чем полезна игра на баяне

Зачем учатся играть на гармони?

Годах в восьмидесятых гармонь считалась атрибутом деревенщины. Под гармонь развязные деревенские бабы пели похабные частушки. Нельзя сказать, что так было везде и всегда, но много ли надо, чтобы подорвать репутацию?

чем полезна игра на баяне. Смотреть фото чем полезна игра на баяне. Смотреть картинку чем полезна игра на баяне. Картинка про чем полезна игра на баяне. Фото чем полезна игра на баяне

Молодежь пела под гитару. В большой цене были песни на английском или хотя бы с явным заморским колоритом. Время от времени это малоубедительно осуждалось, а запреты, как известно, делают плод слаще. Одновременно навязчиво предлагали народную музыку. Точнее, народная музыка жила своей жизнью и была любима, а навязывали лишь ощущение, что все народное спущено сверху.

Множество небольших репутационных потерь обернулось презрением к традиционной культуре. А в чужой культуре мы заведомо не продолжатели, а подражатели. Созрело вполне правильное решение, что лучше уж быть потребителями, чем подражателями, и нормой стала былая неполноценность, ведь свободные раскованные танцы, и пение, и рисование были в порядке вещей. Игрой на гармони называлась игра с гармонью, а не исполнение чего-либо заученного по нотам.

Есть огромная разница между необходимыми разумными преобразованиями и дурным реформированием. Если «край родной, навек любимый» уничтожен дураком во власти и народ, который вроде бы хозяин своей земли, не смог свою землю защитить, то он от стыда разбегается. Сообщество и его традиционная культура умирают. А замена уже готова, поджидает — это город с его удобствами и подражательством.

Если говорить конкретно о гармони, то она в городе становилась клеймом. Город защищался от нашествия сельчан тем, что не признавал их полноценными, и гармонь, как явный признак деревенского происхождения, делала своего хозяина недоразвитым в глазах окружающих. Нередко так оно и было на самом деле. Правда отдельных случаев становилась стереотипом, а быть жертвой стереотипного восприятия очень трудно, проще выбросить гармонь.

Игру на гармони, игру с гармонью — вернуть. Но почему игра на гармони — это именно игра, в отличие, скажем, от игры гитаре?

На гитаре заучиваются аккорды — на гармони они уже готовые.

На гитаре заучивается последовательность аккордов, как минимум на начальном этапе иначе не получается — на гармони аккорды стабильные и скоро начинают звучать в уме, отчего подбор аккомпанемента становится легким делом.

На гитаре в основном аккомпанируют чужому голосу — гармонь сама себе поёт.

У игры на гармони есть все признаки компьютерной игры. В игре чередование удач и неудач завершается прохождением уровня, но и на гармони удачи носят такой же полуслучайный характер из-за хаоса кнопок в правой клавиатуре. Просчитывать в реальном времени, где что получится — это непросто, и добраться до завершения первый раз весьма непросто, но после нескольких повторов приходит безошибочная игра. Совершенствование идет быстро и зримо.

Гармонь так устроена, что случайное нажатие на несколько кнопок подряд дает правильный аккорд. Можно с первого же дня начинать игру, в которой успехом является быстрый правильный выбор кнопок на марафонской дистанции. Играть можно непрерывно несколько часов подряд, не повторяя коленца. С каждым днем это становится все интереснее, стоит только начать. А результат длинной импровизации — это не только восторг окружающих, но и особое состояние мозга, натренированного долго успешно творить. Гармонь меняет биоритмы мозга. Она вытаскивает из депрессии и забрасывает в светлые просторы свободного творчества. Девушки не случайно любили гармонистов: с такими людьми вся жизнь складывалась удачно. Они жизнерадостные решатели проблем, впрочем, проблемы вокруг них просто не появляются.

Один-два урока, в том числе видео-урока, и новичок попадает в царство свободы. Это мгновенно изменяет отношение к мирозданию в целом, а самого гармониста делает ценным для окружающих человеком. Надо лишь отбросить взгляд на себя со стороны, которым мы зачем-то забиваем свои умы, и отдаться забаве. Любопытен тот факт, что у играющихся с гармонью пропадает тяга к выпивке и куреву, излечивается застенчивость, многократно возрастает работоспособность, улучшается речь.

Но почему гармонисты много и охотно работают? У меня нет объяснения. Но то, что гармонь эффективнее фармакологии и психотерапии, — факт.

Но гармонь — не панацея, нет. Сунуть гармонь в руки бестолочи и ожидать, что станет умницей, не приходится. Бестолочь даже с гармонью не сможет выйти из своего нездорового состояния. Особенно сейчас, когда на гармони играет далеко не каждый второй, и нужный настрой не у кого перенять, можно лишь породить.

Источник

Зачем учить игре на аккордеоне маленьких детей?

Alexei

Пользователь

Если учиться на баяне (особенно выборном) то ещё есть какие-то преимущества благодаря удачному расположению кнопок в правом полукорпусе. Хотя известный баянист Павел Александрович Гвоздев получил профессиональное музыкальное образование как пианист и только потом посвятил себя баяну. Другой известный баянист Анатолий Андреевич Шалаев серьезно занимался на фортепиано в ЦМШ у А. Б. Гольденвейзера.

Известный аккордеонист Юрий Владимирович Шахнов получил музыкальное образование по классу фортепиано у Е. Н. Блуменфельда. Аккордеон освоил самостоятельно во время службы в армии из-за недоступности фортепиано.

Известный американский аккордеонист Мирон Флорен сам научился играть на аккордеоне не имея опыта игры на других музыкальных инструментах.

Вместо аккордеона (и наверно баяна) гораздо полезнее учиться на фортепиано. Любой пианист без особых усилий при желании быстро освоит аккордеон, а наоборот гораздо сложнее. Как сказал в шутку Д. Мацуев: «У каждого уважающего себя пианиста под роялем есть аккордеон.»

Фортепиано обладает гораздо большим и более разнообразным репертуаром. Другие технические возможности фортепиано и педагогический репертуар накопленный столетиями позволяют обучать музыке на совершенно ином качественном уровне.

Конечно, что-то используется из педагогического репертуара пианистов и для аккордеона (баяна), но о каком правильном, с точки зрения гармонии, голосоведении можно говорить когда используются готовые аккорды? Выборные инструменты решают проблему голосоведения и существенно расширяют возможности, но скованная ремнём левая рука существенно уступает правой.

Можно заметить, что в ансамблях с другими инструментами у аккордеона (баяна) часто используется только правая клавиатура. И тут дело не только в том, что другие инструменты ансамбля имеют больше возможностей для более качественного аккомпанемента, но и в том, что готовые аккорды аккордеона могут «подпортить» звучание.

Остро стоит вопрос о недорогих, нетяжёлых качественных инструментах для начального обучения, которые к тому же нужно периодически менять по мере роста музыканта. Вес инструмента остаётся серьёзной проблемой и для взрослых музыкантов играющих стоя. И проблема веса инструмента только усугубляется с годами. И при всём прогрессе технологий пока не удаётся сделать хороший концертный инструмент лёгким.

Если вдруг дело дойдет до профессиональной музыкальной карьере аккордеониста (баяниста) то и в этом случае перспективы лучше у других инструментов.

Источник

Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными

чем полезна игра на баяне. Смотреть фото чем полезна игра на баяне. Смотреть картинку чем полезна игра на баяне. Картинка про чем полезна игра на баяне. Фото чем полезна игра на баяне

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 05.02.2015

Статья просмотрена: 5976 раз

Библиографическое описание:

Волкова, А. М. Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными / А. М. Волкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7267/ (дата обращения: 17.12.2021).

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затрагивают и систему образования и культуры. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 6–7 летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Многолетний опыт работы показывает, что обучать детей такого возраста возможно. Ещё А. Д. Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.

Специалистами установлено, что чем раньше начато целенаправленное обучение детей, тем быстрее у них развивается интеллект, тем лучше формируются различные навыки, ребёнок быстрее созревает как личность. Обучаясь в музыкальной школе, у ребёнка формируются нравственные качества: доброта, душевная тонкость. «Человек, взявший в руки скрипку, — гласит народная мудрость,- не способен совершить ничего плохого».

Необходимой предпосылкой обучения игре на баяне (как, впрочем, и на любом другом инструменте), является музыкальность ребёнка: комплекс музыкальных способностей, который включает музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. Ещё не так давно, поступающие в музыкальную школу выдерживали вступительный отбор, а то и конкурс. Но время и условия жизни общества вносят свои поправки: теперь стало почти нормой принимать учащихся, что называется «с улицы», часто со слабыми музыкальными данными, а иногда и откровенно выраженными психо — эмоциональными проблемами, что вносит в работу педагога дополнительные проблемы и нагрузки.

Особого внимания учителя требуется дошкольникам (6–7 лет), самым младшим, начинающим ученикам. Ребёнок переступает школьный порог, переполненный впечатлениями и различного рода ожиданиями. К сожалению, редко, когда музыкальное образование строится на базе полноценной музыкальной подготовки в детском саду. Наш город небольшой. И что представляют собой в начале учебного года наши новые ученики: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии, а некоторые — даже не посещали детский сад и с музыкой первый раз встречаются в школе на уроках.

Ведь всё же не показатели музыкальности являются главным критерием при обучении ребёнка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Преподавателю, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься на инструменте, когда дети начинают «хотеть» слушать музыку и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в наших руках. Индивидуальный характер обучения в музыкальной школе определяет дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитывая индивидуально-психологические особенности личности и физические возможности учащегося нужно выбирать методы преподавания, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру каждого ученика- важные составляющие успеха в работе.

Уроки специальности должны быть источником радости, восторга и удивления от познания нового. Ведь именно в процессе занятий ученик познает музыку во всем ее многообразии, у него формируется навыки и привычки труда, воспитывается воля, чувства, развивается мышление. Если учеба дает радость, ученик стремится закрепить это состояние новыми достижениями, подчас безотчетно; если учеба приносит огорчения, он точно так же стремится лишь к одному — любым способом избежать неприятности. О средствах достижения цели младший школьник почти не задумывается. Было бы ему хорошо!

Содержание работы с учащимся в донотный период: слушание музыки (определение характера, жанра); сознание ритмического своеобразия жанров; пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него; определение количества звуков, мотивов; осознание понятие относительной высоты звуков. Первые занятия с начинающим должны носить наглядно-демонстрационный характер. Он осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, при посещениях выставок, в общении с природой, обязательно с последующим обменом мнениями с педагогом.

Решающая роль отводится созданию слушательского опыта, поэтому целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач:

— во-первых, приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке);

— во-вторых, используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте;

— в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.

Приступая к анализу с учеником того или иного музыкального материала, преподаватель тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности. Эмоциональное состояние, воображение, как главный источник будущего творчества, должны быть предметом воспитания в этом возрасте. Уроки могут варьироваться:

— урок-исследование: «Для чего нам нужны ремни?», «Сколько рядов в левой клавиатуре?» и т. д.;

— урок-творчество: подбор знакомой мелодии на инструменте, пение;

— урок — слуховой анализ: чем отличается минор от мажора, определение характера и динамического звучания мелодий, тембровой окраски различных инструментов.

С годами работы, у каждого преподавателя вырабатывается своя собственная методика, основанная на опыте работы, переосмысленная и дополненная разработками других педагогов. Основываясь на опыте, я убедилась, что приступать к изучению нотной грамоты и игре по нотам можно одновременно, но обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным, подкрепляемым практическими упражнениями на баяне.

В переходе на нотную запись необходимо соблюдать принцип последовательности — от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности ученика в освоении нотного материала. «Теоретическое» не должно заслонять «музыкальное», наиболее эффективно сначала что-то выучить практически, а затем показать, как это выглядит в нотной записи.

Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. О развитии ручного аппарата стоит сказать особо. Учителю необходимо помнить, что у детей 6–8 лет мелкие мышцы рук ещё недостаточно развиты, поэтому в начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, рук, благодаря которой ребёнок осваивает «мышечную» азбуку. Задача педагога заключается в подборе комплекса упражнений для каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей (физическое развитие, координация, строение рук, с учётом проблем координации),

Данные методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными, при этом преподавателю не нужно чрезмерно увлекаться большим объемом учебного материала, так как дети 6–7 лет, да и ребята более старшего возраста, отличаются неустойчивостью внимания и памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервных клеток. Именно поэтому им необходимы смена заданий «разгрузочные» паузы. При тонком и бережном подходе учителя, применяя игровой характер методики преподавании «артистичность» учителя позволяют добиться обнадёживающих результатов.

Индивидуальное занятие с учеником обязательно включает в себя элементы самоанализа деятельности, самоконтроль. Урок начинаем с беседы: «Что удалось в домашней работе, что было трудным? В чем нужно помочь?». Заканчиваем урок — постановкой задач в самостоятельной работе. Главная «функция урока» — укрепить в сознании собственные возможности и желание совершенствования. В конце урока для оценки успеваемости самых маленьких учащихся на начальном этапе, можно воспользоваться оценками в виде символов: мажорка, минорка, солнышко, тучка. Необходимо сознавать, что оценочный критерий очень важная составляющая в учёбе ребёнка, своеобразный стимул желания труда.

Формирование полноценной учебной деятельности у детей младшего возраста может происходить лишь на основе комплексных принципов совместной деятельности педагогов и родителей. Большое внимание в своей работе необходимо уделять налаживанию взаимодействия с родителями учеников. Семья и школа- это две единые составляющие педагогического воздействия на учащихся, особенно — в процессе обучения ребёнка на баяне. Мало провести с учеником занятие в классе, необходимо, чтобы ученик достаточно времени и усердия уделял закреплению пройденного материала в процессе домашней самоподготовки. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его занятиям и успехам, воспитывать у него настойчивость и любовь к труду.

Рассмотренные и предложенные способы обучения особенно полезны и результативны для маленьких по возрасту учащихся, а также детей со слабыми и средними музыкальными данными, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии. Как правило, именно такие ученики подталкивают педагога к поиску новых, продуктивных способов и приёмов обучения.

В заключении хотелось бы привести слова доктора психологических наук В. Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно развиваться в своих возможностях. Проблема только в том, в каком качестве, с чьей помощью и каким способом они приобщались к искусству».

1. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. АКАДЕМА, М., 2002 г.

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 1991. — 169 с.

3. Демидович Е. Г. Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей. 2008 г.

4. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке.1980 г.

5. Негматова М. А. Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учёбе.

6. Ражников В. Г. «Диалоги о музыкальной педагогике», ЦАПИ Москва, 1994 г.

7. Степанова С. А. Преемственность в музыкальном воспитании детей. 2008 г.

8. Филимонова Наталья Александровна, Начальный этап обучения игре на баяне.

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального.

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир. Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике.

Психолого-педагогические особенности работы в группе.

Первоочередно были определены направления деятельности и предметам для групповых занятий — «Нотная грамота», «Музыкальная ритмика» и «Слушание музыки».

Изучение нотной грамоты при помощи компьютера

Нотную грамоту изучают учащихся на инструмента фортепиано.

Навыки музыкального исполнения приобретаются у детей школ музыки и искусств, а также учащихся общеобразовательном школе.

Формирование метода профессионального педагогического.

музыкальное воспитание, музыка, музыкальное искусство, ребенок, Детская музыкальная школа, педагог, ученик.

«Солнечный листик». Учебно-методическое пособие для.

Это подтверждается возросшим числом желающих получить вокальное образование в стенах ДМШ и ДШИ. Преподавание сольного пения в нашей стране традиционно предполагает три этапа: Детская музыкальная школа или Детская школа искусств — Музыкальное училище.

О «фортепианной школе» (1913) венгерских.

Кодай говорил, что эти каноны, предназначены для первоначального знакомства ребенка с нотной грамотой и фортепианной клавиатурой.

Очень важно, как и на каком музыкальном материале воспитывается ученик. Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Поэтому так важно не только выучивание нотного текста, но и выражение собственного отношения исполнителя к данному произведению, его понимание.

Активизация познавательной деятельности с помощью.

Музыкальный материал сопровождается видеокомментариями, фотографиями и нотными иллюстрациями.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная.

Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ.

— Муниципальной программе развития и содержания муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей «Детские школы искусств» города

Доступны 2 режима: как соотношение клавиш фортепиано изображением на нотном стане и наоборот.

Источник

Рекомендации занимающимся на баяне самостоятельно

Самостоятельное обучение игре на баяне потребует от вас высокой организации и дисциплины. На любом инструменте невозможно научиться играть, занимаясь этим от случая к случаю, с большими перерывами. Только ежедневные занятия с четко поставленной целью помогут вам освоить инструмент.

чем полезна игра на баяне. Смотреть фото чем полезна игра на баяне. Смотреть картинку чем полезна игра на баяне. Картинка про чем полезна игра на баяне. Фото чем полезна игра на баянеВ моих статьях по самостоятельному обучению игре на баяне вы найдете большое количество практических советов по организации самостоятельных занятий. Эти советы и рекомендации взяты не с неба. Это личный опыт, опыт моих коллег и учеников.

Вот несколько простых правил, которые важно соблюдать начинающим баянистам:

Разминка

Перед тем, как приступить к занятиям, разомните суставы кистей и мышцы рук. Делается это при помощи простых упражнений. Вариантов сотни. Важно не утомить мышцы и суставы, а просто разогреть.

Гигиена рук

Следите за гигиеной своих рук. Не садитесь за баян с немытыми руками. Помните, что жирный налет с кнопок клавиатуры баяна вывести практически очень трудно, а порой невозможно.

Посадка

О посадке уже много говорилось. Добавлю, что не надо опираться о корпус баяна подбородком. Если устали, лучше встаньте и сделайте легкую разминку. Постоянное «бодание» баяна может вызвать нарушение осанки, а уж о качестве игры не может идти и речи.

Наплечные ремни

Всегда при игре надевайте наплечные ремни. Они придуманы не для красоты и удобства. Наплечные ремни баяна – необходимое условие полноценной игры. Рассчитайте длину ремней под себя. Они не должны быть слишком длинными или слишком короткими. После нескольких экспериментов по выбору длинны ремней, вы однозначно найдете свою длину, при которой баян будет находиться у вас в руках в естественной и комфортной для игры позиции.

Заглядывание к клавиатуру

Отвыкайте от постоянных заглядываний в клавиатуру, привыкайте работать с кнопками наощупь.

Положение пальцев

Некоторые новички неверно нажимают кнопки клавиатуры. Одни стараются со всей дури шлепнуть по ним пальцами, другие усердно пытаются вдавить кнопки в гриф. И то, и другое, конечно же, неверно. Кнопки должны нажиматься мягко, деликатно. Очень важный момент: не поднимайте пальцы высоко над кнопками — от этого теряется скорость игры, координация, получается много промахов. Игра становится нервной, суетливой. Вряд ли вы хотите быть таким судорожным баянистом.

Перерывы

Обязательно делайте перерывы в занятиях. Полезно будет во время таких пауз погулять по комнате, постоять у открытой форточки, сделать легкую гимнастику.

Слушание

И, конечно же, больше слушайте записей баянной музыки, анализируйте услышанное, представляйте, как именно баянист проигрывает те или иные произведения.

Вальс «На сопках Маньчжурии»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *