чем приклеить серебро к серебру
Чем приклеить серебро к серебру
Правильный подбор клея и его технологически точное использование важно при работе с бижутерией. Здесь есть небольшие хитрости, которые рукодельницам полезно знать
E6000 – прекрасный выбор для любителей и профессионалов. Он прекрасно склеивает обширный перечень материалов, причем допускается разное их сочетание. Металл, фетр, камень и пластик, этот клей выполнит работу «на отлично». Клей хорошо справляется с креплением кабошонов и страз, сложной металлической фурнитуры.
Безусловно, к нему прилагается инструкция, но только после опыта работы с этим клеем начинаешь до конца понимать все нюансы. Приобретать лучше всего упаковку 110 ml, так вы существенно сэкономите.
Итак, приступаем к работе с клеем. Прежде всего, держите тюбик вертикально и снимайте зубочисткой необходимое количество. Ею же очень удобно наносить клей на склеиваемую поверхность. Чтобы вы поняли примерный расход, приведу пример: для приклеивания кабошона к основе, уйдет количество материала, размером с маленькую горошину.
После того, как вы выдавили клей на зубочистку, моментально его закройте.
Если надо приклеить страз, то держа страз пинцетом, нанесите на него клей. Если надо точечно приклеить деталь, то наносите клей на то место, к которому будете клеить. Если деталь не мелкая, то стоит наносить клей только в ее центре. Обязательно оставляем по краям пару миллиметров свободными, без нанесения клея. В таком случае, лишний материал не будет выступать наружу. После нанесения клея, прижимаем деталь и выравниваем ее при необходимости. Сила здесь не нужна.
Уже через несколько минут будет ясно, приклеилась ли ваша деталь. Если – да, то аккуратно нужно убрать лишний клей. Применять для этого удобно иголку, или зубочистку.
Если вдруг процедура склеивания не удалась, зачищайте детали, а затем повторяйте процедуру вновь. Зачищать можно, например, с помощью ацетона.
Учтите, что клей моментально схватывается. Поэтому корректировку надо производить практически мгновенно. Он не годится для работы с очень тонкими тканями. К примеру, вы рискуете получить пятна на шелке, вокруг места, куда приклеили стразы. Окончательно клей застывает примерно через сутки. Но убирать излишки вполне можно уже через 10 часов. Клей не токсичен, можно свободно работать без перчаток. Хорошее его преимущество – в отсутствии запаха. Аллергики могут спокойно воспользоваться этим материалом.
Довольно качественный продукт G-S HYPO CEMENT.
Он относится к профессиональным ювелирным материалам. Он подойдет при работе практически с любыми непористыми материалами. Им можно отлично приклеить кабошоны и камни, бусы и металл, стекло и гладкое дерево.
Плюсом в использовании, является наличие прекрасного игольчатого аппликатора. Это дает возможность очень точного, поистине ювелирного напыления и хорошо экономит дорогой расходник.
Клей точно фиксирует узелки, его любят те, кто занимается бисероплетением. Материал хорошо подойдет при работе со стразами. Он не повреждает зеркальное напыление на обратной стороне страз. Можно быть уверенным, что сияние страз останется первозданным.
Сохнет клей очень быстро. Окончательное застывание происходит уже через 20 минут. Большой плюс и в том, что после высыхания, он становится кристально прозрачным. При работе с ним, можно не опасаться попадания на руки. Материал не склеивает пальцы и безопасен.
Если сравнивать оба клея, то оба материала имеют свои особенности и преимущества. E6000 обойдется вам дешевле, при активном изготовлении бижутерии, несмотря на очень экономичный расход G-SHYPO CEMENT. Второй образец выигрывает по простоте и удобству применения, а также моментальной скорости застывания. E6000 позволяет легче и быстрее исправить ошибки, в случае неудачи. Оба варианта достойного качества, но если не стоит вопрос экономии средств, то выбор все-таки в пользу G-S HYPO CEMENT. При занятии же, профессиональным изготовлением недорогих украшений, разумно остановить свой выбор на E6000.
Некоторые виды закрепки, предназначенные для закрепки кабошонов из мягких минералов — таких камней как жемчуг или опал – создаются не просто так и были придуманы, основываясь на толике фантазии и изобретательности.
Жемчуг
Хотя жемчуг подвержен порче от нагрева, воздействия химии, царапанью и сколам от твердых предметов и поверхностей, он пользуется большой популярностью благодаря своему уникальному «мягкому свечению» — люстру и в отдельных случаях – уникальности и редкости.
Если ваш выбор для изготовления изделия – жемчуг, то ознакомьтесь с информацией по интересным дизайнерским решениям представленным ниже.
«Клеткообразный» дизайн
Чаще всего подобный стиль закрепки жемчуга в изделии используется в кулонах или серьгах, но в тоже время подойдет и для колец. В подвесках или серьгах, жемчужина обычно крутится свободно, внутри подобной своеобразной клетки.
В кольцах же ювелиры приклеивают жемчужину к кольцу (либо на штифт изначально предусмотренный дизайном кольца и садят жемчужину на клей) либо максимально плотно делают такую конструкцию – чтобы металл плотно облегал находящуюся внутри жемчужину.
Многие ювелиры, придумывая дизайн кольца с жемчугом – помещают жемчужину в необычные и изящные спиральные структуры, что очень выигрышно смотрится во многих подобных работах.
«Клеткообразный» дизайн закрепки жемчуга, позволяет рассматривать и «изучать» изделие, эффективно защищая жемчужину от ударов и сколов.
Изначально, дизайн придуманный для жемчужных колье или кулонов (подвесок) в виде клетки вдохновлял многих мастеров на поиски новых идей и решений в создании колец с подобной необычной закрепкой жемчужин.
Чашеообразнй дизайн
Чашеообразный дизайн изделий с жемчугом, заключается в том, что жемчужина как бы окружена полусферой или «чашей» из металла.
В результате жемчужина видна в основном с верхней части кольца, но не по бокам. Этот вид закрепки жемчужины в изделии, может полностью изменить взгляд на дизайн ювелирных украшений, меняя восприятие абстрактных форм изделия каким-либо конкретным.
Например, чашеообразная форма закрепки жемчуга в виде цветка, придаёт изделию свою форму, необычность и свежий взгляд на ювелирный дизайн и при этом предохраняя жемчужину от излишних внешних воздействий.
Золотое кольцо из золота 585 пробы, с замечательной культивированной японской жемчужиной в красивой цветочной чашеобразной закрепке.
«Чаша» защищает жемчужину от ударов сбоку. Если жемчужина заподлицо или утоплена в чашу, ее верх также защищен от царапин. Такой тип закрепки,конечно, менее надежно защищает жемчужину, нежели «клетка», однако при этом видно большую часть красоты жемчужины.
«Арочная» форма дизайна
Эта, весьма необычная конструкция изделия, защищает жемчужину с обеих сторон: как металлом, так и рукой владельца изделия. Арочный тип дизайнерской закрепки сделает ваше изделие похожее на миниатюрный архитектурный шедевр, и конечно, не защищает жемчужину также хорошо, как и предыдущие два способа, но также по-своему раскрывает красоту жемчуга.
Основным недостатком этого необычного типа закрепки является то, что тут происходит непосредственный контакт жемчужины с пальцем владельца. Если вы выбираете изделие с подобным типом закрепки, то избегайте использования солнцезащитного крема, духов или других химических веществ, которые могут нанести вред жемчугу. Кроме того, убедитесь, что поверхность жемчуга достаточно гладкая, чтобы в свою очередь не натирать палец.
Закрепка опалов
Другие, довольно известные и хрупкие минералы – опалы, бывают разных форм и размеров. Таким образом, дизайнеры ювелирных изделий с этими чудесными камнями, должны проявить скрупулёзность и изобретательность при создании модели будущего изделия. В кольцах большинство опалов традиционно крепят в «глухую» — глухой каст, закрытого типа.
Основное тут заключается в том, что чем меньше выпирает «купол» (верхняя часть кабошона) опала, тем легче его защитить, так как меньше камня выступает над оправой.
Кроме того, имейте в виду, что сборные опаловые дублеты и триплетыобеспечивают больше сохранности и целостности опала, что также только плюсы при закрепке. Ниже представлены разные возможные вариации типов закрепки для этих чудесных минералов.
Пример «глухой» закрепки опалов в кольце.
Закрепка «Твердое основание» или подложка под камнем
Когда вы создаете модель будущего изделия с опалом. Вы можете пойти двумя путями: либо вы делаете так называемую «затыловку» — подложку из металла под камнем, тем самым надежно закрепляя и защищая камень, но тогда вы лишаете камень – всей полноты игры света, и следовательно красоты, либо вы делаете только обо максимально убирая металлическую подложку в касте, тем самым давая больше игры камню и возможность раскрыть всю красоту, но тут уже минимальная защищенность опала в изделии.
При этом выбирая все же «подложку» в изделии, совсем не означает, что вы лишаете камня его эффектности полностью. На самом деле, твердая черная подложка также может увеличить интенсивность цветового эффекта опала. Однако здесь играет роль и цвет металла, из которого изготавливается кольцо. Тут все очень индивидуально и под каждый конкретный опал.Если к примеру используется не очень насыщенный и яркий опал то, белое или розовое золото может оттенить сильно цвет камня.
Закрепка «Добавочные крапана»
Добавление каких-либо дизайнерских «нависающих» зубчиков к безельному (глухому) касту, даст опалу больше защиты от ударов и царапин. Они также придадут определенный стиль и шарм изделию. Эти зубчики не обязательно должны быть в классическом варианте – обычные металлические зубцы, а могут быть и как дизайнерское решение, различных форм и идей (см. фото).
И вообще любые дизайнерские решения «нависающих форм», которые возвышаются над опалом, могут обеспечить оному дополнительную защиту.
Закрепка «Возвышающиеся борта»
Дизайнерский стиль изделия, при котором стенки (бортики) того или иного изделия с опалом, возвышаются над камнем, выше его самой верхней точки.
Идея «поднятых бортов» аналогична идее поднятых зубцов. Если граница вокруг опала немного выступает над ним, опал будет защищен от большинства ударов. Эта конструкция предлагает даже больше защиты камня, чем поднятые зубчики хотя при этом, перекрывает доступ к свету, который может сильнее раскрывать всю глубинную красоту камня.
Необычные способы закрепки опалов
Опалы и их особые свойства вдохновляют многих ювелирных дизайнеров и мастеров, придумывать новые, совершенно экзотические формы закрепки. Некоторые дизайнеры, такие как Paula Crevoshay, приклеивают маленький камушек или кусочек металла прямо по центру опала. Это защищает наиболее уязвимую часть опала и добавляет визуальный интерес. Другие дизайнеры покрывают опалы тонкими веточками из металла, как бы опутывая опал, и получается нечто среднее между индивидуальной дизайнерской закрепкой и закрепкой в стиле «Клетки».
Янтарь
Янтарь это ископаемая смола. Как и опал, янтарь имеет необычные формы и размеры. Это также очень мягкий материал, который может быть легко поврежден. Ювелиры обычно крепят янтарь в безельную (глухую) закрепку в кольцах с прочной подкладкой (сплошной глухой каст).
Как и с опалами, дизайнеры иногда используют необычные конструкции из металла (надвисающие части, фрагменты композиции и т.д.) для того, чтобы дополнительно скрыть и защитить янтарную вставку.
По материалам источника: https://www.gemsociety.org
Авторы перевода: Алексей Туев и Дмитрий Татауров
Фляте А. Д., Кесарев О. В.
В настоящее время предприятия ювелирной промышленности СССР используют в работе клеевые композиции, которые не удовлетворяют в полной мере жестким специфическим требованиям, предъявляемым отраслью к клеям и клеевым соединениям. Выбор предприятиями тех или иных клеящих материалов носит, в основном, случайный характер, при этом на практике нередко грубо нарушается технология склеива¬ния субстратов выбранными клеями, что приводит к значительному снижению прочности клеевых соединений, а это порождает ничем не обоснованное недоверие к склеиванию вообще.
Сознательный выбор оптимального варианта клеевой композиции и параметров технологии склеивания для конкретных материалов требует одновременной оценки ряда факторов. В связи с тем, что практически во всех рассматриваемых контактных парах одним из субстратов является металл, из всего многообразия синтетических клеев, по мнению авторов, следует принимать во внимание только клеи, обладающие достаточной адгезионной способностью к металлу.
Учитывая специфику ювелирных изделий, следует исключить клеи, отверждение которых требует либо высокой температуры, либо высокого давления при контакте склеиваемых деталей.
При выборе клеев необходимо учитывать требования, предъявляемые ювелирной промышленностью к технологичности клеевых операций. В соответствии с этими требованиями клеевую композицию можно считать технологичной, если она отвечает следующим условиям: однокомпонентность, нетоксичность, удобство хранения, быстрота отверждения, простота нанесения на склеиваемые поверхности, по возможности широкий диапазон применения, доступность.
Вполне естественно, что при выборе клея основным требованием остается образование достаточно прочного клеевого соединения, стойкого к действию переменных температур, влажности, различных сред, возможных в условиях эксплуатации изделия. В ряде случаев, например при склеивании контактной пары янтарь — янтарь, клей, кроме того, должен быть бесцветным и прозрачным.
В ювелирной промышленности клеевые композиции используют для склеивания контактных пар: металл — камень, камень — камень, металл — декоративные вставки (янтарь, жемчуг, стекло, полистирол и т. д.).
С помощью клеевых композиций осуществляют крепление элементов изделий как и на финишной, так и на промежуточных вспомогательных операциях, после которых сознательно разрушают клеевой шов. На промежуточных операциях используют, главным образом, так называемые мастики, которые в зависимости от назначения имеют различные составы, но подчиняются одной общей схеме (таблица): клеящее вещество (шеллак, канифоль, смола ЭД-5 или ЭД-6) —пластификатор (главным образом пчелиный воск) и наполнитель (мраморная пудра, окись алюминия, мел).
В некоторых случаях, когда клеевой шов скрыт, мастичные составы используют на финишной операции закрепки.
Общие недостатки мастичных составов следующие: многокомпонентность, необходимость применения при склеивании повышенных температур, а в случае использования их на заключительной операции — способность образовывать на изделии трудноудаляемые окрашенные затеки.
Мастичные составы, используемые на ЛПТО «Русские самоцветы»
Мастичные составы | Компоненты, вес. % | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
канифоль | шеллак | пчелиный воск | мел | окись алюминия | парафин | стеарин | олеиновая кислота | зеленый крокус | окись кремния | смола ЭД-5 | ПВА | |
КИТ | 3,2 | 53,9 | — | — | — | — | — | — | — | 43,0 | — | — |
КОС | 76,9 | — | 19,2 | — | — | 8,9 | — | — | — | — | — | — |
Зеленая | — | — | — | — | — | — | 23,6 | 5,5 | 70,9 | — | — | — |
№27 | 45,4 | — | — | 18,2 | 18,2 | — | — | — | — | — | — | 18,2 |
№37 | 20 | 40 | — | 20 | 20 | — | — | — | — | — | — | — |
№39 | 18,2 | 35,4 | — | 35,4 | — | — | — | — | — | — | 9,0 | — |
Гипсовая | 88,7 | — | 8,3 | — | 25 | — | — | — | — | — | — | — |
Широкое распространение в практике клеевой закрепки вставок в изделия, выпускаемые предприятиями Союзювелирпрома, получили феноло-поливинилбутиральные клеи — БФ-2 и БФ-4. К недостаткам клеев этого типа относятся: содержание в клее растворителя, который, улетучиваясь в ходе применения, увеличивает вязкость, что затрудняет нанесение клея и приводит к ухудшению прочностных свойств клеевых швов; технология склеивания требует обязательного выполнения операций «открытой выдержки» и отверждения при повышенной температуре, что усложняет процесс склеивания. При невыполнении названных требований достаточная прочность клеевых швов не обеспечивается. Дополнительное ограничение к применению клеев типа БФ в ювелирной промышленности — окрашенность этих композиций.
Аналогичными недостатками обладает и клей № 88, используемый некоторыми предприятиями Союзювелирпрома (например, Харьковским ювелирным заводом) для закрепки в касты изделий вставок из цветного камня и самоцветов.
Для склеивания янтарных деталей с фурнитурой из драгоценных и цветных металлов Калининградский янтарный комбинат использует поливинилбутиральный клей собственного изготовления:
Поливинилбутираль клеевой (бутвар) ГОСТ 9439—60 | . 100 г |
Спирт этиловый гидролизный ГОСТ 8314—57 | . 500 мл |
Бензол (чда) ОСТ 5955—51 | . 500 мл |
Расход клея велик — 0,335 г на изделие. Наличие в рецептуре клея такого компонента, как бензол, указывает на значительную его токсичность, а необходимость «открытой выдержки» (15-20 мин) и последующего отверждения при температуре 90-100°С в течение 2 час с последующей выдержкой на воздухе в течение 24 час — на его явную нетехнологичность.
На некоторых ювелирных предприятиях (в частности, на Свердловском заводе «Русские самоцветы») наряду с использованием клеев типа БФ применяют эпоксидную смолу (например ЭД-5) для склеивания контактных пар: камень — камень и металл — камень. Вместе с тем, следует отметить, что в целом по отрасли применение эпоксидных компаундов в настоящее время весьма ограничено, что связано с их нетехнелогичностью и прочими недостатками.
Клеевая закрепка вставок из цветного камня и самоцветов, янтаря и жемчуга в изделия из драгоценных и недрагоценных металлов находит широкое применение за рубежом. К числу клеев наиболее широко распространенных в ювелирной промышленности зарубежных стран относятся эпоксидные и цианакрилатные клеи. В группу эпоксидных клеев входят: Аральдит (Швейцария) Лепокс (ЧССР) и клей японской фирмы «Camedine» — Нi-Supег, используемый для закрепки вставок (преимущественно жемчуга) в изделия как на зарубежных ювелирных предприятиях, так и на предприятиях Союзювелирпрома (например ЛПТО «Русские самоцветы», Бронницкий и Ереванский ювелирные заводы и др.).
Клеи на основе эпоксидных смол (в том числе и Нi-Supег) не могут быть рекомендованы для широкого использования в отечественной ювелирной промышленности из-за их нетехнологичности: двухкомпонентности, ограниченной жизнеспособности, затруднения в нанесении на склеиваемые поверхности и т. п., а также из-за сравнительно высокой токсичности.
Цианакрилатные клеи представляют собой однокомпонентную систему, основу их составляют мономеры алкил-(арил)-α-цианакрилатов, способные склеивать металлы, стекло, янтарь, жемчуг, пластмассы и другие неметаллические материалы в различных сочетаниях, быстро отверждаясь под действием следов влаги воздуха при комнатной температуре. Клеи на основе цианакрилатов, по сравнению с эпоксидными, получили более широкое распространение в зарубежной практике. К цианакрилатным клеям, успешно применяемым за рубежом в ювелирном деле, относятся: Цианобонд-5000, Суперцемент-1000, Цемедин-3000 (Япония), Арон-Альфа (Япония, США), Тиксо К-1 (Швеция), Истмэн-910 (США).
В результате проведенных работ по испытанию таких композиций в различных областях техники и медицины стало возможным внедрение в промышленность синтеза клея Циакрин и применение его в ряде отраслей народного хозяйства. Думается, клеевые композиции Циакрин, отвечающие большинству требований, которые предъявляются ювелирной промышленностью к клеям и клеевым соединениям, должны получить широкое распространение как на операции клеевой закрепки вставок, так и на других операциях, связанных с изготовлением ювелирных изделий.
Как спаять серебро в домашних условиях паяльником
Значимость серебра в древние времена и сегодня
В давние времена серебро считалось сакральным металлом. Его использовали для создания оберегов, которые защищали людей от тёмных сил и нечисти. Постепенно этот металл начал получать популярность в качестве украшений. Помимо изготовления колец, серёжек, кулонов и цепочек, люди делали серебряную посуду.
Часто серебро называли лунным материалом и носить его могли только представители знати или люди, связанные с религиозными учениями. Обычным крестьянам этот материал не было доступен. Постепенно из серебра начали изготавливать деньги (монеты). Сейчас этот металл используется для изготовления украшений, а также в электротехнике (серебряное напыление, контакты).
Достоинства
Серебро плавится при 962оС. Чистый серебряный припой позволяет создавать соединения с высокой пластичностью. Основными их преимуществами считаются:
Температура плавления понижается с понижением доли серебра. Параллельно снижается время и затраты энергии на единицу расплавляемого объема.
Как спаять серебряную цепочку в домашних условиях
Серебряная цепочка может порваться в самый неподходящий момент, при этом не всегда есть возможность отнести ее к специалисту для ремонта. Если под рукой есть весь необходимый инструмент, то можно починить серебряную цепочку в домашних условиях, выбрав один из двух возможных способов.
Что представляет собой пайка серебряных изделий?
Прежде чем приступать к пайке серебра, рекомендуется заранее изучить физико-химические свойства металла, что позволит выполнить ремонт качественно и правильно. Температура плавления этого материала — 960 градусов. Данное значение является усредненным для всех металлов, которые популярны в ювелирном производстве.
Эта температура не всегда может быть точной, поскольку в сплавах может содержаться разное количество серебра. Поэтому важно правильно подобрать припой — прочное паяное соединение, которое специально разработано для чистых черных и цветных металлов, их сплавов. Все припои имеют специальную маркировку, которая состоит из букв и цифр. Последнее значение показывает количество благородного металла.
Сделанный серебряный припой своими руками образует шов, устойчивый к коррозии и механическим деформациям. Для обеспечения таких свойств рекомендуется выбирать материал с маркировкой ПСР2 или ПСР2,5. Такой припой имеет температуру плавления 240 градусов.
Особенности пайки
Серебряный материал имеет температуру перехода в жидкое состояние +960 °С, что ориентировочно на 100 °С ниже, чем показатели меди, а также золота. Помимо этого, входящие в сплав металлы также отличаются температурными значениями плавления.
Эти показатели учитываются при выборе припоя. Он маркируется буквами, а также числовыми показателями. Именно цифры указывают на процентную составляющую серебряного материала в припойном сплаве.
Для примера можно привести припой ПСр-10, в котором на серебряную часть приходится 10 %.
До того как начинать паять серебро в домашних условиях нужно помнить, что чем выше требуется прочность соединения, тем большее количество этого металла должно находиться в припойном материале.
Титановые предметы возможно запаять исключительно чистым серебряным металлом.
Оловянно-свинцовистый припой ПОС-40, с оловом в составе 40 % можно заменить серебряной припойной массой с количеством серебра 2,5 %, оставшаяся часть которой содержит свинец.
Эти сплавы обеспечивают высокую прочность соединений и превосходную коррозионную защиту. Чтобы надежно спаять серебро небольших размеров, следует использовать тугоплавкий припой, имеющий температурную величину плавления порядка +240 °С.
К ним относится специальная паяльная паста, а также сплавы ПСр-2,5 или же ПСр-2.
При самостоятельном изготовлении припойных соединений необходимо придерживаться следующих пропорций металлов: серебро – 45 %, медная часть – 25 %, цинковая составляющая – 30 %.
Эти вещества переплавляются в муфельной печи, после чего отливаются на заранее подготовленную подложку. Окончательная обработка выполняется путем пропуска металла через специальный станок вальцовочного типа. Это необходимо для получения небольших пластин с серебром толщиной до полумиллиметра.
Пайка серебра невозможна без использования специальных флюсов. Они выполняют защиту места соединения от окислов путем изолирования соединяемого участка от воздействия воздуха. В бытовых ремонтах используется состав из поташа с бурой в одинаковых пропорциях. Вместо поташа допускается использование технической или же пищевой соды.
Водный бурный раствор требует предварительной сушки. Данная процедура выполняется на домашней газовой плите. Жидкость должна находиться в специальной емкости для выпаривания (можно фарфоровой).
После получения кристаллической массы, бура остужается и измельчается. Полученный порошковый состав смешивается с содой или поташом.
Удаление флюсовых остатков после соединения изделий производится подогретым кислотным слабым раствором.
Соединение ювелирных изделий маленького размера удобно проводить газовой горелкой. Она обеспечивает необходимое удобство, а также высокое качество соединений. Для нее необходим всего лишь небольшой баллончик с газом и умение обращаться с данным инструментом.
Что потребуется для пайки?
Чтобы спаять серебряную цепочку в домашних условиях, обязательно нужен припой. Его можно купить в уже готовом виде или сделать самостоятельно. Во втором случае потребуется:
Все эти компоненты нужно расплавить в муфельной печи, затем перелить на подложку и использовать для формирования листа подходящей толщины. Для ювелирных изделий этот параметр должен равняться 1-3 мм. От этих листов отрезается полоска нужного размера и используется для пайки серебром в домашних условиях.
Для ремонта потребуются следующие инструменты и приспособления:
Особенности пайки серебра
Пайка любого металла требует определенных знаний о его физико-химических свойствах. Температура плавления серебра составляет 960 градусов. Для металлов, применяемых для изготовления ювелирных украшений, такая температура является средней.
Важно! Аналогичный показатель для меди составляет 1083, а для золота — 1063 градуса.
Сплавы с серебром имеют также разную температуру плавления. Точные значения можно отыскать в специальной справочной литературе.
Обработка оловом
Плавка и пайка серебра может осуществляться и с помощью олова, но из-за невозможности выполнить ремонт изделия в будущем такой вариант не пользуется популярностью.
Если мастер из ювелирной компании не знает, что украшение когда-то обрабатывалось с помощью олова, и начинает пайку обычным припоем с высоким температурным режимом, изделие просто сгорает и становится непригодным для ремонта.
Для обработки ювелирных украшений из серебра не рекомендуется использовать не серебряные припои, например, из свинца.
Так как подобная методика не позволяет достичь высокой точности и оставляет после себя видимые следы на изделии, удалять которые совсем непросто.
Кроме того, большинство украшений постоянно взаимодействуют с человеческим телом, а высокая токсичность свинца может привести к тому, что он, проникнув в кожу, вызовет множество негативных последствий.
В случае с оловянными припоями ситуация выглядит немного иначе, так как они не настолько токсичны, как свинцовые, но достичь идеально ровного шва не удастся. К тому же олово сильно темнеет, и зона пайки становится визуально видимой. При необходимости проведения повторной пайки олово банально сгорит.
Важно избегать попадания большого количества припоя на изделие, так как это может привести к образованию комочков. Если такие дефекты появились и избавиться от них уже невозможно, их следует убрать пилочкой. При попадании кислотного раствора на одежду или кожу следует максимально быстро промыть ее холодной водой.
Соблюдение простых правил позволит обезопасить себя от непоправимых последствий, а также сохранить дорогое изделие от повреждения. Несомненно, навыки пайки могут оказаться полезными не только для профессиональных мастеров ювелирных компаний, но и для людей, которым приходится работать с цветными металлами в том числе и с серебром.
Материалы для работы
Припои с серебром маркируются при помощи набора букв и цифр. При этом цифра указывает процентное содержание серебра.
Важно! Важные преимущества серебряных припоев — прочность и устойчивость к коррозии. Купить их можно в специализированных магазинах.
Желательно применять для спаивания деталей тугоплавкий припой с температурой плавления, превышающей 240 градусов. Это — сплавы с маркировками ПСР2 или ПСР2.5, или специальная паста для пайки.
Есть возможность и самостоятельно изготовить припой. Оптимальное соотношение металлов при этом следующее:
Инструменты
Плавка компонентов производится в муфельной печи. Готовый сплав выливают на специальную подложку, а после остывания пропускают через вальцовочный станок, для получения листочков толщиной около половины миллиметра.
Важно! При пайке в домашних условиях нельзя применять составы с кадмием, поскольку пары этого металла вредны для здоровья.
Защитные меры
Для защиты места пайки от окисления применяют флюсы. Флюс распределяется по поверхности металла равномерным слоем и изолирует его от воздействия атмосферного кислорода.
В качестве флюса в домашних условиях применяется:
Важно! Бура продается в виде водного раствора и требует предварительной просушки. Для этого можно использовать обычную газовую конфорку:
Удаление флюса с поверхности отремонтированного изделия осуществляется при помощи подогретого слабого кислотного раствора.
Инструменты для пайки серебра
Виды припоя для серебра
Крайне важно выбрать подходящий припой для серебра. В качестве припоя нельзя использовать лом серебра, так как припой должен обладать меньшей температурой плавления, чем материал, который предполагается спаять.
Температура плавления серебра составляет +960 градусов по Цельсию.
Для такого тугоплавкого металла необходим особый припой. Как правило, это сплавы серебра с другими металлами. Такие сплавы приближаются к серебру по надежности, прочности и устойчивости паяного соединения к коррозии.
Чем больше процентное содержание серебра, тем более прочным считается припой. В зависимости от изменения доли серебра меняются и температура плавления, плотность, удельное сопротивление.
В связи с этим чаще всего используют ПСР-3, ПСР-10, ПСР-15, ПСР-25 (число означает содержание серебра в процентах). Если необходима особая прочность соединения и высокая защита от коррозии, то можно взять ПСР-72.
В продаже существует порошкообразные припои, а также состоящие из отдельных кусочков размером в 2-3 мм. Иногда встречаются припои, имеющие форму проволоки или листов. В таком случае подготовить куски нужного размера нужно будет самостоятельно с помощью кусачек.
Для качественной пайки необходимо обеспечить в месте соединения удаление окислов с помощью флюса. Проще всего сделать флюс своими руками из порошковой буры (декагидрат тетрабората натрия) и поташа (карбонат натрия). Компоненты следует смешать в равных частях, предварительно растерев кристаллики буры в мелкий порошок.
Также можно использовать более эффективный магазинный флюс ПВ-209, имеющий повышенную активность. Он состоит из борного ангидрида (до 35%), фтористого калия (до 42%) и тетрабората калия (до 23%). Для получения необходимой консистенции данный флюс следует развести водой либо глицерином.
Одним из самых распространенных готовых флюсов считается канифольный. Это вещество представляет собой особую смолу, образующую пленку на месте пайки, которая препятствует контакту с окружающим кислородом.
Паяльник
При пайке необходимо создать надежное соединение деталей. Если мощность паяльника окажется недостаточной, то образуется холодная пайка и соединение будет не прочнее клея. Как правило, с помощью паяльника можно соединить лишь мелкие детали, используя малое количество серебряного припоя. Пример в следующем видеоролике.
Как подготовить паяльник?
При первом подключении паяльника к сети возможно образование дыма. Это свидетельствует о выгорании масел, которые служат для консервации прибора. Достаточно обеспечить проветривание помещения.
Предохранить медь от окисления позволят никелевые покрытия. Для пайки мелких деталей оптимальным решением станут острые конусные или ножевые формы наконечников.
Инструкция по работе с паяльником, оснащенным медным жалом без покрытия, требует его лужения для предупреждения окислений и износа. В противном случае возможно образование тонкого слоя окалины, и припой не будет прилипать к нему.
Лужение «жала» осуществляют путем разогревания паяльника до рабочей температуры, касанием «жала» к канифоли, расплавления на нем припоя и растирания о деревяшку.
Эти меры предосторожности позволяют сократить постепенное разъедание флюсом и растворение жала припоем.
Газовая горелка
Для полноценного расплавления серебряного припоя лучше использовать компактную газовую горелку, имеющую температуру пламени до 1300 градусов Цельсия.
Чаще всего такие горелки заправляют пропаном, но также допускается бутан-пропановая смесь. Для получения более высоких температур используют газовые смеси на основе ацетилена, которые дают пламя с температурой около 2000 градусов Цельсия. Чтобы спаять серебряные изделия, достаточно обычного пропана.
Часто пропан продается в баллончике. На горелке существует специальная система регулировки и наконечник горелки, чтобы пламя подавалось направленно и равномерно. Также регулировать пламя можно при помощи насадок. Для пайки можно установить насадку с плоским носиком.
Для качественной пайки необходимо обеспечить в месте соединения удаление окислов с помощью флюса. Проще всего сделать флюс своими руками из порошковой буры (декагидрат тетрабората натрия) и поташа (карбонат натрия). Компоненты следует смешать в равных частях, предварительно растерев кристаллики буры в мелкий порошок.
Также можно использовать более эффективный магазинный флюс ПВ-209, имеющий повышенную активность. Он состоит из борного ангидрида (до 35%), фтористого калия (до 42%) и тетрабората калия (до 23%). Для получения необходимой консистенции данный флюс следует развести водой либо глицерином.
Одним из самых распространенных готовых флюсов считается канифольный. Это вещество представляет собой особую смолу, образующую пленку на месте пайки, которая препятствует контакту с окружающим кислородом.
Несеребреные припои
Применять свинцовый припой при пайке серебряных ювелирных изделий, специалисты категорически не советуют. Такой метод не принесёт желанного результата. К тому же следы свинцового припоя будет трудно удалить.
Есть здесь и ещё один важный момент — многие украшения из серебра имеют постоянный контакт с телом, так как их надевают весьма часто. А свинец очень токсичен и способен впитываться через кожу, что несёт весьма негативные последствия для организма.
Что касается припоев с оловом, то здесь не всё так однозначно. Теоретически спаять серебро таким припоем можно, но шов, скорее всего, получится не очень аккуратным, вещь может утратить свою былую эстетичность.
Со временем олово потемнеет, и зона пайки будет очень заметна. Если понадобится новая пайка, и она будет сделана, допустим, в ювелирной мастерской серебряным высокотемпературным припоем, олово попросту сгорит.
Безусловно, пайка может понадобиться не только ювелирным изделиям, но и, например, серебряным элементам электронных печатных плат. В этом случае технология пайки требует обязательного применения припоя ПОС-60, в котором содержится 60% олова и 40% свинца.
Данный припой выпускается в виде тонких трубочек со смолой, которая выполняет функцию флюса (то есть дополнительно покупать или приготавливать флюс нет необходимости).
Как происходит сам процесс
Ювелирное изделие из серебра следует поместить на подходящую поверхность, которая обладает низкой теплопроводностью, не разрушится от воздействия высоких температур, например, на кирпич.
Затем место, где будет находиться сварной шов, нужно обмазать флюсом и поместить туда кусочек припоя.
Теперь можно взять горелку и плавно подвести к изделию. Обрабатываемая зона должна равномерно прогреться. А как только флюс полностью расплавится, огонь надо увеличить и продолжать пайку до того момента, пока не возникнет действительно надёжный шов.
Если же припой и флюс внезапно закончатся, необходимо аккуратно добавить их новые порции на то же место.
По завершению пайки изделие необходимо очистить от флюса и остатков припоя. Для решения данной задачи подойдёт наждачная бумага. Дополнительно поверхность серебра можно подвергнуть обработке раствором лимонной кислоты в целях осветления или раствором йода для зачернения.
Не стоит забывать, что пайка должна производиться в проветриваемом помещении, а человек, осуществляющий эту операцию, обязательно должен быть защищён маской или очками
Процесс спаивания
Прежде чем приступить к работе, необходимо узнать все о физических и химических свойствах металла, с которым придется работать. Температура плавления серебра составляет 960 градусов Цельсия, в то время как для меди этот показатель равняется 1083 градусам, а для золота — 1063. Известно, что все ювелирные изделия из серебра изготовлены не из чистого металла, а из сплава, основная часть которого приходится на серебро, а остальное — на лигатуру. Поэтому температура плавления сплава будет зависеть от его составляющих.
Пайка серебряной цепочки
Для паяния серебра используются серебряные припои, которые обладают определенными физико-химическими свойствами. Припой широко применяется в промышленном производстве, поскольку он гарантирует надежность, прочность и устойчивость к процессу коррозии сварных швов. Информацию о температуре плавления припоев можно узнать из тематической литературы. Наиболее популярными припоями считаются ПСр-25, ПСр-10, ПСр-12 (число соответствует процентному содержанию металла в припое, ПСр — припой серебра), но для усиления защиты от коррозии может использоваться ПСр-70. А вот для заполнения трещин на изделиях подойдет припой с низким содержанием серебра.
Чтобы спаять серебро самостоятельно, следует знать об особенностях выбора припоя. Для работы можно смело приобретать тугоплавкий припой с температурой плавления 240 градусов, характерной для ПСр-2 и ПСр-2,5. Если есть желание, изготовить такое вещество можно своими руками следующим образом:
Вместо припоя, в домашних условиях можно использовать обычный флюс, представленный тетраборатом натрия и поташем, взятыми в одинаковых пропорциях. Если поташа в доме нет, вместо него можно взять пищевую соду. Что касается буры, то она представлена водным раствором, поэтому ее следует предварительно высушить. Для этого буру помещают в чашу для выпаривания и ставят емкость на конфорку. Затем включают слабый огонь и приступают к выпариванию.
Работа над серебряной оправой очков
На горячей буре будут образовываться пузыри, которые необходимо разрушать с помощью металлического стержня. Как только вещество выпарится, емкость с ним следует снять с огня, в противном случае оно расплавится, чего нельзя допускать. Как только бура остынет, ее следует растереть в ступке и смешать с поташем.
Если приходится работать над ремонтом мелких изделий, в частности, если нужно отремонтировать серебряную цепочку, то можно применять обычную газовую горелку. Такой инструмент прост в эксплуатации, что является его преимуществом. А вот электропаяльник использовать нельзя, поскольку он пригоден для работы с металлами, имеющим температуру плавления не более трехсот градусов, а для спаиваемого серебра этот показатель составляет не менее семисот градусов. Если запаять элементы изделия из серебра электропаяльником, то они будут непрочно скреплены, из-за чего изделие вновь потребует ремонта.
Отвечая на вопрос о том, как спаять изделие из серебра, нужно уточнить, что в качестве припоя ни в коем случае нельзя использовать лом серебра. Все дело в том, что и лом, и ремонтируемое изделие имеют аналогичную температуру плавления. Использования лома в качестве припоя может закончится тем, что все серебро попросту потечет.
Процесс требует наличия определенных инструментов. Вот их список:
Техника выполнения работы
Во время работы следует позаботиться о соблюдении правил техники личной безопасности. Прежде всего необходимо обеспечить доступ воздуха к рабочему помещению — достаточно открыть окно. Работать следует в джинсовом фартуке (джинсовая ткань плохо воспламеняется) и в защитных очках.
Прочность паяного соединения
Пайка позволяет соединить разнородные материалы. В этом и заключается главное преимущество метода. Но важно оценить прочность паяного соединения, что и является показателем качества работы. На это влияет размер зазора. При малых значениях лучше всего проявляется эффект капиллярного течения, то есть металл изделия растворяется в припое. Этот эффект увеличивает прочность соединения на 30-60%.
Во время работы нельзя забывать о мерах безопасности. Это касается наличия перчаток на руках и респиратора. Нельзя забывать и о высоких температурах, которые могут стать причиной пожара.