чем питаются чукчи на севере
7 неожиданных фактов о жителях Чукотки
Чукчи — народ с очень необычной культурой, о которой можно говорить часами
Как чукчи выживают на холоде?
Главная особенность коренных жителей Чукотки заключается в том, что они не боятся холода. Посетители Севера много раз наблюдали за тем, как чукотские дети выбегали из жилищ в 50-градусный мороз и играли со снегом. Женщины могут выйти наружу с непокрытой головой и спокойно заниматься шитьем. Иногда люди настолько заняты работой, что им становится жарко и они сбрасывают с себя часть одежды. Ученым до сих пор неизвестно, с чем связана их удивительная способность легко переносить даже сильные морозы. Но однажды американские ученые обнаружили у них гены, которые позволяют клеткам выделять дополнительное тепло. Если вкратце, сначала организмы жителей Чукотки перерабатывают жирную пищу. Этот жир преобразуется в тепло, после чего организм сужает сосуды, чтобы сохранить эту энергию как можно дольше.
Чукотские дети не боятся холода так же, как и взрослые
Что едят чукчи?
У каждого народа есть причудливые особенности национальной кухни. Во Франции едят блюда из лягушек, скандинавы совершенно не прочь перекусить тухлой рыбой, а жители азиатских стран любят насекомых. У жителей Чукотки тоже есть похожие особенностью. Они не особо любят соленую пищу, а привычный для нас хлеб кажется им кислым на вкус. Зато у них есть необычный деликатес, который представляет собой похлебку из наполовину переварившегося мха, извлеченного из желудка оленя. Также в их рационе питания можно найти кашу из щавеля, корни различных растений и внутренности животных. И это совершенно нормально, потому что, как мы уже выяснили, кулинарные причуды есть во всех культурах.
Кухня чукчей полна необычных блюд
Почему чукчи считаются свингерами?
Свингом называется взаимный обмен постоянными половыми партнерами для получения дополнительного сексуального удовлетворения. Прозвучит неожиданно, но чукчи часто это практикуют. Считается, что меняясь женами, мужчины укрепляют между собой дружбу. На их языке ритуал называется «нгэвтумгын», что можно перевести как «дружба по жене». Также, по брачным обычаям, при смерти главы семейства, один из его братьев обязан жениться на овдовевшей женщине. Благодаря этому, семьи не остаются в затруднительном положении.
Обмен женами на Чукотке — это норма
Что означают чукотские имена?
Чукчи очень верят в злых духов, поэтому используют разные способы обмануть их. Раньше девочкам часто давали мужские имена, а мальчикам — женские. Обычно чукотские имена означали природные явления или указывали на место, в котором родился ребенок. Типичные мужские имена чукчей это Алелекэ, Имрын, Атч-ытагын, Аляпэнрын и так далее. А среди женских можно выделить Ив-нэвыт, Пэнр-ына и Тына-твал. Но все это — традиционные имена, которые сегодня даются редко. Сейчас жители Чукотки чаще всего берут русские имена.
Почему чукчи не пахнут?
В середине XX жителей Чукотки вряд ли можно было назвать чистюлями. Если верить историческим документам тех времен, чукчи жили в грязи и часто страдали от вшей. Но сегодня обитатели Чукотского автономного округа уже соблюдают правила личной гигиены. Но они не пользуются дезодорантами, потому что они им попросту не нужны. Так уж вышло, что чукчи не потеют. Дело в том, что они натираются жиром и тем самым блокируют потовые железы. При этом они не наносят вреда своему здоровью, потому что их организмы хорошо приспособлены к внутреннему водообмену.
Факт: чукчи не пахнут потом
Правда ли, что чукчи не спасают тонущих?
В Интернете можно найти весьма занимательный факт о том, что чукчи ни за что не будут спасать тонущего человека и позволят ему умереть. Это чистая правда, только сегодня такое поведение уже не актуально и тонущего человека обязательно должны спасти. А вот в начале XX века жители Чукотки считали, что вода является порталом между миром живых и мертвых. И если спасти тонущего человека, можно разозлить злых духов. А допускать этого никто не хотел.
Некоторые чукчи верят в злых духов до сих пор
Как здороваются чукчи?
Для нас это может показаться диким явлением, но при встрече некоторые чукчи часто обнюхивают друг друга. Этот ритуал нередко заменяет им объятия и является доказательством того, что у представителей этого народа хорошо развито чувство обоняния. Например для мужчин нормально прийти домой и прижаться к своей жене и детям, чтобы вдохнуть запах их одежды. Считается, что в военные времена чукчи могли по запаху костей узнать, чьи останки они нашли — своего человека или врага.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!
Если вам интересно узнать подробности о жизни представителей других народов, рекомендую почитать материал о 100 неконтактных племенах мира. В нем моя коллега Любовь Соковикова рассказала об особенностях жизни аборигенов, которые отказываются подпускать к себе чужаков.
Пищевые предпочтения оленеводов Чукотки
Чукотка. Оленье стадо. Фотография Владимира Филиппова, отсюда.
Дневники В.Г. Кузнецовой дают достаточно полную картину о диете амгуэмских оленеводов в середине XX в., когда коллективизация хозяйств едва начиналась. Этнограф непрерывно находилась в тундре на протяжении нескольких лет, погрузившись в различные виды деятельности, составлявшие повседневную жизнь оленных чукчей, и неизбежно была включена в пищевые практики. В.Г. Кузнецова проявляла также исследовательский интерес к питанию местных жителей. Как отметила в своей работе Е.А. Михайлова (Михайлова 2015: 106), «вряд ли где ещё можно найти более полное описание чукотских блюд, системы питания, распределения еды, принятых в этой сфере представлений, норм и запретов».
В.Г. Богораз писал в своё время, что «чукотское меню не очень разнообразно» (Bogoras 1904: 199). Однако записи В.Г. Кузнецовой, а также современные этнографические исследования (Афанасьева, Симченко 1993: 56-100; Голбцева 2018: 249-270; Давыдова 2019: 143-161), напротив, говорят об обилии блюд, приготовлявшихся оленеводами. Действительно, несмотря на то что большинство из них делалось из частей туши оленя, применявшиеся технологии приготовления пищи в сочетании с использованием продуктов морского зверобойного промысла, собирательства, рыболовства и охоты, то есть местных ресурсов, позволяли создать диету разнообразную по вкусу и обладающую высокопитательными качествами.
Все части туши оленя употреблялись в пищу. В.Г. Богораз отмечал, что «чукчи извлекают из оленьей туши больше питательных веществ, чем все соседние племена» (Богораз 1901: 1). Например, долбление и варка костей для вытапливания из них жира до сих пор рассматривается некоторыми местными жителями, как знак умения хозяйки сохранять пищевой ресурс. Мясо оленя употребляли в варёном, вяленом, копчёном, мороженом, ферментированном виде. Отдельные части туши оленя ели сырыми сразу после убоя, например, глаза, печень, ножные сухожилия, костный мозг, хрящи. Вообще, в пищу шли все субпродукты: сердце, печень, почки, желудок, кишки. Например, нанувъе – вывернутую наизнанку, промытую сушёную прямую кишку оленя – ели, прожарив на костре; э’легъи – двенадцатиперстная кишка оленя – употреблялась в сушёном виде.
Из э’легъи, а также тонких кишок, делали жидкую кашу-похлёбку – питийигрилк’ырил. Отжатое содержимое кишок, вылитое в мешки из желудков оленя, летом подвергалось ферментации, а зимой замораживалось. В данной жидкости, иногда смешанной с водой, варили высушенные и порезанные кишки. Доведя их почти до полной готовности, в блюдо добавляли кровь, вливая её тонкой струйкой. Питийигрилк’ырил считался одной из самых питательных каш-похлёбок, существовавших у чукчей. Но наиболее часто употребляемой кашей, особенно в зимний период, являлась ямгарилк’арил. Она была не такая сытная и представляла собой сваренное содержимое желудка оленя, очищенное от крупных остатков листьев, иногда с добавлением крови и жира.
Праздничной пищей являлись вытрилк’ырил (зелёная каша, приготовляемая из листьев щавеля) и кивлет (кровяная похлебка с добавлением жира, кишок и съедобных корней растений). Для приготовления вытрилк’ырил в начале лета собирали молодые листья щавеля. Зелень варили в больших котлах до полной готовности около трёх-четырёх часов. Остывший щавель отжимали от воды и далее растирали руками на кэмэны (деревянное блюдо – Е. Д.), превращая его в месиво-тесто. Растёртую зелёную массу складывали в нерпичий мешок, тщательно утрамбовывая руками. В течение лета приготовленный щавель ферментировался, а с наступлением морозов замораживался. Данную смесь, по-чукотски называемую вытвыт, могли подавать с мясом, печенью, кровью. В канун праздника её тщательно измельчали рукой, затем добавляли кровь и жир, доведя до жидкого состояния.
Приготовление кивлета В. Г. Кузнецова описала следующим образом:
Для приготовления вышеописанных каш необходима была оленья кровь, которую заготавливали во время убоя оленей. Её собирали в оленьи желудки, в которых она ферментировалась и/или замораживалась. Квашеную мёрзлую кровь (вилмутлын) употребляли в качестве дополнения к другой пище: мясу, нерпичьему жиру, кэмэйырын (см. описание данного блюда ниже). Кроме того, кровь использовалась в качестве консерванта, обеспечивающего сохранность продуктов, при этом дающего совершенно иной вкус, нежели ферментация в земле или на свежем воздухе. Так, для приготовления блюда натъёт в мешки с кровью складывали обжаренные на костре копыта и губы оленя, также иногда печень, собранные корешки, ягоду шикши.
Приведённые рецепты блюд показывают, что использование растений для приготовления пищи делало существенно более разнообразным питание людей. Летом женщины собирали листья ивы, золотого корня, дикий лук, листья пырея, корни и листья щавеля, кляйтонии. Собранные растения, в свежем или заготовленном виде, служили добавкой к мясной пище.
Практически ежедневно употребляемым блюдом в осенне-зимне-весенний период был кэмэйъырын. Для его приготовления в начале лета в тундре собирали молодые листья ивы, а также дикий лук, молодой щавель, листья пырея. Собранную зелень сушили или замачивали в воде. Содержимое желудка оленя тщательно обрабатывали, выбрасывая непереваренную пищу, после чего смешивали с сухими или замоченными листьями. Данную смесь убирали в специально приготовленный мешок из нерпичьей шкуры, тщательно закрывали и хранили до наступления морозов в специально выкопанной яме или просто в яранге.
Однако самыми лакомыми считались, как правило, наиболее сытные блюда. Их подавали старикам, главам семейств, почётным гостям. Из отварного перетёртого мяса с жиром делали прэрэм – мясные замороженные лепешки, а также рорат – начинённый этой массой отдел желудка оленя. Тыргыпат готовился из порезанного небольшими кусками мяса, смешанного с жиром и сваренного в воде. Деликатесом считался яракай – детское место теленка, начинённое рубленым мясом и жиром. Данное блюдо варили в котле вместе с мясом, причем его не перевязывали туго, а продергивали широкими стежками стволинку от веточки, чтобы в послед проникал жирный бульон из котла.
Оленеводы в основном употребляли оленину, но они также любили мясо и жир морских животных, поэтому они всегда стремились получить продукцию морской охоты путём обмена с береговыми жителями, прежде всего, мыткамыт – нерпичий жир, и копалгын – моржовое мясо.Морские охотники получали от тундровиков мясо и шкуры оленя. Раньше вся торговля шла через побережье, поэтому у береговых были привозные (русские, американские) продукты и вещи. Даже семьи, которые не выходили по каким-то причинам к побережью, старались перехватить в тундре возвращающихся с берега оленеводов, чтобы перекупить у них морские продукты, а также чай, табак, иногда сахар и муку.
В середине XX в. за русскими товарами можно было также отправиться в посёлок Дорожный, созданный советской властью и расположенный на 87-м километре Иультинской трассы, построенной силами Чукотлага в 1946-1951 гг. Следует отметить, что даже хозяйства, настойчиво уклонявшиеся от коллективизации, искали торговых отношений с государством в лице магазинов и торгово-заготовительных баз.
Рыболовство от хозяйства к хозяйству могло занимать разное место в питании людей. Но все семьи в большей или меньшей степени употребляли рыбную пищу. При случае оленеводы охотились на дикого зверя и птицу: например, бурого и белого медведя, снежного барана, дикого оленя, гусей. Мясо добытых животных также шло в пищу.
Таким образом, основой питания местных жителей составляли блюда, приготовлявшиеся из оленины. Упомянутые хозяйственные и обменные практики способствовали расширению диеты местных жителей и мобилизации пищевых ресурсов через включение продуктов, получаемых в море, тундре или в ходе торговли. Кроме того, сочетание использования всех имеющихся у людей продуктов с комбинированием различных технологий обработки пищи позволяло создать широкий спектр вкусовых ощущений и большое количество блюд.
Автор: Давыдова Елена Андреевна, кандидат истор. наук, научный сотрудник Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Российской академии наук (Кунсткамера).
Работа выполнена за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 19-78-10002).
Bogoras, W. The Chukchee. Material culture. New York, Leiden, G.E. Stechert, E.J.Brill Ltd, 1904.
Афанасьева Г.И., Симченко Ю.Б. Традиционная пища береговых и оленных чукчей // Сибирский этнографический сборник – 6. Кн. 1. Народы Сибири. Вып. XXIV. М., 1993. С. 56–100
Богораз В. Г. Очерк материального быта оленных чукчей // Сборник музея по антропологии и этнографии при императорской академии наук. СПб.: Типография Императорской Академии Наук. С. 5-67.
Голбцева В.В. Праздничные и жертвенные блюда у чукчей и эскимосов // Праздничная и обрядовая пища народов мира. М., 2017. С. 249-270.
Давыдова Е. А. Холодильник, соль и сахар: добыча и технологии обработки пищи на Чукотке // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 143-161.
Михайлова Е.А. Скитания Варвары Кузнецовой: Чукотская экспедиция Варвары Григорьевны Кузнецовой. 1948-1951 гг. СПб.: МАЭ РАН, 2015.
Чукчи
Есть кочевые чукчи, живущие в глубине Чукотки и всюду следующие за своими оленями. Придя на место, где много корма для животных, они устанавливают жилища, а когда оленья «еда» заканчивается, чукчи переселяются на другое пастбище.
На сегодняшний день чукчи насчитывают чуть более 15 тысяч человек, большинство из которых живет на Чукотке (Россия). Первые чукчи появились здесь в третьем тысячелетии до нашей эры.
Создателем мира чукчи считают ворона по имени Куркыль. Именно он, по их мнению, создал все на Земле и научил всему людей. А к сотворению всего, что есть в Космосе, «приложили руку» северные животные.
Яранга
Костюм чукчи
Зимняя национальная одежда чукчей
Мужская одежда состоит из двойных рубашки и штанов, чулок, сапог и шапки-капора.
Женская зимняя одежда также двухслойная. В отличие от мужчин представительницы слабого пола носят своеобразный меховой комбинезон с широкими рукавами и разрезом на груди.
Летняя одежда чукчей
Летом чукчи одевают свободные одежды из оленьей замши или ткани, украшенные национальной вышивкой.
Что едят чукчи
Едят чукчи мясо оленей, китов и тюленей (как свежезамороженное, так и вареное), ливер, кровь, моллюсков, кору ивы, ягоды и щавель.
Пьют они, как правило, отвары из трав.
Свадебные традиции
У чукчей практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.
Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.
Были у них и групповые браки, внутри которых мужчины менялись женами. Дети, рожденные в этих браках, считались общими. Этот обычай появился вовсе не из-за распущенности чукчей, а из-за необходимости. Как правило, пары, входящие в групповой брак, жили в разных селениях. Когда оленевод не мог быстро добраться до своего дома, он останавливался в доме «партнеров» по браку, где получал и кров, и еду, и жену.
Беременность и роды
Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На нашей планете есть множество уникальных и интересных уголков и в этих местах живут не менее интересные люди, точнее целые народы: чукчи, якуты, эвенки, ханты, манси, нанайцы, ненцы, селькупы, эскимосы и многие, многие другие.
Быт этих людей сильно отличается от нашего, ведь живут они в крайне сложных климатических условиях. У этих людей есть своя культура, свои традиции и, конечно же, своя национальная кухня. Сразу надо оговориться, что в мире постоянно идет процесс взаимного проникновения культур, в том числе и в кулинарии. То, что раньше употребляли в пищу только северные народы (ну, и, может быть, некоторые из их более южных соседей), сейчас едят совсем даже не северяне (строганина), и наоборот. Ну, к примеру, мог ли чукча два века назад представить, что такое рис, лук, лавровый лист или укроп? При этом, конечно, надо учитывать «местную специфику» национальных блюд: в одном районе для приготовления определенного блюда используется исключительно оленина, в другом – предпочитают мясо тюленя.
Итак, о «старинных» национальных блюдах северных народностей.
1. Нувкурак.
У якутов это блюдо готовится из вареных языков.
Затем происходит термическая обработка, проще говоря, подвяленное мясо варят. Но даже после этого, блюдо не торопятся употреблять в пищу.
Для чукчей, нувкурак – это сродни нашим консервам и заготавливают его впрок, что бы пережить долгую суровую зиму. Благо, хранить продукт в условиях практически вечной мерзлоты не составляет особых проблем.
Правда, что бы мясо полностью не промерзало, его закатывают в бочки с большим количеством тюленьего жира, и в таком виде оно ждет своего часа, прежде чем попасть на стол.
2. Искэх алаадьы.
По внешнему виду и даже по названию, сразу напрашиваются ассоциации с нашими, русскими оладьями. По сути, это так и есть. Вот только продукты используются немного другие.
Помимо традиционной муки и молока, в состав Искэх Алаадьы входит перетертая красная икра, лук, соль и специи, ненцы, вместе с водой, в тесто замешивают кровь, преимущественно оленью. В остальном они готовятся точно также, как и классические оладьи.
3. Чохочу.
Жареное блюдо их говяжьей печени и внутреннего сала. Нарезанную на тонкие пластины печень заворачивают в пленку внутреннего жира и обжаривают на сковороде с добавлением масла.
Те, кто пробовал чохочу, отмечают особый тонкий вкус этого блюда.
4. Утка вяленая (эвенская кухня).
Ощипать утку, начиная с шеи, при этом стараться не повредить кожу. Затем тщательно удалить пеньки перьев. Осторожно выпотрошить, промыть сгустки крови с внутренней стороны. Тушку птицы надрезать вдоль по грудке на две части, отделить от крупных костей. Тушку развернуть, распять на палочки для просушки. Вялить лучше в жаркое время, повесив на продуваемом со всех сторон месте. Солить не следует, соль задерживает влагу, что ухудшает качество готового продукта. Вяленую утку хранить в прохладном сухом месте.
Разрубить на куски, опустить в крутой соленый кипяток и прокипятить несколько минут. Это очень вкусное блюдо, можно подать с солеными огурцами или с другим острым гарниром.
Таким же способом вялят и другую пернатую дичь.
5. Хаан (кровяная колбаса).
Готовят из свежей говяжьей или конской крови, наполняя ею кишки (как толстые, так и тонкие). Издревле известно два вида кровяных колбас: деликатесная – субай и простая, так называемая «черная» кровь. Во время забоя скота кровь отстаивают: верхняя жидкая часть – это субай, а нижняя – «черная» кровь.
Колбаса из субая вкуснее и мягче, глаже, с легким оттенком блеска, светлее. Колбаса из черной крови гуще, темнее по цвету, менее вкусная. Вкус кровяной колбасы зависит также и от состава: количества крови, жирности кишки. Особенно аппетитна колбаса, приготовленная из тщательно обработанной крови, заправленной в толстую кишку. Колбаса из конской крови после варки принимает белый или кремовый цвет.
Варят в просторной кастрюле. Замороженный хаан необходимо немного оттаять.
Любой хаан опускают в соленую горячую воду и отваривают на слабом огне. Нужно постоянно следить за варкой. При сильном кипении он может лопнуть, тогда вся кровь вывалится из оболочки. Сильно переваренный хаан также может лопнуть.
Во время варки хаан нужно осторожно переворачивать. Готовность определяют, надавливая пальцем. Если при этом ощущается загустение крови, уже можно слегка проколоть тонким острием вилки или ножа. Если вытекает не кровь, а прозрачный сок, можно проткнуть в разных местах и глубже. Бывает, что какая-то часть еще не готова.
Убедившись в полной готовности, хаан вытащить сразу, выложить на большое блюдо, отрезать завязку. Ножи должны быть острые, иначе разрушается форма нарезаемого кружочка.
Хаан лучше варить перед подачей на стол.
6. Лапа медведя.
Это блюдо, вероятно, готовят бывалые охотники. Опалив шерсть, зачистив и отпарив в горячей воде, лапу оборачивают тряпкой и заливают кипятком. После этого снова чистят и опускают в котел вариться на медленном огне около пяти часов.
7. Языки карасей.
Коренные народы Севера считают, что самая вкусная часть карася – язык. По вкусу слегка напоминает отварные мозги. Жирное и нежное блюдо. У крупного карася язык может быть величиной с ноготь большого пальца.
8. Мактак («муктук»).
Для народов, живущих в Арктике, океан является единственным источником еды. Традиционно люди охотились круглый год на китов и касаток. Мактак – это блюдо, состоящее из китовой кожи и жира.
Это считается деликатесом, особенно если мактак приготовлен из полярного кита, нарвала или белуги.
Есть мактак можно в свежем виде, в жареном, соленом или маринованном. Вкус у него слегка ореховый, а кожа немного жестковата. Мактак содержит большое количество витамина С, который предотвращает заболевание цингой. Многие арктические культуры Гренландии, Канады, Сибири и Аляски употребляют в пищу мактак в традиционном именно для них виде. В последнее время это блюдо редко употребляют в пищу из-за экологических проблем с чистотой морской воды, так как в рыбе концентрируются токсины.
Теперь о «специфических» блюдах северных народов.
9. «Консервированная» оленина.
Для приготовления этого блюда требуется довольно много времени. В мешок из шкуры нерпы (моржа) закладывают оленье мясо, потом – слой оленьих костей, слой мяса – слой костей – и так слой за слоем, пока шкура не наполнится доверху. Ее плотно перевязывают и закапывают в заранее выкопанную снежную яму, раскопав ее до самой земли.
Готовят блюдо в летнее время, а к употреблению оно будет готово только зимой.
Удивительно, но в процессе приготовления не используют никаких специй, даже соли.
Пролежав в таком импровизированном леднике несколько месяцев мясо становится солоноватым и, по мнению местного населения, весьма вкусным.
10. Копальхен (копальхем, копальхын, копальгын, копальха, игунак).
У каждого народа есть свои уникальные национальные блюда. Чешскую кухню сложно представить без свиной рульки, итальянскую – без тонких ломтиков карпаччо, а испанскую – без хамона. А вот национальное блюдо ненцев, чукчей и эскимосов называется копальхен. Его готовят из свежего мяса ферментированием под прессом. Из-за образования в процессе приготовления трупного яда, блюдо смертельно опасно для представителей большинства других народностей.
Копальхен готовят из моржа, тюленя, оленя (ненецкий, чукотский, эвенкийский вариант), утки (гренландский вариант), кита (эскимосский вариант).
Если это не кит, тушу животного заготавливают целиком, такого запаса еды может хватить целой семье на несколько недель или даже месяцев.
Тушу оставляют под водой на срок не менее полугода. После, зимой, откапывают и едят. За это время мясо начинает разлагаться, выделяются трупные яды, именно поэтому неподготовленному человеку ни в коем случае нельзя пробовать копальхен. Да и вряд ли кто-то из туристов захочет отведать мертвечины: у копальхена специфический вид и запах, который напрочь отбивает аппетит. Местные же народы едят такое мясо с удовольствием, для них это спасительный запас в том случае, если охотникам долго не удается добыть пищу. Эскимосы и ненцы приловчились нарезать замерзший копальхен тонкими ломтиками и перед употреблением приправлять солью.
Копальхен известен с древних времен. Такое мясо высококалорийно, поэтому всего нескольких кусков достаточно для того, чтобы взрослый мужчина целый день мог работать на холоде, не замерзая и не испытывая физического истощения.
Чтобы употребление копальхена не вызвало отравления, детей приучают к свежему мясу с рождения. Младенцам вместо соски дают кусочек мяса или сала, а после того, как ребенок подрос, он ест копальхен наряду со старшими членами семьи. Копальхен, кстати, используется и для того, чтобы накормить ездовых собак.
У каждого северного народа – свои традиции. Например, ненцы предпочитают заготавливать на зиму мясо оленей, чукчи – моржей, а канадские инуиты – китов. Еще один вариант этого блюда – тюлень, фаршированный чайками. Способ приготовления аналогичный: оставить освежеванную тушу на несколько месяцев в вечной мерзлоте, а затем, откопав, употреблять в пищу.
10В. Копальхем чаще всего едят, нарезая тонкими ломтиками, присыпая солью.
Для местных жителей это было и настоящим спасением от голодной смерти и лакомством.
11. Кивиак.
Чем-то напоминает предыдущее блюдо. Хотя здесь идет речь о приготовлении птицы – чайки, чистика (люрика).
Кивиак – деликатесное блюдо северных народов, обитающих в зонах вечной мерзлоты. Например, его можно попробовать в Гренландии, поехав в специальный тур. Рецепт прост: у тюленя отрубают голову, фаршируют его мёртвыми неощипанными чайками или чистиками. Необходимо вытравить из туши как можно больше воздуха и закрыть все полости тюленьей туши салом. Подготовленную тушу оставляют в вечной мерзлоте под грудой камней. 6-7 месяцев хватит, чтобы птицы разложились внутри и их ферменты успели переработать тюленьи кишки. Готовый кивиак выкапывают и едят без какой-либо обработки, лучше на свежем воздухе, т.к. от запаха обычный человек может потерять сознание. По вкусу напоминает пикантный острый, слишком состарившийся сыр.
Подобным образом готовится и долганское национальное блюдо:
12. Гусь (с душком).
Приготовленная тушка гуся кладется в мешок из гагачьей кожи, мешок плотно зашивают и опускают в яму-погреб, вырытую в вечной мерзлоте. В естественном холодильнике гуси остаются 2–3 месяца. За этот срок мясо гуся приобретает не только специфический запах, но и становится мягче, нежнее. Из него варят суп, готовят жаркое.
13. Личинки подкожного овода.
Злейший враг оленя – подкожный овод, который появляется в конце июня-начале июля. Численность овода нарастает и достигает максимума к началу августа, а со второй половины августа – значительно снижается. Самки овода откладывают яйца на отрастающие после линьки волосы оленя. Каждая самка откладывает несколько сотен яиц. Они прочно приклеиваются к волосу оленя. Через 3–4 дня из яиц выходят червеобразные личинки длиной 0,7 мм, сползают к основанию волоса, проникают через кожу и медленно продвигаются по подкожной соединительной ткани.
Через 3–4 месяца личинки располагаются под кожей в области спины и поясницы, где проделывают отверстия – свищи. Вокруг каждой личинки образуется соединительная капсула. Здесь личинки находятся около семи месяцев, проходя за это время две линьки. В мае-июне созревшие личинки через свищевые отверстия выпадают на землю, зарываются в поверхностном слое почвы и окукливаются. Через 20–60 дней из куколок появляются половозрелые особи, которые через несколько часов спариваются, и оплодотворенные самки отправляются на поиски оленей. Цикл начинается заново.
Пораженность оленей подкожным оводом очень высока. На отдельных животных насчитывалось до тысячи и более личинок. Олени, бывало, настолько были истощены, что погибали.
Созревшие личинки подкожного овода достигают длины 30 мм и толщины 13–15 мм. Это в триста тысяч раз больше по сравнению с объемом, который они имели при выходе из яйца. Для них характерно очень высокое содержание белка и жира.
Некоторые коренные народы севера едят зрелых личинок подкожного овода в сыром виде. Северо-американские и канадские индейцы, чукчи жарят их и относят эту пищу к деликатесной. В таком виде они значительно вкуснее и полезней, чем китайские сушеные кузнечики.
14. Каныга с ягодой.
Это экзотическое северное блюдо считается деликатесным у многих коренных малочисленных народов севера. Особенно оно популярно у чукчей, коряков, индейцев, эскимосов. Как известно, домашний и дикий северный олень питается в основном различными лишайниками, листвой кустарников, зелеными и зимне-зелеными травами, грибами, если они есть. Данные корма служат для оленей основным источником углеводов, белков, жиров, витаминов, макро- и микроэлементов.
Каныга – это полупереваренное содержимое желудка северного оленя. Едят эту массу ложками, смешивая с ягодой – голубикой, шикшей, брусникой в произвольной пропорции.
У россиянина, возможно, эта пища ни запахом, ни вкусом не получит должной оценки. Однако у аборигена запах каныги вызывает восторг и аппетит. Данная пища способствует лучшему перевариванию и усвоению жирной мясной пищи. При этом организм аборигена дополнительно обогащается витаминами, макро- и микроэлементами.
15. Моняло.
Это полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка. Как самостоятельное блюдо моняло не едят. Из него готовят различные консервы и свежие блюда. Например, моняло по-чукотски: в большой ёмкости нужно вскипятить воду, добавить мелко порезанное мясо, через десять минут – жир. Довести до полуготовности, добавить кровь, и моняло. Варить до полной готовности мяса. Специи обычно не применялись. До ХХ века моняло было самым распространенным горячим блюдом у чукчей.
16. Квашеные головы лосося.
В середине лета, во время первого хода лосося, начинают квасить головы этой рыбы. В начале копают яму, сняв дерн с земли. Объем ямы определяется количеством заготовляемых голов. Дно устилают ивовыми прутьями или снятым дерном, на который укладывают рыбьи хребты, на эти хребты кладут головы. Затем головы покрывают также слоем хребтов, а на них – дерн. Ледник засыпают землей и слегка уплотняют. В дальнейшем, как только засыпанная горка земли просядет, сравняется с поверхностью дерна, головы вынимают из ямки. Квашение голов делают с таким расчетом, чтобы они доспели к сентябрю, к приходу тех, кто уехал далеко на работу.
17. Вильмулимуль.
Кровь оленя сливается в вычищенный желудок. Туда же закладывают варёные почки, печень, уши, жареные копыта (предварительно сняв роговицу) и губы, добавляют ягоды и щавель. Набитый желудок аккуратно зашивают, опускают в кэтыран (ледник) на зиму. Этот калорийный и витаминный продукт употребляют в пищу весной.
18. Глаза оленя.
Эвены не прочь полакомиться сырыми глазами оленя. Для них это как обыкновенная жвачка.
19. Десерты и напитки.
В качестве десерта для гренландцев, например, выступает акутак – мороженое инуитов, которое делают из ягод, рыбы (чаще всего лосося), сахара (отличное сочетание ингредиентов, не так ли?) и взбитого жира (. ). На самом деле рецептов приготовления акутака очень много, но вышеупомянутый наиболее традиционен. Источником жира для этого десерта приходятся олени, лоси и моржи.
19Б. Из напитков представители северных народа предпочитали отвары из трав, похожие на чай, а так же кровь животных.