чем прежде всего было вызвано появление шумерской письменности
Шумер: зарождение чтения и письма
Зарождение и особенности чтения на Древнем Востоке
В развитии человеческой цивилизации непрерывно шел поиск возможностей запечатлеть и передать знания, результаты человеческого опыта, всех добытых людьми смыслов и соответственно шел поиск лучшего материала для их фиксации – от глины, кости, папируса, дощечки, кожи – к бумаге, кодексу и разнообразным электронным носителям информации. Это поиск требовал и совершенствования навыков чтения, выявления путей его совершенствования и повышения качества усвоения и использования материала.
Объективная необходимость в появлении письменности заключалась в том, что накопленные человечеством знания уже не могли передаваться изустно, они нуждались в фиксации, распространении, организации. Письменность обеспечила их накопление, надежную передачу современникам и потомкам, что обусловило развитие нового способа дешифровки текстовых сообщений – чтения. кроме того, толчком к появлению письменности стала необходимость вести расчеты и учет; способствовали развитию письменной коммуникации и благоприятные политические, социальные, культурные условия.
Поскольку для археокультуры был характерен культ слова, его обожествление, магическая сила приписывалась и письменному тексту. Первоначально чтение рассматривалось как медитативная практика умозрения, сакральное умение элитарных слоев общества и было подчинено задаче установления коммуникации с высшими силами – богами – и служило целям общественного управления посредством обладания недоступными для простолюдинов знаниями.
На развитие чтения в древневосточных государствах оказала влияние характерная для населяющих их народов ментальность. Знания, идеи на Востоке выражались в художественно-образной форме, которая отражала предметно-образный стиль мышления. Процесс познания восточного человека связан с проникновением в тайны мироздания, проникновением в скрытые смыслы, тайны божественной воли. Если западный человек стремится к изменению мира, то восточный человек стремится к изменению себя как части высшего замысла. Человек Востока должен был прежде всего уметь внимать; разумным считался прежде всего то, кто покорно следует советам старших. Во многих текстах – шумерских, египетских, истинно мудрый называется «внимающим», «внимательным»; в языке шумеров «разум» и «ухо» – одно слово.
Добродетелью Востока считалось углубление в древние этико-философские трактаты в поисках скрытых смыслов. Жизнь регламентировалась предписаниями, которые передавались от поколения к поколению. На Востоке авторитет человека читающего был необыкновенно высок; «учитель», «ученый-книжник»,»последователь», «правильный толкователь» неизменно вызывал благоговение. Вместе с тем развитие книжной культуры и чтения как его составной части в каждой цивилизации Древнего Востока имело своеобразие.
Шумер: зарождение чтения и письма
Шумеры представляют во многих отношениях один из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества. Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии (Месопотамия – страна, где возникла древнейшая цивилизация, просуществовавшая около 25 веков, начиная со времен создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 г. «Месопотамия» дословно означает «земля между реками» – Тигром и Ефратом).
Начало успехов в изучении шумерской цивилизации связано с серединой XIX века: именно в это время было доказано существование Шумер и шумерского языка. С конца XIX столетия весь ученый мир признает шумерологию областью науки и определение «шумерский» принимается повсеместно для обозначения истории, языка и культуры этого народа.
Считается, что именно шумерам мир обязан изобретением письменности. Поскольку папирус в Шумере не рос и природного камня для резьбы не было, шумеры использовали для письма глиняные таблички размером от 2,4х2 до 37х22 см и толщиной 2,5 см. Форма их была различной: прямоугольная, цилиндрическая, призматическая: для бытовых надобностей и учебных целей обыкновенно использовались именно прямоугольные таблички. Тексты на них выдавливались костяной или тростниковой палочкой, затем плитки сушили или обжигали. Соответственно шумерская книга состояла из десятков пронумерованных глиняных таблиц. Стела, конус или цилиндр предназначались для прочтения богами и потомками, однако есть сведения и о том, что на конусах и призмах записывались и литературные произведения. Возможно использование такого громоздкого, статичного материала книги обусловило отсутствие в шумерском языке слова читать – табличку, стелу, цилиндр или призму шумеры «видят» или «слышат», если кто-то другой воспроизводит текст.
Изначально письменность шумеров носила пиктографический характер, которая затем под воздействием особенностей глины как писчего материала трансформировалась в клинопись. Шумеры знали три рода клинописи; есть предположение о том, что каждая из них представляет определенный язык (алфавитные письмена, слоги и идеографические знаки). Благодаря сохранившимся памятникам письменности, шумерские тексты впоследствии использовали составители книг Ветхого завета, греческие филологи из Александрии, книжники сирийских монастырей и арабо-мусульманских университетов. Известны они были и в Иране, и в средневековой Индии. В Европе Средних веков и эпохи Возрождения «халдейская премудрость» (халдеями древние греки называли астрологов и врачей из Месопотамии) была в большом почете.
Письменность и образование изменили отношение людей друг к другу: родство кровное дополнилось родством духовным на основе принадлежности людей к одной письменной традиции и связанной с ней ценностной системе.С помощью письменности в Шумерах был налажен учет имущества и контроль за производством, стало возможным планирование хозяйства, появилась устойчивая система образования, увеличился объем культурной памяти. Сохранились тексты, где шумеры скрупулезно учитывали все виды выполненных работ, передачу различных товаров и продуктов, фиксировали поголовье скота и т. д. ; регулярный «учет и контроль» пронизывал весь жизненный уклад шумеров. Шумеры считали, что нет таких предметов, которым не нужна была опись которые не нужно было измерять и взвешивать. Особенно внимательно фиксировались сделки купли-продажи». Это свидетельствует о том, что шумеры стремились все назвать, учесть, сосчитать и объединить в реестр.
О том, что читали и писали в Шумерах, мы знаем благодаря глиняным табличкам, сохранившимся в библиотеках Ниппура, Ура и Ларсы, которые были открыты при школах писцов и всемирно известной сокровищнице древневосточной культуры – библиотеке царя Ашшурбанипала в Ниневии. Древние тексты, запечатленные на глиняных табличках, свидетельствуют о том, что шумеры письменно фиксировали предметы, необходимые для храмового обмена, дары, предназначавшиеся божеству. Как правило, они подкреплялись оттиском цилиндрической печати. Кроме того, составлялись династические списки, перечни предзнаменований (их охотно использовали жрецы), списки наиболее употребительных юридических терминов и формул, астрономические наблюдения, сведения о войнах, природных катаклизмах – результат практических знаний и накопленного опыта.
Благодаря древним памятника письменности стало известно, что в глубокой древности шумеры занимались преимущественно материально-практическим освоением мира; соответственно они читали таблички, содержавшие практически полезные знания. Было найдено много табличек с советами сельскохозяйственного характера; один из наиболее известных документов такого рода – трактат «Календарь земледельца», который, по свидетельству историков, был очень популярен у шумеров.
Сохранилось немало практически полезной литературы и о возделывании садов и огородов, виноградников. Об отношении к интеллектуальному потенциалу земледельческого труда, его значимости свидетельствует шумерская пословица «Не быть пастуху землепашцем». Сохранились и таблички, связанные со скотоводством и птицеводством; в них рассказывалось о разведении крупного рогатого скота, домашней птицы, охране стад, производстве продуктов животноводства и т. д. Среди наиболее уважаемых животных были бык (символ силы и плодовитости) и баран – нужное и полезное в хозяйстве животное. Судя по записям на табличках, с глубочайшей древности осел славился своим упрямством, а вот собака почему-то воспринималась шумерами как злое, коварное, шкодливое, прожорливое, неряшливое существо.
Множество табличек посвящено ремесленному труду: ткачеству, обувному делу, обработке дерева и металла. Причем шумеры были очень внимательны к правильному выполнению тех или иных работ; тексты табличек свидетельствуют о том, что ими с удивительной точностью регламентировались и нормировались самые распространенные виды труда. Талант шумерских ремесленников, умение создавать полезные и прочные вещи ценились высоко. Об этом выразительно говорит изречение, посвященное людям, не сумевшим справиться со своей работой, а потому вынужденным бросить свою профессию: неумелый писец становится заклинателем; неумелый купец становится погонщиком; неумелый столяр становится прядильщиком; неумелый оружейник становится изготовителем серпов и т.д. Это говорит о том, что в Шумерах человек, плохо справлявшийся со совей работой, не пользовался уважением и опускался в своей трудовой деятельности на ступеньку ниже.
Текстов исторического содержания практически не было: шумеры были уверены в том, что мир в основном неизменен со времен его создания. Предполагалось, что все на земле принадлежит богам, а человек – лишь их слуга и исполнитель распоряжений и приказов, поэтому они и не считали себя творцами истории.
Поскольку у шумеров, как утверждают историки, не было исторического мышления и они не умели обобщать свои наблюдения, важным источником сведений об их жизни являются произведения устного народного творчества и зарождающаяся художественная литература. Среди древних произведений шумерской литературы известны эпические произведения, предсказания, пословицы, плачи, молитвы, школьные обучающие тексты, заговоры, заклинания, мифы, гимны, басни, поучения, пословицы, легенды, сказания, среди которых и знаменитое сказание о Гильгамеше – царе шумерского города Урука.
В шумерской культуре присутствовала и назидательная литература, которая включала пословицы, поговорки, поучения, диалоги-споры, басни и сценки из школьной жизни. Позже из этого материала были созданы целые композиции морально-этического характера, из которых наиболее известны «Поучения Шуруппака» и «Премудрые советы». В поучениях советы перемежались с различного рода запретами на магические действия – табу.
Все это говорит о том, что у шумеров была очень развита документная коммуникация, и они многое осваивали благодаря чтению. Соответственно в обществе были востребованы образованные люди, которые умели считать и писать. Кроме того, они были необходимы в системе управления государственной машиной, централизованным хозяйством, во всех видах управленческой деятельности, садоводстве, кузнечном деле, производстве металлов и т. д.
Наиболее активно пользовались произведениями письменности жрецы (среди них были и жрицы), которые первоначально воспринимались как посредники между богами о людьми, а затем, с разрастанием жреческого слоя, превратились в главенствующую силу общества, управляющую имуществом богов. Управляющим и духовным центром шумерской жизни был храм. Именно здесь на табличках записывались списки богов, религиозные тексты и хозяйственные отчеты. Это были своего рода записи «для памяти»: от кого и что поступило на склады храма, кому и что было выдано со складов.
Могущество жрецов определялось тем, что они много знали: различные запреты и повеления богов, искусство жертвоприношения и заклинаний. Жрецы проходили длительный курс обучения и владели практически всеми доступными шумерам отраслями знания: от счета времени, астрономии, которая помогла им делать предсказания, до музыки. Большая часть шумерских ученых, несомненно, происходила из наиболее образованного жреческого сословия. Жрецы зорко охраняли свои тайны, так как свое влияние в обществе они могли сохранить только благодаря усложнению культовых обрядов, путем закрепления в народе и у правителей убеждения в том, что лишь посвященные могут выступать посредниками между смертными и богами, только они могут отвратить злые силы, отогнать бесчисленных демонов. Видимо поэтому чтению в Шумере придавалось политическое значение.
Привилегированную общественную группу в Шумере представляли и писцы. которые трудились при храмах, дворцах фараонов, в школах и иных местах, связанных с управлением политической и хозяйственной жизнью.Умение красиво и быстро писать высоко ценилось в Шумере («нет ничего труднее искусства писца», «только тот настоящий писец, чья рука не отстает от уст» Причем писцы должны были не только уметь фиксировать мысли и события, но и разбираться в существе вопросов, которые они описывают.
Изложенное приводит к выводу, что в Шумере были востребованы образованные люди. Согласно традиции, молодые люди здесь наследовали должности и обязанности своих отцов, вместе с тем ряды служителей богов, писцов, чиновников пополнялись и за счет способных молодых людей, прошедших разные ступени приобщения к тайнам различных наук и овладевших практически полезными знаниями.
Для подготовки будущей элиты в Шумере были созданы школы: сначала они существовали при храмах, затем обрели статус светских заведений. Получали образование в этих школах преимущественно мальчики из зажиточных семей (об обучении девочек сведений нет, хотя известно, что в Шумере встречались весьма образованные жрицы). Обучение было длительным (шумерские дети учились в школах примерно с пяти до двадцати лет), дорогостоящим и потому недоступным для всех; иногда специальным разрешением царя в школу записывались и дети незнатных фамилий.
Основными целями обучения были запоминание на слух и повторение, умение читать и считать (чтение и счет обозначались одним глаголом), переводить устную речь с одного языка на другой. Кроме того, требовалось знание основных распевов и умение руководить хором. Однако главным все же было обучение чтению и письму; изначально школа была нацелена на подготовку писцов, которых в древнем Шумере достигало нескольких тысяч.
Одним из важнейших средств обучения были тексты, выполненные на глиняных табличках. Это были учебные тексты с упражнениями, которые выполнялись во время уроков. Были найдены таблички с перечнем имен богов, всевозможных рыб и растений, перечислениями должностей и званий. Использование двуязычных (шумеро-аккадских) словарей, табличек с первыми методическими пособиями (словарями, хрестоматиями) помогало лучшему пониманию древних текстов, способствовало обогащению словарного состава. Чтение объявлений, документов, писем облегчалось тем, что при их составлении употреблялся ряд повторяющихся речевых оборотов и формул. Заучивание учеником названий предметов, терминологии некоторых профессиональных групп – жрецов, ювелиров, пастухов, корабельщиков, также значительно ускоряло процесс чтения, развивало память читателя, способствовало лучшему пониманию текста. В наставлениях ученикам встречаются призывы не только быть внимательными при чтении, но и выявлять главное в текстах, понимать значение слов.
Шумерская школа не только обучала, но и воспитывала. Для нерадивых учеников предусматривался персонал, «владеющий хлыстом» – болтовня, леность, непослушание немедленно пресекались. О том, какое значение в Шумерах придавалось образованию, говорит наставление отца сыну:
Послушай, будь же мужчиной. Не стой на площадях, не разгуливай по садам. Когда идешь по улице, не гляди по сторонам. Будь почтителен, трепещи перед своим наставником. Когда наставник увидит в глазах твоих страх, он полюбит тебя… Ты, бродящий без дела по людным площадям, хотел бы ты достигнуть успеха? Тогда взгляни на поколения, которые были до тебя. Ступай в школу, это принесет тебе благо.
Наиболее успешно прошедший курс обучения молодой шумер мог рассчитывать на высокую должность, почет и богатство. Многие дошедшие до нас тексты, благодаря которым мы имеем представление и шумерской культуре, составлялись именно школьными и храмовыми писцами. Со временем шумерские школы стали очагами культуры и шумерского знания, в них формировался тип универсального «ученого» — специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по богословию, ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике.
Таким образом, Шумер был государством достаточно развитой письменной культуры и развитыми практиками чтения. Шумерские библиотеки как учреждения, изначально нацеленные на сбор и хранение документов, предпринимали усилия для преодоления трудностей, связанных с чтением. Они не только хранили множество глиняных табличек с древними картами, литературными текстами, работами по математике, сельскому хозяйству, и другим отраслям знаний, но занимались систематизацией литературы, что облегчало ее поиск В библиотеке ассирийского царя были обнаружены Ашшурбанипала «книги»-таблички, которые хранились в специальных кувшинах, на которых обозначалось место хранения книги; это указывает на попытку устранения трудностей, связанных с поиском необходимой литературы. Создание «библиографических списков», «библиотечных каталогов», в которых применяли понятные шумерам принципы систематизации литературы, было первым в мире опытом облегчения читателю пользования книгами. Все это позволяет с известной долей допущения считать Шумер местом зарождения письменности, библиотек, чтения и попыток организации читательской деятельности, придания ей определенной системы.
Чем прежде всего было вызвано появление шумерской письменности
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Шумерская клинопись
Когда-то, несколько тысяч лет назад, реки Тигр и Евфрат не сливались в одно устье, а впадали в Персидский залив раздельно. Постепенно отложения ила, который несли обе реки, нарастали, поднимались из воды островами, соединялись друг с другом. Суша все больше вдавалась в залив. Наконец, образовалась общая дельта Тигра и Евфрата. Большие наносы плодородного ила накопились и в самой долине Междуречья (Месопотамия).
Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели – шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом.
Жизнь и плодородие приносила вода. Она же была и бедой. На севере Месопотамии воды мало. Разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обеим сторонам рек. В большей части долины – вечная засуха.
В низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много, летом стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди. И после них степь покрывается растительностью. Но снова приходит лето с жаркими ураганами, и цветущий луг превращается в пустыню. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, строить каналы и запасные резервуары. А в низовьях приходилось ежегодно осушать болота, чтобы обеспечить себе пропитание. Занятие земледелием и заставило шумеров составлять календари сельских работ.
Строить каналы было не под силу одной семье и даже одному роду. В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель – «патеси», или «энси». Он имел большую власть, по его приказу тысячи людей сгонялись на постройки.
В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды. Писали тоже на глиняных табличках.
Из глины шумеры делали лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце «писали». Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Поэтому в месте нажима углубление получалось глубже и шире. А там, где палочку легким движением оттягивали от места нажима, углубление получалось уже и мельче. Получался клин.
Клинопись – писать клиньями. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.
Первоначально это были простые рисунки. Трехдневное путешествие по воде для охоты, во время которой было убито три оленя, можно было изобразить лодкой над волнистой линией под тремя солнцами, нарисовать трех оленей вверх ногами. Это пиктография.
Но постепенно для важнейших предметов и понятий выработались специальные рисунки. Каждый рисунок изображал предмет и закреплялся за одним или несколькими словами. А каждое слово имело свое звучание. И стали выражать рисунком не только понятие или предмет, но и всякую группу звуков, соответствующую данному слову.
Появились слоги. Словесно-слоговое письмо. Существовало долго, т.к. было удобно. Несмотря на большую сложность клинописной грамоты, читать ее, зная языки аккадский и шумерский, было не так уж трудно. Знаков, используемых постоянно, было около трехсот. Специальные учебники – «силлабарии» содержали списки шумерских знаков с объяснением их произношения и значения и списки грамматических форм. Такие силлабарии нужно было заучивать. Они служили словарями.
А вот и наши «шумерские записи»:
Шумеро-аккадское письмо и клинописные производные
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |
(Prehistory.It). | (Prehistory.It). |
Родственные или производные пиктографии
Пиктографии Центральной Азии
Жаркутанские пиктограммы
| |
Свидетельства упрощенного письма были найдены на археологических памятниках Сурхандарьинской области, относящихся к периоду Бактрийской государственности (5-6 века до н.э.).
Письмо Древней Месопотамии (протоклинопись)
| |
(C) Lawrence Lo (Ancient Scripts) |
Протошумерское (допотопное?) рисуночное письмо
| |
Все надписи даже на самых ранних из известных нам глиняных дощечек представляют собой образцы настоящей письменности словесно-слогового типа. В археологических слоях, расположенных ниже тех, где были найдены самые ранние глиняные дощечки, вообще не обнаружено видимых следов какой-либо письменности или протописьменности. Однако облик знаков, содержащихся на самых ранних дощечках, обнаруженных в городище Варка (древний Урук) на юге Вавилонии и опубликованных в 1936 А.Фалькенштейном, весьма отличен от более поздних клинописных знаков. Первые внешне являются несомненными пиктограммами, в которых легко узнаются рисунки голов и других частей тела человека и животных, рисунки птиц, рыб, растений, кувшинов, солнца, звезд и т.д. Эти изображения, часто называемые протошумерскими иероглифами или протоклинописью, наносились на глину путем проведения по ней острием палочки – вместо выдавливания в ней клинообразных значков, как это стали делать позже. Другие знаки к тому времени уже утеряли какой бы то ни было рисуночный характер, который, возможно, был присущ им до этого.
Прошло еще немного времени, и вскоре уже все знаки клинописи утратили пиктографический характер. Ранние знаки, в которых угадываются рисунки, все носят очень незамысловатый характер; предметы воспроизведены в них самым экономичным образом, почти без деталей.
То, как звучали знаки клинописи, определяется на основании различных данных. Сами древние народы составляли списки знаков и словари, где содержатся полезные для нас ключи. Древние греки записывали звучание, которое они слышали, с помощью букв своего алфавита. Очень важно также, что аккадский язык близкородствен другим семитским языкам – таким, как арабский и иврит, на которых говорят и поныне. Все это помогает установить звучания многих знаков, а из них, равно как и из других признаков, можно вывести произношение большинства шумерских слов.
Шумерская иероглифическая письменность
|
Шумерская письменность носит словесно-слоговой характер. В её основе лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие (концепт), и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало 1000. Постепенно их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только логограммами. При чтении в каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил одно определённое слово, и идеограмма становилась логограммой, то есть знаком для слова с его конкретным звучанием.
Так как рисуночный знак выражал чаще всего не одно понятие, а несколько понятийно связанных словесных значений, то логограммы могли относиться к ассоциативно связанным объектам (например, знак звезды для dingir- ‘бог’, изображение ноги для gub- ‘стоять’, du-, re6-, ra2- ‘идти’, gen- ‘быть твёрдым’, tum2- ‘приносить’). Наличие знаков, выражавших более одного слова, создавало полифонию. С другой стороны, в шумерском имелось большое количество омонимичных слов — омофонов, видимо, различавшихся только музыкальными тонами, специфически не отражавшимися в графике. В результате получается, что для передачи одной и той же последовательности согласных и гласных может иметься до десятка разных знаков, различающихся не в зависимости от звучания слова, а от его семантики. В шумерологии (здесь используется наиболее удобная система Даймеля) при транслитерации таких ‘омофонов’ приняты следующие обозначения: du, du2, du3, du4, du5, du6, и т. д., в порядке примерной частотности.
В шумерском языке существовало много односложных слов, поэтому оказалось возможным использовать логограммы, передающие подобные слова, для чисто фонетической передачи слов или грамматических показателей, которые не поддавались воспроизведению непосредственно в виде рисуночного знака-идеограммы. Таким образом, логограммы начинают применяться как силлабограммы. Любое шумерское слово в форме чистой основы передаётся идеограммой-логограммой, а слово с грамматическими формантами посредством знака-идеограммы для основы слова и знаками-силлабограммами (в слоговом значении) для формантов. Гласные форманты, выступающие в виде суффиксов, выполняют при этом и роль фонетических комплементов, поскольку повторяя последний согласный основы, указывают на чтение знака-идеограммы, например, знак ‘нога’ с последующим знаком ‘ba’ следует читать gub-ba /guba/ ‘стоящий’, ‘поставленный’
Как видим, знаки тождественны аккадским (отсутствуют только esh и ‘a). Взяты ли они напрямую из аккадского письма или через промежуточную хаттскую клинопись? Как и в аккадской клинописи, на письме не передаются фонемы V или W.
Согласная | Ca | Ce | Ci | Cu | aC | eC | iC | uC |
(Только гласная) | ||||||||
K G | (нет eg, ek) | |||||||
Q | (нет aq) | (нет eq) | (нет iq) | (нет uq) | ||||
P B | ||||||||
T D | (нет de) | |||||||
M | (нет em) | |||||||
N | ||||||||
S | as, az, ass | (нет es) | is, iz, iss | (нет us) | ||||
Z | (нет ez) | (нет uz) | ||||||
SS | (нет ess) | (нет uss) | ||||||
SH | (нет esh) | |||||||
H | (нет eh, ih) | |||||||
L | ||||||||
R | (нет er) | |||||||
Y | (нет ye, yi) | (нет yu) | (нет ay) | (нет ey, iy) | (нет uy) |
Ресурсы с корпусами хеттских клинописных текстов:
Хуррито-урартские клинописи
Клинописные системы неаккадского происхождения
Ряд клинописных систем не являются по-происхождению месопотамскими. Они произошли от собственных рисуночных письменных систем, преобразованных в клинопись для написания на глиняных табличках. Это, в первую очередь, относится к угаритскому алфавиту. Так же это может относится к эламской и древнеперсидской клинописям.
Древнеперсидская клинопись
Письменность состоит из 41 знака — 36 фонограмм и 5 логограмм, а также включает 1 словоразделительный знак.
Дешифрована в XIX в. немецким учителем Г. Ф. Гротефендом и английским дипломатом Г. К. Роулинсоном.
Одни считают, что персидско-ахеменидское письмо нововавилонского происхождения. Другие полагают, что древнеперсидские клинописные знаки не похожи на аккадские. [Может быть прообразом послужила собственная рисуночная письменность? И интересно, связана ли она с угаритским клинописным алфавитом?]
- чем предусмотрено штатное расписание
- чем прежде всего обусловливается большая занятость педагога