чем различаются понятия методика обучения и технология обучения
Разница между методикой и технологией
В различных сферах деятельности мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как методика и технология. Данные категории обозначают способы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии, и наоборот. Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между ними есть ли существенная разница?
Определение
Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.
Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.
Сравнение
Главное отличие между указанными категориями заключается в степени их проработки. Так, методику можно назвать направлением движения, дорожной картой, по которой будет двигаться исполнитель. А технологию – подробным маршрутом, который позволяет прогнозировать скорость, дистанцию и другие важные нюансы. Таким образом, методика – это ядро технологии: прикладной инструментарий же может изменяться, ускоряя производственные процессы, но сущность остаётся прежней.
Таким образом, фундаментальное отличие кроется в планируемом исходе операций, совершаемых исполнителем. Исход реализации методики трудно предугадать, он зависит от многих факторов. Грамотное использование технологии всегда приводит к нужной цели, если все шаги выполнены правильно.
Сравнительная характеристика методики и технологии обучения
Методика обучения – это свод правил, приёмов и средств, с помощью которых многолетний опыт передаётся от одного поколения другому. При этом формируется опыт жизнедеятельности людей.
Методика обучения – это совокупность способов, приёмов, средств целесообразного проведения какой-либо работы.
Методика отражает не стратегию, а тактику получения знаний.
Методика – отрасль педагогического знания, выражающая подходы к обучению (изучению учебных предметов).
Методика учебного предмета – теория обучения учебному предмету. Объект её изучения – процесс обучения той или иной учебной дисциплине. Методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету. Они реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. В системе педагогики методика опирается на основные положения дидактики.
Основываясь на принципах воспитания, методика раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности обучающихся.
Методика учебного предмета опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логии, информатики, кибернетики.
Существуют конкретные методики, «привязанные» к потребностям, мотивам, условиям жизни людей, их образованию.
Методика обучения различным дисциплинам складывается на основе 6 общепринятых идей:
1) опытно-практическое обучение;
2) догматическое обучение;
3) объяснительно-иллюстративное обучение;
4) адаптированное обучение;
5) развивающее обучение;
6) культурологическое обучение.
Методики обучения более устойчивы, чем технологии. Они изменяются вместе со сменой образовательной идеи.
Технология обучения или образовательная технология – это «привязывание» методики к конкретным условиям. Это – система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса.
Последние годы мы являемся свидетелями глобального процесса стандартизации нашего образовательного пространства. Это – сложный процесс, во многом непонятный и неожиданный для преподавательского состава. Многие педагоги не видят разницы между методикой и технологией.
Если методика, в основе своей – это совокупность рекомендаций и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает ряд принципиальных моментов:
1. Организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс.
2. Содержательная техника реализации учебного процесса.
3. Описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т.е. достижения целей обучения.
4. Процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы.
5. Методологическая основа методики, поскольку методика находит в технологии своё обоснование и процесс построения.
6. Процессуальный, динамичный характер процесса обучения в отличие от методики, дающей вполне конкретные рекомендации.
7. Ориентация не на один предмет и на достижение одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала.
8. Ориентация на обучающихся, в то время как методика направлена на преподавателя.
Приход технологии обучения на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса. Но проблема различия технологии обучения и методики остаётся предметом дискуссии.
Учёные считают, что понятие «технология обучения» шире, чем понятие «методика обучения».
Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей обучения, при котором достижение этих целей обусловлено управлением. Проф. В.М. Монахов говорит о том, что «приход технологии на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса». Об эффективности технологии можно определить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.
Любая современная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетания традиционных элементов прошлого и современных инновационных процессов в образовательных учреждений.
Источниками современной педагогической технологии являются:
· отечественный зарубежный опыт прошлого;
· передовой педагогический опыт, в том числе и опыт учителей-новаторов;
· идеи народной педагогики (этнопедагогика);
· достижения педагогической, психологической и других наук;
· социально-экономические преобразования в нашей стране и за рубежом;
Педагогические технологии в свете ФГОС. Вопросы и ответы.
Педагогические технологии в свете ФГОС. Вопросы и ответы.
1. Чем различаются понятия «методика» и «технология»?
Ответ: Методика в более узком значении представляет собой микротехнологию: алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика психолого-педагогических тренингов и т.д.).
В чем заключается цель педагогической технологии?
Ответ: Цель педагогической технологии
Хорошо известно, что основная цель, стоящая перед системой образования любой страны и во все времена, отражает общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, к эффективному участию в жизнедеятельности общества. На разных этапах эта потребность меняется, следовательно, может меняться и глобальная цель.
Для того чтобы цель помогала, она должна, во-первых, давать полное преставление о том, конечном результате, который мы хотим получить, и, во-вторых, диагностировать результат и однозначно отвечать на вопрос «Достигнута ли цель?». Такая цель в педагогике получила название «диагностической цели», т.е. цели, на основании которой можно строить диагностику достигнутого результата.
Таким образом, технологизация обучения требует:
Переформулировать идеал (глобальную цель) в диагностическую цель.
Разбить новую диагностическую глобальную цель на этапы и определить диагностичные цели для каждого из этапов обучения.
Как надо поставить цель, чтобы она стала диагностичной? Наука утверждает, что цель обучения считается диагностичной, если соблюдаются следующие условия:
Дано настолько точное и определенное описание формируемого качества, свойства, умения, опыта, что его можно безошибочно отличить от любых других.
Имеется диагностический инструмент, позволяющий объективно и однозначно:
а) выявить данное качество, свойство, умение, опыт;
б) замерить уровень его развития или сформированности;
в) оценить этот уровень и сравнить его.
Понятие «педагогическая технология» Г.К. Селевко употребляет на трех уровнях.
Общепедагогический (общедидактический) уровень. Педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в неё включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).
Частно-методический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология употребляется в значении частная методика, т. е. совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, преподавателя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы преподавателя, воспитателя).
Элементный (модульный) уровень. Начнём рассматривать технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология (формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
Охарактеризуйте качества педагогических технологий.
Ответ: Основные качества современных образовательных технологий
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (качествам).
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы; логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость. Предполагает возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определённого стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Основными критериями технологичности являются :
системность (комплексность, целостность),
научность (концептуальность, развивающий характер);
структурированность (иерархичность» логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность);
управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).
Особенности педагогической технологии и технологических процессов заключаются в следующем: отдельные технологические процессы по своей структуре и способам их реализации воспитывают только внимание, исполнительность, способность действовать механически, исключительно при жестко заданной последовательности основных элементов программы. Другие технологические процессы выполняют функцию подспорья для активной сознательной мыслительной работы и развивают в творческой личности способность облегчать свою работу путем кодирования, поддающейся формализации информации. Преподавание одним единственным методом ведет к однообразию и монотонности в обучении со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Отсюда вполне правомерно возникает проблема выбора используемых технологий, их оптимальных сочетаний для достижения лучших результатов обучения и воспитания, проблема меры и дозировки педагогических воздействий.
Важной особенностью педагогической технологии является также «технологичность» содержания обучения или воспитания – его способность подвергаться кодированию, не утрачивая при этом своих воспитательно-обучающих возможностей. Один материал легко кодируется и при раскодировании, воспроизведении не искажается, не деформируется и осознается учащимися во всей полноте и целостности. Так происходит, например, при кодировании математических формул, способов решения типовых задач; физических и химических формул и законов; подлежащих запоминанию исторических фактов, событий и др. В данном случае, введение в процесс обучения кодированных технологических цепочек повышает его эффективность. Другая информация, будучи закодированной, теряет свои воспитательно-обучающие возможности. Из художественной, исторической информации технологической обработке поддаются лишь факты, внешние признаки и остается за кадром самая суть: идеи в их движении, развитии, теории и концептуальные подходы, разнообразные оценки. Кодирования процесса обучения ограничено при обучении литературе, искусству, истории, и психологии семейной жизни. Здесь использование чисто технологических подходов может привести к бездумному зазубриванию, к формализму в знаниях.
К особенностям педагогической технологии относится и то, что каждому технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно найти свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Никакая технология не может заменить живого, эмоционального человеческого общения.
Еще одна особенность состоит в том, что любая педагогическая технология, ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает детей к творческому участию в разработке технологического инструментария: составлению технологических опорных схем, карт, к организации технологически четких форм воспитания и обучения. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников, и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов. Например, при обработке навыков решения типовых задач одни ребята, наиболее подготовленные, знающие последовательность технологических рабочих циклов, получают полную самостоятельность. Другим, менее подготовленным, учитель оказывает помощь и предоставляет возможность постоянной консультации. В ходе реализации технологических процессов учитель организует взаимные консультации, взаимопроверку и взаимооценку. Активность детей проявляется в возрастающей самостоятельности, в осуществлении на основе технологического инструментария взаимообучения, в технологическом творчестве. Огромное значение в активизации деятельности учащихся в технологическом процессе имеют психологическая установка на глубокое освоение знаний.
В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождении новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Дайте характеристику типам учебного процесса.
Ответ: Отталкиваясь от предложенных М.Н. Скаткиным типов учебного процесса: догматического, объяснительного (созерцательного), продуктивного, добавляются в соответствии с уровнями усвоения содержания образования суггестивный и личностный, а объяснительный, названный репродуктивным, разбиваются на формальный и сущностный подтипы.
понимание, воспроизводящая активность
обдумывание, интерпретирующая активность
репродуктивные, решение задач
самостоятельный поиск, творческая активность
решение задач, имеющих личный жизненный смысл
ДОГМАТИЧЕСКИЙ тип, берущий свое название от догм (догматов), в виде которых представлено осваиваемое учебное содержание, является давней историей образования. Средневековый катехизис, монастырская зубрежка являются классической формой его проявления. Однако, рецидивы догматического обучения встречаются по сей день, когда делается упор на чистое заучивание определений, механическое запоминание без понимания смысла.
Догматическое обучение стало первым типом, имевшим широкое распространение: потребовалось достаточно много людей, владеющих грамотой, умеющих считать, писать, но не мыслить. Любое отклонение от догм немедленно пресекалось. Единицы из десятка тысяч пробивались сквозь толщу зубрежки к собственному мнению, к истине.
По мере развития средств производства, усложнения трудового процесса и решаемых работником задач потребовалось не исполнение шаблонных действий, а умелая деятельность, применение трудовых приемов в разнообразных ситуациях; вместо придатка машины стал необходим работник понимающий.
Связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют собой различные ступени одного и того же процесса освоения. В свою очередь и репродуктивную, и продуктивную деятельность можно разделить на более маленькие ступени. Так, В.П. Беспалько предлагает рассматривать освоения как процесс, состоящий из четырех уровней.
Уровень 1 (ученический) – самый простой уровень репродуктивной деятельности. На этом уровне все компоненты задачи известны (цель, ситуация и действия по ее решению). От учащегося требуется только дать заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре задачи.
Уровень 2 (алгоритмический) – более сложный уровень репродуктивной деятельности. В задачах, рассчитанных на этот уровень, заданы только цель и ситуация (условия). От учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению.
Уровень 3 (эвристический) является первым уровнем продуктивной деятельности. В задаче этого уровня задана лишь цель, ни ситуация (условия), действия, которые необходимо использовать для достижения поставленной цели, не заданы и неясны. От учащегося требуется уточнить (домыслить) ситуацию и выбрать, какие из ранее усвоенных действий могут подойти для решения данной нетиповой задачи.
Уровень 4 (творческий) – самый сложный уровень продуктивной деятельности. Для деятельности этого уровня характерно отсутствие задач как таковых. Учащийся сам ставит себе цель, формулирует ее, детализирует и далее осуществляет поиск возможных ситуаций (условий) и действий. ведущих к достижению выбранной им цели.
ЛИЧНОСТНЫЙ тип учебно-воспитательного процесса.
Что такое педагогическая технология.
На мой взгляд, это такой тип организации учебно-воспитательного процесса, который за счет интеграции эпистемологического знания и эмпирического опыта позволяет решать проблемы гуманизации образования. Используя фундаментальные знания, учитель приближает образовательный процесс к конкретному ученику. Так, создание ситуации развития человека предполагает понимание его своеобразия в целом, факторов, определяющих его становление, формирование тех или иных личностных качеств, закономерностей физических изменений и внутреннего роста (теория) и понимание уникальности каждой личности (опыт непосредственного педагогического взаимодействия).
— педагогическая технология как средство ;
— педагогическая технология как процесс является управляемой системой с планируемыми результатами. ;
— педагогическая технология как область знания; включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения
— педагогическая технология как многоаспектное явление;
Вот как акцентируют своё внимание разные исследователи:
1. Педагогические технологии как средство, то есть как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер).
2. Вторую позицию представляют В.П. Беспалько, И.А. Зязюн, М.А. Чошанов, В.А. Сластёнин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др. Они считают, что педагогическая технология — это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определённом алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.
3. Представители третьей позиции (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.
4. Четвёртая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас).
Исследователи акцентируют своё внимание на трёх основных аспектах педагогической технологии:
— технология является научно разработанным решением проблемы и основывается на достижениях педагогической теории и передовой практики;
— технология есть модель, описание целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, которые применяются для достижения планируемого результата;
— технология есть процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
7. Назовите черты современных трактовок понятия «педагогическая технология»
Ответ: Область понятия «технология» в педагогике в настоящий момент не определена достаточно четко. Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике, по крайней мере, в трех смыслах:
Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.)
Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.д.)
Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Использование понятия «технология» в первом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Просто происходит подмена одного понятия другим. Например, если ранее говорили «методика (или система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят «технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». От перемены слов суть предмета (системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) не изменилась.
Еще совсем недавно учителю предлагалось только готовое тематическое планирование учебное содержание «нарезалось» по одному, двум, трем учебным часам и от лица министерства предлагалось учителям для обязательного исполнения. Поэтому Российский учитель оказался неподготовленным, сегодня он не может отличить методику от технологии. Есть смысл уточнить – методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата, т.е. в данном случае – государственного стандарта.
Основные качества современных образовательных технологий
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (качествам).
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы; логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость. Предполагает возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определённого стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять методологическим требованиям. Назовите критерии технологичности.
Ответ: Основными критериями технологичности являются :
системность (комплексность, целостность),
научность (концептуальность, развивающий характер);
структурированность (иерархичность» логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность);
управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).
Охарактеризуйте классы педагогических технологий.
Ответ: Классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко)
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласится. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития : биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие.
По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных − комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько − дидактических систем):
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизирован ное);
«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное ), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий :
а) а вторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии; в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
в) л ичностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный ; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных технологиях). Такие технологии называют еще антпропоцентри ческими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
г) г уманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
д) т ехнологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.
г) т ехнологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
По содержанию модернизаций и модификаций, которым в технологиях подвергается существующая традиционная система.
Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.
Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:
а) п едагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильина и др.;
б) п едагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.;
в) п едагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.;
д) п риродосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.;
е) а льтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка;
Раскройте основные характеристики педагогических технологий
Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата, т.е. в данном случае – государственного стандарта.
12.Каковы причины технологического подхода в организации процесса обучения? Каково место технологии обучения в целостном образовательном процессе?
13. С чем связана гуманитарная составляющая современной технологии обучения?
Ответ: С гуманизацией современного образования. Используя фундаментальные знания, учитель приближает образовательный процесс к конкретному ученику. Так, создание ситуации развития человека предполагает понимание его своеобразия в целом, факторов, определяющих его становление, формирование тех или иных личностных качеств, закономерностей физических изменений и внутреннего роста (теория) и понимание уникальности каждой личности (опыт непосредственного педагогического взаимодействия).
14.Каково место компетенций в проектировании технологии обучения?
а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);
б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).
Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.
ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях):
формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность):
ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации);
имеет опыт освоения научной картины мира.
Социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере) ;
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; владеет культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффектными способами организации свободного времени;
иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь собственный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями):
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями):
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеет навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет.
здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности):
иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (лесу, поле, на водоеме и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.
Закон «Об образовании» Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, № 309 от 01.12.2007)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учащихся под ред. А.Г. Асмолова, М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Конституция Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Концепция государственных стандартов общего образования второго поколения – в части общих подходов и идеологии разработки стандарта под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.- 39 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1999.
Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. –М.: АПКиПРО, 2002
Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения.// Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. –М.: «Баласс», 2004
Метод проектов. К истории вопроса // Лаборатория дистанционного обучения http://distant.ioso.ru/
Оценка достижения планирования результатов в начальной школе в 2-х частях. М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др. М.: Просвещение, 2009.- 215 с.
Планируемые результаты начального общего образования под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, М.: Просвещение, 2009.- 120 с.
Примерные программы начального общего образования в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2009, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом МО и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? –Москва-Рига, 2000.- 222с.