чем приклеить янтарь к стеклу
Чем приклеить янтарь к стеклу
Янтарь за его декоративные качества ценили еще в древности. Цветовая гамма камня, состоящая из бесконечного множества тонов и полутонов, очаровывает красотой, таинственной лучезарностью и предоставляет возможность мастерам янтарного дела открыть людям его чарующую красоту, подчеркнуть удивительную художественную выразительность внутреннего рисунка.
Из янтаря изготавливают всевозможные поделки, вставки в ювелирные изделия, портсигары, ларцы, бусы. Из отдельных плиток создают мозаичные панно. Существует даже два вида мозаики из янтаря: русская и флорентийская. В русской мозаике узор создается подбором кусочков янтаря с рисунком и определенной расцветкой. Во флорентийской мозаике пластинки янтаря могут покрыть всю поверхность разработанного художником рисунка или какую-либо его часть. При этом можно воссоздать конкретный живописный рисунок. Приклеивать мозаичный набор следует эпоксидным клеем или БФ-2. Чтобы пластинки впоследствии не отстали, изделие сушат под грузом. Высохший мозаичный набор шлифуют и полируют.
Янтарь очень легко обрабатывать. Например, для снятия наружной корочки выветривания и придания заготовке приблизительной формы будущего изделия можно воспользоваться ножом, трехгранным напильником, стамесками и шлифовальной шкуркой. Чтобы изготовить изделия, имеющие форму тел вращения, можно воспользоваться настольным токарным станком. Шпиндель станка должен вращаться со скоростью 1500—2000 об/мин. Для распиловки и обработки янтарного сырья помимо обыкновенной ножовки по металлу, применяют циркулярные пилы и бормашины. Шлифуют и полируют янтарные изделия на войлочных и фетровых кругах, установленных на бытовом электроточиле. Из-за значительной вязкости янтаря его обрабатывают при повышенных скоростях вращения. Например, для сверления янтарных заготовок нужно применять перовое или спиральное сверло, а число оборотов его должно составлять до 2500 в минуту, поэтому циркулярные пилы следует устанавливать непосредственно на валы быстроходных электродвигателей. Для экономии сырья толщина циркулярных пил должна быть не более 0,4 мм, диаметр — 100-150, шаг зуба — 1,5 мм. Затачивают зубья пилы на профильном абразивном круге или напильником.
Циркулярная пила для резки мягких камней: 1 — рабочий стол; 2 — ручка; 3 — корпус; 4 — шарнир; 5 — электродвигатель с пилой
Полировать янтарь можно не только фетровым, войлочным, но и бязевым кругом с нанесенной на него пастой из янтарной стружки, мела и парафина (мела — 47%, парафина — 50%, зеленого крокуса — 3%).
Итак, удалив с поверхности янтаря окисленную корочку, внимательно загляните вглубь камня и разберитесь в его внутренней, естественной красоте, чтобы наметить дальнейшую обработку. Отшлифовать и отполировать ли его для кулона, разрезать на пластины для шкатулки, сделать заготовки для бус или с помощью галтовки придать мягкую форму, чтобы янтарь напоминал каплю меда, — это подскажет фантазия.
Для закалки пригодны камни только высокого качества, без трещин, землистых включений и других дефектов. Сам процесс прокаливания довольно прост. На дно сковородки насыпьте чистый, мелкий кварцевый песок или поваренную соль. Сверху положите янтарь, поместите сковородку в духовку и медленно повышайте температуру до 100—120°С. При этом янтарь начинает темнеть и размягчаться. Выберите момент, когда цвет янтаря больше всего вам нравится, выключите духовку и не вынимайте камень, пока она не остынет. Весь процесс закалки длится от одного до полутора часов. Полученный после термической обработки искристый янтарь отполируйте.
Чем приклеить янтарь к стеклу
Пользователь
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Ural*Perm
Сообщений: 2537
В друзьях у: 3
Голосов: 51 / 4
YaL,
Благодарю!
Попробую купить завтра в аэрозольном баллоне.
А планировал уже купить черный лак для ногтей и его попробовать, вообщем краска так краска.
Стоит не дорого к сати, 146 руб в инете.
Ура!
Пользователь
Регистрация: 19.04.2006
Сообщений: 280
В друзьях у: 2
Голосов: 36 / 5
Пользователь
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Ural*Perm
Сообщений: 2537
В друзьях у: 3
Голосов: 51 / 4
Пользователь
Регистрация: 01.10.2010
Откуда: Предгорья Алтая
Сообщений: 8628
В друзьях у: 21
Голосов: 803 / 33
Пользователь
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Ural*Perm
Сообщений: 2537
В друзьях у: 3
Голосов: 51 / 4
Пользователь
Регистрация: 24.03.2013
Сообщений: 361
В друзьях у: 0
Голосов: 19 / 4
Пользователь
Регистрация: 19.04.2006
Сообщений: 280
В друзьях у: 2
Голосов: 36 / 5
Пользователь
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Ural*Perm
Сообщений: 2537
В друзьях у: 3
Голосов: 51 / 4
Пользователь
Регистрация: 24.03.2013
Сообщений: 361
В друзьях у: 0
Голосов: 19 / 4
Пользователь
Регистрация: 29.02.2012
Откуда:
Сообщений: 1127
В друзьях у: 2
Голосов: 210 / 1
Пользователь
Регистрация: 12.11.2010
Откуда: Armenia
Сообщений: 365
В друзьях у: 0
Голосов: 37 / 1
Зачотные бутылочки
http://www.blueamberpassion.com/index.php/en/what-we-supply/37-hot-last-carving-collection
Возраст голубого янтаря – до сорока миллионов лет, т.е. он примерно на десять миллионов лет моложе балтийского и, соответственно, несколько мягче его (1,5 — 2 по шкале Мооса). Также голубой янтарь при обработке имеет другой запах. Главным же отличием является то, что доминиканский янтарь образовался из смолы лиственных тропических деревьев вида Нymenaea Рrotera (семейства бобовых) и поэтому не содержит янтарной кислоты, которой богат балтийский янтарь из смолы хвойных деревьев.
Обработка янтаря
Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.
Еще один метод обработки янтаря – прокаливание. С помощью этого метода обработки достигается просветление янтаря и появление внутри камня лузги «рыбьей чешуи». Суть этого метода заключается в прогревании янтаря в песке при температуре 140-150 градусов.
В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя – он должен растворяться в масле.
Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.
Сегодня также используют осветление, как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.
Еще один метод обработки янтаря – прессование и формование. Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.
Как отличить прессованный янтарь
Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:
Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.
Применяется также химическая обработка янтаря. Остатки от обработки крупных камней нагревают в резервуарах при температуре 350-370 градусов, и в результате химических реакций янтарь разлагается на янтарное масло (15% от общей массы), янтарную кислоту (1,2%), и «плавленый янтарь» (65%).
Склеивание самоцвета
Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:
Отжиг
Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень «блестящим» когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.
Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.
Сверление янтаря
Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной, диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм, его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 – 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия, это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.
Обдирка и формовка янтаря
Обдирка янтаря – это снятие корки, которая образуется при обветривании минерала. Процесс происходит при помощи крупнозернистого наждачного камня. Получившуюся янтарную пыль собирают в специальный резервуар для получения лака. Обдирку породы обычно начинают с прозрачной стороны минерала, которая когда-то была повернута к солнцу. Корка снизу может быть отличной основой для задуманного изделия, где можно будет разглядеть различные фигуры, которые только можно нафантазировать.
Формовка – на этом этапе, заготовке придают определенную форму. Камню будет предан нужный объем и рисунок.
Раскрой янтаря
Раскрой янтаря – спиливание камня до заготовок-пластин нужной толщины и размера при помощи лобзика, слесарной ножовки по металлу. Завернув камень в бумагу или ткань, его зажимают в тисках или струбцине. Чтобы избежать раскола минерала, распиливание никогда не доводят до конца. Как правило, оставляют нетронутой небольшую часть минерала. После, камень вынимают из зажима, переворачивают и делают новый спил навстречу. Проделав такую операцию несколько раз, инструмент вынимают из пропиленного участка и вычищают образовавшиеся опилки и стружку в специальный сосуд.
Выравнивание камня
Шлифовка янтаря
Шлифовка янтаря, по-большому счету копирует предыдущий выравнивающий прием, только шкурка используется здесь меньшей зернистости. Для лучшего эффекта, нужно осуществить процедуру несколько раз, постепенно снижая зернистость. Обработка ведется с увлажнением минерала, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую. Опытные мастера используют для шлифовки старый порошок пемзы.
Полировка янтаря
ОБЗОР И АНАЛИЗ КЛЕЕВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Фляте А. Д., Кесарев О. В.
В настоящее время предприятия ювелирной промышленности СССР используют в работе клеевые композиции, которые не удовлетворяют в полной мере жестким специфическим требованиям, предъявляемым отраслью к клеям и клеевым соединениям. Выбор предприятиями тех или иных клеящих материалов носит, в основном, случайный характер, при этом на практике нередко грубо нарушается технология склеива¬ния субстратов выбранными клеями, что приводит к значительному снижению прочности клеевых соединений, а это порождает ничем не обоснованное недоверие к склеиванию вообще.
Сознательный выбор оптимального варианта клеевой композиции и параметров технологии склеивания для конкретных материалов требует одновременной оценки ряда факторов. В связи с тем, что практически во всех рассматриваемых контактных парах одним из субстратов является металл, из всего многообразия синтетических клеев, по мнению авторов, следует принимать во внимание только клеи, обладающие достаточной адгезионной способностью к металлу.
Учитывая специфику ювелирных изделий, следует исключить клеи, отверждение которых требует либо высокой температуры, либо высокого давления при контакте склеиваемых деталей.
При выборе клеев необходимо учитывать требования, предъявляемые ювелирной промышленностью к технологичности клеевых операций. В соответствии с этими требованиями клеевую композицию можно считать технологичной, если она отвечает следующим условиям: однокомпонентность, нетоксичность, удобство хранения, быстрота отверждения, простота нанесения на склеиваемые поверхности, по возможности широкий диапазон применения, доступность.
Вполне естественно, что при выборе клея основным требованием остается образование достаточно прочного клеевого соединения, стойкого к действию переменных температур, влажности, различных сред, возможных в условиях эксплуатации изделия. В ряде случаев, например при склеивании контактной пары янтарь — янтарь, клей, кроме того, должен быть бесцветным и прозрачным.
В ювелирной промышленности клеевые композиции используют для склеивания контактных пар: металл — камень, камень — камень, металл — декоративные вставки (янтарь, жемчуг, стекло, полистирол и т. д.).
С помощью клеевых композиций осуществляют крепление элементов изделий как и на финишной, так и на промежуточных вспомогательных операциях, после которых сознательно разрушают клеевой шов. На промежуточных операциях используют, главным образом, так называемые мастики, которые в зависимости от назначения имеют различные составы, но подчиняются одной общей схеме (таблица): клеящее вещество (шеллак, канифоль, смола ЭД-5 или ЭД-6) —пластификатор (главным образом пчелиный воск) и наполнитель (мраморная пудра, окись алюминия, мел).
В некоторых случаях, когда клеевой шов скрыт, мастичные составы используют на финишной операции закрепки.
Общие недостатки мастичных составов следующие: многокомпонентность, необходимость применения при склеивании повышенных температур, а в случае использования их на заключительной операции — способность образовывать на изделии трудноудаляемые окрашенные затеки.
Мастичные составы, используемые на ЛПТО «Русские самоцветы»
Мастичные составы | Компоненты, вес. % | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
канифоль | шеллак | пчелиный воск | мел | окись алюминия | парафин | стеарин | олеиновая кислота | зеленый крокус | окись кремния | смола ЭД-5 | ПВА | |
КИТ | 3,2 | 53,9 | — | — | — | — | — | — | — | 43,0 | — | — |
КОС | 76,9 | — | 19,2 | — | — | 8,9 | — | — | — | — | — | — |
Зеленая | — | — | — | — | — | — | 23,6 | 5,5 | 70,9 | — | — | — |
№27 | 45,4 | — | — | 18,2 | 18,2 | — | — | — | — | — | — | 18,2 |
№37 | 20 | 40 | — | 20 | 20 | — | — | — | — | — | — | — |
№39 | 18,2 | 35,4 | — | 35,4 | — | — | — | — | — | — | 9,0 | — |
Гипсовая | 88,7 | — | 8,3 | — | 25 | — | — | — | — | — | — | — |
Аналогичными недостатками обладает и клей № 88, используемый некоторыми предприятиями Союзювелирпрома (например, Харьковским ювелирным заводом) для закрепки в касты изделий вставок из цветного камня и самоцветов.
Для склеивания янтарных деталей с фурнитурой из драгоценных и цветных металлов Калининградский янтарный комбинат использует поливинилбутиральный клей собственного изготовления:
Поливинилбутираль клеевой (бутвар) ГОСТ 9439—60 | . 100 г |
Спирт этиловый гидролизный ГОСТ 8314—57 | . 500 мл |
Бензол (чда) ОСТ 5955—51 | . 500 мл |
Расход клея велик — 0,335 г на изделие. Наличие в рецептуре клея такого компонента, как бензол, указывает на значительную его токсичность, а необходимость «открытой выдержки» (15-20 мин) и последующего отверждения при температуре 90-100°С в течение 2 час с последующей выдержкой на воздухе в течение 24 час — на его явную нетехнологичность.
На некоторых ювелирных предприятиях (в частности, на Свердловском заводе «Русские самоцветы») наряду с использованием клеев типа БФ применяют эпоксидную смолу (например ЭД-5) для склеивания контактных пар: камень — камень и металл — камень. Вместе с тем, следует отметить, что в целом по отрасли применение эпоксидных компаундов в настоящее время весьма ограничено, что связано с их нетехнелогичностью и прочими недостатками.
Клеевая закрепка вставок из цветного камня и самоцветов, янтаря и жемчуга в изделия из драгоценных и недрагоценных металлов находит широкое применение за рубежом. К числу клеев наиболее широко распространенных в ювелирной промышленности зарубежных стран относятся эпоксидные и цианакрилатные клеи. В группу эпоксидных клеев входят: Аральдит (Швейцария) Лепокс (ЧССР) и клей японской фирмы «Camedine» — Нi-Supег, используемый для закрепки вставок (преимущественно жемчуга) в изделия как на зарубежных ювелирных предприятиях, так и на предприятиях Союзювелирпрома (например ЛПТО «Русские самоцветы», Бронницкий и Ереванский ювелирные заводы и др.).
Клеи на основе эпоксидных смол (в том числе и Нi-Supег) не могут быть рекомендованы для широкого использования в отечественной ювелирной промышленности из-за их нетехнологичности: двухкомпонентности, ограниченной жизнеспособности, затруднения в нанесении на склеиваемые поверхности и т. п., а также из-за сравнительно высокой токсичности.
Цианакрилатные клеи представляют собой однокомпонентную систему, основу их составляют мономеры алкил-(арил)-α-цианакрилатов, способные склеивать металлы, стекло, янтарь, жемчуг, пластмассы и другие неметаллические материалы в различных сочетаниях, быстро отверждаясь под действием следов влаги воздуха при комнатной температуре. Клеи на основе цианакрилатов, по сравнению с эпоксидными, получили более широкое распространение в зарубежной практике. К цианакрилатным клеям, успешно применяемым за рубежом в ювелирном деле, относятся: Цианобонд-5000, Суперцемент-1000, Цемедин-3000 (Япония), Арон-Альфа (Япония, США), Тиксо К-1 (Швеция), Истмэн-910 (США).
В результате проведенных работ по испытанию таких композиций в различных областях техники и медицины стало возможным внедрение в промышленность синтеза клея Циакрин и применение его в ряде отраслей народного хозяйства. Думается, клеевые композиции Циакрин, отвечающие большинству требований, которые предъявляются ювелирной промышленностью к клеям и клеевым соединениям, должны получить широкое распространение как на операции клеевой закрепки вставок, так и на других операциях, связанных с изготовлением ювелирных изделий.
Картина из янтаря своими руками
Мастер-класс создания картины из янтарной крошки. Изложенный материал требует минимального живописного мастерства, предельной аккуратности. Материалы: темперные краски, натуральный янтарь, клей ПВА.
Подготовка.
Основу шлифуем наждачкой, намечаем контурный рисунок композиции. Рисунок возможно сделать как до проклейки, так и после. Это не принципиально. Поскольку не преследуется цели сотворения произведения высокого искусства, сюжет возьмем с фотографий и «синтезируем» его на доске.
Проклейка простейшая: слабый раствор клея ПВА с водой.
Живопись
Делая подмалевок, старайтесь придать ему живописность. Постарайтесь вложить в миниатюру максимум цвета.
Краски используем темперные клеевые или масляные. Акварель и гуашь не подойдут, потому что золотой янтарь будем клеить на ПВА. Водные краски могут потечь, кроме того случайные брызги клея оставляют на них пятна.
Первый подмалевок делаем жидко и быстро. Нет смысла замазывать участки густой краской. Первый слой дерево «втянет» и цвет поблекнет. Лучше подождать, пока подмалевок просохнет и образует клеевую пленку. По ней, пройдя краской еще раз, можно усилить цвет там, где требуется.
Первоначально нас интересуют небо и вода. Остальным деталям уделять внимание будем меньше. Их покроет янтарь, потому просто закрасим их живописно.
Инкрустация янтарной крошкой
Картина довольно маленькая, следовательно, янтарная крошка нужна как можно меньшего размера. В крайнем случае кусочки допустимо наколоть кусачками.
Клеится янтарь локально. Клеем не нужно перемазывать всю работу и посыпать ее крошкой сверху. Пользуйтесь клеем только там, где в данный момент собираетесь укладывать камешки. Естественно, старайтесь соблюдать композицию.
Не экономьте. Кладите крошки столько, сколько потребуется, но не переборщите. Крупные кусочки укладывайте сразу там, где намечаются большие участки лиственной массы. По краям получится рваный контур, а между крупными янтаринами пробелы. Эти «недостатки» заполните крошкой меньшего размера. Хорошо также «мелочью» пройтись по контуру лиственных масс. В нескольких местах обозначьте отдельно висящие листочки.
Не бойтесь заляпать янтарь клеем и не пугайтесь угловатых неопрятных очертаний. Заключительным этапом вы покроете работу лаком. Лак нивелирует все недостатки, придаст драгоценный блеск.
Пытаться клеить камни за один раз не стоит. Лучше, набросав основные композиционные участки, оставить картину до завтра, чтобы оценить «свежим» взглядом.
Когда заметите, что янтаря достаточно, остановитесь и оцените картину в целом. Возможно некоторые детали необходимо доработать, дополнительно подкрасить, малость прописать облака, добавить объема дереву, несколько тончайших веточек.
Выше фотография готовой картины из янтаря после лакировки. Дополнительная отделка не требуется, рамка тоже. Их функцию будет выполнять живописная кора.