чем различаются правовая психология и правовая теория
newinspire
Понятие, элементы и виды правосознания. Правовая идеология и правовая психология
Ключевые слова: понятие, элементы, виды, правосознания, правовая, идеология, психология
В социально дифференцированном обществе правовое сознание неоднородно. Примером может служить общество, разделенное на классы. В таком обществе законодатель в первую очередь учитывает правосознание экономически сильного класса.
В правосознании традиционно выделяют в качестве элементов правовую идеологию и правовую психологию.
Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии как систематизированному, научно обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности.
Правовая идеология тесно связана с юридической наукой, которая придает идеологии теоретический, систематизированный характер.
Правовая психология складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер. В то же время в правосознании она имеет как бы первичный характер, поскольку зачастую правовые чувства и эмоции возникают ранее правовых идей. Правовая психология определяет обыденную ценностную ориентацию субъектов в правовой сфере.
Виды правосознания.
С точки зрения социального уровня разделяют обыденное правосознание, профессиональное (правосознание юристов) и научное (правоведение).
Правосознание имеет общее значение для правовой системы и сопровождает действие всех ее элементов.
Основными функциями правосознания являются познавательная, оценочная и регулятивная. В литературе называют также функции правового моделирования, прогностическую, воспитательную и др.
Регулирующая роль правосознания проявляется в совершении лицом правомерных поступков даже при отсутствии знания тех или иных конкретных правовых предписаний. Категории правосознания дают общую нормативно-правовую ориентацию индивида.
Чем различаются правовая психология и правовая теория
Соотношение и взаимосвязь правовой психологии и правовой идеологии как структурных элементов правосознания.
Сподынец Лариса Викторовна,
соискатель Мордовского Государственного Университета
консультант Министерства финансов Республики Мордовия.
В настоящей статье затрагиваются вопросы определения понятий правовая психология и правовая идеология, взаимосвязи и соотношения правовой психологии и правовой идеологии как структурных элементов правосознания.
Правовая психология и правовая идеология являются составляющими элементами, раскрывающими сложную структурную характеристику правосознания.
В основе взаимодействия и взаимосвязи идеологических и психологических элементов правового сознания лежит отражение этими структурными элементами единого комплекса объективных процессов и явлений общественного развития. Правовая идеология – это систематизированное научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. Правовая идеология, как элемент правосознания, взаимодействует с правовой психологией, которая охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств настроений, характеристик для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология в свою очередь является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей. Таким образом, правовая психология является правосознанием практическим, основанным на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.
В данном отношении необходимо подчеркнуть то, что правовая идеология и правовая психология, находясь в постоянном взаимодействии, не просто являются структурными составляющими правосознания, а представляют собой взаимосвязь двух начал – государства и общества. Причем, правовая идеология на наш взгляд является «вторичной» по отношению к правовой психологии, так как или отражает тенденции развития общества, или оценивает уже сложившиеся общественные отношения, учитывает интересы и настроения классов, социальных групп.
Не следует забывать, что правовая идеология и правовая психология всегда отражают определенный конкретно-исторический характер общественных отношений, и, говоря о правовой идеологии необходимо говорить и об очень близком понятии – политической идеологии государства. Обладание властью требует ее легитимности, в том числе в духовной сфере. Выполняя эту задачу, идеология приспосабливается к непосредственным нуждам государственных интересов, и превращает ее в орудие идеологической обработки массового сознания.
Мы уже говорили о влиянии правовой психологии в формировании правового сознания и права в целом. Правовая идеология играет также немаловажную роль. Экономическое и политическое развитие общества, с одной стороны, формирует соответствующие правовые отношения, а с другой – невозможно без них, и правовая идеология, в данном случае, является двигателем прогрессивного развития общества, так как правовая психология является наиболее устойчивым элементом общественного сознания.
Как мы видим, правовая психология и правовая идеология находятся в решающем взаимодействии, и для гармоничного развития правовых отношений общества должны работать синхронно, так как перевес одного из начал правового сознания влечет за собой негативные последствия для общества в целом.
Кроме всего прочего нельзя не отметить, что правовая психология имеет самостоятельное значение и собственную специфику. Правовая психология в отличие от правовой идеологии отражает правовую действительность в чувственно-эмоциональной форме. По способу своего формирования отличается от правовой идеологии тем, что в ней в значительной степени проявляется субъективность отражения, так как в этой области в наибольшей степени дают о себе знать особенности состояния отражающего субъекта, в отличие от правовой идеологии, где объективная форма правового отражения как бы преобладает над субъективной.
Правовая идеология представляет собой, в конечном счете, рационализацию чувств, потребностей, настроений какой-либо группы людей в форме логически стройной системы идей и представлений. Призванная оправдывать необходимость того или иного социального порядка, определенного способа жизнедеятельности, отвечающего интересам этой группы, идеология всегда формируется на основе психологического отражения аспектов общественной жизни.
Таким образом, возвращаясь к вышесказанному, несомненной является первичность правовой психологии по сравнению с правовой идеологией, именно в правовой психологии вызревают и проявляются новые потребности социального регулирования, которые затем оформляются и закрепляются в концептуальной форме в виде новых норм и их идеологического обоснования.
Первичность правовой психологии выражается также в том, что по своему содержанию она гораздо шире правовой идеологии. Правовая психология охватывает всю совокупность разнообразных проявлений социальной психики, в которых отражается правовая действительность. Ограниченность правовой идеологии выражается также в том, что она фиксирует преимущественно только те социальные потребности в изменении правового регулирования, которые уже достаточно четко проявились в жизни общества. В правовой психологии могут иметь место такие настроения и чувства, которые пока еще не получили достаточно широкого распространения и поэтому еще не приобрели общесоциальной значимости.
Правовая идеология отражает общественные отношения как систему, что помогает ей в комплексе определять, какие общественные отношения требуют правового регулирования, какой метод правового регулирования целесообразен для конкретной группы общественных отношений, каким образом согласовать данный правовой институт с системой права в целом. Правовая идеология не может на основе познания отдельной, изолированно взятой группы общественных отношений выдвигать идею их урегулирования без согласования с общей системой правовых норм и институтов.
Правовая психология в свою очередь отражает общественные отношения, которые наиболее непосредственно примыкают к условиям жизни ее носителей – больших и малых социальных групп. Правовая психология не может в силу своих особенностей охватить системно весь комплекс общественных отношений. Поэтому отражение психологией общественного бытия носит несколько ограниченный характер, охватывая, прежде всего изменения, происходящие в сфере ближайшей жизнедеятельности индивидов и групп.
Особенность отражения общественного бытия правовой идеологией и социальной психикой состоит в различной быстроте реакции каждого из структурных элементов правового сознания на изменения различных видов общественных отношений. Поскольку изменения конкретных общественных отношений находят непосредственное отражение в условиях жизни тех или иных социальных групп общества, то они могут быстрее ощутить эти изменения, эмпирически зафиксировать их в своем сознании. Правовая идеология учитывает эти изменения конкретных общественных отношений на основе их глубокого научного осознания. И хотя в целом правовая идеология опережает в своем развитии правовую психику, необходимость оценить изменения данных общественных отношений в общей системе, учесть настроения и чувства классов и социальных групп определяет вторичность идеологии по отношению к социально-правовой психике при отражении таких общественных отношений, которые могут быть охарактеризованы как непосредственно составляющие условия жизни данных социальных групп, классов. Эта вторичность правовой идеологии по отношению к социально-правовой психике отнюдь не означает отставания первой от второй. Такой разрыв определяется потребностью в определенном времени для научного осознания и оценки происходящих изменений, для проверки правильности правовых выводов и предложений вытекающих из развития данных общественных изменений.
Из этих общих положений относительно характера отражения общественных отношений такими структурными элементами правового сознания, как правовая психология и правовая идеология, вытекает вывод об их относительной самостоятельности и специфики по отношению друг к другу и в то же время необходимости и неизбежности взаимодействия друг с другом.
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособ./Г.М. Андреева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Аспект Пресс, 2000. – 288с.
2. Антология мировой правовой мысли: в 5 томах/Нац. Обществ.-науч. Фонд; Руководитель науч. проекта Г.Ю. Семигин.- М.: Мысль.-1999.-829с.
3. Алстед Я. Психология, социология, общество: модели мотивации // Социологические исследования-М.: Наука-1974-2002-№9. С.17-28.
5. Байниязов Р.С. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии // Журнал российского права 2001.- №11. С. 55-59.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права,-М.: «Новый юрист», 2003.-650с.
11. Кармин А.С. Культура социальных отношений, Серия «Мир культуры, истории и философии».-СПб.: Издательство «Лань», 2000.-117с.
13 Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право.- 2001.- № 7. С. 13.
14. Нерсесянц В.С. Современное правопонимание: основные концепции // Центр «Право и средства массовой информации», серия «Журналистика и право», выпуск 16, 1999.
16. Основы государства и права.4-е изд / Под.общ. ред. С.А. Комарова.-СПб.:Питер, 2003.- 544с.
18. Саудабекова Э.К. Трансформация правосознания как условие становления правового государства// Сборник материалов конференции, Алматы, КГЮА, 2000.
19. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права.- 2002.- №10.С. 2-7.
20. Хропанюк В.Н. ТГП/ Под ред.В.Г. Стрекозова,2-е. изд. доп. испр.-М.: Омега-Л: Интерстиль, 2003.- 377с.
21. Энциклопедия юридической психологии /Под общ. Ред. А.М. Столяренко.-М.: ЮНИТИ-ДАНП: Закон и Право, 2003.-607с.
Правовая психология: понятие, структура, методы, принципы
Что такое правовая психология?
Правовая психология — это раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты и процессы реализации правотворчества, правопонимания, формирование правосознания, а так же социализации личности в сфере права.
Правовая психология выступает в качестве некоторого набора привычек, стереотипов поведения, которые являются реакцией общества и социальных групп на отдельные правовые нормы, общие принципы организации правового порядка, а также юридические организации.
В более простой формулировке под правовой психологией подразумевается отношение человека к праву, закону и его представителям. При этом подобные отношения могут являться удовлетворенностью, негодованием, возмущением, удовольствием.
Объект и предмет правовой психологии
Предмет изучения правовой психологии — психологические особенности взаимодействия людей в ходе реализации правовых отношений и правоприменительной деятельности.
В качестве объекта изучения в юридической психологии выступают конкретные типы людей и их общности с точки зрения правовой активности существующих процессов правового регулирования.
Основными задачами подобного направления рассматриваются: психология правовой социализации, ее недостатки, потенциальные психологические предпосылки производительности правовых общепризнанных норм и правил.
Структура правовой психологии
Традиционно в структуре правовой психологии выделяют следующие компоненты:
Задачи правовой психологии
Правовая психология призвана решать следующие задачи:
Принципы правовой психологии
Под принципом подразумеваются основные идеи и концепции, которые пронизывают общую систему знаний в направлении юридической психологии. Стоит понимать, что перечень подобных подходов в значительной степени отличается в литературе. При обращении к юридической современной психологии можно выделить следующие принципы:
Методы правовой психологии
Методы правовой психологии характеризуются наличием некоторой специфики, которая формируется в связи с особенностями изучаемых субъектов. В качестве основной методики рассматривается структурный анализ, который позволяет определить имеющиеся функциональные зависимости всех исследуемых объектов. Довольно часто используется структурно-генетический анализ, позволяющий обнаружить связь между функционированием человека и личностным развитием. К числу иных методов исследования в юридической психологии относится:
Психологическая теория права Л. Петражидского
Наибольшее влияние на развитие российской психологической школы права оказал Лев Иосифович Петражицкий, профессор факультета юриспруденции в Петербургском университете. По его мнению, право должно определяться как некоторая совокупность психических элементов, которые полностью формируются в зависимости от психических особенностей индивида, придающих поведению характер общеобязательности.
Также по мнению Л.И. Петражицкого основным источником права должна выступать эмоциональная сфера человека. В его психологической теории права эмоции подразделяются на правовые и моральные. Правовые эмоции обладают атрибутивно-императивным характером, то есть позволяют продемонстрировать конкретные потребности индивида с точки зрения чувственного переживания долга. При этом моральные эмоции являются внутренними определяющими факторами для поведения человека.
С точки зрения правовой психологии Л.И. Петражицкий выделил следующий перечень социальных сфер:
Как итог, можно отметить, что Лев Иосифович Петражицкий определял правовую психологию как крайне важную часть в жизни каждого человека, придавая ей статус регулятора поведения в социуме.
Отличия правовой идеологии и правовой психологии
Крайне важным при рассмотрении подобных категорий является умение продемонстрировать связь и отличия правовой психологии и идеологии. Стоит учитывать, что правовая психология позволяет отражать правовую действительность в качестве набора несвязанных фактов, не рассматривая ее как единую систему. При этом правовая идеология является полной противоположностью, задача которой заключается в рассмотрении правовой действительности в качестве единого целого. Правовая психология является более быстрым инструментом реагирования на формирующиеся изменения правовой действительности, поскольку все изменения воспринимаются непосредственно субъектом.
Связь между правовой идеологией и психологией состоит в следующем: в отрыве от правовой психологии правовая идеология лишается определённой эмпирической базы, становится оторванной от реальности и неэффективной. При этом, их единство обеспечивает наиболее полное и корректное отображение особенностей общественного бытия, а также позволяет оказать активное влияние на всю социальную жизнь общества.
Соотношение и взаимодействие правовой идеологии, правовой психологии и юридической науки в правовой системе
Правовая психология и правовая идеология являются составляющими элементами, раскрывающими сложную структурную характеристику правосознания.
В основе взаимодействия и взаимосвязи идеологических и психологических элементов правового сознания лежит отражение этими структурными элементами единого комплекса объективных процессов и явлений общественного развития. Правовая идеология – это систематизированное научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. Правовая идеология, как элемент правосознания, взаимодействует с правовой психологией, которая охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств настроений, характеристик для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология в свою очередь является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей. Таким образом, правовая психология является правосознанием практическим, основанным на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.
В данном отношении необходимо подчеркнуть то, что правовая идеология и правовая психология, находясь в постоянном взаимодействии, не просто являются структурными составляющими правосознания, а представляют собой взаимосвязь двух начал – государства и общества. Причем, правовая идеология на наш взгляд является «вторичной» по отношению к правовой психологии, так как или отражает тенденции развития общества, или оценивает уже сложившиеся общественные отношения, учитывает интересы и настроения классов, социальных групп.
Не следует забывать, что правовая идеология и правовая психология всегда отражают определенный конкретно-исторический характер общественных отношений, и, говоря о правовой идеологии необходимо говорить и об очень близком понятии – политической идеологии государства. Обладание властью требует ее легитимности, в том числе в духовной сфере. Выполняя эту задачу, идеология приспосабливается к непосредственным нуждам государственных интересов, и превращает ее в орудие идеологической обработки массового сознания.
Мы уже говорили о влиянии правовой психологии в формировании правового сознания и права в целом. Правовая идеология играет также немаловажную роль. Экономическое и политическое развитие общества, с одной стороны, формирует соответствующие правовые отношения, а с другой – невозможно без них, и правовая идеология, в данном случае, является двигателем прогрессивного развития общества, так как правовая психология является наиболее устойчивым элементом общественного сознания.
Как мы видим, правовая психология и правовая идеология находятся в решающем взаимодействии, и для гармоничного развития правовых отношений общества должны работать синхронно, так как перевес одного из начал правового сознания влечет за собой негативные последствия для общества в целом.
Кроме всего прочего нельзя не отметить, что правовая психология имеет самостоятельное значение и собственную специфику. Правовая психология в отличие от правовой идеологии отражает правовую действительность в чувственно-эмоциональной форме. По способу своего формирования отличается от правовой идеологии тем, что в ней в значительной степени проявляется субъективность отражения, так как в этой области в наибольшей степени дают о себе знать особенности состояния отражающего субъекта, в отличие от правовой идеологии, где объективная форма правового отражения как бы преобладает над субъективной.
Правовая идеология представляет собой, в конечном счете, рационализацию чувств, потребностей, настроений какой-либо группы людей в форме логически стройной системы идей и представлений. Призванная оправдывать необходимость того или иного социального порядка, определенного способа жизнедеятельности, отвечающего интересам этой группы, идеология всегда формируется на основе психологического отражения аспектов общественной жизни.
Таким образом, возвращаясь к вышесказанному, несомненной является первичность правовой психологии по сравнению с правовой идеологией, именно в правовой психологии вызревают и проявляются новые потребности социального регулирования, которые затем оформляются и закрепляются в концептуальной форме в виде новых норм и их идеологического обоснования.
Первичность правовой психологии выражается также в том, что по своему содержанию она гораздо шире правовой идеологии. Правовая психология охватывает всю совокупность разнообразных проявлений социальной психики, в которых отражается правовая действительность. Ограниченность правовой идеологии выражается также в том, что она фиксирует преимущественно только те социальные потребности в изменении правового регулирования, которые уже достаточно четко проявились в жизни общества. В правовой психологии могут иметь место такие настроения и чувства, которые пока еще не получили достаточно широкого распространения и поэтому еще не приобрели общесоциальной значимости.
Правовая идеология отражает общественные отношения как систему, что помогает ей в комплексе определять, какие общественные отношения требуют правового регулирования, какой метод правового регулирования целесообразен для конкретной группы общественных отношений, каким образом согласовать данный правовой институт с системой права в целом. Правовая идеология не может на основе познания отдельной, изолированно взятой группы общественных отношений выдвигать идею их урегулирования без согласования с общей системой правовых норм и институтов.
Правовая психология в свою очередь отражает общественные отношения, которые наиболее непосредственно примыкают к условиям жизни ее носителей – больших и малых социальных групп. Правовая психология не может в силу своих особенностей охватить системно весь комплекс общественных отношений. Поэтому отражение психологией общественного бытия носит несколько ограниченный характер, охватывая, прежде всего изменения, происходящие в сфере ближайшей жизнедеятельности индивидов и групп.
Особенность отражения общественного бытия правовой идеологией и социальной психикой состоит в различной быстроте реакции каждого из структурных элементов правового сознания на изменения различных видов общественных отношений. Поскольку изменения конкретных общественных отношений находят непосредственное отражение в условиях жизни тех или иных социальных групп общества, то они могут быстрее ощутить эти изменения, эмпирически зафиксировать их в своем сознании. Правовая идеология учитывает эти изменения конкретных общественных отношений на основе их глубокого научного осознания. И хотя в целом правовая идеология опережает в своем развитии правовую психику, необходимость оценить изменения данных общественных отношений в общей системе, учесть настроения и чувства классов и социальных групп определяет вторичность идеологии по отношению к социально-правовой психике при отражении таких общественных отношений, которые могут быть охарактеризованы как непосредственно составляющие условия жизни данных социальных групп, классов. Эта вторичность правовой идеологии по отношению к социально-правовой психике отнюдь не означает отставания первой от второй. Такой разрыв определяется потребностью в определенном времени для научного осознания и оценки происходящих изменений, для проверки правильности правовых выводов и предложений вытекающих из развития данных общественных изменений.
Из этих общих положений относительно характера отражения общественных отношений такими структурными элементами правового сознания, как правовая психология и правовая идеология, вытекает вывод об их относительной самостоятельности и специфики по отношению друг к другу и в то же время необходимости и неизбежности взаимодействия друг с другом.