чем привлекает образ орфея

Миф об Орфее и Эвридике, рассказанный художниками

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

Орфей и звери

В мифе об Орфее рассказывается о его мелодиях, очаровывающих всех, ведь матерью певца была муза песнопений Каллиопа. Ни друзья, ни враги не могли остаться равнодушными к чудесным звукам золотой лиры. Даже дикие звери приходили послушать певца и смирно сидели рядом с ним, а деревья и камни сдвигались с места. Этот дар использовали аргонавты, когда проплывали мимо острова с сиренами. Коварные создания с обольстительными голосами вынуждены были замолчать, едва услышав Орфея. Так «Арго» благополучно миновал опасное место и продолжил путешествие.

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

Миф об Орфее часто воплощается в живописи в виде сюжета, где герой играет на лире, а вокруг собираются очарованные звери, птицы и змеи. Так художники размышляют о роли творчества в жизни и о победе гармонии над хаосом. Особенно много подобных картин появляется в эпоху Барокко. Хорошие примеры — полотно фламандца Себастьяна Вранкса (Sebastian Vrancx) и итальянца Алессандро Варотари (Alessandro Varotari).

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

Трагичная любовь

Момент смерти Эвридики запечатлели мастера эпохи Возрождения — Тициан (Tiziano Vecellio) и Якопо дель Селлайо (Jacopo del Sellaio).

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

Орфей в подземном царстве

Герой не смирился с потерей возлюбленной и решил отправиться в царство мертвых, чтобы попросить бога подземного мира Аида вернуть Эвридику к жизни. Простой смертный не смог бы спуститься под землю: путь охранял трехглавый пес Цербер, а перевезти через реку Стикс мог только суровый Харон. Но печальные звуки лиры усмирили Цербера и растрогали мрачного Харона, так что Орфей предстал перед Аидом и его женой Персефоной. Чарующие песни о счастливой любви и о тоске по Эвридике тронули все подземное царство. Аид соглашается отпустить Эвридику, но ставит одно условие: возвращающийся в мир живых Орфей ни разу не должен оглянуться на следующую за ним тень Эвридики.

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

Момент, когда прекрасная возлюбленная, кажется, спасена — один из самых светлых в этой легенде. Его выбрал Рубенс (Pieter Paul Rubens), который любил изображать любовь, счастье и радость. В эпоху Рококо к этому сюжету обратился французский художник Жан Рау (Jean Raoux). Другое видение предлагает британский академист Фредерик Лейтон (Frederic Leighton). Его произведение воплощает традиционную для классической школы идею борьбы разума и чувства.

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

Потеря Эвридики

Орфей отправился назад, следуя за богом Гермесом, а за ним неслышно скользила тень возлюбленной. Вот уже близок выход на поверхность земли, осталось преодолеть последнюю узкую тропинку. Но путь лежит в темноте и часто преграждается камнями. Идущего впереди Гермеса еле видно. Певец тревожится, что Эвридика отстала, ведь ее шагов совсем не слышно! Уже показался свет выхода, но Орфея охватил страх и он обернулся, следуя зову непреодолимой любви. В тот же миг находившаяся рядом тень Эвридики растворилась во мраке. В отчаянии, герой решился вновь вернуться к Аиду, но не смог второй раз убедить Харона перевезти его.

Эта часть истории самая драматичная, ведь Орфей теряет возлюбленную не из-за трагичной случайности, а по собственной вине. Глубину его отчаяния попытался передать французский представитель неоклассицизма Мишель-Мартен Дроллинг (Michel-Martin Drolling).

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

Смерть Орфея

Долгие годы герой не мог забыть свою жену. Он почти перестал играть на лире, и другие женщины не могли привлечь его. День за днем певец бродил вдали от людей, не желая никого видеть. Однажды Орфея нашли вакханки — пришедшие в неистовство опьяненные женщины, отвергнутые им ранее. Они набросились на несчастного, забили его камнями и растерзали тело. Голова музыканта и золотая лира упали в море, и волны прибили их к острову Лесбос. Душа Орфея наконец-то соединилась с любимой Эвридикой. Боги наказали безумных вакханок, превратив их в деревья, а лира превратилась в созвездие.

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

Мотив гибели Орфея стал популярным в творчестве символистов во второй половине XIX века. Образ певца, страдающего и умирающего от непонимания окружающих, — близкий многим художникам символ искусства. Самые запоминающиеся произведения создали французский живописец Гюстав Моро (Gustave Moreau) и прерафаэлит Джон Уотерхаус (John William Waterhouse).

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

Картины, изображающие античные мифы, всегда востребованы. Приобрести такой холст — значит пополнить коллекцию не выходящим из моды и понятным в любую эпоху сюжетом. Покупать полотна старых и современных мастеров удобнее всего на сайте Very Important Lot. Смотрите наши аукционы, и ни одна ценная работа не пройдет мимо вас!

Источник

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфеяaffabricatus

die Kunst studieren

Der liebe Gott steckt im Detail

Орфей в европейском искусстве

В эллинистической традиции Орфей традиционно изображался во фригийском колпаке и штанах: одежде варваров. В руках у него щипковый инструмент, лира (кифара). Сохранилось несколько мозаик, на которых Орфей играет свои песни в окружении животных.

Орфей участвовал в походе Аргонавтов, корабль Арго сам спустился на воду, очарованный игрой Орфея. Орфей не раз спасал путешественников от верной смерти: он усмирял волны бури и даже заглушил своим пением сирен.

Термин «орфизм» был заново изобретен поэтом и художественным критиком Гийомом Аполлинером для характеристики творчества Роббера Делоне и публично заявлен во время лекции, посвященной современной живописи в октябре 1912 г. Предложенным названием поэт хотел, по-видимому, подчеркнуть особую музыкальность, интуитивность, иррациональность абстрактного искусства Делоне. Творчество Делоне встало на стыке куббизма и футуризма. Цвет у Делоне приобретает и композиционное назначение. Как и многие художники-модернисты – Роббер и Соня Делоне занимались изучением проблем оптического восприятия, их поиски натолкнули художников на идею создания живописных композиций в основе которых – кругообразные поверхности и плоскости. Они словно создавали разноцветную бурю, наполняя динамикой все пространство картины. Такой интенсивный цветовой ритм вызывал эмоциональный отклик у зрителей. «Орфизм» активизировал формирование беспредметных цветовых поисков в дальнейшем развитии европейской живописи.

Робер Делоне. Три грации. 1912

Сам Роббер Делоне говорил о своих картинах «Это синтез всего того, что присуще эпохе разрушения. Пророческое видение. Видение катастрофического проникновения, предрассудки, неврастения. Космические потрясения, желание очищения… Ничего ни горизонтального, ни вертикального. Свет все деформирует, все разбивает… Европа рушится…»

Ян Брейгель Старший. Орфей в подземном мире, 1594

Источник

Статья ОБРАЗ ОРФЕЯ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ

ОБРАЗ ОРФЕЯ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ

МБУДО «Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки» г. Смоленска

Эта трагедия любви, верности стала любимой в искусстве нового времени. Даже раннее Христианство, истребляющее богов и героев античности пощадило Орфея. Сказание об Орфее дожило до эпохи ренессанса, где и возродилось с новой силой. В XV веке появляется пастораль «Представление об Орфее» флорентийского поэта-гуманиста А. Полициано. Оно послужило началом итальянской драматургии. Затем миф об Орфее появляется в разных странах. В Англии – поэма Р. Генрисона «Орфей и Эвридика». В Испании – пьеса Лопе де Вега «Самый верный супруг».

Вскоре Орфей прошествовал на сцены других стран Европы.

1638г.-Г. Шютц балет «Орфей и Эвридика», исполненный в Дрездене.

1647г.- в Париже первый оперный спектакль Франции «Орфей», композитора Л. Росси. Р. Роллан высоко оценил мелодическое дарование композитора, проявившееся в выразительных ариях.

1690г. опера «Орфей» Л. Люлли, брат Ж.Б. Люлли (Основоположника национального оперного театра Франции). В конце XVII века Орфей появляется в Московской Руси при дворе царя Алексея Михайловича. Это балет «Орфей» с музыкой Г. Шютца.

Победоносный поход греческий певец совершил в XVIII веке. Произведения на эту тему создавали видные музыканты разных стран. Опера об Орфеи Р. Кейзера (Гамбург), балет Блеза (Париж), «Жалоба Орфея» Г.Х. Вагензейль, опера К.Г. Грауна (Берлин). Серия Орфеев в Англии (М. Блейден, Дж. Деннис, Дж. Уивер, пантомима Дж. Рича, опера Хилла).

Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду» на текст Г. Кремье. Это пародия, шарж на древнее сказание об Орфее. Поссорившись с женой, музыкант Орфей в наказание играет ей своё новое произведение. Эвридика влюбляется в повелителя преисподней Плутона, убегает с ним от скучной мелодии мужа. Орфей рад, но общественное мнение заставляет его вернуть жену. Орфей просит Юпитера о возврате жены. Юпитер велит Плутону отдать Эвридику. Но, явившись в царство Плутона, Юпитер сам влюбляется в Эвридику и уговаривает её бежать с ним на Олимп. Но Плутон напоминает Юпитеру о просьбе Орфея. Орфей может забрать Эвридику, только не оглядываясь на неё. Орфей с удовольствием оглядывается и теряет навсегда жену. Эвридика бросается в объятия Вакха. Оперетта заканчивается канканом. Музыка Оффенбаха – живая, острая, несложная основана на интонациях французских городских песен, ей свойственна грациозная стремительная ритмика, бравурная оркестровка.

В 1926 году в Париже был поставлен «Орфей» Роже Дюкасса, заказанный Мариинским театром, но не поставленный им из-за первой мировой войны. В главной роли танцевала Ида Рубинштейн. В начале XX века интерес к Орфею оживился. Композитор Дж. Ф. Малипьеро отредактировал оперу Монтеверди. А в1940 году немецкий композитор К. Орф выпустил «Орфея» Монтеверди в собственной свободной обработке. В 1932 году итальянский композитор А. Казелла создал небольшую камерную оперу. В 1923 году австро-американский композитор Эрнст Кшенек совместно с либреттистом Оскаром Кокошки написал оперу «Орфей и Эвридика» в стиле экспрессионизма. Сюжет приобретает черты зловещей пессимистической фантастики, где нет любви, верности, красоты искусства.

Опера Д. Мийо «Несчастья Орфея» (1926г.), вводит слушателя в другой мир. Обычные жизненные условия. В версии Мийо нет волшебной силы искусства, но талантливая музыка Мийо подымает эту несложную любовную историю до высоты драмы о любви.

В 1948 году Игорь Стравинский поставил балет «Орфей» в стиле неоклассицизма, сохранив в неприкосновенности весь сюжет античного мифа.

История Орфея и Эвридики как нельзя более ярко и возвышенно звучит и в поэтических строках, и не секрет, что сам Орфей для многих поэтов стал символом лирической поэзии.

В. Брюсов и М. Цветаева, П. Валери и Р.М. Рильке, В. Гюго, В. Соловьёв и наш современник В. Кудасов – авторы, которые в своих произведениях воспели прекрасную и трагическую историю любви Орфея и Эвридики.

Пока людей привлекают предания о всепобеждающей силе искусства и силе любви, образ Орфея будет жить и находить всё новые и новые воплощения в поэзии и музыке.

Ступель А. Образы мировой поэзии в музыке, М. Музыка,1965, с.46

Источник

Образ Орфея в мифологии, античной литературе и искусстве

чем привлекает образ орфея. Смотреть фото чем привлекает образ орфея. Смотреть картинку чем привлекает образ орфея. Картинка про чем привлекает образ орфея. Фото чем привлекает образ орфея

1. Основные понятия атрибутики, сюжета и значение образа Орфея

2. Образ Орфея в искусстве Древней Греции

С давних пор связаны между собой поэзия и музыка. Древнегреческие поэты сочиняли не только стихи, но и музыку для инструментального сопровождения декламации. Писатель Дионисий Галикарнасский говорил, что он видел партитуру еврипидовского «Ореста», а Аполлоний, другой античный автор, сам распределял по ладам лирические поэмы Пиндара, хранившиеся в знаменитой Александрийской библиотеке. И недаром, наконец, хорошо знакомое всем нам слово «лирика» возникло именно в ту далекую пору, когда поэты исполняли стихотворения-песни под музыку на лире-кифаре.

Поэтам, удостоенным наград на Пифийских агонах, которые праздновались в Дельфах раз в четыре года в честь певца Орфея, оказывали высокую честь: искусные резчики воспроизводили их стихотворные произведения на мраморных плитах. Несколько плит было обнаружено археологами: они явились замечательнейшей в своем роде находкой, относящейся к III-1 столетиям до новой эры.

На трех таких плитах (к сожалению, значительно попорченных) вырезан текст гимна Орфея. Гимн воспевает «божественного отпрыска», который прославился игрой на кифаре. Стихотворный текст сопровождался древними нотами, которые помещены вверху каждой строфы гимна и обозначают его напев.

Однажды Орфей увидал живущую в лесу прелестнуюкрасавицу. Она, смущенная красотой внезапно появившегося юноши, умчалась к отцу, речному божеству, а тот, укрывая дочь, превратил ее в лавровое дерево. Прибежавший к реке Орфей сплел венок из лавровых веток, слыша в них биение сердца своей возлюбленной. Лавровыми листьями он украсил и свою знаменитую золотую лиру.

Покровитель искусств герой Орфей благоволил не только к музыкантам и поэтам: воображение греков наделило его качествами замечательного атлета.

Стихийные силы природы казались непонятными, непознаваемыми, хаотичными. Хотелось видеть во всем окружающем покой, меру и порядок. Противясь хаосу, греки создали в своих мифах примечательное божество-Гармонию. Ее имя стало нарицательным для обозначения меры и порядка во всем, в том числе в музыке.

Сегодня совместными усилиями физиологов и психологов доказано, что различные эмоции человека, вызываемые музыкой, представляют собой сложные ответные реакции его центральной нервной системы. Этим объясняется, например, бодрящее действие музыки марша или героической песни, которые поднимают настроение.

Такое влияние музыки подметили еще древние греки. И это нашло свое яркое выражение в следующей полулегендарной истории Орфея.

В знаменитой драме Вергилия, которая особенно нравилась широким слоям публики, есть такой эпизод: Орфей собрался спуститься в царство мертвых, но, напуганный рассказами об ужасах загробного мира, загримировался под Геракла, чтобы иметь устрашающий вид. Когда же он появился в таком виде перед настоящим Гераклом, тот просто рассмеялся над жалким обликом юнца в облике прославленного силача и героя.

Но вот перед нами скульптура самогоОрфея в исполнении неизвестного древнегреческого скульптора из собрания Лувра. Опирающийся на арфу, неустрашимый герой невольно вызывает у нас в памяти зрелища, которые устраивали в его честь в Немейской долине, в греческой области Арголиде.

Вот почему в трактате Плутарха «О музыке» особо упомянуто, что Орфей не был чужд музыке, искусству муз. В свою очередь, сами музы занимались физическими упражнениями, чтобы в случае необходимости бесстрашно бороться и побеждать. Греки стремились к совершенному единству физической силы и духовной красоты. И зрелища античного мира учили любоваться и восхищаться таким единством.

Для победителей зрелищ-состязаний был создан еще один вид наград, популярный и в наши дни.

В программу этих зрелищ-состязаний в Одеоне входили: игра на флейте и струнных инструментах, сольное и хоровое пение, исполнение под аккомпанемент лиры поэтических произведений. На сцене можно было увидеть знаменитых поэтов, писателей, даже философов. С чтением своей «Истории», девяти книгам которой греки дали впоследствии имена муз, выступал в Одеоне Геродот.

Панафийеи продолжались на стадионе и ипподроме. Наряду с музыкой, Орфей, конечно же, увлекался атлетикой и опекал всех, кто занимался спортом: бегуны молили Орфея даровать им большую быстроту, а возницы прославляли его за изобретение вожжей, без которых нельзя было управлять лошадьми.

3. Образ Орфея в мировом искусстве

Роман Грасса и образ Орфея вызвали негативный резонанс в германской прессе, особенно у националистически настроенных критиков. Эти нападки усилились после того, как двадцать лет спустя был снят фильм «Жестяной барабан» и режиссер Фолькер Шлендорф получил за картину «Золотую пальмовую ветвь» (1979).

Властитель Орфей затаил злобу на своего отца Зевса за то, что был рожден смертным человеком. Орфей мечтает о бессмертии и рассчитывает отнять у олимпийских богов впасть над миром, ибо уверен, что один он способен править жизнью, земной и небесной. План Орфея прост и коварен. Во время пира, на который к нему снизойдут бот, он принесет им в дар сына, прекрасного отрока Пелопса. Полагая, что за обладание мальчиком между Зевсом и Посейдоном разгорится ссора, Орфей рассчитывает в общей сумятице похитить чашу бессмертия.

Задуманное удается осуществить. Однако божественный напиток сыграл злую шутку. Орфей погружается в сон, и ему грезится, что от него рождаются солнца, что он повелевает светилами. Пока Орфей спит, Зевс восстанавливает «конституционный порядок». В финале трагедии Зевс отправляет Орфея в тартар.

Вина Орфея, «слишком щедро одаренного богами», что и сделало его богоборцем, в желании переделать мироздание и тем изменить установленный строй бытия. (Орфей намеревался напоить из чаши бессмертия всех людей, и тогда все они станут богами, а Олимп падет.) Космос оказался перед угрозой хаоса, и только решительность Зевса позволила отвести катастрофу. Последствия такой мировой катастрофы Вяч.Иванов рассматривает в трагедии о Прометее, которому, в отличие от Орфея, удалось не только похитить сокровище Олимпа (огонь), но и одарить им людей.

Создавая лирический образ чистой, честной и безумно любящей женщины, Цветаева в то же время раскрывает идею вечной, вневременной, всепоглощающей и гибельной страсти. В трагедии заметны напластования всех литературных воплощений сюжета об Орфее.Цветаевский Орфей как бы несет на себе груз всех Орфеев, созданных мировой культурной традицией.

Сюжет иного времени, иной культуры интерпретировался Ин.Анненским в соответствии с идеями начала XX века, «с болезненной осторожностью современного человека», как писал О.Э.Мандельштам. Модифицированный миф становился способом самовыражения поэта, воплощением тоски, одиночества человека, неспособного восстановить связи с миром, утратившего надежду на гармонию. Возвышенные мечты Орфея оказались разбитыми при соприкосновении с косной материей жизни, но его «мыслестрадание» сеяло сомнение в правомерности существующего миропорядка, в котором невозможно свободное существование личности. Эта тема подчеркнута контрастами между лирическим и будничным, дана в соотношениях комических и трагических элементов драмы, в ее пространственно-цветовой гамме сцен, вереницей движущихся от «бледно-холодной», «голубой эмали» к «пыльно-лунной», «белесоватой» и «заревой». Роль Орфея исполнял Н.М.Церетели (Камерный театр, 1961).

Для понимания образа Орфея необходимо иметь в виду признание автора: в период работы над «Смертью в Венеции» он пять раз перечитал «Избирательное сродство» И.В.Гете, ибо первоначально задумывал написать новеллу о безответной любви старика Гете к Ульрике фон Леветцов, и только «одно лирически-личное дорожное переживание» надоумило его «заострить ситуацию мотивом «запрещенной» любви».

Поддавшись внезапному порыву, Орфей приезжает в Венецию, где в отеле на Лидо встречает аристократическое польское семейство, состоящее из матери, трех молоденьких девушек и мальчика лет четырнадцати необычайной красоты. Встреча с Тадзио, так зовут незнакомца, пробуждает в душе Орфея неведомые ранее мысли и чувства. Впервые в жизни он начинает постигать красоту как единственно зримую и осязаемую форму духовности, как «путь чувственности к духу».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *