтый металл (а еще золото бывает розовое и белое) требует и соответствующего обращения. Никогда, ни при каких обстоятельствах не используйте при работе с ним воду! Только сухие субстанции, а именно: детская присыпка, или косметическая пудра, или, на худой конец, толченый мел. И сухая – именно сухая! – мягкая тряпочка. На нее насыпаем немного нашего порошка и бережно полируем поверхность – хоть браслета, хоть корпуса. В заключение протираем чистой тряпочкой, тоже мягкой и сухой.
Серебряные часы
Для серебра можно использовать и воду. Хорош раствор, состоящий из нашатырного спирта (или столового уксуса) и соды. Эту субстанцию наносим на изделие и оставляем на полчаса-час, затем протираем влажной салфеткой и, наконец, полируем тканью или микрофиброй.
Правильное хранение часов
Здесь нам придется вернуться к аналогии с автомобилями, которую мы уже проводили, говоря о техобслуживании. С хранением, в общем, тоже похоже. Машину, конечно, лучше содержать в гараже, предпочтительно – в теплом. Но есть разница: если авто более-менее спокойно выдерживает стоянку на открытом воздухе, даже под дождем и снегом, но часам это никак не подходит. Да и хранить дома наручные часы нужно правильно, избегая таких рисков, как попадание на них грязи, пыли, жидкостей (например, когда вы делаете дома ремонт или готовите что-то на кухне), падений, ударов и т.п.
Для хранения часов, если вы их некоторое время не носите и не испытываете потребности то и дело поглядывать на них, может подойти и обычная коробка из-под чего-нибудь, но, конечно же, гораздо лучше использовать специальный кейс. Такие кейсы и приспособлены к хранению часов должным образом, и, вдобавок, красивы. А для хранения часов с автоподзаводом выпускаются специальные шкатулки, в которых часы не только хранятся, но и подзаводятся. Такие вотчвиндеры, они же тайммуверы, работают от батареек и/или от сети, рассчитаны они на одни, двое, четверо и т.д. часов (что не лишнее, если у вас целая коллекция), предлагают выбор разных режимов автоподзавода, отделываются деревом, кожей, современными материалами.
Обслуживание швейцарских часов
Иногда спрашивают: а как ухаживать именно вот за швейцарскими часами? Есть ли какие-то особенности, отличающие их обслуживание от такового для часов японских, немецких, российских и всех прочих? Отвечаем: никаких принципиальных отличий нет, да и быть не может. Другое дело, что часы с маркировкой Swiss made, как правило, являются предметом особой гордости их обладателя, так как они практически всегда высокого качества и недвусмысленно свидетельствуют в пользу статуса владельца таких часов. И не очень приятно, если ваши любимые швейцарские часы вдруг станут барахлить или вовсе остановятся, или потеряют вид из-за царапин на браслете и корпусе вследствие неправильной очистки, или окажутся на потерявшем вид ремешке, потертом или грязном. Поэтому все, что мы порекомендовали вам выше, стоит соблюдать для швейцарских часов максимально строго.
Чем смазать часовой механизм настенных часов в домашних условиях
William Warby, flickr.com CC BY
Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.
Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого – скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).
Именно такое клеймо – с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle – было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.
Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent – патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.
Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию – длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).
Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.
Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем.
Как устроены настенные часы с боем?
Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.
В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.
Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.
Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами – передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).
Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.
Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».
На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача – минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.
Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.
Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.
Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.
Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.
Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.
При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).
Какие инструменты понадобятся для работы?
В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:
Как разобрать настенные часы?
При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.
Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.
Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая – на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.
После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.
Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.
Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.
Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.
Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.
Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.
Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.
Как промывать детали настенных часов?
После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.
Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.
Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.
Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.
Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.
Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.
Как собрать настенные часы?
Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.
Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.
После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.
Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.
Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.
Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.
Смазка настенных часов
Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.
Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами – моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям – они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.
В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.
Регулировка настенных часов
Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.
Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.
Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.
Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).