чем понравилось произведение матренин двор
КУРСЫ по русскому
Недавно я прочитал рассказ А. Солженицына «Матренин двор». Он показался мне сложным и непонятным, потому что жизнь очень изменилась, мы живем не в советское время.
Александр Солженицын описал жизнь обычного человека в деревне. Он поднимает проблемы эгоизма людей, невнимания власти к простому человеку, необустроенности жизни в российской глубинке.
События, описанные в произведении, происходят на станции «Торфопродукт» Рязанской области. Само название говорит о безликости этого места, о том, что здесь не думают о людях, а думают только о выполнении плана.
Игнатич (главный герой) приезжает в деревню, где и происходят основные события.
Мы вместе с рассказчиком чувствуем трагизм этой ситуации. О семейной жизни Матрены говорится очень мало, только то, что дети рождались и маленькими умирали. Писатель не акцентирует на этом внимание, как будто это страшная обыденность.
Все эти эпизоды звучат как мольба Солженицына о том, чтобы мы одумались и жили достойно
Больше всего в произведении мне понравилась сама Матрена за ее доброту, бескорыстие. Хотелось бы, чтобы такие люди могли жить в хороших условиях, в достатке. Проанализировав этот рассказ, я понял, что он не только о советском времени, но и о нашем. Рассказ учит нас думать не только о материальном, но и о духовном.
Данила Ю. и репетитор Кибардина Мария, кандидат педагогических наук
Рецензии на книгу Матренин двор
Внимание: данная рецензия содержит спойлеры. Показать?
Ох, это произведение оказало на меня сильное эмоциональное воздействие. Я даже не думала, что образ Матрены так западет мне в душу.
Думаю, что и в наше время пожилые люди брошены, им не уделяют достаточно внимания и любви, относятся к ним плохо. Так что стоит задуматься и поменять в нашем обществе хоть что-то.
В итоге можно сказать, что Солженицын не перестает меня удивлять, затрагивая столь важные проблемы нашей жизни.
Я «Раковый корпус» почему-то очень любила, несколько раз перечитывала. А «Матренин двор» не помню, хотя в школе проходили.
Свое знакомство с творчеством А.И.Солженицына я начала с произведения «Матрёнин двор». И только начав читать, я поняла, что мне оно определенно нравится. Да, язык, которым написано произведение, совсем непростой. Автор использует огромное количество диалектизмов для того, чтобы предать необычный характер главной героини, Матрёны Васильевны. Но от этого читается еще интересней.
Весь сюжет завязан вокруг Матрёны и ее жизни, которая, кстати сказать, нехило ее потрепала. Но, что важно, сама героиня нисколько не озлобилась. Она готова в любую минуту прийти на помощь, ничуть не завидуя чужому достатку или успеху. А окружающие ее люди без зазрения совести пользуются этим. Наверное, именно из-за этого и отличается от них Матрена, ведь «у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
Несмотря на то, что история главной героини вызывает сострадание и сочувствие, и даже страшно подумать о том, как тяжело ей пришлось (хотя она на протяжении всего произведения не уронила и словечка о своей сложной судьбе, ни разу не пожаловалась), лично мне этот рассказ показался Добрым. Конечно, изображение жителей деревни, в которой живет Матрёна, омрачает общую картину, еще хуже становится, когда понимаешь, что это не выдумка, и происходило все взаправду. Но душевная простота, невинность, наивность и Доброта Матрёны способны затмить собой те страшные поступки, которые люди совершали по отношению к этой светлой женщине…
Отзыв на рассказ Александра Солженицына «Матренин двор»
Отзыв на рассказ Александра Солженицына «Матренин двор»
ОТЗЫВ НА РАССКАЗ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА
Даже название рассказа несет в себе несколько смысловых пластов:
Что же вкладывал автор в понятие «Матренин двор»?
Невзгоды, выпавшие на долю этой простой женщины, должны были раздавить ее, но они сделали ее только сильнее. Именно про таких женщин писал Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», Матрена и коня останавливала, едва не погибнув, и, проснувшись однажды в дыму, не добро бросилась спасать из избы, а свои фикусы (а то вдруг задохнутся). Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: полюбила Фаддея, горницу уже к дому пристроили –да забрали жениха на фронт, прикипела Матрена сердцем к этому двору, поэтому, когда позвал ее замуж брат Фаддея ( не по любви, а по нехватке женских рук в семье), дала согласие. Да только не принесло это счастья – вернулся Фаддей, но ничего уже исправить нельзя было.
Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Потеряв своих детей, взяла Матрена на воспитание дочку Фаддея Киру да завещала ей самое дорогое, что было у нее – часть дома, горницу.
«У нее всегда было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешком на болото накосить травы для своей козы, то отправлялась за торфом для зимней растопки. Никогда не просила она платы за помощь, без тени зависти рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И все окружающие бессовестно пользовались Матрениным бескорыстием, за глаза осуждая ее за то, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая, не стремящаяся накопить добро, не умеющая одеваться. Даже нежелание держать поросенка ставилось ей в вину.
Как же смогла Матрена выстоять, не сломиться под тяжестью невзгод? Сколько же внутренней силы было в ней! Ведь никто не знал, каково ей жить с нелюбимым, когда рядом строит дом для другой Матрены Фаддей, каково хоронить своих детей, когда рядом полон дом племянников и племянниц. Даже то, что бегает Матрена к ней и плачет, потому что бьет ее муж смертным боем и жаден ужасно, воспринимает она философски ( «меня мой ни разику не бил»).
Так бы и прожила Матрена, сохраняя свой мирок, свой двор, да только не одних «москвичей сгубил квартирный вопрос».
Не давала Фаддею покоя горница, в которой каждое бревнышко было им сложено и которую он строил для будущей жены, считал своей, но выпустил из рук. Уж очень сильно было в нем желание заполучить еще один участок земли для застройки ( пусть даже не для себя, а для дочери).
И, не умевшая никому отказывать, Матрена соглашается отдать то, что все равно достанется приемной дочери после ее смерти.
Не осознает она, не осознает никто в деревне, что нарушая нравственные законы жизни, запускают они механизм саморазрушения. Разрушая двор, рушат они и Матренин, и свой мир, подписывая участникам этого действа смертный приговор.
Первой крушение этого мира, который, казалось, ничто не сможет сгубить, почувствовала колченогая кошка, подобранная когда-то Матреной, вдруг внезапно ушедшая из дома.
Погибает Матрена, раздавленная санями с бревнами от ее горницы, которые унесли еще две жизни, и механизм разрушения нравственных устоев уже не остановить: лучшая подруга первой прибежала в дом, но не для того, чтобы оплакать подругу, а чтобы забрать завещанную Матренину кофту, слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Фаддей мечется между двумя дворами, но лишь для того, чтобы спасти и вывезти остатки горницы да отхватить еще что-нибудь из имущества Матрены.
И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»,- так закончил рассказ о олженицын.
Праведник – человек ни в чем не погрешивший против правил нравственности ( правил, определяющих нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). ( )
А в голове крутятся страшные мысли : « Сколько еще сможет выстоять земля наша, если люди, подобные Матрене, не заслужили ни одного доброго слова ни при жизни, ни после смерти даже от самых близких им людей? Когда в нашей жизни, то, что является основой нравственности, стало вызывать отторжение и осуждение?»
Отзыв к рассказу «Матрёнин двор» А. Солженицына, что писать?
О чем рассказ «Матрёнин двор»?
«Матрёнин двор» отзыв.
Вот отзыв на рассказ Солженицына»Матренин двор».
А вот еще один отзыв.
А в этом отзыве объясняется, кто автор названия рассказа.
Христианская мораль призывает нас быть добрым ко всем: и к добрым, и ко злым. Ко злым даже больше, так как наше добро может растопить и изменить их злое сердце, пускай не сейчас, а когда-то в их жизни может произойти это чудо.
Матрена была из тех людей, которые просто делали добро. ЕЕ просили что-то сделать, она шла и помогала, не рассуждая, нужно ли это делать и заслуживает ли ее добра этот человек.
Благодаря таким Матренам и держится мир, как держалось то село, в котором она жила.
Делать добро тем, кто тебя обидел, очень сложно. Мы не знаем, что станет с нашей добротой, будут ли какие-то результаты. В Библии написано сеять, а взращивать будет Бог.
В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» описывается жизнь простой деревенской женщины Матрены. У Матрены очень тяжелая судьба, она похоронила всех своих шестерых детей, работала на износ в колхозе, не получая заработную плату. Однако вопреки всем своим горестям и печалям главная героиня сумела сохранить отзывчивость, человечность и человеколюбие. Эти качества характера ставятся под сомнение ее односельчанами. Ее начинают сторониться и избегать. Ведь по местным меркам нормальный человек не должен помогать другому человеку без выгоды для себя. Эти и другие проблемы нравственности деревенских жителей поднимает Солженицын в своем рассказе. Жизнь Матрены и деревенских жителей с приходом коллективизации изменилась и в нелучшую сторону. Колхозники должны были работать в колхозе до первых холодов. Свое хозяйство потом с большим трудом они поднимали, добывая из под снега корм для коров.
Рассказ полностью автобиографичен. События, описываемые в нем происходили в реальности. Труд колхозников при Советской власти описан тоже в реальную величину. Это описание вызывает тягостные мысли:
В рассказе А.Солженицына «Матренин двор» рассказывается о главной героине – простой, деревенской женщине лет шестидесяти по имени Матрена. Она жила своей одинокой жизнью, будучи вдовой, схоронившей всех своих шестерых детей. От непосильного труда и из-за старости Матрена периодически мучается от какой-то непонятной хвори, которая укладывает ее в постель на пару дней. Всю жизнь Матрена тяжело и много работала, но денег не накопила. Лишь к концу ее жизни она стала получать пенсию и из колхоза ее отпустили.
Автор описывает простоту и сердечность этой женщины, сумевшей вопреки всем жизненным тяготам сохранить теплоту своей души, не озлобиться, не очерствеет. В отношениях с односельчанами, однако, она не получает взаимности. Люди наоборот сторонятся Матрену, считая, что все несчастья, которые она получила в жизни являются результатом порчи. Боясь заразиться этой порчей, от нее держатся подальше. Привычку Матрены помогать людям безвозмездно считают ее недостатком и осуждают за это. Единственным человеком, который любил Матрену, была ее близкая подруга Маша. Она не сторонилась Матрену, помогала ей по хозяйству, когда пожилая женщина заболевала.
В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» внимание читателя приковано к жизнеописанию простой крестьянской женщины по имени Матрена. Образ главной героини находится в центре рассказа. Матрена прожила жизнь, полную лишений – она не дождалась с фронта своего мужа, похоронила всех своих шестерых детей. Работая на тяжелой физической работе, она не получает денег за свой труд. Рассказ ведет автор от первого лица. Он приехал в эту деревню, чтобы найти себе работу учителя после десяти лет лагерей и решил остановиться в доме у Матрены, снять у нее угол. Доброта и бескорыстие Матрены сразу бросаются в глаза ее постояльцу. Как только она узнала, что незнакомец хочет стать ее квартирантом, она предложила ему поискать дом получше да поуютнее. Квартирант сделал свой выбор на доме Матрены.
В вечерних задушевных беседах он узнает очень много о жизни и нелегкой судьбе Матрены. Удивляет в ее жизни то, что она невзирая на трудности своей жизни и лишения, сохраняет душевное тепло, доброту, которыми она легко делится со всеми окружающими. Она до того привыкла к тяжелому физическому труду, что работа для нее становится душевным лекарством, после которого она становится умиротворенной и просветленной. Доброта и бескорыстие Матрены проявляется в ее отношении к окружающим. Она умела радоваться чужому счастью и спешить на помощь. Как бы тяжело ей не было, она могла ради других забыть про свои болезни, про свой возраст и выполнить любую тяжелую работу, не беря за это денег.
Рассказ основан на реальных событиях. Автор изменил в нем только несколько мелочей, включая название населенного пункта.
Рецензии на книгу «Матрёнин двор» Александр Солженицын
Какая прекрасная история. Можно только читать и плакать, плакать и перечитывать, снова и снова. История про жизнь, про настоящих и ненастоящих людей, про доброту и понимание, про корысть и жестокость. Про Матрену. Про то, сколько доброты может аккумулировать вокруг себя простой и бескорыстный человек. Матрена никогда ничего ни у кого не брала, а только раздавала. Беззастенчиво раздавала тепло своей души. Она всегда искренне радовалась и искренне грустила.
Она настоящий человек.
О людях с чистым сердцем.
После ее смерти люди больше переживают за немногочисленные оставшиеся после нее вещи (чтобы поскорее прибрать к рукам), а о ней говорят в пренебрежительном тоне, вот, мол, жалкая, нехозяйственная, наивная и безотказная.
Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Проще и точнее всего «Матрёнин двор» Солженицына можно охарактеризовать как историю нелёгкой жизни и трагической смерти простой русской женщины. Середина XX века, глубинка. Старая, больная Матрёна уже даже и не колхозница, хотя всю жизнь проработала в селе. Даже состарившись продолжает совершенно бескорыстно помогать односельчанам, трудиться — труд ей в радость, и помогать другим она любит. Муж Матрёны пропал вез вести во время Великой Отечественной, из детей ни один не выжил — живёт одна, пока к ней не поселяется главный герой (рассказчик), приехавший в глубинку как учитель математики. Постепенно он узнаёт о жизни Матрёны, о тех трудностях, с которыми она постоянно сталкивается.
В конце рассказа Матрёна трагически погибает, многочисленные родственники, никак не помогавшие ей при жизни, начинают делить наследство, и искренне сожалеет о смерти этой женщины всего пара человек, все её положительные качества — доброта, отзывчивость, бескорыстие, трудолюбие — осуждаются большинством.
Конечно, рассказ, с одной стороны, о том, как редко встречаются такие люди, как бедная Матрёна.
С другой, как и большая часть произведений Солженицына — о различных недостатках Советской системы.
Обе линии прослеживаются и выражаются неодинаково, и эмоции вызывают различные.
Конечно, я довольно предвзято отношусь к Солженицынцу. Но, если бы у меня не было привычки анализировать прочитанное, рассказ бы мне понравился: он действительно трогает, не оставляет равнодушным. Матрёна производит впечатление наивного, но хорошего человека, а человеческие недостатки и изъяны продемонстрированы достаточно хорошо на примере её родственников и односельчан — и характеры, и сюжет вполне реалистичны, заставляют в себя поверить. Слог у Солженицына, конечно, не слишком приятный, но в целом, если не гнаться за красотами языка, читать можно.
Правда, уже по ходу чтения лично у меня возник ряд вопросов, при чём сразу по нескольким направлениям.
1 — Государство.
Солженицын довольно ясно даёт понять, как относиться к Советскому Союзу — неодобрение легко улавливается с самых первых строк. Да и если учитывать биографию автора и судьбу его книг всё становится ясно. Такие, как он, не любили существовавшую систему и тем или иным образом прикладывали усилия к её разрушению, критиковали, обличали. С их позиции «перестройка» была благом.
Но, читая рассказ, я никак не мог отделаться от ощущения, что с тех пор ситуация в стране нисколько не изменилась, если только не стала хуже. Нищета, проблемы с выплатами пенсий, бюрократия и прочее, критикуемое автором, и в наши дни вполне живо, рассказ даже полвека спустя не потерял своей актуальности.
Над этим, на самом деле, стоит задуматься.
2 — Общество.
В рассказе много сказано о том, как тяжело было жить Матрёне. И правда, ей можно только посочувствовать.
Позиции практически всех героев рассказа вполне ясны, мотивы их очевидны, пороки присущи и нашим современникам. Но есть при этом в рассказе один герой, поведение которого мне лично показалось странным. Это рассказчик.
Постоянно описывая, как Матрёна трудится, как её используют, даже как её фактически обворовывают, рассказчик ни разу не упоминает о своём вмешательстве в её жизнь. Он только слушает, смотрит. Но никак себя не проявляет.
Кажется, единственное деятельное его вмешательство в жизнь Матрёны — момент, когда он ругает её за то, что взяла без разрешения его телогрейку.
Это довольно странно. Складывается впечатление, что он только и может — осуждать, изобличать. Но не помогать. А ведь вполне в его силах было и помочь Матрёне в быту, и заступиться за неё, а, возможно даже, спасти ей жизнь.
Рассказ оставляет после себя ощущение несправедливости, вызывает негодование. Но большую неприязнь вызывают при этом не критикуемые автором страна и люди, а рассказчик. Это очень похоже на лицемерие — изображать сочувствие, читать мораль, но при этом быть в стороне ото всего, смотреть на происходящее свысока, в то время как можно вмешаться, реально помочь.
Осуждающий на деле ничем не лучше осуждаемых.