чем понравилось стихотворение пушкина узник

Александр Пушкин

Узник (Сижу за решеткой в темнице сырой) + Анализ

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

Анализ стихотворения «Узник» Александра Пушкина
1 вариант

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.

Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу.
Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться.
И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Евгений Онегин. Глава пятая

Жанр

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.
Стих состоит из трёх четверостиший.
Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге).
Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).

Способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении.
Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе : в нём противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»).

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени : сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
2 вариант

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»
3 вариант

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану
4 вариант

Погасло дневное светило (+ Анализ)

1. История создания
Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.

2. Литературное направление
Произведение относится к романтизму.

3. Род
По роду литературы это лирика.

4. Жанр
Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.

5. Проблематика
В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

6. Тематика
Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

7. Идея
Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

8. Пафос
В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.

9. Система образов
Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

заключенный – вольный орел,
темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.
За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

10. Центральные персонажи
Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

На тихих берегах Москвы.

11. Лирический герой
Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

12. Сюжет
Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

13. Композиция
Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

В первой нам представлена экспозиция и завязка.
Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика
«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).

Пушкин использует такой размер как амфибрахий.

Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения
Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

16. Средства художественной выразительности

Антитеза : противопоставление воли и неволи.
Сравнение : узник сравнивает себя с вольной птицей.
Эпитеты:
сырой
молодой
грустный
вольные

Олицетворения:
орел – товарищ,
ветер гуляет.

Инверсии:
темнице сырой
орел молодой

17. Значение произведения
В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

18. Актуальность
Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

19. Моё отношение
Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

20. Чему учит
Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

Источник

Чему учат нас сказки

Школьное сочинение

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

Смотрите также:

УкрЛіб © 2000 — 2021, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть фото чем понравилось стихотворение пушкина узник. Смотреть картинку чем понравилось стихотворение пушкина узник. Картинка про чем понравилось стихотворение пушкина узник. Фото чем понравилось стихотворение пушкина узник

УкрЛіб — читати повністю книги українською мовою

Источник

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Проблема свободы является одной из центральных тем в литературе и поэзии, в частности. Каждый творец раскрывает ее по-своему. Это важно не только понять, но и прочувствовать. Вы когда-нибудь наверняка тоже задумывались о несвободе и ограничениях, существующих в жизни. Но Пушкин смотрит на это по-своему, с высоты птичьего полета…

Полный текст стихотворения «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»

Гимном свободе признано известное стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Написанное в молодости произведение навеяно тоскливым настроением во время ссылки в Кишинев, где автор с его буйным нравом часто попадал под домашний арест.

Также одним из разнообразий скучных будней для молодого Пушкина стало посещение тюрьмы и общение с арестантами, наблюдение за их переживаниями. Во дворе кишиневской темницы поэт увидел и двух прикованных орлов, что дало толчок к написанию стихотворения, где красной нитью проходит этот свободолюбивый образ.

Основная тема стиха — свобода человеческой мысли, которую не могут сковать никакие узы и преграды. Примечательно, что само слово «свобода» автор не употребляет. Но настолько насыщает строки ассоциациями, что тема ясна и понятна любому читателю.

Композиция

«Узник» состоит из трех строф. Постепенно автор из мрачной тоскливой угнетенности первой строфы переводит читателя через надежду на освобождение к радости свободы в конце стихотворения.

Первая строфа построена на противопоставлении запертого в сырой темнице узника и молодого орла за решеткой на воле. Лирический герой видит в птице воплощение себя, своих свободолюбивых мыслей. Некоторые критики из-за образа, клюющего «кровавую пищу» орла видели в этом произведении Пушкина посвящение декабристам, с которыми был знаком и общался молодой поэт.

Вторая строфа сводит вместе героя и вольную птицу, которая заглядывает в окно и призывает с собой улететь. И третья строфа описывает радость вольной жизни, поэтому наполнена светлым настроением, жизнеутверждающим.

Описание двух параллельных образов и настроений говорит о романтическом характере лирики.

Размер

Написано стихотворение амфибрахием, рифмы — парные. В итоге при прочтении создается впечатление ровного размеренного ритма, похожего на метроном. Это придает лирике торжественный, мрачный тон, который, однако, совсем не снижает высокого настроения надежды последних строк.

Образы и тропы

Стихотворение насыщенно романтическими образами. Этому стилю присущ уход в параллельную реальность от действительности. И в стихотворении «Узник» ясно видна параллель и сравнение между лирическим героем и молодым орлом.

Южный Кишинев у поэта ассоциировался с тюрьмой и «решеткой» из-за невозможности выехать в привычные Петербург и Москву. Бессильная злоба бунтаря Пушкина видна в первой строфе стихотворения и выражается эпитетами: темница сырая, пища кровавая

Через олицетворения автор продолжает описывать угрюмую участь узника: взглядом зовет, ветер гуляет, хочет вымолвить.

Третья строфа начинается с утвердительного восклицания: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!», и динамика усиливается. Дух свободы чувствуется в каждой строке. Автор нагнетает радостное ликование при помощи анафоры. Образ свободы не указывается прямо, а передается через ассоциации со словами: гора, морские края, ветер. За эту вольнолюбивую тематику стихотворение принято еще называть «гимном поэзии».

«Узник» — одна из первых попыток поэта осмыслить свое предназначение и осознать свое творческое призвание. Именно в Кишиневе А.С. Пушкин определил для себя главную составляющую плодотворного творчества — свобода от условностей и ограничений. Только в безграничном полете фантазии и творчества поэт может искренне служить музе.

Краткий анализ стихотворения узник для 6 класса

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.

С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.

Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.

Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.

В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.

Стихотворение «Узник» — анализ

Вариант 1

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820–1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление.

Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить.

Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города.

Такой шаг вызван нежеланием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

Вариант 2

В 1820 году по приказу губернатора Петербурга за ряд обличительных эпиграмм Пушкин был выслан из столицы и отправлен в Кишинёв.

Будучи очень свободолюбивым, Пушкин, которого ограничили в возможностях передвижения и направили на службу в канцелярию, воспринял такое решение унизительным и оскорбительным. Он понимал, что заслуживал ссылку в Сибирь, а такое положение дел обеспечили лишь ходатайства его многочисленных друзей, но все равно воспринимал жизнь в Кишинёве как невыносимую ссылку. Именно этим годам жизни поэт и посвятил свое стихотворение «Узник».

Буквально с первых строк автор создает грустную картину бытия, сравнивая город, в котором он оказался с сырой темницей. Он не был закрепощен работой, так как относился к ней без особого старания. А вот невозможность посещения Петербурга и Москвы тяготила поэта. Поэтому и жаркий южный город стал для поэта синонимом тюремной камеры.

Для того, чтобы показать безвыходность своего положения, поэт сравнивает себя с орлом, выросшим в неволи. Пушкин знает, что был рожден

свободным человеком, и никто не имеет права указывать, где и каким образом ему жить. Однако царский режим пытается навязать свои правила всем людям в России вне зависимости от социальной принадлежности. Это понимание мучает поэта и заставляет искать выход из положения.

Действительно в стихотворении поэт намекает на то, что готов отправиться в морские края. Вскоре поэт и в правду подает прошение на имя градоначальника Одессы о переводе его на работу в канцелярию этого города. Такое действие не вызвано желанием убежать из провинциального Кишинева, а попыткой хоть как-то изменить свою судьбу и пойти против власти, нарушив их приказ. Этот перевод не изменил судьбы поэта, ведь он по-прежнему был в ссылке, но Пушкин самоутвердился и доказать прежде всего себе самому, что лишь он сам вправе распоряжаться своей жизнью.

Именно в Одессе поэт впервые сформулировал, что значит быть поэтом. Главным условием для этого он считает духовную свобода, поэтому получив хотя бы глоток свежего воздуха, Пушкин смог создать множество поистине талантливых произведений, чарующих сердца и по сей день.

Вариант 3

Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие именно жизненные обстоятельства были причиной его написания.

В мае 1820 года Пушкин был вынужден уехать из столицы. Как и многие другие авторы в это время он писал много вольнодумных произведений, и дабы не иметь проблем с царским режимом отправился в гости к генералу Раевскому.

Его ссылка проходила в Крыму на фоне живописной природы, лазурного моря в компании семьи, которая ценила его талант. Однако пришло время отравляться на место службы в Кишинев. Природа здесь была разительно другая — выжженная солнцем бесплодная степь. Однообразная служба, скучная жизнь и зависимость от начальства привели Пушкина в унылое настроение, тогда и был создан стих «Узник».

Произведение небольшое, всего 12 строк, оно создано в лирическом стиле и впоследствии стало песней.

Во всем стихотворении чувствуется призыв к свободе. Стих поделен на 3 части. Сначала автор рисует свое неприглядное существование, даже жизнью это не зазовешь, в сырой темнице.

Затем стих набирает обороты, Пушкин сравнивает своего героя с орлом, выращенным в неволе — свободным духом, но физически скованным. И наибольшей кульминации достигает стихотворение в конце в призыве к свободе. А на последних словах достигает наивысшей ноты и повисает: «лишь ветер… да я!»

Для лирического героя свобода представляется чем-то прекрасным и светлым. Разным настроением проникнуто произведение, сначала безнадежность и пустота сменяется порывом чувств и надеждой.

Свобода — это естественное состояние любого живого существа, потому всякая неволя так противоречит естеству.

Удивительно, но в самом стихе Пушкин ни разу не употребил слово «свобода», хотя так ее вожделел.

Произведение поэта написано просто, но в этой простоте гениальность. Олицетворение «гуляет ветер» великолепно передает невесомое ощущение воли, словосочетание «темница сырая» как ничто другое изображает физическую скованность свободолюбивой натуры.

Стих «Узник» производит незабываемое впечатление, оно просто и торжественно, и трагично.

Вариант 4

Стихотворение «Узник» Пушкин написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека. Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича. Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.

Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича. Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.

В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной. Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.

Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.

Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда». которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.

Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы. орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме. Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.

Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой». но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно. Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.

Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.

Одноименное стихотворение “Узник” Лермонтова многие считают продолжением пушкинской тематики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *