чем покрывают шпалы железнодорожные
Чем пропитывают шпалы?
В России действует ГОСТ 78-2004. Речь идёт о том, что шпалы обязательно должны быть пропитаны. В противном случае древесина не будет обладать заданными свойствами и не прослужит отведённых сроков.
Приобрести шпалы по доступной цене можно на http://stroykomgd.ru/. Речь идёт о производителе, а не о посреднике. Оптовые поставки обладают наиболее привлекательной ценой.
Какие материалы используются для пропитки?
Современная химическая промышленность предлагает несколько вариантов пропитки шпал:
Креозот является признанной классикой. Означенным пропиточным составом пропитывалось подавляющее большинство шпал, которые использовались для организации железнодорожных путей во времена Советского Союза.
Насколько можно убедиться, шпалы до сих пор отвечают заданным техническим стандартам качества.
Креозот представляет собой каменноугольное масло. Между тем, он относительно безопасен для человека и животных.
Элемсепт и ЖТК – новое слово в пропитке
Элемсепт представляет собой порошок, который пришёл на замену креозоту. Пропитка им осуществляется при помощи автоклавов. Ниже представлен процесс пропитки:
Подобный технологический процесс является абсолютно безопасным для человека. Между тем, достигается максимальное качество пропитки. Но элемсепт нельзя назвать абсолютно безвредным для человека.
Не так давно нефтедобывающая промышленность России представила новый пропиточный материал — ЖТК. Он обладает лучшими техническими характеристиками.
При осуществлении им пропитки дерева не возникает сгустков, уплотнений, он не прилипает, демонстрирует значительно более эстетические качества, нет отвратительного запаха и т.д.
Но главное преимущество заключается в том, что при контакте с человеком риски возникновения онкологических заболеваний снижаются на 125%.
В видео подробно расскажут о том, как осуществляется на практике технологический процесс производства шпал:
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
Согласно отчетному сборнику Федеральной службы Государственной статистики 2019 года, деревянные шпалы не только не теряют своих производственных позиций, но и увеличивают их. За три последних года количество изготовленных в России деревянных шпал составило (в миллионах кубических метров):
Открытые данные за 2019 год позволяют говорить о том, что тенденция к росту сохраняется. По сравнению с 2018 годом, выросло производство шпал:
из хвойных пород — на 11,3%;
из лиственных пород — на 19,9%.
Картинка (график или таблица)
При этом на 5,8% сократилось производство шпал, обработанных креозотом и другими консервантами (6,8 тысяч кубических метров). Стоит отметить, что отрицательный процент в этом случае говорит о том, что классические заводские способы и материалы пропитки уступают место современным методикам и экологичным средствам, которые не только улучшают качество ВСП, но и снижают негативные последствия при утилизации деревянных шпал.
Методы обработки деревянных шпал
Прежде чем формировать рельсошпальную решетку, деревянные конструкции обрабатываются специальными химическими составами. Зачем это нужно? Без пропитки железнодорожные шпалы быстрее растрескиваются под влиянием температур, влажности и нагрузки на полотно.
Для того чтобы состав проник в труднодоступные зоны, применяют следующие способы обработки:
Накалывание. Метод заключается в намеренном образовании ряда мелких трещин перед пропиткой креозотом, что снижает напряжение в периферической зоне. При этом прочность самих шпал может незначительно понижаться (на 8%).
Высокое давление. Древесина подсушивается и помещается в автоклав, после чего применяется методика ГОСТ «вакуум-давление-вакуум». Используемые составы: креозот, каменноугольные масла, антисептики, элемсепт.
Низкие температуры. Требуется предварительное накалывание шпал для повышения качества пропитки труднопропитываемых зон и увеличения срока службы (наколы образуют мелкие трещины, снижая напряжение в периферической зоне, и исключают появление глубоких трещин). Применяются эмульсионные антисептики на водной основе и ускоренная атмосферная сушка. Способ считается одним из самых экологичных за счет минимизации выбросов в атмосферу.
Чем пропитывают деревянные железнодорожные шпалы
Существует множество составов, которые применяются для пропитки деревянных железнодорожных шпал и помогают продлить срок их службы: креозот, эмульсионные антисептики на водной основе, элемсепт и т.д. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Креозот
Бесцветное маслянистое вещество, состоящее из смеси фенолов. В качестве сырья используется каменноугольный деготь.
хорошо консервирует древесину;
предохраняет от гниения;
выделяет вредные для живых организмов пары;
Пропитанные креозотом шпалы нельзя использовать на железных дорогах ЕС (присвоен класс опасности 3), их сложнее утилизировать.
Каменноугольные масла
Эффективно консервируют древесину, препятствуя разрушению. Являются аналогом креозота и обладают теми же преимуществами и недостатками.
Элемсепт
Порошкообразное вещество с высокой концентрацией хрома, мышьяка и оксида меди. Деревянные шпалы проходят обработку в автоклаве, элемсепт нужно предварительно развести в воде.
уровень проникновения — 2 миллиметра без предварительного расщепления;
защищает от грибков и влаги;
выделяет меньше вредных паров, чем креозот.
необходимо сложное оборудование;
недостаточно исследований о воздействии испарений на живые организмы;
Эмульсионные антисептики на водной основе
Для пропитки в заводских условиях готовится специальная лиофобная эмульсия, которая состоит из масляных фракций, биоцидов и щелочи.
глубокая пропитка — более 2 мм;
не вредит атмосфере и живым организмам;
можно утилизировать любыми способами;
не требует специальных механизмов для просушки.
технология запатентована, требуется разрешение правообладателя.
Такой современный способ пропитки деревянных шпал существенно увеличивает обороты предприятий благодаря штабельной форме обработки и сушки.
В интернет-магазине «Портал-К» можно купить востребованные средства для обработки конструкций ВСП по выгодной цене. Для получения более подробной консультации обратитесь к менеджерам по телефону 8 (800) 775-87-95 или закажите обратный звонок на сайте.
Дом из шпал: как убрать запах креозота и полезные советы
Дом, возведенный из шпал, сегодня не редкость. Этот материал относительно дешевый и нередко используется в строительстве. Однако, судя по многочисленным отзывам, владельцев таких домов часто беспокоит запах креозота в доме. Дело в том, что в производстве шпал с целью продлить их эксплуатационный ресурс предусмотрена процедура пропитки специальным составом, которому присуще очень сильное антисептическое действие. В связи с этим фактом владельцев домов из шпал волнует, вреден ли запах креозота для здоровья? Что же жильцам предпринять, если довелось жить в таком доме? Информация о том, как избавиться от запаха креозота, представлена в данной статье.
Знакомство с антисептиком
Креозот является очень токсичной смесью, в составе которой имеются различные фенолы и ароматизированные углероды. Для производства данного антисептика используют древесный и каменноугольный деготь, который обрабатывается едкими щелочными растворами и серной кислотой.
Это объясняет, почему владельцы жилья так интересуются, как убрать запах креозота из шпал. Несмотря на данный недостаток, такие сооружения имеют несколько преимуществ, речь о которых пойдет далее.
О достоинствах зданий из шпал
Как утверждают специалисты, дом, для возведения которого применяются шпалы, переживет несколько поколений. Судя по многочисленным отзывам, в таком здании не бывает ни грибка, ни грызунов, ни насекомых. Кроме того, дом влагоустойчив, не гниет, характеризуется высокой теплоемкостью. В морозную погоду его можно быстро прогреть, после чего тепло будет держаться еще долго. Летом же, наоборот, в доме из шпал прохладно.
В производстве шпал зачастую используют сосну или другие хвойные породы древесины. Ввиду того что данный материал мягкий и с однородной структурой, обрабатывать его значительно легче.
О недостатках
Вопрос, как убрать запах креозота в доме, по мнению специалистов, достаточно важен. Обусловлено это тем, что антисептик очень вреден для здоровья человека. После длительного пребывания в доме из шпал могут развиться различные болезни печени, возникнуть проблемы с дыхательными органами, что повлечет появление астмы. Постоянные головные боли, аллергия и кожные заболевания для жильцов такого дома тоже не редкость. Болезни могут перерасти в хроническую форму. Кроме того, нарушается состояние нервной системы. Но самая большая опасность креозота заключается в том, что это химическое вещество может спровоцировать появление и развитие раковой клетки. Как утверждают специалисты, если в процессе пропитки шпал креозот попадет на кожный покров, у человека будут серьезные ожоги. Возникают они также и от паров, выделяемых под воздействием высокой температуры на складах со шпалами.
О способе обработки
Судя по многочисленным отзывам, некоторые владельцы таких строений практически не задумываются над тем, как убрать запах шпал из дома. Причиной тому особый метод обработки древесины. В производстве шпал предусмотрена поверхностная (глубиной от 0,5 до 1 см) и сквозная пропитки (посредством давления антисептик воздействует на весь брусок). Если для строительства использовать шпалы, прошедшие поверхностную обработку креозотом, дом будет обеспечен достаточно хорошей вентиляцией, а вред от антисептика минимальным. Однако это не значит, что его нет совсем. Когда наступит жара, жильцы сразу почувствуют неприятный запах. Поэтому возводить дом из шпал или же воспользоваться другими строительными материалами, каждый решает для себя сам.
О пожаробезопасности
Как утверждают специалисты, шпалы, пропитанные креозотом, таят опасность не только для здоровья жильцов, но и их жизни. Дело в том, что древесина после обработки данным антисептиком становится легко воспламеняемой. В случае пожара такой дом сгорит менее чем за полчаса. Учитывая данный факт и вредоносность креозота, с 2003 года в европейских странах возводить дома для гражданского населения из этого строительного материала запрещено. У нас же ситуация обратная, а потому многие задаются вопросом, как убрать запах шпал? Подробнее об этом далее.
Как удалить запах креозота? Первый способ
Отрицательное воздействие канцерогенного вещества можно минимизировать, если внутреннюю часть дома отделить от шпал при помощи листов гипсокартона. Предварительно домашнему умельцу придется соорудить металлический или деревянный каркас, на который будут монтироваться листы.
Конечно, обшить можно самому, но лучше поручить это профессионалу. Дополнительно пространство между каркасом и шпалами желательно заполнить пароизоляционным воздухонепроницаемым материалом. Использовать для обработки швов следует чистый цемент. Должна получиться смесь с консистенцией, как у сметаны. Посредством кисточки цементным раствором заполняются все щели и пазы.
Тем, кто не знает, как убрать из дома запах шпал, специалисты советуют полностью исключить его проникновение в жилое помещение. Для заполнения стыков в дверных и оконных блоках мастера рекомендуют использовать строительную пену. Некоторые для этой цели традиционно применяют паклю. Однако, как уверяют специалисты, в данном случае она окажется малоэффективной. Важно, чтобы вредоносные пары совершенно не попадали в дом, а монтажная пена для этой цели подойдет как нельзя лучше. Задувать пеной стыки нужно так, чтобы пароизоляция не была нарушена розетками и другими элементами электропроводки.
Второй способ
Судя по отзывам, можно заключить, что неплохим средством для обивки шпал является оргалит. Некоторые мастера монтируют его на древесину изнутри. Однако оргалит эффективен недолго. Он имеет свойство по истечении времени вздуваться. В результате его поверхность становится волнистой. Как итог, на оргалите образуются щели, сквозь которые в помещение проникает неприятный запах креозота от шпал. Особенно много неудобств жильцы испытывают в летнее время. Владельцу дома придется оргалитовое покрытие срывать, а шпалы обшивать листами гипсокартона. С подобной проблемой сталкиваются и те, кто оббивает дом вагонкой. Спустя некоторое время ее также придется демонтировать и заменять листами. Для заделки стыков используют монтажную пену. Затем гипсокартоновую поверхность тщательно прокрашивают, а сверху клеят обои.
Что еще можно предпринять?
Тем, кто не знает, как убрать запах шпал из дома, можно посоветовать воспользоваться полиэтиленовой пленкой. Ею изнутри дома нужно обтянуть всю конструкцию. Важно, чтобы соблюдалась герметичность во всех направлениях – в области стен, потолка и пола. Это предотвратит утечку паров в жилое помещение.
Какую пленку использовать?
Некоторые владельцы домов из шпал для работ приобретают обычную пленку, которая используется в обустройстве теплиц. Однако, судя по отзывам, она быстро приходит в негодность. Поэтому целесообразнее обзавестись специальной полиэтиленовой пленкой, для которой предусмотрено стекловолоконное армирование. Также можно воспользоваться фольгированным вспененным полиэтиленом.
Как утверждают специалисты, по сравнению с парниковой пленкой, эта прослужит намного дольше. Кроме того, материал могут использовать те хозяева, которые на каркас установили не листы гипсокартона, а вагонку или оргалит. Если домашний умелец хочет сэкономить, ему достаточно только временно демонтировать конструкцию, а сами шпалы обтянуть вспененной полиэтиленовой пленкой. Затем поверх нее обратно крепят вагонку (оргалит и листы гипсокартона). Некоторые мастера рекомендуют для задувки швов использовать не монтажную пену, а шпаклевку-ветонит. По их мнению, обработанные этим веществом стены будут выглядеть более привлекательно.
На что обратить внимание?
Несмотря на то что с пароизоляцией дом должен стать герметичным сооружением, неприятные запахи и вредные вещества в него не будут проникать, деревянные стены перестанут «дышать». Поэтому перед тем как убрать запах шпал из дома, следует побеспокоиться о качественной вентиляции. В противном случае теплообмен в помещении будет осуществляться не в полной мере, что приведет к накапливанию влаги. Чтобы этого не допустить, комнаты оборудуют регулируемыми отверстиями для проникновения в жилье свежего воздуха: микровентиляционными устройствами, форточками и окнами. В санузлах и кухнях обязательно наличие вытяжных каналов. Не помешают также дополнительные вытяжные вентиляторы. Это станет основой для формирования в доме благоприятного климата. Конечно, надеяться, что будет достигнута стопроцентная защита от ядов, не стоит. Тем не менее, если работы выполнены правильно, уровень проникновения токсичного вещества в жилое помещение будет максимально минимизирован.
В заключение
Ввиду того что шпалы считаются относительно недорогим строительным материалом, лучше всего их использовать для возведения нежилых домов, а сараев и других подсобных помещений. Поскольку человеку в них доводится проводить немного времени, риск испортить свое здоровье минимальный.
Кроме того, в сарае необязательно обшивать стены, пол и потолок вспененной полиэтиленовой пленкой. Достаточно будет их просто оббить гипсокартоном, а можно и вовсе обойтись без этого.
Из чего делают ж/д шпалы, чем их пропитывают и сколько уходит на 1 км дороги
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Железнодорожное полотно состоит из трех основных элементов. Первый – это земляное полотно. Второй – это так называемый балластный слой. Третий – это рельсошпальная часть. Соответственно именно рельсы и шпалы являются важнейшей частью любого железнодорожного полотна. Несложно догадаться, что шпалы во всей этой конструкции выполняют функцию опоры для рельсов. Кстати, с голландского языка слово «spalk» или «шпала» так и переводится – подпорка. Нужны они для плавной передачи динамической нагрузки от поезда к земле.
Изготавливают шпалы из разных материалов. Долгое время самым популярным (во всем мире) материалом было банальное дерево. При этом шпалы могли отличаться своими типоразмерами в зависимости от характеристик железнодорожного полотна. В России типоразмер шпал впервые был законодательно определен и установлен в 1886 году. Согласно изданному тогда циркуляру, всякая шпала должна была быть не короче 2.3 метров и иметь сечение в 0.15х0.25 метров. Помимо дерева шпалы в последствии стали изготавливать из металла (как правило используются при быстром наведении железных дорог военными) и железобетона. В конце позапрошлого века в Англии пытались (и не без успеха) использовать шпалы из камней. Также для их изготовления иногда используют асфальтобетон.
При использовании деревянных шпал, элемент-подпорка в обязательном порядке должен обрабатываться специальным составом. В противном случае дерево гниет или рассыхается, очень быстро теряя свои свойства. Сначала для пропитки деревянных шпал использовали главным образом хлористый цинк, однако в последствии все страны перешли на масляные антисептики, приготовленные из отходов. Пропитка шпал процедура не такая простая как кажется. Для этого в свое время создавались целые заводы. В Российской Империи с не самым плотным железнодорожным покрытием их было сразу шесть штук.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, правильно ли называть ж/д состав поездом : в чем отличие двух понятий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чем пропитывают шпалы: виды составов, их плюсы и минусы, вред для здоровья
Выяснение того, чем пропитывают шпалы, целесообразно в разных ситуациях, например, когда хочется использовать такую древесину в строительстве или приходится подолгу находиться в непосредственной близости к железнодорожным путям.
С какой целью обрабатывают древесину?
Себестоимость деревянных заготовок, используемых при прокладке железной дороги, очень мала, но эта дешевая древесина обладает недостаточным эксплуатационным ресурсом. Сюда стоит добавить чрезвычайно агрессивные условия применения: постоянную вибрацию, контакт с атмосферными проявлениями и почвой, высокое давление.
Качество и характеристики готовых шпал регулируются ГОСТ 78-2004. Чтобы срок службы изделий соответствовал данным нормативам, их пропитывают специальными составами, существенно увеличивающими потенциал древесины. Подобные химические «коктейли» надежно защищают волокнистую структуру продукции от разрушительного воздействия влаги и физического износа.
Железнодорожные шпалы эксплуатируются в неблагоприятных условиях
Чем пропитывают шпалы: ключевые виды защитных составов
Кроме креозота, классического примера защитной смеси для данной отрасли, химическая промышленность предлагает воспользоваться преимуществами относительно новых наименований – элемсепта и ЖТК.
Креозот — классическая пропитка для железнодорожных шпал
Креозот
Этим составом обрабатывают деревянные заготовки уже более 50-ти лет, ядовитую жидкость добывают из древесного и каменного угля посредством дистилляции дегтя.
Шпалы, пропитанные подобной смесью, обретают характерный черный оттенок с заметными примесями коричневого, присутствует сильный запах, напоминающий дизельное топливо. Несмотря на то, что соединение токсично, уровень «сомнительных» примесей позволяет использовать его при прокладке железнодорожных путей (если оценивать только в рамках государственных нормативов).
Причиной широкого распространения этого решения является эксплуатационная оправданность – пропитка действительно предотвращает преждевременное разрушение древесины, обладает дешевой себестоимостью и всесторонне продуманной в течение нескольких десятилетий технологией нанесения.
Железнодорожная шпала, пропитанная креозотом
Элемсепт
Представляет собой бессолевую разновидность антисептика, в его состав входят концентрированные оксиды хрома, мышьяка, меди. Шпалы пропитывают этим средством, предварительно разведенным водой, по особой методике, чередующей воздействие вакуумом и давлением. В результате заготовки обретают зеленоватый оттенок. Вещество малотоксично, не имеет специфического запаха.
Вещество изготавливается в виде порошка, для пропитки древесины разведенной субстанцией необходимы автоклавы. Вся процедура сводится к трем ключевым этапам:
В результате активный состав проникает как минимум в 2-миллиметровый слой древесины. Преимущество решения – высокое качество пропитки.
Железнодорожные шпалы, обработанные Элемсептом
Термоконденсационная жидкость представляет собой один из результатов нефтепроизводства, рецептура его изготовления и состав защищены патентным правом. Светлая древесина, пропитанная ЖТК, обретает коричневатый оттенок, лиственница и аналогичные ей породы становятся темно-коричневыми. Вещество не пахнет и не выделяет токсичных соединений.
В отличие от креозота, субстанция не создает риска развития у человека онкологических заболеваний, с помощью термоконденсационной жидкости можно добиться более эстетичного образа заготовок. Пропитка не образует уплотнений и сгустков, поверхность шпал не становится липкой. Использование ЖТК и креозота создает практически одинаковый по длительности эксплуатационный ресурс древесины, но первое решение гораздо безопаснее.
Шпалы, обработанные термоконденсационной жидкостью
Можно ли строить из обработанных шпал?
Такой стройматериал привлекает крайней дешевизной, поэтому многие умельцы задаются вопросом – стоит ли его использовать для возведения бытовых или жилых сооружений. Первое, что вызывает сомнения – это запах креозота (подобная пропитка встречается наиболее часто), который стремятся замаскировать подручными средствами. Но нельзя забывать о опасности для здоровья, что несут в себе подобные соединения. Поэтому лучше воздержаться от такой экономии даже при строительстве гаража или подсобных помещений.
Креозот, элемсепт, ЖТК – это ключевые вариации соединений, используемых для придания шпалам долговечности и устойчивости к разрушительному воздействию природной среды. Их используют при прокладке железных дорог, так как в подобных условиях они соответствуют государственным нормативам безопасности и оправдывают потенциальные риски за счет достойных эксплуатационных свойств.