чем полезно аудирование на английском

Аудирование — почему это так важно?

Аудирование по английскому языку дает возможность научиться распознавать речь собеседника. В этом могут помочь разные техники аудирования и полезные советы для их правильного применения. Чем больше вы практикуете, тем быстрее и лучше будете понимать носителей языка. Приступим!

чем полезно аудирование на английском. Смотреть фото чем полезно аудирование на английском. Смотреть картинку чем полезно аудирование на английском. Картинка про чем полезно аудирование на английском. Фото чем полезно аудирование на английском

Что такое аудирование?

Несколько слов о самом понятии.

Аудирование – это процесс восприятия речи на слух.

Этот навык сложнее всего освоить, так как кроме знания перевода слов, вам важно «услышать» все ударения и акценты говорящего, при этом у каждого человека свой темперамент и соответственно скорость речи.

Несмотря на то, что всем изучающим английский язык необходимо как можно больше слушать речь носителей языка, тем не менее, студенты не любят это делать. Ведь в самом начале очень сложно разобрать хоть что-нибудь. Поэтому важно не начинать со сложных записей.

Важно понимать: аудирование помогает сформировать произношение, которое очень тяжело выработать.

Чтобы помочь себе выработать правильное произношение понадобиться много практики, при этом записи должны быть различных диалектов: американский, британский, индийский и т.д.

В процессе практики вы получите навык акцентирования: понимание того, какие слова в предложении следует выделить, а какие могут и затеряться. Также аудирование позволит пополнять свой словарный запас при помощи языковой догадки. Когда вы не знаете точный перевод слова, но благодаря пониманию сути разговора, додумываетесь следуя логике, что оно означает.

Виды аудирования

Можно разделить аудирование по английскому языку на несколько видов.

Чтобы аудирование принесло максимальный результат на начальном этапе, следует комбинировать первые два метода, это позволит быстро увеличить словарный запас. Следующие два метода полезны если у вас уже есть хорошая база слов, а также навыки понимания речи.

Время, которое нужно уделять слушанию носителей языка вы выбираете сами исходя из своих возможностей, предпочтений и целеустремленности. Чем быстрее вы хотите понимать и общаться на английском языке, тем больше уделяйте времени аудированию. Минимум, который рекомендуют специалисты – 15 минут в день, но это минимум, который будет поддерживать ваш уровень. Не ограничивайтесь минимальной планкой: смотрите любимые фильмы, которые вы хорошо знаете на русском, слушайте музыку, смотрите новости, включайте радио, участвуйте в конференциях и т.д.

Совет: смотрите видео, которые отображают вашу профессиональную тематику, например, историки — документальные видео, юристы — детективы, дизайнерам — фильмы о моде.

Почему аудирование важно в самом начале?

Есть несколько причин по которым слушание английской речи полезно, особенно новичкам в обучении.

Аудирование по английскому языку это один из эффективных методов (также как и коммуникативный) изучения языка, который позволят поставить произношение, пополнить словарный запас, научиться логике построения предложений и запомнить основные грамматические конструкции. При этом не затрачивается много временных ресурсов. Результат не приходит за пару дней, но при регулярной практике вы удивитесь своим результатам. Слушайте в удовольствие!

Источник

Значимость аудирования при обучении иностранному языку в школе

В наши дни основная цель обучения иностранному языку состоит в том, чтобы язык выступал средством общения в диалоге культур.

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Известно, что язык является средством общения в двух формах: устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо). Именно эти четыре вида речевой деятельности и присутствуют в поле зрения учителя. Остановимся на аудировании, как неотъемлемой части обучения иностранному языку.

Аудирование на начальном этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение.

Дети приходят в школу, обладая большим опытом слушания на родном языке. Они способны долго и внимательно слушать сказки или рассказы, задавать уточняющие вопросы, переспрашивать. К сожалению, эта любознательность в школе часто утрачивается. Обучение аудированию на английском языке строится так, чтобы поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.

Аудирование (понимание воспринимаемой на слух речи) составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией. Аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. Например, при просмотре фильма, телепередачи, пользовании интернетом, прослушивании радиопередачи и т.п. Достаточное овладение аудированием как видом речевой деятельности не только позволяет, но и стимулирует самостоятельный просмотр фильмов и телепередач на иностранном языке.

На первом году обучения учащиеся должны овладеть устной формой общения, т.е. научиться понимать иностранную речь на слух и правильно реагировать на нее. Устное начало помогает продвигаться быстрее, т.к. дети в возрасте 6-7 лет легко воспринимают услышанное, без труда усваивают не только отдельные слова, но и целые речевые цепи, в то время как навыки к чтению и письму у них еще не очень хорошо развиты и на родном языке.

Есть несколько причин, по которым ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. У маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего; ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.

Основными психическими процессами, которые задействованы при аудировании, являются следующие: память, воображение, восприятие и мышление. Таким образом, активизируя эти особенности психики человека, мы одновременно развиваем их, что и является основополагающим фактором всестороннего развития личности. И, следовательно, можно считать аудирование неотъемлемой частью развивающего обучения.

Смысловое восприятие речи на слух затрагивает такие понятия, как анализ, сравнение, абстракция, конкретизация и другие. Характеризуя сущность восприятия (слухового и зрительного), надо строго различить два понятия: восприятие и узнавание. Значение внутренней речи для понимания очень велико, она дает возможность воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать. На начальной ступени обучения внутренняя речь протекает особенно интенсивно, и ее можно рассматривать как основной и необходимый компонент слухового восприятия.

Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Аудирование является не только целью, но и средством обучения. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование на начальном этапе идет усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры.

В процессе обучения аудированию в начальной школе учитель должен обратить внимание учащихся на то, что важно с первых уроков внимательно, сосредоточенно вслушиваться, как говорят учитель или другие ученики, и постараться соотнести это с конкретной ситуацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами и понять услышанное. Необходимо прививать учащимся культуру слушания. Они с первых уроков должны понять, что умение слушать — залог успеха в изучении английского языка. А ведь это ничто иное, как воспитание личности ребенка, и имеет прямое отношение к развивающему обучению.

В процессе овладения аудированием на английском языке учащиеся встречаются с рядом трудностей лингвистического плана: фонетическими, лексическими, грамматическими. В первом классе особую трудность представляет, например, различение на слух звуков: [æ — е], [o: — ə], [е — i], [i: — i] и т. д.

Зная это, учитель использует упражнения, снимающие такие трудности. Он учит детей различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу в произнесении [s], [z], [b] и [р], слышать долготу и краткость, распознавать количественные и качественные характеристики звуков, ритм, ударение и их смыслоразличительную функцию.

Первым и самым необходимым условием формирования понимания учащимися английской речи является ведение учителем урока на английском языке. Отсюда предъявляются большие требования к речи учителя. Главные из них:

Аудирование используется как средство ознакомления учащихся с новым языковым или речевым материалом. Организовать ознакомление с новым материалом означает показать учащимся значение, форму и его употребление. Так, при ознакомлении детей с новой лексикой для усвоения формы необходимо неоднократное восприятие ее учащимися; для понимания значения можно использовать беспереводной способ раскрытия значения и только, при необходимости — перевод; для иллюстрации употребления нового слова необходимы ситуации.

Ознакомление начинается с восприятия целого, т. е. высказывания — речевой единицы, соотнесенной с ситуацией. Таким образом, оно идет от целого к частному, от высказывания к отдельному слову, а от него к звуку (если он новый).

Выбор способа раскрытия значения слова (семантизации) зависит от ряда факторов. Среди них лингвистический (природа самого слова), психологический и педагогический. Если слово имеет конкретное значение и его можно продемонстрировать, например a dog, a cat, a ball, red, big, little, то целесообразно раскрывать значение слова, используя наглядность, а не прибегать к переводу. В случае абстрактного значения слова типа think лучше использовать перевод. Интернациональные слова типа doctor, sport, football, engineer следует давать на догадку в соответствующем контексте.

Если слово вводится беспереводным способом, то и контроль понимания

следует проводить, не прибегая к родному языку. Только в таком случае будет формироваться догадка, столь необходимая при слушании.

На выбор способа семантизации влияет и психологический фактор, например общее развитие учащихся группы. Чем выше развитие, тем больше возможностей для использования беспереводных приемов семантизации. Влияет также и уровень обученности, т. е. владение общими приемами учения. Чем выше уровень обученности, тем больше возможностей для беспереводной семантизации.

Помимо ознакомления, аудирование используется и при организации тренировки учащихся в усвоении материала. Тренировочные упражнения по формированию аудирования можно объединить в пять групп:

Группа 1. Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:

Группа 2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти («Прослушай слова и постарайся их запомнить. Затем воспроизведи эти слова».).

Группа 3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся («Прослушай и скажи, как зовут сестру Майка: I’ve got a sister. Her name is Ann. Mike hasn’t got a sister. He has got a brother».).

Группа 4. Упражнения, направленные на развитие воображения («Прослушай и передай одним словом: The place where we play sports games».).

Группа 5. Упражнения, направленные на развитие логического мышления («Прослушай предложения. Скажи, правильно ли (логично ли) они расположены:

It’s red. I’ve got a ball. или Her name is Mary. I’ve got a sister».).

Для эффективного обучения аудированию немаловажное значение имеет правильное решение вопроса о целесообразности повторного (или многократного) предъявления одного и того же речевого сообщения и о длительности его звучания, количестве слов или предложений. Для начального этапа обучения предназначаются тексты, состоящие из 3—6 предложений, на средней ступени это количество увеличивается до 10—15, а к концу обучения в школе — до 20—25.

Объем речевого сообщения зависит от многих факторов и не является стабильной величиной. Можно говорить лишь о минимальном или максимальном размере аудиотекста и определять его не количеством слов или предложений, а продолжительностью звучания. Такое измерение удобно для планирования занятий, для правильного распределения времени на различные виды речевой деятельности. Что касается работы в классе, то средний размер текстов, измеряемый продолжительностью звучания, для начального этапа должен составлять одну минуту, в пятых-шестых классах — две или три минуты, а у старших — три-пять минут. Текст до трех минут звучания принято считать оптимальным, так как он не превышает возможности учащихся в удержании информации (если ее нужно передать в форме, близкой к тексту оригинала) и позволяет развивать прогностические умения на уровне текста.

Учителю необходимо научить учащихся быстро отбирать языковые средства при общении, составлять микро- и макросообщения (монологические высказывания), вести диалог, беседу, уметь работать в ситуациях. Уроки с использованием аудиоматериала переключают учащихся на живой язык, вызывают у них повышенный интерес, при этом легче идет работа над произношением. Задача учителя – использовать этот вид работы для создания коммуникативной мотивации, побуждающей к говорению. Именно объективная действительность служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Мотивация высказывания – это потребность высказаться, когда средствами внешней наглядности учащемуся задается содержание и логическая последовательность высказывания. При этом у учащихся возникают трудности по отбору языковых средств.

Основная цель обучения устному общению на иностранном языке как раз и состоит в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составление из них сообщений, фраз для общения перевести на уровень автоматизма. Сделать это значительно легче, если учащийся испытывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устного материала, будь то аудиоматериал или устное высказывание учителя или соученика.

Помимо того, что аудирование используется как средство обучения, оно является и целью обучения. В первом классе это прослушивание связного текста в звукозаписи или прочитанного учителем. Неспециальные упражнения, направленные на обучение не только аудированию, но через него говорению, чтению, письму. Т.е. цель этих упражнений: обучать аудированию как средству обучения другим видам речевой деятельности. К этим упражнениям относятся следующие:

1) Упражнения для обучения диалогической речи «со стороны»:

2) Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:

3) Упражнения для обучения восприятию монологической речи:

Последовательность работы с текстом:

Интересной особенностью обучения при использовании аудиосредств является тот факт, что реплики, фразы речевого этикета (то, что обычно дается в виде «клише» и запоминается в результате многократного повторения) в разных ситуациях при прослушивании производят большое впечатление на учащихся и усваиваются непроизвольно, легче закрепляются и остаются в памяти в нужной интонации и быстром темпе речи.

Успешное овладение основополагающими видами речевой деятельности, каковыми являются слушание и говорение, зависит от языковых навыков, которые вырабатываются в процессе многократных повторений, доведенных до автоматизма употребления основных речевых образцов. Такая работа должна проводиться не только на уроке, но и дома. В данном случае очень важно, чтобы учитель совместно с учащимся организовал работу таким образом, чтобы учащийся смог увидеть результаты своей самостоятельной деятельности. Какова цель таких самостоятельных занятий? Она заключается в том, чтобы дать возможность учащемуся интенсивно упражняться в выработке умений и навыков употребления грамматических конструкций, в правильном построении фразы, правильном произношении, отработке интонации, т.к. все эти навыки формируются в результате большой устной практики.

Успешность аудирования зависит, с одной стороны, от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т. д.), с другой стороны, от условий восприятия ( количества и формы предъявлении, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей — языковых и структурно-композиционных сложностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся.

Как уже было сказано выше, аудирование — составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном, но и на родном языке.

На современном этапе аудирование включено в один из разделов ЕГЭ и является также проверкой уровня подготовленности учащихся.

Список используемой литературы:

Источник

Зачем нужно заниматься аудированием? Виды аудирования на английском языке

Хотите улучшить понимание английского языка на слух? Для этого нужно использовать различные виды аудирования. Сегодня мы хотим рассказать вам, зачем и как часто нужно заниматься аудированием, а также о том, какие виды аудирования существуют.

чем полезно аудирование на английском. Смотреть фото чем полезно аудирование на английском. Смотреть картинку чем полезно аудирование на английском. Картинка про чем полезно аудирование на английском. Фото чем полезно аудирование на английскомСчитаете аудирование скучным и ненужным? Мы расскажем, зачем нужно им заниматься. Почти в каждой учебной книге вы найдете упражнения на развитие понимания английского языка на слух. Часто нас раздражает беглая иностранная речь, которую нужно попытаться понять. Кажется, что носители говорят бессвязно и слишком быстро. Поэтому некоторые студенты пытаются всевозможными способами избежать работы с навыком аудирования. А зря, ведь чем чаще мы слушаем англоязычную речь, тем быстрее привыкаем к ней и тем проще нам понять, о чем говорят носители языка.

Почему важно заниматься аудированием?

Научиться понимать язык на слух — первоочередная задача каждого изучающего английский. Каким бы хорошим словарным запасом и знаниями грамматики вы ни обладали, это мало поможет вам в общении, если вы слушаете, но не можете понять собеседника.

Во время прослушивания разнообразных материалов на английском языке мы совершенствуем:

Какие виды аудирования на английском языке существуют

Аудирование с полным пониманием текста (listening for detail) — аудирование для обучения. Вы занимаетесь прослушиванием записи, адаптированной под ваш уровень знания языка или немного выше этого уровня. При этом ваша задача — понять каждое слово, а также точно уловить смысл записи. Это самый полезный, но и вместе с тем самый сложный вид аудирования. Обычно непосредственно перед прослушиванием вы разбираете новые слова или полный текст записи. Саму запись желательно прослушать несколько раз, разобраться во всех новых словах, случаях их употребления. Также полезно будет поработать и с грамматикой: разобрать новые конструкции и понять, почему в тех или иных предложениях используется определенная конструкция.

Аудирование с пониманием основного смысла (listening for gist) — самый приятный вид работы с навыком понимания английского языка на слух. Ваша задача — понять общий смысл сказанного. При этом вам не нужно разбираться в значении каждого слова, допускается непонимание каких-то конструкций и т. п. Этот вид аудирования тренирует вашу языковую догадку. Кроме того, экстенсивное понимание языка на слух — это фактически развлечение, отличный способ отвлечься от грамматических упражнений. Вы можете включить видеоролик интересующей вас тематики на английском языке и слушать его, не пытаясь разобраться во всех хитросплетениях английской грамматики.

Аудирование с целью извлечь необходимую информацию (listening for specific information) — это прослушивание аудиозаписей с целью обнаружить конкретную интересующую вас информацию. Например, вы слушаете аудиозапись с рассказом о Швеции для того, чтобы узнать, какое население в этой стране. При этом остальную информацию, не касающуюся нужных вам цифр, вы «пропускаете мимо ушей».

Иногда выделяют еще такой вид аудирования на английском языке, как догадка по услышанной информации (inferential listening). Такой вид аудирования подразумевает под собой понимание состояния говорящего, его эмоциональный настрой. Этот вид аудирования не такой полезный в плане обучения, как предыдущие три, однако он пригодится при построении отношений между людьми. Умение угадывать настроение говорящего весьма полезно.

Как часто нужно заниматься аудированием на английском языке?

Ответ лежит на поверхности: так часто, как вы можете себе позволить. Желательно выделять ежедневно хотя бы 10-15 минут для занятий аудированием. Благо в Интернете можно найти миллионы записей по 2-10 минут для изучающих английский язык. Можно смотреть видео дома, а можно загружать подкасты на телефон и слушать в транспорте или в любую свободную минуту. Много небольших подкастов на различную тематику представлено на сайтах eslpod.com (до недавнего времени материалы на этом сайте были бесплатными, сейчас же для пользования подкастами необходимо внести оплату за свое членство в клубе слушателей) и podcastsinenglish.com (все записи можно бесплатно скачать на мобильное устройство и слушать в любое удобное время).

Перед практикой неплохо было бы изучить и теорию, поэтому перед тем, как практиковать развитие навыка понимания английского языка на слух, ознакомьтесь со статьей «Как научиться понимать английскую речь на слух: 11 полезных советов».

чем полезно аудирование на английском. Смотреть фото чем полезно аудирование на английском. Смотреть картинку чем полезно аудирование на английском. Картинка про чем полезно аудирование на английском. Фото чем полезно аудирование на английскомЗанимайтесь аудированием ежедневно и получайте удовольствие от понимания английского языка на слух. Не знаете, какие материалы слушать на английском языке? Ознакомьтесь со статьей «Учимся воспринимать английский на слух: советы по выбору аудиоматериалов и работе с ними». Из нее вы узнаете, ЧТО слушать и КАК слушать на английском языке.

Совершенствование навыка аудирования — задача непростая, но очень увлекательная. Подберите себе интересные материалы, занимайтесь хотя бы по 10-15 минут в день, и уже через 1-2 месяца английская речь перестанет казаться вам нечленораздельным потоком странных слов. Используйте разные виды аудирования на английском языке, тогда все станет на свои места: речь носителей языка будет понятной, а произношение четким.

Источник

О роли аудирования при обучении английскому языку

Учитель английского языка

О роли аудирования при обучении английскому языку

Аудирование — это способность, умение различать на слух и понимать, что говорят другие.

Применительно к изучению языка – это умение понять английскую речь во время ее произношения.

Аудирование – единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его выполняющего, ничего не зависит. Слушающий, в отличие от читающего, пишущего или говорящего, бессилен что-либо изменить в выполняемой деятельности, облегчить её, снизить трудности, приспособить условия поступления информации к своим возможностям и т.д. Кроме реального или учебного общения весь процесс усвоения иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через слушание.

Научиться понимать иностранную речь зачастую оказывается сложнее, чем научиться разговаривать.

Вот почему аудирование должно быть развито лучше других умений.

Речь спонтанна и мимолетна. В отличие от письменных текстов, учеников пугает сама мысль о том, что если они что-то не поняли с первого раза, у них не будет возможности перечитать еще раз и разобраться.

В потоке речи кажется невозможным расслышать паузы, «пробелы» между словами. Это не значит, что вы неспособны к обучению, это нормально, даже носители языка, бывает, испытывают сложности с тем, чтобы правильно выделять слова в потоке речи.

Наша речь интерактивна, то есть когда мы смотрим на собеседника, облегчить понимание смысла услышанного помогают жесты и мимика. Если что-то непонятно, всегда можно переспросить. А вот как быть с оповещением в аэропорту, с заданием на экзамене? В этих ситуациях невозможно контролировать поступающую информацию, и такое аудирование наиболее сложное.

Письменная речь структурирована и грамотна. Разговорная речь наоборот пестрит ошибками, оговорками, мысли часто сбиваются, перепрыгивают с одной на другую. Достаточно сложно следить за подобным потоком сознания.

Часто, в начале изучения английского языка, студенты пытаются услышать и понять каждое произнесенное слово и очень разочаровываются в себе, когда этого не происходит. Первое, что вы хорошо должны хорошо для себя понять — в реальной жизни совершенно не нужно понимать каждое слово, которое вы слышите. Мы слушаем только для того, чтобы получить необходимую информацию. Надо научиться вычленять ее в общем потоке речи и не обращать внимания на непонятные слова.

Научиться слышать можно только слушая.

Основными механизмами восприятия (узнавания) аудирования являются механизмы слуховой памяти, внутреннего проговаривания, оперативной и долговременной памяти, идентификации (сличения) понятий, вероятностного прогнозирования (антиципации).

Исследователи выделяют 3 уровня понимания текста :

— фрагментарный (отдельных ЛЕ);

— глобальный (темы сообщения);

Уровни понимания позволяют судить об уровнях обученности учащихся и конкретизировать цели обучения.

И.А. Зимняя выделяет следующие фазы аудирования :

Мотивационно-побудительная фаза приводится в движение коммуникативной задачей (КЗ). Учащимся необходимо сообщить перед аудированием о том, что они будут слушать и что конкретно должны услышать. В естественном общении источником мотива для восприятия и понимания является тема общения и сам собеседник (его манера общения, умение привлечь внимание слушающего и т. д.).

Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. Обычно учитель испытывает огромные трудности в обучении аудированию, если он не начинает учить этой деятельности с самого начала, а полагает, что прежде учащихся следует вооружить некоторыми знаниями. Очень важно, чтобы обучение пониманию иноязычной речи на слух началось буквально с первых уроков и продолжалось на протяжении всего курса обучения.

Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение аудирования заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка, и прежде всего, слуховой памяти.

Аудирование не изолированный вид речевой деятельности, он находится в тесной взаимосвязи с говорением, чтением и письмом. Причем аудирование, как и чтение, относится к рецептивным видам речевой деятельности, в то время как говорение и письмо – к продуктивным. Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи.

Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.

Для эффективного обучения аудированию немаловажное значение имеет правильное решение вопроса о целесообразности повторного (или многократного) предъявления одного и того же речевого сообщения.

Являясь центральным звеном методики обучения аудированию, аудиотексты представляют собой рационально отобранные, аутентичные и законченные фрагменты звучащей речи. Аудиотекст обладает смысловой завершенностью, смысловой структурной целостностью, композиционной оформленностью.

Несомненно, аудиотексты должны создавать мотивацию к изучению иностранного языка и, в частности, потребности в аудировании как познании нового о языке и мире.

Мотивация является главным условием при формировании навыков аудирования. Если слушающий испытывает потребность слушать, то это ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.

Одним из эффективных средств создания мотивации к изучению иностранного языка являются тексты, отражающие интересы школьников той или иной возрастной группы.

Эти умения можно представить следующим образом:

1. понимать тему и подтемы звучащего сообщения;

2. понимать общее содержание;

3. вычленять основные факты:

a) группировать факты;

c) устанавливать между ними связь;

4. дифференцировать информацию:

a) отделять главное от второстепенного;

b) соотносить впервые услышанную информацию с ранее известной;

c) выделять логико-смысловые блоки; это достигается способностью различать коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные и т.д.;

5. понимать существенные детали и отделять их от второстепенных (пояснения, сравнения, уточнения);

6. выделять аргументирующую и иллюстрирующую информацию

( примеры, сравнения, противопоставления);

7. понимать эмоционально-оценочные компоненты информации;

8. понимать имплицидную информацию, т.е. информацию, которая не заложена в тексте, но выводимая из него;

9. прогнозировать содержание сообщения, его цель, точку зрения автора на основе понятой части текста;

10. устанавливать собственное отношение к воспринимаемой информации:

b) оценивать объективность послушанной информации, ее новизну, проблемность, перспективность.

Так как контроль понимания услышанного может преследовать разные цели: с полным пониманием, с общим охватом содержания, с извлечением специфической информации, можно сделать вывод, что при контроле указанных объектов понимания при аудировании проверяется сформированность умений в той или иной степени полно, глубоко и точно понимать, а также дифференцировать, оценивать, перерабатывать поступающую по слуховому каналу информацию на иностранном языке.

Для контроля понимания иноязычной речи на слух можно предложить следующие задания:

1) ответы на вопросы по содержанию текста;

2) выбрать правильные/ неправильные утверждения;

3) выбрать (не)правильное утверждение из предложенных;

4) составить вопросы по содержанию текста;

5) выбрать заголовок к прослушанному тексту из нескольких предложенных;

6) сформулировать основную идею текста;

7) составить план содержания текста;

8) расположить предложенные предложения в логической последовательности;

9) выбрать из предложенных положений тему и идею текста;

10) перечислить последовательность фактов в тексте;

11) высказать точку зрения об услышанном;

12) сопоставьте услышанное с картинкой;

13) послушайте и заполните таблицу фактами из текста.

Итак, контроль должен стимулировать речемыслительную деятельность обучаемого.

Правильная организация контроля дает точное представление о том, насколько учащиеся продвинулись в выполнении программы, помогает учителю выявить успехи и неудачи учащихся, дает ему возможность анализировать свою деятельность и вносить необходимые корректировки в учебный процесс.

Библиографический список

1. Азаровская А.Е. Тексты разные нужны, тексты разные важны // Коммуникативная методика, №5, 2002.

2. Базина М.П. Аудирование: с чего начинать? // Коммуникативная методика, №3, 2004.

3. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе-

М., «Высшая школа», 1982

5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. – М. 1991.

6. Смирнова Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы контроля их сформированности // Теоретические и экспериментальные исследования в области обучения иноязычной речевой деятельности: Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тереза. – М., 1991. – с. 204-226

8. Вайсбурд М.Л., Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух, М., «Просвещение», 1985

9. Жинкин Н. И., Речь как проводник информации, М., «Наука» 1982

10. Леонтьева М.Р., Об обучении иностранному языку в общеобразовательных учреждениях, «Просвещение», 2005

12. Ильина В. Я. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования//Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та иностр. яз. им. М. Тореза. 1988.

13. Леонтьев А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1985.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *