чем покачивали мушкетеры в фильме с участием михаила боярского
43 года спустя. Что стало с актёрами из советских «Трёх мушкетёров»?
Арамиса уже нет с нами, а Портос потерял единственного наследника.
Фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра» вышел на экраны в 1978 году. Что стало с актёрами, сыгравшими в нём главные роли?
Д’Артаньян — Михаил Боярский
Михаил Боярский получил роль бравого гасконца после того, как, опоздав на пробы, влетел в студию с растрёпанными длинными волосами, поразив режиссёра в самое сердце. В Театре им. Ленсовета, где в то время служил Боярский, его не хотели отпускать на продолжительные съёмки, так что актёр летал в Одессу и Львов в перерывах между спектаклями, что изрядно его выматывало. Впрочем, результат того стоил: фильм Юнгвальд-Хилькевича прославил Боярского, и по сей день Михаил Сергеевич исполняет на разного рода концертах песни из «Трёх мушкетёров». Любопытно, что Боярский не считает д’Артаньяна положительным героем.
Михаил Боярский в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
71-летний актёр живёт в Санкт-Петербурге, в восьмикомнатной квартире на Мойке со своей супругой Ларисой Луппиан. Боярский вместе с ней играет в нескольких спектаклях, а вот на экранах он уже несколько лет появляется только в сомнительных телешоу, где позволяет себе скандальные высказывания.
В 2021 году Михаил Боярский вернётся к роли шевалье де Брильи в новой части «Гардемаринов».
Михаил Боярский и Дмитрий Харатьян на съёмках фильма «Гардемарины IV»
Атос — Вениамин Смехов
Вениамин Смехов известен по роли Атоса, однако немногие знают, что за несколько лет до съёмок у Юнгвальд-Хилькевича он сыграл Арамиса в фильме-спектакле «Двадцать лет спустя». После выхода на экраны «Трёх мушкетёров» у Смехова не было отбоя от поклонниц. Как признавался сам актёр, порой он позволял себе завести интрижку на стороне, однако его первая жена Алла также имела отношения вне брака. В 1979 году Смехов решил уйти от супруги к киноведу Галине Аксёновой, с которой он счастлив в браке и по сей день. Несмотря на разрыв отношений с Аллой, актёр продолжает общаться с дочерьми от первого брака.
Вениамин Смехов в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
В свои 80 лет Вениамин Борисович продолжает активно трудиться. Из-под его пера вышло несколько книг мемуаров, где он рассказывает о своей богатой на события жизни, о товарищах-артистах, многих из которых уже нет в живых, и о золотом веке Театра на Таганке. Смехов по-прежнему снимается в кино и сериалах, но крайне придирчиво подходит к выбору проектов. В 2021 году его можно будет увидеть в фэнтези-сериале «Этерна», основанном на цикле романов Веры Камши.
Вениамин Смехов в документальном фильме «Атос влюблёнными глазами»
Арамис — Игорь Старыгин
Сыгравший роль красавца Арамиса Игорь Старыгин полагал, что из-за мушкетёрской саги режиссёры не видели его в других амплуа, а потому не предлагали ему по-настоящему интересных ролей.
«Все его воспринимали как героя-любовника, но он способен был и на гротескные роли и сам обладал чувством юмора. Игорь был настоящий русский актёр с широкой душой, необузданным темпераментом. Его сравнили и с Аленом Делоном, и с Олегом Далем. Он был красив не только лицом, но и душой», — говорил об Игоре Владимировиче режиссёр Марк Розовский.
Игорь Старыгин в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
В новом тысячелетии Старыгин страдал от проблем с сердцем и сосудами, которые мешали ему играть на театральной сцене. Актёр остро переживал из-за своей невостребованности, что в свою очередь лишь усугубляло его состояние. В сентябре 2009 года Игоря Владимировича поразил инсульт, после которого артист оказался прикован к постели. Жена и друзья стали искать реабилитационный центр для Старыгина, однако 8 ноября того же года он ушёл из жизни.
Игорь Старыгин в фильме «Возвращение мушкетёров»
Подробнее о судьбе актёра можно прочитать здесь: Пять жён Арамиса. Женщины и роли Игоря Старыгина.
Портос — Валентин Смирнитский
Взлёт Валентина Смирнитского к славе был омрачён трагедией в семье актёра. В начале шестидесятых годов, когда Смирнитский играл первые роли в кино, его отец дома умирал от рака. Валентин Георгиевич знал о тяжёлом состоянии своего папы, но старался лишний раз не заглядывать домой, чтобы не видеть страдания Георгия Ивановича. Уже после смерти отца Смирнитский не раз корил себя за малодушие.
Михаил Боярский и Валентин Смирнитский в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
В «Трёх мушкетёрах» Валентин Георгиевич сыграл Портоса. Он был уверен, что раз играет силача, то и, фехтуя в кадре, должен бить со всей силы. Порой от мощных ударов актёра шпаги его соперников сгибались или ломались. Смирнитский был похож на Портоса и по темпераменту.
Валентин Смирнитский в мини-сериале «Мавр сделал своё дело»
В 2000 году Валентин Георгиевич потерял единственного сына. Иван скончался от передозировки запрещённых веществ в то время, как его отец гастролировал по США. После этого печального инцидента Смирнитский более не решался стать отцом.
В свои 77 лет Валентин Смирнитский продолжает сниматься (главным образом в сериалах), а также часто появляется в разного рода телешоу.
Анна Австрийская — Алиса Фрейндлих
Приступив к работе над фильмом «Д’Артаньян и три мушкетёра», Георгий Юнгвальд-Хилькевич ещё не знал, кто сыграет ретивого гасконца и его товарищей, но был уверен, что роль короля Людовика XIII должна достаться Олегу Табакову, а его супругу королеву Анну обязана воплотить на экране именно Алиса Фрейндлих. С последней, однако, возникла загвоздка: режиссёр полагал, что легендарная Фрейндлих сама ему всё сыграет, но актриса заявила, что не понимает мотивацию своей героини, и попросила объяснить, зачем та дарит подвески герцогу Бекингему (Алексей Кузнецов). Съёмки были под угрозой срыва, и лишь в последний момент Юнгвальд-Хилькевич нашёл ответ, который устроил Алису Бруновну.
Алиса Фрейндлих в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
В конце 2020 года Алиса Фрейндлих была госпитализирована с коронавирусом, однако смогла победить болезнь и в мае 2021 года вернулась на сцену, сыграв в спектакле «Волнение», который некогда написал специально для неё драматург и режиссёр Иван Вырыпаев.
Алиса Фрейндлих в фильме «Большой»
Людовик XIII — Олег Табаков
Будучи профессионалом высочайшего уровня, Олег Табаков приехал на съёмки «Трёх мушкетёров» уже имея в голове готовое решение роли. Он хотел сыграть Людовика XIII как человека неумного, но обладающего непомерно раздутым самомнением, эдакую кальку на партийных чиновников, которые в те годы часто вставляли палки в колёса работникам театра и кино. Однако у Юнгвальд-Хилькевича было своё видение роли: он ожидал, что Олег Павлович изобразит человека, который не хочет быть королём и не имеет к тому таланта, но вынужден соответствовать занимаемой позиции. К чести Табакова следует отметить, что он с готовностью подстроился под режиссёра.
Олег Табаков в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
27 ноября 2017 года Олег Табаков попал в больницу. Причины его госпитализации так и не были озвучены. Одни источники писали о пневмонии, другие — о воспалительных процессах, вызванных неудачным визитом к стоматологу. В начале 2018 года актёра погрузили в состояние искусственной комы, а 12 марта того же года СМИ сообщили о смерти Олега Павловича.
Олег Табаков в фильме «Поклонница»
Подробнее о судьбе актёра можно прочитать здесь: Любовь и предательство. Женщины и дети Олега Табакова.
Миледи — Маргарита Терехова
Маргариту Терехову утвердили на роль в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» за считанные недели до начала съёмок. Изначально предполагалось, что Миледи сыграет Елена Соловей, однако та отказала буквально в последний момент и Юнгвальд-Хилькевич обратился за помощью к Маргарите Борисовне. Терехова отказалась сниматься, заявив, что ей не нравится пошлая водевильная музыка в этом фильме, — после чего саундтрек картины был частично переписан. Переработке подверглась и роль Миледи, которая стала более жёсткой и суровой.
Маргарита Терехова в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
В начале нового тысячелетия рассудок Маргариты Тереховой начал слабеть из-за болезни Альцгеймера. Актриса долгое время не хотела признавать, что с ней что-то не так, а потому момент, когда процесс деградации можно было замедлить, вовремя подключив поддерживающую терапию, был упущен. К сожалению, несмотря на огромное количество ярких работ в кино, Маргарита Борисовна не имела особых накоплений, так что её семье пришлось обратиться за помощью к неравнодушным гражданам, чтобы иметь возможность обеспечить актрисе должный уход.
Констанция Бонасье — Ирина Алфёрова
Ирина Алфёрова по праву считается одной из самых красивых актрис советского кинематографа, однако Георгий Юнгвальд-Хилькевич был совсем не рад снимать её в «Трёх мушкетёрах». Дело в том, что режиссёр видел в роли Констанции Евгению Симонову, а Ирину Алфёрову ему навязали сверху — после успеха многосерийного фильма «Хождение по мукам» телевизионное руководство хотело задействовать популярную актрису, пока волна зрительского интереса к ней не схлынула. Юнгвальд-Хилькевича не устраивало в Алфёровой решительно всё: её внешность он считал слишком славянской, лишённой французской лёгкости, а голос — слишком низким и грубым. Тем не менее, следует признать, что актриса прекрасно справилась с задачей.
Ирина Алфёрова в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
В 1976 году Ирина Алфёрова вышла замуж за Александра Абдулова, с которым прожила в браке 17 лет. После расставания с ним Алфёрова стала женой актёра Сергея Мартынова, однако, узнав о болезни Александра Гаврииловича, постаралась оказать ему всяческую поддержку. В настоящее время Ирина Ивановна поддерживает хорошие отношения с вдовой Абдулова.
Ирина и Ксения Алфёровы. Фото: Instagram
Подробнее о судьбе актрисы можно прочитать здесь: С любимыми не расставайтесь. Мужчины и роли Ирины Алфёровой.
Кардинал Ришелье — Александр Трофимов
Для Александра Трофимова роль кардинала Ришелье стала кинодебютом. Стоит отметить, что изначально Трофимов прилетел в Одессу на пробы на роль Рошфора, однако придя на студию, узнал, что она уже досталась Борису Клюеву. Юнгвальд-Хилькевич попросил Трофимова подыграть Клюеву, который как раз репетировал один из диалогов с Ришелье, и Александр так точно вжился в образ кардинала, что режиссёр уже не хотел видеть никого другого в этой роли.
Александр Трофимов в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Александр Трофимов редко снимается в кино. Последний раз он появлялся на экранах в 2014 году в фильме Владимира Котта «На дне». Трофимов редко общается с журналистами, поскольку не любит обсуждать свои старые работы (а новые возникают у него не так часто). Из-за этого некоторые считают его нелюдимым или даже высокомерным, однако Вениамин Смехов отзывается об Александре Алексеевиче как о человеке поэтическом и тонко чувствующем.
Александр Трофимов в фильме «Завещание Ленина»
Де Жюссак — Владимир Балон
Актёр и каскадёр Владимир Балон не только сыграл в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича противника мушкетёров, но и стал главным постановщиком трюков в этой картине. Спустя много лет Владимир Яковлевич с удовольствием вспоминал, как на съёмках этой картины актёры налегали на спиртное и затаскивали в постель множество девушек.
Владимир Балон в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Владимир Балон перестал работать в кадре в конце восьмидесятых. Он организовал коллектив каскадёров и посвятил себя административной работе, предоставив право рисковать шеей более молодым коллегам. В 2009 году у Владимира Яковлевича диагностировали онкологическое заболевание, которое за несколько лет свело его в могилу.
«Все девушки были общими». Что творилось на съёмках «Трёх мушкетёров»
Возлияния
Владимир Яковлевич в интервью вспоминал, что неумеренные возлияния начались почти сразу после заселения актёров в гостиницу.
— Буквально на второй день после поселения в гостиницу мы решили обмыть это событие. Приглядели мамзельку на кассе в магазине, этакую томную, с маникюром и взором зовущим, пригласили её к себе в номер. Конечно же об этом тут же забыли, но в разгар нашего сабантуя она заявилась, — рассказывал каскадёр. — А ещё через некоторое время на пороге появляется солидный грузин. Мы уже в дымину пьяные были и никак не могли понять, что ему от нас надо. Грузин вытащил из кармана связку ключей, протягивает нам и говорит: «Та дэвушка, которая у вас была, — моя любовница. Я директор магазина напротив. Вот вам ключи от винного склада — пользуйтесь, только прошу вас, оставьте её в покое. Я её лублу!». В знак согласия мы выпили. И скажу честно, мы старались не злоупотреблять подарком. Но это было время, когда после 19:00 достать спиртное было просто невозможно, а тут «Посольская», «Лимонная»… Разве ж устоишь?!
Владимир Балон и Борис Клюев в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Кадр из фильма
Но щедрый директор магазина был не единственным источником дармового алкоголя для артистов.
— Главным нашим растлителем был начальник Львовского ГАИ. У него была невероятная тяга к искусству и чудо–«Волга», в багажник которой была вмонтирована огромная канистра, непременно наполненная то водкой, то вином, то хорошим коньячком. Кстати, Львовская милиция снабжала нас регулярно порнографическими фильмами, конфискованными на польской границе, — вспоминал Балон.
Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Кадр из фильма
В другом интервью исполнитель роли де Жюссака более подробно рассказывал о высокопоставленном «меценате» и его мотивах.
Ирина Алфёрова в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Кадр из фильма
Порой актёров доставляли на съёмочную площадку в состоянии сильного подпития.
— Однажды Мишка Боярский и Валька Смирнитский были доставлены на площадку в горизонтальном положении, прямиком из больницы — у Вальки с сердцем было плохо, а Мишка его сопровождал в «скорой», — рассказывал постановщик трюков. — Когда их привезли на площадку, я и представить не мог, как они на лошадей залезут. Но камера заработала, и оба в мгновение ока оказались в седле.
Владимир Балон в своих интервью подчёркивал, что, несмотря на злоупотребление алкоголем, никто из актёров не сорвал ни единого съёмочного дня и не получил серьёзных травм.
Распущенность
Владимир Яковлевич рассказывал не только о неумеренных возлияниях, но и о многочисленных «курортных романах».
— Мы были молоды, и здоровья хватало на всё. Ведь и мушкетёры в свободное от войны время дрались, пьянствовали и развлекались с мамзелями. Больше всего наше поведение раздражало жену Хила Таню : она работала на картине помощником режиссёра и каждое утро нас будила, — вспоминал артист. — То, что она видела, приоткрывая нашу дверь, было не для женских глаз — уж очень трудно было определить, кому принадлежат многочисленные ноги, торчащие из-под одеяла. А чуть позже к автобусу, который отвозил нас на съёмочную площадку, начинали подтягиваться фанатки…
Жена Георгия Юнгвальд-Хилькевича Татьяна Чернова в фильме «Дерзость». Кадр из фильма
К фанаткам у членов съёмочной группы было совершенно особое отношение.
— Представьте себе южный провинциальный город, обилие красивых, загорелых, сексуальных девиц. И все женское население только и ждет, чтобы мы слегка пальцем поманили. Поэтому инициатива от нас исходила минимальная — это девушки расталкивали друг друга локтями, чтобы попасть в нашу компанию, — с удовольствием рассказывал Владимир. — Между прочим, у нас было железное правило: из толпы поклонниц мы отбирали только тех, кто нравился всем одновременно. И все девушки были общими. Для этого специально сдвигались кровати, все вместе спали вповалку. Когда кто-нибудь заходил, не мог сосчитать количество ног под одеялами. Угрозы для наших семей эти «романы» не представляли — наша «любовь» была на уровне релакса.
Михаил Боярский в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Кадр из фильма
Основным товарищем Владимира Яковлевича по его развлечениям был Михаил Боярский.
— Мы с Мишкой Боярским жили в одном номере. Малюсенькая комнатка, где стоят две кровати, разделённые двумя тумбочками, — делился воспоминаниями Балон. — Все девушки были нашими общими, а значит, две узкие кровати мы превращали в одну широкую. Наутро приходила уборщица, убирала следы ночной тусовки и расставляла мебель на места. А на следующее утро она видела прежнюю картину. Наверное, она решила, что мы гомосексуалисты. [. ] Как-то он мне сказал: «Слушай, как же жаль, что мы не педерасты! Не нужно нам никаких баб». И в самом деле, настоящая мужская дружба зародилась между нами именно на съёмках этого фильма.
Владимир Балон в фильме «Мушкетёры двадцать лет спустя». Кадр из фильма
Реквизит из фольги, раненый Боярский и КГБ на хвосте: как снимали «Трех мушкетеров»
«Тысяча чертей!», «Гвардейцы кардинала!», «Имя, сестра!» – этот культовый фильм, ставший одним из любимых в СССР киномюзиклов, в мгновение ока разошелся на цитаты (по большей части восклицательные). Советская экранизация романа Дюма о приключениях отважных мушкетеров, кажется, не утратила своей популярности и сегодня. Об этом говорит хотя бы тот факт, что фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», вышедший на экраны в 1978 году, впоследствии имел целых три продолжения: «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993) и «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2008). Но если последующие экранизации могут вызывать спорные мнения критиков, то оригинал прочно занял свое законное место в «зале славы» отечественного и мирового кинематографа.
Нам кажется, что мы все знаем об этой картине, готовы договаривать фразы за главными героями и, конечно, наизусть заучили песни из любимого фильма. Но немногим известно, к примеру, что Михаилу Боярскому изначально прочили роль отрицательного персонажа, подвески королевы режиссер фильма мастерил сам из подручных материалов, а одна из боевых сцен чуть не закончилась для д’Артаньяна трагедией.
Смотрите фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» 28 декабря в 19:15 на телеканале «МИР».
А пока предлагаем вам несколько любопытных фактов о том, что осталось за кулисами съемочного процесса.
Д’Артаньян против Рошфора
В современном понимании фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» немыслим без знаменитой четверки в исполнении Боярского, Смирнитского, Старыгина и Смехова. Но в первоначальном замысле режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича фигурировали совсем другие актеры. Так, задолго до того, как Юнгвальд-Хилькевич познакомился с Михаилом Боярским, на роль д’Артаньяна был утвержден Александр Абдулов. Боярскому же режиссер сначала предложил сыграть заклятого врага главного героя – Рошфора. Но актер отказался: он устал играть отрицательных персонажей. Юнгвальд-Хилькевич не отсупался, и вскоре Боярскому поступило новое предложение: выбрать между двумя ролями – Атоса и Арамиса. «Я думаю: ничего себе, такие разные характеры – и вдруг на выбор. Что это за режиссер, который не соображает, что он будет снимать? Нет, тем более не поеду», – вспоминает Михаил Боярский. Но когда ему наконец пришла третья телеграмма с упоминанием Д’Артаньяна, артист не устоял – в первый же выходной отправился в Одессу, где шли съемки картины.
В пользу кандидатуры Боярского говорило еще одно важное обстоятельство: он прекрасно пел, в то время как Александр Абдулов не справлялся с музыкальным материалом. Финальную точку в утверждении Боярского на роль молодого гасконца поставил композитор Максим Дунаевский, написавший музыку к картине. Юнгвальд-Хилькевич устроил им встречу, но не стал предупреждать Дунаевского, что придет артист, утвержденный на главную роль. Композитор тогда как раз закончил работу над одной из главных песен фильма – «Пора – порадуемся». «Я ему сыграл, и он тут же мне спел это – мгновенно, за одну минуту просто подхватил!» – вспоминает Дунаевский. После этого не осталось никаких сомнений: вот он – настоящий д’Артаньян! Кстати, Боярский был одним из немногих актеров, чьи голоса мы слышим в музыкальных номерах картины; помимо гасконца, сами исполняли свои партии кардинал Ришелье (Александр Трофимов), королева Анна (Алиса Фрейндлих) и Бэкингем (Алексей Кузнецов).
Худой Портос в гипсе
Первым из четверки верных друзей-мушкетеров режиссер нашел Портоса. Юнгвальд-Хилькевич сразу захотел взять на эту роль Валентина Смирнитского, но также предложил пройти пробы актеру Георгию Мартиросяну. Последний справился хорошо, но против его кандидатуры выступила зампред Гостелерадио СССР. В итоге актеру пришлось довольствоваться ролью второго плана: Мартиросян сыграл одного из гвардейцев.
Валентина Смирнитского же режиссер практически увел с другой картины: у актера уже были запланированы съемки за границей, и он ждал разрешения на выезд. По словам самого актера, он согласился полететь на пробы в Одессу «от нечего делать». «Я был на 99% убежден, что это глупый эксперимент», – рассказывает артист.
Была и еще одна сложность: незадолго до начала съемок Смирнитский сломал ногу и на пробы явился в гипсе. Для актера до сих пор загадка – почему его утвердили на роль Портоса, ведь он на него совсем не похож. Даже веса ему тогда не хватало: Смирнитский был далеко не таким тучным, каким Дюма задумал Портоса. Однако на роль его в итоге утвердили, а объем фигуре добавили при помощи специальных накладок. Впрочем, к концу съемок они уже были не нужны – Портос набрал необходимый вес.
Шерлок, Воланд и исчезающий Атос
Роль Атоса, от которой в итоге отказался Боярский, как мы знаем, досталась блистательному Вениамину Смехову. Однако был и еще один претендент на это место – не менее замечательный артист Василий Ливанов. По воспоминаниям режиссера, Ливанов дважды появлялся на пробах в Одессе и прекрасно показал себя. Но в то же самое время Ливанов пробовался на роль Шерлока Холмса, которая впоследствии оказалась ключевой в его карьере. Ливанов выбрал сыщика, а Юнгвальд-Хилькевич вновь пустился на поиски Атоса. Его он нашел в Театре на Таганке: там шел спектакль «Мастер и Маргарита» Юрия Любимова, где образ мрачного, таинственного Воланда воплотил не кто иной как Вениамин Смехов. Юнгвальд-Хилькевич без лишних раздумий предложил ему роль Атоса, и после некоторых уговоров актер согласился.
Но даже в период съемок Смехов не бросал театр и на съемки в Одессу прилетал только по выходным. Поэтому во многих эпизодах актера подменял дублер. Конечно, для зрителей это осталось незаметным благодаря искусной работе оператора. Только самые внимательные могли заметить, что в ряде сцен с участием мушкетеров все они стоят лицом к камере, а Атос – спиной (например, после первой дуэли в монастыре, в сцене в кабаке и в момент «штурма» стены Бетюнского монастыря). А в сцене после смерти Констанции дублер показан спереди, но он старательно скрывает лицо, низко склонив голову.
Еще один любопытный момент связан со знаменитой арией Атоса «Есть в графском парке черный пруд». Смехова часто хвалят за прекрасное исполнение этой песни, но немногие знают, что пел ее вовсе не он. Смехову никак не удавалось вытянуть несколько нот, и запись отложили. Но перезаписать песню артист так и не успел – поджимали сроки. В итоге песню исполнил джазовый тромбонист, пианист и вокалист Вячеслав Назаров. Смехов позже признавался, что страшно обиделся за это на создателей картины. «Когда фильм вышел, я регулярно набирал номер телефона Дунаевского и пел ему страшным голосом: «Есть в графском парке черный пру-уд!» – рассказывает Смехов. Но одна песня в его исполнении в фильм все же вошла – «На волоске судьба твоя…».
Роковая искусительница в исполнении бесподобной Маргариты Тереховой – та классическая Миледи, которая осталась в сознании большинства советских и российских зрителей. Изначально на эту роль режиссер утвердил другую актрису – Елену Соловей. Однако незадолго до начала съемок актриса объявила, что находится в положении, и отказалась сниматься. Тогда Юнгвальд-Хилькевич предложил сыграть пособницу Решелье другой темпераментной блондинке – Маргарите Тереховой.
«Мне нужна была такая женщина, чтоб было видно, что она может покорять, что ее можно бояться. Зритель до конца должен был верить, что она все-таки выйдет из этой ситуации, что ей не отрубят голову. «Ей? Нет, не может быть!» – рассказыает режиссер.
Терехова была известна своим пылким и неуправляемым нравом. Многие сложные трюки в фильме актриса выполняла сама, без подготовки галопом скакала на лошади. Образ своей героини Терехова тоже придумала сама. В качестве наряда она выбрала шелковую мужскую блузу.
«Я ей говорю: это Бекингем! Она отвечает: «Мне плевать». Надели на нее эту блузку – и там все прозрачное», – вспоминает Юнгвальд-Хилькевич. По его словам, впервые в истории советского кинематографа в кадре была видна женская грудь не в течение одного момента, а практически постоянно.
Д’Артаньян на волоске от смерти
Выполнять трюки самостоятельно рвалась не только Терехова. Михаил Боярский тоже старался максимально вжиться в образ лихого гасконца. Когда готовились снимать сцену, в которой д’Артаньян прыгает с 15-метровой высоты, режиссер велел Боярскому отдать свой костюм каскадеру. Но артист обиделся не на шутку: «Если я сам не прыгну, я не смогу играть эту роль». В итоге Боярский успешно выполнил трюк, причем целых три раза, чтобы выбрать самый удачный дубль. Кстати, в этом же эпизоде, в массовке, снялась мама Михаила: она сыграла женщину, бросающую тесто в гвардейцев, которые гонятся за мушкетером.
В азарте Боярский часто забывал об осторожности. Съемки одной из боевых сцен едва не закончились для актера плачевно. Речь идет о «марлезонском балете», который снимали в Одесском оперном театре. Этот тот самый захватывающий момент, когда Боярский прорывается во дворец с добытыми подвесками и сражается с Рошфором. Игравший Рошфора Борис Клюев по сюжету редко выхватывал шпагу, поэтому фехтовать его, в отличие от других героев картины, практически не учили. Но, готовясь к съемкам схватки, оба актера настолько вошли в роль, что Клюев не выдержал – выхватил шпагу и нанес Боярскому укол. Михаил продолжил работать как ни в чем не бывало.
Но когда понадобилось снять еще несколько дублей, обнаружилось, что Боярский исчез с площадки. Юнгвальд-Хилькевич отправился на поиски и нашел окровавленного актера в туалете: Клюев случайно попал ему шпагой в рот и пронзил небо. Боярского срочно госпитализировали. В больнице выяснилось, что рана была очень глубокой: еще пара сантиметров – и острие проникло бы в мозг.
Героизм Боярского проявился и в еще одной детали. «На следующий день он должен был петь в Клубе моряков, вспоминает Юнгвальд-Хилькевич. – Директриса нам сказала: «Пусть Боярский споет нашим людям, тогда я вас пущу снимать». Боярский взял гитару и два часа пел».
«Бюджетные» подвески и оператор в инвалидном кресле
Во всех экранизациях Дюма алмазные подвески Анны Австрийской, вокруг которых разворачивается сюжет картины, выглядят по-разному. В отечественной версии – это 12 сияющих камней на голубых атласных лентах. Алмазными эти подвески, разумеется, не были. Более того, смастерил их сам Юнгвальд-Хилькевич! В бюджете картины денег на изготовление украшений не было – все было рассчитано до копейки.
«Мне дали самую плохую камеру и 140 тысяч рублей на серию!» – признается создатель «Мушкетеров». Мало кто догадывался, что трехсерийный приключенческий фильм сделан буквально на коленке. Не хватало элементарного – осветительных приборов и операторской техники, а вместо операторской тележки было инвалидное кресло.
Кстати, эфесы шпаг мушкетеров Юнгвальд-Хилькевич тоже изготовил сам – из обычных консервных банок. А украшения на мушкетерских нарядах хоть и выглядят весьма натурально, сделаны они из обычной фольги.
Мушкетеры против КГБ
Были в истории картины и политически острые моменты. Не секрет, что вне съемочной площадки артисты часто устраивали шумные вечеринки. Так произошло и во Львове, где «мушкетеров» поселили в гостинице «Колхозная». Название во многом отвечало качеству сервиса, и актеров это категорически не устроило. В знак протеста они всей дружной компанией вселились в номер Хилькевича в другой гостинице и устроили там пьяный дебош. Режиссер тут же договорился, чтобы актеров переселили в обкомовскую. В силу своего статуса эта гостиница, как и многие другие, была оснащена «жучками», но молодых повес-«мушкетеров» это мало волновало. По вечерам актеры развлекались тем, что изображали советских политических деятелей: Боярский искусно пародировал Брежнева, а Дуров, игравший де Тревиля, показывал несравненный этюд «Ленин с Крупской». Естественно, так как все номера прослушивались, о происходящем вскоре узнали в КГБ. Отчитываться за нерадивых актеров пришлось режиссеру: сотрудники ведомства вызвали его для беседы и продемонстрировали злосчастную запись.
Юнгвальд-Хилькевичу пришлось извиняться и клясться, что такого больше не повторится. На первый раз всех простили, только Дуров тогда упустил звание народного артиста – пришлось подождать еще три года.
Любопытно, что это не единственный случай, когда у «мушкетеров» возникли проблемы с законом. Так, в своей книге «За кадром» Юнгвальд-Хилькевич описывает кражу ящика с рыбой. «Однажды мушкетеры пропили все, что можно, и суточные в том числе, сидели голодные, а потом пошли в магазин и украли там ящик с копченой рыбой. Неделю только это и ели. » – пишет режиссер.
Все упомянутые лица признали себя виновными в краже, но свалили вину на актера Георгия Мартиросяна. «Он отвлекал продавщицу, а мы стащили этот ящик. И меняли эту рыбу потом. Но не украли, а взяли в долг. Потом извинились и отдали деньги», – вспоминает Михаил Боярский.