чем полезна модель смешанного обучения ротация станций

Лучшие практики «ЯКласс»: модели смешанного обучения

чем полезна модель смешанного обучения ротация станций. Смотреть фото чем полезна модель смешанного обучения ротация станций. Смотреть картинку чем полезна модель смешанного обучения ротация станций. Картинка про чем полезна модель смешанного обучения ротация станций. Фото чем полезна модель смешанного обучения ротация станций

Пандемия изменила взгляд на современное образование: теперь, помимо традиционного очного обучения, всё более популярным становится смешанный формат, при котором учёба «лицом к лицу» дополнена цифровыми ресурсами. В новом выпуске «лучших практик» — разбор моделей смешанного обучения, которые каждый педагог может использовать в своей работе.

Структура смешанного обучения может варьироваться. Существует множество форм и способов организации этого подхода — Институтом Клейтона Кристенсена выделено более 40 моделей, но не все они одинаково эффективны.

В лучших моделях присутствуют персонализация, развитие личной ответственности за собственное обучение, переход каждого ребёнка к изучению нового материала только после того, как он подтвердит овладение предыдущим. Важную роль в смешанном обучении играет проектная практико-ориентированная работа (не только индивидуальная, но преимущественно коллективная).

Мы выделим базовые модели внедрения смешанного обучения в школе, которые позволяют достичь максимального результата, — это «ротация станций» и «перевёрнутый класс».

Модель «Смена рабочих зон, или ротация станций»

«Ротация станций» — одна из самых популярных моделей смешанного обучения, позволяющая ученикам переходить от станции к станции по фиксированному расписанию. За отведённое учебное время дети успевают поработать с учителем в группе, самостоятельно выполнить задания онлайн, заняться проектной деятельностью, применить свои знания на практике и сотрудничать с другими учениками.

Модель «Ротация станций» даёт возможность проявить самостоятельность и ответственность каждому ученику, обеспечивает дифференцированный подход, развивает навык работы в группе. Она подходит для всех школьников, и её можно использовать уже в конце первого класса. При использовании этой модели важно делить класс на группы не по текущей успеваемости, а по усвоению конкретной темы урока.

С чего начать подготовку к уроку по модели «Смена рабочих зон»

1. В первую очередь определите для себя, на каком уроке и с какой темой вам и детям было бы интересно работать по группам.
На этапе освоения новой технологии проводить такие уроки каждый день будет непросто. Поэтому лучше запланировать три–четыре урока на одну четверть и затем проанализировать результаты: что у вас получилось реализовать, а что нет и почему, как можно это исправить. Оцените, как отреагировали ваши ученики на новую форму обучения: приняли они её или нет, включились ли в работу сразу, соблюдая заранее оговоренные правила, или нет, получилось ли у них достичь запланированных результатов.

2. Выбор средств обучения. Определение и анализ планируемых образовательных результатов и формулировка цели урока.

На данном этапе важно понимать, каких результатов (предметных, метапредметных, личностных) могут достичь учащиеся, какие задачи решает дистанционное обучение, какие темы вызывают максимальное затруднение.

При проектировании урока необходимо определить, какую часть учебного материала дети будут изучать вместе с вами, какую вы предложите для самостоятельного изучения в онлайн-среде, а какая предназначена для проектной работы. Выберите темы, которые просто освоить в дистанционном формате. Важно сделать материал для самостоятельного овладения максимально интересным. Проблемное построение, использование загадки, истории — такие традиционные приёмы работают и в цифровой среде. Игровые технологии и соревновательный момент здесь тоже важны. На «ЯКласс» есть раздел «ТОПы», в котором каждый пользователь (и учитель, и ученик) может посмотреть рейтинг одноклассников, класса и школы.

Использование данной модели позволяет получить следующие преимущества:

Модель «Перевёрнутый класс»

«Перевёрнутый класс» — это модель смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» учебный процесс следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видеолекции в интернете (самостоятельно проходят теоретический материал), а всё аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и название «перевёрнутый класс»).

В перевёрнутом обучении освоение новой темы начинается с того, что ученик получает домашнее задание и изучает теоретический материал. Но можно ли это сделать с помощью одного только учебника? Вряд ли, потому что зачастую эти тексты мало подходят для самостоятельной работы ребёнка.

Оптимальная форма освоения теории в домашнем задании — небольшие видеоролики. Это может быть скринкаст на основе презентации, озвученный учителем, или фрагмент учебного фильма, отобранный учителем для конкретного урока (в расширенном функционале Я+ также есть видеолекции от «ИнтертнетУрок»). Будет ли хорошим вариантом видеозапись объяснения у доски? Возможно и такое. Каждый выбирает для себя ответ сам с учётом специфики предмета и темы.

Для того чтобы ученик мог убедиться в том, что он разобрался с темой, можно непосредственно в видеоролике после объяснения оставить небольшие задания: предложить ученикам поставить видео на паузу, выполнить упражнения и сверить свои решения с ответами, которые предложены тут же.
Как домашнее задание попадёт к ученику? Современный учитель вряд ли выбрал бы такой нетехнологичный путь, как запись ссылки на домашнее задание на доске. Но электронный дневник снимает эту проблему: можно просто разместить ссылки в нём.

Ученикам будет удобнее, если дополнительно собрать материалы в одном месте: на личном сайте учителя, в блоге, в беседе «ВКонтакте» или просто в документе Google. Тогда всё изученное всегда будет перед глазами и в любой момент можно будет легко вернуться к нужной теме.

Модель «перевёрнутый класс» подходит для дистанционного обучения гораздо лучше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.

Преимущества «перевёрнутого класса»:

Уже восемь лет мы внедряем практики смешанного обучения в образовательный процесс — 480 тысяч учителей из 39 тысяч школ пользуются нашим ресурсом. Чтобы помочь вам перейти на новый формат обучения без проблем, эксперты «ЯКласс» подготовили подробные методические рекомендации.

Источник

Смешанное обучение (из опыта работы)

Разделы: Биология

Ключевые слова: обучение на станциях

Почему ты не учишься? Почему ты не учишь? Все время говорим такие слова ученикам. А у них планшеты, смартфоны. Учащиеся проявляют пассивность на уроке (наблюдают, списывают, решают и т.д.). Учитель что делает? Передает информацию, держит дисциплину.

Мы должны меняться. В этом поможет смешанное обучение. «Смешанное обучение» позволяет добиться того, чтобы дети на собственном опыте познавали мир, а учитель им в этом помогал.

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.

Рассмотрим наиболее распространённые четыре базовые модели.

Модель 1. «Перевернутый класс»

Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевернутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения.

Основателями являются американские педагоги Аарон Самс и Джонатон Бергман – учителя химии.

«Перевёрнутое обучение» (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой вместо домашнего задания учащиеся работают в он-лайн среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. Часто при реализации такой модели используются учебные видеоматериалы.

На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).

Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.

Реализация модели «Перевернутый класс» позволяет:

Используйте перевернутый класс там, где это действительно нужно, сочетая его с другими формами интерактивна и стандартными занятиями.

Модель 2. Ротация станций

Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:

В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.

Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить отдельно уроки проектной работы или уроки в интерактивной форме не реже, чем каждый 3-4-е уроки. Также можно создать четыре станции, опять же в зависимости от педагогической задачи.

Например, тема урока «Тайны рождения», 8 класс

Задачи урока:

Планируемые результаты обучения:

Деятельность учащихся: знакомство со строением и функциями половой системы через интернет – ресурс; работа с текстом и иллюстрациям учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов

I. Проверка знаний.

Проблема урока: Как обеспечить встречу двух гамет, необходимую для зарождения новой жизни?

II. Изучение нового материала.

Источник

Статья «Использование модели « Ротация станций» смешанного обучения для реализации требований ФГОС»

Использование модели « Ротация станций» смешанного обучения для реализации требований ФГОС

Чернова Наталья Владимировна,

МКОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»

Федеральные образовательные стандарты прочно вошли в деятельность любого образовательного учреждения. Основным требованием новых стандартов является реализация системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

На мой взгляд, наиболее эффективной формой проведения современного урока является смешанное обучение.

Смешанное обучение – это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу), с онлайн-обучением, и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграция опыта обучения с учителем и онлайн.

Разница между видами смешанного обучения обуславливается процентом внедрения дистанционного обучения. По этому принципу выделяют 6 основных уровней смешанного обучения :

в основном материал изучается в школе и электронные ресурсы используются непосредственно в классе;

ротация— время между дистанционным и очным обучением разделяется примерно поровну;

онлайн-лаборатория — практически все время в классе занимает электронное обучение.

гибкий график — обучение проходит в основном дистанционно, но учитель сопровождает учеников на всех этапах, в том числе и с помощью очных консультаций;

дополнительные занятия — помимо основной программы, учащийся может привлекать посторонние ресурсы, например, выбирать специальные курсы, которых нет в его школе.

Смешанное обучение включает в себя 3 составляющие:

2) личное взаимодействие учителя и ученика;

3) интерактивное взаимодействие учителя и учащегося.

Основным требованием смешанного обучения является прекрасное владение прошлым материалом, необходимым для изучения нового.

Итак, остановимся на подготовке учителя для работы на станции он-лайн- обучения.

Какие же интернет-сервисы может использовать учитель при подготовке к уроку?

Учитель может ориентироваться на учебную платформу Лекта, на которой представлены учебники и пособия, методические материалы, курсы и вебинары, т.е. учителю оказывается всевозможная помощь. Можно также использовать другие учебные платформы («Учи.ру», « Я класс» ).

Формы подачи информации, представленные на сайте, могут быть :

Какие же интернет-сервисы и инструменты может использовать учитель при подготовке к уроку?

2) Сервисы для создания презентаций (либо бесплатные, либо платные и бесплатные)

Технология особенно облегчает запоминание материала для «визуалов», так как все события представлены на ленте наглядно. Сервис для создания лент достаточно простой, можно созданную на ленте информацию распечатать.

Возможность организации групповой работы в сервисе.

Форма учебного взаимодействия может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Можно выполнять проекты в группах, мини-группах.

Сервисы для создания хроник

myhistro.com (не только хроника, но и интерактивная картография)

Prezi – это облачный сервис, который служит для создания интерактивных презентаций

в)Журналы с эффектом перелистывания(calameo)

3) Конструктор курсов Степик ( адрес: https://stepik.org )

Данный конструктор позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью. В процессе обучения ученики могут вести обсуждения между собой и задавать вопросы преподавателю на форуме.

4) Онлайн-конструктор учебных тренажёров. ( адрес: https://etreniki.ru/ )

еТреники — это онлайн-конструктор учебных тренажёров. Здесь, с помощью интернет-браузера, вы сможете конфигурировать небольшие веб-приложения — тренажёры.Каждый тренажёр получает на сайте уникальный код и доступен всем желающим. Вам остается только поделиться ссылкой.

5) Проверка знаний Тест создан с использованием Форм Google

6) https://dictation.io/ ( очень хороший сервис, учитель « наговаривает» материал, а компьютерная программа сама переводит его в текст )

Приведу пример урока математики в 6 классе по теме «Переместительное и сочетательное свойства умножения. Коэффициент». Перед уроком дети были поделены на три группы. (Примеры деления на группы можно увидеть в Приложении 3 ). В начале урока, на этапах актуализации опорных знаний (фронтальная работа), при работе над новым понятием («коэффициент»), а также при первичном закреплении, дети работали вместе с учителем, затем проходит работа по группам (зонам). В каждой зоне учащиеся работают по 7 минут, затем по сигналу переходят в следующую зону.В конце урока дети выполняют небольшую проверочную работу по изученному материалу, и на этапе рефлексии высказывают свое мнение о пройденном уроке, о проделанной ими работе, используя оценочные листы.

На мой взгляд, данная форма обучения является наиболее приемлемой в современных условиях обучения, так как сочетает в себе такие виды деятельности, как индивидуальная работа, групповая работа, работа с учителем, то есть на одном уроке дети «проходят» изучаемый материал, представленный различными заданиями и видами деятельности, как минимум три раза.

1.Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.Математика, 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций.-М.: Издательский центр « Вентана-Граф», 2016.

2. https://infourok.ru/webinar/79.html/ Видеолекция «Смешанное обучение как способ реализации ФГОС».

3. https://gym1531sv.mskobr.ru/files/FGOS_SO%20%281%29.pdf Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

Виды модели « Ротация станций» Приложение 1.

Источник

Смешанное обучение в России

Описание модели

В модели ротации станций класс делится на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть учащихся начинает занятие под руководством учителя, в то время, как остальные работают в группах или занимаются онлайн. Затем группы переходят на другие станции так, чтобы за время урока посетить каждую. Например, группа, работавшая с учителем, переходит на станцию проектной деятельности, где работает над коллективными проектами. Последняя станция для этой группы — станция онлайн-обучения, где дети занимаются за компьютерами или работают с планшетами.

Чаще всего используется такой вариант ротации станций: учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи.

чем полезна модель смешанного обучения ротация станций. Смотреть фото чем полезна модель смешанного обучения ротация станций. Смотреть картинку чем полезна модель смешанного обучения ротация станций. Картинка про чем полезна модель смешанного обучения ротация станций. Фото чем полезна модель смешанного обучения ротация станций

Станций может быть и две — станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже, чем каждый третий-четвертый урок. Возможен и вариант с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы. Количество электронных устройств равно числу учеников, делённому на количество групп. Так, классу из 27 учащихся потребуется 9 компьютеров при организации работы на трёх станциях.

Какого рода педагогические задачи позволяет решить ротация станций:
— повышение учебной мотивации
— повышение учебных результатов
— помощь отстающим (неуспешным) учащимся
— развитие успешных учащихся (подготовка к олимпиадам и расширение представлений о предметной области)

Деление на группы

Делить на группы можно по разным принципам, например:
▶ готовность к уроку, что можно определить с помощью входного тестирования в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома;
▶ успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы;
▶ наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;
▶ наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса).

Что делают учитель и ученик на разных станциях

Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.

Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новыми материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.

Кто-то из учеников может достаточно глубоко освоить предлагаемое учебное содержание за пару уроков и остальное время посвятить углублению и работе над олимпиадными задачами, а кому-то требуется всё время потратить на базовые задания.
У учащихся должен быть доступ к LMS, содержащей учебные материалы по новой теме, онлайн-задания и тренажёры с автоматической проверкой, а также различные дополнительные учебные материалы, учебные игры и др. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера. Несмотря на наличие списка обязательных заданий, у учащихся есть возможность выбирать свой путь в онлайн-среде. Знакомство с новой темой кто-то предпочитает начинать с нового материала, а кто-то сразу же обращается к дополнительным ресурсам или пробует свои силы в выполнении заданий.
Перечень необходимых для выполнения заданий или принципов их выбора обязателен, чтобы сформировать требуемые навыки. Это может быть общий маршрут для каждого — посмотреть видео, ответить на вопросы к нему, потренировать навыки на тренажёре, пройти контрольный тест, а может быть индивидуальный маршрут для каждого ученика, разработанный с учётом его потребностей и интересов. Оптимально в начале темы сообщить учащимся о навыках, которые должны сформироваться к концу изучения данной темы, критериях оценки, а также предложить набор заданий для тренировки каждого навыка с учётом уровня сложности, на котором может работать ученик (например: выполнить одно задание уровня сложности ★★★ или три задания уровня сложности ★).

Какие виды деятельности стоит перенести на онлайн-станцию

Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. Как показывают исследования, обратная связь от других учащихся является одним из факторов, влияющих на рост предметных знаний учеников. Кроме того, у подростков в средней школе фокус внимания смещается с учителя на сверстников. Поэтому в 5–9 классах проектная работа и обратная связь становятся основными драйверами развития учащихся. Учащимся предлагается разбиться на группы из 2–3–4 человек в зависимости от задания, некоторые задания можно выполнять всей группой (7–10 человек). На станции проектной работы возможны разные формы применения знаний и навыков:
▶ групповые практико-ориентированные задания;
▶ небольшие исследования;
▶ квесты;
▶ настольные игры по изучаемой теме;
▶ мини-соревнования и др

Формирование культуры смешанного обучения

Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Когда дети приходят в первый класс, учитель достаточно долго приучает их к правилам работы в классе, способам работы с книгой, взаимодействию с одноклассниками и др. В смешанном обучении появляются дополнительные правила работы в классе (а иногда и совершенно другие), формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде, много внимания уделяется формированию навыков групповой работы и взаимопомощи. Все эти навыки пригодятся учащимся во взрослой жизни.

Требования

Технические требования для реализации: наличие в классе электронных устройств (либо с доступом в интернет, либо объединённых в сеть) из расчёта одно устройство на троих детей при реализации работы на трёх станциях (одно устройство на двух детей при двух станциях, одно устройство на четырёх детей при четырёх станциях). Использовать компьютеры или планшеты дома не предполагается.
Требования к учителю: умение работать с малыми группами, умение реализовывать дифференцированный подход, готовность применять формирующее оцениванием, умение работать с LMS, готовность быть тьютором и фасилитатором, умение формировать учебную культуру класса.

Особенности модели

Плюсы: даёт учителю возможность реализовать дифференциацию, в каждый момент времени работать с малой группой,
использовать интерактивные формы работы на уроке, организовать регулярную групповую работу.
Минусы: если нет готовой LMS с учебными материалами по предмету, учитель должен подготовить материалы для
урока в LMS.
Возраст учащихся: с 1 до 8–9 классов.
Сложность реализации: может быть реализована одним учителем для своего предмета.

Дополнительные материалы

Ротация станций в школе KIPP LA School (США) (ссылки видео из российских школниже)

Школа KIPP Comienza Preparation LA создана в 2010 году. Это типичная городская начальная школа в школьном округе Лос-Анджелеса. Более 90% детей — латиноамериканцы и школьники из бедных семей. Благодаря высококачественному смешанному обучению всего за несколько первых лет существования результаты школы стали одними из самых высоких в Калифорнии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *