чем с большей скоростью движется обгоняемый автомобиль тем
Чем с большей скоростью движется обгоняемый автомобиль тем
Самоучитель по вождению автомобиля
Обращение к читателю
В конце XX и в начале XXI века автомобиль наступил на Россию «широкими шагами» и вплотную вошел в нашу жизнь. С каждым днем увеличивается количество легковых и грузовых автомобилей на наших дорогах. Вместе с тем за последние годы увеличилось и количество ДТП. Статистика показывает, что свыше 80 % аварий происходит по вине водителей. К сожалению, уровень подготовки водителей и культура их вождения оставляют желать лучшего. Печально, но факт: существующая система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения, и прежде всего водителей, стала неэффективной. Наукой о безопасности дорожного движения доказано, что одними штрафами и другими принудительными мерами порядка на дорогах не добиться и что основной фундамент безопасности дорожного движения нужно закладывать на ранней стадии воспитания и обучения граждан. Поэтому необходимо со школьной скамьи учить растущее поколение основам безопасности и психологии, культуре поведения и этикета на дорогах и за рулем. Целесообразно разрабатывать методику сотрудничества автошкол с общеобразовательными школами и разрешить получать права в 16-летнем возрасте. Имея автомобиль, хотя бы ездить на нем, практически для любого молодого человека в возрасте 14–18 лет стало жизненной необходимостью, возможностью приближения к образу «настоящего мужчины». И в этом некого винить, кроме нас самих, превративших орудие передвижения в цель существования, в предмет, символизирующий успех.
Действительно, машина сегодня превратилась в объект поклонения, в нечто культовое. Это вопрос имиджа, символ места, занимаемого человеком в социальной иерархии. Можно сказать, что фраза «У меня есть автомобиль, следовательно я существую» заменила декартовское «Я мыслю, следовательно я существую». Одним словом, автомобиль составляет часть нашего материального и духовного мира.
А как обстоят дела с процессом обучения вождению?
Научиться управлять автомобилем – задача не слишком сложная, доступная даже детям. Доказательством тому могут служить хотя бы соревнования по картингу, победители которых – классные гонщики, хотя еще и дети. Да что дети, даже медведи в цирке ездят на мотоциклах!
Езда за рулем современного автомобиля, снабженного усилителем руля и тормоза, автоматической коробкой передач, бортовым компьютером, не требует физической силы, специальных навыков, легка и приятна.
Однако чтобы получить права на управление автомобилем и стать законным участником дорожного движения, необходимо в установленном порядке сдать экзамены в ГАИ. Для этого существуют курсы подготовки водителей в автошколах. Кроме этого, можно самостоятельно подготовиться и сдать в ГАИ экзамен экстерном. В любом случае необходимо всегда помнить, что автомобиль – источник повышенной опасности, его вождение – непрерывная, очень важная и ответственная работа и поэтому к обучению необходимо относиться со всей серьезностью.
Цель настоящего учебника – помочь кандидатам в водители самостоятельно приобрести навыки управления автомобилем. Это можно делать в спокойной обстановке на безопасной для себя, машины и окружающих площадке. В первой части книги приведены несколько уроков для самостоятельных занятий.
Знание ПДД, навыки управления автомобилем и чувство уверенности за рулем необходимые, но не достаточные условия для любого водителя. Мастерство, опыт и профессионализм, как и в любом другом деле, приходят со временем, после проехавших десятки тысяч километров.
Вторая часть книги посвящена методам и способам повышения мастерства, теории и практике безопасного вождения, анализа различных дорожных ситуация. Многочисленные иллюстрации помогут быстрому освоению изложенного материала. На практике есть всегда такая дорожно-транспортная ситуация, которая возникает впервые и водитель ее разгадать сразу не сможет и не готов безопасно выйти из нее. Однако надо ездить так, чтобы никогда не попасть в аналогичную ситуацию, а уж если попал, то безопасно для себя и других выйти из нее. Запомните, умный водитель тот, который умеет выходить из сложных ситуаций, а мудрый тот, который в такие ситуации не попадает.
Никто не застрахован от ДТП, но чтобы уменьшить вероятность попадания в ДТП, убедительно просим вас:
1. Хорошо изучайте и неуклонно соблюдайте ПДД и основы безаварийного вождения. Это залог безопасности всех участников дорожного движения.
2. Не отказывайте себе в удовольствии пропустить рюмочку-две. Пейте на здоровье, но никогда, ни при каких обстоятельствах не садитесь за руль в нетрезвом состоянии. В один прекрасный день последствия могут быть трагическими.
3. Относитесь с уважением к другим участникам дорожного движения. Будьте взаимовежливы, уступайте друг другу дорогу, всегда владейте собой, сохраняйте хладнокровие и выдержку за рулем. Учтите, нервозность – верный путь к ДТП.
4. Будьте терпимы к ошибкам других, помня о том, что они есть и у вас. Постарайтесь правильно прогнозировать развитие дорожной ситуации. Научитесь «читать дорогу».
5. Соблюдайте дорожную этику и культуру вождения – признак высокого профессионализма водителя.
6. В обязательном порядке пристегните ремни безопасности. Соблюдайте скоростной режим.
7. Следите за техническим состоянием автомобиля, своевременно проходите плановые ТО.
8. Помните, что автомобиль – источник повышенной опасности и его вождение – непрерывная и важная работа, к которой необходимо относиться с большой ответственностью.
9. Помните, что вы не одни на дороге. Она в равной степени предназначена для многих других автомобилей. Все водители плывут в одной лодке, и если ее начнет раскачивать один, то качаются все. Поэтому не предпринимайте такого действия, которое могло бы осложнить условия вождения для других водителей.
10. Постоянно совершенствуйте мастерство управления автомобилем, критически относитесь к своим ошибкам, учитесь на опыте других. Помните, пока вы за рулем – есть чему учиться.
11. Уступайте дорогу тем, кто особенно спешит, ведет себя по-хамски, агрессивно, нетерпеливо. Ведь красный свет светофора для них как красная тряпка для быка, а езда по улицам – как морская прогулка на катере.
Постарайтесь всегда помнить нашу просьбу и выполнять ее. Тогда ваша машина не принесет в ваш дом тревогу и скорбь, горе и слезы, а поездка на ней станет источником удовольствия и пользы, незабываемых радостных и приятных впечатлений для всей семьи.
Самостоятельное занятие № 1
Знакомство с автомобилем
Вот и сбылась ваша давняя мечта – первый в вашей жизни автомобиль (пусть даже не новый, а пробежавший не одну тысячу километров) стоит под окнами и как магнит притягивает вас к себе.
Но прежде, чем начать обучение вождению автомобиля, давайте кратко познакомимся с ним.
Любой автомобиль независимо от его класса, габаритов или цены имеет несколько обязательных элементов. Основной из них – двигатель. Именно он дает энергию, необходимую для движения автомобиля. Сегодня большинство автомобилей имеют 4-х цилиндровые двигатели. Зачастую можно встретить 6-цилиндровый двигатель. Ну а 8–12-цилиндровые двигатели остаются прерогативой автомобилей высокого класса, и не думаем, что ваш первый автомобиль относится к нему. На автомобилях малого класса можно было встретить даже 2-х цилиндровые двигатели, но из-за своего малого моторесурса и склонности к повышенной вибрации сегодня их можно встретить разве что на «Оке» или на зарубежных автомобилях 12–20-летней давности.
Для передачи максимального крутящего момента на ведущие колеса в зависимости от нагрузки автомобиля, дорожных условий (асфальт, грунтовая дорога, подъем, спуск и т. д.), а также для изменения направления движения (езда назад) служит коробка передач. Современные коробки передач имеют, как правило, 4–5 передачи (скорости). Для трогания с места необходимо пользоваться 1-й передачей – она обеспечивает передачу максимального крутящего момента на ведущие колеса автомобиля. По мере возрастания скорости включается следующая передача. Для длительного отключения двигателя от ведущих колес служит нейтральная передача.
Обгон автомобилей
Прежде чем принять решение об обгоне, следует убедиться в том, что его выполнение не создаст опасность для вас и для других участников движения. Для этого осмотрите обстановку впереди и выясните, нет ли знаков, запрещающих обгон, или сплошной линии дорожной разметки. Также обгон нельзя начинать, если впереди вас находятся подъем или поворот дороги с ограниченной видимостью, перекрестки, мосты, тоннели и пересечения с железной дорогой, пешеходы, собирающиеся переходить дорогу. Если водитель движущегося впереди вас автомобиля включил указатель левого поворота или притормаживает, повремените с обгоном, так как возможно, что он будет поворачивать налево или начнет обгон. Перед тем как начинать обгон, оцените имеющееся у вас свободное пространство впереди. Достаточно ли оно для безопасного совершения обгона. При оценке учитывайте скорость обгоняемого автомобиля, мощность своего автомобиля, степень его загрузки. В среднем на обгон требуется 6-10 с. Помните, что обычно переоцениваются небольшие расстояния и недооцениваются большие расстояния до встречного автомобиля. Подъемы и повороты дороги в значительной степени снижают точность оценки расстояния. Обычно недооценивается скорость встречного автомобиля, что приводит к недооценке расчета времени, необходимого для обгона.
Обгон можно начинать удостоверившись в том, что между обгоняемым автомобилем и автомобилем, движущимся перед ним, имеется достаточное пространство для завершения вашего маневра.
Приняв решение обгонять, выберите наиболее подходящую для обгона полосу движения и включите указатель левого поворота.
Подача сигнала заранее позволит движущемуся сзади вас водителю выбрать безопасную скорость, а также отказаться от выполнения обгона.
Не начинайте перестроение для обгона двигаясь вплотную к обгоняемому транспортному средству. Обеспечьте себе достаточную дистанцию до него так, чтобы завершить все действия по перестроению до того, как обгоните лидирующий автомобиль.
При выполнении обгона в ночное время можно предупредить водителя обгоняемого автомобиля переключением света фар. Старайтесь завершить обгон как можно быстрее, не задерживайтесь в зоне невидимости водителя обгоняемого автомобиля. Если в процессе обгона у вас возникли сомнения относительно возможности безопасного завершения маневра, возвратитесь обратно на прежнюю полосу движения.
Завершение обгона следует начинать не раньше того, как в зеркало заднего вида вы сможете увидеть обе фары обгоняемого автомобиля. После этого включите указатель правого поворота, чтобы предупредить водителя обгоняемого автомобиля о вашем намерении перестроиться и плавно перестраивайтесь.
Если вы выступаете в роли обгоняемого, то старайтесь вести себя так, чтобы облегчить выполнение обгона. Если вы видите, что имеющееся расстояние впереди не позволит выполнить обгон безопасно, предупредите водителя обгоняющего автомобиля несколько раз включив и выключив указатель левого поворота. В процессе обгона не увеличивайте скорость движения и примите вправо. Если дистанция до движущегося впереди вас автомобиля недостаточна для безопасного завершения обгона, увеличьте ее, снизив свою скорость.
Тест 12. Обгон
1. Прежде чем принять решение о начале обгона, надо:
а) включить пониженную передачу;
б) оценить расстояние и время, имеющиеся у вас для совершения маневра;
в) включить указатель поворота;
г) проверить эффективность работы тормозов.
2. Перед началом обгона прежде всего надо:
а) до предела увеличить скорость движения;
б) сократить дистанцию до обгоняемого автомобиля;
в) включить указатель левого поворота;
г) оценить дистанцию, разделяющую вас и обгоняемый автомобиль, и скорость, о которой вы с ним сближаетесь.
3. При оценке безопасности обгона надо учитывать:
а) как быстро ваш автомобиль может набрать нужную для обгона скорость;
б) сколько автомобилей движется за вами;
в) сколько вы имеете времени для того, чтобы достигнуть пункта назначения;
г) материал, из которого выполнено покрытие дороги (бетон или асфальт).
4. Возможности вашего транспортного средства быстро набрать скорость, необходимую для обгона, больше всего зависят от:
а) количества топлива в топливном баке;
б) вашего мастерства управления автомобилем;
в) материала, из которого выполнено покрытие дороги;
г) загрузки вашего автомобиля (наличие прицепа, груза или пассажиров).
5. Если вы управляете автомобилем, с особенностями которого еще недостаточно хорошо ознакомились:
а) двигайтесь преимущественно в правом ряду при движении по автомагистрали;
б) при обгоне предусматривайте несколько большее расстояние для его совершения;
в) примерно раз в час останавливайте автомобиль и проверяйте уровень охлаждающей жидкости в двигателе;
г) не двигайтесь со скоростью более 60 км/ч.
6. Первое, что вы должны сделать перед тем, как принять решение о начале обгона:
а) подать предупреждающий сигнал переключением света фар;
б) уменьшить дистанцию до обгоняемого автомобиля, чтобы никто не смог встроиться между вами;
в) увеличить скорость движения;
г) убедиться в том, что встречная полоса движения свободна на достаточно большом расстоянии.
7. Основной причиной, требующей запаса времени и расстояния для совершения обгона, является вероятность того, что:
а) во время обгона может заглохнуть двигатель вашего автомобиля;
б) обгоняемый автомобиль может увеличить скорость;
в) при обгоне вы можете потерять контроль за управлением автомобилем;
г) обгон может потребовать больше времени и расстояния, чем вам показалось вначале.
8. При обгоне быстро движущегося автомобиля большинство водителей:
а) недостаточно быстро разгоняются и не успевают завершить обгон;
б) двигаются очень близко к левому краю дороги;
в) слишком долго перестраиваются при завершении обгона;
г) тратят на обгон больше времени, чем предполагают вначале.
9. Перед началом обгона очень важно:
а) проверить показания спидометра;
б) наблюдать за действиями водителя обгоняемого автомобиля;
в) проверить эффективность работы тормозов;
г) убедиться в том, что правильно держите рулевое колесо.
10. Чем с большей скоростью движется обгоняемый автомобиль, тем:
а) меньше времени надо для его обгона;
б) большее расстояние нужно для выполнения обгона;
в) ближе к нему надо начинать обгон.
11. Перед началом обгона необходимо подать предупреждающий сигнал, если водитель обгоняемого вами транспортного средства:
а) не может видеть обстановку сзади него или, не обращая на нее внимания, начинает смещаться влево;
б) включил указатель сигнала правого поворота;
в) снижает скорость движения и смещается вправо;
12. При обгоне автомобиля надо помнить, что его водитель не может вас видеть, если:
а) вы находитесь непосредственно за его автомобилем;
б) вы находитесь напротив левого крыла его автомобиля;
в) вы находитесь несколько впереди слева его автомобиля;
г) вы находитесь слева от задней части его автомобиля.
13. Если в процессе выполнения обгона вы видите, что не успеете завершить начатый маневр:
а) увеличивайте скорость и постарайтесь все-таки завершить обгон;
б) снижайте скорость и выезжайте на левую обочину дороги;
в) продолжайте обгон с прежней скоростью, одновременно подавая сигналы водителю обгоняемого автомобиля, чтобы он снизил скорость движения;
г) снижайте скорость движения и возвращайтесь в правый ряд за автомобилем, обгон которого вы начали.
14. Завершить обгон перестроением в правый ряд вы можете как только:
а) опередите обгоняемый автомобиль на 3 м;
б) водитель обгоняемого автомобиля подаст вам сигнал переключением света фар;
в) опередите обгоняемый автомобиль на расстояние, равное длине вашего автомобиля;
г) сможете видеть обе фары обгоняемого автомобиля в зеркале заднего вида.
Рабочая учебная программа подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории «А», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов на основе блочно-модульной технологии обучения (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
43. Перед тем как начать движение по длинному и пологому спуску:
а. поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение;
б. включите ближний свет;
в. включите прямую передачу;
г. опробуйте исправность тормозов и перейдите на пониженную передачу.
44. При подъезде к перекрестку надо:
а. быть готовым остановиться, при внезапном торможении транспортного средства, движущегося впереди;
б. выехать на перекресток, даже если видите, что не сможете закончить поворот;
в. избегать смотреть за обстановкой впереди лидирующего транспортного средства;
г. двигаться как можно ближе к правому краю дороги.
45. Когда вы подъезжаете к перекрестку, вы прежде всего должны взглянуть:
46. Перед выполнением левого поворота на перекрестке очень важно:
а. убедиться, что ваш маневр не помешает встречному транспорту;
б. начать поворачивать колеса автомобиля до того, как включится разрешающий сигнал светофора;
в. двигаться как можно ближе к автомобилю, движущемуся впереди, а также поворачивающему налево;
г. несколько раз нажать слегка на педаль тормоза.
47. Прежде чем принять решение о начале обгона, надо:
а. включить пониженную передачу;
б. оценить расстояние и время, имеющиеся у вас для совершения маневра;
в. включить указатель поворота;
г. проверить эффективность работы тормозов.
48. При оценке безопасности обгона надо учитывать:
а. как быстро ваш мотоцикл может набрать нужную для обгона скорость;
б. сколько автомобилей движется за вами;
в. сколько вы имеете времени для того, чтобы достигнуть пункта назначения;
г. материал, из которого выполнено покрытие дороги (бетон или асфальт).
49. Первое, что вы должны сделать перед тем, как принять решение о начале обгона:
а. подать предупреждающий сигнал переключением света фар;
б. уменьшить дистанцию до обгоняемого транспортного средства, чтобы никто не смог встроиться между вами;
в. увеличить скорость движения;
г. убедиться в том, что встречная полоса движения свободна на достаточно большом расстоянии.
50. Перед началом обгона очень важно:
а. проверить показания спидометра;
б. наблюдать за действиями водителя обгоняемого транспортного средства;
в. проверить эффективность работы тормозов;
г. убедиться в том, что правильно держите рулевую колонку.
51. Чем с большей скоростью движется обгоняемый автомобиль, тем:
а. меньше времени надо для его обгона;
б. большее расстояние нужно для выполнения обгона;
в. ближе к нему надо начинать обгон.
52. При проезде мимо стоящих у края дороги автомобилей, надо:
а. внимательно наблюдать за пешеходами, выходящими на дорогу из-за стоящего транспорта;
б. увеличить скорость;
в. двигаться как можно ближе к стоящему транспорту;
г. резко нажать на педаль тормоза.
53. При обгоне транспортного средства надо помнить, что его водитель не может вас видеть, если:
а. вы находитесь непосредственно за его автомобилем;
б. вы находитесь напротив левого крыла его автомобиля;
в. вы находитесь несколько впереди слева его автомобиля;
г. вы находитесь слева от задней части его автомобиля.
54. Если в процессе выполнения обгона вы видите, что не успеете завершить начатый маневр:
а. увеличивайте скорость и постарайтесь все-таки завершить обгон;
б. снижайте скорость и выезжайте на левую обочину дороги;
в. продолжайте обгон с прежней скоростью, одновременно подавая сигналы водителю обгоняемого автомобиля, чтобы он снизил скорость движения;
г. снижайте скорость движения и возвращайтесь в правый ряд за автомобилем, обгон которого вы начали.
55. Вероятность того, что встречный автомобиль выйдет на полосу вашего движения, увеличивается, если:
а. его водитель подал сигнал правого поворота;
б. дистанция следования между автомобилями, движущимися во встречном направлении, достаточно велика;
в. в движущемся транспортном потоке появляется транспортное средство, имеющее не слишком большую скорость (трактор, дорожная машина).
56. Если встречный автомобиль движется по полосе вашего движения, надо попытаться экстренно остановить мотоцикл:
а. только в том случае, если имеется достаточное для остановки пространство впереди, а съехать с дороги нет возможности;
б. только в том случае, если вам кажется, что водитель встречного автомобиля не видит вас;
в. когда дорога скользкая и видимость ухудшена из-за погодных условий.
57. Для того, чтобы избежать лобового столкновения со встречным автомобилем, выехавшим на полосу вашего движения:
а. резко и сильно нажмите на педаль тормоза перед тем, как съехать с проезжей части;
б. поворачивайте рулевое колесо как можно более плавно;
в. продолжайте тормозить сразу после того, как выехали на обочину;
г. попытайтесь повернуть свой автомобиль так, чтобы съехать с проезжей части дороги задним ходом.
58. Въезжая на автомагистраль надо:
а. быстро перестроиться в транспортный поток на автомагистрали, так как имеете право приоритетного движения;
б. быстро занять ту полосу движения, по которой автомобили движутся с небольшими скоростями;
в. выбрать достаточно большой интервал в потоке транспорта, движущегося по автомагистрали, чтобы своим маневром не помешать движению других водителей;
г. действовать так, чтобы заставить других водителей уступить вам дорогу.
59. Если перед изменением направления дороги нет знака ограничения скорости:
а. продолжайте движение на прежней скорости;
б. немного увеличьте скорость движения;
в. снизьте скорость движения до 40-50 км/ч;
г. оцените крутизну поворота и соответственно ей измените скорость движения.
60. Выехав на крутой поворот дороги следует:
а. двигаться с небольшим ускорением;
б. изменить скорость движения переключением передач;
г. постепенно замедлить скорость движения.
61. Если, находясь на повороте дороги, вы поняли, что движетесь со слишком большой скоростью:
а. слегка нажмите на тормоз;
б. резко нажмите на тормоз;
в. перестаньте нажимать на акселератор;
г. перейдите на пониженную передачу.
62. Если из – за объектов, ограничивающих обзор, вы не можете видеть обстановку за поворотом дороги:
а. снижайте скорость движения значительно больше, чем при движении по такому же повороте, но имеющем неограниченную видимость;
б. продолжайте двигаться на той же скорости, с какой обычно проходите поворот такой крутизны;
в. увеличьте скорость для того, чтобы скорее проехать этот опасный участок дороги;
г. снижайте скорость до 10 – 15 км/ч.
63. По мере приближения к концу поворота дороги:
а. продолжайте слегка снижать скорость до тех пор, пока не проедете поворот;
б. продолжайте двигаться на той же скорости, на какой проходили поворот;
в. начинайте увеличивать скорость для того, чтобы набрать скорость, с которой вы будете двигаться по следующему за поворотом прямому участку дороги;
г. сократите дистанцию до лидирующего автомобиля.
64. Дайте определение понятию «обгон»:
а. опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части);
б. опережение одного или нескольких транспортных средств;
в. опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения.
65. Дайте определение термину «дневные ходовые огни»:
а. внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток;
б. внешние световые приборы;
в. специальные внешние световые приборы белого или бело-лунного цвета, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
66. Дайте определение понятию «опережение»:
а. движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства с выездом на полосу встречного движения;
б. движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства;
в. движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
67. Кто имеет преимущество на перекрестке с круговым движением, где установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5?
а. водитель на дороге с круговым движением;
б. водитель на примыкающей дороге с круговым движением;
в. водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
68. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться:
а. фары ближнего света или дневные ходовые огни;
б. фары ближнего света вне населённых пунктах;
в. фары ближнего света или габаритные огни.
69. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться:
а. аварийная световая сигнализация;
б. световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет;
в. световой сигнал, представляющий собой кратковременное включение и выключение противотуманных фар.
70. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности должна осуществляться с использованием:
а. детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка;
б. детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства;
71. Знак 3.20 «Обгон запрещен» запрещает:
а. обгон всех транспортных средств;
б. обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски;
в. обгон всех транспортных средств, кроме гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
72. В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы:
б. ремнями безопасности;
73. На одну ось транспортного средства нельзя устанавливать:
а. шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины;
б. шины различных размеров, конструкций. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины;
в. шины различных размеров, моделей, с различными рисунками протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
74. При движении на механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, водитель обязан:
а. быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями;
б. быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности);
в. быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый).
75. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны:
а. уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства;
б. двигаться с прежней скоростью не изменяя траектории движения;
в. съехать на обочину и остановиться.
76. При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны:
а. двигаться с прежней скоростью не изменяя траектории движения;
б. уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
77. Запрещается выполнять обгон транспортного средства:
а. имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства;
б. с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства.
78. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен:
а. двигаться с прежней скоростью не изменяя траектории движения;
б. снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.
Примерный перечень вопросов
для подготовки к комплексному экзамену
1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в годах»: понятие, структура, целевое назначение.
3. Понятие и виды дорожно-транспортных преступлений.
4. Гражданско-правовые отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
5. Понятие о материальной ответственности за причиненный ущерб.
6. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.
7. Значение Правила дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения.
8. Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным специальным световыми и звуковыми сигналами.
9. Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.
10. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.
11. Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию.
12. Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маяком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
13. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств, предупредительные надписи и обозначения.
14. Порядок подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
15. О требованиях к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.
16. Порядок выдачи разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых (проблесковых маячков синего, синего и красного цветов) и звуковых сигналов.
17. Условия установки проблескового маячка бело-лунного цвета и звукового сигнала к нему, а также проблескового маячка желтого или оранжевого цвета.
18. Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
19. Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения.
20. Экстремальные условия профессиональной деятельности водителя транспортного средства.
21. Профессиональный стресс и способы его профилактики.
22. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.
23. Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством.
24. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения.
25. Краткие технические характеристики транспортных средств соответствующей категории.
26. Активная и пассивная безопасность транспортных средств соответствующей категории.
27. Влияние технического состояния транспортных средств на тяговую динамичность.
28. Влияние технического состояния транспортных средств на тяговую динамичность.
29. Тормозная динамичность автомобиля и ее значение для обеспечения безопасности движения.
30. Назначение радиосвязи, средства подвижной радиосвязи, их основные технические данные.
31. Состав, органы управления и настройки, порядок подготовки к работе радиостанций, устранение простейших неисправностей.
32. Режимные требования к ведению радиотелефонных переговоров в эфире.
33. Классификация, устройство, основные характеристики и возможности использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
34. Общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и ее элементам.
35. Правовые аспекты оказания помощи пострадавшим в ДТП.
36. Использование средств из аптечки первой помощи (автомобильной) пострадавшим в ДТП.
37. Правила и порядок осмотра пострадавшего. Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения.
38. Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля.
39. Достоверные признаки клинической смерти. Сердечно-легочная реанимация. Базовый реанимационный комплекс.
40. Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания.
41. Виды кровотечений: наружное, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки кровопотери. Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении.
42. Понятие о травматическом шоке, причины, признаки, порядок оказания первой помощи. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока.
43. Простейшие приёмы обезболивания: придание физиологически выгодного (удобного) положения, иммобилизация, охлаждение места травмы.
44. Мероприятия первой помощи при ранениях: остановка кровотечения, наложение повязки, обезболивание (простейшие приёмы).
45. Основные признаки повреждения опорно-двигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых переломов. Принципы и порядок оказания первой помощи.
46. Основные проявления черепно-мозговой травмы. Порядок оказания первой помощи.
47. Виды ожогов, основные проявления.
48. Холодовая травма, первая помощь. Виды холодовой травмы. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), порядок оказания первой помощи, способы согревания.
49. Правила переноски пострадавшего на носилках. Способы переноски пострадавшего на руках. Особенности транспортировки при различных повреждениях.
50. Устойчивость и управляемость транспортного соответствующей категории, коэффициент сцепления и его зависимость от различных условий.
51. Занос, причины и способы его устранения. Остановочный и тормозной путь.
52. Понятие «закрытый обзор», оперативная и опережающая реакции водителя. Особенности управления на различных скоростях движения.
53. Типичные дорожно-транспортные ситуации (ДТС) и дорожно-транспортные происшествия (ДТП) при движении с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.
54. Система современных подходов к объективности оценки профессионального мастерства водителей.
55. Методы оценки профессионального мастерства водителей.