чем полезен майнкрафт для ребенка
Использование игры Minecraft в обучении и развитии детей разного возраста
В данной статье я постараюсь кратко изложить потенциальные направления при подготовке современных и увлекательных уроков и внеклассных занятий для детей и подростков разных возрастов. На какие темы и какие задания может подготовить современный учитель, как использовать Майнкрафт для развития полезных навыков.
Кратко об игре
Подготовив правильные материалы, мы сможем реализовать обучение и развитие определенных навыков через игру. Увлеченный ребенок будет выполнять ваши задания, хотя со стороны это будет выглядеть развлечением.
Дети 7-10 лет
Для самой маленькой аудитории учитель может подготовить задания, основанные на строительстве внутри игры. Весь мир Minecraft состоит из кубов, которые имеют разный цвет и текстуру, таким образом, процесс постройки схож с реальным строительством, это просто и увлекательно. Данные задания призваны развивать память и пространственное мышление и креативность, моделировать положение предметов в пространстве.
Примеры заданий
1) Преподаватель показывает детям постройку, просит запомнить и повторить её за определенное время. Это отличное игровое задание на память.
2) Преподаватель показывает реальный объект, который необходимо создать в игре, а ребенку необходимо рассчитать пропорции постройки, размеры элементов, что позволит развивать пространственное мышление.
3) Задачи на креативность, когда ребенку дается ограниченное количество материалов и инструкции построить что-то, использовав максимум ресурсов.
Дети 7-16 лет
Огромный открытый мир и его реалистичность позволяют создавать в Майнкрафте уникальные карты местности и постройки, Вы можете это использовать.
Создание истории, повествования, квестов, которые дети составят и добавят внутрь мира, создав некое подобие сюжета. В этом нет ничего сложного, весь текст можно напечатать в игровые книги, разместить их в нужных местах, указать направление движения при помощи табличек с надписями и квест готов. К тому же данное занятие может развивать навыки коммуникации в группе, так как каждая команда должна создать интересный и продуманный сюжет, а для этого им нужно договариваться.
Дети 7+ лет
Вы можете изучать и практиковать английский язык при помощи Майнкрафта.
Как я говорил ранее, Вы можете добавлять любой текст в книги и блокноты, а значит можно создать карту с заданиями, подсказками и сюжетом на английском языке. Учитель, зная уровень английского, легко подготовит простые квесты, которые можно пройти только поняв и переведя текст.
Например, найти необходимый дом по описанию, сломать нужный блок и взять в сундуке определенные предметы. Не поняв текст, ребенок не сможет найти и взять необходимое.
Дети 14-18 лет
Если дети увлекаются графическими редакторами и педагог хочет развить данный навык, майнкрафт что делает» rel=dofollow»>майнкрафт можно использовать для этого. Дети могут изменять и создавать собственные текстуры для мира, это просто и очень наглядно.
Minecraft может быть сильно изменен, потому что разработчиками добавлена возможность редактирования текстур всех игровых предметов при помощи «текстур паков». Любой желающий может изменить внешний вид квадратных блоков на произвольные, текстура блока похожа на развертку из бумаги которую нужно согнуть и склеить. Получив объемный предмет.
Дети 14+
Огромным преимуществом Майнкрафта является его гибкость в плане сложности. Здесь можно подготовить простые задания для самых маленьких и сложные для взрослых.
Фанаты со всего мира создают и публикуют моды для майнкрафта, данные дополнения добавляют в мир новые функции от простых и примитивных до невероятно сложных.
Максимальной сложностью могут быть задания на программирование. Некоторые моды добавляют в мир настоящие компьютеры с операционной системой MS Dos, но это слишком обширная тема для данной статьи.
Стоит признать, что подготовка учебных материалов, описанных в данной статье, требует немалых усилий от учителя. Вероятно, Вам придется воспользоваться помощью более взрослых учеников так как большинство школьников знакомы с Майнкрафтом и с радостью покажут и расскажут все возможности игры.
Чему учит Minecraft — физика, химия и окружающий мир
Анастасия «allestron» Висмут
Можно ли рассматривать Minecraft как площадку для самообразования? На собственном примере расскажу, какие позитивные навыки можно приобрести, играя в «песочницу» от Mojang, а также напомню, почему школьная программа многим детям кажется скучной.
Я обожаю эксперименты, а вы? Будучи маленькой девочкой, я смешивала соду с лимонной кислотой в стакане и радовалась бурной химической реакции. Высчитывала необходимую длину для новых занавесок с помощью рулетки. На практике изучала пользу рычага для перемещения бревна в лесу. И с нетерпением ждала перехода в среднюю школу — ведь именно в пятом классе в расписании появляются физика и химия.
К сожалению, эти школьные предметы оказались совсем не такими, какими их представляют многие дети. Единственный эксперимент, который я помню, завершился «модным» начесом — на моих длинных волосах половина класса магнитила воздушный шарик. Все остальное время мы лишь корпели над учебниками, запоминая бесконечные формулы.
Minecraft появилась в моей жизни уже после окончания школы. Именно эта игра раздула пламя из едва тлеющего уголька: я снова подружилась с внутренним ребенком-экспериментатором. Смогла я — сможете и вы, и ваши дети.
Превращение песка в стекло и другие реальные знания
Физика в Minecraft далеко не всегда соответствует реальности, но некоторые свойства предметов изучить получится. Важно внимание к деталям: например, переплавляя песок в печи, игрок в Minecraft получает стекло, а обжигая глину — керамику. Как и в жизни. Учитывая, что многие дети начинают играть в Minecraft еще дошколятами, эти знания действительно могут быть для них новыми.
Рецепты в Minecraft почти всегда логичны. Даже не зная, как именно собирается тот или иной предмет, можно поэкспериментировать с ингредиентами на верстаке. Сейчас в игре появилась встроенная энциклопедия, но раньше для получения дополнительных знаний приходилось гуглить. Это долго и не очень интересно, а потому всегда сначала стоило попробовать пару вариантов по наитию — даже если забыл, как сделать лопату, додуматься было легко, ведь это длинная палка и набалдашник из нужного металла.
Опасные эксперименты с динамитом
Вряд ли в реальной школьной лаборатории вам удастся поработать с динамитом или лавой. А вот в Minecraft они не так опасны, как в реальности. Моя встреча с динамитом впервые произошла в храме в пустыне, и я получила сразу два урока. Первый: если наступить на нажимную пластину, она может активировать взрывной механизм. Персонаж умрет, потеряет всю добычу и окажется на точке респа. Второй, исторический: разворовывать гробницы с мумиями опасно.
На некоторых серверах Minecraft динамит — одна из самых распространенных охранных систем. Если ты полез в чужой огород воровать картошку, то можешь не выйти с поля живым, наткнувшись на растяжку с TNT. Если нашел с виду привлекательный объект, у которого нет хозяина, то трогать его не стоит: возможно, злоумышленник хочет, чтобы ты им заинтересовался. Всё это звучит как прописная истина, однако на подсознательном уровне действует не хуже, чем объявления о необходимости позвонить в полицию, обнаружив бесхозный пакет в вагоне метро.
Редстоун всему голова
Основным источником энергии в мире Minecraft является редстоун. Это провода для всех экспериментов с механизмами и одновременно их батарейки. С помощью редстоуна можно автоматизировать что угодно, также он используется в рецептах для крафта красного факела, компаса, часов, повторителя, электрических и нажимных рельсов и других механизмов. С помощью редстоуна умельцы создают реалистичные часы, делают американские горки и другие развлечения.
Начиная изучать возможности редстоуна в классической Minecraft, постигаешь реальную сложность этой детской «песочницы». Схемы из редстоуна — аналог электрических цепей реального мира. Производить манипуляции с ними проще, безопаснее и экономичнее, чем в любых других лабораторных условиях.
Если разобраться с классическими цепями подачи тока в Minecraft, проблем с пониманием доброй половины разделов учебника физики за восьмой класс не будет. Постоянный электрический ток, переменный, конденсаторы, закон Ома, правила Кирхгофа — запомнить всё это будет легче, чем построить огромную ферму.
Раз вагонетка, два вагонетка.
Мало у кого из нас будет возможность поучаствовать в строительстве настоящей железной дороги. Если вас, как и меня, по жизни ведет дорога приключений и хочется попробовать буквально все, добро пожаловать в Minecraft.
Во-первых, в построении ж/д путей будут участвовать редстоун и электрические цепи, так как это базовый курс молодого бойца-майнкрафтера, способного на большее, чем «строить домики» и гонять криперов каменным мечом. Во-вторых, планирование удобной системы железнодорожных путей — это по-настоящему трудная задача, которая требует расчетов.
Обычно в Minecraft у вас есть несколько часто посещаемых точек. На одном из последних серверов, где мы играли с друзьями, они были такими: мой лесной дом, особняки друзей, две торговые деревни с NPC, кратчайший путь до пляжа с бунгало для ресета дня и ночи, а также подземная ферма для получения опыта на респауне скелетов. Бегать во все эти точки пешком утомительно. Рассчитать, где необходимо построить метро, чтобы ничего не сломать и потратить как можно меньше ресурсов, — задача для настоящих героев Minecraft!
Станция московского метро «Пятницкое шоссе» в MinecraftMoscow Metro station «Pyatnitskoye shosse» in Minecraft#mosmetro #minemosmetro pic.twitter.com/mUBiGBxBkV
Проще всего взять за основу две самые популярные схемы метро в России — Москвы и Петербурга. Если у вас есть возможность разместить кольцевую линию между важными точками, то пора начинать копать. Петербургские длинные линии делать удобнее, но ездить по ним гораздо труднее. Помните, что, как и в реальной жизни, могут помешать грунтовые воды — и это ваша глобальная инженерная задача.
Продвинутый уровень физики — полезные моды
Для Minecraft существуют тысячи полезных модификаций, которые выводят игру на новый уровень. Самые интересные для экспериментаторов и фанатов механизмов — классические BuildCraft и IndustrialCraft. С ними на карте появится нефть, а в списке рецептов для крафта — буровая установка, помпа, дистиллятор и другие реальные машины.
Если классическая Minecraft — это физика средних классов, то с этими модами игроки сразу переходят в старшую школу. Вершиной промышленного прогресса вашего сервера станет постройка ядерного реактора. Разумеется, вы не получите знаний для построения и управления атомной станцией в реальной жизни, однако базовые навыки и понимание силы этого типа энергии все же приобретете. В тридцать лет такие «открытия» делать куда скучнее, чем в десять, поэтому, если ваш ребенок увлекается Minecraft, самое время посоветовать ему эти модификации.
Minecraft — социальная игра о созидании
Даже если вам кажется, что приобрести практические знания в Minecraft очень трудно, так как для этого необходимо иметь особый склад ума, то против социальной стороны Minecraft найти аргументы очень трудно. Их довольно много, коротко расскажу о некоторых самых явных.
Играя вместе, дети приобретают навыки распределения обязанностей — один копает алмазы, другой убивает свиней. Не каждый взрослый может похвастаться этим умением в реальной жизни. Если вы не способны быстро договориться с друзьями, кто возьмет на себя те или иные обязательства, потренируйтесь в Minecraft. Мои великовозрастные товарищи умудрились поругаться во время планирования постройки дома уже в первые десять минут.
Неожиданное наблюдение, но Minecraft на длинной дистанции учит экономно расходовать ресурсы. Пользователи, которые несколько месяцев играют на серверах в режиме выживания, начинают испытывать дефицит полезных ископаемых рядом с домом. Игроки вынуждены все дальше уходить от точки респа и все дольше возвращаться.
Мир Minecraft всегда генерируется бесконечно, но любимый дом и построенные на первых минутах игры огороды остаются в той же точке, откуда выкопаны все алмазы, уголь и другие ресурсы… Если учесть, что у нашей планеты не так много бесконечно возобновляемых ресурсов, некоторых дефицит может натолкнуть на мысль о необходимости бережливого отношения к природе.
Внимание: опасный Minecraft
Скажите слово «Minecraft» родителям маленьких детей, и вы почти гарантированно услышите множество историй о том, как их дети «подсели» на эту игру. К сожалению, и я не стала исключением. Будучи мамой 9-летнего сына, я на собственном опыте ощутила все «прелести» зависимости от этой игрушки. Итак, опасный Minecraft.
Моя история
Поначалу я не видела ничего плохого в том, что сын играет, общается с одноклассниками и сверстниками (там же в игре). Ну не хочет он идти гулять, ну поколение у них сейчас такое. Правда, несколько раз заглянув в монитор, я так и не поняла, что же его так привлекает в этом Майнкрафте. Кубики, квадратики, графика не ахти какая, на мой взгляд – ничего интересного.
Первые звоночки стали поступать со стороны классной руководительницы. Мой сын, по ее словам, стал невнимательным. В процесс обучения не вникает и все своим видом дает понять, что ждет того момента, когда будет пора идти домой. Стала падать успеваемость. Приходя домой со школы, он, не раздеваясь, бежал к компьютеру. Все мои попытки запретить ему играть заканчивались истерикой со словами, что друзья (имеются в виду друзья по игре) его теперь забудут и останется он одиноким до конца своих дней. Попыталась использовать игру в качестве мотивации, т. е. «поработал хорошо в школе, принес хорошие отметки – поиграл часик после школы».
Вроде стало налаживаться. Но однажды, зайдя в комнату, я увидела картину: мой ребенок лежит на полу с учебником, бьется головой и плачет от того, что не может выучить стихотворение: «Если я не выучу этот стих, мне не поставят пятерку, и я не буду завтра играть. А-а-а-а».
Опасный Minecraft — мнение эксперта
Столкнувшись лицом к лицу с такой проблемой, я решила выяснить, что же за «чудовище» такое этот Майнкрафт. Может быть, в этой игре спрятан какой-нибудь секретный код, зомбирующий сознание наших детей, ну что-то вроде 25-го кадра. Для этого я сначала встретилась со специалистами в области разработки компьютерных игр, которые мне сказали: «Minecraft в переводе с английского означает «шахтерское ремесло». Эта игра в стиле «песочница» в очень короткие сроки покорила миллионы геймеров по всей планете. Это что-то вроде конструктора Lego, только виртуального и со множеством возможностей, заданий и прочих атрибутов компьютерной игры. Эта игра очень популярна среди детей и подростков, хотя изначально ее разработчики не рассчитывали на столь юную аудиторию. Майнкрафт – игра сетевая, а следовательно, дает возможность общения, пробуждает дух соперничества и лидерства. Это во многом объясняет такое повальное увлечение игрой, а вовсе не какой-то там эффект 25-го кадра.
Вообще 25-й кадр – это не более чем рекламная уловка, миф. Если заглянуть в Википедию, то там сказано: «25-й кадр – вымышленная методика воздействия на подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода Джеймс Вайкери признал, что результаты экспериментов, якобы подтверждавших наличие такого воздействия на людей, были им сфабрикованы. Психологический эффект 25-го кадра был официально опровергнут Американской психологической ассоциацией еще в 1958 году». Конечно, нельзя отвергать тот факт, что многие зарубежные разработчики используют при создании игр те или иные психологические приемы, с целью усиления воздействия на сознание человека, например, техники НЛП (нейролингвистического программирования). Но, во-первых, такой подход требует дополнительного времени и немалых денег, а во-вторых, никто и никогда открыто не скажет вам об этом. Что же касается Майнкрафта, то учитывая, что основатель игры программист Маркус Перссон создал ее всего за одну неделю, вряд ли он использовал эти техники».
Комментарии психолога
После разговора с программистами я решила пойти дальше и обратилась к магистру психологии, сертифицированному тренеру НЛП Виктору Михайловичу Гребенникову с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию и ответить на вопрос: опасный Minecraft или нет и действительно ли компьютерные игры способны настолько сильно влиять на детскую психику или все же причина кроется в чем-то другом?
«Нередко разработчики компьютерных игр, равно как и режиссеры блокбастеров, обращаются к специалистам в области психологии. Для того чтобы получить подсказки – как с помощью звуковых эффектов или с помощью определенной последовательности картинок добиться максимального эмоционального вовлечения человека в сюжет игры или фильма.
Например, с помощью техник НЛП легко можно прописать цепочку визуальных и аудиоэффектов. Которые будут вызывать у человека нужные ощущения. Все люди по своему восприятию делятся на три группы. Это визуалы (те, кто воспринимает информацию визуально), аудиалы (те, кто воспринимает информацию на слух) и кинестетики (они в первую очередь опираются на свои ощущения). При правильном воздействии на все три канала восприятия можно манипулировать сознанием человека. Эта практика сегодня широко используется при создании рекламных роликов, спецэффектов в кино и видеоиграх. В первую очередь это, конечно, бизнес, и я не думаю, что разработчики при создании игры руководствуются идеей «зомбировать», свести с ума вашего ребенка. Сделать игру максимально интересной и захватывающей – да. Но насколько ребенок будет вовлечен в нее – это уже забота родителей.
Как правило, эмоциональные дети более впечатлительны к различного рода спецэффектам. Но у детской психики есть большое преимущество. Она очень адаптивна и легко приспосабливается к любым изменениям. Поэтому, если вы подберете альтернативу компьютерным играм, ту, которая заинтересует ребенка, он быстро перестроится. Спорт, различные секции и кружки, главное – найти занятие, которое придется по душе вашему ребенку.
Любая зависимость, и не только от компьютерных игр, на пустом месте не возникает. У детей она появляется, как только теряется эмоциональный контакт с родителями. Тесный эмоциональный контакт – это основа внутрисемейных отношений. С ребенком нужно разговаривать, нужно интересоваться его мнением. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он пришел к вам поделиться своими переживаниями или признаться в каком-нибудь проступке. Ребенку важно знать, что его поймут и поддержат. А если в ответ на свое откровение он будет получать одни упреки, то он начнет «закрываться» и вскоре вообще перестанет с вами делиться. В этом случае ребенок начинает искать выход для своих эмоций в чем-то другом. Возможно, в виртуальном мире — опасный Minecraft. Современные родители очень заняты и редко находят время на общение с детьми. А им требуется именно общение, а не просто «накормить, одеть, обуть и спать положить». От недостатка общения и обрывается эта тонкая ниточка контакта ребенка с родителями.
Страхи и навязчивые идеи
Часто родители говорят, что у ребенка на фоне увлечения компьютерной игрой возникают какие-то страхи, навязчивые идеи и прочее. Если ребенок эмоциональный, впечатлительный по своей натуре, то, скорее всего, тревожность у него уже присутствовала. А игра просто стала провоцирующим фактором в этой ситуации. Этим фактором может быть и какой-то фильм, взволновавший ребенка, и какая-либо негативная ситуация. Ребенок может увидеть или услышать что-то такое, чего детская психика не в силах выдержать. Нередко тревожное состояние и страхи передаются ребенку от родителей. Например, если мама эмоциональная, у нее повышенная тревожность, то маленькие дети будут как губка впитывать в себя мамины эмоции с самого младенчества.
Конечно, компьютерные игры, а также фильмы, книги, несомненно, накладывают свой отпечаток на поведение ребенка. Но этот эффект кратковременный. До тех пор, пока ребенок в игре, он отождествляет себя со своим персонажем. Ему хочется чувствовать себя таким же «крутым», как его герой, таким же сильным и всемогущим. Но как только игра заканчивается, ребенок отвлекается и возвращается в реальный мир. Самое главное – это норма, нельзя допускать, чтобы ребенок проводил в виртуальном мире больше времени, чем в реальном.
Исследование на уровень агрессии
Было проведено исследование, в котором изучали влияние остросюжетных фильмов на уровень агрессии у детей. Так вот, уровень агрессии после просмотра боевика повышался. Детям, особенно мальчишкам, хотелось подраться, помахать руками и ногами, как в фильме, но через полчаса все проходило, дети успокаивались и возбуждение спадало. Это говорит о том, что нельзя возлагать вину за поведение ребенка, за его агрессию и непослушание только на игры или фильмы. Ребенок живет в реальном мире, его окружают живые люди, родственники, одноклассники, соседи, друзья, и каждый из них оказывает влияние на его психику. И если ребенок предпочитает «сбегать» в мир виртуальный, то в первую очередь нужно задуматься о причинах, по которым ему некомфортно живое общение.
Я не разделяю мнение родителей, которые считают, что, лишив ребенка компьютера, можно избежать проблемы зависимости от игр и интернета. Во-первых, дети должны жить в ритме настоящего времени. Поэтому лучше не образовывать вакуум вокруг них. А во-вторых, существует такая истина – «запретный плод всегда сладок», и чем больше мы что-то запрещаем детям, тем сильнее у них желание получить запретное. Для того чтобы у ребенка не развилась зависимость от компьютера, уделяйте ему больше времени, отвлекайте его, меняйте темы и направления его увлечений. Но не запрещайте, иначе рано или поздно результат будет прямо противоположный».
Как Minecraft «губит» наших детей: о пользе произвольных игр
Современные родители стоят на грани совершения огромной ошибки в воспитании детей. Желая добра своим чадам, они лишают их времени и пространства для игр, тем самым ограничивая развитие воображения — навыка, являющегося основой инновационности и конкурентоспособности.
Результаты исследования, проведенного компанией игрушек Radio Flyer и ReD Associates, показали тревожные последствия излишней заботы современных родителей. Перед каждыми праздниками взрослые начинают ломать голову над тем, какая игрушка будет интересна и полезна для их ребенка. Однако, прежде чем приобрести очередной деревянный конструктор, родителям следует серьезно подумать.
Развитию воображения способствуют игры, которые детские психологи называют «произвольными» (unstructured play) — в таковых нет четко прописанного сценария, нет конечной цели, не используются девайсы. Ребенок сам придумывает свои миры и воплощает собственные идеи.
По данным исследования, проведенного в США, наиболее развитым воображением обладают дети, которым родители предоставляют свободу действий, то есть дают возможность решать самим, когда, где и во что играть. Однако, большинство современных детей просто не могут играть сами — им нужны инструкции от взрослых или самой игрушки.
Выводы неутешительны: сегодняшних детей требуется учить играть в произвольные игры. Специалист по детскому развитию, психолог Питер Грей (Peter Gray) также отметил постоянное сокращение времени, затраченное на произвольную игру. Согласно другим данным, дети в возрасте от 8 до 18 лет в среднем проводят по 6,5 часов в компании гаджетов ежедневно, а многие даже боятся выходить на улицу без сопровождения взрослых.
Современные родители озадачены тем, как создать условия для непроизвольной игры. Исследование детей с младенческого возраста до 9-ти лет показало удивительные результаты — ни деревянные игрушки, ни их цифровые аналоги не создают условия для unstructured play. Так в чем же ошибка родителей?
Последствия игры в Minecraft
Взять, к примеру, кубики. Нынешнее поколение детей пассивно нажимает на кнопки и игрушки сами их развлекают, а когда игрушка наскучивает, они настойчиво требуют другую. У некоторых родителей даже сформировалась новая традиция: выкидывать «старые» игрушки перед праздниками, чтобы освободить место для новых. Другие родители признаются, что покупают своему чаду по новенькой игрушке в неделю, а также хранят игрушки про запас.
Привыкнув к постоянной новизне и смене развлечений, дети просто перестают играть с обычными кубиками, в результате чего теряют навыки игры с неподвижными предметами. Родители разводят руками: «Мы не хотим, чтобы наши дети скучали». Но в этом и заключается секрет: скука мотивирует детей играть с «тем, что есть». Если мы хотим развить детское воображение, нужно, чтобы дети скучали.
А что тогда можно сказать о компьютерных играх по типу Minecraft, которую один родитель описал как «кубики на стероидах»?
В этой популярной игре дети добывают ресурсы, создают предметы, строят здания и исследуют новые миры. В режиме «Творчество» игроки имеют неограниченные запасы ресурсов и инструментов, что позволяет создавать объекты повышенной сложности. Вот уж где неограниченная свобода воображения — бери и строй!
Однако, как показало исследование, после серии игр в Minecraft дети чувствовали себя издерганными и раздраженными. Многие сходятся во мнении, что вышеупомянутая играя только «убивает время» — как только ребенок начинает хорошо разбираться в механике игры, то есть играть хорошо, опыт исследования и создания превращается в бесконечное строительство с целью избежания скуки. Кто-то из взрослых верно заметил, что при таких условиях даже любимое занятие превращается в рутину.
Создание условий для unstructured play требует не только ограничения ребенка от определенных развлечений, но и предоставления ему полной свободы. Однако, как показало исследование, такая практика не всегда показывает вдохновляющие результаты — юные респонденты, оставшись без привычных игрушек, затевали драки со сверстниками (а иногда и с родителями) и испытывали раздражение, сонливость и замешательство. Очевидно, что проблема здесь в не в игрушках, а в том, что дети не привыкли играть самостоятельно.
Идея произвольных игр довольно часто обсуждается, однако способы создания условий для таковых представляются редко. Ниже приведены три выдержки из исследования детского психолога Питера Грея (Peter Gray), рекомендующего практику произвольных игр.
1. Родители должны четко понимать, что такое «произвольная игра» и что она дает
В произвольной игре нет четко обозначенного начала и конца — дети развлекают себя сами, взрослые им не помогают. Такой подход может смутить родителей, привыкших видеть в игре воспитательные и обучающие задачи, а также тех, кто считает, что участие в детской игре помогает стать ближе к ребенку.
2. Дети должны играть самостоятельно каждый день
Когда родители пытаются внедрить несколько часов произвольной игры между другими занятиями ребенка, последний испытывает рассеянность и раздражение. Чтобы эта проблема исчезла, дети должны приучиться играть самостоятельно, а не ждать, когда их начнут развлекать родители, учителя или новые игрушки.
3. В произвольной игре дети должны ориентироваться на поведение взрослых
Не секрет, что дети копируют поведение взрослых, однако последние, погрузившись с головой в работу, часто забывают об этом. Родителям следует стать примером для своих детей и показать, что проводить время без гаджетов можно очень весело.
Как эти идеи реализуются на практике? Очень просто: отец-фотограф берет свою двухлетнюю дочь на прогулки. Пока он снимает природу, ребенок самозабвенно играет с тем, что рядом — он воображает, исследует, познает мир. Взрослый не вмешивается, девочка сама руководит процессом. Однако, родитель находится поблизости — занимаясь своим делом, он приглядывает за ней, а ребенок вдохновляется действиями отца и копирует его поведение.
В произвольной игре не окружающая среда контактирует с детьми, а наоборот. Ребенок увлечен своим миром, но при этом понимает, что не является его центром.
Вместо заключения
Безусловно, мы не можем просто поставить коробку с деревянными кубиками посередине комнаты, усеянной более интересными игрушками, и ждать, когда ребенок сам увлечется развивающими игрушками. Сперва нужно сформировать потребность в этом — дитя должно ощутить скуку.
Родители же должны стать для ребенка примером, оказаться в фокусе детского внимания, но не вмешиваться в сам процесс. Таким образом и дети будут заняты, и родителям не придется ломать голову в поисках нового развлечения для ребенка.