чем подтверждаются обстоятельства непреодолимой силы
Форс-мажорный форс-мажор: разъяснения Верховного суда про коронавирус
Из раздела договора, который редко читали стороны, а большинство юристов переписывало не меняя, форс-мажор стал одним из центральных вопросов для бизнеса в апреле 2020 года и однозначно требовал разъяснений Верховного суда.
Сам проект обзора появился еще несколько дней назад и была надежда, что он хотя бы частично уменьшит возникшую неопределённость, но произошло скорее обратное.
До выхода нового Обзора, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 повторял п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которой форс-мажор — чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, при этом к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски:
Как итог — более 95% обращений бизнеса о получении заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам были отклонены из-за несоответствия форс-мажору. Об этом сообщил 06.04.2020 г. ТАСС глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин. А ведь бизнесмены не зря обращаются в ТПП — в большинстве договоров прямо предусмотрено, что обстоятельство непреодолимой силы подтверждаются заключениями. При этом, положение договора об обязательном подтверждении форс-мажора заключением ТПП вовсе не обязательно, но даже если в договоре такое положение есть, а заключения — нет, это не лишает стороны обратиться в суд, который может признать наступление обстоятельств непреодолимой силы и в отсутствии заключения ТТП. Но ВС РФ прямо об этом в своем определении не сказал (ждем второй части?).
В Обзоре ВС РФ сделал новую важную оговорку: если форс-мажор привел к тому, что должник не имеет денег для осуществления платежей, то можно констатировать невозможность исполнения в силу непреодолимой силы и освободить должника от исполнения обязательства (конечно, только на основании решения суда).
Нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
То есть понятие «нерабочие дни» так и остались неизвестными российскому праву, о них не знает ни ГК РФ, ни ТК РФ.
По мнению суда, иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента РФ.
Справедливости ради, необходимо отметить, что в некоторых случаях такая позиция суда на руку бизнесу: например, договором аренды может быть предусмотрено право расторжения договора за 30 рабочих дней. Если бы «нерабочие дни» были бы признаны таковыми в смысле ГК РФ, то фактическое расторжение договора было бы перенесено на неопределенный срок (до тех пор, пока не закончатся «нерабочие дни») и за весь период до расторжения пришлось бы платить аренду (при условии, что отрасль пострадавшая — после 01.10.20 г., если организация или ИП не относится к числу избранных — в обычном порядке).
С другой стороны, с позиции суда о том, что при отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (статья 401 ГК РФ) установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений ст. 193 ГК РФ не является, ставит справедливый вопрос: как можно было бы выполнить обязательства если в соответствии с указом Президента деятельность организации приостановлена или ограничена?
Суд формулирует вопрос следующим образом: возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ), в том числе в связи с актом государственного органа (статья 417 ГК РФ), а если возможно — то при каких условиях?
Прежде чем писать об ответе ВС РФ, посмотрим, что указано в ГК РФ:
Ст. 416 ГК РФ — обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Ст. 417 ГК РФ — если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Судебной практики высших судов по этим статьям было пока немного. Так в Пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104 было указано, что обязательство может быть прекращено по основанию, предусмотренному ст. 417 ГК РФ, и в тех случаях, когда издан акт органа местного самоуправления, делающий невозможным исполнение обязательства (рассматривался случай изъятия земельного участка под строительство для муниципальных нужд).
В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 было указано, что если потребитель предъявил требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но он снят с производства (его поставки прекращены и др.), то в соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство продавца, изготовителя, уполномоченной организации либо уполномоченного ИП или импортера в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения.
То есть судебная практика по ст. 416 и 417 ГК РФ далека от обстоятельств, вызванных коронавирусом.
При этом следует учитывать, что при использовании ст. 417 ГК РФ в обосновании невозможности исполнения обязательств, во-первых, возникает опасность трактовки судами актов местной власти как обязательных и препятствующих исполнению обязательств, во-вторых, представляется, что характер таких ограничений временный, тогда что происходит после их отмены? Поэтому применение ст. 416 ГК РФ выглядит предпочтительней.
21 апреля 2020 г. ВС РФ указал, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, необходимо учитывать:
— условия ее осуществления,
— обстоятельства конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Что это значит? Конечно, если бы коронавирус был признан обстоятельством непреодолимой силы для всех, это привело бы к массовому неисполнению обязательств, при котором достаточно было бы одного аргумента — «коронавирус же».
С другой стороны, применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы в следующих случаях:
— Если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
— Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).
— При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями.
При этом, сторона договора вообще может расторгнуть или изменить договор, из-за эпидемиологической обстановки, ограничительных меры или режима самоизоляции в связи с существенным изменением обстоятельств, но лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. При удовлетворении иска об изменении условий договора судам необходимо указывать, каким общественным интересам противоречит расторжение договора либо обосновывать значительный ущерб сторон от расторжения договора.
Вышеуказанный абзац Обзора по своей сути ничего нового не открывает и является констатацией известных фактов. Впрочем, это же замечания можно отнести и ко всему Обзору, который фактически состоит из пересказа ГК РФ и замечаний, что только суд может определить наличие обстоятельств непреодолимой силы и их последствия, а значит волна грядущих арбитражных споров меньше не станет.
Чем подтверждаются обстоятельства непреодолимой силы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14)
1. Общие положения
1.2. Положение определяет процедуру свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП России) обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
Текст настоящего Положения размещается на официальном сайте ТПП России в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
1.3. Основные понятия, используемые в Положении:
В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
2. Условия и особенности свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)
2.1. ТПП России свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) по внедоговорным отношениям ТПП России не свидетельствует.
2.2. ТПП России свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), наступившие на территории Российской Федерации.
ТПП России вправе свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) также в следующих случаях:
— введение иностранным государством запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, осуществления валютных операций, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств по внешнеторговым сделкам;
— когда документально подтверждено, что на территории иностранного государства компетентный орган, подтверждающий событие, препятствующее российскому хозяйствующему субъекту выполнить обязательство по внешнеторговой сделке, или осуществляющий функцию по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), прекратил свою деятельность.
2.3. Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) осуществляется путем оформления и выдачи Сертификата о форс-мажоре.
3. Перечень сведений и документов, необходимых для оформления Сертификата о форс-мажоре, и порядок их предоставления
3.1. Сертификат о форс-мажоре оформляется и выдается ТПП России на основании письменного заявления заинтересованного лица (заявителя).
3.2. Заявление в ТПП России с просьбой выдать Сертификат о форс-мажоре подписывается руководителем заявителя или уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности или приказа (распоряжения) заявителя.
В заявлении указываются: наименование, реквизиты и предмет заключенного договора (контракта); обязательства заявителя по данному договору (контракту), порядок и сроки их исполнения; событие, которое заявитель считает обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), препятствующее надлежащему исполнению указанных обязательств; начало и окончание срока действия такого события, а также ссылки на документы его подтверждающие; контактные реквизиты заявителя, включая официальную электронную почту. Заявление должно содержать запись о том, что заявитель принимает на себя ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов.
В заявлении может быть указана дополнительная информация, связанная с произошедшим обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), о которой заявитель считает необходимым уведомить ТПП России.
3.3. К заявлению прилагаются следующие сведения и документы*(1):
3.3.1. Правоустанавливающие и регистрационные документы заявителя (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе с указанием ОГРН (индивидуальный предприниматель представляет копию свидетельства индивидуального частного предпринимателя и копию общегражданского паспорта)*(2).
3.3.2. Документы, подтверждающие возникновение обязательств по внешнеторговой сделке:
— договор (контракт), содержащий форс-мажорную оговорку, предусматривающую обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности, и которые стороны согласились считать обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), а также иную информацию, касающуюся условий освобождения сторон от ответственности при возникновении указанных обстоятельств;
— приложения и спецификации к договору (контракту), если такие имеются;
— справка об объемах выполненных по договору (контракту) обязательств.
3.3.3. Документы компетентных органов, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
3.4. Предоставленные сведения и документы должны быть подписаны руководителем заявителя или уполномоченным им лицом, действующим на основании доверенности или приказа (распоряжения) заявителя.
3.5. Если сведения, указанные в заявлении, не подтверждены документально или документы, указанные в пункте 3.3 настоящего Положения, предоставлены заявителем не в полном объеме, либо сведений в предоставленных документах недостаточно для свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), ТПП России в течение пяти рабочих дней с даты предоставления заявления с просьбой о выдаче Сертификата о форс-мажоре направляет заявителю запрос с предложением в течение пяти рабочих дней со дня получения им запроса представить недостающие сведения и документы. Запрос может быть направлен посредством указанной в заявлении официальной электронной почты заявителя.
По ходатайству заявителя срок предоставления недостающих сведений и документов может быть продлен ТПП России, но не более чем на десять рабочих дней.
Если заявитель в установленный срок не предоставит запрашиваемые сведения и документы или не подаст ходатайство о продлении этого срока, ТПП России направляет заявителю мотивированный отказ, предусмотренный пунктом 4.6 настоящего Положения.
4. Порядок рассмотрения предоставленных заявителем документов, условия оформления и выдачи Сертификата о форс-мажоре
4.1. Решение о выдаче Сертификата о форс-мажоре принимается ТПП России в каждом конкретном случае, исходя из условий договора (контракта), документов и сведений, указанных в пунктах 3.2. и 3.3. настоящего Положения. При этом определяется совокупность следующих признаков:
— наличие обязательств по внешнеторговой сделке (договору, контракту) и срок их исполнения;
— наличие обстоятельств (событий), которые не могли быть разумно предвидены стороной договора (контракта), имеют чрезвычайный и непредотвратимый характер, а также документов, выданных компетентными органами (организациями), подтверждающих такие обстоятельства (события);
— причинно-следственная связь между наступившими обстоятельствами (событиями) и невозможностью полностью или частично выполнить обязательства по договору (контракту) с учетом срока исполнения таких обязательств;
— период, в течение которого действуют обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
— другие факты, необходимые для выдачи Сертификата о форс-мажоре.
4.2. Рассмотрение предоставленных заявителем сведений и документов, а также оформление Сертификата о форс-мажоре осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты регистрации в ТПП России заявления, а также представления документов, указанных в пункте 3.3 настоящего Положения.
4.3. По результатам рассмотрения ТПП России предоставленного заявителем комплекта документов оформляется и выдается Сертификат о форс-мажоре.
4.4. Сертификат о форс-мажоре оформляется на официальном бланке ТПП России. При этом в Сертификате о форс-мажоре указываются реквизиты договора (контракта), наименование его сторон, место, время (период), в течение которого имели место обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).
4.5. Сертификат о форс-мажоре оформляется на русском языке, подписывается руководителем уполномоченного подразделения ТПП России или лицом его замещающим, заверяется печатью ТПП России и выдается заявителю в оригинале с одной удостоверенной копией*(3).
4.6. В случае, если по результатам рассмотрения предоставленного заявителем комплекта документов, в том числе после направления запроса, предусмотренного пунктом 3.5 раздела 3 настоящего Положения, не представляется возможным засвидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) или основания для этого отсутствуют, ТПП России в течение десяти рабочих дней направляет заявителю мотивированный письменный отказ в выдаче Сертификата о форс-мажоре.
4.7. В случае истребования ТПП России дополнительных документов в порядке, предусмотренном пунктом 3.5. настоящего Положения, срок оформления Сертификата о форс-мажоре или мотивированного отказа продлевается на срок предоставления заявителем указанных документов.
4.8. За оформление и выдачу Сертификата о форс-мажоре взимается плата в соответствии с тарифами, устанавливаемыми ТПП России.
За рассмотрение предоставленного заявления и прилагаемых к нему документов, а также оформление мотивированного отказа в выдаче Сертификата о форс-мажоре, предусмотренного пунктом 4.6. Положения, плата не взымается.
4.9. Копии выданных Сертификатов о форс-мажоре, а также документы, связанные с их выдачей, хранятся в ТПП России в течение пяти лет.
По истечении указанного срока хранения копии Сертификатов о форс-мажоре и документы, связанные с их выдачей, подлежат уничтожению.
4.10. Торгово-промышленные палаты вправе осуществлять консультирование заинтересованных лиц по вопросам оформления и выдачи ТПП России Сертификатов о форс-мажоре.
*(1) Документы предоставляются в копиях, заверенных печатью заявителя. Документы на иностранном языке предоставляются с их нотариально удостоверенным переводом на русский язык.
*(2) Иностранные хозяйствующие субъекты прилагают правоустанавливающие и регистрационные документы, предусмотренные национальным законодательством данных лиц.
*(3) В соответствии с приказом ТПП РФ от 10 мая 2011 года № 8-п уполномоченным оформлять сертификаты о форс-мажоре подразделением ТПП России является Юридический департамент.
Обзор документа
Урегулированы вопросы свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).
Речь идет о чрезвычайных, непредвиденных и непредотвратимых обстоятельствах, возникших при выполнении обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта) либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон. Это стихийные бедствия, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, запрет торговых операций и др. Предпринимательские риски форс-мажором не являются.
Документом, свидетельствующим обстоятельства непреодолимой силы, признан сертификат о форс-мажоре. Определен порядок его выдачи.
ПАМЯТКА ПО ВОПРОСУ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ (ФОРС-МАЖОР)
По внешнеторговым контрактам, в отношении событий, наступивших на территории Российской Федерации:
1. Полномочиями о свидетельствовании обстоятельств форс-мажора в отношении событий, наступивших на территории Российской Федерации, обладает исключительно Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
2. Документом, свидетельствующим обстоятельства форс-мажора, является сертификат о форс-мажоре, выдаваемый ТПП России.
3. В целях получения указанного акта необходимо обратиться в Юридический департамент ТПП России (контактный номер: 8-495-620-02-93; 8-495-620-04-01; 8-495-620-05-20) со следующими документами * :
заявление в ТПП России с просьбой выдать Сертификат о форс-мажоре;
правоустанавливающие и регистрационные документы заявителя (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе Устав);
документы, подтверждающие возникновение обязательств по внешнеторговой сделке: договор (контракт), содержащий форс-мажорную оговорку;
документы компетентных органов, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств форс-мажора.
4. Торгово-промышленная палата Восточной Сибири вправе осуществлять консультирование по вопросам оформления и выдачи ТПП России сертификатов о форс-мажоре, а также оказывать помощь в оформлении и представлении соответствующих документов.
По внешнеторговым контрактам, в отношении событий, наступивших на территории иностранных государств:
2. Торгово-промышленная палата Восточной Сибири оказывает содействие в получении информации, связанной с определением органа иностранного государства, компетентного по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы.
2. В случае отказа одной из сторон договора от признания такого факта, данный спор возможно разрешить в судебном (арбитражном) порядке.
3. При разрешении данного спора целесообразно опираться на следующие признаки форс-мажорных обстоятельств: чрезвычайность и неотвратимость события, а также прямая зависимость невозможности исполнения обязательств от возникших ограничений.
4. К таким событиям могут относиться, в частности ограничительные меры, принимаемые государственными органами.
5. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся:
нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника;
отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров;
отсутствие у должника необходимых денежных средств;
изменение валютных курсов или иной экономической ситуации.
Данные заключения могут быть использованы в целях их дальнейшего использования при переговорах с контрагентами или в судебных органах.
Перечень необходимых документов:
заявление в ТПП Восточной Сибири с просьбой выдать Заключение об обстоятельства непреодолимой силы;
правоустанавливающие и регистрационные документы заявителя (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе Устав);
документы, подтверждающие возникновение обязательств по внешнеторговой сделке: договор (контракт), содержащий форс-мажорную оговорку;
документы компетентных органов, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств непреодолимой силы.
7. В случае, если негативные последствия для вашего бизнеса не подходят под критерии форс-мажора, но взаимосвязаны с возникшей чрезвычайной ситуацией рекомендуем Вам письменно уведомить Вашего контрагента о таких фактах в целях дальнейших переговоров и рассмотрении возможности неприменения санкций за неисполнение обязательств.
К примеру, в случае невозможности осуществлять предпринимательскую деятельность на арендуемых Вами площадях считаем целесообразным уведомить арендодателя о таких негативных последствиях и предложить приостановить действие договора или снизить арендную плату.
При невозможности выплаты кредитов рекомендуем уведомить банки о данной ситуации, а также обратиться с просьбой не применять санкции за просрочку обязательств.
8. В свою очередь Торгово-промышленная палата Восточной Сибири осуществляет консультирование по вопросу урегулирования споров между российскими юридическими лицами в связи с введением режима ЧС или наступлением обстоятельств непреодолимой силы, а также подготовку необходимых документов.
* Список документов согласно пункту 3 «Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)» (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14). Документы предоставляются в копиях, заверенных печатью заявителя. Документы на иностранном языке предоставляются с их нотариально удостоверенным переводом на русский язык.
В документе использованы материалы ТПП Нижегородской области