чем руководствуется педагог при организации воспитательной работы в доу
Воспитательная работа в дошкольной организацие
Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.
Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь нравственное воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех участников воспитательного процесса. «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.
Система воспитательной работы ДОУ складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов. Главными факторами эффективности процесса воспитания являются личностно-ориентированный подход и системность. Система является ориентиром для каждого педагога ДОУ, так как детский сад следует рассматривать как единую, целостную воспитательную систему.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время подмены нравственных ценностей. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания подрастающего поколения, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.
Основные идеи воспитательной работы в ДОУ:
Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности ребенка.
Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.
Принципы воспитательной работы в ДОУ:
Направления воспитательной работы в ДОУ:
Образовательно-воспитательная работа в ДОУ
Наш детский сад-Наш дом!
А возможно ли создать такой детский сад и каковы будут его основные приоритеты? Скорее всего, это детский сад в котором ребёнку предоставляется больше возможностей? Свобода выбора в самовыражении6 в развивающей среде6 в общении6 в напрвлениях развития. И наши воспитателиво главе с заведующей напрвляют свои творческие силы на создание таких условий, в которых ребёнок полностью может себя раскрыть.
Каким вырастет человек? Что принесет он в этот мир? Как научить ребенка увидеть красоту природы проникновенно и светло, так, чтобы при этом заговорило чувство прекрасного, зазвенел колокольчик в его душе, возвещающий о зародившемся чувстве красоты окружающего мира? Это зависит и от нас, педагогического коллектива.
Мы хотим, чтобы наши воспитанники ввыросли добрыми и отзывчивыми, научились бережно относиться ко всему живому,были созидателями, умели ценить прекрасное и доброе, чтобы то, что было ценно во все времена- Добро, Истина, Любовь, Красота, Взаимопониманипе, остались ценностью для наших детей.
Наши педагоги принимают детей такими, какие они есть, понимают детские заботы и проблемы. Каждый день вместе с ними они радуются жизни, учат их справляться с трудностями, преодолевать неудачи. Одним словом, каждый из нас старается быть им другом, партнером, заботливой мамой и мудрым наставником. И это замечательно, ведь тогда и мы можем смотреть на мир глазами детей.
Одной из важнейших задач управленческой деятельности является организация инновационной деятельности в ДО. Овладев современными информационными технологиями, педагоги создают оригинальные продукты в виде презентаций, отдельных тем, дидактических продуктов нового поколения, которые активно применяются в образовательном процессе. В качестве учебных компьютерных материалов в нашем детском саду исползуются иллюстрационные, анимационные и видеоматериалы.
Наши педагоги не только успешно применяют новые технологии, но и делятся опытом на открытых мероприятиях, региональных конкурсах и методических объединениях. Немаловажную роль в образовательном процессе ДО занимает работа с семьей, что является сложной задачей как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, мы стараемся установить такую форму общения с родителями, которую можно назвать «доверительно-деловым контактам». Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, мы вовлекаем их в жизнь детского сада, постоянно держим в курсе всех событий.
В работе с родителями ориентируемся на современные подходы ксотрудничеству с семьей,которые выражаются в следуюшем:
1. Организация образовательных услуг, исходя из запросов родителей.
2. Адресная направленность рекомендаций конкретной семье относительно конкретного ребенка.
3. Активное включение родителей в образовательный процесс через их участие в совместных праздниках, развлечениях, конкурсах, выставках, ярмарках, в оборудовании предметно – развивающей среды.
4. Привлечение родителей к управлению ДО.
Впереди у нас много интересных задач, которые нам предстоит решить вместе с родителями наших воспитанников, а также не мало интересных открытий. Ведь профессионалами не рождаются, ими становятся.
Хорошо продуманная и организованная предметно-развивающая среда стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интелектуальной и поознавательной сферы – т. е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дощкольного образования.
Воспитатель старший группы «Жауказын»
№15 ясли-сад «Айголек»
Г. Талдыкурган, Алматинская обл.
Циклограммы образовательно-воспитательной деятельности в младшей возрастной группе 1. Циклограмма образовательно-воспитательной деятельности воспитателя в младшей возрастной группе. НОД в соответствии сетки занятий Понедельник.
Детский мастер-класс. Коллективная работа «Осеннее Чудо-дерево». Работа детей с природным материалом Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.
Коллективная работа «9 Мая» В нашем ДОУ проходит конкурс рисунков, плакатов, среди детей старшего дошкольного возраста, посвящённых 70-летию со дня Великой Победы.
Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург» Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился.
Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня» Подготовительная группа «Росток» Подготовила:воспитатель Веряева Ольга 2019г. «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей.
Образовательно-творческий проект «Край казачий — Родина моя» Возрождению народных национальных традиций, патриотическому воспитанию старших дошкольников в нашем детском саду уделяется особое внимание.
Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.
Работа ДОУ в социуме В течение многих лет, наш детский сад ведет активную работу с другими организациями в поселке. Во- первых эта наша музыкальная школа. В.
Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ
Людмила Сорокина
Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации программы воспитания ДОУ
«Технологические аспекты деятельности воспитателя
по реализации программы воспитания ДОУ»
1 слай д: С сентября 2020 года вступил в силу Закон о воспитании.
Закон о воспитании, который приняла Госдума в сентябре, озадачил многих: касаются ли новые положения детских садов и зачем разрабатывать программу воспитания, если педагоги и так проводят воспитательную работу с дошкольниками. На самом деле обучение и воспитание в детском саду настолько переплетаются, что выделить чисто воспитательные аспекты в образовательном процессе очень сложно. Новый закон призван усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации.
Рассмотрим основные понятиям, которые внес этот закон, и предстоящие изменения в нашей работе.
2 слайд:[/b] Закон о воспитании – это условное название Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Его разработали во исполнении Указа Президента от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года».
3 слай д: Одна из основных целей развития системы образования согласно этому указу – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
4 слай д: Новый закон уточнил понятие воспитания.
В действующей редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» делается акцент на деятельностный подход к воспитанию, которое обязательно должно быть патриотической и гражданской направленности. Необходимо развивать у детей чувство патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само-и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам. Об этом говориться в п. 2. ст. 2. ФЗ №273-ФЗ.
5 слай д: Также новый закон конкретизировал определение образовательной программы и примерной основной образовательной программы. Теперь в качестве структурных компонентов в них входит рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы. Об этом говорится в п. 9 ст. 2 и п. 9.1. ст. 12 новой редакции закона.
Зачем нужна отдельная программа воспитания в детском саду?
Связано это с тем, что требования ФЗ «Об образовании» едины для всех образовательных организаций, в том числе и детских садов. Это же касается требования разработать рабочую программу воспитания.
С одной стороны, мы понимаем, что выполнение этих требований станет основанием для нового направления контроля и надзора за деятельностью дошкольных организаций. С другой стороны, рабочая программа воспитания может стать инструментом, который поможет изменить позицию педагога с «учебной» на «воспитательно-развивающую» в соответствии с требованиями ФГОС, а также позволит более эффективно объединить воспитательные усилия детского сада и воспитательный потенциал семьи.
Важно обратить внимание и на то, что закон оставляет право и компетенцию дошкольной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочую программу воспитания, а, следовательно, определять ее структуру и содержание.
Рабочая программа воспитания – часть ООП ДО, принципам, целям, задачам и содержанию которой она не должна противоречить. Поэтому в структуре рабочей программы воспитания предусмотрены целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой и организационный разделы вы изучите самостоятельно. Остановимся более подробно на содержательном разделе.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле (всего их 5). Содержание деятельности реализуется на трех уровнях: на уровне социума, на уровне ДОУ, на уровне групп, на индивидуальном уровне.
6 слайд : 1. Модуль «Ключевые общие дела ДОУ»
Ключевые дела – это главные традиционные общие дела, в которых
принимает участие большая часть воспитанников ДОУ. и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Основные формы и содержание деятельности:
— социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые дошкольниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего ДОУ социума («Трудовой десант»);
— участие в акциях: в ежегодных всероссийских, и посвященных
значимым отечественным и международным событиям («День Земли»,
«День друзей», «День птиц»).
— общие праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все группы ДОУ («День воспитателя и всех дошкольных работников», «День защиты детей», «Конкурсы чтецов», «День здоровья»);
— торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
воспитанников в следующую возрастную группу, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в ДОУ и развивающие образ «Я», его детализацию;
— церемонии награждения (по итогам года) дошкольников и педагогов за активное участие в жизни ДОУ, защиту чести ДОУ в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие ДОУ.
— участие групп в реализации общих ключевых дел ДОУ («День
На индивидуальном уровне
— вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела ДОУ в одной из возможных для них ролей;
— наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и
проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими дошкольниками, с педагогами и другими взрослыми;
— при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка.
7 слай д: 2. Модуль «Первые шаги в мире профессий (ранняя профориентация)»
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий,
ознакомление с трудом взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире.
Основные формы и содержание деятельности:
— экскурсии на предприятия города (детский сад, школа, Отдел детской литературы Центральной городской библиотеки, Медвежьегорский районный музей, Городской центр культуры и досуга, предприятия торговли (магазины, ГКУ РК «Отряд противопожарной службы», предприятия железнодорожного транспорта, ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ», ГИБДД, ООО «Карельские узоры», парикмахерская);
— «Пресс-конференции» – встречи с представителями различных
профессий, в ходе которых дети имеют возможность узнать о специфике
различных профессий, задать интересующие их вопросы.
— работа творческих групп педагогов ДОУ по теме «Ранняя
профориентация детей дошкольного возраста» – разработка программ,
создание электронного «Портфолио профессий», картотек,
консультационного материала по ранней профориентации дошкольников;
— выставки детского творчества («Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем я хочу быть» и т. д.);
— музыкально-физкультурные развлечения, посвященные
профессиональным праздникам: Дню космонавтики, 23 февраля, День
воспитателя и всех дошкольных работников.
— организованная образовательная деятельность – ознакомление детей с профессиями, воспитание чувства уважения к труду взрослых и гордости за своих родителей – представителей различных профессий;
— чтение художественной литературы – знакомство с произведениями,
отображающими людей труда и трудовую деятельность; с тематическими
стихами, пословицами, поговорками;
— игра – игровая деятельность, способствующая ознакомлению с
профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные,
— просмотр видеофильмов и презентаций – ознакомление детей с
профессиями средствами ИКТ;
— хозяйственно-бытовой труд – активная форма общения и
взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка, формированию
элементарных трудовых навыков и умений, развитию социальных качеств
личности: трудолюбия, самостоятельности, ответственности за порученное дело, самоконтроля и самосознания;
— «Мастерская профессий» – совместное с детьми изготовление
атрибутов к играм, конструирование, оформление лэпбуков по профессиям.
На индивидуальном уровне
— проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в
целостный образовательный процесс и дает возможность построить
взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
8 сла йд: 3. Модуль «Земля – наш общий дом»
Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.
Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Основные формы и содержание деятельности:
— совместные мероприятия с ГКУ «Медвежьегорское центральное
лесничество» – ООД, развлечения («День Земли», акции («Покормите птиц зимой»);
— целевые прогулки, экскурсии (в городской и железнодорожный парк).
— работа творческой группы педагогов ДОУ по теме «Экологическая тропа в детском саду» – создание электронных картотек («Комнатные растения», «Домашние животные», «Лекарственные растения», «Перелетные птицы» и т. д.); разработка плана мероприятий с детьми на экологической тропе, консультационного материала по экологическому воспитанию дошкольников;
— выставки детского творчества («Мы в ответе за тех, кого приручили», «Поэзия природы» и т. д.);
— участие в природоохранном социально-образовательном проекте
— КВН, викторины («Знатоки Природы», «Загадки Природы» и т. д.).
— чтение художественной литературы природоведческого содержания
(В. Бианки, Е. И. Чарушин, М. Пришвин и тд.);
— изготовлению самодельных книг, организации выставок;
— моделирование ситуаций («Правила поведения в лесу», «Чтобы не
случилось беды» и т. д.);
— игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);
— разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
— инсценировка сказок экологического содержания.
На индивидуальном уровне
— повторение песен, стихов, пословиц, поговорок.
9 слай д: 4. Модуль «Диалог культур (поликультурное воспитание)»
Понятие поликультурного воспитания определяется как «воспитание,
включающее организацию и содержание педагогического процесса, в
котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воспитания
положительного отношения к представителям других национальностей.
Для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» в
национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и
Основные формы и содержание деятельности:
— выставки детского творчества («Разноцветный хоровод»);
— фестиваль костюмов народов мира.
— знакомство детей с основными видами устного народного творчества: сказками, считалками, играми;
— мероприятия, направленные на расширение знаний о культуре народов России, зарубежных стран, на основе чувственного познания жизни и узнавания ценностей культуры, эстетического и нравственного
сопереживания (дидактические игры, чтение художественной литературы, инсценировки сказок народов мира и т. д.).
На индивидуальном уровне
— рассматривание иллюстраций с изображением символики, предметов быта, костюмов народов разных стран.
Я предлагаю использовать в работе по данному модулю КТП по программе «Диалог культур» (раздать)
10 сла йд: 5. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе.
Основные формы и содержание деятельности:
— Родительский комитет ДОУ, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
— общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем образования и воспитания дошкольников;
— консультативный пункт, в рамках деятельности которого родители
могут получать консультации, рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов по вопросам воспитания детей;
— участие родителей (законных представителей) в подготовке и
проведении праздничных мероприятий (Новый год, 9 мая, 23 февраля, 8
марта, День матери, выпускной бал).
На групповом уровне
— родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
— дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать
занятия и другие режимные моменты для получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
На индивидуальном уровне:
— работа специалистов по запросу родителей для решения острых
— участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с образованием и
воспитанием конкретного ребенка;
— помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и
групповых мероприятий воспитательной направленности;
— индивидуальное консультирование c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Календарный план воспитательной работы в группах должен быть составлен в соответствии с календарным планом ПВ ДОУ.
Таким образом, программа воспитания это часть образовательной программы, она согласуется по принципам, целям, задачам и содержанию и включена в общую систему воспитательно-образовательной работы.
Программа воспитания в ДОУ — обязательный структурный компонент ООП дошкольного образования. Она описывает систему форм работы с воспитанниками и членами их семей, объединяет все направления развития ребенка.
Концепция воспитания базируется на том, что воспитательная миссия должна быть усилена. У дошкольников нужно формировать:
— чувство патриотизма, представления о гражданственности, правопорядке и законе,
— воспитывать уважение к культурному наследию страны, старшему поколению, природным богатствам.
В связи с этим программа воспитания направлена на решение комплекса развивающих, воспитательных и обучающих задач.
Одним из главных условий успешной работы является личность педагога. «Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение — непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Закончить семинар хочу словами К. Д. Ушинского: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».
Прикреплённые файлы:
Отчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 лет Назарова Т. А. Рабочая программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» разработана для детей 3-4 лет, является основной частью программы.
Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.
Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.
Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.
Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.
Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.