чем привязать лодку к берегу
Чем привязать лодку к берегу
§ 52. Швартовка катера.
Катера швартуются для стоянки, длительной или короткой, на время отдыха экипажа, с целью переждать шторм, для высадки и посадки людей, забора топлива и продовольствия, ликвидации неисправностей и последствий аварий, а также в других случаях.
Лучшим местом для стоянки катера является место, где он может, особенно во время волнения, безопасно отшвартоваться вдали от фарватера и проходящих судов.
Место швартовки должно быть достаточно глубоким, с учетом колебания горизонта воды. Стоянка катера, где бы она ни была произведена, должна быть безопасной и спокойной.
Рис. 117. Швартовные устройства а — обыкновенный кнехт; б, в — крестовые кнехты; г, д, е — киповые планки, ж — кранец мягкий
Швартовка катеров осуществляется при помощи тросов к причалам и мостикам, непосредственно к берегу, пирсам, набережным и к сходам с них, к борту другого судна.
Для обеспечения швартовки катера служат швартовное устройство и швартовные тросы — швартовы. К швартовному устройству относятся установленные на палубе катеров различного рода кнехты или утки, служащие для закрепления швартовов (рис. 117). Кнехты иногда делают крестовыми, чтобы не соскальзывали шлаги.
На носовой части катера может быть установлен только один (лучше двойной) крестовой кнехт, расположенный в диаметральной плоскости судна.
Этот же кнехт служит для закрепления буксирного троса и дректова. В кормовой части должно быть по одной паре кнехтов с каждой стороны. В местах постановки всех кнехтов палуба катера должна быть усилена — сделана более прочной.
На бортах катеров, около рабочего места судоводителя, должны быть установлены на каждом из бортов средние кнехты. Для шлюзующихся судов средние кнехты обязательны. Кнехты не рекомендуется заменять мелкими утками без усиления места постановки.
Все узлы и детали швартовного устройства (кнехты, битинги, утки и др.) должны быть надежно скреплены с набором корпуса. Слабина крепления (качание) не допускается.
В фальшбортах, около кнехтов, делаются отверстия — швартовные клюзы. Если фальшборта нет, то вместо клюзов устанавливаются киповые планки, реже скобы или утки. Клюзы, киповые планки, скобы служат для проводки швартовов по нужным направлениям.
Все кнехты, утки, киповые планки и т. д. должны соответствовать диаметрам тросов.
Швартовные тросы могут быть растительными, синтетическими и стальными На маломерных судах лучше применять растительные и синтетические швартовные тросы. Работа со швартовными тросами должна производиться без излишней суеты, по быстро и правильно. Надо внимательно следить за тем, чтобы руки или ноги не попали в петли (колышки) троса.
Следует знать значение терминов «травить» и «выбирать». Ослабление швартовного троса называется травлением его, а подтягивание троса или набивание его — выбиранием.
При швартовке трос нужно закладывать на кнехты, утки и другие приспособления с достаточным количеством шлагов так, чтобы в месте закладки трос противодействовал усилиям, которые могут быть приложены к нему извне.
При этом у работающего с тросом лица должно быть достаточно сил для удержания или перебирания троса руками. Производится ли травление или выбирание троса или он уже закреплен при окончании швартовки нужно всегда быть готовым мгновенно отдать или стравить швартовный трос, снять последние из наложенных шлагов или, наоборот, набросить шлаг для предотвращения стравливания троса. Все это достигается практикой.
Во время швартовки катера борта его надо предохранять от ударов о причал или о корпус другого судна, для чего с бортов катера выбрасывают кранцы.
Кранцы могут быть мягкие и деревянные. Мягкие плетутся из тросов или делаются из обрезков автопокрышек Деревянный кранец делается из короткого бревна-кругляка и вертикально подвешивается на тросе к борту или надстройке судна.
Применять деревянные кранцы на маломерных судах не следует. Если по борту нет обносного привального бруса, деревянные кранцы использовать нельзя, так как может быть продавлен борт или на шлюпках поврежден буртик.
Во время движения кранцы обязательно убираются внутрь судна: они ни в коем случае не должны свешиваться с бортов Кранцы или концы, висящие без нужды за бортом,—признак низкой морской культуры судоводителя.
Смягчения ударов и предохранения корпуса от повреждений можно достичь обтягиванием борта — от форштевня до кормы — толстым растительным тросом.
На берег или на другое судно должно быть подано такое количество швартовов, чтобы обеспечить безопасность стоянки. Это зависит от размеров судна, места стоянки, гидрометеорологических условий и т. д.
Швартовные тросы могут перетираться и обрываться от качаний судна во время волнения, прибыли-убыли воды, приливов-отливов, волнообразования от мимо идущих судов.
Нестравленый трос во время убыли воды может вызвать повисание или сильный крен судна, а при опускании от большой убыли воды (в шлюзах) судно может опрокинуться. Нестравленый своевременно трос во время прибыли воды вызывает задевание катера за выступы причала и повреждение корпуса от крена и дифферента.
Сразу же по принятии решения о швартовке нужно наметить, где пристать катеру, за что произвести швартовку (есть ли н a берегу тумбы, швартовные устройства, палы, рымы и т.д.). Если рядом с местом предполагаемой стоянки стоят другие суда, нужно убедиться в том, что они не намерены возобновить движения. Перед швартовкой нужно проверить швартовы и убрать все посторонние, мешающие швартовке предметы.
Если место швартовки неизвестно и не оборудовано, то швартовку надо делать осторожно, замедлять ход катера при приближении к берегу, промерять глубины.
Целесообразно при подходе к неизвестному месту швартовки носом сделать незначительный дифферент на нос (например, перемещая людей к косу). Следует избегать швартовки и стоянки около обрывистых, крутых берегов, особенно глинистых, супесчаных и не имеющих растительности, так как они легко деформируются и могут внезапно обрушиться в воду.
Особенно опасны оползневые участки берегов, которые можно узнать по трещинам вдоль уреза реки и небольшим, часто расположенным террасам или ступенькам, спускающимся к воде.
Рис. 118 Подход катера с винтом правого вращения к причалу
Рис. 119. Подход катера к причалу при наличии ветра
При подходе на швартовку момент остановки работы винта нужно выбирать в зависимости от инерции судна так, чтобы судно подошло к месту швартовки по инерции.
При подходе к причалу правым бортом с обычным винтом правого вращения нужно дождаться момента прихода к месту, а затем дать задний ход для подтягивания кормы к причалу за счет подсасывания. При этом нос несколько отойдет от причала (рис. 118).
Задний ход гасит движение вперед, руль ставят прямо, подают концы, и швартовка окончена. Этот маневр позволяет подходить к причалу бортом под углом до 25° (винт левого шага производит обратное действие).
При подходе к причалу правым бортом с винтом правого вращения необходимо идти к месту швартовки малым ходом параллельно причалу и, не доходя до места хотя бы на одну-две длины корпуса судна, остановить машину.
Если судно прекратит движение по инерции вперед и перестанет слушаться руля, надо возобновить на некоторое время работу двигателя вперед. Если судно начнет проходить место швартовки или поравняется с ним, нужно дать ход назад, а руль положить на правый борт.
Если это сделать поздно или ясно, что это действие не принесет положительных результатов, то нужно дать ход вперед, развернуться и снова подходить к месту швартовки.
При изменении режима работы винта правого шага с переднего на задний ход и руле в диаметральной плоскости судна корма резко отклоняется влево (вправо при левом шаге винта), Знание этого свойства судна необходимо в случае неожиданной остановки или отхода назад во избежание столкновений.
Если место швартовки находится на участке с сильным течением, швартовку, если это возможно, следует производить с подходом к месту швартовки против течения.
Например, двигаясь вниз по течению реки, катер должен пристать к вогнутому берегу (яру) при сильном течении. Катер должен пройти мимо места швартовки, сделать поворот назад и пристать, следуя против течения. Поворот на обратный курс, как правило, нужно делать от вогнутого к выпуклому берегу.
Рис. 120 Подход моторной лодки носом к берегу
При встречном ветре подходить нужно под углом в 10—20° к причалу. Особенно осторожно надо маневрировать катером и правильно рассчитывать его инерцию при отвальном и прижимном ветрах (рис. 119).
Если катер сохраняет поступательное движение вперед, то, как правило, он даже при очень сильном отвальном ветре имеет полную возможность сразу же подойти к причалу и ошвартоваться. Для этого нужно подходить под острым углом к причалу, пока судно не коснется его носовой частью. Нужно только обеспечить быструю подачу и закрепление швартовов. При сильном отвальном ветре преждевременное прекращение работы винта вызовет относ судна ветром от места швартовки.
При прижимном ветре тихоходному катеру с небольшой осадкой и высоким надводным бортом приставать особенно на волнении намного труднее, чем при отвальном ветре. Швартовку на таком катере при значительном волнении и прижимном ветре производят при помощи якоря, отданного с носа или кормы катера, предварительно развернутого против ветра и волны (см.§ 56).
Место отдачи якоря должно соответствовать месту швартовки судна, а длина стравливаемого дректова должна позволить подойти к причалу. После подхода к причалу катер отшвартовывается, если его не будет бить у стенки волной. Особенно затруднительна швартовка катера с надстройкой, имеющей большую парусность.
Если на борту такого катера находится один человек, совмещающий работу у штурвала и двигателя, то ему трудно, а подчас и невозможно одновременно выполнять работы по швартовке и управлению катером. Даже кратковременное оставление рулевым поста управления для того, чтобы подать швартов при сильном отвальном ветре, оканчивается неудачей, петому что катер отбрасывается ветром от причала.
Подход к судам, стоящим на якоре, лучше осуществлять с подветренной стороны, предварительно уточнив место нахождения якоря и якорного каната.
К берегу моторные лодки и катера подходят носом или, как говорят, носом в берег (рис. 120). При таком подходе следует заранее выключать двигатель, учитывая инерцию судна, так, чтобы судно легко врезалось в песчаный грунт берега. Если катер при этом подходит к берегу в известном месте, то можно создать дифферент на корму, тогда нос судна больше выйдет из воды на берег.
При подходе к неизвестному участку берега необходимо проверять глубину метрштоком, что делает возможным знать как глубину, так и характер грунта. С небольшой лодки это делать затруднительно, но при подходе катера это делать необходимо.
Измеряющий глубину должен знать, что в случае неожиданной остановки судна от соприкосновения с подводным препятствием он может упасть.
При подходе к неизвестному месту необходимо иметь дифферент на нос. После подхода к берегу нужно закрепить швартовый конец на берегу, а если это сделать невозможно из-за отсутствия причальных устройств — тумб, рымов или других подходящих предметов, то нужно вынести на берег якорь.
Рис. 121. Стоянка судов
Подход носом в берег можно практиковать на слабом течении; при сильном течении судно развернется параллельно берегу так, что корма окажется вниз по течению. Подход к берегу при волнении выполняется с соблюдением особых правил (см. § 56).
Швартовные операции могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов. Умение правильно и быстро произвести швартовку зависит от опытности любителя и характеризует его судоводительскую выучку.
Однако при швартовке не следует подходить к причалу на большом ходу во избежание поломки судна (в случае отказа двигателя или непредвиденных задержек в изменении режима работы, необходимого для выполнения маневра). Ненужное лихачество часто ведет не только к повреждению своего судна, но и к повреждению причала, других судов, травмам и гибели людей.
От судоводителя при швартовке требуются большое внимание, смекалка и опыт. Швартовка по шаблону недопустима, особенно для катера, обладающего большой маневренностью. Внешние условия, в которых приходится швартовать судно, очень разнообразны и все их невозможно заранее предусмотреть.
Швартовку следует считать оконченной, когда судоводитель проверит закрепление швартовов на судне и па берегу, глубины под днищем, убедится в том, что швартовка соответствует изменениям горизонта воды и что мимо идущие и ошвартовывающиеся суда не повредят катер.
Лучшее положение для судна при длительной стоянке — общепринятая стоянка маломерных судов в боксах. Если боксов нет, а берег пологий, то можно судно поставить врастяжку носом в сторону берега на якоре, отданном с кормы, и с носовым фалинем, поданным на берег, мостки или пирс.
При такой стоянке глубокосидящие части судна и винт наиболее удалены от берега и исключается перемещение катера ветром и течением. Судно наилучшим образом отыгрывается на волне.
Рис. 122. Стоянка судов на якоре вблизи берега
Для стоянки у глубокого берега или около причала судно можно поставить кормой в сторону берега. Тогда постоянную стоянку можно организовать так, как показано на рисунка (рис. 120, б).
На расстоянии свыше длины корпуса судна от причала или подходящего берега вбивается свая, к которой крепится рым, блок, или делается желоб на свае. Трос с носа судна подается на берег, предварительно пропускается через рым или по желобу на свае.
Судно этим носовым движущимся тросом должно быть отведено от берега на достаточно большое расстояние, чтобы оно корпусом или какой-либо частью не терлось о причал.
Достаточной также должна быть глубина, гарантирующая безопасность при колебании горизонта воды от обсыхания и ударов о грунт подводной частью и, в частности, рулем. С кормы судна на причал нужно подать швартов и крепить его после закрепления носового швартова, идущего через сваю также на причал.
Для длительной стоянки катер можно ставить в углу причала за носовой и кормовой швартовов, поданный на причал (рис. 121, г).
Стоянка маломерных судов лагом используется как временная или даже кратковременная для посадки, высадки людей на причал, па другое судно. При необходимости стать лагом к причалу носовые и кормовые швартовы укрепляются соответственно на причале под углом вперед и назад.
При сильном действии ветра или волнения с бортов моторных яхт подаются еще дополнительно один-два троса. Способы крепления троса на причале (пирсе) при постановке лагом показаны на рис. 121, а. Стоянки лагом, особенно во время волнения, следует избегать.
При стоянке лагом у причала надо неослабно наблюдать за катером, изменением его осадки, колебанием горизонтов воды и соответственно травить или выбирать швартовые.
Стоянка может быть организована и в том случае, когда нет специально оборудованного причала или на акватории причала нужно разместить большее число судов. Схемы такой постановки судов показаны на рис. 122. Положение а обеспечивает отыгрывание судна на волне и предупреждает удары его о берег.
Металлический балласт на якорном канате (положение б) является амортизатором для отыгрывания судна на волне и, кроме того, приводит канат в вертикальное положение, что необходимо в местах большого движения и скопления судов. В положение в судно приводится способом, аналогичным показанному на рис. 122,6, т.е. движущимся тросом, крепящимся не к свае, а к якорю.
На рис. 123 показаны способы подачи и закрепления швартовов с судна за кнехт и рымы. Во всех случаях закрепления швартовов за береговые кнехты и рымы обязательно предусматривать их быструю отдачу при первой необходимости.
Мелкие деревянные, металлические и пластмассовые лодки па длительную, а иногда и временную стоянку следует выносить достаточно далеко на берег, чтобы прибой не мог их перевернуть и разбить. Катера и моторные лодки рекомендуется закрывать брезентом так, чтобы вода с брезента стекала за борт, а не в судно.
Рис. 123. Крепление швартовных тросов на берегу
Отход катера от причала, как правило, особенной трудности не представляет. Во всяком случае отходить от причала легче, чем подходить к нему. При отходе от причала по готовности или в момент включения мотора отдают швартовы и дают ход вперед.
Катер постепенно набирает скорость и отваливает. Перед отходом от причала рекомендуется предварительно отвалить (оттолкнуть) нос судна на 20—30° от причала и уже потом дать ход вперед.
Отходить от причала можно и кормой, предварительно оттолкнув ее от причала на глубокое место. Руль держат в диаметральной плоскости и дают ход назад. Затем, отойдя от причала, дают ход вперед, а управляют рулем для следования по нужному курсу.
Отходить при волнении на заднем ходу на судне с подвесным мотором нельзя. При прижимном ветре, качке целесообразно поднять подвесной мотор и отойти от берега на веслах, после чего стать на якорь на достаточной глубине и запустить мотор.
Перед отходом от места стоянки нужно внимательно оценить обстановку, убедиться в отсутствии движущихся судов, учесть гидрометеорологические и другие условия.
Если катер на стоянке касается носовой частью берега, то можно дать ход назад, отойти и сделать поворот для выхода на желаемый курс.
В морском плавании при выборе места для вытаскивания шлюпки на берег и отдыха команды на длительное время (для ночлега, пережидания плохой погоды) следует избегать нешироких пляжей под крутыми берегами. Обязательно нужно определить границы прибоя по выброшенному водой плавнику.
Если граница прибоя проходит под самым обрывом берега, то это место для стоянки не годится и здесь оставаться нельзя, так как прибойная волна накатывается до обрыва берега. Во всех случаях нужно располагаться за границей прибоя. Плавник является топливом, но разводить костры на морских побережьях. запрещается.
Как правильно привязать якорь для лодки ПВХ?
23 Ноя 2015 Опубликовано в Лодки |
(8 голосов, среднее: 4,00 из 5)
Привет всем! Сегодня хочу поднять наболевшую тему якорей для лодок. Буду затрагивать много вопросов, постараюсь кратко и максимально понятно ответить на них.
Определяемся с массой якоря
Главное, на что нужно опираться при выборе — вес лодочного якоря. Он зависит от размеров судна, точнее, от его длины. Например, для лодки длиной в 2 метра понадобится якорь весом 2 кг. Если длина 3 метра, можно сделать два якоря по 1,5 кг. Кстати, именно с помощью двух якорей получается прочно зафиксировать лодку врастяжку (в носовой и кормовой части).
Если у вас якорь недостаточно тяжел, необязательно покупать или делать другой. Можно утяжелить его, например, с помощью металлической цепи. Метровая цепь с диаметром в 1 см может увеличить массу на 2 кг, даже чуть больше. Использовать такое дополнительное утяжеление можно так:
Помните, что у лодок, которые зарегистрированы в ГИМС, якорь должен весить минимум 5 кг.
На фото полезная таблица, которая поможет правильно подобрать якорь для лодки ПВХ:
Сколько якорей использовать?
Чаще всего возникает необходимость в использовании двух якорей для надёжности, безопасности и устойчивости. Важно понимать, что, даже если вы рыбачите в стоячей воде и при полном безветрии, всё может поменяться за несколько секунд. Неприятных сюрпризов можно избежать, если использовать два якоря: кормовой и носовой. А некоторые рыбаки размещают утяжелители на обоих лодочных бортах.
Иногда можно использовать только один якорь, даже если вы рыбачите с надувной ПВХ-лодке в условиях сильного течения. Но у такого утяжелителя должен быть короткий трос. Длинный канат может вызвать секторальные или маятничные лодочные колебания относительно места залегания груза.
Если вы рыбачите на лодке спиннингом и часто перемещаетесь по водоёму, тоже лучше привязывать один якорь. Его следует закрепить на носу или корме лодки. Тогда судно будет самостоятельно разворачиваться в одном направлении по течению или ветру, благодаря чему можно будет хорошо облавливать конкретные участки. На длину троса влияют условия ловли и глубина того места, где вы собираетесь порыбачить. Не крепите верёвочный конец посередине ПВХ-лодки, иначе она будет постоянно шататься, а, если будет сильное течение или ветер, опрокинется или в неё попадёт вода.
Интересное видео о том, как заякориться одним утяжелителем:
Якорь для резиновой и пвх лодки
С точки зрения безопасности для резиновой лодки и лодки ПВХ таким якорем может стать устройство в виде гриба. Грибовидный якорь не имеет острых колющих элементов и представляет собой металлический гриб, покрытый к тому же ещё и плёнкой из ПВХ, что делает такой якорь совершенно безопасным для надувных лодок. Он работает по принципу присоски, чему служат отверстия на нижней части шляпки «гриба». Якорь уверенно держит лодку и легко высвобождается из зацепов за счёт своей круглой формы. Его недостатком является не всегда надёжное закрепление на дне, но такое бывает не часто, а полная безопасность компенсирует этот недостаток.
Особенности рыбалки с лодки на течении
В продолжение темы рыбалки с лодки, сегодня я акцентирую ваше внимание на особенностях ловли сна течении. Ловля с лодки на мелких реках практически ничем не отличается от ловли с берега, кроме определенного неудобства. Лодку раскачивает, болтает течением, что неудобно, но нередко без лодки просто не добраться до подходящего места. Совсем иная ситуация на больших и глубоких реках, когда нельзя использовать маховую поплавочную оснастку или штекер.
Сначала о лодках. Для ловли на нешироких реках со слабым и умеренным течением пригодны практически любые лодки, все зависит от требований рыболова к комфорту рыбалки. Иное дело, когда вы собираетесь ловить, например, на Волге. Здесь нужна лодка с грузоподъемностью не менее 700-800 кг, с мотором. Требования диктуются безопасностью рыболова. Я, например, дважды наблюдал, как рыболовы втроем и даже вчетвером ловили с надувных двухместных лодок. При этом лодки были заякорены в растяжку. На моих глазах после прохождения по Волге мощного буксира лодки оставались на местах, правда, заполненные водой, а рыболовы, которых смыло, плыли по «воле волн».
Мотор необходим в тех случаях, когда лодку ставят на приличном удалении от берега. Опять же для безопасности самого рыболова. При ширине реки в несколько километров волна может разгуляться за несколько минут и уйти к берегу на веслах можно не успеть.
На течении двигатель также позволяет быстро и точно встать на якоря в выбранном месте. Дело в том, что во время ловли на сильном течении лодку очень желательно ставить на два якоря поперек течения, в растяжку, а это эффективнее делать следующим образом. На малом газу лодку поворачивают поперек течения и бросают кормовой якорь, после того как практически вся веревка якоря вытянется за кормой, глушат мотор и бросают носовой якорь. Тогда лодка легко становится на якоря поперек течения.
Для ловли на течении с лодки обычно применяются три вида снасти. Если глубина не превышает 5-6 м, традиционно используется классическая проводка с отпуском лески от лодки. Снасть представляет собой проводочное удилище длиной от 3 до 6 м, оснащенное пропускными кольцами, катушкодержателем, катушкой с запасом лески. Если глубина ловли не превышает длину удилища, то применяют оснастки со стационарными поплавками, в противном случае используются скользящие поплавки. И в том, и в другом случае предпочтительнее поплавки с одной точкой крепления лески. Для успешной ловли нужно найти или «стол», или верхнюю бровку русла. После того как лодка заякорена, в воду опускают прикормку или в виде шаров, или в тяжелой кормушке. Кормушка обычно рассчитана на пять-шесть килограмм прикормки. В качестве приманки используют те же насадки, что и во время ловли с берега, но все-таки чаще применяется червь и опарыш, а также «бутерброд» из них.
Во время ловли с больших глубин (до 12 м) скользящая оснастка бывает эффективной лишь на ровном и достаточно слабом течении, например, на глубинных поливах волжских водохранилищ.
В тех местах, где большие глубины сочетаются с сильным течением, очень распространено использование так называемых бортовых удочек. Примером служит опыт рыболовов на Угличском водохранилище.
Бортовые удочки можно разделить на два варианта конструкции. Первый вариант представляет собой длинный зимний удильник для ловли на блесну в отвес. Удильник может быть оснащен катушкой или мотовилом, на которые рыболовы наматывают достаточно толстую леску, иногда диаметром до 0,3 мм. На конце лески привязывают или крючок или мормышку, оснащенную мощным крючком. Выше крючка располагается грузило, подпаска зачастую нет вовсе. Мормышку стараются подобрать такого размера, чтобы дополнительного грузила не потребовалось. На конце удильника монтируется длинный (до полуметра) сторожок из проволоки или металлической пластины. Снасть очень грубая, но если вы точно знаете, где находится место стоянки крупного леща или сазана, время клева и известно, на что рыба хорошо ловится, то результат может быть весьма высоким. Чем плоха такая снасть, так это тем, что с ее помощью хорошо ловить в тихую и спокойную погоду, на ровном течении, когда по реке еще не ходят суда и катера. Когда на реке волнение, то приманка, жестко связанная со сторожком, находится в постоянном, хаотичном движении, а это крупная рыба не очень любит. Что можно посоветовать, если вы все-таки ловите в условиях достаточно сильного волнения. Во-первых, использовать длинные сторожки из плоской металлической пружины, которые будут иметь сильный изгиб под действием течения. Во-вторых, увеличить расстояние между крючком и грузилом до полутора-двух метров. В-третьих, поставить на леске небольшой (0,5 г) подпасок на расстоянии приблизительно 30-40 см выше крючка. Но, увеличивая длину поводка, вы автоматически относите крючки с приманкой от прикормки, а это резко снижает количество поклевок. Прикормку однозначно приходится помещать в кормушку. В последнее время вместо удильника с металлическим сторожком успешно используются короткие удилища с мягким кончиком (пикеры). Сменные кончики разной жесткости позволяют подстроить снасть под течение и глубину.
В том случае, если и глубина ловли большая, и течение достаточно сильное, лучше использовать снасть, в которой кормушка совмещена с грузилом. Практика показывает, что чем ближе приманка находится к прикормке, тем активней клев.
Здесь существует два распространенных варианта оснастки. Классическая оснастка состоит из толстой (0,35-0,50 мм) лески, на конце которой привязаны два коротких (по 10-15 см) поводка. Грузило представляет собой «восьмерку» из толстого металла. Внутренний диаметр маленького кольца «восьмерки» может быть от одного до трех миллиметров, а диаметр большого кольца – несколько сантиметров. В окружности большого кольца имеется угловая прорезь, как на отцепе. В эту прорезь вводится толстая (1-1,5 мм) леска или веревка, на конце которой крепится кормушка. На леске с поводками крепится стопор на расстоянии приблизительно 30-50 см от крючков. Техника ловли очень простая и эффективная. Сначала на дно опускается на веревке кормушка, наполненная прикормкой. Затем веревка от кормушки заводится в большое кольцо и «восьмерку» опускают до кормушки. Такая оснастка получила в свое время название «кольцовка».
Я в течение сезона ловил с помощью описанной снасти и могу заметить, что она мне не понравилась. Во-первых, мне показалось, что крупная рыба все-таки побаивается кормушек больших размеров, может быть, из-за того, что они сильно «свистят» на мощном течении. Во-вторых, если течение меняется во время рыбалки, а это свойственно для всех зарегулированных плотинами водоемов, то в какой-то момент масса кольцовки становится не оптимальной, что приводит к частому захлестыванию лески с крючками за веревку, к которой привязана кормушка. Очень часто лещ заводит второй поводок за веревку или цепляет им кормушку. Это приводит к частым сходам рыбы и извлечению кормушки из воды для того, чтобы распутать снасть. Чтобы исключить запутывание снасти, приходится увеличивать длину поводков и снижать эффективность ловли.
Около сорока лет назад на Волге была изобретена другая, более функциональная донная оснастка для ловли с лодки на сильном и среднем течении с большой глубины. Снасть получила название «пружина».
Представляет она собой жесткое спиннинговое удилище длиной полтора метра, оснащенное инерционной катушкой большого диаметра. На катушку наматывают 50 м лески диаметром 0,5 мм. Толстая леска имеет свои преимущества. Извлекать тяжелую снасть с большой глубины все-таки лучше руками, а толстая леска практически не путается и не режет руки. На конце лески привязывают два коротких поводка. Выше них на расстоянии 10 см монтируется стопор из вертлюжка, выше стопора находится сама пружина. Пружина представляет собой свитую сталистую проволоку диаметром 1-1,5 мм. Диаметр витков составляет 3,5-5 см, а длина доходит до 15 см. Оба торца пружины заливают свинцом, сквозь который по оси пружины пропущена медная трубка с внутренним диаметром 2-3 мм. В одном торце трубка заделана «наглухо» в свинцовую заливку, а во втором торце нет. Это нужно для того, чтобы набитая прикормкой кормушка была в растянутом состоянии. По мере вымывания течением прикормки пружина постепенно сжимается и выдавливает прикормку. Масса пружины без прикормки достигает 250 г. В качестве прикормки используется пшенная, перловая или гречневая каша, а в качестве приманки – червь или гроздь опарышей.
Такая снасть путается крайне редко, приманка гарантированно всегда находится на близком расстоянии от кормушки и точно в струе прикормки.
Поклевка на сильном течении даже мелкой рыбы выражается в стуке удилища о борт лодки, поэтому сигнализаторы поклевки обычно не требуются.
И еще, что хотелось бы подчеркнуть. Не стоит оснащать более двух удилищ. Если не клюет, так не клюет, а при клеве управиться даже с тремя снастями просто не успеваешь. Объясняется это тем, что ловля на пружину целесообразна с глубины от восьми метров и глубже. Пока опустишь снасть, пока вытащишь, времени уходит достаточно. Да и не надо жадничать.
Андрей ЯНШЕВСКИЙ 9 августа 2006 в 00:00
Зависимость проводок от вида катушек
Забросы с использованием безынерционного типа моделей не позволяют насадке двигаться по течению свободно и без рывков. Рыбе такое поведение корма не нравится. Чтобы устранить проблему, нужно работать удилищем – его бланк направить в сторону течения, а дождавшись, когда палка последует по плавной дуге за поплавком, спустить с катушки около 2 метров лески, а удилище вернуть в исходное положение. Правда, даже это не всегда помогает избежать рваной проводки.
Кастинговая сеть для рыбалки: орудие браконьеров
Использование катушек инерционного типа (их часто называют «проводочными») позволяет осуществлять более результативные подачи наживки, не прибегая к помощи удилища. Придерживая барабан пальцем, скорость доставки насадки отрегулировать значительно проще. Леска будет двигаться без рывков, а приманка не станет совершать прыжков.
Такие катушки отлично зарекомендовали себя в работе на далеких расстояниях, позволяя притормаживать оснастку легким придерживанием барабана. А в местах с сильным течением тормоз можно выставить таким образом, что леска катушки будет разматываться самостоятельно. Рыболову останется только в нужный момент приостановить ее, чтобы осуществить придержку.
Якорный канат
Если у вас надёжный, подходящий якорь, а канат “так себе”, не ожидайте многого. Именно канат обеспечивает скорость отдачи и подъёма якоря. Он не должен быть перекрученным.
Каким должен быть якорный канат:
Мы рассказали все о том, как подобрать якорь для лодки ПВХ. Рассказывайте о своём опыте в комментариях и не забудьте посетить наш магазин, где продаются отличные лодки ПВХ и полезные комплектующие!
Вопрос — ответ
Вопрос: Как подобрать хороший якорь для лодки ПВХ?
Имя: Владимир
Ответ: Главное, что нужно учитывать — масса якоря. Если веса недостаточно, можно утяжелить его. Форма тоже важна, зависит от днища водоема, в котором рыбачите. Обращайте внимание и на диаметр якорной цепи.
Вопрос: Какой вес якоря нужен для обычной лодки ПВХ, чтобы не унесло течением?
Имя: Дмитрий
Ответ: Зависит от длины лодки. К примеру, если лодка двухметровая, может хватить якоря на 2 кг. Якоря лодок, зарегистрированных в ГИМС, должны весить от 5 кг. Если веса своего утяжелителя не хватает, можно обмотать вокруг тренда цепь или привязать ее к веретену.
Вопрос: Какой якорь лучше держит обычную ПВХ лодку на водоеме?
Имя: Камиль
Ответ: Все зависит от характеристик лодки, а также условий, в которых вы находитесь. Например, если вы рыбачите там, где дно песчаное, без ила и камней, можно выбрать якорь Кошка. Если же течение отсутствует, можно ограничиться парашютными вариантами, которые помогают при сильном ветре.
Вопрос: Сколько качественных якорей нужно для лодки ПВХ?
Имя: Альберт
Ответ: Можно ограничиться и одним якорем, если лодка не длинная. Но многое зависит от условий, в которых вы рыбачите. Два якоря позволяют зафиксировать судно врастяжку. Например, если лодка трехметровая, можно взять два якоря по 1,5 кг.
Вопрос: Какие бывают формы и виды якоря для лодок ПВХ?
Имя: Фёдор
Ответ: Их достаточно много: якорь Денфорта, Нортилла, Холла, грибовидный, Кошка и другие. Также конструкции разделяются на гравитационные, плавающие и цепляющиеся.