чем повышается опорная устойчивость автолестниц при установке на месте пожара
Требования правил по охране труда при работе с автолестницей (коленчатым подъемником). Занятие
Требования правил по охране труда при работе с автолестницей
К управлению автолестницами и автоподъемниками допускаются водители, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице (автоподъемнике). Подготовка автолестницы (авто-подъёмника) к работе и порядок работы осуществляются в соответствии с инструкцией завода изготовителя и правил охраны труда.
Установка автолестниц должна производиться у зданий на расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого угла наклона.
Выдвижение автолестницы производится на 1,0 – 1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения и т.п.). После выдвижения на заданную длину автолестница должна быть посажена на замыкатели (где они имеются).
При работе с автолестницей, опёртой на строительные конструкции, двигатель необходимо выключить. При работе автолестницы, снабжённой люлькой, двигатель не выключается.
Водители автолестниц и автоподъёмников при работе на пожарах (учениях, занятиях) должны работать в касках.
При работе на автолестнице (автоподъёмнике) водитель обязан:
При перемене места работы, колена лестницы (стрелы автоподъёмника) укладываются в транспортное положение, опоры поднимаются, рессоры разблокируются, коробка отбора мощности отключается.
При использовании автолестницы (автоподъёмника) в качестве крана колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина груза вместе с массой тали не должна превышать величины, допускаемой заводом-изготовителем. Применяемые при работе стропы должны быть испытаны и иметь маркировку.
Подъём (спуск) людей по маршу автолестницы, при не прислонённой вершине и угле наклона до 50 град., разрешается только одному человеку, а при угле свыше 50 град. – одновременно не более двух человек. По прислонённой лестнице личный состав подразделений ГПС может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 метров, а при переносе тяжестей массой 100 – 120 кг – с интервалом не менее 8 метров. При этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.
Площадка, где устанавливается автолестница (автоподъёмник), должна иметь уклон не более 6 град., твёрдое покрытие или твёрдый грунт. При установке на мягком грунте под опорные диски подкладываются специальные подкладки, входящие в комплект автолестницы (автоподъёмника).
При работе пожарного ствола, закреплённого на вершине лестницы, должны выполняться требования:
При выполнении специальных работ по спасанию и защите людей, имущества, сосредоточении необходимых сил и средств, подаче огнетушащих веществ и иных работах с помощью автолестницы (автоподъёмника) запрещается:
При эксплуатации спасательного рукава учитывать возможность накопления зарядов статического электричества при спусках, особенно в нижней части спасательного рукава, влияющих на жизнь и здоровье спасаемых и страхующих.
При спуске эвакуируемых личный состав подразделений ГПС не должен допускать наличия у них острых предметов, которые могут вызвать повреждение спасательного рукава, а также ранение спасаемых при спуске.
С целью снижения воздействия статического напряжения электричества на людей необходимо обеспечивать следующие меры:
Запрещается эксплуатация спасательного рукава:
При использовании ППСУ запрещается:
Выписка из Инструкции по эксплуатации и хранению ППСУ-20
ВНИМАНИЕ! Соединительный шланг оснащен эжектором. Запрещается оставлять шланг, подсоединенным к штуцеру ППСУ после его наполнения, для исключения утечки воздуха из каркаса через отверстия эжектора!
При отсутствии баллона или недостатке в нем воздуха, для наполнения ППСУ до рабочего давления могут использоваться другие источники сжатого воздуха, например ресивер автомобиля.
Ручки, расположенные вверху, служат также для соединения, при необходимости, двух или более ППСУ между собой с помощью соединительных ремней, входящих в комплект ППСУ.
Ответ 2. Имеет электрофакельное устройство.
Ответ 3. Имеет подогреватель ПЖД-600.
Ответ 4. Имеет ведро и заливную горловину системы охлаждения.
Ответ 5. Нет правильного ответа
Позицией 1 на рисунке обозначен
Ответ 1. Распределительная камера
Ответ 2. Газоструйный вакуумный насос
Ответ 5. Гидроусилитель руля
Пожарные лестницы предназначены для:
Ответ 1. Для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий;
Ответ 2. Для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования;
Ответ 3. Для использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен
Ответ 4. Для передачи на ЦОУ сообщений о результатах разведки
Ответ 5. Нет правильных ответов
Пожарная автолестница ПМ-506 состоит из:
Ответ 1. Базовое шасси
Ответ 2. Аварийный привод, опорный контур
Ответ 3. Башенный механизм
Ответ 4. Комплект колен с лифтом
Ответ 5. Элементы пассивной и активной защиты от теплового воздействия
Пожарная автолестница ПМ-506 состоит из:
Ответ 1. Пульта управления
Ответ 2. Механизма выравнивания комплекта колен
Ответ 3. Переговорного устройства
Ответ 4. Устройства стратификации
Ответ 5. Сигнальных и блокирующих устройств
Вопрос №105. Принудительное складывание комплекта колен имеют автолестницы
Вопрос №106. Комплект колен автолестницы
Ответ 1. как правило, телескопический
Ответ 2. телескопический, но может иметь первое колено на шарнирном соединении
Ответ 3. Как правило, с шарнирным соединением
Ответ 4. Приставной
Ответ 5. Нет правильного варианта
Вопрос №107. Механизм выключения упругой подвески
Ответ 1. механизм выключения упругой подвески подтягивает мосты задней ведущей тележки к раме
Ответ 2. повышает устойчивость автолестницы при работе
Ответ 3. повышает устойчивость автомобиля при движении на поворотах
Ответ 4. повышает скорость выполнения маневров
Ответ 5. Уменьшает расход топлива
Вопрос №108. Аварийный привод автолестницы служит:
Ответ 1. Для приведения автолестницы в транспортное положение в случае выхода из строя основного насоса гидросистемы
Ответ 2. Для обеспечения выполнения маневров при заглушенном двигателе
Ответ 3. Для плавного и медленного движения колен
Ответ 4. Для стабилизации управляемых колес
Ответ 5. Для обеспечения быстроты выдвижения колен
Вопрос №109. На автолестнице ПМ-559 в качестве аварийного привода используется:
Ответ 1. Ручной привод
Ответ 2. Электромотор и насос
Ответ 3. Гидромотор и гидронасос
Ответ 4. Вакуумный насос
Ответ 5. Шиберный насос
Вопрос №110. На автолестнице ПМ-513 в качестве аварийного привода используется:
Ответ 1. Электродвигатель и насос
Ответ 2. Гидромотор и гидронасос
Ответ 3. Ручной привод
Ответ 4. Вакуумный насос
Ответ 5. Шиберный насос
Вопрос №111. В качестве привода выдвижения на автолестнице ПМ-506 используется:
Ответ 1. Лебедка с двумя тросами
Ответ 2. Лебедка с тремя тросами
Ответ 3. Гидроцилиндр с полиспастом
Ответ 4. Длинноходовый гидроцилиндр
Ответ 5. Лебедка с одним тросом
Вопрос №112. В качестве привода выдвижении на автолестнице ПМ-513 используется:
Ответ 1. Гидроцилиндр с полиспастом
Ответ 2. Лебедка с двумя тросами
Ответ 3. Лебедка с тремя тросами
Ответ 4. Длинноходовый гидроцилиндр
Ответ 5. Лебедка с одним тросом
Вопрос №113. При выдвижении комплекта колен:
Ответ 1. Все колена выдвигаются с одинаковой скоростью относительно земли
Ответ 2. Все колена выдвигаются с разной скоростью относительно земли
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Пожарная автолестница (АЛ)
Пожарная автолестница (АЛ) – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.
Работа пожарной автолестницы на пожаре
Предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
В жилом секторе, общественных зданиях и промышленных сооружениях пожары могут возникать на различных высотах. В соответствии с требованием руководящих документов, подъем на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения требуемых сил и средств, подачи огнетушащих веществ и выполнения других работ.
Подъем на высоту и спуск осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий, а также различных технических средств.
К техническим средствам спасания относятся спасательные рукава, веревки, трап, специальные и ручные пожарные лестницы. К этим средствам относятся и механизированные автолестницы и автоподъемники коленчатые.
Первое упоминание о создании механических пожарных лестниц в России изобретателем П. Дальгреном относится к 1778 году. В последующие годы разрабатывались механические чатырехколенчатые лестницы для конной повозки, длина которых не превышала 24 м.
С 1955 года начат промышленный выпуск автолестниц с механическим приводом, а с 1963 года – производство автолестниц с гидравлическим приводом. При этом АЛ-30 (ПМ 580) высотой 30 м известны почти в 50 странах мира. К концу второго тысячелетия в стране начато производство серии автолестницы высотой от 17 до 62 м на шасси ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ, «Татра».
Важно. Требования к пожарным автолестницам на настоящий момент изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Принцип работы автолестницы заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах рабочего поля.
Рабочее поле (зона досягаемости) автолестницы – это зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
Кроме того, грузоподъемность шасси и размеры автолестницы должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и было возможным устанавливать и маневрировать автолестнице и автоподъемника коленчатым у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6х6 или 6х4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.
Важно. Автолестницы приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 6° и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.
Назначение
Пожарные автолестницы предназначены для доставки расчета к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:
Устройство
Устройство пожарной автолестницы на примере АЛ-30(131)-21Л
1 – базовое шасси; 2 – опорные устройства; 3 – механизм выключения рессор; 4 – опорно-поворотный круг; 5 – поворотная рама; 6 – пакет колен лестницы
Основными конструктивными элементами автолестницы являются:
Все механизмы и устройства автолестницы обеспечивают:
Пакет колен – это основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения автолестницы.
Стрела (пакет колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все операции, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.
Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.
На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.
Люлька – это устройство, обеспечивающее эвакуацию людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара и устанавливаемое на вершине лестницы стационарно или быстросъемно.
Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.
Традиционно наибольшее распространение имеют автолестницы с высотой подъёма 30 метров, из которых самой массовой является модель ПМ-506 различных модификаций.
Типы (виды)
Классификацию автолестниц проводят по 3 критериям, это:
Два первых показателя взаимосвязаны. То есть чем большее количество колен, тем длиннее лестница. Но здесь есть и другой фактор, влияющий на ее длину. Это длина самих колен. Начнем с их количества. Современные пожарные автолестницы представлены тремя конструкциями: трех-, четырех- или шестиколенные.
Теперь, что касается длины каждой части. Здесь классификация также тройная. Если:
К длине лестницы на автомобиле специалисты подходят очень внимательно, проводя точные расчеты. Все дело в том, что чем длиннее лестничная конструкция, тем больше у нее масса. А это высокая вероятность опрокидывания всего оборудования вместе с автомобилем. К тому же всегда длина консоли, а именно это собой представляет автолестница, это высокие нагрузки на системы, узлы и детали, в которых создается напряжение, появляется вибрация, а соответственно и деформации (обычно прогибы).
Теперь что касается разновидностей приводов. Сегодня на автолестницах применяют следующие виды:
Все специалисты и пожарные сводятся в одном мнении – гидравлические приводы лучшие. Они удобны и проще в эксплуатации.
Типоразмеры
Автолестницу в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью выдвинутой лестницы, в соответствии с ГОСТ Р 52284-2004 следует изготовлять следующих типоразмеров:
Типоразмер | Высота подъема лестницы |
---|---|
АЛ 10-15 | 10-15 |
АЛ 16-20 | 16-20 |
АЛ 21-25 | 21-25 |
АЛ 26-31 | 26-31 |
АЛ 32-40 | 32-40 |
АЛ 41-52 | 41-52 |
АЛ 53-60 | 53-60 |
По заказу потребителя допускается изготовление автолестниц с рабочей высотой более 60 м с параметрами, соответствующими техническим условиям на конкретную модель.
Самая высокая пожарная автолестница
Самая высокая пожарная автолестница Magirus M68L (DLK-68)
Немецкий производитель пожарных автомобилей Magirus Gmbh на выставке INTERSCHUTZ 2015 показал самую высокую в мире пожарную автолестницу Magirus M68L (DLK-68) высотой 68 м. Напомним, что после реорганизации в Magirus Group входят: Magirus Gmbh в Ульме (Германия), Magirus Camiva SAS (Франция), Iveco S.p.A. Stabilimento Mezzi Speciali (Италия) и Magirus Lohr GmbH (Австрия).
Magirus M68L стала новым флагманом в линейке Extra Long Ladders (XXL) (сверхдлинные лестницы), в это семейство также входят лестницы высотой 52, 55 и 60 метров.
Автолестница смонтирована на четырехосном шасси IVECO Trucker AD340 T45 хотя она может быть установлена на шасси любого производителя допустимой полной массой 34 тонны. Турбодизель IVECO Cursor 13 развивает мощность 450 л.с.
7-коленная лестница обеспечивает максимальную рабочую высоту 68 м (пол люльки находится на отметке 66 м), все движения лестницы стабилизированы системой компьютерной стабилизации Magirus CS, которая была специально доработана для новой автолестницы.
Модернизированные Х-образные выносные опоры системы Vario шириной 6 м, совместно с системой предотвращения опрокидывания Magirus ASS, обеспечивают автолестнице максимальный вылет 20 м, при нагрузке в люльке 100 кг.
Автолестница оснащена спасательной люлькой RC300, грузоподъемностью 300 кг. Новый спасательный лифт RE300 вмещает теперь 3-х человек и имеет грузоподъемность 300 кг, может работать при угле подъема лестницы от 30° до 75°, теперь двигается еще быстрее. Новый лифт получил дистанционное радиоуправление. Максимальная нагрузка на вершину верхнего колена при снятой люльке составляет 500 кг, на вершину нижнего, при работе в режиме крана – 4000 кг.
Автолестница имеет полную массу около 30 тонн, длину 13,00 м, ширину 2,50 м и высоту 3,97 м.
Классификация
Классификация АЛ по исполнению:
Исполнение пожарных автолестниц | Схема |
---|---|
Не оборудованные съемной люлькой и лифтом | |
Оборудованные съемной люлькой на вершине лестницы | |
Оборудованные лифтом, движущимся по лестнице | |
Оборудованные съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице |
Обозначение и маркировка
Обозначение пожарной автолестницы имеет следующую структуру:
АЛ-30 (43114) мод. ХХА-ХХ ХХ Х,
Условное обозначение пожарной автолестницы на схемах тушения пожара
Основные требования к оборудованию
Конструктивная прочность, что исключает нарушение целостности лестницы при ее движении и вращении.
Маневренность и управляемость.
Распределение нагрузки по оси лестницы должно быть равномерным.
Коэффициент устойчивости автолестницы – 1,4 при отсутствии наружной дополнительной нагрузки.
Допустимая скорость передвижения лестницы – не более 80 км/ч.
Наличие аварийного привода.
Оснащение светоотражателями и тормозной системой.
Наличие телескопической системы выдвижения секций лестницы, что обеспечивает бесперебойную и плавную работу механизма.
Покрытие ступенек лестницы антискользящими резиновыми накладками или из любого другого материала, чтобы обеспечить безопасность для людей при передвижении.
Устройство ограничителя на верхнем конце последней секции лестницы.
Оборудование автолестницы необходимыми приборами и датчиками, которые контролируют качество и безопасность работы конструкции.
Высота пожарной лестницы колеблется в пределах 17–60 метров, что зависит от выбранной модели.
Требования охраны труда
На пожарных автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений производится лицом, ответственным за их исправное состояние, в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются актом (приказ Минтруда России № 881н от 11.12.2020 «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»).
После установки пожарной автолестницы и пожарного коленчатого автоподъемника на выбранную площадку необходимо выполнить следующее:
При работе на пожарной авто лестнице и пожарном автоподъемнике водитель:
Для выполнения операции по подъему и спуску людей в люльке (при наличии на пакете колен люльки) следует:
Осуществлять движение люльки после:
По окончании работ перевести люльку из рабочего в транспортное положение.
Правила приемки и методы испытаний
Детально правила приемки и методы испытаний изложены в ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Дополнительно о различных моделях пожарных автолестниц:
Источники: ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения; Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006; Пожарная техника. Безбородько М.Д. –М.: 2004; ГОСТ Р 52284-2004 Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Пожарные автолестницы – устройство и эксплуатация
С того момента, как высота домов стала превышать три этажа, а в пожарной охране появились автомобили, началась история такой спасательной техники, как пожарные автолестницы.
На сегодняшний день это просто жизненно необходимая техника при проведении спасательных операций и тушении пожаров на верхних этажах зданий.
Общие сведения
Что такое пожарная автолестница
Пожарной автолестницей называется определенный тип пожарно-спасательной техники, который представляет собой раздвижную поворотную лестницу с подъемным гидравлическим приводом. Такие лестницы базируются на шасси грузовых серийных автомобилей.
Предназначение и условия эксплуатации
Автолестницы применяется в первую очередь при тушении пожаров, а также при всевозможных аварийно-восстановительных, спасательных работах. Они предназначены для обеспечения доступа команды спасателей. Также с их помощью осуществляется доставка необходимого вооружения и технического оборудования на необходимую высоту.
Зачастую при помощи автолестниц осуществляется эвакуации пострадавших с верхних этажей здания и материальных ценностей при помощи спасательного рукава.
Типы пожарных автолестниц
Автолестницы пожарные классифицируют по:
Существует три типа длины колен:
По количеству колен лестницы делятся на:
При увеличении длины лестницы, увеличивается и количество колен, что является сложным инженерным заданием. Это связано с тем, что при увеличении массы лестницы возникает возможность опрокидывания, а также появляются моменты напряжения в деталях, вибрация и прогибы.
Что касается типов приводов, то автолестницы бывают с гидравлической, механической и комбинированной трансмиссией. Наибольшее распространение получили устройства с гидравлической трансмиссией, так как они удобные в эксплуатации и при этом очень надежные.
Маркировка пожарных автолестниц осуществляется буквами и цифрами, к примеру,пожарная автолестница АЛ 50(131)Л21 расшифровывается следующим образом:
Обратите внимание!
«Л» после скобок означает, что к вершине лестницы прикреплена люлька.
Таким образом, мы имеем автолестницу длиной 50 м, расположенную на базе автомобиля ЗИЛ131, модели Л21.
Устройство автолестницы
Основные узлы
Примерам для рассмотрения устройства механизма послужит пожарная автолестница АЛ 30, так как в нашей стране это наиболее распространенная пожарная техника.
Машина включает в себя следующие узлы:
Шасси автомобиля с платформой, кабиной и передней опорной рамой является основой для монтажа других всех узлов автолестницы. Основным силовым агрегатом для привода гидронасоса служит двигатель шасси.
Платформа автолестницы
Платформа автолестницы представляет собой металлическую, коробчатую конструкцию, сваренную из металлических уголков и сплошной стальной обшивки. Металлический каркас при помощи болтов закрепляется на лонжеронах рамы.
Платформа состоит из четырех частей:
С задней стороны под платформой расположен закрытый ящик, который позволяет размещать в нем противопожарные принадлежности и съемное оборудование. Доступ к бензобаку и аккумуляторам осуществляется при помощи специальных дверок. По бокам платформа имеет ступени.
Передняя опорная рама
За кабиной водителя, с передней части платформы расположена передняя опорная рама. Нижней своей частью она крепится лонжеронам автомобиля, а верхней — к платформе автолестницы. Эта рама служит порой для передней части коленьев в походном положении.
В верхней части рамы имеются направляющие, которые фиксируют комплект коленьев в поперечном направлении. От вертикального перемещения коленья удерживают пружинные защелки, которые установлены на направляющих.
Произвольное выдвижение коленьев при движении техники предотвращает запорный крюк. При подъеме лестницы с рамы крюк опускается под действием собственного веса и при этом освобождает колено.
Комплект коленьев
Данный узел включает в себя четыре колена, соединенных межу собой телескопическим способом. Выполняются они из стали низколегированной марки — 10ХСНД.
Этот материал обладает следующими свойствами:
Таким образом, каждое колено является легкой стальной конструкцией, которая состоит из двух ферм, жестко скрепленных между собой распорками и ступенями.
Комплект коленьев автолестницы состоит из следующих элементов:
Тетива выполняется из специального профиля, который обеспечивает хорошую жесткость и при этом имеет незначительную массу.Ступени выполняются из труб прямоугольного сечения, а стойки, верхний пояс и раскосы — из труб круглого сечения.
Устройство всех колен одинаковое, отличаются они друг от друга только массой и размерами. Толщина тетивы первого колена составляет 2 мм, а четвертого — 3,2 мм.Расстояние между ступенями составляет 300 мм.
Чтобы по лестнице было удобней передвигаться, наружные поверхности ступенек лестницы в средней части покрыты резиновыми рифлеными накладками, которые закреплены металлическими хомутикам. Нумеровать коленья принято сверху вниз, т.е. первым считается верхнее колено.
Несущим является нижнее, последнее колено. Оно опирается на направляющие дуги подъемной рамы роликами заднего и переднего опорных узлов и закрепляется шкворнем. В задней части несущее колено и подъемная рама соединены между собой гидроцилиндром бокового выравнивания.
Перемещение колен относительно друг друга осуществляется при помощи текстолитовых роликов и опорных направляющих. Передние и задние ролики парные, так как они воспринимают основную нагрузку.
Нижнее колено оборудовано угломером-отвесом, который позволяет измерять угол наклона лестницы, допускаемую длину выдвигания конструкции при определенном угле и нагрузку на вершину лестницы. Выдвижение колен осуществляется при помощи стальных канатов.
При наматывании стального троса на барабан лебедки, второе третье и первое колено выдвигаются одновременно. Все коленья, при этом, движутся с одинаковой скоростью относительно друг друга.
Фиксация коленьев осуществляется при помощи автоматических замыкателей, которые устанавливаются на одном уровне. При транспортировке, комплект коленьев располагается вдоль шасси над кабиной.
Кроме однотипных основных четырех коленьев,на вершине первого колена монтируется одно дополнительное облегченное колено. Оно выдвигается своими руками на длину до 2,5м. Эту дополнительную секцию используют в исключительных случаях. Такое колено не может служить опорой, поэтому лестница должна опираться на вершину первого колена.
Опорное устройство
Данный узел предназначен для обеспечения устойчивости автолестницы в процессе эксплуатации.
Он включает в себя:
Опорная рама является металлической сварной конструкцией. Она монтируется на лонжеронах автомобиля в задней части.
Приведение боковых щек в рабочее или походное положение выполняется при помощи гидроцилиндров. Механизм блокировки задних рессор позволяет увеличить жесткость несущей базы и тем самым повысить устойчивость автолестницы в процессе эксплуатации.
Обратите внимание!
Прежде чем начинать движение комплекта коленьев, необходимо привести опорную систему в рабочее положение.
Гидромеханизмы
Работу систем башни гидромеханизмов обеспечивает гидросистема. Рабочее давление в ней составляет 10 МПа. В качестве гидравлической жидкости летом используется масло МГ. Зимой систему заполняют веретенным маслом АУ.
Рабочую жидкость к агрегатам подает насос гидромотораксиально-поршневого типа. Бак гидросистемы обеспечивает компенсацию потерь, а также с его помощью осуществляется охлаждение рабочей жидкости, выпуск воздуха и паров, отстой и пр.
Гидросистема обеспечивает следующие движения:
Механизм сдвигания выдвигания коленьев лестницы содержит червячный редуктор барабан и аксиально-поршневой гидромотор.
Обратите внимание!
На случай выхода из строя основного насоса, на раме закреплен ручной насос, что обеспечивает надежность лестницы.
Это основные узлы, которые приводят лестницу в действие.
Правила эксплуатации
Инструкция по эксплуатации пожарной автолестницы состоит из следующих пунктов:
Совет! Подъем лестницы вначале необходимо осуществлять на малой скорости, затем, достигнув угла в 30—40 градусов, следует перевести ее на большую скорость.
Видео в этой статье позволит наглядно посмотреть на работу пожарной автолестницы.
Вывод
Автолестницы являются абсолютно незаменимым видом техники для обеспечения безопасности жителей городов.Они позволяют не только своевременно добраться до места проведения пожарно-спасательных операций, но и спасти жизни людей.
Иногда пожарная авто лестница является единственным путем эвакуации. Учитывая такую ответственность и сложность конструкции, эксплуатироваться она должна строго в соответствии с установленными правилами.
Как и любой другой вид спецтехники, автолестницы стоят очень дорого, цена на них может достигать несколько миллионов рублей.