чем прогнать резьбу на болте
Что такое «прогнать резьбу»? Чем и как правильно прогонять резьбу?
Прогнать резьбу, прогонять резьбу, как это делается.
Резьба, не важно какая она, внутренняя или наружная, метрическая или дюймовая, коническая или прочая, имеет свои стандарты. Так например посмотрите на схему ниже, в ней расписаны углы и прочие размеры для резьбы.
Два цвета обозначают две разные детали в соединении.
Со временем, после того как эти две детали разъединят, параметры резьбы будут нарушены, по многим причинам, основные из которых это растяжение/сжатие материала и коррозия.
Соответственно после демонтажа, если нарушены параметры резьбы, то использовать эти детали повторно нельзя! Так например резьбовое соединения болта ГБЦ (головки блока цилиндра) при котором повторно болт использовать нельзя, если он не соответствует определённым параметрам.
Но если резьбовые соединения не несут особых условий по замене, то резьбу можно восстановить, т.е. на народном языке это называется «прогнать резьбу».
Само действие включает в себя повторную прокрутку резьбы в металлорежущем инструменте, предназначенном для этих целей.
Одним из распространённых в современное время инструментом для прогонки резьбы является напильник.
Что делать, если сорвана резьба?
Любая резьба со временем изнашивается. Проблему можно решить, просто заменив деталь или крепежный элемент с изношенной или поврежденной резьбой на новый. Но часто экономически выгоднее восстановить резьбу. Расскажем, как подобрать нужный инструмент и какой способ восстановления резьбы будет оптимальным в конкретной ситуации.
Для восстановления «здесь и сейчас» подойдет резьбовой напильник. Это цельное приспособление квадратного сечения с насечками под различные шаги метрической резьбы. Небольшой инструмент выполняет функцию «16 в 1». Для наружных резьб на каждой стороне квадрата с двух сторон нанесена насечка разного размера. Аналогичная насечка есть и на торцах напильника — для внутренних резьб.
Напильник очищает профиль резьбы от загрязнений и восстанавливает замятия. Единственный минус — такой способ ослабляет резьбу. Поэтому для экстренного ремонта инструмент может оказаться незаменимым, но в будущем элемент с восстановленной резьбой лучше заменить или восстановить другим способом.
Восстановление внутренней резьбы
Самый простой способ — рассверлить поврежденное резьбовое отверстие, и поверх нарезать новую резьбу. Но тогда под новую резьбу нужен и новый крепеж, что не всегда оправдано. К тому же, иногда нарезать резьбу большего диаметра просто не позволяет пространство.
Надежнее всего будет восстановить внутреннюю резьбу с помощью резьбовой вставки — футорки. Футорка — это пружина или небольшая втулка из металла. Во время вкручивания она сжимается и жестко фиксируется в отверстии. Производители обещают, что качество восстановленного соединения будет не ниже, чем оригинальное. Такой способ эффективен при восстановлении резьбы в свечных колодцах, кислородных датчиках, масляных пробках, блоке цилиндров (для установки ГБЦ), коробки передач.
При работе с мягкими материалами (алюминием, пластиком, древесиной) или изделиями с тонкими стенками, соединение получается в 2-4 раза прочнее оригинального. Восстановленную резьбу почти невозможно смять, криво завинтив, например, болт или свечу.
Вставки, футорки устанавливаются в четыре этапа:
1. Отверстие рассверливается и зенкуется под резьбу для вставки.
2. Специальным метчиком нарезается резьба под вставки.
3. Вставка устанавливается на необходимый уровень.
4. В зависимости от типа вставки — обламывается установочный хвостовик.
Восстановление внешней резьбы
Способ №1. Пластическая деформация.
Данное приспособление оснащается сменными вставками под резьбу с различными типами и шагами. Работает по принципу «гребенки», восстанавливая профиль замятой наружной резьбы.
Будет полезным при:
→ Восстановлении резьбы на трубах, если трубу заменить сложно, а резьба повреждена.
→ срочного восстановления болтов, шпилек и т.п., если нет замены.
Резьбу с особыми требованиями к прочности данным приспособлением восстанавливать не рекомендуем, лучше приобрести новый крепеж.
Способ №2. Холодная ковка.
У нас этот инструмент именуют Зильбертул, по названию бренда-производителя. Технология позволяет восстанавливать замятую наружную резьбу вообще без съема металла. Путем холодного наката специальные ролики выкатывают повреждение и возвращают профиль резьбы к изначальной геометрии.
В процессе восстановления резьба подвергается холодной ковке, и происходит местное упрочнение резьбовой части детали. Сменные ролики (приобретаются отдельно) с различными профилями и шагами резьб, а также регулируемый диаметр дают широкий диапазон применения.
Разобрались, какой инструмент нужен в вашем конкретном случае? Купите его у нас на 20% дешевле! С 15 февраля у нас стартовала акция на резьбонарезной инструмент VOLKEL.
А если остались вопросы по статье или выбору инструмента, пишите в комментарии!
Восстановление резьбы в ступице 2110
Хочу поделиться опытом восстановления сорванной резьбы задней ступицы 2110. Сорвать резьбу «руками» практически не реально. Все эти срывы происходят от «криворуких» автослесарей, которые затягивают болты с помощью пневмо инструмента. По регламенту моменты затяжки для болтов колес составляют: 65,2-92,6 (6,7-9,5) Н·м (кгс·м). Но естественно, никто использовать динамометрический ключ не хочет, руководствуясь девизом «и так сойдет и так закрутим». Если все таки удалось сорвать резьбу в ступице,
то есть несколько выходов из данной ситуации: 1) Замена ступицы. Самый дорогостоящий и самый надежный вариант. Как правило кроме ступицы меняется и ступичный подшипник.2) Установка шпилек. Шпилька стоит ок. 100 р. + около 60-80 рублей обойдется гайка на каждую шпильку. В итоге получаем 400 + 320 = 730 р. одно колесо. Можно попробовать, придется снимать колесо, тормозной барабан. Возможны проблемы при срыве резьбы на самой шпильке. 3) нарезка большей резьбы, поверх старой. Заводская резьба колесного болта: М12х1.25. Нарезать можно М14х1.5 не снимая колеса (при условии, что часть других болтов держат колесо). Первостепенный выбор пал на 2-ой вариант, но на рынке меня переубедили, мол нарежь большую резьбу и будет ходить еще столько же, а если мол поставишь шпильки, это дороже обойдется, да и резьба если обойдется, то придется срезать гайку. Были приобретены 2 метчика (грубой и точной нарезки) на м14х1.5 фирмы Ермак (забегая на перед, не берите такие ибо голимый Китай) за 300 р. + 4 хромированного болта м14х1.5 (по 100 р. за штуку)
Приступаем к нарезке. «Рукой, без напряга, открутил» сорванный болт, что говорит о том, что резьбы уже практически не осталось, не говоря уже о «прижатия болтом колеса».
Смазал метчик салом
и аккуратно, отцентровав метчик, медленно начал вкручивать в отверстие. Скажу, что сначала идет без проблем, можно докрутить ключем, но ближе к середине уже потребовался метчикодержатель.
Принцип нарезки прост. Необходимы поступательные плавные вращательные движения перед-назад, для того, чтобы не забивался метчик и была возможность к выходу стружки. До начала резки желательно так же определить глубину нарезки, приложив старый болт к метчику.
В итоге 1 отверстие просверлено более менее. Болт затянулся «от руки» баллоником с усилием до упора.
Решил нарезать еще одну резьбу в диаметрально противоположном отверстии ступицы.
Но не тут то было. Метчик стал обходится, начало срывать начало уже нарезанной новой резьбы. Оказалось, что метчик выдержал достойно лишь нарезку одного отверстия, т.к. при внешнем осмотре оказались съеденными грани резцов метчика (вот Вам и качество, хотя, может быть такой «прочный» металл в ступице, который оказался ему не по зубам)
В итоге, 2-ым метчиком все ж удалось дорезать 2 резьбу. Болт затянулся баллоником от руки, но все таки чувствуется. что не до упора. В принципе, при «переобувке» или при при ремонте на СТО, когда потребуется снять колесо, если подходить БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЕЕ к затяжке болтов «по уму» (в идеале по динамометрическому ключу), то все будет держать. Я бы все-таки периодически перепроверял затяжку болтов, а то мало ли)) В идеале — заменить в будущем ступицу. Все манипуляции с нарезкой — это временное решение.
Update: После манипуляции с нарезкой резьбы а именно при езде, при торможении появился щоркающий звук, как будто что то цепляется. Сегодня снял колесо, снял тормозной барабан и нашел причину — новые болты на 2.5 витка длинее родных (м12х1.25), из за этого при торможении начало цеплять лапку стояночного тормоза. Так же ко всему прошелся на 2х ранее нарезаных резьбах метчиком 2 номера. Скажу честно, 1й черновой метчик не до конца нарезает резьбу, а если быть точнее то высоту резьбы. Срезал лишнюю длину с новых болтов, собрал все в обратной последовательности, затянул колесные болты «по феншую». Я доволен. Сейчас все болты закрутились до упора.
Как нарезать резьбу вручную? Обзор резьбонарезного инструмента.
Содержание:
От крепежных элементов до рабочих узлов типа винтовой пары – все эти соединения имеют резьбу. Со временем она изнашивается, особенно, если крепеж находится под нагрузкой, например, шпильки ступицы автомобиля, гайки, болты и т.д. Тогда требуется замена износившейся детали, но не всегда удается найти новую, подходящую по параметрам. В таких случаях многие мастера нарезают резьбу вручную с помощью специального резьбонарезного инструмента – метчиков, плашек и клуппов.
Изготавливается резьбонарезной инструмент из быстрорежущей стали или твердосплавных металлов, имеет острые режущие кромки специальной формы и размера, благодаря чему получается точно подходящая под параметры резьба. Инструменты различаются по шагу, длине и направлению нарезаемой резьбы. Но основное их отличие в том, что одни предназначены для выполнения внутренней резьбы, другие – для наружной. О каждом их виде мы расскажем подробнее.
Выполнение внутренней резьбы метчиком
Когда нужно нарезать резьбу внутри цилиндрических деталей, крепежных элементов и посадочных отверстий, используют метчик. Он представляет собой металлический стержень, рабочая часть которого имеет режущую кромку в виде поперечных насечек или винтовой линии. Прежде чем нарезать резьбу, в детали рассверливается отверстие, причем, его диаметр должен быть на 0,3-0,7 мм меньше, чем требуемый диаметр резьбы (это зависит от того, с каким металлом Вы работаете). В метчикодержателе закрепляется черновой метчик, который вкручивается в подготовленное отверстие – он снимает до 75% материала. После этого необходимо пройтись чистовым метчиком, который снимет оставшиеся 25% материала и доведет резьбу до нужных параметров.
Тонкости нанесения наружной резьбы плашкой и клуппом
Наружную резьбу, в отличие от внутренней, нарезают по другому принципу. Деталь обрабатывают по наружной поверхности, ее обтачивают до достижения необходимого диаметра. Этот показатель не должен превышать значение внутреннего диаметра плашки, но должен быть на 0,1-0,4 мм больше требуемого окончательного диаметра. Чтобы облегчить процесс нарезания резьбы, нужно снять фаску с края заготовки – так резцам инструмента будет легче сделать первые насечки. Для разных цилиндрических заготовок используют разный резьбонарезной инструмент.
Плашки применяются практически для любых изделий: крепежных шпилек, буксировочных проушин, труб, болтов и т.д. С их помощью можно нарезать стандартную метрическую резьбу диаметром от 4 до 20 мм.
По форме плашка напоминает гайку, только внутри у нее имеются режущие кромки, а для отведения стружки предусмотрены специальные отверстия. Различают разрезные плашки и цельные. Последние надежнее фиксируют заготовку и нарезают резьбу точнее, поэтому выполненные элементы можно использовать в ответственных соединениях.
Клуппы по форме напоминают плашку, только, у них есть еще дополнительные элементы: планшайбы, прижимные кольца и прижимные болты. В них заготовка фиксируется очень надежно, и удается добиться высокоточной резьбы. Эти инструменты используются для нарезания дюймовой резьбы на водопроводных трубах.
Чтобы нарезать резьбу плашкой или клуппом, нужно закрепить инструмент в специальном держателе. Затем он центрируется на заготовке и наворачивается на нее, вращение создается за счет вращения рукояти держателя. Первые режущие кромки нарезают «черновую» резьбу, а остальные уже доводят ее до чистовой. Наворачивание должно быть плавным, без резких движений и излишних усилий, тогда витки резьбы будут аккуратными.
5 советов по успешному выполнению работ
Мы рассказали об особенностях нарезания внутренней и наружной резьбы разными видами инструмента. Но есть общие требования по их использованию. Наши рекомендации помогут Вам избежать ошибок при работе, и Вы получите качественную резьбу с первого раза.
Совет 1: подобрать резьбонарезной инструмент под параметры резьбы
Основными параметрами являются диаметр, шаг и направление резьбы. Как правило, на поверхности плашек и метчиков высечены значения, например, М8×1,25. По направлению резьба бывает правая и левая. Например, гайка с правой резьбой наворачивается на винт при вращении по часовой стрелке, с левой резьбой – против часовой стрелки. Соответственно, для нарезания правой резьбы используются резьбонарезные приспособления с направлением режущих кромок по часовой стрелке, для левой – против часовой стрелки.
Совет 2: надежно зафиксировать обрабатываемую заготовку
Для этого Вам понадобятся слесарные тиски. Деталь нужно установить в тисках так, чтобы было удобно центрировать резьбонарезной инструмент. Так удастся добиться плавного хода при нарезании резьбы и получить ровный виток без перекосов.
Совет 3: использовать смазку
Чтобы обеспечить легкое вхождение режущих кромок инструмента в основание заготовки, нужно смазать рабочую часть и обрабатываемую поверхность маслом. Подбирайте смазку, исходя из того, с каким материалом Вы работаете. Например, минеральные составы подходят для нержавеющей стали и цветных металлов, синтетические универсальны и могут применяться при изготовлении практически любых деталей. Масло снизит трение, что облегчит нарезание резьбы, а также поможет сохранить режущие свойства кромок инструмента.
Совет 4: удалять стружку в процессе работы
При нарезании резьбы и при образовании витка с обрабатываемой поверхности снимается материал. Скопление металлической стружки может привести к тому, что инструмент застрянет и сломается. Поэтому нужно своевременно ее удалять: при работе с метчиком делать несколько возвратных прокручиваний, а при работе с плашкой избегать чрезмерного скопления стружки в стружкоотводящих отверстиях.
Совет 5: использовать только качественный инструмент
Это одно из «золотых правил» при нарезании резьбы. Ведь некачественные инструменты очень ненадежны: они ломаются, резьба может быть неаккуратной или не подходящей по параметрам, иногда плашкой даже невозможно нарезать первые витки, так как прочность кромок не соответствует стандарту. С фирменным инструментом такого не произойдет, так как он изготавливается из прочного качественного металла и строго отвечает требованиям ГОСТа.
Когда Вы знаете, с помощью каких инструментов нарезать внутреннюю и внешнюю резьбу, остается только подобрать подходящие для Вашего рода деятельности.
Например, при проведении сантехнических работ пригодятся клуппы. Вы можете купить их по отдельности, исходя из диаметра труб, с которыми приходится работать чаще всего, или купить клуппы в наборе, например, FIT 70003, MATRIX SPARTA 773355.
Для слесарных и авторемонтных работ могут потребоваться как плашки, так и метчики, ведь приходится нарезать и внешнюю резьбу (на шпильках, болтах, винтах), и внутреннюю (в гайках, свечных отверстиях). Поэтому лучше купить набор резьбонарезного инструмента, в котором есть все необходимые приспособления для широкого спектра работ, например, набор с металлорежущим инструментом ЗУБР 32 предмета 28129-H32 или FIT Профи, 70805 на 20 предметов. Все наборы поставляются в кейсах, поэтому приспособления удобно хранить и перевозить.
Если же Вам нужен резьбонарезной инструмент для единичного использования, например, нарезать резьбу на нескольких трубах для водопровода на даче, то можно купить один клупп нужного диаметра и клупподержатель к нему.
В нашем интернет-магазине представлены более 200 наименований резьбонарезного инструмента, как в наборах, так и поштучно. Мы предлагаем изделия ведущих производителей: FIT, Jonnesway, Gerat, MATRIX и других. Вы легко подберете то, что нужно для успешного выполнения работ. Заказ можно оформить через сайт или по телефону: 8-800-333-83-28.
Ремонт резьбы
Ремонт резьбового отверстия (восстановление повреждённой резьбы)
Информация предназначена для лиц, производящих ремонт в условиях личного гаража, и автосервисов. В соответствии с этим выстроен текст и даны рекомендации. Применение данного метода на производственных предприятиях предполагает использование специфических инструментов и устройств, и другой технологии.
Способ восстановления резьбы
Повреждённую резьбу можно полностью восстановить по следующей технологии:
1. Рассверлить резьбовое отверстие до диаметра, указанного в приведённой ниже таблице
2. Нарезать в нём резьбу особого профиля специальным метчиком
3. Ввернуть в полученную резьбу спиральную ремонтную вставку (футорку из прочной нержавеющей стали, с помощью специального инструмента.
Резьбовая вставка
После такой операции резьба становится более прочной, чем первоначальная в исправном состоянии. Этот эффект особенно заметен, когда резьба выполнена в мягком материале, например, алюминии. При срыве болта (шпильки) в резьбовой вставке эффект “закусывания” отсутствует. Сорванный болт (шпильку) можно легко вывернуть.
Посмотрите видео, как используется резьбовая вставка
Какие возможности есть у резьбовых вставок
Особенно актуален этот способ для восстановления резьбовых отверстий в корпусных деталях автомобильных двигателей, например, свечного отверстия. Резьба под свечу становится очень прочной и надёжной.
Резьбовая вставка вкручена
Резьбовая вставка вкручена
Владельцам некоторых иномарок стоит обратить внимание и на возможность замены резьбы М12 х 1,5 на резьбу М12 х 1,25. Нередко случается, что болт с такой резьбой повреждён, а найти его в розничной сети в вашем городе практически невозможно (в нашем магазине есть такие болты ). Токарь приличный болт не выточит, т.к. резьба на заводских болтах формируется давлением (накаткой), что обеспечивает необходимую прочность. А на токарном станке резьба получается резцом, при этом волокна стального прутка перерезаются и витки резьбы не могут нести необходимой нагрузки.
Видео – как работает резьбовая вставка, демонстрация
Какие инструменты применяются при восстановлении резьбы
№ п/п | Размеры восстанавливаемой резьбы | Диаметр сверла |
1 | М5 х 0,8 | 5,2 |
2 | М6 х 1 | 6,3 |
3 | М8 х 1 | 8,3 |
4 | М8 х 1,25 | 8,4 |
5 | М10 х 1 | 10,25 |
6 | М10 х 1,25 | 10,4 |
7 | М10 х 1,5 | 10,5 |
8 | М12 х 1,25 | 12,25 |
9 | М12 х 1,5 | 12,5 |
10 | М12 х 1,75 | 12,5 |
11 | М14 х 2 | 14,5 |
12 | М14 х 1,5 | 14,5 |
13 | М14 х 1,25 (под свечу) | 14,25 |
Для ремонта свечного отверстия рекомендуется метчик ступенчатый. Он центрируется в старом отверстии своей заходной частью, и сразу нарезает новую резьбу, минуя операцию рассверливания.
Ступенчатый метчик существенно уменьшает риск порчи свечного отверстия, но он заметно дороже обычного.
Для удлинения метчика при ремонте глубоко утопленного свечного отверстия можно использовать обычную торцовую двенадцатигранную головку на 10 с соответствующим инструментом.
3.Шпиндель (инструмент для вворачивания вставки)
Рабочая часть шпинделя похожа на резьбовую часть болта, с зацепом на торце.
Вставка представляет собой спираль ромбовидного профиля.
На одном конце её имеется поводок, за который вставка вращается шпинделем.
Вставки имеют разные длины.
Описание технологии восстановления резьбы
Внимание: эта технология применяется для ремонта резьбовых отверстий в бытовых, гаражных условиях.
1. Рассверлить отверстие. Периодически вынимать сверло из отверстия и обмакивать его конец в ёмкость с моторным маслом. Желательна минимальная скорость вращения сверла.
2. Нарезать метчиком резьбу под вставку. В процессе работы необходимо постоянно подавать в зону резания моторное масло, например из медицинского шприца, особенно при работе с алюминием. Иначе резьба может получиться «рваной», шероховатой, а на метчик налипнет алюминий.
Если отверстие глухое — вместо моторного масла лучше применить смазку, например Литол. Ею нужно обмазать рабочую часть метчика, чтобы стружка не сыпалась в отверстие, а прилипла к метчику.
3. Промыть полученную резьбу керосином.
4. Надеть вставку на шпиндель, ввести в зацепление поводок и зацеп.
Нужно иметь в виду, что вставка несколько больше шпинделя, она не сидит на нём плотно, а свободно болтается. При вкручивании в отверстие вставка сжимается и тем самым закрепляется в отверстии. Вставку вворачивать до тех пор, пока её задний конец не углубится в отверстие на 1/4 шага резьбы. После этого вывернуть шпиндель и отломить поводок вставки, надавив на него подходящим стержнем. Для этого на витке за поводком имеется риска, по которой и отломится поводок. Примечание:При использовании ступенчатого метчика пункт 1 исключается.