чем скрепляли письма раньше

Сургуч

чем скрепляли письма раньше. Смотреть фото чем скрепляли письма раньше. Смотреть картинку чем скрепляли письма раньше. Картинка про чем скрепляли письма раньше. Фото чем скрепляли письма раньше

чем скрепляли письма раньше. Смотреть фото чем скрепляли письма раньше. Смотреть картинку чем скрепляли письма раньше. Картинка про чем скрепляли письма раньше. Фото чем скрепляли письма раньше

Сургу́ч (тюрк. [1] ) — окрашенная плавкая смесь, состоящая из твёрдых смол и наполнителей, которую применяют для нанесения рельефных печатей на почтовые отправления (письма, пакеты, бандероли, посылки и др.).

Содержание

Этимология

История

чем скрепляли письма раньше. Смотреть фото чем скрепляли письма раньше. Смотреть картинку чем скрепляли письма раньше. Картинка про чем скрепляли письма раньше. Фото чем скрепляли письма раньше

чем скрепляли письма раньше. Смотреть фото чем скрепляли письма раньше. Смотреть картинку чем скрепляли письма раньше. Картинка про чем скрепляли письма раньше. Фото чем скрепляли письма раньше

Сургуч представляет собой при обыкновенной температуре твёрдую различного цвета массу, плавящуюся при сравнительно небольшом нагревании и в жидком или полужидком состоянии способную склеивать. Сургуч — изобретение индийское и стал известен в Европе в средних веках, куда перешёл, по-видимому, из Испании, как показывает его раннее французское название (фр. cire d’Espagne ). [2]

Изначально сургуч использовался для запечатывания так называемых «закрытых писем», а позднее (приблизительно с XVI века) и конвертов. В России сургучные печати стали употребляться с конца XVII века. [3] Сургуч также применяли для создания впечатления скрепления печатью важных документов или для герметичного уплотнения сосудов, например, для уплотнения клапанов кларнета. Хотя теперь сургуч используется в основном в декоративных целях, раньше он применялся для того, чтобы гарантировать подлинность содержимого конверта.

Несмотря на различия в рецептах сургуча, всех их можно разделить на те, что существовали до, и те, что появились после начала торговли с Ост-Индией. В средние века его обычно делали из пчелиного воска, который расплавляли, смешивая с «венецианским терпентином», зеленовато-жёлтым смолистым экстрактом европейской лиственницы. В самом начале сургуч получался бесцветным, в более поздние времена ему часто придавали красный цвет с помощью киновари. В качестве красящих веществ иногда использовали еловую живицу и аурипигмент.

В XVI веке португальцы привезли новый рецепт сургуча из Ост-Индии. Поэтому сургуч в те времена часто называли «испанским воском». По новому рецепту сургуч стали изготовлять из смеси (в различных пропорциях) шеллака, терпентина, бензойной смолы, стираксового масла, толуанского бальзама, канифоли, мела или гипса, а также красящего вещества (часто той же киновари или свинцового сурика), но необязательно с добавлением воска. Доля мела варьировала: более грубый сургуч использовался для запечатывания винных бутылок и варенья, более мелкий — для запечатывания документов. Добавление мела или цинковых белил было также необходимо для того, чтобы сургуч не слишком быстро капал.

Первоначально сургуч делали красным (за счёт вышеупомянутых киновари и свинцового сурика либо красной окиси железа), но позднее он мог быть и чёрным (благодаря добавлению ламповой сажи или жжёной слоновой кости), зелёным (за счёт ярь-медянки) или жёлтым (за счёт хромового жёлтого). Иногда, как это, например, практиковалось Британской монархией, различным типам документов присваивались различные цвета печатей.

С 2011 года Почта России решила отказаться от использования сургуча при опечатывании корреспонденции и заменить его на современные средства защиты почтовых отправлений. Причинами такого отказа являются:

Состав

Сургуч вообще является смесью твёрдых смол, к которым прибавляются терпентин, летучие масла, бальзамы и разные красящие вещества. Хороший сургуч должен быть гладким, блестящим и не хрупким, должен выносить, не теряя твёрдости, самую высокую летнюю температуру, при зажигании не должен давать много дыма и неприятного запаха и делаться слишком жидким (не должен капать). В изломе хороший сургуч должен быть гладким и не слишком матовым. Печать, воспроизведённая сургучом, не должна изменять первоначального цвета и не должна терять глянца.

Материалами для сургучного производства служат главным образом шеллак и терпентин, к которым прибавляются: мастика, сандарак, росный ладан (для лучших сортов), канифоль и каменноугольная смола (для простых), толуанский и перуанский бальзамы, а также эфирные масла (гвоздичное, лавандовое и др.) — для заглушения неприятного запаха горящей смолы, различные минеральные вещества индифферентного характера (мел, гипс, тяжёлый шпат, магнезия, цинковые белила и т. д.), которые служат для увеличения выхода сургучной массы и для придания ей густоплавкости.

Шеллак при изготовлении дорогих сортов сургуча должен быть предварительно обесцвечен удалением входящего в состав его красно-коричневого красящего вещества, которое оказывало бы вредное влияние на светлые и нежные цвета. Шеллак обесцвечивается тремя способами:

В обоих последних случаях шеллак выделяется из раствора осаждением соляной кислотой, после чего промывается до исчезания кислой реакции и сушится. Беленый шеллак представляет шелковистые, блестящие чешуйки желтоватого цвета. [2]

Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром, причём эти вещества не должны содержать частиц дерева.

Для цветных сургучей употребляются следующие краски [2] :

Приготовление

При расплавлении сургучной массы заботятся прежде всего о том, чтобы масса эта не перегревалась и плавилась при возможно низкой температуре, для чего устраиваются специальные печи, в которых плавильные железные эмалированные котелки нагреваются на песчаных банях горячим воздухом. Прежде всего плавят шеллак, прибавляют затем последовательно терпентин, индифферентные минеральные вещества и краски, всё время тщательно перемешивая деревянной лопаточкой. Пахучие и летучие вещества прибавляют под конец перед формованием сургучных палочек. Когда масса сделается однообразной, берут пробу и исследуют её на цвет, излом и т. д. Если масса готова, то она разливается в формы, состоящие из четырёхугольных латунных плит, по длине которых вырезаны соответствующей формы каналы (сверху на 2 мм шире, чем внизу). Длина каналов в два раза больше длины нормальных сургучных палочек; для круглых и овальных палочек делаются разборные формы. Обыкновенно не советуют охлаждать формы холодной водой для скорейшего остывания вылитого сургуча, потому что последний делается от этого хрупким и ломким.

Если палочку нужно бронзировать, то форма предварительно посыпается бронзовым порошком. Если форма гравирована, то гравированные места следует слегка смазать скипидаром, чтобы палочка вынулась легко, что обыкновенно происходит, если форма сделана чисто. После формования сургучные палочки подвергаются ещё полировке (для придания блеска и глянца) и штемпелеванию. Для этого палочки вносятся на короткое время (достаточное для расплавления их только с поверхности) в специальную печь, после чего штемпелюются и разрезаются пополам. Если требуется палочки золотить или серебрить, то нужные места смазываются крепким спиртом с помощью кисточки, после чего накладываются металлические листики, которые крепко пристают. [2]

Рецепты

Из числа многих рецептов для приготовления сургуча Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [2] указывает для примера следующие:

1. Красный сургуч высший сорт: шеллак — 120 частей, терпентин — 80, киноварь — 90, скипидар — 20, магнезия — 30; почтовый сургуч: шеллак — 20, канифоль — 80, терпентин — 50, скипидар — 5, мел — 30, гипс — 5, сурик — 60; сургуч для пакетов: канифоль — 200, сосновая смола — 100, терпентин — 50, мел — 75, скипидар — 3, окрашивается умброй или болюсом. 2. Жёлтый сургуч шеллак — 76, терпентин — 85, сосновая смола — 45, магнезия — 18, жёлтая хромовая краска — 25. 3. Зёленый сургуч шеллак — 70, терпентин — 80, сосновая смола — 40, магнезия — 15, берлинская лазурь и жёлтый крон — 25. 4. Синий сургуч шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 35, магнезия — 10, мел — 20, ультрамарин — 20—25 частей. 5. Коричневый сургуч шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 40, гипс — 20, мел — 20. 6. Чёрный сургуч шеллак — 50, терпентин — 90, сосновая смола — 65, мел — 40, сажа — 12. 7. Бёлый (просвечивающий) сургуч обесцвеченный шеллак — 30, густой терпентин — 40, мастика — 50, белила баритовые — 30. 8. Восковой сургуч белый воск — 50, терпентин — 15, киноварь — 10, глицерин — 5.

На сегодняшний день имеется богатый спектр синтетически полученных цветов, но в основном до сих пор используются следующие сургучи [4] :

Использование

Обычно сургуч можно приобрести в форме куска (иногда — свечи́ с фитилём) или в виде гранул. Кусок сургуча плавится над свечой с одного конца (гранулы нагреваются в ложке над свечой) и затем проливается туда, куда это необходимо, обычно на клапан конверта. Пока сургуч не успел затвердеть, на нём делается оттиск печатки с рисунком (часто печатки были на перстнях), и таким образом запечатывается конверт. Для расплавления кускового сургуча применяется сургучница.

Источник

Чем скрепляли письма раньше

В 1977 г. издана первая часть книги А. Н. Вигилева «История отечественной почты», положительно встреченная читателем, в которой была изложена история развития средств связи в России с IX и до середины XVII века. Предлагаемая читателю вторая ее часть посвящена развитию средств связи нашей Родины в конце XVII — второй половине XVIII вв.

Во второй половине XVII в. создается русская регулярная общедоступная почта. Первые ее линии пошли за рубежи государства в «немецкие» страны, так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам языках. Отсюда и пошло наименование почты в Ригу и Вильно[1] — «немецкая», в отличие от ямской, обслуживающей внутренние линии. Термин «немецкая» сначала применялся только в устной речи, а с конца XVII в. перешел и в официальные документы. Рижскую и виленскую почты иногда именовали «купеческими», потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. Подчинялась «немецкая» почта сначала Посольскому приказу, а после его ликвидации Коллегии иностранных дел. Кроме упомянутых линий связи в Ригу и Вильно существовали еще архангельская (с конца XVII в.), петербургская (с первой четверти XVIII в.) и смоленская (с середины XVIII в.) «немецкие» почты. В своей деятельности русская служба связи использовала многие организационные формы зарубежных, почт. Однако «немецкую» почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она была государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг дом Турн-и-Таксис.

Не в пример «немецкой», сфера деятельности ямской почты распространялась по всей России. Только ее линии проходили в Сибири, юге страны, на Украине и в Белоруссии. Во многие города ямская почта ходила регулярно. В 30-х годах XVIII в. делается попытка создать силами ямщиков самый длинный в мире почтовый тракт из Петербурга в Охотск и далее на Камчатку. По нему должны были доставляться письма участникам Великой Сибирской экспедиции капитана-командора В. Беринга. И нет вины устроителей камчатской почты в том, что связь не удалось осуществить. Очень суровые природные условия не позволили организовать скорую гоньбу между Якутском и Охотском.

Существование параллельно двух почт — «немецкой» и ямской — создавало много неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам. Например, одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: «немецкая», доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская, возившая, кроме правительственной почты, корреспонденцию местных административных учреждений и грамотки дворян. Причем ямская служба связи брала за свои услуги с. отправителей писем денег значительно меньше, чем «немецкая». Такое положение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в. начинается слияние обеих почтовых служб.

Огромное значение для развития отечественной почты имело установление линий связи с губернскими городами. Впервые они организуются в 1712 г. для сношений Сената с наместниками отдельных областей. А спустя короткое время губернские почты переходят в подчинение Ямской канцелярии и становятся общедоступными. Ямской почтамт доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России — от Минска до Иркутска. Ему подчинялась также «фруктовая» почта, доставлявшая из Астрахани в Петербург не только письма, но и виноград, арбузы, дыни. Со второй половины XVIII в. начинают действовать почтовые линии с некоторыми уездными городами, особенно с теми, которые являлись промышленными центрами или местами добычи таких жизненно необходимых полезных ископаемых, как, например, поваренная соль или железная руда. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.

С доставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщений выполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовали средства передвижения. Если в районе боевых действий плохо обстояло дело с организацией почтовой гоньбы, это сказывалось порою и на ходе войны. Только с конца XVII в. в России начинает создаваться институт военных почтальонов, которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии. Существование связи такого рода узаконил Воинский Устав Петра I, в который вошла статья «О чине полевой почты».

До конца XVII в. в России для запечатывания почты применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров. На рубеже XVII–XVIII вв. вводятся специальные почтовые печати сначала на «немецкой», а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. Учитывая, что в наше время появилось большое количество фальсификатов домарочных писем, автор книги очень подробно описывает признаки, присущие отправлениям XVII–XVIII вв.

В этот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации. В конце XVII — начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась в почтмейстерских книгах. С 30-х годов

XVIII в. появляются специальные реестры на письма, которые мало чем отличались от записей в книгах начальников над почтами и составлялись по произвольной форме. На ямской почте продолжали сохраняться «проезжие столбцы», рождение которых относится к концу XVI в., и «загонные книги» — основной документ, по которому правительство рассчитывалось с ямщиками за совершенные поездки с почтой.

В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются «образцовые» почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию. С ними связан огромный по своей значимости документ — «Проект о заведении почтовых станов и о должности содержателей», на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На «образцовых» почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием «станционный смотритель». С 1773 г. русская почта начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время появляются новые почтовые термины: эстафета, пост-пакет, куверт (конверт). Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как их тогда называли, «тележной почты». Однако практического применения эти проекты не получили, так как доходы от почтовых фургонов не покрывали расходов на их содержание.

С почтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них дипломат П. П. Шафиров, историк и горный инженер В. Н. Татищев, полководец Б. П. Шереметев.

Автор проводит сравнение русской службы связи с доставкой корреспонденции в Англии и Швеции — странах наиболее в то время развитых в почтовом отношении.

Книга готовилась автором на протяжении многих лет, написана на основе архивных материалов, часть из которых публикуется впервые. Материал подан достоверно, интересно и по четкой системе, что позволяет достаточно ясно представить себе одну из страниц яркой истории многогранной культуры нашей великой Родины.

На международных филателистических выставках «Соцфилекс-78» в Сомбатхее (Венгрия), «Прага 1978» и «На страже мира и социализма» в Варшаве первая часть книги «История отечественной почты» была отмечена медалями.

Работа насыщена значительным фактическим материалом. Тем не менее книга не претендует на полноту изложения темы. На наш взгляд, она представит значительный интерес для широкого круга читателей и будет встречена им с одобрением.

Московский «почтарный» двор и его почтмейстеры

Самый древний почтовый двор нашей столицы находился в Кремле и помещался не на каком-то вполне определенном месте, а занимал всю территорию крепости. Если уж быть совершенно точным, то и «почтамтов» было не один и даже не два, а несколько десятков.

Источник

Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

Вариант 6 ЕГЭ – 2021 И.П.Васильевых, Р.А.Дощинский

(1 )До наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица, каждая из которых существовала в IXX веках, однако буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. (2)Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре буквы этой азбуки заимствованы из византийского ус­тавного письма, к ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи, и добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки. (3) кириллица, многократно преображённая и теперь устоявшаяся в соответст­вии с требованиями нашего времени, была использована для русского языка.

1) Глаголица и кириллица — две славянские азбуки, которые существовали в IX-X ве­ках и дошли до нашего времени изменёнными многократно в соответствии с требова­ниями времени.
2) Из двух славянских азбук — глаголицы и кириллицы, существовавших в IX-X ве­ках, для русской письменности была выбрана впоследствии многократно изменённая кириллица, более простая в начертании букв и способная передавать особенности славянской речи.
3) Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре бу­квы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма, к ним были до­бавлены буквы, передающие звуковые особенности славянской речи.
4) В кириллице использовались двадцать четыре буквы, которые были заимствованы из византийского уставного письма, причём добавленные буквы сохраняли общий стиль азбуки.
5) Кириллица — славянская азбука, существовавшая в IX-X веках одновременно с гла­голицей и впоследствии многократно изменённая, была использована для русской письменности, что объяснялось простым начертанием букв и способностью переда­вать особенности славянской речи.

2. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте про­пуска третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
красИвее квартАл
заселенА прИданое
началА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите по­добранное слово.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ здание крупной тепловой электростанции, построенное по про­екту архитектора В.Н. Башкирова, — один из лучших образцов промышленной архитек­туры в Москве.
Филологи подчёркивали ВЫСОКОЕ патриотическое звучание найденных писем, исполь­зование в них разнообразных литературных источников, среди которых значительное ме­сто занимали античные.
В русских сказках заяц обычно ПУГЛИВЫЙ, словно от латинского наименования вида Lepus timidus — «робкий заяц».
Осенью мы иногда жалуемся на РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, упадок сил, нарушенный сон и списываем всё на унылый пейзаж и отсутствие солнечных лучей.
Семейных конфликтов здесь не бывает, СОСЕДСКИЕ распри крайне редки, люди по от­ношению друг к другу неизменно доброжелательны и отзывчивы.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Исследователи в области физики ядра и элементарных частиц добились успешной побе­ды не только в познании микромира, но и в развитии методов научного анализа.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.
ДИРЕКТОРА школ наперекор ИМ
отряд ПАРТИЗАНОВ МУРЛЫЧЕТ котёнок
на ДВУХСТАХ листах

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в кото­рых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую по­зицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложе­ния с причастным оборотом

B) нарушение в построении предложе­ния с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) нарушение в построении сложного предложения

1) Картину А.И. Куинджи «Радугу» искусст­воведы считают одним из шедевров позднего периода творчества художника.

2) Исследователи считают, что местом первич­ного обитания индоевропейцев было Север­ное Причерноморье.

3) Рататуй — овощное рагу южан, сегодня оно завоевало не только любовь французов, но и всего мира: слово «рататуй», согласно «Ис­торическому словарю французского языка», впервые упоминается в 1778 году.

4) В словаре-справочнике «Правильность рус­ской речи» представлен развёрнутый список лексических штампов.

5) В продолжение очень недолгого времени стоит предвещающая тишина перемену по­годы, и гряда тёмно-серых туч, неожиданно появившихся на небосклоне, движется в юго-восточном направлении.

6) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.

7) Приблизившись к оконному стеклу, была видна даже тончайшая паутинка, протя­нувшаяся между тёмно-зелёными и чуть желтеющими ветвями.

8) В романе Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый» существуют заметные «се­мантические сдвиги», создающие впечатле­ние архаичности языка.

9) Михаил Васильевич Ломоносов установил то, что северное сияние имеет электриче­скую природу.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) уплотнить, завизировать, скрепить (листы)
2) раздражение, росток, покарать
3) облегчить, ворсистый, прославление
4) достижение, поддержать (друга), укротитель
5) костюмный, свидетельствовать, долина

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..целение, бе..личный, ра..пространённый
2) мед..нститут, супер..гра, пере..начить
3) непр..емлемый, непр..ступный, пр..плясывать
4) раз..гнал, пр..хлада, об..греватель
5) ин..екция, порт..ера, из..яснительное

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дотраг..ваться, реч..вой
2) однофамил..ц, притягат..льный
3) просе..л, марл..вый
4) потч..вать, подстра..ваться
5) обескураж..вающий, милост..вый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бор..щийся (с опасностью), (мужчины) бре..тся
2) маяч..щие (огни), (танцоры) круж..тся
3) (диски) крут..тся, кле..щий (карандаш)
4) стел..щийся (туман), (учителя) провер..т
5) непросе..нное (зерно), понаде..вшийся

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите это слово.

Вопрос о технологии возведения египетских пирамид порождает самые разные, в том числе (НЕ)ВЕРОЯТНЫЕ, гипотезы, вплоть до существования в древние времена принци­пиально иной цивилизации.
По-уральски пион называется «марьиным корнем», я особенно полюбил этот цветок, (НЕ)РАСПУСКАЮЩИЙСЯ обычно раньше конца мая.
Украшающие избу занавески, коврики и полотенца вовсе (НЕ)РУЧНОЙ работы, они соз­даны местной промышленностью.
(НЕ)ТАК давно осьминогов считали «живыми ископаемыми», близкими к исчезновению, но оказалось, что эти представления далеки от действительности.
Конечно, я выполнил предписание командира корабля, (НЕ)СКРЫВ при этом, что оно шло навстречу моему желанию.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Этот бульвар и всегда КАК(БУДТО) пустынный, а в знойный полдень тем более ВРЯД(ЛИ) здесь кого увидишь.
Обрывистые (СЕРО)БУРЫЕ скалы громоздятся, КАК(БЫ) поднимаясь к облакам, глубо­кие долины покрыты вечными снегами, деревья здесь не растут.
По бездорожью лошадь идти не хотела, (ТЕМ)БОЛЕЕ через заросли, и путники останови­лись (В)ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ В.А. Обручев продемонстрировал коллекцию из нескольких тысяч геологических и палеонтологических образцов, а ТАК(ЖЕ) предоставил ценные сведения по географии и этнографии исследованных территорий.
Брат знал, ТАК(ЖЕ) как знала и сестра, что рано или поздно наступит день, когда они (ПО)НЕВОЛЕ заговорят и простят друг другу долгое молчание.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Территория парка была запуще(1)а: в нём не существовало ни аллей, ни дорожек, вер­хушки берёз были усея(2)ы вороньими гнёздами, и эти птицы по утрам поднимали такой неслыха(3)ый гвалт, что соверше(4)о заглушали человеческие голоса.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Специфическими чертами ландшафта Тулы можно считать чёткое построение силуэта города и нарастание архитектурной значимости застройки от периферии к центру.
2) Возле дома и в саду не слышно ни шороха ни шелеста.
3) Московский Кремль и по сей день является градообразующим и историческим и культурным и политическим центром города.
4) Яблони груши вишни непередаваемо хороши в пору цветения.
5) В Талашкине удалось возродить всё великолепие былой действительности и никогда ещё городское творчество не соприкасалось так тесно с развивавшимся в течение многих столетий искусством народа.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И.И. Левитан (1) вглядываясь в небесную синеву (2) сквозящую в жаркий день в верхуш­ках деревьев (3) словно купающихся в этой синеве (4) вдохновенно работал.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Архитектура садовых домов в России была самой разнообразной и (1) пожалуй (2) более свободной, чем в городе, так как дачное строительство не так строго регламентировалось, как городское; среди построек (3) как известно (4) преобладал стиль, навеянный Средневековьем; много было сооружений в неорусском стиле.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предло­жении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В усадьбе «Ясная Поляна» восстановлен уникальный сад (1) из стародавних российских сортов яблонь (2) многие (3) из которых (4) считались утраченными.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Исследователи письменности индейцев племени майя вскоре поняли (1) что индейские иероглифы не могли быть буквами (2) поскольку их слишком много (3) и (4) хотя индей­цев майя к XX веку уцелело немало (5) среди них не осталось никого (6) кто знал бы древнюю письменность и мог бы помочь учёным.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же прави­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Историки до сих пор не могут определить, откуда взялось такое необычное слово — Гат­чина. (2)То ли от села Хотчино, которое располагалось здесь в XV веке, то ли от русского выражения «гать чинить», то ли от немецкого — «хат шён», что значит «имеет красоту». (З)Первый хозяин, точнее, хозяйка усадьбы — сестра Петра Великого Наталья Алексеевна, получившая Гатчинскую мызу в подарок от брата. (4)В 1717 г. земли перешли в руки лейб- медиков Петра. (5)Прошло время — гатчинские земли перешли в распоряжение дворцовой канцелярии, на некоторое время об усадьбе забыли, пока в 1726 г. туда не заехала Екате­рина II, которая выкупила у наследников и подарила Павлу Петровичу «мызу Гатчино с тамошним домом». (б)Приоратский дворец — архитектурный символ Гатчины, его своеоб­разная визитная карточка. (7)Этот дворец — уникальное строение, сооружённое в 1799 го­ду по замыслу архитектора Н.А. Львова.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)0днажды я получил письмо от Елены Константиновой. (2)Вот оно.
«(3)Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные квар­тиры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. (4)Так мы и въехали в од­ну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, её глава и хранительница — бабушка Сера­фима Ивановна — осталась с нами. (5)Да и как мы могли без неё? (6)Она так легко и весело решала все наши проблемы и жизненные неурядицы. (7)Когда её младшая дочь провалилась на экзаменах в институт, дед гневался, а бабушка сказала, что она даже рада, так как учёность ума не прибавляет. «(8)Бери, Маша, иголку в руки и покажи своё искусство», — прибавила она. (9)И действительно, моя тётя всю жизнь замечательно шьёт и хорошо зарабатывает, и все вокруг неё ходят нарядные. (10)А ещё до моего рождения в доме, где жила бабушка, был по­жар, и все вещи сгорели, семья плакала, а бабушка смеялась: «Вот и прекрасно, начнём снача­ла, а то заросли вещами». (11)Разбивалась чашка в доме, бабушка всегда говорила: «Слава богу! (12)Давно она мне надоела».
(13)Жизнь у неё была нелёгкая, но радости почему-то не отняла. (14)В войну она прово­дила на фронт сына, дочь и зятя (дед был инвалидом). (15)На сына получила бумагу: «Пропал без вести». (16)Нас, всех остальных, бабушка увезла в эвакуацию. (17)И среди первых моих детских впечатлений есть такое: самолёты бомбят поезд. (18)Мы лежим в яме, на земле. (19)И я из своего укрытия пристально слежу за бабушкой, которая выносит из горящего вагона ма­леньких детей — в соседнем вагоне везли детский дом — и одного за другим, а то и по двое, по трое на руках бегом относит в заросли кустарника. (20)Самолёты летают низко и поливают бе­женцев из пулемётов. (21)А она как будто не видит этого.
(22)Разместили нас потом в деревне под Кировом. (23)И помню, как бабушка приходила с полевых работ уставшая и приносила овощи, но никогда не давала нам одним всё съесть. «(24)Сначала спросим, чем сегодня сирот кормили», — говорила она, и мы шли в соседнюю из­бу, где поселили детский дом, и бабушка разворачивала из телогрейки чугунок с картошкой. (25)А дети кричали: «Добавка пришла!» (26)И там, в эвакуации, и позже, в Москве, бабушка на каждый Новый год наряжалась Дедом Морозом и придумывала разные игры для взрослых и детей. (27)Вообще всеми праздниками распоряжалась она, и чей-нибудь день рождения обсуж­дался заранее сообща: подарки, шутки, розыгрыши. (28)Но когда в дом приходило горе, ба­бушка плакала и горевала открыто и очень сильно. (29)Помню, как неистово она просила про­щения, стоя у гроба своего мужа. (ЗО)Хотя она любила и берегла деда и всегда делала вид, что его слово решающее в семье. (31)0на добавила ему несколько лет жизни своей заботой о нём, когда он уже не мог вставать.
(32)Сейчас моей бабушки уже нет в живых. (ЗЗ)Но она всегда у меня перед глазами как живая. (34)Как бы бабушка поступила? (35)Что бы сказала? (36)Так я часто думаю, оказываясь в безвыходной ситуации. (37)Такая правда от неё исходила. (38)Правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души.
(39)Однажды я спросила бабушку, какие годы ей запомнились больше всего, в какой воз­раст она хотела бы вернуться. (40)Я надеялась, что бабушка скажет: «В твой». (41)А она заду­малась, глаза её затуманились. (42)И она ответила: «Хотела бы, чтобы лет тридцать шесть — тридцать восемь мне опять стало. » (43)Я ужаснулась: «Бабушка, разве тебе молодой не хочет­ся стать?» (44)Она смеётся: «Это ты про шестнадцать лет, что ли, думаешь? (45)Это пустой воз­раст. (46)Ещё ничего человек не понимает. (47)А вот сорок — это да!» (48)Кажется, мимолёт­ный разговор, а как скрасил он мне жизнь!
(49)Жизнь у меня, как у всех, течёт. (50)Бывают минуты, когда кажется, что сил не хва­тает. (51)И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, ещё не всё потеряно. (52)Она уме­ла радоваться жизни до своего последнего дня».
(По Е.М. Богату*)

Евгений Михайлович Богат (1923-1985) — советский журналист, писатель.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчица вспоминает, как горевала Серафима Ивановна, когда её дочь не посту­пила в институт.
2) Сын Серафимы Ивановны — бабушки рассказчицы — без вести пропал на фронте.
3)Во время эвакуации в деревне под Кировом Серафима Ивановна работала на поле, за­работанную еду делила между своей семьёй и детьми из детского дома.
4) Серафима Ивановна бережно относилась к вещам и жалела, когда какая-либо до­машняя утварь ломалась, билась.
5) Бабушка рассказчицы считала, что в шестнадцать лет человек ещё ничего не понима­ет в жизни.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 3.
2) Предложения 30-31 включают рассуждение.
3) Предложения 32 и 33 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 34-36 представлено повествование.
5) В предложениях 45-48 представлено описание.

24. Из предложений 27-31 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 32-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Елена Константинова сумела создать живой и запоминающийся образ бабушки — че­ловека, который помог ей сформировать своё мировоззрение и мировосприятие. Речь ав­тора письма эмоциональна, образна, наполнена разнообразными средствами вырази­тельности, позволяющими точнее и ярче выразить мысли и чувства. Среди использованных рассказчицей средств выразительности синтаксическое средство —(А) ____ (предложение 5), приём — (Б)___ (в предложении 13, предложения 20—21); тропы: (В)_____ («душа семьи» в предложении 4) и (Г) («как спасение» в предложении 51)».

Список терминов:
1) сравнение
2) литота
3) эпитет
4) риторический вопрос
5) противопоставление
6) вводные слова
7) гипербола
8) метафора
9) цитирование

Часть 2
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понима­ния проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами- иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *