чем привлекательна профессия преподавателя
Учитель: минусы и плюсы профессии, борьба с выгоранием
Светлана Лаврентьева
Готовя этот обзор советов, которые в последний месяц давали опытные педагоги на Педсовете, я решила обратить внимание на те, которые напрямую касаются учительской профессии. Итак, что в работе педагога самое плохое, стоит или не стоит выбирать профессию учителя и как справляться с психологическим выгоранием?
Обратная сторона учительской профессии
Среди множества вопросов о том, как воспитывать, обучать ребенка, справляться с проблемами, которые возникают у современных детей, встречаются и вопросы, связанные с учительской профессией. Например, недавно членов сообщества Педсовета попросили перечислить плохие стороны учительской профессии помимо небольшой зарплаты. В ответах лидирует «необходимость заполнять множество отчетов». Хотя и других «темных» аспектов учительской профессии педагоги назвали немало.
«Раньше я учила детей, а сейчас оказываю услуги».
«Если дети не признают тебя учителем и как человека».
«Трудно объяснить родителям, что проблемы их детей в учебе никогда не пройдут самостоятельно, даже если учитель прилагает все свои усилия. Нужна помощь семьи, а иногда и специалистов».
«Учитель никак не защищён. Получается, что у учителя есть только обязанности, а прав нет».
«Безысходность и горькая доля, когда с возрастом наступает понимание, что после ухода на пенсию тебя забывают твои коллеги, с которыми ты бок о бок проработал многие годы и часто поддерживал в трудных жизненных ситуациях. Еще угнетает неблагодарное отношение руководства к простому учителю».
«И отсутствие уважения, со стороны родителей, а потом и со стороны учеников. Излишняя бюрократия. Отсутствие на данный момент понимания, что успешным ученик может стать, только если будет тесная взаимосвязь учителя, родителей, а если нужно и дополнительных специалистов в области здоровья и развития. Чудес не бывает, всем нужно трудиться и приучать к этому детей».
«Кто придумал аттестацию для учителя? Так унижать учителя нельзя!»
Я задала этот же вопрос лично знакомым мне учителям. Они не только упомянули те недостатки педагогического труда, которые перечислены выше, но и добавили еще:
«Армейские правила, по которым приказы не обсуждаются, а выполняются. Даже самые безумные и нелепые, а то и просто вредные. Учителя должны беспрекословно подчиняться директору, директор не смеет рот открыть при чиновниках, те тоже перед своим начальством стоят по стойке «смирно». А страдают дети и наше общее дело».
«Много лишней работы, которая к профессии не имеет отношения: то на выборах работаем, а потом с недосыпом на уроки, то на митинг нас гонят, то на какой-нибудь встрече с главой управы мы собой зал заполняем, то еще куда засунут. И чувствуешь себя не человечком, а так, человечишкой. Ну и какой после этого из меня учитель?»
«Бич каждого учителя – профдеформация. Мы даже не замечаем, как превращаемся в «училок» и на автомате поправляем родных, друзей, знакомых, когда они допускают ошибку в речи или на письме. Мы всегда знаем, как правильно, и всегда всех учим. Дети-то привычные, терпят, а вот взрослые начинают от нас шарахаться».
Вот так выглядит обратная сторона работы учителя. Но в Советах зашла речь и о преимуществах профессии.
Стоит ли идти в учителя?
К нашим экспертам обратилась выпускница этого года: «Я учусь в 11 классе. Когда я говорю, что хочу в пед, мне делают круглые глаза. Некоторые выражаются прямо, тупая что ли? А вы посоветовали бы мне пойти в педагоги?»
Члены нашего сообщества дали несколько разумных советов:
«Конечно, если есть желание. Слушайте свое сердце, оно подскажет правильный ответ».
«Чтобы выбрать профессию, надо спросить себя: «А чем бы я хотела заниматься 24 часа? Что мне не надоест? От чего я получаю удовольствие?» В работе учителя (как и в любой другой) есть свои плюсы и минусы. Небольшая (гарантированная) зарплата, но большой летний отдых, много отчетности, но живое общение с детьми, сложности новых требований к профессии, но непрерывный внутренний рост учителя. Что будет важно для Вас? С чем вы согласитесь мириться? Это и определит Ваш выбор».
«Есть такое понятие «призвание», звучит, может быть, и старомодно. Вам нравится «возиться» с детьми? Вы общительный человек? Вы оптимист? Вам не хочется уходить из школы? Вы учитесь хорошо? Тогда удачи!»
«Стоит! Это хорошая профессия, одна из самых нужных. Будете делать благородное дело, за которое не будет стыдно!»
«Как-то уже давно я встретил на улице взрослую дочку своей одноклассницы. Спросил её: «Как дела, где учишься?» Она отвечает: «В педухе». Я не сразу понял, переспросил. Оказалось, что это пединститут.
Поступая в университет, изучая там педагогику, я и не помышлял работать в школе. Два месяца вузовской практики в школе и месяц вынужденного школьного учительства в армии заставили меня выбрать педагогику.
Мне никогда не нравилась наша школа. Но только «встав к доске», я увидел и понял, почему. Я пришёл в школу, чтобы поменять её и сделать настоящей.
А зачем Вы собираетесь в «пед»?»
«Быть педагогом трудно, я бы сказала очень трудно. Постоянно меняются требования к качеству образования, нововведения, критерии оценки. При этом необходимо быть в всегда в тонусе, постоянно усовершенствоваться, иметь мощное терпение и учиться УВАЖАТЬ детей. Прежде чем втянуться во все это, советую ХОРОШО подумать. »
«Да отличная работа».
Справиться с эмоциональным выгоранием
Но даже от самой отличной работы можно устать. И учителя устают чаще, чем представители иных профессий. А иногда устают настолько, что работать получается только через силу, со стиснутыми зубами. Психологи называют это состояние выгоранием. В Советах наши педагоги делились своими методами борьбы с этой напастью.
«Для того что бы снять эмоциональное выгорание и помочь себе, вы можете:
— Сменить обстановку(поездка куда-нибудь).
— Сходить в кино.
— Отдохнуть с друзьями.
— Взять отпуск.
— Заняться любим делом».
«Чтобы снять напряжение, советую посетить мастер-классы по рукоделию, обучающие вебинары, после них хочется что-то новое применить в работе, поднимает интерес».
«Посещаю психологические тренинги, очень помогает».
«Нужно просто любить свою работу и людей со всеми их достоинствами и недостатками, а на занятиях использовать новые педтехнологии: деловая игра, симуляционное обучение, сотрудничество с обучающимися, и тогда будет интересно и вам, и детям и никакого профессионального выгорания. Я в профессии 42 года и по-прежнему с удовольствием иду на работу!»
«Ещё Сухомлинский сказал, что успешность педагога определяется количеством свободного времени. Чтобы не было выгорания, нужно это время провести качественно, ни в коем случае не на диване, наедине со своими мыслями! Здесь все способы хороши! Но главное, по-моему, нужно занять себя тем, что очень нравится! Прогулки, чтение хорошей книги, рукоделие, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, йогой и др. Ну и, конечно же, общение с позитивно настроенными, интересными людьми!»
«Обязательно приведите себя в порядок. Это отдых, релаксация, заняться любимым занятием. И распорядок дня. Сон поможет восстановить силы».
«У любви выгорания не бывает, усталость снимает классическая музыка, живопись и путешествия, прогулки, наслаждения в доступной форме: чтение, плавание и др. Замечательно расслабляет встреча с друзьями в непривычной обстановке. Выгорать можно только от бюрократизма и глупости, но и их надо воспринимать философски».
«Для того, чтобы справиться с синдромом выгорания на работе используйте следующие приемы:
1) обратите внимание на домашнюю обстановку, может нужно что-то изменить (мелкий ремонт, перестановка мебели, разведение оригинальных комнатных растений и т.д.)
2) Хорошо отвлекает от напряжения шитье (иду в магазин тканей, выбираю что нравится, и сама шью комплект постельного белья, юбку или платье).
3) Можно с помощью информации в интернете научиться готовить какое-либо блюдо, которое хотелось бы попробовать и устроить семье обед или ужин.
4) Заведите собаку, кошку или аквариумных рыбок. Заботы о питомцах отвлекают от проблем на работе. »
Мои друзья-учителя тоже дали советы по борьбе с выгоранием:
«Выгорание наступает, в первую очередь, от стрессов. У учителей они постоянно. Психика наша с ними не справляется. Несколько лет назад я нашла способ легче и быстрее переживать любой стресс: я иду в туалет и там расческой расчесываю волосы, закрыв глаза. Проведешь расческой по волосам сто раз – чувствуешь, что нервы в норме, от стресса и следа не осталось».
«Стараюсь гулять каждый день. Очень помогает снять усталость, переключиться. Главное – во время прогулки не думать о работе, а внимательно смотреть по сторонам, замечая всякие мелочи. Если привыкнуть каждый вечер гулять, хотя бы полчаса, по утрам просыпаешься в хорошем настроении, в нем же идешь на работу».
«Чтобы не забывать о том, что я – неплохой учитель, общаюсь в социальных сетях со своими бывшими учениками. Когда узнаешь, что вот Вова стал архитектором, а Петя – врачом, что у них семьи, дети, все хорошо, то как-то осознаешь смысл и пользу своей работы, появляется желание жить и работать дальше».
Все о профессии преподавателя
Деятельность преподавателя подразумевает не только высокий уровень знаний по предмету, но и постоянное самообучение, нужно быть ответственным и дисциплинированным человеком. Эта работа подходит людям, увлеченным научной деятельностью и желающим поделиться своими знаниями. Профессия относится к числу востребованных, поэтому молодым специалистам не придется волноваться о трудоустройстве.
Описание
Многие не знают, чем преподаватель отличается от учителя, и считают, что это синонимы. На самом деле это разные должности. При этом и того и другого специалиста можно называть педагогом – это не будет ошибкой. Учитель может работать в школе и других общеобразовательных заведениях начального или среднего звена. Деятельность такого специалиста предполагает не только передачу знаний, но и носит воспитательный характер. Практически все учителя являются и классными руководителями, проводят развивающие мероприятия для детей, следят за их успеваемостью и поведением. Профессия преподавателя подразумевает работу в среднеспециальных учебных заведениях – колледжах, техникумах либо в вузах.
Педагог преподносит студентам материал для изучения, дает задания и оценивает выполненную работу. Этот специалист не занимается воспитанием. Хотя в некоторых случаях преподаватель может быть еще и куратором в колледже, если он обучает несовершеннолетних студентов. В этом случае его обязанности аналогичны деятельности классного руководителя старших школьников. Преподаватель также приобщает студентов к научной деятельности, чтобы они могли участвовать в конференциях, реализовывать свои проекты, публиковать статьи.
При этом педагог занимается самообразованием – ведет исследования, разрабатывает собственные методики, может получить ученую степень и продвинуться по карьерной лестнице.
Плюсы и минусы
Любая профессия имеет преимущества и недостатки. Деятельность преподавателя по-своему привлекательна.
К весомым недостаткам относится невысокий доход. В крупных столичных вузах предлагают неплохие зарплаты, но в регионах дела обстоят хуже. Часто преподавателям приходится искать дополнительные источники заработка, например, заниматься репетиторством. А также в числе минусов высокая психологическая нагрузка. Работа с людьми требует терпения, а среди коллег могут попадаться проблемные личности. Со временем некоторые специалисты разочаровываются из-за малой заинтересованности студентов.
Другая проблема – ненормированный рабочий день. Помимо полной ставки, обычно есть и внеучебная деятельность, научные исследования, участие в каких-либо мероприятиях. А также много времени отнимает заполнение различных документов и отчетов.
Категории
Существуют разные должности, которые предполагают преподавание в вузе. На такую работу нельзя устроиться, имея на руках только диплом бакалавра. Соискателю нужно закончить магистратуру. Для карьерного продвижения следует поступить в аспирантуру, а затем постараться получить ученую степень.
В университете или высшей школе должности имеют определенную иерархию.
Доцент также может претендовать на роль заведующего кафедрой, если хочет попробовать себя в руководящей должности. Профессора могут назначить деканом факультета или ректором вуза.
А также можно разделить специалистов по категориям в зависимости от того, какой предмет они преподают.
Помимо этого, преподаватель может курировать университетский кружок для студентов – по робототехнике, шахматам, иностранному языку и другим направлениям. Кроме того, специалист может вести курсы для абитуриентов, желающих поступить в данное учебное заведение. Нередко это занятия практической направленности, необходимые для сдачи творческого конкурса: основы рисунка, балет, вокал.
Должностная инструкция
У преподавателя есть ряд обязанностей и прав. Все эти пункты прописываются в должностной инструкции, с которой соискатель может ознакомиться перед приемом на работу. В зависимости от позиции требования могут отличаться, например, у ассистента и доцента они будут разными, но есть и некоторые общие положения.
Обязанности
Существуют государственные образовательные стандарты – именно они регламентируют деятельность преподавателя. А также специалист должен:
Важную роль для должности преподавателя играет перцептивная деятельность, которая включает в себя умение правильно воспринимать и оценивать психологическое состояние студента и его способности, видеть в нем личность. Это необходимо для выстраивания адекватного взаимодействия между педагогом и обучающимися.
Помимо перцептивной функции, есть и другие компетенции, которыми должен овладеть специалист:
Права
У преподавателя есть определенные возможности:
А также педагог имеет право привлекать других работников к выполнению определенных задач, если это указано в должностной инструкции, и требовать у руководства содействия при исполнении профессиональных обязанностей.
Ответственность
К этой категории относятся следующие моменты:
Деятельность работника регулируется трудовым законодательством РФ, а также основные положения прописаны в должностной инструкции.
Квалификационные требования
Компетентность педагога складывается из многих характеристик. Это не только профессиональные знания, но и другие качества. К ним относятся:
А также преподаватель должен быть в состоянии объяснить один и тот же материал разными способами, чтобы все могли его усвоить. Помимо этого, важно обмениваться опытом с коллегами, быть способным к обучению на чужих примерах. Педагог должен уметь управлять своим поведением, переключать внимание, проявлять эмпатию. Кроме того, необходимо обладать развитыми навыками речевого общения.
Личные качества
Работа в учебном учреждении подойдет не каждому. Нужно иметь определенные склонности и черты характера.
Кроме того, педагог должен иметь активную жизненную позицию, не стесняться отстаивать свое научное мнение, продвигать его, участвуя в различных мероприятиях. Для этого важна уверенность в себе и адекватная самооценка.
Обучение
В отличие от учителя, который заканчивает педагогический вуз и отправляется работать в школу, преподавателя ждет более сложный путь. Недостаточно получить только диплом бакалавра, нужно закончить магистратуру, а затем пойти в аспирантуру. При этом специальность необязательно получать в педагогическом вузе, направление может быть любым. Главное – наличие профессиональных знаний, а преподавательским методикам обучат в аспирантуре.
Способы образования также могут быть разными. Получить специальность можно очно или заочно. Аспирантура тоже может предусматривать дистанционное обучение, все больше учебных заведений практикует такой подход.
Место работы
Преподаватель может получить должность в вузе. А также можно поискать вакансии в среднеспециальных учебных заведениях – колледжах, техникумах, училищах. Помимо этого, у специалиста есть возможность дополнительно зарабатывать репетиторством, проводя частные занятия.
Средняя зарплата
Уровень дохода зависит от наличия ученой степени, опыта, научной сферы и престижности учебного заведения. Иногда преподаватели работают сдельно и получают оплату по количеству лекционных часов, практических работ и проведенных исследований, но у большинства есть определенная ставка. А также специалист может получить грант или премию. Средний уровень дохода по стране составляет 20-50 тысяч рублей. В столице зарплата будет выше, чем в регионах.
В чём видят учителя привлекательность работы в школе
Федюшина Эльвира Евгеньевна
19 июня 2018 • 18:03
В исследовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) приняли участие 900 учителей из Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, Алтайского и Ставропольского краев. Оно проходило с 2014 по 2017 год. Последние данные приходятся на сентябрь 2017 года.
Что привлекает молодых учителей в работе в школе?
Исследование РАНХиГС
Наиболее частыми ответами назывались: стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. Размер заработной платы и престиж профессии не рассматривался учителями как наиболее значимый критерии. В то же время почти 24 процента опрошенных педагогов считают, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи.
Опрос Педсовета
Карьерный рост в школе. Нереально?
Исследование РАНХиГС
Учителя связывают карьерный рост с методической деятельностью (19,9 процента) или с упр авленческой. О желании стать директором школы или занять другие позиции в управленческой команде заявили 11,7 процента респондентов. При этом, более амициозными оказались учителя школ столиц субъектов РФ.
Опрос Педсовета
В вероятности карьерного роста молодых учителей как привлекательном факторе работы в школе более менее уверены 39 процентов участников опроса. Не сильно в нее верят 15,2 процента. Почти в три раза меньшее количество респондентов (5,5 процента) оценили возможность продвижения как максимально привекательную для молодых специалистов.
Педагогический коллектив и качество образовательного процесса
Исследование РАНХиГС
По мнению учителей, участвовавших в опросе, обновление кадрового состава, произошедшее в их образовательных учреждениях, не привело к повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. В школах, где поменялось значительное число учителей, 51,7 процента педагогов характеризуют сложившийся кадровый состав как сильный, а в школах, где обновления не было или поменялось незначительное число учителей, педагогический коллектив назвали сильным 64,9 процента учителей. Данная тенденция, поясняют авторы исследования, свидетельствует о низкой оценке профессионализма молодых учителей значительной долей их старших товарищей. В целом, доля учителей, считающих свой педагогический коллектив сильным, сократилась в среднем на 6 процентов, отмечают эксперты.
Опрос Педсовета
Большинство участников опроса хотели бы, чтобы в их школе увеличилось количество молодых учителей (34,4). В тоже время, почти такое же количество педагогов (31 процент) ратует за увеличение числа опытных педагогов в их коллективах. Примечательно, что 15.1 процента опрошенных хотели бы, чтобы много лет работающие учителя оставались как можно дольше на своих местах.
Все же педагогам представляется наиболее правильным вариант, когда в школе примерно в равном соотношении работают как молодые педагоги, так и их более опытные коллеги.
В том, что изменение состава педагогического коллектива в принципе способно повлиять на решение проблем в школе, заявили более 70 процентов респондентов.
Подавляющее большинство опрошенных (80,5) считают, что итоги работы педколлектива школы зависят от его состава.
Удовлетворенность заработной платой
Исследование РАНХиГС
Опрос Педсовета
Удовлетворенность учебной нагрузкой
Исследование РАНХиГС
Степень удовлетворенности учителей педагогической работой за годы наблюдений практически не изменилась. Объем учебной и внеучебной нагрузки устраивает 75 процентов педагогов. В то же время, увеличилась доля учителей сельских школ, в отличие от городских, которых объем учебной нагрузки совершенно не удовлетворяет (2,2 в 2017 году против 20,1 в 2016). А вот объем внеучебной нагрузки в больше степени устраивает именно сельских учителей (42,8 процента), что значительно превышает соответствующие показатели в городских школах.
Опрос Педсовета
Доля минимальных значений степени удовлетворенности учебной нагрузеой (1 и 2 балла) в сумме составила 11,6 процентов. Немного меньше, чем половина опрошенных (43 процента) оценили свою загруженность уроками по максимальному баллу. Суммарное значение ответов на «три» и «четыре» составляет 45, 5 процента. Судя по ответам, нагрузки у учителей вполне хватает.
Загруженность внеучебными дисциплинами минимально удовлетворяет 32,5 процента учителей (ответы по значениям 1 и 2 балла в сумме). Большинство респондентов (67, 5) в целом все же устраивает объем их внеурочной деятельности.
В том, что молодые специалисты придут работать в школу, уверены 22,4 процента.
Учителя предложили и свои варианты ответов. Например, многие уже опытные педагоги уверены, что выпускники могут прийти работать в школу, но столкнувшись с трудностями (высокие требования руководителя, сложные ученики, обилие бумажной документации и т.д.), в школе не останутся.
Чем привлекательна профессия преподавателя, и как стать преподавателем сегодня
Многие люди начинают задумываться о карьере преподавателя, когда учатся на последнем курсе высшего учебного заведения. Однако занять эту должность не так просто, как может показаться. Это связано с тем, что вы должны быть привержены учебе даже в период обучения в бакалавриате и проявить себя в научной сфере https://lfirmal.com/.
Кто такой учитель и что нужно знать об учителях
От преподавателей ожидается, что они не только являются экспертами в своей области, но и могут эффективно передавать свои знания ученикам. В аудитории университета или колледжа вам будут задавать много вопросов ваши студенты, поэтому важно, чтобы вы знали свой предмет рассказывает Людмила Фирмаль.
Необходимо проводить различие между преподаванием и тем, чтобы быть учителем. Особенность преподавания заключается в том, что вы имеете дело с пожилыми людьми и учите их проводить собственные исследования. Даже студенты первого курса университета пишут собственные небольшие исследовательские работы, участвуют в семинарах, круглых столах и лабораторных работах. Все эти мероприятия организуются преподавателями и сотрудниками кафедры.
Будущие учителя сами переживают эти мероприятия, поэтому их участие важно не только для развития науки, но и для подготовки новых талантов в учебном заведении.
Преподаватели должны не только научить студентов проводить самостоятельные исследования, но и писать собственные работы. Большинство университетских работ связаны с написанием научных статей, монографий и учебников. Если вы не будете постоянно углубляться в свою тему, есть опасность, что ваша позиция будет погребена под землей.
Задачи и обязанности преподавателя
Основные задачи преподавателя
Вакансии и зарплаты у Преподавателей
Уровень заработной платы учителя зависит от того, на каком этапе карьеры он находится. Молодой выпускник не может рассчитывать на такую же зарплату, как профессор. Это также зависит от того, где вы преподаете. Работа в университете считается более престижной, чем работа в колледже или университете. Это также зависит от того, является ли это учебное заведение престижным и каков средний уровень заработной платы в данном регионе.
По нашему опыту, зарплата преподавателей и ассистентов, не имеющих степени бакалавра, обычно составляет около 12 000 рублей. Ассистенты профессора с более обширным опытом преподавания могут рассчитывать на заработок около 17 000 рублей. В звании профессора можно заработать около 30 000.
Карьерный рост зависит в основном от успеваемости. Чтобы стать доцентом, необходимо представить докторскую диссертацию. Написание и сдача диссертации занимает много времени, но важно не удовлетвориться полученным результатом. Это связано с тем, что разница в доходах между людьми с разным уровнем образования может достигать 10 000 рублей.
Для того чтобы стать профессором, вы должны представить докторскую диссертацию. Претенденты на это звание должны не только иметь убедительную теоретическую подготовку и большое количество публикаций, но и обладать значительным уровнем преподавательских навыков.
Больше всего шансов найти работу у тех, кто только что получил степень магистра или доктора наук. Выпускники, завоевавшие хорошую репутацию во время учебы, могут получить персональные приглашения от своих преподавателей. Хотя вам все равно придется начинать свою карьеру в качестве ассистента в отделе, вы сможете привыкнуть к незнакомой обстановке, где другие выступают в роли наставников.
©Пенза-Взгляд, 2015–2016. Портал актуальных новостей «Пенза-Взгляд».
Новости Пензы. События, факты, мнения.
Использование материалов разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на фото-видео, графический и изобразительный контент принадлежат их авторам. Допустимо цитирование не более 30% от исходного текста. Полностью дублировать материалы запрещено (в том числе с использованием RSS). При цитировании материалов гиперссылка на penzavzglyad.ru обязательна.
Редакция не несет ответственности за содержание блогов и комментариев, а также не предоставляет справочной информации. Позиция «Пенза-Взгляд» не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на интернет-портале.
Все замечания, пожелания и предложения присылайте на penzavzglyad@yandex.ru. Прогноз погоды предоставлен сервисом Яндекс.Погода.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+.