чем посыпают дороги в новосибирске
«Гниют пороги, обувь разъедает до стелек»: вся правда о новой химии, которой посыпают улицы Новосибирска
Показываем, как дороги Новосибирска обрабатывают новым реагентом — и разбираемся, вреден ли он
Спецмашина на линии
Фото: Александр Ощепков
Оранжевый КамАЗ новосибирских дорожников выходит на линию. Сегодня он будет обрабатывать улицы «Бионордом» — химическим реагентом, который с прошлого года власти закупают для борьбы с гололедом и снегом. Сам продукт разработан Уральским заводом противогололёдных материалов.
Фото: Александр Ощепков
Кузов под завязку заполнен белым, похожим на град, реагентом — это современная замена доисторической песко-соляной смеси. Суть работы реагента проста: твердые частицы, попав на дорогу, постепенно вступают в реакцию и эффективно топят снег со льдом.
Машины разносят частицы по дороге
Фото: Александр Ощепков
Реакцию ускоряют автомобили, которые своими шинами более равномерно распределяют частицы по дороге и буквально перемешивают «горючую смесь». Образовавшаяся каша частично прибивается к обочинам, остальное необходимо удалять (сдвигать к краю) через 3–4 часа после обработки.
КамАЗ может пройти весь Красный проспект за полчаса
Фото: Александр Ощепков
Спецмашина разбрасывает реагент на довольно широкую полосу. За полчаса в идеальных условиях (утро перед пробками) такой КамАЗ может пройти весь Красный проспект туда и обратно. Пока посыпают Красный, Ипподромскую, улицу Гоголя и другие улицы центра. В отдаленные районы и на левобережье не ездят, там используют только каменную крошку — отсев горных пород.
Так «Бионорд» выглядит вблизи
Фото: Александр Ощепков
«Бионорд» вблизи — такие вот крупные сухие кристаллы, похожие на соль. Руку они не прожигают, аллергию не вызывают, таять начинают, только когда их по снегу раскатывают колеса машин.
Тротуары «Бионордом» не обрабатывают
Фото: Александр Ощепков
Пока мы стояли и топтались минут 15 по кристаллам реагента, обувь вроде по швам не разошлась, налёта не появилось. Вообще, дорожники говорят, что тротуары «Бионордом» не обрабатывают, возможно, он туда попадает уже в виде кашицеобразной смеси с проезжей части.
Фото: Александр Ощепков
В прошлом году власти Новосибирска закупали 2,5 тысячи тонн реагента, в этом году потратились на 5 тысяч тонн — заплатили 115 миллионов рублей. «Бионорд» дороже песка, но и сыпать его надо меньше — 30–40 граммов на квадратный метр. Норма песко-соляной смеси — 250–350 граммов на квадратный метр.
— «Бионорд» работает при низких температурах, до –30 градусов. На Красном проспекте он показал хорошие результаты в прошлом году. Весной на Красном потратили гораздо меньше сил на уборку, потому что песка вообще не было. Он в гранулах, каждая гранула включает в себя четыре элемента: калий-хлор, натрий-хлор, азотная добавка, антикоррозийная добавка. Одна из этих солей помогает топить снежные массы с выделением температуры. Все документы экологического соответствия есть, — объясняет начальник Главного управления благоустройства и озеленения мэрии города Новосибирска Юрий Сердюк.
Химии многие боятся
Фото: Александр Ощепков
Использование химических реагентов, конечно, вызывает опасение у многих жителей Новосибирска. Многие слышали, что в Москве после химии и «машины гниют», и «обувь расползается». Народная молва приписывает «Бионорду» множество побочных эффектов, в частности обилие грязи на растаявших улицах.
— Ездил в городе, все нормально, дороги почти чистят, проблем нет. Вечером ехал по улице Ипподромской и начиная после пересечения с улицей Фрунзе до автовокзала — на дороге лужи, слякоть, грязь. Все это летит сплошным туманом над дорогой. Как я понимаю, это реагенты. Все, кто проехал по этому участку дороги на чистом автомобиле, уже не будут чистыми, потому что реагенты, — описывает ситуацию новосибирский водитель Евгений.
Дороги после обработки сырые и грязные
Фото: Александр Ощепков
«От «Бионорда» гниют пороги у машин», «Власти хотят, чтобы у нас было как в столице? Чтобы машины гнили, чтобы люди боялись с домашними животными пройтись по черте города, чтобы обувь разъедало до стелек?», «Проехала от Колонды по Красному до Восхода и обратно, все арки покрылись серо-бело-грязным налетом!» — переживают комментаторы НГС.
— У меня таких данных нет, и ни у кого таких данных нет, что именно из-за этого реагента происходят беды. «Бионорд» на протяжении не одного десятка лет используется в Москве, Екатеринбурге, в других городах. Понятно, что нет на свете ни одного события или ни одной вещи, которой были бы довольны все, — говорит Юрий Сердюк.
Не подтверждают повальную коррозию новосибирских машин после появления химии и в автосервисах.
— Нет наблюдений, не видел, чтобы влияло на коррозийную стойкость. Но есть следы белесого налета, в том числеи на моей машине, — отмечает руководитель автоцентра «7 ключей» Геннадий Евграшин.
Техника для работы с двухкомпонентным «Бионордом»
Фото: Александр Ощепков
Между тем на днях в Новосибирск привезли две модернизированные спецмашины, которые смогут работать с так называемым двухкомпонентным «Бионордом». В кузове — твердые частицы реагента, по бокам — баки для жидкого компонента.
Форсунки распыляют раствор
Фото: Александр Ощепков
Форсунки распыляют раствор и смачивают частицы «Бионорда» — на проезжей части реагент начинает работать моментально.
Поливать будут далеко не все улицы
Фото: Александр Ощепков
Из пяти тысяч закупленных тонн именно такой жидкой химии — 2 тысячи тонн. Конечно, поливать будут далеко не все улицы — только те центральные, где требуется максимально быстрый эффект.
Как вы относитесь к «Бионорду» на новосибирских дорогах?
Чем посыпают зимой дороги и тротуары в Новосибирске
Классическая песко-соляная смесь как противогололёдный материал, которым до недавнего времени посыпали дороги и тротуары, постепенно уходит в историю. На смену устаревшему составу пришли каменная крошка и новый химический реагент, впрочем, тоже природного происхождения. Иными словами — смесь отсева дробления горных пород с минеральным концентратом и антигололёдный материал «Бионорд» в сухом и жидком виде.
Новые подходы в применении современных противогололёдных материалов в Новосибирске стали прорабатывать с начала 2017 года. Это было связано, во-первых, с тем, что требования к обеспечению безопасности дорожного движения возросли по ГОСТу: зимние улицы не должны быть скользкими, снег на проезжей части недопустим.
Во-вторых, горожане и общественные организации стали всё чаще жаловаться на пыль, которая поднималась в Новосибирске, как только сходил снег. За решение проблемы взялись работники дорожно-эксплуатационного учреждения №1 вместе с Национальной ассоциацией зимнего содержания дорог.
Каменная крошка вместо песка и соли
До 2013 года дороги в Новосибирске обрабатывали только одним видом противогололёдного материала — песко-соляной смесью. Это состав на основе речного песка с 3%-ным содержанием солей. Однако со временем у этой смеси обнаружили несколько недостатков.
Во-первых, при температуре ниже –15 градусов образуются крупные комки соли. Из-за этого обработать дороги равномерно довольно сложно.
Во-вторых, в непромытом речном песке мало зёрен с крупностью 1-5 мм, которые обеспечивают эффективное сцепление колёс с дорожным полотном. Песко-соляная смесь состоит в основном из мелких частиц — размером менее 1 мм, да ещё и окатанной формы, которая не способствует сцеплению шин с дорогой.
И, наконец, мелкий песок вместе с частицами ила и глины образует на дорогах сцементированные корки, которые очень трудно потом убирать с помощью спецтехники.
Вот эти мелкие крупинки — и есть причина появления в городе пыли в сухую погоду. Это главная проблема, которую влечёт за собой обработка дорог классической песко-соляной смесью. И дело здесь даже не столько в частицах глины, сколько в самих очень мелких зёрнах песка. Их легко переносят талые и дождевые воды. Попадая в ливнёвку, песок постепенно забивает стоки, так что дорожникам приходится постоянно их прочищать.
В 2014 году качество песко-соляной смеси несколько улучшили: для её приготовления вместо речного песка стали покупать песок для строительных работ. А в 2016 году концентрацию соли в смеси увеличили с 3% до 10%. Это сделали для улучшения эффекта плавления снега и льда на дорогах. В результате противогололёдный материал стал срабатывать быстрее.
Результат: эффект сцепления колёс с дорогой стал в четыре раза выше, а пыли стало меньше почти в 16 раз!
«Бионорд» или отсев — что лучше? Чем посыпают дороги Новосибирска и почему они грязные
Насколько эффективным и экологичным окажется содержание дорог зимой, во многом покажет весна
Почему на смену песку пришел отсев дробления
Власти перешли на отсев дробления горных пород в том числе из-за того, что привычная песко-соляная смесь становилась источником грязи весной. А какой будет эта весна?
Он уверен, что еще в прошлом году, несмотря на уверения властей в применении исключительно отсева дробления, песок всё равно использовался — дорожники расходовали остатки песка с пескобазы. Это он понял по характерным рыжим пятнам на снегу, которые оставляет глина. В этом году использование песка в городе замечено не было.
А чем «Бионорд» лучше
— Что касается «Бионорда» — его используют многие регионы. Он эффективно топит снег, совсем эффективно работает жидкий «Бионорд». Его можно легко дозировать во время обработки и экономить расход во время зимнего использования, — пояснил глава города.
Анатолий Локоть считает «Бионорд» эффективным в борьбе с гололедом и сугробами, но закупить его в больших объемах не позволяет дороговизна. Поэтому реагент расходуют экономно
— Ни для кого не секрет, что «Бионорд» — это единственный противогололедный материал, который применялся в Сочи во время Олимпиады. Представляете, если бы он не имел полностью оформленный пакет документов, кто бы допустил его к работе? «Бионордом» мы обрабатываем не только дороги, но и тротуары. Но, поскольку он и так в дефиците у нас, в первую очередь обрабатываются те участки улично-дорожной сети, которые требуют особого внимания и должны обеспечивать именно безопасность дорожного движения.
При этом только 16 декабря на дороги города высыпали «Бионорда» и противогололедной смеси из отсева дробления горных пород
Накроет ли нас весной облаком пыли
— Для того чтобы было всё меньше и меньше вопросов по источникам загрязнения в городе, созрела ситуация создания в ДЭУ технологической службы и лаборатории качества используемых материалов и анализа загрязняющих веществ, — уточняет он.
В ближайшее время, по его мнению, нагрузка от использования материалов для зимнего содержания дорог будет снижаться. Тем более со следующего года вступает в действие Российский регламент по содержанию города, в котором есть более жесткие требования к используемым материалам:
— Необходимо только соблюдать и контролировать исполнение требований регламента. Но нужно не забывать о других источниках загрязнений в городе: грязный транспорт со строительных площадок, неукрепленный грунт, паводковые уносы, пыль от промышленных предприятий, например, карьера Борок. В качестве негативного примера можно привести улицу Ипподромскую, с бортов которой во время паводка и дождей регулярно смывается огромное количество грунта.
О проблемах с уборкой материалов для обработки дорог и паводке говорит также эколог, старший научный сотрудник НГУ Сергей Пащенко :
— У нас есть очевидные минусы — почему-то опять закрыли плавильные станции. Раньше они у нас были, потом мэр высказался, что это всё не то. Опять же, вызывает недоумение. Весной вся эта грязь всё равно проявится, куда она попадет? Допустим, будет стекать в люки, которые у нас, дай бог, не будут забиты весной. То есть всё это поступает в Обь. С этим вообще надо разбираться отдельно, река и так имеет большую нагрузку. Вообще сыпать сейчас можно хоть цианистый калий — он ляжет на снег и будет ждать весны. А вот что начнется, когда придет таяние, — это большой вопрос.
Он уверен, что в использовании материалов для зимнего содержания дорог нарушена инструкция по применению, в которой четко говорится, что после их применения через какое-то время (час-полтора) их следует убрать с дорожного покрытия.
— У нас ведь никто не занимается уборкой. Всё, что есть на дорогах, повторюсь, будет лежать до весны, — подытожил эколог.
Этой зимой Новосибирск задыхается от смога — уровень загрязнения воздуха минувшей ночью достиг критической отметки. Вместе с экспертами мы выяснили, чем опасен смог для здоровья горожан.
Штрафы, запрет на выезд из дома и зеленая волна для спецтехники: как справляются со снегом в разных городах
Изучаем опыт уборки снега в Америке, Канаде и Германии
Фото: Александр Ощепков
Каждую зиму в Новосибирске главной темой на городских сайтах, в соцсетях и на форумах становится снежная каша под ногами и колесами машин. Люди недоумевают, почему проблема, которую давно решили в Европе, Америке и Москве, все так же ставит в тупик местных дорожников. Вместе с экспертом разбираемся, как работает уборка снега в других городах и странах, и чем отличается ситуация в столице Сибири.
По словам руководителя Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анны Климентовой, во всем мире, в том числе и в России, одинаковые требования: чем больше автомобилей ездит по дорогам, тем чище должны быть магистрали. По мировым стандартам, если в сутки по дороге проходит больше 3000 машин, то она должна быть вычищена до асфальта, чтобы не было снежного наката. И на это дорожникам дается от двух до трех часов после снегопада. Если движение менее интенсивное, допускается снежный накат, который посыпают горячей гранитной крошкой. Для Новосибирска 3000 автомобилей в сутки — это очень мало. Пожалуй, таких улиц практически нет.
Как чистят снег в Америке, Канаде и Германии
В мире есть два подхода к уборке снега. Первый применяется, например, в Нью-Йорке: во время сильного снегопада жителям запрещается выезжать на дороги под страхом штрафов. Мэр закрывает все учреждения, школы, магазины. Когда снегопад заканчивается, дорожные службы убирают снег, и только после этого возобновляется движение. Перед снегопадами дороги обрабатывают противогололедными реагентами, чтобы снег не слежался, и его было легко счистить.
Второй подход применяют там, где снегопады бывают чаще, чем в Нью-Йорке: в Канаде и Германии. Если синоптики обещают снег, дорожники заблаговременно обрабатывают дороги небольшим количеством реагентов, чтобы он не скатывался. Во время снегопада постоянно идет патрульная очистка колоннами машин. Причем у снегоуборочной техники есть преимущество перед другими участниками движения: запрещено обгонять или врезаться в клин спецтехники. За это существуют большие штрафы. Когда машины убирают снег, пускается зеленая волна светофоров, чтобы уборка шла без остановки.
А что же с тротуарами? Оказывается, практически везде за рубежом за уборку тротуаров отвечают владельцы квартир, домов, магазинов и учреждений, а не муниципалитеты. В городах приняты законы, в течение какого времени собственники должны убрать снег рядом со своим домом или предприятием. Не уложился — штраф. Все по-разному выходят из ситуации: кто-то распределяет очередь по уборке между жильцами, а кто-то нанимает уборщиков.
Две проблемы российских дорог
По ГОСТу Р 50597-2017, на российских дорогах не допускается снега и зимней скользкости. Тут все точно так же, как в Европе и Америке. Но есть два важных отличия в порядке очистки во время снегопада.
Фото: Ольга Бурлакова
«Во-первых, у нас дорожники не имеют никаких преимуществ перед другими участниками движения. Поэтому во время снегопада коммунальщики стараются обработать дороги реагентами часов в пять утра, пока мало машин. Причем на всякий случай насыпают побольше, понимая, что днем это сделать не удастся. Представьте, что начнется, если у нас в час пик выйдут 10 машин строем? Транспортный коллапс! Водители будут вести себя крайне агрессивно и создавать аварийные ситуации. Из-за этого у нас автомобили весь день колошматят снежную кашу, а ближе к ночи, когда дороги становятся свободнее, все это убирается», — сетует Анна Климентова.
Вторая проблема большинства российских городов — нехватка дорожной техники. «Мы сейчас делаем обзор, в муниципалитетах износ техники до 70%. Ее тупо нет, она давно сломалась. Технику по нормативам нужно менять каждые 5–7 лет, это делается явно реже, потому что не хватает финансирования. Насколько я знаю, в Новосибирске планируется закупка техники на 100 млн рублей (от 15 до 20 единиц) — это очень большое подспорье», — считает руководитель Ассоциации зимнего содержания дорог.
Чтобы обработать дороги песко-соляными смесями, такому городу, как Новосибирск, нужно около 200 комбинированных дорожных машин. Если используют реагент, например «Бионорд», который стали применять в Новосибирске с 2018 года, то нужно около 50 машин — в четыре раза меньше.
Где в России хорошо убирают снег
Мы привыкли всегда равняться на Москву. В плане содержания дорог эксперт отмечает хороший комплексный подход: в столице специальный штаб следит с помощью метеодатчиков и методов прогнозирования за ситуацией, чтобы при наступлении снегопадов оперативно отправлять технику в нужный район с четкими указаниями, сколько нужно сыпать реагентов. У них есть таблицы расхода противогололедных средств в зависимости от температуры, дорожной ситуации и так далее. Они работают в связке с ГИБДД, что тоже повышает эффективность.
Чем обрабатывают улицы Москвы? В 1990 году в городе запретили использование песка, потому что за зиму его высыпали до 20 кг на квадратный метр — получались песчаные бури не хуже чем в Сахаре. Сначала в Москве стали применять техническую соль, но это плохо отразилось на газонах, поэтому стали изучать зарубежный опыт.
С 2011 года в столице используют несколько видов реагентов. До –7°С на дорогах применяется жидкая смесь поваренной соли (хлористого натрия) с хлористым кальцием. Если ниже –7°С и идет снег, используются твердые реагенты (хлористый натрий, хлористый кальций и ингибитор коррозии формиат натрия). На тротуарах используется более щадящий для обуви реагент: смесь из 70% мраморной крошки и 30% поваренной соли и формиата натрия.
«По стремлению постоянно совершенствоваться Новосибирск один из самых активных и самых грамотных городов. Новосибирские дорожники обратились к нам года три назад с проблемой пыли в городе. И вместе с ними пытались найти причину. Мы обнаружили, что в песке, который использовался для обработки улиц зимой, до 90% составляла пыль и глина, которые не создают коэффициент сцепления, но создают очень много грязи. Дорожные службы составили новое техническое требование, по которому песок должен быть с более крупными частицами, а количество глинистых частиц в нем должно быть минимальным. Благодаря этому грязи в городе стало меньше, а расход песко-соляных смесей уменьшился, потому что у них стала лучше сцепляемость с дорогой. Если раньше ее нужно было 300 г на квадратный метр, то сейчас — 150 г. То есть в два раза меньше закупать, рассыпать и убирать», — рассказала Анна Климентова.
Новый рецепт от гололёда: чем будут солить дороги Новосибирска зимой
В противогололёдном составе грядущей зимой будет больше соли. Пропорции ингредиентов в дорожной смеси изменят, усиленный состав приберегут до снегопадов. Пока же готовы начать обработку магистралей традиционной смесью, где значительная часть — отсев дробления горных пород. Что в ДЭУ готовят для борьбы с гололёдом, выяснили «Новосибирские новости».
На пескобазе ДЭУ-1 начали заготовку противогололёдной смеси. На фоне тёмной горы песка — небольшое количество белой соли. Это связано с пропорцией зимнего дорожного коктейля — одна часть соли и девять частей крупного песка.
В начале сезона, пока льда на дорогах мало, будут использовать десятипроцентную смесь. Часть осталась с прошлого года. Позже состав усилят: смесь будет состоять из соли наполовину.
Соль в составе смеси — специальная, дорожная. Попадаются крупные кристаллики. Что касается песка — он крупный: отсев горных пород. Когда этот противогололёдный состав будут высыпать на дороги Новосибирска, пылить не должно.
Директор дорожно-эксплуатационного учреждения показывает, чем отсев дробления горных пород лучше речного песка, который использовали раньше.
«В материале рабочей фракции — 90-95%. Это практически весь материал, который работает на дороге. Остальное — более мелкие фракции и пыль. Вот она — её почти нет. Берём речной песок — фракция, которая должна работать на дороге. Чувствуете разницу? И пыль — её столько!» — рассказывает директор ДЭУ-1 Алексей Лыков.
Во дворах многоэтажек, у магазинов и на дорогах, за которые отвечают районные администрации, нередко продолжают сыпать пыльный речной песок. На основных городских магистралях используют смесь с пескобазы.
Пока что ингредиенты смешивают, утрамбовывают гусеничной техникой. Важно, чтобы состав был однородным. Именно тогда он поможет на дороге зимой.
Состав оставляют под открытым небом, это даже улучшает свойства и позволяет компонентам — за счёт снега и дождя — лучше и равномернее перемешаться.
Усилят борьбу со льдом реагентом «Бионорд». Смеси крошки и соли заготовили уже 40 000 кубических метров, добавят ещё 14 000 до конца октября.
Чем будут посыпать дороги зимой — смотрите в сюжете «Новосибирских новостей»: