чем полезна пальчиковая гимнастика
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Что делать, если никак не получается сосредоточиться на важной задаче? Вроде ничего сложного, но уже 1,5 часа вы сидите перед компьютером, а “воз и ныне там”. Все просто – уделите пару минут пальчиковой гимнастике. Об этом онлайн-журналу EVA.RU рассказал основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.
Нехитрые упражнения помогут реанимировать мозг в экстренном режиме. Они не только синхронизируют оба полушария, но развивают координацию движений, мелкую моторику и внимание. Всего 5 минут забавных упражнений на 40 минут повысят интеллектуальный тонус не хуже энергетика. Разница лишь в том, что вредных последствий вы не получите.
Такая эффективность обусловлена биологически. Большая часть мозга управляет именно мелкой моторикой. Сложные задачи в этой области “грузят” мозг не хуже любой другой интеллектуальной деятельности. При этом нет оттока крови от мозга к мышцам, как при физических упражнениях. За счет сосредоточенности на процессе увеличивается глубина дыхания и приток крови к мозгу.
Пальчиковая гимнастика – не просто заряд бодрости и концентрации, но и отличный способ расслабления. Отдых, как известно, это смена деятельности, что с точки зрения мозга, значит смену зоны активности. 2 минуты упражнений лучше, чем 10 минут простого отдыха, так как вы переключаетесь на другую деятельность. Нет гарантии, что во время лежания на диване ваш мозг действительно отдыхает.
Также пальчиковая гимнастика стимулирует создание новых нейронных связей. Наш мозг – хитрая и сложная система, которая старается экономить ресурсы и поддерживать привычный ход вещей. Если вы всю жизнь пишете/едите/протираете пыль правой рукой, то соответствующую нейронную связь вы закрепили. Попробуйте сделать все это левой рукой – и вы здорово озадачите свой мозг, потому что с этим он обычно не сталкивается. Привычная задача изменилась, а значит, чтобы адаптироваться, придется выстроить новую нейронную связь.
Также это отличный способ физической разминки для кистей рук. Большинство людей работает за компьютером или постоянно пишет за столом. Сидя в одном положении по 8 часов и больше, мы получаем проблемы с осанкой и зрением. Если же мы много пишем или печатаем (как правило, тоже в одном положении), то рискуем обзавестись синдромом запястного канала. Это неврологическое заболевание, проявляющееся длительной болью и онемением пальцев кисти из-за сдавления срединного нерва.
Однако делать пальчиковую гимнастику непросто. Для того, чтобы виртуозно контролировать движения кистей, нужно поставить навык. В этом случае работают те же алгоритмы, что и в любом обучении. У каждого человека свой темп, но если тренироваться каждый день, то вы освоите даже самые сложные упражнения. Еще лучше работает жонглирование – но это уже следующий этап.
О том, как это реализуется смотрите в серии наших видео:
Несмотря на все сложности, это стоит того. Пальчиковая гимнастика подходит всем возрастам. Дети развивают мелкую моторику, взрослые люди могут настроиться на серьезную задачу, а для пенсионеров это отличный способ профилактики возрастных изменений, таких, как болезнь Альцгеймера.
Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Алла БУЗАКИНА
Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка подготавливают почву для последующего развития речи.
Существуют приятные и увлекательные способы помочь нашим детям и обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Это пальчиковые игры. Заниматься ими с ребёнком можно с самого рождения. И лучше никогда не заканчивать.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы:
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями — держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
2. Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем поперёк
3. Растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения 3 группы, но в пассивной форме, т. е. вы сами сгибаете, разгибаете пальчики ребёнка и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно.
3. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение, затем, вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш выполняет, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы,можно выполнять следующие игровые зададим:
1. Запомнить и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая 3,4 и более.
2. «Рассказывать руками «сказки и маленькие истории.
К пальчиковым играм можно отнести игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с потешками или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Игры с пальчиками очень нравятся детям, поэтому играйте, ещё раз играйте, ещё раз играйте, почаще!
Помните! Любые упражнений будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Для чего нужна коробка из под пиццы? Пицца съедена, чай допит. Коробка осталась. Хорошая коробка, очень. Это просто преступление выкидывать такую коробочку. Но что же с.
Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека Пальчиковая гимнастика На прогулку Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками.
Картотека «Пальчиковая игровая гимнастика для детей с ТНР» Картотека Пальчиковая игровая гимнастика «Знакомство» Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой- Называется.
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.
Пальчиковая гимнастика для детей младшей группы Упражнения первого комплекса 1 Ладони на столе (на счет раз-два пальцы врозь – вместе) 2 Ладошка-кулачок-ребро (на счет раз – два-три) 3.
Пальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 года От 6 месяцев уже можно начинать выполнять с ребенком более динамические упражнения,включая массаж каждой фаланги пальцев. Лучше проводить.
Пальчиковая гимнастика — отличное занятие с детьми каждый день Для каждого педагога, несомненно, важно развитие детей. Важно, чтобы оно было равномерным и своевременным. Известно, что все психические.
Пальчиковая гимнастика по теме «Осень» Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы по теме «Осень» (автор) Н. Немыкина. Сентябрь Раз, два, три, четыре,пять Будем пальчики.
Пальчиковая гимнастика — помощник воспитателя «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, сказал В. А. Сухомлинский. Согласно научным данным, движения рук, особенно тонкие движения.
Консультация для родителей «О пользе пальчиковой гимнастики»
«Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи.
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема развития речи оставляет желать лучшего (число детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось: если в 50-х годах XX в. было около 17% детей с речевыми нарушениями, то в начале XXI в. их стало 68, 5%).
Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет огромную социальную значимость.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
— способствует овладению навыками мелкой моторики;
— помогает развивать речь;
— повышает работоспособность головного мозга;
— развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
— развивает тактильную чувствительность;
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим…(щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
На выставке мы представили Вам многообразие литературы о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Подборку некоторых игр для работы с детьми мы для Вас подготовили (приложение А).
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами
Насыпаем в емкость горох или фасоль.
Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Будут-будут из печи
Булочки и калачи». Или:
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим
Комочки опять и опять достаем.
На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:
«Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ».
Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).
Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
3 . Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Можно сопровождать работу проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Работа с пластилином
Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.
Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».
Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.
Предлагаем Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики (приложениеБ).
Упражнения с пальчиками
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг, в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)
Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)
В детский сад идти пора!
Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки)
Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)
И слепили пирожочки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)
Пирожки с вареньем
Всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки)
Свои пальцы в перчатки. (растопыриваем пальцы обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо всех пересчитать. (поочередно сгибаем все пальцы)
И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Стать сильными стараются,
Разотру ладошки сильно (растираем ладони)
Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)
(затем руки я помою… («моют руки»)
пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)
на замочек их закрою
Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.
(Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями):
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Вот летят комарики, З-з-з! (складываем пальцы рук в щепоть)
Вились, вились, (вращаем кистями рук)
Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!
(пощипываем малыша за ушко).
Попросите ребенка побыть «комариком».
Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток. При этом читайте стихотворение:
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
Упражнение с карандашом
(лучше использовать карандаш – шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
(немецкая народная игра)
Сожмите в кулак пальцы одной руки. Читая немецкую народную потешку, медленно по одному разгибайте их, начиная с мизинца.
В конце игры снова поочередно сожмите пальцы в кулак, большой палец — сверху.
Мизинчик удаленький. Пальчик замечательный.
Никогда его не бросит. Среди братьев самый сильный.
Он как раз посередине. Вместе дело спорится.
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
— Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
-«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
— Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
-Организуйте игры с пластилином, тестом.
-Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
-Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
-Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
-Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
-Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
-Запускайте пальцами мелкие волчки.
-Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
-Режьте ножницами.
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.
Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
— Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
-Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
— Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
-Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.