чем различаются образ повествователя и образ рассказчика

Рассказчик и повествователь

Вы будете перенаправлены на Автор24

Повествователь

Функция повествователя в литературоведении осмысляется в первую очередь как «призматическая», преломляющая под определенным углом зрения повествуемые события. В то же время термин «повествователь» в отечественном литературоведении используется по-разному. Такие различия в его употреблении связаны с вопросом о присутствующих в произведении субъектах речи и с разграничением этого термина с такими смежными понятиями как «рассказчик» и «автор».

Иногда термин «повествователь» с одной стороны смешивается с такими понятиями, как «автор» и «образ автора». Например, в «Словаре литературоведческих терминов» «образ автора» и «образ повествователя» рассматриваются как синонимы и обозначают носителя авторской речи. Для современной нарратологии отождествление носителя повествования и автора принципиально неприемлемо. Современная нарратология сам процесс повествования рассматривает в качестве изображаемого в произведении, а повествователя – в качестве фиктивной инстанции. В западном литературоведении для обозначения этой инстанции используется такое понятие нарратора.

С другой стороны, понятие «повествователь» определяется через его соотношение с понятием «рассказчик». Граница между ними размыта, так как может устанавливаться при помощи различных критериев:

Повествователь – это тот, кто рассказывает читателю о поступках персонажей и событиях, изображает облик действующих лиц, фиксирует ход времени, изображает обстановку действия, а также характеризует человеческий тип героя, анализирует его внутреннее состояние, мотивы его поведения, при этом не являясь ни участником событий, ни объектом изображений для персонажей.

Готовые работы на аналогичную тему

Специфика повествователя состоит одновременно и в обширном, всеобъемлющем кругозоре и в адресованности речи главным образом читателю, то есть направленности ее за пределы описываемого мира. другими словами, эта специфика определяется положением «на границе» изображенной вымышленной действительности.

Рассказчик

Рассказчик – это условный образ, от чьего лица ведется повествование в художественном произведение.

Рассказчик присутствует, например, в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Часто (однако не обязательно) рассказчик выступает в качестве участника сюжетного действия.

В литературе под рассказчиком понимается условный носитель авторской речи, от чьего лица ведется повествование. Рассказчик проявляет себя не только в речи и не отождествляется с писателем ввиду того, что является плодом его творческого воображения. В разных произведения одного автора возможно появление разных повествователей. Авторская речь в драме сведена к минимуму и на сцене не звучит.

Рассказчик – это тот, кто устно или письменно рассказывает историю. В художественной литературе может означать мнимого автора истории. Независимо от того, ведется рассказ от третьего или от первого лица, в художественной литературе он всегда предполагается как кто-то, вовлеченный в действие, либо как сам автор.

Сравнительная характеристика повествователя и рассказчика

В отличие от автора-творца, повествователь находится вне изображенного пространства и времени, в условиях которого разворачивается сюжет. Поэтому повествователь может забегать вперед, быть в курсе предпосылок и результатов событий изображаемой реальности. Но вместе с тем, его возможности определены из-за границ всего художественного целого, которое включает в себя описанное «событие самого рассказывания». Такое «всезнание» повествователя входит в авторский замысел.

Рассказчик в противоположность повествователю находится целиком внутри изображенной реальности, а не на границе изображаемого вымышленного мира с действительностью читателя и автора. В этом случае все ключевые моменты события рассказывания становятся фактами вымышленной действительности:

Его целью является снятие с автора ответственности за достоверность рассказанного.

Таким образом, рассказчик – это персонифицированный субъект изображения и (или) объективированный носитель речи, который связан с определенной языковой и социально-культурной средой, с позиций которой изображаются другие персонажи.

Повествователь, наоборот, безличен и по своему кругозору более близок автору-творцу. Но по сравнению с героями он является носителем нейтральной речевой стихии, общеутвержденных стилистических и языковых норм.

Источник

Повествователь и рассказчик. Сравнительная характеристика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Рассказывание и повествование

Рассказывание – это процесс общения субъекта речи и адресата произведения. В широком смысле понятие повествование означает общение субъекта, рассказывающего о каких-либо событиях, с читателем. Это понятие применимо не только к художественным текстам, например, ученый-историк тоже повествует о событиях. Прежде всего необходимо соотнести повествование со структурой литературно-художественного произведения. При этом необходимо разграничивать два аспекта:

Термин повествование соответствует исключительно первому событию.

Повествующий субъект имеет прямой контакт с адресатом, то есть читателем, который отсутствует в случаях рассказов вставных, обращенных одними персонажами к другим. Четкое разграничение вышеуказанных аспектов произведения возможно, а относительная их автономность характерна в большинстве случаев для эпических произведений. Также различают рассказ о событиях одного из персонажей, адресованный слушателям – персонажам, а не читателю, и рассказ об этих же событиях субъекта речи, являющегося посредником между миром персонажей и реальной действительностью читателя. И лишь рассказ во втором значении можно называть «повествованием».

Попытки обоснования этих необходимых разграничений можно найти в фундаментальной работе Ж. Женнета «Повествовательный дискурс». Как правило, в научной литературе специального внимания подобного рода разграничениям не уделяется, и более того, существует тенденция к растворению этих различий и расширению понимания терминов. Например, в монографии В. Шмида «Классическая теория повествования», в центре внимания которой находится посредник между повествуемым миром и автором, «атемпоральная» структура истории противопоставляется «структуралистской нарратологии», для которой главным признаком повествования является определенная структура излагаемого материала, в частности, изображение события. В «Словаре нарратологии» Дж. Принса повествование определяется как сообщение о событиях.

При подходе, разделяющем акты рассказывания в зависимости от их адресата, категория повествования соотносится с такими субъектами изображения речи, как рассказчик, повествователь и «образ автора». Для этих категорий общей является посредническая функция, и на основе этого возможно установление различий.

Готовые работы на аналогичную тему

Повествователь и рассказчик, их соотношение

Существует несколько путей решения проблемы рассказчика и повествователя. Наиболее простым способом является противопоставление двух вариантов освещений события:

По мнению В. Е. Хализева, рассказчиками целесообразно считать персонифицированных повествователей, которые высказываются от своего собственного, то есть «первого» лица. О. Уорен и Р. Уэллек тоже считали, что рассказчик отличается от автора именно благодаря форме первого лица, третье лицо ученые связывали с позицией «всеведущего автора». Однако убедительность подобного решения проблемы весьма обманчива. Специальные исследования показывают, что между двумя формами повествования и типом речевого субъекта прямая зависимость отсутствует. В повествовании, ведущемся от третьего лица, себя может выражать как анонимный рассказчик, так и всеведущий автор. Первое лицо может принадлежать и конкретному рассказчику, и непосредственно писателю, и условному повествователю, отличаясь в каждом из этих случаев разными возможностями и мерой определенности.

Рассказчик – это достаточно объективированный субъект изображения, связанный с определенной языковой и социально-культурной средой, с позиции которой он изображает других персонажей.

Повествователь, наоборот, по своему кругозору является близким к автору-творцу. При этом по сравнению с героями повествователь является носителем более нейтральной речевой стихии, общепринятых стилистических и языковых норм. Чем герой ближе к автору, тем меньше можно найти речевых различий между повествователем и героем. Поэтому главные персонажи большой эпики обычно не являются субъектами рассказов, резко выделяемых стилистически.

Благодаря посредничеству повествователя читатель, прежде всего, получает достоверное и объективное представление о поступках и событиях, а также о внутренней жизни персонажей.

Посредничество же рассказчика дает возможность заглянуть внутрь изображаемого мира, взглянуть глазами персонажей на описываемые события. Произведения, которые стремятся к непосредственному приобщению читателя к восприятию событий персонажем, вовсе обходятся без повествователя, используя формы переписки, дневника или исповеди.

Существует еще один, промежуточный вариант, когда автор-творец пытается уравновесить внутреннюю и внешнюю позиции. В этих случаях рассказчик и его рассказ оказываются «соединительным звеном».

Повествователь – это тот, кто сообщает читателю о поступках и событиях действующих лиц произведения, изображает обстановку действия, облик персонажей, фиксирует ход времени, характеризует человеческий тип героя, анализирует его внутреннее состояние и мотивы, при этом не являясь участником событий и объектом изображения для кого-либо из персонажей.

Таким образом, повествователь – это не лицо, а функция, которая может быть прикреплена к персонажу при условии, что в качестве повествователя персонаж совершенно не будет совпадать с ним же как действующим лицом.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21 10 2021

Источник

Чем различаются образ повествователя и образ рассказчика

Повествование в художественном произведении не всегда ведётся от лица автора.

Примеры произведений, где присутствует сам автор – это «Евгений Онегин» А. Пушкина и «Мертвые души» Н. Гоголя.

Полностью присутствует писатель как автор в таких жанрах, как автобиография, исповедь, записки, письма. Повествование ведется от первого лица.

РАЗНИЦА МЕЖДУ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЕМ И РАССКАЗЧИКОМ

Зачем автор иногда скрывается под маской или поручает повествование своему герою?

Чтобы представить и раскрыть свой замысел во всей полноте, автор надевает на себя разные маски – в том повествователя и рассказчиков. Два последних – очевидцы событий, читатель им верит. Отсюда возникает ощущение достоверности происходящего. Автор будто на сцене – страницах произведения – играет один множество ролей созданного им спектакля. Поэтому так интересно быть писателем!

КТО РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ СИЛЬВИО?
В КАКОМ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОР ПРИБЕГАЕТ
К ПОДОБНОМУ ПРИЁМУ?

Пушкин ехал в Болдино женихом. Однако женитьбе мешали денежные трудности. Ни у Пушкина, ни у родителей невесты избытка денег не было. На настроение Пушкина повлияла и эпидемия холеры в Москве, которая не позволяла ему ехать из Болдино. Именно во времена болдинской осени, среди многого прочего, и были написаны «Повести Белкина».

В самом деле, весь цикл написан Пушкиным, но в заглавии и предисловии указывается другой автор, псевдоавтор Иван Петрович Белкин, однако Белкин умер и его повести опубликовал некий издатель А.П. Известно также, что каждую повесть Белкин написал по рассказам нескольких «особ».

Цикл начинается предисловием «От издателя», написанного от имени некоего А.П. Пушкинисты считают, что это не сам Александр Пушкин, так как стиль совершенно не пушкинский, а какой-то витиеватый, полуканцелярский. Издатель не был лично знаком с Белкиным и поэтому обратился к соседу покойного автора за биографическими сведениями о нем. Письмо соседа, некоего ненарадовского помещика, полностью приводится в предисловии.

Пушкин Белкина представляет читателю все-таки как сочинителя. Сам Белкин передает повествование некоему повествователю – подполковнику И. Л. П. (о чем дается в сноске сообщение: (Прим. А. С. Пушкина.)

Ответ на вопрос: кто рассказывает историю Сильвио – раскрывается как матрёшка:

Повествование ведется от первого лица: рассказчик участвует в действии, именно ему, молодому армейскому офицеру, Сильвио поверяет тайну незаконченной дуэли. Интересно, что финал ее И.Л.П. узнает от противника Сильвио. Таким образом, рассказчик в повести становится и поверенным двоих персонажей, каждый из которых сам рассказывает свою часть повести, которая дана от первого лица и в прошедшем времени. Поэтому рассказанная история кажется достоверной.

Вот такое сложное построение, казалось бы, незамысловатой повести.

«Повести Белкина» — не просто веселое пушкинское произведение с забавными сюжетами. Люди, начинающие играть в литературных героев, оказываются во власти неких сюжетных закономерностей и становятся не только смешными, забавными, но рискуют по правде погибнуть на дуэли…» Получается, что не так и просты эти «Повести Белкина».

Сквозь слова рассказчика Гринёва слышен голос автора, Пушкина. Это его ирония сквозит в повествовании о детстве, воспитании Петруши, это Пушкин говорит устами своего героя о бессмысленности и беспощадности русского бунта.

В последней главе («Суд») Гринёв рассказывает о событиях, произошедших во время его заключения, со слов своих близких.

Можно вспомнить и Рудыго Панько, которому Николай Гоголь передал повествование «Заколдованного места».

Точно так же строится глава «Максим Максимыч» из «Героя нашего времени» М. Лермонтова.

Источник

Авторская позиция. Образ автора. Персонаж

Определения

Объяснение и примеры

При написании литературного произведения автор создаёт систему образов. В эту систему может войти и автор — как сам по себе, так и под масками повествователя или рассказчика.

Автор. Повествователь. Рассказчик

Автор — это реальный человек, который пишет книги. Он может присутствовать в литературном произведении в качестве лирического героя. Лирический герой — образ, который транслирует мысли автора, но всё же является частью его произведения: через индивидуальное автор хочет выразить типическое, важное для всех людей. Конечно, лирический герой очень близок автору. Но в то же время они не тождественны.

Пример

Когда Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «Там некогда гулял и я: / но вреден север для меня», то имеет в виду совершенно конкретные обстоятельства своей жизни. дело в том, что царское правительство отправило вольномыслящего Пушкина из Петербурга (север) в южную ссылку. Ирония касательно решения правительства (так берегли поэта, что даже в ссылку отправили, «заботясь») вполне отражает речевой стиль Пушкина. И в то же время говорит здесь не сам поэт, а его лирический герой — в данном случае ироничный и едкий.

Повествователь — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» о происходящих в произведении событиях.

Пример

Всем известно, что «Повести Белкина» написал Пушкин. Однако Иван Петрович Белкин не только заявлен в качестве автора, но и выступает в повестях как повествователь — лицо, рассказывающее истории.

Рассказчик — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» его часть (какую-либо историю).

Пример

Рассказчиком в «Сказке о золотой рыбке» выступает старик, когда рассказывает рыбке историю своей жизни со старухой.

Персонаж

Литературное произведение включает целую систему действующих лиц (систему образов). Каждый элемент этой системы является персонажем.

Однако характером является далеко не каждый персонаж: чтобы представить лицо как совокупность индивидуальных черт, нужно уделить ему значительное внимание. А значит, характерами могут быть только ведущие персонажи литературного произведения. Впрочем, случаются и исключения.

Пример

Эпизодический персонаж романа «Преступление и наказание» Семён Мармеладов представлен как полноценный характер, носитель собственного мировоззрения и соответствующих проблем.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое система образов?

Ответ. Все персонажи литературного произведения и их взаимодействие.

Перечислите основных персонажей повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Ответ. Главный герой — титулярный советник Акакий Башмачкин. Также следует назвать Петровича — портного, который шил Башмачкину шинель, и безымянное «значительное лицо», косвенно виновное в смерти Акакия Акакиевича.

Какой персонаж рассказывает историю Евгения Онегина в одноимённом романе А. С. Пушкина?

Ответ. Об Онегине рассказывает повествователь, образ которого соотносится с образом автора — А. С. Пушкина.

Источник

Чем различаются образ повествователя и образ рассказчика

Текст, по определению М.М. Бахтина, — это «первичная данность» всех гуманитарных дисциплин и «вообще всего гуманитарно-филологического мышления. Текст является той непосредственной действительностью (выделено М.М. Бахтиным. — КН.)[1], действительностью мысли и переживания, из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления»[2]. Без внимания к тексту невозможна фундаментальная подготовка студента-филолога.

В 2000г. в учебные планы филологических факультетов в соответствии с Государственным стандартом высшего образования была включена новая дисциплина — «Филологический анализ текста». Эта дисциплина представляет собой интегративный курс, учитывающий и обобщающий результаты и лингвистических, и литературоведческих исследований. Она устанавливает органические и конструктивные межпредметные связи и находится на пересечении таких дисциплин, как поэтика, лингвистика текста, стилистика.

Цель нового курса — научить студентов филологических факультетов интерпретировать художественный текст на основе его основных единиц и категорий. Содержание его требует от читателя истолкования, поскольку подлинно художественный текст всегда характеризуется многомерностью смыслов и наличием имплицитной, непрямой информации. «В связи с этим, — замечает П. Рикёр, — понятие интерпретации получает вполне определенное значение. Интерпретация. — это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении. »[3] Успешность интерпретации, таким образом, связана с определением характера отношений в тексте, выделением его признаков и установлением связи его элементов. Анализ структуры текста в результате должен предварять истолкование, а в дальнейшем дополняться выводами содержательного характера и соотноситься с ними.

Основными задачами курса соответственно являются:

1) изучение признаков и основных категорий художественного текста как особой эстетической реальности;

2) рассмотрение принципов построения целостного текста;

3) выявление способов выражения авторской позиции в тексте;

4) знакомство с различными подходами к филологическому анализу художественного текста, с разными приемами его интерпретации;

5) определение методики анализа;

6) рассмотрение межтекстового взаимодействия и выявление его роли в организации художественного текста;

7) формирование у студентов умений и навыков анализа художественного текста и отдельных его категорий.

Дисциплина «Филологический анализ художественного текста» изучается на старших курсах и завершает образование студента-словесника. Она опирается на уже имеющиеся у него знания по теории литературы, теории текста, поэтике, стилистике и т.д. Занятия по филологическому анализу текста призваны синтезировать эти знания. Студент должен научиться рассматривать художественное произведение как единый, динамически развивающийся и вместе с тем внутренне завершенный мир»[4] и последовательно использовать при его интерпретации как собственно литературоведческие, так и лингвистические приемы и методы исследования текста. Лингвистический анализ помогает выявить дополнительные «приращения смысла», которые развиваются у слов и грамматических форм в тексте, показать развертывание и соотношение концептуально значимых семантических полей, определить семантику ключевых текстовых единиц и «игру» значений. «Литература не просто использование языка, а его художественное познание. образ языка, художественное самосознание языка»[5], — подчеркивал М.М.Бахтин. Как заметил X.Г. Гадамер, «в языковом оформлении человеческого опыта мира происходит не измерение или учет наличествующего, но обретает голос само сущее в том виде, в каком оно в качестве сущего и значимого являет себя человеку»[6].

Филологический анализ художественного текста предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью, и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств. Такой подход может способствовать выявлению «преобразования мертвых следов смысла в живой смысл»[7]. Он позволяет преодолеть субъективизм и импрессионистичность выводов и наблюдений, не опирающихся на рассмотрение «первоэлемента» литературы — языка, и объективировать положения, базирующиеся на рассмотрении образного строя произведения.

Предлагаемый подход к филологическому анализу художественного текста определяет его «челночный» (Л.Ю. Максимов) характер — постоянные переходы от содержания к форме и обратно. Сравним также с мнением другого исследователя — В.А.Лукина: «Анализ текста имеет циклический характер. Мы постоянно переходим от формы к содержанию и обратно, отдавая на первых порах предпочтение форме»[8]. Наблюдения над формой и ее анализ дают возможность сделать содержательные выводы, которые, в свою очередь, вновь проверяются рассмотрением языковых средств и образной системы текста в ее динамике. Именно поэтому в нашем пособии не выделяется специальный раздел, посвященный рассмотрению роли речевых средств в тексте. Их текстообразующие возможности и функции последовательно отмечаются или описываются в связи с разными аспектами анализа.

«Исследователю, — заметил А.П. Скафтымов, — художественное произведение доступно лишь в его личном эстетическом опыте. В этом смысле, конечно, его восприятие субъективно. Но субъективизм не есть произвол. Для того чтобы понять, нужно уметь отдать себя чужой точке зрения. Нужно честно читать. Исследователь отдается весь художнику, только повторяет его в эстетическом сопереживании, он лишь опознает те факты духовно-эстетического опыта, которые развертывает в нем автор»[9]. Чтобы научить студентов «опознавать. факты духовно-эстетического опыта», развертываемые автором произведения, занятия по филологическому анализу художественного текста должны носить последовательно практический характер: Поэтому и предлагаемое нами учебное пособие содержит элементы практикума. В нем представлен ряд тем, знакомство с которыми, на наш взгляд, необходимо для анализа художественного текста. Теоретические сведения, открывающие каждый из разделов[10], дополняются конкретным анализом одного из художественных произведений, который дает возможность не только углубить и расширить эти сведения, но и показать, как описанные явления «живут» в реальном тексте, как в процессе его интерпретации «действительные факты произведения получают актуализацию и становятся действительными фактами, а вне этого они лишь мертвые знаки»[11].

Анализ художественного произведения (в том или ином аспекте), в свою очередь, сопровождается вопросами и заданиями, обращенными к студентам. На основе уже имеющихся у них знаний и индивидуального эстетического опыта они должны проанализировать предлагаемые им на конкретном материале текстовые категории или приемы построения художественного произведения, а на завершающем этапе обучения сделать комплексный анализ текста небольшого объема. Он должен производиться с максимальным вниманием к структуре: «Исследование того, что хотел автор и что его одухотворяло, не может выявить его намерений, напротив, они проявляются в декомпозиции тех систем, с которыми текст связан, чтобы обособиться от них»[12].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *