чем сделать разметку на полу в магазине при коронавирусе
Отсутствие специальной разметки для соблюдения дистанции в магазине: как в судебном порядке смягчить или отменить наказание
|
yupiramos / Depositphotos.com |
Начиная с марта прошлого года был предпринят ряд мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Одной из таких мер стало введение обязанности для организаций и индивидуальных предпринимателей по нанесению специальной разметки для соблюдения социальной дистанции длиной не менее 1,5 метра. При этом в субъекте РФ могут применяться правила, установленные на его уровне в зависимости от особенностей ситуации по распространению инфекции (подп. «б» п. 6 ст. 4.1, подп. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).
Граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года).
Таким образом, нарушение обязанности по обеспечению социального дистанцирования в месте массового пребывания (в том числе в виде отсутствия специальной разметки) может привести к штрафу по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ. Административное наказание предусмотрено следующее:
В случае повторного нарушения административное наказание назначается в соответствии с ч. 2 ст. 20.6.1. КоАП РФ. Сюда же относятся случаи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния). В соответствии с данной нормой предусмотрено следующее наказание:
Как показывает практика, большую часть административных штрафов приходится на оптово-розничные торговые точки. При этом штрафуют как крупные компании, так и маленькие торговые точки. Оспорить данные иски крайне сложно. Так, например, за отсутствие социальной разметки были оштрафованы такие крупные магазины, как Дикси (Решение Московского городского суда от 8 декабря 2020 г. по делу № 7-12504/2020), торговый дом «ЦУМ» (Решение Московского городского суда от 02 декабря 2020 г. по делу № 7-14338/2020), торговый дом «Перекресток» (Решение Московского городского суда от 20 октября 2020 г. по делу № 7-12199/2020). Доказательствами нарушения выступают, в том числе, протоколы осмотра торгового зала магазина (осуществляется совместно с работником магазина), а также выступают фото- и видеоматериалы, отображающие отсутствие специальной разметки.
Анализ практики по административным делам продемонстрировал, что в некоторых случаях суды снижают назначенное наказание на более мягкое. Так, в одном деле административный штраф владельца магазина был заменен на предупреждение (Решение Верховного суд Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2020 г. № 7/1-200/2020). Для замены наказания суд учел следующие факторы:
В другом деле наказание в виде приостановления деятельности предприятия общественного питания сроком на 30 суток было заменено на наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. (Решение Ростовского областного суда от 27 августа 2020 г. № 7.1-696/2020). Суд принял во внимание отсутствие подтверждения ряда нарушений. Например, судья первой инстанции указал на то, что ответчиком не производилось обеззараживание воздуха в торговом зале магазина. Но при этом данные нарушения ни административным протоколом, ни иными материалами дела не были подтверждены, в связи с чем были исключены из постановления судом вышестоящей инстанцией. Также был принят во внимание тот факт, что ответчик к ответственности за однородные административные правонарушения не привлекался, а допущенные нарушения были устранены.
Прекращение производства по делу
В других случаях суды отменяют решения нижестоящих инстанций и вообще прекращают производство по делам. Так, например, в одном деле суд отметил, что материалы дела не содержат доказательств вины ответчика в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности, в том числе отсутствии специальной разметки для соблюдения социальной дистанции (Решение Новосибирского областного суда от 27 августа 2020 г. № 7А-360/2020). Из представленных материалов, в том числе видеозаписи, суд установил, что в помещении магазина специальная разметка нанесена, в магазине находятся покупатели, выбирая товар, скопления покупателей не наблюдается, сведения о проведении замеров, подтверждающих несоблюдение дистанции, материалы дела не содержат, в постановлении судьи не описано, в чем выразилось указанное нарушение, а также не указано, какими именно доказательствами подтверждено указанное нарушение.
В некоторых случаях социальные разметки длиной в 1,5 метров установить невозможно ввиду маленькой площади помещения например, в селах и деревнях, однако суды все равно штрафуют такие организации. Для субъектов малого и среднего бизнеса административный штраф в несколько тысяч рублей может быть критическим, вследствие чего его выплата грозит банкротством. Несмотря на то, что подавляющее большинство апелляционных жалоб по рассматриваемым делам суд не удовлетворяет, есть и положительная практика по оспариванию необходимости нанесения специальной разметки. Так, в одном деле ИП представил в суд письменное доказательство, из которого следовало, что площадь арендуемого им под магазин нежилого помещения составляет 8 кв. м. Верховный Суд Республики Татарстан по делу № 5-5341/2020 от 13 июля 2020 г. отменил решения нижестоящих инстанций, указав, что в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 г. № 208 «О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции» работа объектов розничной торговли возможна без специальной разметки при условии соблюдения требований к предельному количеству лиц, которые могут одновременно находиться в торговом зале объекта торговли, определяемому из расчета один человек (включая работников) на 4 кв. метра площади торгового зала (подп. «е» пункта 6 постановления Кабина РТ № 208). В помещении магазина индивидуального предпринимателя одновременно могут находиться не более двух человек, включая продавца магазина, в связи с чем нанесение специальной разметки суд не счел обязательным.
Указанные дела продемонстрировали, что решение суда первой инстанции по делам об обязанности нанести специальную разметку для соблюдения социальной дистанции можно не только оспорить и снизить размер наказания, но и отменить его. В отдельных случаях нанесение специальной разметки вообще не требуется. К таким случаям относится регулирование максимального количества посетителей в магазине, что также помогает соблюдать социальную дистанцию.
В случае несогласия с решением суда первой инстанции, попробуйте его обжаловать, собрав необходимые доказательства. На смягчение наказания влияет ряд факторов, таких, как первичное привлечение ответчика к административной ответственности, отсутствие какого-либо ущерба, предпринятые другие меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, а также содействие в проведении административного производства.
Рекомендации по организации работы магазинов непродовольственных товаров с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Перед открытием магазина проведение генеральной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму.
Организация ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками респираторных инфекций (повышенная температура, кашель, насморк); уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны (опрос, анкетирование и др.).
Организация при входе мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенных для этих целей (с содержанием этилового спирта не менее 70% по массе, изопропилового не менее 60% по массе), в том числе с установлением дозаторов; парфюмерно-косметической продукцией (жидкости, лосьоны, гели, с аналогичным содержанием спиртов) или дезинфицирующими салфетками.
Запрещение входа в магазины лиц, не связанных с их деятельностью.
Ограничение контактов между работниками и между посетителями путем организации обслуживания с соблюдением принципов социального дистанцирования:
— нахождение в торговом зале и у касс посетителей при условии соблюдения расстояния между ними не менее 1,5 м (в том числе путем нанесения соответствующей разметки).
— при невозможности соблюдения п.2.2.1 ограничение доступа посетителей в магазин.
— при непредвиденном скоплении очереди организация ожидания на улице с расстоянием между людьми не менее 1,5 м (в том числе путем нанесения соответствующей разметки).
— ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерыва на отдых: выхода за территорию (при наличии), перемещение внутри магазина.
— запрет приема пищи на рабочих местах.
— выделение для приема пищи специально отведенной комнаты с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком.
Соблюдение принципов социального дистанцирования работников (в том числе путем нанесения разметки для соблюдения расстояния 1,5 метра).
Обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей путем использованием бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование.
Наличие условий для соблюдения правил личной гигиены сотрудников, а именно частое мытье рук с мылом, использование кожных антисептиков с содержанием этилового спирта не менее 70% по массе, изопропилового не менее 60% по массе; парфюмерно-косметической
Наличие пятидневного запаса средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих и моющих средств.
Проведение проветривания помещений каждые 2 часа.
Проведение влажной уборки помещений и мест общего пользования (комнаты приема пищи, санузлов) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.
После завершения обслуживания каждого клиента на кассе проведение обработки всех контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму.
Обеспечить подтверждение проведения дезинфекционных мероприятий, позволяющее оценить объем, качество и своевременность проведенных дезинфекционных мероприятий (фото и/или видео фиксация).
Проведение ежедневной уборки с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму салонов транспортных средств с обязательной обработкой контактных поверхностей (поручней, ручек, подлокотников и т.д.).
Организация контроля за применением работниками средств индивидуальной защиты.
Организация в течение рабочего дня осмотра работников на признаки респираторных заболеваний с термометрией.
Временное отстранение от работы лиц из групп риска (старше 65 лет, имеющих хронические заболевания, сниженный иммунитет, беременных с обеспечением режима самоизоляции
Как сделать разметку социальной дистанции
В начале 2020 года большинство государств мира ввело общенациональный карантин с целью недопущения распространения вируса COVID-19. В летний период он был ослаблен, но осенью его, скорее всего, снова ужесточат, чтобы не допустить массовых заболеваний и переполнения больниц. Правила карантина требуют от людей соблюдения социальной дистанции, при этом правительство возложило ответственность и контроль на бизнес. Одним из обязательных условий стало нанесение разметки. Она нужна в местах массового скопления людей. В этой статье мы разберем, как сделать разметку склада или магазина, соблюдая требования общенационального карантина, какие материалы для этого используют, какие нормативы действуют в стране.
Отметим, что изначально правительство решило закрыть вообще все общественные объекты, включая магазины, парки, спортзалы и пр. Но впоследствии здравый смысл восторжествовал, и бизнесу разрешили работать с некоторыми ограничениями. Был изменен график некоторых заведений, торговые точки обязали иметь антисептик на входе, а также сделать разметку в магазине, которая позволила бы людям дистанцироваться друг от друга.
Действующие нормативы
Хотя правительство приняло распоряжение о введении карантина, каких-то конкретных требований к его соблюдению выдвинуто не было. Также не регламентируются и запросы к общественным организациям или помещениям. Согласно статистике ВОЗ, безопасным расстоянием между людьми является полтора метра – их вирус может преодолеть только в том случае, если больной не носит маску, чихает, не прикрываясь. Если вы задумываетесь о том, как сделать разметку дистанции в торговом помещении или на складе, то соблюдайте именно этот норматив.
Если пространства достаточно, то линии рисуют на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Минимальное значение между ними – 1 метр. При этом требований к нанесению полос фактически нет, что открывает владельцам бизнеса простор для фантазии. В большинстве случаев разметка делается:
1. При помощи специальной быстросохнущей краски. Ее наносят на пол через определенное расстояние.
2. При помощи липкой ПВХ-ленты разной толщины. Она наклеивается на плитку или другую поверхность. При необходимости ее можно легко заменить на новую.
Ограничения по социальной дистанции коснулись не только торговых точек, но и других общественных заведений. Как сделать разметку в спортзале, чтобы не нарушить требования закона?По сути, ее надо размещать только на входе в помещение перед стойкой администратора. В самом зале она не нужна, разве что можно очертить тренажеры по периметру, чтобы визуально отделить их, обозначить границы, которые не стоит пересекать.
Виды материалов
Теперь вы уже знаете, как сделать разметку социальной дистанции. Разберемся, какие именно материалы для этого использовать, как правильно их подобрать. Наиболее практичным вариантом считается поливинилхлоридная пленка. Она выпускается в различной цветовой гамме, может использоваться на любых объектах, включая детские сады и заведения общепита. При выборе ленты нужно учитывать следующие значения:
Клеить ленту рекомендуется на чистую сухую поверхность. При этом температура воздуха должна быть в пределах от 15 до 30 °C. На морозе ПВХ тоже можно зафиксировать, но при этом уровень адгезии будет низким. Как сделать разметку в магазине при коронавирусе, если вы хотите создать полосы большой длины, чтобы разграничить потоки? Используйте для этого специальный аппликатор, который позволяет эффективно работать с ПВХ. Старайтесь клеить их максимально ровно, при необходимости проведите предварительную разметку или натяните нить, чтобы видеть нужные плоскости.
Разметка в магазине: особенности размещения
В статье мы расскажем:
Неожиданно нагрянувшая эпидемия коронавируса стала для многих людей и организаций проверкой на выносливость. Для предотвращения распространения новой инфекции было принято много ограничительных мер, призванных защитить людей от заражения. В первую очередь имеется в виду ношение масок и перчаток в общественных местах. Но затронули эти меры не только обычных людей, но и организации.
Правительство страны выпустило ряд распоряжений, которые направлены на то, чтобы проконтролировать работу предприятий в период пандемии. Так, одним из нововведений стало соблюдение социальной дистанции, для чего и была придумана разметка в магазине. Во всех организациях, которые продолжают осуществлять свою работу вне зависимости от указа президента, должны быть специальные указатели. Как правильно это сделать и что грозит нарушителям, мы расскажем в этой статье.
Соблюдение дистанции как способ защиты от вируса
Ношение перчаток и масок способствует снижению риска заражения, но социальное дистанцирование остается наиболее надежным способом защиты во время карантина. Роспотребнадзор обязал все торговые точки нанести на полу специальную разметку, чтобы покупателям стало проще соблюдать эту дистанцию. Привлечение данной меры основано на том, чтобы помочь людям выдерживать безопасное расстояние и, соответственно, снизить риск заражения. Увидеть примеры правильных разметок можно в магазине в любой из различных точек общественных продовольственных сетей.
Во многих торговых супермаркетах дополнительно устанавливают оповещение с помощью внутренней голосовой связи об обязанности соблюдения необходимой дистанции. Помимо этого, в торговых секциях имеются информационные таблички и стенды, на которых подробно описаны возможные варианты распространения инфекции и способы защиты от нее. Во многих торговых точках демонстрируются видеоролики, популярно объясняющие причины дистанцирования. В некоторых залах магазинов на определенном расстоянии от касс, помимо разметки, установлены разделители и ограничители.
Сигнальные ленты для нанесения разметки
Какую разметку нужно наносить в магазинах? Сегодня этот вопрос является волнующим для многих собственников торговых точек и гипермаркетов. Сначала надо рассмотреть, при помощи чего ее можно обозначить на полу магазина.
Преимущественно наносят разметку посредством использования специальных сигнальных лент. Правилами Роспотребнадзора не запрещается нанесение разметки при помощи краски, однако применение специальных лент позволяет экономить не только время, но и деньги.
Выбор сигнальной ленты из скотча осуществляется с учетом того, в какой именно зоне будет нанесено ограничение. На участках, где необходимо предупредить о выступающих частях или иных опасностях, к примеру, ступенях или резких перепадах пола, а также при указании разметки по перемещению граждан, необходимо использовать ленту черно-желтой расцветки. Красно-белую ленту из скотча чаще всего применяют для обозначения опасных зон с повышенным риском заражения и для обозначения мест, на территорию которых запрещено входить посторонним лицам.
При выборе сигнальной ленты также имеются свои тонкости. Особенное значение при подборе сигнального скотча уделяется его составу. Для нанесения разметочных линий в торговых залах магазинов применяют надежные и износостойкие ленты из ПВХ. Они надолго сохраняют свое качество при различных механических воздействиях, не нарушая при этом эластичности и гибкости при распределении на волнистых и рельефных поверхностях. Надо учитывать, что при грамотном нанесении разметки из сигнальной ленты ПВХ можно, в случае повреждения, не удалять всю полоску, а менять только поврежденные участки, в отличие от полиэстерных.
Еще одним важным параметром является толщина сигнального скотча. Рациональную разметку в магазине нецелесообразно наносить из тонкослойной ленты, так как при постоянном воздействии со стороны потока покупателей она в скором времени станет негодной. С другой стороны, использовать слишком толстую ленту нежелательно, так как будут образовываться высокие «пороги», которые повлияют на преждевременный ее износ. Чем более тонкий слой будет иметь линия разметки, тем меньше она будет подвержена отрывам и иным механическим негативным воздействиям от обуви, колес и т. д. Оптимальной толщиной сигнальной ленты для нанесения разметки на полу магазина при коронавирусной инфекции является значение 0,15 мм.
Особое внимание следует уделить и типу клея, используемому при изготовлении сигнальных линий. Для высококачественных лент используют клей на каучуковой основе, обладающий адгезивными свойствами для соединения разнородных материалов. Такие скотчи прилипают на любые поверхности и надолго сохраняют свои свойства и внешний вид. Низкокачественные ленты очень быстро начнут расползаться. Их ширину выбирают с учетом габаритов зоны нанесения разметки в магазине. Для небольших участков целесообразнее использование более тонких скотчей, а для больших – широких. В некоторых случаях для дистанцирования покупателей применяют специальные наклейки.
Инструкция по нанесению разметки в магазине
Требования к разметке в магазине при карантине немногочисленны. При нанесении таких линий следует соблюдать короткую инструкцию, состоящую из нижеследующих пунктов:
Благодаря нанесению такой разметки дистанция между покупателями становится не менее 1,5–2 м. Обновление ленты должно происходить по мере ее износа.
Помимо этого, нельзя забывать о том, что, как для покупателей, так и для продавцов магазина, существуют требования обязательного использования средств индивидуальной защиты – медицинских масок и перчаток.
Нюансы нанесения разметки в магазине
Для рационального нанесения социальной разметки в магазине необходимо учитывать, что материал будет постоянно испытывать механические воздействия. Поэтому для увеличения срока его службы важно уделить максимальное внимание обезжириванию и очистке напольного покрытия.
Для обеспечения максимальной адгезии нанесение разметки можно осуществлять при помощи специальных ракелей либо роликов. При наклейке ленты внахлест (например, в угловых зонах) величина наложения должна составлять не менее 50 мм. Концы стыковочных частей необходимо максимально плотно, с приложением усилий, прижать к поверхности пола во избежание риска преждевременного отслоения.
В зонах с наиболее интенсивным движением покупателей отрыв разметки происходит чаще всего. Поэтому по краю ленты через каждые 15–20 см можно сделать надрезы. При этом способе не произойдет отрыва сразу больших фрагментов, а заменить маленькие участки намного проще, чем поменять всю ленту.
Законодательная база для штрафов
Нанесение санитарной разметки – один из наиболее проверенных способов предохранения от распространения инфекций. За отсутствие нанесения таких линий торговую точку могут привлечь к административной ответственности. Контролерами Роспотребнадзора регулярно проводятся проверки магазинов, контролируются наличие и качество нанесения сигнальных линий и маркировочных лент. При первичном нарушении на торговую точку может быть наложен штраф. При повторных нарушениях ей могут и вовсе запретить работать.
Требования нанесения разметочных линий для обеспечения дистанционного расстояния между покупателями в торговых центрах установлены на базе указаний Роспотребнадзора.
Такие рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативными актами, но их игнорирование может явиться основанием для привлечения руководителя магазина к административной ответственности.
Ни в одном федеральном законе фактически не закреплены требования по нанесению разметки. Тем не менее многие регионы России приняли свои региональные нормативные акты. Обязанность по нанесению разметки, к примеру, введена указом мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ (п. 12.2), затем вышло постановление губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ, затем был подписан указ губернатора Свердловской области от 30.03.2020 № 151-УГ и так далее.
По этой причине торговым предприятиям, нарушившим данные нормативные акты, вряд ли удастся избежать административной ответственности.
За нарушение требований, закрепленных в санитарных нормах и правилах, наказание будет обоснованным. В конкретном случае речь идет о документах, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ, Роспотребнадзором и т. д.
Более того, торговые центры, отказывающиеся по каким-то причинам производить разметочные и сигнальные линии, в большей степени игнорируют законы субъектов РФ, распоряжения и указы губернаторов о мерах защиты от коронавирусной инфекции.
Размер штрафов для торговой точки за отсутствие разметки
На первых этапах проверок к ответственности привлекали по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафов для предпринимателей в размере от 50 до 150 000 рублей, а для предприятий – от 200 000 до 500 000 рублей. Но такой подход был слишком суровым.
Административную ответственность за отсутствие нанесения сигнальных и разметочных линий в торговых центрах руководство несет в соответствии со статьей 20.6.1 КоАП, по которой максимальный размер штрафа составляет 300 000 рублей. Поэтому применение статьи 6.3. КоАП, по которой сумма штрафа может составить до 500 000 рублей, является неправомерным.
В указании Верховного Суда «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанной с применением законодательства и мерам по противодействию распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1» отмечено, что при случаях нарушений требований о нанесении разметки нужно применять именно статью 20.6.1. КоАП РФ.
При отсутствии необходимой разметки в магазине руководителя торгового предприятия могут привлечь к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за нарушение правил поведения во время режима повышенной готовности.
Статьей ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрен размер штрафа:
Такие штрафы за отсутствие разметки в магазине являются довольно существенными. Для маленьких продовольственных магазинов нарушение обернется очень значительными суммами. Помимо того, при игнорировании рекомендаций первой проверки могут оштрафовать неоднократно.
При возложении штрафа на магазин по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, опирающейся на позицию Верховного Суда, размер можно оспорить в суде в сторону его уменьшения.
Наличие дистанционной разметки для покупателей в магазинах во время распространения пандемии коронавируса является обязательным для исполнения требованием, пока не будет отменено постановлением Роспотребнадзора. Линии разметок должны обладать четким цветовым изображением и находиться в удовлетворительном состоянии. Поэтому по мере износа их следует регулярно обновлять и реставрировать.