чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

Правовое обеспечение ИС

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главная цель правового обеспечения – укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и др. нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

Правовое обеспечение — это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Источник

Учебная тема:Правовое обеспечение АИС

Правовое обеспечение информационных систем.

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.В состав правового обеспечения входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

На стадии разработки информационной системы — нормативные акт, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика информационной системы, правовое регулирование различных отклонений процесса разработки информационной системы, обеспечение процесса разработки различными видами ресурсов. На этапе функционирования — определение статуса и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления, права и обязанности персонала, процедуры и порядок сбора и обработки информации, порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств, порядок создания и внедрения математического и программного обеспечения.

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет:

1. статус информационной системы;

2. права, обязанности и ответственность персонала;

3. правовые положения отдельных видов процесса управления;

4. порядок создания и использования информации и др.

Лингвистическое обеспечение — совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупностью терминов, используемых в информационной системе.

Лингвистические обеспечение включает в себя:

1. информационные языки для описания структурных единиц информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т. п.);

2. языки управления и манипулирования данными;

3. языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;

4. систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы, и т. п.

Источник

Чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

Аннотация: в статье определяется понятие информации и формы её существования. Рассматриваются структура правовой защиты и правовые режимы доступа к информации, а так же законодательный и локальный уровни правового обеспечения информации и функционирования корпоративных информационных систем в РФ.
Скачать: PDF (статья), PDF (выпуск №8).
Ключевые слова: правовое обеспечение информации, правовая защита информации, информационные системы, правовое обеспечение информации, правовая защита информации, информационные системы, законодательный уровень информационных систем, локальный уровень информационных систем, персональные данные, информационная безопасность, стандарты информационной безопасности, ответственность в информационной сфере, законодательный уровень информационных систем, локальный уровень информационных систем, персональные данные, информационная безопасность, стандарты информационной безопасности, ответственность в информационной сфере.

1. Общие положения

Информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [1]. Объектом правового регулирования могут быть конкретные формы существования информации:

Интерес к вопросам защиты информации повышается, что связано с возрастанием роли информационных ресурсов в конкурентной борьбе, расширением использования сетей, а, следовательно, и несанкционированного доступа к хранимой и передаваемой информации. Правовая защита информации как ресурса признана на международном, государственном уровне и регулируется соответствующими законодательными и правовыми нормами государств и внутренними регламентами организаций разработчиков/пользователей. Структура правовой защиты показана на рис.1.

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

Рис. 1. Структура правовой защиты

На стадии накопления и преобразования информации и формирования информационных ресурсов действует соответствующий раздел информационного права (правового обеспечения), включающий следующие направления:

Множество информационных объектов информационного права подразделяется на две категории – общедоступные и с ограниченным доступом. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не может быть ограничен в соответствии с действующим законодательством (например, информация о состоянии окружающей среды, деятельности государственных органов и т.п.). В свою очередь, информация с ограниченным доступом считается конфиденциальной, включая государственную, служебную, профессиональную (банковская, нотариальная и т.п.), коммерческую тайны, персональные данные и другие виды тайн.

Информация из любой области знаний и деятельности в принципе является открытой и общедоступной, если законодательством не предусмотрено ограничение доступа к ней в установленном порядке. Законами РФ определены режимы доступа к информационным ресурсам и порядок их использования (рис.2).

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

Рис. 2. Правовые режимы доступа к информации

Обладателем информации в Российской Федерации могут выступать как физические и юридические лица, так и субъекты РФ, муниципальные образования и Российская Федерация. Обладатель вправе самостоятельно разрешать или ограничивать доступ к своей информации. Информационные системы (ИС) по масштабу подразделяются на следующие группы:

Одиночные ИС реализуются на автономном персональном компьютере. Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью так называемых настольных или локальных систем управления базами данных (СУБД). Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access.

Групповые ИС ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных (называемые также SQL-серверами) для рабочих групп. Существует довольно большое количество различных SQL-серверов, как коммерческих, так и свободно распространяемых. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix.

Корпоративные ИС (КИС) ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.

Правовое обеспечение функционирования информационных систем – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения функционирования информационных систем, в том числе и корпоративных, является укрепление законности использования информационных ресурсов, обеспечение информационной безопасности отдельных граждан, предприятий, организаций и в целом национальной безопасности страны. Регулирует отношения, возникающие при:

Правовое обеспечение функционирования информационных систем в Российской Федерации осуществляется путем законодательной поддержки на государственном уровне (законодательный уровень) и на уровне договорных отношений разработчика и заказчика в рамках заключаемых договоров на разработку и создание информационных систем (локальный уровень). Исходя из чего, в правовом обеспечении функционирования информационных систем в РФ можно выделить:

В состав правового обеспечения законодательного уровня входят: Конституция РФ, законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти [2].

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы (локальный уровень) включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика ИС и правовым регулированием отклонений от договора; внутренние стандарты, а также регламенты информационной безопасности организации. Регулирование вопросов правового обеспечения этапов разработки и функционирования информационной системы (локальный уровень) включает в том числе:

На отношения в информационной сфере локального уровня распространяются нормы административного, гражданского, уголовного, трудового законодательства РФ.

2. Законодательный уровень правового обеспечения информации и функционирования корпоративных информационных систем в РФ

В табл. 1 приведены статьи из Конституции Российской Федерации о нормах, связанных с информацией.

Табл. 1. Нормы, связанные с информацией

Содержание статьи Конституции РФ

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Условная классификация национальных правовых актов в информационной сфере приведена в табл. 2. Следует использовать в работе нижеуказанные ФЗ и нормативные акты в последней их редакции.

Табл. 2. Законодательство РФ в информационной сфере

Основные законодательные акты

Основы информационной безопасности

Обеспечение электронного документооборота

Правовые режимы доступа к информации, различные виды тайн

Производство и использование систем защиты информации

Защита авторских и имущественных прав разработчиков информационных систем

Характеристика основных национальных правовых актов РФ в информационной сфере приведены в табл. 3 и 4.

Табл. 3. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

Принципы правового регулирования

Законодательная база правового регулирования

Ответственность за правонарушения

Дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Табл. 4. ФЗ «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006 г.

Принципы правового регулирования

Законодательная база правового регулирования

Ответственность за правонарушения

Регулируются: отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами местного самоуправления, иными муниципальными органами юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Кроме того, порядок использования информационных технологий и средств защиты информации в процессе создания информационных ресурсов в Российской Федерации регламентируется:

Нарушение требований законодательства РФ в области информационных ресурсов и информационных технологий влечет за собой административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность как отдельных физических лиц и работников организаций, так и организаций разработчиков/пользователей информационных систем (юридических лиц).

Иерархия соблюдения нормативных правовых актов, стандартов и регламентов в области информационной безопасности в РФ показана на рис.3.

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

Рис. 3. Иерархия стандартов и регламентов информационной безопасности

2.1. Административная ответственность в информационной сфере

Определена гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ:

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

Административно-правовые санкции установлены, кроме того (гл. 5 КоАП) «Административные правонарушения, посягающие на права граждан»), за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

2.2. Гражданско-правовая ответственность в информационной сфере

Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РФ и информационного законодательства, так согласно п. 3 ст. 969 ГК РФ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

Гражданско-правовую ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства.

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств.

2.3. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере

Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, зашиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за информационные преступления. В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема информационных отношений, подлежащих специальной охране, выделены отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28 УК РФ, где содержатся нормы, объявляющие общественно опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение. Такие нормы появились в российском законодательстве впервые. К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации и информационных систем (Уголовный кодекс РФ (гл. 28):

Практически все подобные преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям. Уголовная ответственность предусмотрена также и за сбор и использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 и 180 УК РФ).

3. Локальный уровень правового обеспечения информации и функционирования корпоративных информационных систем в РФ

Локальный уровень правового обеспечения функционирования корпоративных информационных систем представлен двумя группами документов:

Обеспечение информационной безопасности организации может быть регламентировано следующими документами:

Правовое обеспечение договорных взаимоотношений разработчика и заказчика информационных систем регулируется гражданским законодательством РФ (ГК РФ) и внутренними регламентами организации.

Правовое регулирование договоров по купле/продаже, созданию и сопровождению информационных систем осуществляется путем регламентирования порядка заключения договоров, исполнения сторонами принятых на себя обязательств, а также ответственности за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение таких обязательств.

В соответствии со ст. 422 ГК РФ Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. После того как стороны определили свои обязательства, оговариваются меры, которые может предпринять каждая из сторон для защиты своих интересов, если другая не выполнила своих обязательств. Когда речь идет о последствиях нарушения договора, в первую очередь имеют в виду предусмотренные законом меры ответственности. Общие положения об ответственности содержатся в гл. 25 ГК РФ. Они должны применяться с учетом положений ст. 15 ГК РФ о возмещении убытков и ст. 330-333 ГК РФ о неустойке. Закон предусматривает гражданско-правовую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в виде:

Рассмотрение споров по договорам, в том числе в сфере купли/продажи, созданию и сопровождению информационных систем между юридическими и физическими лицами, в соответствии с гражданским законодательством РФ возможно двумя способами:

В случае не урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке спор разрешается в арбитражном суде по месту нахождения ответчика.

Кроме того, порядок заключения, сопровождения и сдачи работ по договорам купли/продажи информационных систем; созданию, сопровождению и пользованию ИС может/должен регламентироваться внутренними локальными правовыми актами организации в виде приказов, положений, регламентов и других внутренних распорядительных документов, которые подлежит обязательному исполнению сотрудниками/работниками организации разработчика/пользователя ИС.

Источник

Чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Смотреть картинку чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Картинка про чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системы. Фото чем представлено правовое обеспечение в структуре информационной системыОбзор документа

Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 “Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации”

В целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Доктрину информационной безопасности Российской Федерации.

2. Признать утратившей силу Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль
5 декабря 2016 года
№ 646

Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646)

I. Общие положения

1. Настоящая Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

2. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:

3. В настоящей Доктрине на основе анализа основных информационных угроз и оценки состояния информационной безопасности определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

4. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5. Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, а также других документов стратегического планирования в указанной сфере.

6. Настоящая Доктрина является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

II. Национальные интересы в информационной сфере

7. Информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства. Их эффективное применение является фактором ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества.

Информационная сфера играет важную роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

8. Национальными интересами в информационной сфере являются:

а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;

г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;

д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

9. Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации.

III. Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности

10. Расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые информационные угрозы.

Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.

При этом практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз.

11. Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.

Одновременно с этим усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

12. Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий.

Отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности.

Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

13. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры.

14. Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее.

15. Состояние информационной безопасности в области обороны страны характеризуется увеличением масштабов применения отдельными государствами и организациями информационных технологий в военно-политических целях, в том числе для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных на подрыв суверенитета, политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников и представляющих угрозу международному миру, глобальной и региональной безопасности.

16. Состояние информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности характеризуется постоянным повышением сложности, увеличением масштабов и ростом скоординированности компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, усилением разведывательной деятельности иностранных государств в отношении Российской Федерации, а также нарастанием угроз применения информационных технологий в целях нанесения ущерба суверенитету, территориальной целостности, политической и социальной стабильности Российской Федерации.

17. Состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран.

18. Состояние информационной безопасности в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок и недостаточным кадровым обеспечением в области информационной безопасности, а также низкой осведомленностью граждан в вопросах обеспечения личной информационной безопасности. При этом мероприятия по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры, включая ее целостность, доступность и устойчивое функционирование, с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции зачастую не имеют комплексной основы.

19. Состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве.

Существующее в настоящее время распределение между странами ресурсов, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет», не позволяет реализовать совместное справедливое, основанное на принципах доверия управление ими.

Отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, а также механизмов и процедур их применения, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

IV. Стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности

20. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

21. В соответствии с военной политикой Российской Федерации основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области обороны страны являются:

а) стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий;

б) совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включающей в себя силы и средства информационного противоборства;

в) прогнозирование, обнаружение и оценка информационных угроз, включая угрозы Вооруженным Силам Российской Федерации в информационной сфере;

г) содействие обеспечению защиты интересов союзников Российской Федерации в информационной сфере;

д) нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.

22. Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры.

23. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются:

а) противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации;

б) пресечение деятельности, наносящей ущерб национальной безопасности Российской Федерации, осуществляемой с использованием технических средств и информационных технологий специальными службами и организациями иностранных государств, а также отдельными лицами;

в) повышение защищенности критической информационной инфраструктуры и устойчивости ее функционирования, развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления, повышение защищенности граждан и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных информационно-техническим воздействием на объекты критической информационной инфраструктуры;

г) повышение безопасности функционирования объектов информационной инфраструктуры, в том числе в целях обеспечения устойчивого взаимодействия государственных органов, недопущения иностранного контроля за функционированием таких объектов, обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации, а также обеспечение безопасности информации, передаваемой по ней и обрабатываемой в информационных системах на территории Российской Федерации;

д) повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления;

е) повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействия таким правонарушениям;

ж) обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и распространения, в том числе за счет повышения защищенности соответствующих информационных технологий;

з) совершенствование методов и способов производства и безопасного применения продукции, оказания услуг на основе информационных технологий с использованием отечественных разработок, удовлетворяющих требованиям информационной безопасности;

и) повышение эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации;

к) нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

24. Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются сведение к минимально возможному уровню влияния негативных факторов, обусловленных недостаточным уровнем развития отечественной отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности, а также повышение объемов и качества оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности.

25. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются:

а) инновационное развитие отрасли информационных технологий и электронной промышленности, увеличение доли продукции этой отрасли в валовом внутреннем продукте, в структуре экспорта страны;

б) ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок, а также производства продукции и оказания услуг на их основе;

в) повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработку, производство и эксплуатацию средств обеспечения информационной безопасности, оказывающих услуги в области обеспечения информационной безопасности, в том числе за счет создания благоприятных условий для осуществления деятельности на территории Российской Федерации;

г) развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов, обеспечение потребности внутреннего рынка в такой продукции и выхода этой продукции на мировой рынок.

26. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования является поддержка инновационного и ускоренного развития системы обеспечения информационной безопасности, отрасли информационных технологий и электронной промышленности.

27. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования являются:

а) достижение конкурентоспособности российских информационных технологий и развитие научно-технического потенциала в области обеспечения информационной безопасности;

б) создание и внедрение информационных технологий, изначально устойчивых к различным видам воздействия;

в) проведение научных исследований и осуществление опытных разработок в целях создания перспективных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности;

г) развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;

д) обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности.

28. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства является формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве.

29. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства являются:

а) защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики, направленной на реализацию национальных интересов в информационной сфере;

б) участие в формировании системы международной информационной безопасности, обеспечивающей эффективное противодействие использованию информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, а также в террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целях;

в) создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве;

г) продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции Российской Федерации, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере;

д) развитие национальной системы управления российским сегментом сети «Интернет».

V. Организационные основы обеспечения информационной безопасности

30. Система обеспечения информационной безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

31. Система обеспечения информационной безопасности строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере с учетом предметов ведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, определяемых законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

32. Состав системы обеспечения информационной безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

33. Организационную основу системы обеспечения информационной безопасности составляют: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации, Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, межведомственные органы, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач по обеспечению информационной безопасности.

Участниками системы обеспечения информационной безопасности являются: собственники объектов критической информационной инфраструктуры и организации, эксплуатирующие такие объекты, средства массовой информации и массовых коммуникаций, организации денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сфер финансового рынка, операторы связи, операторы информационных систем, организации, осуществляющие деятельность по созданию и эксплуатации информационных систем и сетей связи, по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, организации, осуществляющие образовательную деятельность в данной области, общественные объединения, иные организации и граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в решении задач по обеспечению информационной безопасности.

34. Деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности основывается на следующих принципах:

а) законность общественных отношений в информационной сфере и правовое равенство всех участников таких отношений, основанные на конституционном праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

б) конструктивное взаимодействие государственных органов, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности;

в) соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;

г) достаточность сил и средств обеспечения информационной безопасности, определяемая в том числе посредством постоянного осуществления мониторинга информационных угроз;

д) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации.

35. Задачами государственных органов в рамках деятельности по обеспечению информационной безопасности являются:

а) обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в информационной сфере;

б) оценка состояния информационной безопасности, прогнозирование и обнаружение информационных угроз, определение приоритетных направлений их предотвращения и ликвидации последствий их проявления;

в) планирование, осуществление и оценка эффективности комплекса мер по обеспечению информационной безопасности;

г) организация деятельности и координация взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности, совершенствование их правового, организационного, оперативно-разыскного, разведывательного, контрразведывательного, научно-технического, информационно-аналитического, кадрового и экономического обеспечения;

д) выработка и реализация мер государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность в данной области.

36. Задачами государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности являются:

а) укрепление вертикали управления и централизация сил обеспечения информационной безопасности на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне объектов информатизации, операторов информационных систем и сетей связи;

б) совершенствование форм и методов взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности в целях повышения их готовности к противодействию информационным угрозам, в том числе путем регулярного проведения тренировок (учений);

в) совершенствование информационно-аналитических и научно-технических аспектов функционирования системы обеспечения информационной безопасности;

г) повышение эффективности взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности.

37. Реализация настоящей Доктрины осуществляется на основе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. В целях актуализации таких документов Советом Безопасности Российской Федерации определяется перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу с учетом положений стратегического прогноза Российской Федерации.

38. Результаты мониторинга реализации настоящей Доктрины отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Обзор документа

Утверждена новая Доктрина информационной безопасности России.

Определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности.

Проанализированы основные информационные угрозы. Дана оценка состоянию информационной безопасности.

Отмечается, что практика внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности существенно повышает вероятность проявления информационных угроз.

На состояние информационной безопасности влияет, в частности, тот факт, что некоторые зарубежные страны наращивают возможности информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях. Усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских госорганов, научных организаций и предприятий ОПК.

Отмечается тенденция к увеличению в иностранных СМИ объема материалов с предвзятой оценкой отечественной госполитики. Российские СМИ зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации.

Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия. Возрастают масштабы компьютерной преступности.

Приводятся основные направления обеспечения информационной безопасности в области обороны, государственной и общественной безопасности, в экономической сфере, в области науки, технологий и образования, стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Состав системы обеспечения информационной безопасности определяется Президентом РФ. Совбезом России устанавливается перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу.

Результаты мониторинга реализации доктрины отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совбеза Президенту РФ.

Прежняя Доктрина информационной безопасности России, утвержденная в 2000 г., признана утратившей силу.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *