чем промыть автоматическую коробку передач
Промывка АКПП
Сегодня промывка АКПП при замене масла относится к редким сервисным операциям. Причина заключается при этом не в высокой стоимости работ, а в безграмотности как самих автовладельцев, так и сервисменов, не понимающих особенностей работы современных «автоматов».
В последние 10-15 лет конструкция автоматической коробки передач достаточно серьезно изменилась. Главенствующий тренд — экономия топлива, причем совершенно не в ущерб мощности и скорости разгона. Современные АКПП имеют 6-8 диапазонов и очень быстро переключаются. Для дополнительной экономии топлива в гидротрансформаторе появился фрикцион с частичной высокочастотной блокировкой, которая дополнительно улучшает динамику разгона.
Все эти изменения хороши для простого автовладельца, так как улучшают потребительские свойства автомобиля, улучшают динамику и снижают расход топлива. Но есть и недостатки, о которых предпочитают забыть.
Все перечисленное приводит к тому, что многие АКПП отправляются в переборку уже при пробеге 60-100 тысяч километров, при полном сроке службы в 200-250 тысяч километров. Можно ли эксплуатировать автомат без проблем в течение полного срока службы автомобиля? Ответ современных специалистов — да, можно. Главное — правильно и вовремя обслуживать устройство, своевременно производить промывку АКПП.
Практикуемая большинством официальных сервисов замена масла в АКПП — частичная. Слил пару-тройку литров старой жидкости, долил свежей, и все! Но при такой технологии меняется всего 20-30% жидкости, и большая часть загрязнений и продуктов износа остается в коробке, что снижает ресурс. Технология, предлагаемая немецкими специалистами Liqui Moly, совершенно другая.
Для правильной и длительной работы АКПП необходимо произвести очистку, полностью вывести продукты износа, а лишь затем заливать свежее масло. Технология промывки АКПП не очень проста в реализации, доступна только сервисам, имеющим оборудование для ПОЛНОЙ замены масла в АКПП.
Процесс промывки АКПП
Опишем кратко, как выглядит промывка АКПП:
Резюме
Что дает полноценная промывка АКПП?
Когда нужно промывать АКПП? Промывку АКПП необходимо выполнять при каждой регламентной замене масла, а также при первом обслуживании автомобиля, купленного в состоянии бу. Помимо этого проводить процедуру нужно и при возникновении неисправностей АКПП, связанных с загрязнениями, например, рывки и пробуксовки, вибрации и тому подобное.
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Чем промыть АКПП, как это делается
В процессе замены масла автовладельцы нередко сталкиваются с тем, что не могут избавиться от его остатков, скопившихся на стенках узлов и механизмов. При этом, как правило, не рекомендуется смешивать новое автомасло со старым. Для устранения остатков нефтепродуктов была разработана промывочная жидкость. Она не только позволяет удалять остатки масла, но и стабилизировать кислотную среду, сформировавшуюся в период эксплуатации транспортного средства при использовании старой смазки.
Однако промывка неспособна устранять сильные загрязнения и твердые остатки. В этой ситуации придется выполнять разборку АКПП и выполнять самостоятельную очистку механизмов.
Полнопоточная очистка
Этот метод включает в себя очистку АКПП вместе с заменой масла. Для начала выполняется слив отработки и заменяется фильтр. На следующем этапе выполняется промывка коробки и заливка новой смазки.
Промывка автоматики выполняется на подъемнике или смотровой яме, поскольку в этой ситуации необходимо снять поддон для протечки остатков жидкости и заменить масляной фильтр. На СТО используют промывочную установку. На ней расположены патрубки, которые подсоединяются к охладительной системе АКПП.
После этого запускается двигатель, и его оставляют работать на протяжении 20 минут. По окончанию этой операции промывочная жидкость вытекает в поддон. Затем его аккуратно откручивают и сливают отработку. При этом твердые остатки металла и шлаки вытекают благодаря промывочной жидкости.
Далее выполняется замена прокладки поддона и фильтра. С помощью маслозаливной магистрали АКПП заливается новое автомасло до конкретной отметки. Промывочный агрегат, подсоединенный к охладительной системе, оставляем в текущем положении.
Запускается мотор, и смазка прогоняется по коробке несколько раз, а затем стекает через установленный шланг промывочной аппаратуры.
Процедура оканчивается после того, как количество заливаемого масла сравнивается с объемом вытекающего. Промывая коробку, рекомендуется переключать скорости в режимы D, R и наоборот, для полной промывки шестерен и деталей.
Промывка АКПП с частичной заменой масла
Этот метод пользуется спросом у автолюбителей, поскольку допускает промывку в гаражных условиях. Для ее выполнения рекомендовано использовать промывочное средство Liqui Moly или Totek.
Процесс выполняется при единовременной замене смазки на новую или же с применением только промывочного средства на протяжении 500-1000 км.
Главное отличие состоит в том, что Liqui Moly или Totek используется в качестве добавки к старой жидкости в соотношении к равному объему слитой отработки смазки без замены фильтра. После этого автомобиль можно использовать в обычном режиме.
Промывочное средство рекомендуется сливать несколько раз для сохранения чистоты и бесперебойной работы автоматической коробки. На следующем этапе выполняем замену фильтра АКПП и заливку новой смазки. Уровень смазки в системе должен соответствовать нормативам завода-производителя автомата.
Этим способом промываются механизмы и узлы автоматической коробки. В зависимости от загрязнения процесс выполняется около 2-3 раз.
Особое внимание следует обратить на механизмы охлаждения АКПП перед сливом отработки, чтобы избежать проблем с износом и деформацией гидроблока. Обычно температурные показатели сливаемой жидкости указываются в ее инструкции.
Самостоятельная промывка
Для начала следует запустить двигатель и дать коробке-автомат набрать рабочую температуру. Затем с помощью щупа заливаем добавку Getriebe Reiniger для очистки системы АКПП. Один тюбик 250 мл добавки рассчитан на 6-8 литров ATF.
После этого вновь запускаем мотор и переводим рычаг на селекторе в нейтральную передачу и оставляет в таком положении в течение 10 минут.
При этом не стоит нажимать на педаль газа, поскольку АКПП при эксплуатации в нейтральном режиме открывает каналы слива на клапанах и циркулирует масло.
После окончания процесса автоматику следует подключить к аппаратуре, выполняющей полную замену масла. Этот процесс выполняется через охладительный контур системы АКПП. Аппаратура должна вытеснить старое автомасло вместе с промывочным средством и твердыми остатками.
Таким образом промывочная аппаратура выполняет прокачку масла через АКПП в 25% соотношении к объему емкости заливаемой жидкости. Весь процесс контролируем самостоятельно с помощью щупа.
Новая ATF будет циркулировать в системе, пока не появится чистое масло. На следующем этапе заменяем фильтр и очищаем поддон.
Самостоятельная очистка гидроблока
Самостоятельная очистка гидравлической системы АКПП с промывочной жидкостью включает в себя следующие этапы:
Что дает промывка АКПП?
Прежде всего, очистка системы с помощью добавки или промывочного средства позволяет устранить масляные продукты, выработанные при износе шестерен и фрикционов. Кроме того, жидкость меняется на новую смазку, что позволяет улучшить рабочий ресурс коробки.
Промывка АКПП не только позволяет выводить отложения, но и выполнять уход за уплотнителями и сальниками в гидроблоке. В итоге продлевается эксплуатационный ресурс гидравлической системы, а коробка работает без рывков и пробуксовок.
Когда выполняется промывка системы?
Промывка системы АКПП выполняется согласно нормативной документации по замене ATF. Также эту процедуру можно осуществить при ТО поддержанного автомобиля.
При любых неисправностях, связанных с работой коробки, рекомендуется выполнять очистку. Особенно если наблюдаются вибрации, рывки, торможения в момент переключения скоростей и другие прорблемы.
Стоит отметить, что промывка системы требует денежных вложений, поскольку необходимо приобрести дорогую жидкость ATF в объеме до 10-12 литров, в зависимости от объема емкости заливаемого масла в АКПП.
Промывочные жидкости для АКПП
5 минут
За последнее время промывочное средство «5 минут» стало пользоваться спросом у российских автолюбителей. Универсальная жидкость используется для очистки узловых систем коробки и масляных фильтров двигателя.
Промывка «5 минут» устраняет не только твердые металлы и осадки в системе АКПП, но и лаковые отложения на поверхностях деталей. Средство используется традиционным методом, указанным ранее.
Жидкость «5 минут» создают на основе минеральной смазки с применением химических добавок для быстрой промывки механизмов коробки. Кроме того, промывка способна устранять продукты металлической выработки при износе деталей.
Низкий уровень вязкости средства «5 минут» способствует его прониканию в труднопроходимые зоны системы автоматики.
Liqui Moly Getriebe Reiniger
На обновленных системах АКПП предпочитают использовать присадки для промывки системы на основе синтетических веществ.
Одной из таких присадок для автоматических коробок является Getriebe Reiniger от Liqui Moly. Промывочное средство, изготовленное украинскими производителями, позволяет обеспечивать чистоту в системе автоматики.
Присадка от Liqui Moly позволяет устранить проблему, связанную с резким переключением скоростей, рывками и пробуксовками. Кроме того, присадка устраняет внутренние загрязнения механизмов и узлов коробки. Рекомендуется использовать 2-3 раза и выполнить замену старой жидкости на новое масло ATF.
Чтобы использовать присадку Getriebe Reginer, необходимо прогреть систему до рабочей температуры и залить 250 мл промывочного средства в соотношении к 9 л объема масла. После этого удерживаем педаль тормоза и переключаем рычаг селектора в различные передачи.
Несмотря на положительное действие промывочных средств, автолюбители расходятся во мнении и некоторые из них предпочитают использовать новые масла для очистки загрязнений, полученных от старой смазки.
В этой ситуации выбор остается за владельцем авто. Применение средства для промывки системы АКПП не вызывает споров только в той ситуации, когда в коробку были залито некачественное масло.
Как самостоятельно промыть АКПП в домашних условиях
Промывка АКПП – это обязательная процедура, которую делает автовладелец после длительного пробега автомашины. Она не только помогает удалить грязные отложения на клапанах гидроблока, уничтожить лишнюю грязь с турбины и насосного колеса гидротрансформатора. Промывка увеличивает срок службы АКПП. Каждая промывка коробки переключения передач делает работу ее более стабильной на протяжении нескольких десятков тысяч километров.
Для чего нужно промывать автоматическую коробку передач
Процедура промывки АКПП важна по той причине, что во время работы, смазывающее средство теряет свои моющие свойства. Масло постепенно накапливает в себе продукты износа механических деталей, разнося их по всей коробке переключения скоростей.
При рабочей температуре в 70 – 80 градусов по Цельсию эти продукты плавятся, а затем во время остывания автомата оседают на тех местах, где остановились в последний раз. Таким образом образуется нагар.
Вышеперечисленные причины приводят к тому, что внутри АКПП падает давление, появляются рывки и пинки. Автомат может упасть в аварийный режим и автомобиль не тронется с места.
Внимание! Многие автолюбители скажут, что промывка – это та же полная замена трансмиссионной жидкости и не нужно лишний раз разбирать автомат. Эксперты утверждают, что какой бы ни была полной смена смазывающей жидкости, часть масла с продуктами износа остается в глубоких уголках АКПП и не вымывается ни при какой замене.
Поэтому промывка коробки автомат должна проводится регулярно с каждым профилактическим техническим обслуживанием.
Как часто требуется промывать АКПП
Эксперты советуют проводить промывку АКПП в следующих случаях:
Промывка АКПП при полной замене масла в домашних условиях также помогает проверить неисправность узлов. Например, если автомат продолжит пинаться или дергаться при разгоне после промывки и заливки свежей трансмиссионной жидкости, значит проблема в механических узлах коробки или электронном блоке управления. В этом случае авто следует отогнать в сервис-центр.
Что нужно подготовить для промывки коробки автомат
Промывка АКПП хоть и в домашних условиях должна проводиться на профессиональном уровне. А это значит что нужно подготовить все инструменты и материалы, чтобы потом не бегать в поисках.
Для промывки АКПП понадобятся следующие материалы и инструменты:
Все эти инструменты необходимо подготовить и оставить в гараже или том месте, где будет проходит самостоятельная разборка и промывка. После этого нужно сесть за руль, чтобы приступить к началу процедуры.
Внимание! В сервис-центрах по обслуживанию транспортных средств используются специальные промывочные установки с агрегатами высокого давления. Поэтому автовладелец определяет сам промывать самостоятельно автомат или воспользоваться услугами СТО.
Как промыть АКПП самостоятельно
Если автовладелец не знает, как промыть АКПП самостоятельно, то следующая инструкция поможет ему в этом.
Обычная процедура проводится путем слива отработанного масла и залива нового с запуском двигателя и повторным процессом методом вытеснения. Это способ применяется при полной замене смазывающего средства. В этом случае демонтажа коробки не производится.
Промыть коробку таким способом можно, следуя шагам, описанным ниже:
На этом этап очистки будет завершен. Старое масло было вытеснено новым. Автовладельцы считают, что этого достаточно для промывки АКПП. Часть людей использует в этом случае присадки для очистки, хотя эксперты не рекомендуют. Так как эффективность их не доказана, а причинить вред АКПП различные примеси могут.
Внимание! Использовать оригинальное масло от производителя. Эксперты рекомендуют заменять аналогами, подходящими по свойствам, если нет оригинала. Но никогда не заливать дешевые подделки. Это убьет АКПП.
Полная очистка автоматической трансмиссии
Часто новички автовладельцы интересуются, как промыть АКПП в домашних условиях. Для полной промывки понадобится разобрать автомат до запасных частей. Если у автовладельца нет определенных навыков, то рекомендуется использовать вышеописанный способ промывки или же поставить машину на СТО.
Нюансы самостоятельной промывки автоматической КПП
Автоматическая коробка – изобретение, которое можно назвать революционным. И хотя многие утверждают, что механика лучше, на самом деле, если бы АКПП стоила столько же, сколько и классический механический аналог, она бы уже давно заняла лидирующие позиции. Мы не собираемся отрицать того факта, что коробка-автомат имеет намного более сложную конструкцию, включающую гидравлические, механические и электронные компоненты. Но если основными факторами выхода из строя электроники являются сбои электропитания, то работа гидромеханики особо чувствительна к качеству, свойствам и состоянию трансмиссионной жидкости. Впрочем, то же самое можно сказать и в отношении всех ближайших родственников АКПП – вариаторам, роботизированным коробкам, трансмиссиям с двойным сцеплением.
Поскольку трущиеся детали в коробке-автомате всё же присутствуют, это неизбежно приводит к накоплению в трансмиссионной смазке продуктов их выработки, которые не в полном составе оседают на маслофильтре – значительная их часть продолжает циркулировать по масляным каналам трансмиссии.
В результате работа коробки нарушается, что приводит к различным неполадкам при переключении передач. Замена загрязнённой ТЖ не всегда помогает решить проблему, поэтому промывка АКПП – процедура, которую следует выполнять с определённой периодичностью, благо сделать это можно и самостоятельно, при условии знания технологии и наличия определённого оборудования и инструментов.
Для чего нужна промывка автоматической трансмиссии
Как уже отмечалось выше, в процессе эксплуатации автомобиля в системе смазки трансмиссии накапливается немалое количество различных осадков – мельчайшей металлической стружки, резиновой пыли, продуктов распада фрикционов и прочих загрязнителей, оседающих на внутренних поверхностях АКПП, в каналах и рабочих полостях гидравлической подсистемы автоматической трансмиссии.
Автоматическая коробка передач в разрезе
Накапливаясь, эти загрязнения начинают сказываться на работоспособности коробки, что проявляется постепенным снижением комфортности использования АКПП.
Для того, чтобы предупредить появление подобных неприятностей, многие автомобилисты прибегают к процедуре промывки АКПП при плановой замене масла. Сущность её заключается в максимально полном удалении из системы скопившейся грязи, однако сделать это можно разными способами, о которых мы поговорим позже. Главное, что все они в той или иной степени помогают избавиться от загрязнений, что в конечном итоге позволяет добиться следующих преимуществ:
В сети можно встретить разные мнения касательно полезности выполнения данного мероприятия, но в действительности не стоит подвергать сомнению, что чистая коробка прослужит дольше, чем грязная. Всё дело в технологии очистки трансмиссии – если она несовершенна, то и результат окажется соответствующим.
Как часто нужно производить очистку АКПП
Многие автомобилисты, мягко говоря, не слишком положительно относятся к промывке автоматической коробки передач, и совершенно зря. Хотя специализированные исследования по этому поводу пока не проводились, практика показывает, что это мероприятие однозначно полезно. Но с какой регулярностью его проводить? Рекомендации автопроизводителей в этом плане более-менее совпадают: при каждой плановой замене трансмиссионной смазочной жидкости. То есть каждые 35-70 тысяч километров пробега, в зависимости от конкретной марки/модели авто.
В отдельных случаях может быть выполнена и внеплановая процедура очистки автоматической КПП, связанная со следующими ситуациями:
Если промывка ощутимых результатов не дала, то только тогда следует приступать к поиску неисправности в самой коробке либо её отдельных узлах.
Подготовка к промывке
Не секрет, что гарантированно хорошие результаты достигаются при выполнении этой процедуры в специализированных автосервисных мастерских. В их распоряжении имеются дорогостоящие промывочные аппараты, позволяющие производить очистку трансмиссии без её демонтажа на высоком профессиональном уровне. Если диагностика коробки выявляет неисправности, требующие её разборки, это хороший способ выполнить промывку ещё более качественно, одновременно с продувкой гидравлических каналов.
Коробка передач в разобранном виде
Но это не означает, что такие работы в принципе не могут быть выполнены самостоятельно. Более того, многие автовладельцы используют именно этот способ, позволяющий сэкономить немалые средства. Для этого понадобятся следующие материалы и инструменты:
Несколько простых рекомендаций:
А теперь перейдём непосредственно к описанию способов промывки автоматической КПП.
Варианты упрощённых способов промывки АКПП
Начнём с классического метода, который, хоть и не требует демонтажа и разборки коробки, является достаточно трудоёмким. Важно приобрести правильное трансмиссионное масло, рекомендованное производителем. Если у вас отсутствуют такие сведения – желательно проконсультироваться со специалистами, или посетить официальные странички дилеров – словом, озаботиться применением для промывки подходящего масла.
Доливаем масло в АКПП
Сама процедура выполняется в следующей последовательности:
Второй метод предполагает промывку АКПП соляркой. В этом случае после слива отработанного ТМ в трансмиссию следует залить такое же количество солярки. Через два часа жидкость сливают, и затем осуществляют промывку по описанному выше алгоритму.
Это достаточно старый способ, которым часто пользовались для промывки не только коробок передач, но и двигателей автомобилей и спецтехники во времена, когда специализированных промывочных средств еще не было.
Если вам неохота возиться со снятием поддона, имеется альтернативный метод – троекратная заливка самого дешёвого варианта подходящего трансмиссионного масла. На каждом из этапов рекомендуется определённое время поездить на машине (до 500 км), и только после затем заливать качественную жидкость. Говорят, что такая процедура демонстрирует вполне приличные результаты, поскольку считается, что само масло (разумеется, чистое) обладает отличными чистящими свойствами.
Наконец, можно использовать для промывки АКПП димексид или авиакеросин. В этом случае алгоритм будет следующим:
Отзывы о работе автоматической коробки после такой очистки могут быть диаметрально противоположными, так что данную процедуру следует выполнять на свой страх и риск.
Усложнённая очистка автоматической трансмиссии
Более качественная обработка коробки-автомата требует её демонтажа. В этом случае вам предоставляется возможность прямого доступа к полостям трансмиссии. Сущность полной промывки коробки-автомат заключается в следующей последовательности действий:
Отметим, что для соленоидов АКПП промывки может оказаться недостаточно – их следует также тщательно продуть.
Аппаратная замена масла в коробке передач
Подобное мероприятие следует осуществлять только в тех случаях, когда производится ремонт автоматической коробки. Если в этом потребности нет – можно ограничиться обычной промывкой, выбрав наиболее подходящий вариант из вышеописанных.
Промывка радиатора трансмиссии
Как и силовой агрегат, коробка во время работы сильно греется и требует охлаждения. По этой причине в конструкции автоматической трансмиссии предусмотрено наличие теплообменника, успешно справляющегося с отводом тепла. Но при условии, что его каналы не загрязнены, поскольку в этом случае его охлаждающая способность резко снижается, а узлы коробки подвергаются перегреву. Если при замене масла вы обнаружили, что поддон сильно загрязнён – это косвенный признак того, что и внутри радиатора не всё хорошо.
Грязь на масляном поддоне АКПП
Поэтому так важно знать, как промыть систему охлаждения АКПП, без чего ресурс коробки заметно снижен. Обычно эта процедура проводится совместно с промывкой самой трансмиссии при плановой замене масла.
Наиболее эффективным считается способ, предусматривающий использование специальных присадок для промывки радиаторов, базовый состав которых включает смесь из водных растворителей и спиртов. Приводим последовательность действий:
Использование промывочного средства в аэрозольной упаковке существенно упрощает процесс промывки теплообменника, однако более качественно это можно сделать с помощью насоса (можно использовать даже ручной вариант), не говоря о профессиональном промывочном аппарате.
Как проверить проходимость радиатора после промывки? Для этого второй конец шланга возвратной магистрали следует подать на ёмкость для сбора ТЖ, желательно градуированную. Затем заливаем в трансмиссию свежее масло в регламентированном объёме, запускаем мотор и даём ему поработать на холостом ходу при 1000 оборотах/минуту на протяжении 20 секунд. За это время из шланга обратки должно вытечь минимум 1 литр жидкости. Если меньше – наличие проблем с охлаждением автоматической коробки посредством промывки радиатора устранить не удалось.
Промывка гидроблока АКПП
Гидроблок является одной из главных компонентов любой автоматической коробки, и любая его неисправность означает наличие проблем в работе всёй трансмиссии. Физически гидроблок представляет собой металлическую клапанную плиту с достаточно сложной внутренней геометрией, в которой находится большое количество более мелких деталей и узлов: каналов, клапанов, минимум четырёх соленоидов, множества измерительных приборов/датчиков. Именно гидроблок обеспечивает нормальное функционирование муфт сцепления и фрикционов, поэтому так важно следить за его состоянием и выполнять все регламентные работы по его техобслуживанию.
Новый гидроблок коробки передач
В их число входит и промывка, обычно выполняемая при замене масла с разборкой агрегата. Перед тем, как самостоятельно промывать гидроблок АКПП, следует подготовить следующие расходники и рабочий инструмент:
Все работы следует осуществлять в идеально чистом месте, поскольку попадание мелких соринок в узлы гидроблока сведут на нет результаты вашей работы.
Алгоритм демонтажа и разборки трансмиссионного гидроблока:
Теперь можно приступать к промывке гидроблока. Мы уже знаем, чем промывают автоматические коробки передач. В данном случае используется карбклинер – очень распространённое и эффективное средство для очистки карбюраторов. Разбираем гидроблок, все детали аккуратно обрабатываем кисточкой, а затем протираем нашей промывочной жидкостью. При работе с карбклинером следует обязательно соблюдать меры безопасности: надевать защитные очки и прорезиненные перчатки, поскольку попадание жидкости на открытые участки кожи могут привести к локальным ожогам.
Особое внимание уделяем промывке соленоидов и клапанов, после чего удаляем остатки очистителя сухой ветошью и смазываем детали бензином.
Сборку и монтаж ГБ осуществляем в обратной последовательности. Следим, чтобы при затяжке четырёх болтов усилие составляло порядка 11 Нм, так что без динамометрического ключа лучше эту операцию не выполнять.
Как только гидроблок встал на место, можно приступать к снятию с картера старого слоя герметика и нанесению нового. Устанавливаем поддон на место, прикручиваем, крепим привод селектора и заливаем свежее ТМ.
Запускаем мотор, даем ему некоторое время поработать на ХХ, пока масло не растечётся по всему гидроблоку. Поочерёдно переводим рычаг селектора во все положения с временной задержкой порядка 15-25 секунд.
Промывка фильтра автоматической КПП
Встроенная система очистки масла в автоматических трансмиссиях является двухуровневой: за избавление от металлических загрязнителей отвечает магнитный фильтр, устанавливаемый в поддоне (такая же система используется на многих современных моделях для очистки моторного масла), за очистку масла от остальных загрязнителей отвечает маслофильтр, обычно монтируемый на клапане управления автоматической трансмиссией. Он представляет собой либо мелкоячеистую сеточку, либо выполняется из бумажного или синтетического фильтровального материала.
Отработанный фильтр автоматической КПП
Чтобы получить доступ к обоим фильтрам, требуется демонтаж поддона коробки. Уже по внешнему виду фильтровальных элементов можно без труда определить, насколько загрязнена трансмиссионная жидкость, а специалист даже может с достаточной долей уверенности указать, какая именно деталь трансмиссии оказалась наиболее изношенной и требующей проведения ремонтно-восстановительных работ.
В домашних условиях это единственный способ диагностики состояния коробки-автомат, и он по понятным причинам далеко не идеален. Более информативным считается обследование АКПП в условиях СТО, где специалисты, использующие специальное оборудование, в состоянии обеспечить выполнение следующих диагностических процедур:
А вот обслуживающие операции (замена фильтров, чистка клапанов, замена масла) вполне могут проводиться и в гаражных условиях.
Масляные фильтры, применяемые в автоматических КПП, можно разделить на две категории: многоразовые изделия, которые можно чистить и применять повторно, и одноразовые, которые не подлежат регенерации. Разумеется, ресурс одноразовых фильтров намного больше – их рекомендуется менять при каждой плановой замене ТМ, то есть примерно каждые 40-50 тысяч километров.
Одноразовые фильтровальные элементы устанавливаются во многие переднеприводные модели японских авто Mitsubishi и Mazda (сошедших с конвейера 1990 года), на машины марки Mercedes-Benz и на большинство заокеанских авто, при этом, если речь идёт об «американцах» и «японцах», поиск оригинальных фильтров может оказаться безрезультатным.
Многоразовые изделия в качестве фильтрующего элемента используют мелкоячеистую сеточку, обрамлённую жёсткой рамой. Большинство автовладельцев ограничивается промывкой сеточки в ёмкости с сильнодействующим раствором и последующей продувкой сжатым воздухом. Более продвинутые умельцы не ленятся развальцевать фильтр, достать металлическую сеточку и подвергнуть её более тщательной чистке и промывке, включая обработку внутренних полостей.
Отметим, что на многих АТС сегодня используется аппаратура, позволяющая производить замену масла и очистку автоматической трансмиссии методом отсоса смазывающей жидкости через патрубок для измерения уровня масла в коробке (тот, в котором располагается щуп).
Однако из-за несоблюдения технологии зачастую эффект от такой обработки не соответствует ожиданиям. Дело в том, что каждая операция доливки трансмиссионной жидкости сопровождается запуском двигателя, который обычно работает на протяжении максимум 10 минут, причем в стационарном положении (полагается проезд 100-150 километров). Этого недостаточно для полноценного смешивания ТЖ.
Таким образом, часть свежего масла отсасывается при проведении второй и третьей замены. Очевидным недостатком такого метода можно назвать невозможность оценки состояния фильтровальных элементов, которые позволяют судить о потенциальных неисправностях трансмиссии. К сожалению, в этом случае невозможно избавиться и от наиболее тяжёлых фракций загрязнителей, скапливающихся на дне поддона.
Так что возможность проверки уровня давления нивелируется перечисленными выше недостатками, которые можно исключить при самостоятельной промывке автоматической коробки.
Промывка гидротрансформатора АКПП
К сожалению, очистка гидравлического трансформатора без вскрытия «бублика» — операция заведомо малоэффективная, если не сказать бесполезная. После разрезания корпуса становятся доступными все внутренности гидротрансформатора, которые можно оценить на наличие дефектов.
Сборка гидротрансформатора коробки передач
После проверки можно начинать очистку, причём в первую очередь следует обратить внимание на следующие компоненты ГТ:
После очистки все детали устанавливаются на место, а корпус заваривается. При этом качество сварного шва должно быть идеальным, то есть обеспечивать полную герметичность. Что касается эстетического вида, то здесь всё индивидуально.
Понятно, что специалисты сервисного центра смогут выполнить все эти операции с соблюдением технологий и более качественно, но если у вас имеется опыт проведения таких работ, если ваша квалификация сварщика позволяет восстановить целостность корпуса гидротрансформатора не в ущерб внешнему виду, почему бы не использовать гаражный ремонт? Ведь в этом случае вы сэкономите весомую часть семейного бюджета, которую можно использовать для других более важных целей.