чем промыть шаровую опору
Срок службы шаровой опоры – как продлить и от чего зависит
Сегодня разберем от чего зависит срок службы шаровых опор и как можно его продлить. Большого секрета нет, этим пользовались наши отцы в советские времена, когда был дефицит запасных частей и приходилось выкручиваться кто как мог. После нехитрых манипуляций шарниры «выхаживали» в два раза больше, чем предусматривал изготовитель.
От чего зависит срок эксплуатации
Первым делом от стиля вождения. Чем агрессивнее езда, тем больше страдают элементы подвески ходовой. На них больше ложиться нагрузки, они быстрее выходят из строя.
Работая на СТО замечал, чаще на замену шаровых опор приезжали лихачи, которые ездят по принципу: «Чем больше скорость, тем меньше ям». Люди в возрасте и те, кто бережет машину, заезжали на ремонт реже.
Плохие дороги. Тут все ясно, попадая колесом в яму, возрастает нагрузка на шарниры. Чем выше скорость, тем больше сил действует на деталь. Эти силы хотят вырвать палец из обоймы опоры, с физикой трудно спорить.
Низкое качество запасных частей. Стремление снизить стоимость деталей приводит к экономии на материалах. Устанавливаются дешевые пыльники из низкокачественной резины. Между шаром и полиуретановым вкладышем закладывается минимум смазки, в некоторых случаях её просто там нет.
Эта тенденция наблюдается не только у дешевых производителей, дорогие детали тоже грешат этой проблемой. Здесь работает второй принцип – зачем делать долговечную запчасть, если можно сократить срок эксплуатации и покупатель в ближайшее время вновь придет за новой комплектующей.
В обзоре «Лучшие фирмы шаровых опор» были рассмотрены производители качественных запчастей, на которые стоит обратить внимание перед покупкой нового шарнира. Рекомендуется внимательно ознакомиться с представленным списком, с достоинствами и недостатками их продукции. Использование запасных частей этих фирм даст гарантию долгой эксплуатации комплектующих.
Как увеличить ресурс опоры
Существует несколько способов, рассмотрим их все подробно. Одни представляют собой простые варианты, не требующие дополнительных инструментов. Другие – более сложные, но более эффективные.
Так утверждают многие счастливые обладатели доработанных шаровых шарниров. Они к нам не приезжают с проблемой выхода из строя шарнирных элементов ходовой по несколько лет.
Простой способ продления срока работы
Его можно применить не только к новым деталям, но на старых его можно использовать, с условием, что они еще работоспособны, не имеют большого люфта. Желательно это делать после покупки и перед установкой новой опоры, это гарантирует увеличение времени эксплуатации.
Аккуратно снимаем нижнее стопорное кольцо пыльника. Отверткой поддеваем его и по кругу вынимаем. Самое трудное – его поддеть, потому что его конец плотно прилегает к резине.
При снятии следите, чтобы не повредить защитный резиновый чехол, он же пыльник. Порезы на нем способствуют попадания влаги на трущиеся элементы запчасти, выводя их из строя.
Снимаем пыльник с пальца. Осматриваем наличие смазки под ним. Как показывает практика, производитель скупится добавлять её в достаточном количестве. В большинстве случаев её будет максимум 2 грамма, этого мало для долгой эксплуатации шаровых шарниров.
Добавляем смазывающее вещество, чтобы оно полностью заполнило пространство между шаром пальца и вкладышем (корпусом). Разрабатываем опору, чтобы больше смазки попало внутрь корпуса. Закладываем еще порцию под сам пыльник и надеваем его.
Количество смазки не должно быть много. Это тот момент, когда избыток только навредит. Добавили и надели пыльник, если он свободно надевается и у него остается запас хода на сжатие, то вы угадали. Если он полностью забит, то при своей работе излишки порвут его.
Надеваем пыльник на место. Устанавливаем стопорное кольцо снизу и если оно было сверху. Проверяем их посадку, чтобы они точно попали в свои пазы, защитный чехол не слезал с шарнира.
Рекомендуется поставить более плотное кольцо на верхнюю часть пыльника. Его можно взять с сальника стиральной машины, обрезав его по размеру. Помните, он не должен своими краями порезать резину кожуха.
Если нет верхнего кольца, используем подручные средства. Деды применяли широкую капроновую веревку, туга наматывая её на пыльник. В данном случае нужно использовать именно широкую веревку, узкая может разрезать резину.
Нет синтетических ниток, советуют взять топливный шланг подходящего внутреннего диаметра, желательно на 1-2 мм меньше. Отрезаем от него кольцо шириной три миллиметра, немного растягиваем отвертками и надеваем на пыльник. Оно его плотно прижмет к пальцу, влага не попадет под него, увеличив срок эксплуатации.
Например на шаровых опорах Лемфордер, сняв защитный чехол, можно обнаружить отверстия в шаре пальца. Используя медицинский шприц, можно набить в них смазку, старая вылезет, новая заменит её. Чтобы проще выдавливать шприц, нужно кончик иглы нагреть горелкой.
Какую смазку использовать для шаровых шарниров
Рекомендуется ШРБ-4 – она влагостойкая, не разрушает резиновые изделия.
Если есть деньги – Huskey Tuff Stuff или LM 47. Это высокотемпературные смазки с добавлением антифрикционных элементов. Отлично цепляются к металлическим поверхностям, предотвращают коррозию, износ и выдерживают высокие температуры.
Не рекомендуется использовать Литол или другую не влагостойкую смазку. Она не защитит металл от влаги, что вызовет ржавление поверхности и сокращение срока эксплуатации шаровых опор.
Очень простой и менее эффективный
Его можно отнести к разряду «спасение умирающего». Он заключает в себе замену смазывающего вещества и уменьшение зазора между вкладышем и пальцем.
При ударах сокращается зазор между шаром и вкладышем. Если последний еще в нормальном состоянии, то палец приобретет былую упругость и увеличиться срок эксплуатации шарнира.
Данный метод подходит для опор, которые имеют в корпусе завальцованную нижнюю крышку. Есть запчасти, которые выполнены в виде литой детали, здесь вернуть работоспособность не получиться.
Надежный и трудоёмкий
Для увеличения срока работы шарнирных соединений автомобиля: рулевых наконечников, шаровых опор, везде, где используется шарнир, нужно запастись инструментами.
Почему этот метод эффективнее других?
Добавляя смазку под пыльник, нет гарантии, что она проникнет под шар пальца между ним и вкладышем. В этом случае нужно много положить смазывающего материала, чтобы его часть гарантированно попала в корпус шарнира. Количество смазки под пальцем увеличиться и это продлит срок эксплуатации опоры.
Есть более эффективный способ, у него есть ряд преимуществ:
Что делаем
Хочу сразу предупредить. Если у вас в шаровых соединениях с завода уже имеются места вкручивания тавотниц – в нижней части детали обычно вкручен болт-заглушка, то сверлить ничего не придется. Если донышко опоры гладкое, то вооружаемся дрелью и сверлами.
По центру тыльной стороны шарнира есть небольшое углубление, если его нет, то просто целимся в центр дна. Сверлом, диаметром 3 мм, просверливаем отверстие в крышке.
Важно, просверлить нужно только крышку, не повредив палец или вкладыш. Во время сверления нужно чувствовать, когда сверло «пройдет» крышку.
Чтобы стружка не попала в корпус шаровой, сверло смазываем Литолом или другой пластичной смазкой. Она не позволит стружке проникнуть в отверстие. Сверлом 5 мм увеличиваем диаметр отверстия. Так же намазываем его смазкой для удержания стружки на нем.
Теперь нужно нарезать резьбу в отверстии. Берем метчик № 1 для черновой нарезки и режим резьбу в крышке опоры. Для чистовой нарезки, проходимся вторым номером.
У нас получилось отверстие с резьбой. Вкручиваем в него тавотницу. В некоторых случаях крышки шаровых опор тонкие, пресс-масленка может не держаться. Рекомендуется её временно «посадить» на герметик и дать ему время высохнуть.
Шлангу плунжерного шприца надеваем на тавотницу и набиваем смазку внутрь шарового шарнира. После этого выкручивает масленку и вкручиваем болт-заглушку. Если такого не было с завода, подбираем по диаметру необходимый болт. Он защитит отверстие от попадания грязи и воды.
Важно, набивать смазки нужно немного. Мне хватает три нажима на рычаг шприца. Вы услышите характерный звук из пыльника опоры, это вылезает смазка из-под шара пальца, этого будет достаточно. Можно запрессовывать её до тех пор, пока в пыльнике не будет чувствоваться упругость – это пластичная смазка набилась под него в достаточном количестве. Больше нельзя, он может порваться, это сократит срок эксплуатации детали.
Укол в шаровую
Этот способ тоже продлевает жизнь опорам, но это больше похоже на временную меру, чем на профилактику. Обычно его используют, когда процесс разрушения уже начался, появился скрип шаровой опоры.
Медицинским шприцем прокалываем пыльник и вливаем в него моторное масло. В моем случае было достаточно 5 кубиков, чтобы пропали скрипы.
Игла шприца должна быть тонкой, чтобы прокол в защитном чехле был минимальный, через него не проникла влага. Лучше использовать моторное масло, чем жиже смазка, тем проще выдавливать её из шприца.
Укололи, и несколько раз покачали машину вверх и вниз. Смазка должна проникнуть вглубь шаровой между пальцем и вкладышем. Скрип гарантированно уйдет и можно еще проехать несколько сот километров.
Что лучше и когда использовать
Все методы хороши, но добавить смазку под пыльник лучше перед монтажом шарового шарнира. Дорабатывать защитные чехлы опор тоже рекомендуется перед установкой, так будет проще с ними работать. Этот способ применяют те, кто не хочет возиться со сверлами и покупать масленки.
Для профилактики и продления срока эксплуатации шаровых опор лучше заблаговременно сделать отверстия в крышках шарниров, если их не было с завода. Установить масленки и прошприцевать деталь смазкой. Плюс этого метода – точно добавление смазки в область трения деталей и возможность периодической профилактики запчасти, не снимая с машины.
Стучать молотком, уменьшая зазор между пальцем и шаром – крайняя мера, если уже начался процесс износа. Это сможет кратковременно продлить срок эксплуатации шарнира, но не долго. Сюда относим «укол в шаровую», это лишь способ добраться до СТО или гаража, чтобы заменить деталь.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Как обслуживать шаровые шарниры
Из прошлых исследований мы увидели, что производители запчастей практически не закладывают смазку в новые шарниры, а затем выбрали подходящие смазки.
В этой записи расскажу, как я заменяю смазку в шарнире, чтобы при этом не повредить пыльник, а также как улучшить герметичность шарнира.
Ниже привожу фото процесса с моими примечаниями.
Для вскрытия шарнира нам потребуется всего лишь плоская отвертка и собственные руки, можно даже не совсем прямые, например, как у меня:) При разборке основное — не упираться отверткой в пыльник, чтобы не проткнуть его. По этой причине отвертка не должна быть слишком узкой и не должна иметь острых граней, иначе при первом же неосторожном движении она превратится в шило.
Уплотнительные кольца можно снимать в любой последовательности. Например, сначала снимаем верхнее (малое) кольцо. Если конструкцией шарнира оно не предусмотрено, этот шаг пропускаем. Инструкции на фото ниже.
Следующий шаг — снятие нижнего (большого) кольца. Как правило, оно изготовлено из упругой сталистой проволоки круглого или прямоугольного сечения. Я встречал также и резиновые/пластиковые кольца, в этом случае их снятие аналогично снятию малого кольца. Инструкции на фото ниже. Снятие большого кольца также сложностей не представляет. Главное на этом этапе — работать аккуратно, без резких движений.
2. Очистка и смазка шарнира.
Когда пыльник освобожден от уплотнительных колец, его нужно вывернуть наизнанку и, аккуратно поддевая отверткой малую манжету, снять пыльник с пальца. В некоторых шарнирах манжета очень плотно зажата между буртиками пальца, в этом случае пыльник лучше не снимать, чтобы не порвать. Очищаем шарнир от старой смазки и заполняем новой. Набивать пыльник под завязку не следует, на фото ниже смазки даже немного лишку, можно и поменьше. Подробные инструкции ниже.
Сборка является более ответственной операцией, потому что риск повредить пыльник на данном этапе выше, чем при разборке. Сначала устанавливаем на место пыльник. Излишки смазки выдавятся наружу. Повторюсь, не нужно набивать пыльник смазкой под завязку.
При сборке, уплотнительные кольца можно ставить в любой последовательности. Я обычно ставлю первым большое кольцо, т.к. после его установки через верхнюю манжету можно удалить воздух и излишки смазки. При установке действовать нужно без спешки, очень аккуратно, т.к. острыми краями кольца или отверткой легко проткнуть пыльник, особенно это относится к большому кольцу. Установить кольцо только руками удается крайне редко, только лишь когда попадется слабое кольцо, но обычно они довольно тугие. Ситуацию усугубляет то, что шарнир и пыльник скользкие от свежей смазки. И еще один важный момент, нужно постоянно придерживать пальцем уже установленный на место виток кольца, иначе он непременно выскочит и все придется делать с самого начала. По собственному опыту, спешка лишь затягивает процесс. Инструкции на фото ниже.
4. Дополнительная герметизация шарнира.
Если производитель сэкономил на малом уплотнительном кольце, а конструкция верхней манжеты допускает его установку, мы можем поставить его самостоятельно, подобрав подходящее по диаметру кольцо. Желательно, чтобы оно было из маслостойкой резины, поэтому лучше подбирать кольца в автомагазине, а не в магазине сантехники. Мне понравились кольца от системы впрыска топлива (с форсунок или регулятора давления топлива), они эластичные и масло- бензостойкие. Также можно использовать обычные пластиковые хомуты или даже мягкую проволоку. Подробнее на фото ниже.
5. Профилактика шарниров с пробегом.
Для шарниров, уже когда-то установленных на автомобиль, полезно хотя бы раз в год-два делать профилактику с чисткой шарнира и заменой смазки. Особенно это актуально для шарниров, которые были установлены новыми без добавления смазки. Их желательно снять, разобрать, очистить и заполнить свежей смазкой. Примеры и рекомендации — на фото ниже.
6. Как добавить смазку без снятия пыльника.
Если совсем нет времени или автовладелец не уверен в своих силах, можно обойтись и без снятия пыльника. Для этого просто снимаем малое кольцо и закачиваем в шарнир смазку с помощью медицинского шприца, отогнув отверткой верхнюю манжету пыльника. Минусы этого способа — мы не удаляем старую смазку, а в случае шарнира с пробегом, под пыльником также остаются попавшие туда при эксплуатации вода и грязь. Но из двух зол надо выбирать меньшее, уж лучше пусть новая смазка смешается со старой или даже с загрязнениями, чем шарнир будет работать совсем без смазки. Как закачать смазку с помощью шприца, показано на фото ниже.
Смазка для шаровых опор и наконечников
Прогресс не стоит на месте и кроме старых проверенных временем смазом, которым пользовались еще деды для шаровых опор, рулевых наконечников и стоек стабилизатора, изобретают более совершенные составы способных улучшить воздействие на шарнирное соединение. На “пятки наступают” Liqui Moly, Motul, Molykote, Amalie и некоторые другие, однако смогли ли они придумать лучшие смазки для шаровых шарниров? Вывод находится в таблице рейтинга лучших и их детальном обзоре.
Таблица лучших смазок для шаровых
Смазка для шаровой | Краткое описание и характеристики | Объем упаковки, мл | Цена по состоянию на лето 2020 года, российских рублей |
---|---|---|---|
Литол 24 | Универсальная самая дешевая смазка. Не смывается водой, однако плохо влияет на резину, рекомендуется для силиконовых пыльников | Разные, зависит от производителя | от 70 рублей за 100 мл. |
ШРБ-4 | Лучшая отечественная смазка для шаровых опор на основе бария. | 500 | 180 |
Liqui Moly Thermoflex Spezialfett | Обеспечивает абсолютную защиту от коррозии. Имеет высокую цену. | 370 | 2600 |
Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease | Специальная смазка для работы с шарнирами. Работает в тяжелых условиях. Низкий температурный диапазон. | 425 | 750 |
Motul Tech Grease 300 | Универсальное средство. Средние эксплуатационные характеристики. | 400 | 530 |
Циатим 201 | Обладает самым низким температурным порогом –60°С, смывается водой. | Разные, зависит от производителя. | от 220 рублей за 800 мл. |
Molykote PG-65 | Универсальное средство с хорошими характеристиками. Основной недостаток — это очень высокая цена. | 1 кг | 6200 |
Стоит ли смазывать шаровую опору
Для того, чтобы ответить на вопрос, имеет ли смысл использовать смазку для шаровых опор и рулевых наконечников рассмотрим работу шарнира. Конструкции шаровых опор и рулевых наконечников у современных автомобилей могут быть разными. Однако в любом случае основой его является шаровый шарнир и упорный палец. Шарнир упирается в основание, которое имеет форму полусферы, в которой и «ходит» шарнир. Сверху всю эту конструкцию прикрывает защитный пыльник, предотвращая попадание внутрь пыли, влаги, грязи, мусора.
Поскольку шарнир опоры в процессе движения автомобиля постоянно двигается, то происходит его износ и основания под ним. Поэтому, чтобы уменьшить значение износа, уменьшить нагрузку и увеличить подвижность конструкции необходимо использовать смазки. Производитель закладывает смазывающий материал на производстве, однако, как показала практика, ее количество и характеристики часто очень слабые.
Основные требования, предъявляемые к смазке, — широкий температурный рабочий диапазон (особенно его нижняя граница), а также гидрофобность (чтобы смазка не вымывалась водой), но тем не менее чем ее характеристики и количество выше, тем больше прослужит шарнирное соединение. Поэтому мы советуем периодически обслуживать такие узлы — это продлить срок службы.
Какие можно использовать смазки
В качестве смазки в шаровых опорах используют материалы на следующих основах:
Зачастую используют именно литиевые смазки, поскольку они недорогие, а их эксплуатационных характеристик вполне достаточно для использования в шаровых шарнирах (опорах), а также их можно использовать для смазки рулевых наконечников.
Что касается смазочных материалов на кальциевой основе, то, во-первых, они имеют гораздо большую цену, а во-вторых, их имеет смысл использовать разве что при значительных нагрузках на шарниры (например, в специальном и грузовом транспорте), а также при эксплуатации техники в экстремальных условиях.
В некоторых смазках в качестве мыла-загустителя используется барий. Благодаря этому значительно увеличиваются противозадирные свойства, увеличивается водостойкость и пластичность. Поэтому смазки на бариевой основе можно использовать также в экстремальных условиях и для специальной и грузовой техники.
Как правильно выбрать смазку
Чтобы понять какую смазку лучше использовать для шаровых опор, необходимо определиться, с необходимыми требованиями.
Устройство шарового шарнира
Выбор бренда и готовность заплатить больше — это решение каждого автолюбителя индивидуально. Ниже приведен список из семи популярных смазок для шаровых, которыми можно пользоваться, поможет в этом определится.
Рейтинг лучших смазок для шаровых
В качестве смазочного материала для шаровых опор и/или рулевых наконечников вполне можно пользоваться недорогими литиевыми смазками, выпущенными под разными брендами. Отечественные автолюбители и мастера на автосервисах пользуются семью основными смазками, которые отлично зарекомендовали себя в указанном качестве. Поэтому далее приведен рейтинг смазок по популярности и распространенности. Список был составлен исключительно на рекомендациях и отзывах автолюбителей и не носит рекламного характера. Если у вас был опыт использования тех или других смазок для шаровых опор — расскажите об этом в комментариях.
Литол 24
«Литол 24» 4102789968 — это одна из наиболее популярных смазок, используемых в качестве смазочного материала для шаровых опор и рулевых наконечников. Внешне она представляет собой однородную мазь цветом от светло-желтого до коричневого, в зависимости от производителя, поскольку выпускают ее разные предприятия по всей стране. Поэтому при выборе смазки указанного бренда не нужно обращать внимание именно на цвет или фирму. Вместо этого нужно обратить внимание на то, соответствует ли смазка ГОСТ 21150-87, которым и регламентируется состав средства. Если вместо ГОСТ указаны местные для предприятия технические условия (ТУ), то она может обладать совсем другими характеристиками. Температурный диапазон «Литол 24» составляет от –40°С до +120°С. Допускается кратковременное использование при температуре +130°С.
Смазка «Литол 24» обладает хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому будет защищать шарнир от влаги и грязи. Средство обладает склонностью к повышению сопротивления качению шариков по мере роста усилий на шарнир, то есть, не дает детали сильно раскачиваться при нагрузках. «Литол 24» обладает хорошей химической, механической и коллоидной стабильностью (не выделяется масло в процессе хранения). При нагревании плотность смазки не меняется.
Из недостатков смазки «Литол 24» стоит отметить, что она негативно влияет на резину пыльника, что со временем приводит к его разбуханию, и преждевременному разрыву. Однако, если пыльник забивать не целиком либо использовать пыльник из другого материала, то проблема эта почти нивелируется. Еще один недостаток заключается в отсутствии в его составе антизадирных присадок.
На форумах в интернете можно найти немало постов, в которых автолюбители указывают, что используют именно «Литол 24» в качестве смазки для опорных подшипников и/или рулевых наконечников. Однако по причине отсутствия указанных антизадирных присадок его лучше использовать в недорогих отечественных машинах. Для иномарок имеет смысл использовать специализированные, более дорогие, средства.
Как указывалось выше, «Литол 24» выпускается разными производителями. Соответственно, и объемы и виды его упаковок отличаются от раза к разу. Приблизительная цена упаковки объемом 100 мл по состоянию на лето 2020 года составляет порядка 70 рублей.
Смазка «ШРБ-4» 4823074501275 — это специализированное смазочное средство, предназначенное для использования в шаровых соединениях подвески, наконечниках рулевых тяг (причем, закладывается она туда на весь срок службы узла). Смазка «ШРБ-4» была разработана еще во времена СССР, однако при ее разработке была применена инновационная технология — использование в качестве мыльного загустителя элемента бария. По сравнению с литиевыми и графитовыми смазками это на порядок улучшило эксплуатационные свойства. Для того, чтобы повысить густоту смазки в ее состав также был введен избыток свободных кислот.
Благодаря всему этому смазка стала обладать высокими противозадирными свойствами, водостойкостью и пластичностью. Кроме этого, смазка «ШРБ-4» абсолютна безопасна для резиновых уплотнений, то есть, для пыльника. Температурный диапазон указанного смазочного материала составляет от –40°С до +130°С. Смазка обладает очень высоким показателем коллоидной стабильности (не более 10%). Имеет светло-коричневый цвет.
И в советское и в настоящее время смазку «ШРБ-4» выпускает одно-единственное предприятие — завод «Азмол» в городе Бердянск. В настоящее время это предприятие называется «Агринол» (Agrinol), и оно выпускает различную автохимию под той же торговой маркой. В интернете есть много положительных отзывов именно об оригинальной смазке «ШРБ-4» от «Агринола», и наоборот много отрицательных отзывов о той же смазке, выпущенной под другими брендами. Отмечается, что использование оригинальной смазки «ШРБ-4» действительно хорошо защищает шаровые опоры, способствует защите пыльника (он не вздувается), и смазки хватает действительно надолго, она практически не вымывается водой из шарнира.
Оригинальная смазка реализуется в жестяных банках объемом 500 мл. Цена одной упаковки в официальном интернет-магазине предприятия составляет порядка 180 рублей на указанный выше период времени.
Liqui Moly
Под торговой маркой Liqui Moly выпускается немало смазочных материалов, которые можно использовать в шаровых опорах. Однако наиболее подходящее для этого средство — Liqui Moly Thermoflex Spezialfett. Оно представляет собой консистентную смазку светло-бежевого цвета, относящуюся ко второму классу шкалы NLGI (классификация пластичных смазок).
Средство может использоваться в высоконагруженных подшипниках, направляющих редукторах, механизмах, работающих на высоких оборотах. Особенностью ее является то, что смазка Liqui Moly Thermoflex Spezialfett может быть использована в парах трения металл/пластик. Состав безопасен для резины (пыльника). Обладает очень высокой стойкостью к окислению, выталкивает влагу (реальные тесты показали, что смазка обеспечивает абсолютную защиту от коррозии). Отличается продолжительным сроком действия.
Температурный диапазон смазки Liqui Moly Thermoflex Spezialfett составляет от –50°С до +150°С. Обладает отличной адгезионной и смазывающей способностью. Отлично противостоит задирам благодаря наличию ЕР-присадок. В интернете можно найти немало положительных отзывов об использовании смазки Liqui Moly Thermoflex Spezialfett. Отрицательных почти нет.
Из недостатков можно отметить два фактора. Первый — нету прямого допуска для использования в шаровых шарнирах, хотя консультанты компании «Ликви Моли» утверждают, что средство можно использовать в подобных условиях. Второй фактор — высокая цена.
В официальных интернет-магазинах смазку Liqui Moly Thermoflex Spezialfett можно найти в упаковке объемом 370 мл. Артикул для покупки — 3352. Средняя цена упаковки составляет 2600 рублей.
Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease
Средство Amalie Green Elixir 160-68342-94 представляет собой консистентную смазку, в основе которой лежит комплекс сульфата кальция. Кроме этого, в составе смазки имеются композиция уникальных присадок для защиты от коррозии и смывания водой с поверхности. Смазка Amalie Green Elixir специально рекомендована для использования в шаровых соединениях и соответствует стандарту NLGI GC-LB (ASTM D4950). Также может использоваться в различных колесных подшипниках, в том числе, в условиях повышенной влажности и значительных механических нагрузках.
Обладает очень высокими защитными свойствами и практически не вымывается водой и защищает металл от коррозии. Недостаток смазки Amalie Green Elixir заключается в недостаточной низком температурном пороге. Так, температурный рабочий диапазон смазки составляет от –18°С до +246°С.
Судя по отзывам и тестам, смазка Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease обладает действительно очень высокими защитными характеристиками. Может работать при больших нагрузках, повышенных температурах и при высокой влажности. Однако существенным недостатком является тот факт, что ее ограниченно можно использовать зимой. Второй недостаток заключается в относительно высокой цене средства.
Купить смазку для шаровых Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease можно в тубе объемом 425 мл. Ее цена составляет порядка 750 рублей.
Motul Tech Grease 300
Смазка Motul Tech Grease 300 108664 — универсальное средство, которое может использоваться в самых разных условиях и механизмах. Например, подшипниках качения, шарнирах, подшипниках ступиц, шаровых опорах и даже кабелях. Может работать в условиях повышенных механических нагрузок, высоких температур, повышенной влажности, вибрации. Может использоваться для грузовой и специализированной техники.
Смазка Мотюль отличается длительным сроком службы. Относится ко второму классу по стандарту NLGI. Температурный диапазон составляет от –30°С до +150°С. Основу составляют синтетические масла. В составе смазки есть противозадирные, противоизносные, антиокислительные и антикоррозионные присадки.
В интернете есть немало хороших отзывов о смазке Motul Tech Grease 300. Она применяется как в шаровых опорах, так и в других механизмах автомобилей. Практические тесты показывают, что данный смазочный материал действительно хорошо себя ведет даже в условиях повышенной влажности. Однако реальный срок эксплуатации порой бывает меньше заявленного.
В продаже смазка Motul Tech Grease 300 реализуется в пластиковой тубе объемом 400 мл. Цена одной упаковки составляет порядка 530 рублей.
Циатим 201
Среди автолюбителей пользуется популярностью Смазка “Циатим 201” пользуется популярностью не меньше чем литол, она предназначенная для смазывания опорных шарниров и рулевых наконечников. Однако в рейтинге ниже из-за своих неидеальных свойств.
Циатим-201 представляет собой многоцелевую антифрикционную смазку, которая используется в мало- и средненагруженных механизмах. Особенность смазки заключается в ее широком температурном диапазоне. В частности, нижний порог работы составляет –60°С, а верхний — +90°С. Обусловлено это тем, что изначально смазка создавалась для использования в авиационной технике. В настоящее время указанная смазка повсеместно используется в автомобилях, эксплуатируемых в экстремальных условиях, например, в условиях Крайнего севера.
Представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, которое в процессе загущается литиевым мылом (стеаратом лития). Визуально представляет собой мазь желтого или коричневого цвета (зависит от конкретного производителя). Использование «Циатим 201» в качестве смазки для шаровых опор является залогом того, что резиновый пыльник будет целый и, соответственно, на шарнир не будет попадать вода и грязь. Однако если он таки повредился, то будут проявляться недостатки указанного смазочного материала, выражающиеся в том, что смазка будет попросту вымываться из узла, и быстро терять свои эксплуатационные свойства из-за низкой коллоидной стабильности (в том числе по причине отсутствия в ее составе антиокислителя). Однако несомненным преимуществом смазки является ее повсеместная доступность и низкая цена. Поэтому многие автолюбители закладывают ее в шаровые опоры.
Объем и цена смазки «Циатим 201» зависит от конкретного производителя. Приблизительная цена металлической банки объемом 800 мл по состоянию на указанный выше период составляет порядка 220 российских рублей.
Molykote PG-65
Molykote PG-65 4045318 — это пластичная морозостойкая смазка, сделанная на основе синтетических масел (поверхностно-активных веществ). Может использоваться в различных механизмах — подшипниках скольжения, направляющих скольжения, направляющих качения, открытых и закрытых зубчатых передачах, тросах управления в «рубашках», гибких валах в оболочках. Она не имеет непосредственной спецификации для использования в шаровых шарнирах, однако специалисты компании-производителя уверяют, что ее можно использовать в качестве смазки для шаровых опор и рулевых наконечников автомобилей.
Обладает широким рабочим температурным диапазоном, в частности, от –55°С до +130°С. Кроме этого, смазка хорошо работает во влажной и запыленной среде, она устойчива к смыванию водой, безопасна для пластмасс, эластомеров, резины. Эксплуатационные характеристики очень хорошие, однако их перевешивает существенный недостаток — очень высокая цена. Отзывов о смазке в интернете мало, поскольку ее используют лишь в редких случаях по той же причине — высокой цене. Однако, судя по характеристикам, смазку однозначно можно рекомендовать к использованию в шаровых опорах при возможности.
Смазка Molykote PG-65 реализуется в металлических банках трех объемов — 1, 5 и 25 килограмм. Цена самой популярной килограммовой упаковки составляет около 6200 рублей.
Заключение
Для шаровых опор лучше всего пользоваться специализированными смазками, предназначенными для использования в шарнирных соединениях. Особенно это касается дорогих иномарок, имеющих сложную конструкцию подвески. Если же по каким-причинам у автовладельца нет возможности использовать специальные смазки, то вполне можно забить в шарнир (пыльник) шаровой опоры «Литол 24» либо «Циатим 201». Эти средства хоть и обладают худшими эксплуатационными характеристиками, однако стоят на порядок дешевле, и их можно менять чаще.