чем питались древние славяне до христианства на руси
Чем питались древние славяне
Изучая свое прошлое, мы чему-то учимся, делаем выводы, обращаем внимание, а потом уж активно используем опыт прошлого. Наши предки, несмотря на то, что жили в те давние и жестокие времена, когда даже элементарные блага были недоступны, были достаточно мудрыми и благоразумными людьми.
Возьмем для примера пищу, которые употребляли древние славяне. Ведь мы знаем, что были на Руси славные богатыри, которые славились своей силой и здоровьем. Но, справедливо будет отметить, что и простой славянский народ отличался своим здоровьем и выносливостью. Конечно, сегодня можно говорить, что все дело в экологии и чистоте окружающей среде, но все же должное нужно отдать и питанию народа того времени.
Основа рациона-каши
Тот факт, что картофель славянам был чужд известен все, данный овощ был завезен в нашу страну императором Петром І, а пока он стал незаменимым продуктом на столе русского человека прошло достаточно много времени.
Согласно результатам археологических раскопок древних поселений, ученые сделали аргументированный вывод, что основу рациона наших предков составляли злаковые культуры, которые были прародителями сегодняшнего овса, ячменя, ржи, пшеницы и проса.
Прежде чем приготовить блюда, злаковые зерна поджаривали, размачивали. Из них делали муку, но она существенно отличалась от современной, поскольку была грубого помола. Из нее выпекали вначале пресные лепешки, а несколько позднее научились печь хлеб и пироги с различными начинками. О дрожжах тогда не знали, поэтому хлеб пекли из кислого теста. Для его приготовления брали муку и речную воду, все это разводили в деревянной кадке и настаивали в теплом месте в течение нескольких дней, пока не скиснет. Затем из полученной квашни делали тесто и выпекали хлеб.
После хлеба, вторым важным блюдом была каша. Варили ее из пшена или очищенного овса. Каши долго запаривали в печи, а заправляли сливочным, конопляным или льняным маслом. Данное блюдо могло подаваться самостоятельно или в виде гарнира к рыбе или мясу. Присутствие последнего на столе славян сегодня вызывает много споров. Есть мнение что наши предки были вегетарианцами, но опять же результаты изучения останков, полученных в ходе археологических раскопок, показывают, что мясо славяне также употребляли. Это была говядина, конина или свинина, правда чаще всего они появлялись на праздничных столах, а более распространенным блюдом была птица или дичь. Мясо ели в основном жареным.
Супов в Древней Руси не знали. Данное блюдо появилось в рационе славян только лишь во второй половине 17 века, благодаря заезжим европейцам.
Растительная пища
Древние славяне были земледельцами, поэтому долгое время именно растительная пища занимала главное место в их рационе. На земле выращивали репу, редьку, чеснок, горох. Такие овощи как морковь, помидоры, огурцы, лук, капуста появились значительно позже.
Из гороха не только варили кашу, его растирали и пекли блины.
Любили наши предки и различные ягоды, которые употребляли в свежем виде и делали варенье, только варили его не с сахаром, а с медом.
Грибы также пользовались популярностью, особенно грузди, рыжики, боровики и белые.
Любимые напитки славян
Самым популярным был квас. Это был универсальный напиток, который пили вместо воды, подавали как замену сегодняшнему вину, применяли как лекарство при несварении желудка, использовали как основу для ботвиньи, блюда очень схожего с современной окрошкой.
Также готовили кисель, правда он был очень густым и кислым. Для его приготовления использовали овсяную муку и воду, данную смесь вначале сквашивали, а после варили до загустения. Затем его поливали медом и ели.
Из относительно алкогольных напитков, славянам был известна медовуха и пиво.
«Исконное меню»: какими блюдами был заставлен стол в Древней Руси
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Легендарный князь Владимир Святославович оказался настолько переломной фигурой в древнерусской истории, что именно он стал одним из основных прототипов образа былинного правителя Владимира Красно Солнышко. А вот рацион, который могли себе позволить русичи того периода, во многом был еще подобен раннеславянскому периоду. Так, например, одним из основных блюд была каша. Вот только ее виды и варианты приготовления несколько отличаются от тех, что мы привыкли.
Однако наиболее занимательной с точки зрения современного человека определенно станет так называемая «березовая каша». Однако именно она считается исконно русским блюдом. Варили столь необыкновенное нынче блюдо из мелкой стружки березовой коры. Кроме того, рецептура березовой каши допускала использование также «серёжек» с дерева и даже трухи. Согласно сохранившейся информации об этом блюде, оно немного напоминало манку.
Конечно, не кашей единой питались русичи во времена Владимира Крестителя. Были в их рационе и овощи. Правда, ассортимент последних значительно отличался от современного. К примеру, тысячу лет назад основным овощем считалась позабытая сегодня редька. Это сейчас она очень редко появляется на нашем столе, а тогда из нее готовили десятки блюд. Была даже соответствующая поговорка об этом овоще: «Семь перемен, а все редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком».
Другими овощами, которые были на древнерусском столе, были репа и горох. Первая на протяжении многих столетий была настолько же популярна, насколько сегодня картофель. Кстати, именно он в ХVIII столетии вытеснил репу из повседневного рациона русского человека. Что касается гороха, то с ним пекли пироги, варили каши, а также перемалывали в муку.
2. Рацион во времена князя Юрия Долгорукого (ХII век)
Само собой, что даже с течением времени рацион древнерусского народа не претерпел каких-либо значительных изменений. Поэтому через сто лет после Владимира Крестителя, уже в период правления основателя Москвы князя Юрия Долгорукого подавляющее большинство вышеупомянутых продуктов и блюд все еще занимали свое законное место на столе русичей. Однако в этот период были и гастрономические нововведения, которые определенно стоит упомянуть.
Так, на территорию Руси из Европы уже проникли новые корнеплоды. Ярким примером такого новшества стала морковь. Однако она в те времена выглядела совсем по-другому. Оказывается, до начала селекционной эпохи, дикая морковка имела белое корневище, а не привычное нам рыжее. Да и человечество приручило ее далеко не сразу, оттого она была какое-то время редкостью, а в западноевропейских государствах и вовсе считалась деликатесом.
3. Древнерусские блюда времен Александра Невского (ХIII век)
О том, какие блюда появились к ХIII столетию на Руси, можно судить из дошедшего до наших дней описания пира по случаю победы князя Александра Ярославовича в Невской битве 21 июля 1240 года. Конечно, там упоминается немало вышеупомянутых вкусностей, однако можно выделить и такие, о каких ранее русский человек не слыхивал.
Интересный факт: из пряностей, также как и из свеклы, на Руси делали квас. Наиболее популярными вариантами такого напитка был с добавлением мяты или тмина.
Отдельного упоминания заслуживает практика употребления пряностей в те времена. Любой, кто знаком со средневековой историей, скажет, что специи тогда были настоящей ценностью в странах Европы. А вот на Руси с ними было намного проще. Все дело в том, что торговые пути из Азии в Европу, откуда на Запад и попадали специи, проходили как раз через территорию русских княжеств. Соответственно, и цены на них были ниже. Поэтому, тот же черный перец был на Руси более доступным и распространенным, чем в Европе.
Кстати, именно доступность пряностей стали причиной появления сладкого угощения, которое вот уже многие столетия любят и взрослые, и дети. Речь идет о пряниках: собственно, свое нынешнее название они получили как раз в ХIII столетии, когда в них стали добавлять пряности. А вот первоначальный рецепт был известен еще с IХ века, но разительно отличался. Тогда данный тип выпечки назывался «медовый хлеб», а готовили его из ржаной муки, меда и ягодного сока. Соответственно, к прянику в привычном понимании он имел весьма опосредованное отношение.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Рацион Древней Руси
А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.
Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.
Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.
Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель.В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.
В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.
Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.
Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.
Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.
А каково Ваше мнение?
Автор ЖЖ: MIHAILOPOTAPICH
а почки заячьи на чём вертели?
«имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек»
теперь понятно, почему «молочные реки, кисельные берега» в сказках!
А откуда взята инфа на ограничения по употребления дикого мяса в христианстве?
Под ролтон самое то читать
Очень странное сочинение. По воспоминаниям иностранцев говядину на Руси стали есть только с петровских времен, а до этого это считалось грехом. Пр.о супы тоже что-то странное: в Домострое описывается такое количество супов, что маловероятно, что они только в то время появились. Короче, очень спорный материал
Без вопроса о мнении читателя в конце текст ну никак не получится, однозначно.
Потому что на самом деле нет никакой такой единой русской кухни.
Поморская или новгородская радикально отличаются от кубанской или бессарабской.
Так что можно говорить исключительно о кулинарии региона.
Смотрела на Универсариуме курс по истории русской кухни. Запомнилось, что еще на первой лекции сказали, что если бы любители всюду требовать «исконно русскую» еду, попробовав ее, вряд ли бы остались довольны. Потому что еда та была на вкус, чаще всего, кислой и отдавала прогорклым маслом, так как холодильников не было. Почти все блюда, которые сейчас считаются вкусными, появились в 18-19 веке не без участия иностранных поваров и технологий. Впрочем, в этом нет ничего страшного. Обмениваться кулинарными традициями вполне нормально.
.Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы. А варенье с сиропом как делается?
«Конину ели мало, в основном военные во время походов.»
А вот тут прямо с размаху по лицу
Интересная и вкусная статья!
А передай-ка мне ендову с брашном, отрок!
С супами что-то не понятно. Вообще, очень тяжело представить, хоть какую-то культуру в которой не было бы супов совсем. Ибо что может быть проще?
Скрытая реклама Kingdom Come: Deliverance
наши потомки будут думать что русская кухня это шаурма и гамбургеры
А как же шашлык? А шаурма? Что даже лаваша не было? Не рассказывайте.
Макдональдсов везде понастроили, кстати, что-то у вас их не видать! (с) Гендальф, Гоблин, Братва и кольцо, холст, масло, 2 лука и перчик.
U.S. Army ration type C
Италия,Салерно, сентябрь 1943г
Французский ИРП
Salut, camarades! Detomatizator c вами.
В комментах к предыдущим постам кто-то спросил про французский ИРП. Так вот, он есть у меня. Как говорят французы : «ça tombe bien ». Во время сентябрьского полевого выезда у меня как раз завалялся один лишний сухпай, который можно распотрошить в познавательных для Пикабу целях.
САБЖ представляет из себя запаяную в целлофан картонную коробку в форме кирпича весом 1750 грамм:
Общий вид при распаковке:
Общий вид содержимого: тут мы имеем 2 консервы по 300 грамм, 2 по 80 грамм, пачку печенья 200 грамм, растворимый суп, салфетки, изотоник, мюсли, пакетик с кофе и прочей лабудой, 2 энергетических батончика 30 грамм: один с кофейным вкусом, другой с фруктовым. Мармеладку 30 грамм, нугу с сухофруктами 30 грамм, черную шоколадку 25 грамм, варенье из чернослива 25 грамм.
Основная жрачка: 4 консервы. По логике 1 большая и одна маленькая на обед и на ужин. В этом меню имеем тортеллини с говядиной, восточный салат с говядиной, бобами и кукурузой, банку филе сардин в масле, банку плавленного козьего сыра.
Сухие печенюхи, которые разделены на соленые, сладкие и шоколадные:
Пакетик с чаем, кофе, какао, сахаром, солью и перцем:
Комплект для разогрева: Подставка под консерву, таблетки сухого горючего, коробок спичек, мусорный пакет, зубочистки, таблетки для обеззараживания воды.
На этом у меня всё. Надеюсь, инфа была познавательна и разбавила в вашей ленте всратую политоту и волны ответов на посты 🙂
О пользе вегетарианства для мясоеда
Так получилось, что, когда нам с мужем было лет по 19, мы решили в качестве эксперимента попробовать вместе отказаться от мяса (молодо-зелено, да и дурные были, чо уж). Отчасти это подкреплялось этическими соображениями, плюс интерес и, так сказать, проверка собственной силы духа.
Меня хватило ненадолго 😀 Примерно на год. Чувствовала я себя также, как и раньше, не похудела, не потолстела, но без мясных ингредиентов я перестала получать удовольствие от еды (а для меня это важно). А муж втянулся и травоедит вот уже 10 лет. Но речь не о том.
Мясная и растительная пища славян.
Любор Нидерле. Славянские древности.
Книга вторая. Жизнь древних славян.
Глава II. Жизнь славян.
Мясная и растительная пища славян.
Мясная пища славян.
Земли, в которых обитали славяне в X веке, с избытком обеспечивали им пищу, необходимую для существования и сохранения здоровья. Они не ощущали недостатка даже в изысканных блюдах.
Для мясного стола славяне находили в обширных лесах огромное количество разнообразных животных, прежде всего из семейства оленьих. Помимо этого, хозяйство славян в X веке уже настолько развилось, что они могли выращивать стада мелкого и крупного рогатого скота, главным же образом овец и свиней. Все эти давало им более чем достаточное количество мясной пищи, хотя скот из собственных стад они били лишь в исключительных случаях107.
Ян Пейскер, пытавшийся доказать, опираясь на относящееся к VI веку108 сообщение Псевдо-Цезаря, что славяне вплоть до X века были вегетарианцами, не имевшими скота, оказался на совершенно ложном пути. Во-первых, сообщение Псевдо-Цезаря Назианского по своему характеру совершенно недостоверно, и к тому же Пейскер перевёл его неправильно109. Во-вторых, наличие у славян скота и охота на лесных и степных животных, так же как и употребление славянами в пищу мяса животных, подтверждается большим количеством данных, которые я ещё изложу в соответствующем разделе главы VIII.
Имеется также несколько непосредственных сообщений о том, что славяне в X веке употребляли в пищу мясо, причем, вероятно, не только бояре или князья, но и простой народ110. Необходимо также признать, что славяне знали и употребляли в пищу и молоко (млеко) сладкое и кислое, свернувшееся, так называемый тварогъ и сыр (сыръ), о чем, независимо от их происхождения111, свидетельствует древний и общеславянский характер этих слов, а также несколько прямых, относящихся к Χ-ΧΙΙ векам известий о западных, северных и восточных славянских землях. По ним мы судим, что славяне выплачивали Германской империи дань сыром, что в России, где сыр являлся обычной пищей, его с соблюдением соответствующих обрядов приносили в жертву идолам и наряду с молоком ели на домашних празднествах. Так, Пржемысл, согласно древней традиции, также ел хлеб и сыр, когда послы Либуши звали его на чешский трон112.
На основании тех же источников можно видеть, что церковную десятину во многих случаях славяне выплачивали поросятами, курами, петухами и гусями, что снова свидетельствует о том, что славяне выращивали и употребляли в пищу домашнюю живность. Правда, Ибрагим ибн Якуб говорит, что славяне на Западе избегали есть кур, опасаясь могущих приключиться из-за них болезней, но он же указывает, что они ели говяжье мясо, гусей и тетеревов113 А русские церковные поучения упоминают об употреблении яиц, следы которых находят иногда и в могилах114.
Всё изложенное выше доказывается множеством свидетельств, относящихся к X и XI векам115.
Итак, если славяне в начале новой эры уже употребляли в пищу мясо, то несомненно, что не христианство принесло с собой его употребление116, так как мясо служило славянам пищей ещё до того, как они приняли новую веру. Весьма многочисленны также доказательства, которые представила археология, так как в могилах Χ-ΧΙΙ веков мы довольно часто находим остатки погребальных пиршеств, устраивавшихся на могиле, – кости различных домашних и диких животных, главным образом кости овец, свиней и в меньшем количестве кости рогатого скота, кур и петухов.
Кроме мяса животных и птиц, славяне употребляли в пищу рыбу, которой изобиловали славянские страны. Упоминания об употреблении в России рыбы и икры начиная с XI века довольно многочисленны117.
Растительная пища славян.
Хотя ни о каком вегетарианстве славян-язычников не может быть и речи, всё же главную их пищу составляли хлебные злаки, стручковые и овощи. Что выращивали славяне, мы подробнее рассмотрим дальше в главе VIII. Здесь же хочу ограничиться лишь перечислением вегетарианских блюд, известных славянам в конце языческого периода.
Хлебные злаки, из числа которых выращивались жито, или рожь (ръжь) (Secale), пшеница (Triticum), ячмень (jęcbmy) (Hordeum), овёс (овъс) (Avena) и больше всего просо (пшено)118 (Panicum miliaceum, P. italicum), славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зерён (крупа, сладь, пражьмо), либо в размолотом виде, в виде муки (брашьно), из которой на воде или на молоке варят кашу119, или, наконец, в виде хлеба, который выпекали на очаге, раскаленных камнях или в печи.
Как указывают некоторые русские поучения первого периода христианства120, из муки выпекали самые разнообразные изделия, носившие различные названия, но основными, самыми распространенными были калачи и пироги, приготовлявшиеся на меду из хорошей муки, а также простой пресный (не квашеный) или кислый хлеб.
Медовый калач размером в человеческий рост подносили в Арконе идолу бога Святовита; о калачах, которые выпекались в монастыре св. Георгия в Праге, упоминает Козьма Пражский под 1055 годом; в древнерусском «Житии св. Феодосия» также говорится о калачах, намазанных мёдом и посыпанных маком121. К калачам относятся и древние свадебные короваи, о которых мы выше уже упоминали.
Первоначально хлеб, вероятно, изготовлялся в виде пресных (не квашеных) лепёшек, которые пекли в пепле очага или на раскаленных камнях. Хотя это непосредственно и не засвидетельствовано источниками, однако на основании общего уровня славянской культуры можно не сомневаться, что славяне знали хлеб и выпекали его исстари. И если при этом термин, обозначавший в начале нашей эры хлеб, а именно общеславянское хлебъ, был не собственно славянского, а германского происхождения – от laib, готское hlaifs122, то это скорее является новым доказательством тесных связей с готами, из чего, однако, нельзя делать вывод, что славяне до общения с готами, в III и IV веках не знали хлеба. Я полагаю, что здесь мы снова сталкиваемся с фактом, когда славяне переняли от германцев новое название предмета, который был уже им знаком раньше. Такое заимствование могло иметь место скорее всего по той причине, что они видели в германском хлебе нечто отличное от их хлеба либо по форме, либо по способу изготовления; возможно, это был хлеб ржаной, квашеный и к тому же хорошо выпеченный в печи. Таким образом, это, по всей вероятности, лишь замена какого-то более древнего местного названия, подобная той, какую мы видим в заимствовании германских слов миска (misa), блюдо, хыжъ (хижина, шалаш), дъска, стрела, овощъ, для которых славяне, несомненно, имели свои собственные более древние названия.
Квас был известен славянам уже в конце языческого периода. Имеется сообщение, относящееся к концу X века, что в Белгороде женщины варили из овса и пшеницы «кисель»; в XI веке сообщалось, что в Киеве выпекали хлеб, замешанный на квасе, а в XII веке там же упоминается ржаной квас123.
Хлеб чаще всего выпекали из ржи или ячменя, а в тяжелые времена и из отрубей, мякины и лебеды (Atriplex). На Руси хлеб замешивали и пекли только девушки и женщины.
На санскрите: Пирагга-р — phiraGga-r- пирог; Роти — roTI — хлеб; roTikA — хлеб, пшеничные лепёшки. Древнеанглийское ‘hlæfdige’ образованного из двух слов: ХЛЕФ = hlǣf — «ХЛЕБ» (предок современного английского ‘Loaf’- буханка) и элемента * dig— (‘dough’ — тесто) означающее «knead» — ‘месить’. Ла+ВЕДЕ — lavede (‘Loaf’+vede = «ведающая хлебом»). В староанглийском: hlafæta = ХЛАФ+ЕТА = «хлебоед», «служанка по дому»
Также древними являются и другие славянские названия овощей: дыня (Cucumis), тыква (Lagenaria), репа и капуста (Brassika) и бршъчь (Heracleum sphondylium), из которого приготавливали суп, известный под названием русского борща124, слово из ведического санскрита: Бршти — bhṛśti — борщ.
Плоды славяне долгое время употребляли в пищу только не культивированные (виды Pirns, Prunus и Тгара), так как различные сорта деревьев они стали выращивать лишь под римским и германским влиянием125. От германцев к славянам перешло и коллективное название для культивированных фруктов – овощ (от старославянского овотье (ovotje).
Некоторые виды фруктов имеют древние местные индоевропейские названия: аблъко (Pirns), слива (Prunus), груша (Pirns communis), так же как черешня и вишня (чершьня, вишьня – Prunus avium, Pr. cerasus), орех (Juglans) и персик (перскъ), вероятно, в древности были перенесены из Азии иранцами, греками и римлянами. Как свидетельствует Ибн Якуб, в X веке у славян уже было много фруктовых деревьев, а Эббон упоминает о священном ореховом дереве у языческого святилища в Щетине126.
Питались ли славяне, подобно германцам, также и жареными желудями, точно не засвидетельствовано, но это весьма вероятно. В.В. Хвойко нашёл их на Пастерском городище у Чигирина на Киевщине.
Приготовление пищи у простого крестьянина, разумеется, не было сложным. Однако бояре и князья по примеру западных и южных дворов, несомненно, заводили себе поваров, готовивших им более искусную пищу и большое количество блюд127.
Приправы, придающие пище более приятный вкус, знал исстари и простой народ. Это была прежде всего соль, служившая тогда в славянских землях предметом оживленной торговли (см. о ней в главе IX)128.
Масло, сбитое из молока, а также растительное масло из мака и льняных семян. Но оливковое масло, уксус и различные пряности славяне узнали позднее, в течение I тысячелетия н. э., главным образом благодаря торговле с Италией и Византией. Если византийский военачальник Приск наряду с различными дарами посылал задунайским аварам и пряности (чёрный перец, индийские листья, корицу и другие пряности), то можно с наибольшей вероятностью допустить, что такие же пряности получали и славянские князья129.
При еде славяне пользовались ложками и ножами, что доказывается рядом находок в славянских могилах. Находки ложек (лъжица) в могилах редки, так как они чаще всего были глиняными или деревянными, но зато имеется много находок всевозможных форм ножей. Довольно часто встречаются ножи в форме наших современных перочинных ножей130.
Некоторые находки в славянских могилах, а также сообщение в Киевской летописи под 996 годом свидетельствуют, что в X веке при княжеским дворе пользовались и металлическими ложками. Дружина князя Владимира была недовольна деревянными ложками, и тогда князь велел отковать серебряные ложки, сказав при этом: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото»131.
Ели обычно сидя на земле вокруг больших мисок или сидя вокруг низких столов, на каких и теперь едят на Балканах, например в Македонии. На праздничных пиршествах, особенно княжеских пирах (пиръ от пити), приготовление блюд и сервировка стола были более богатыми, и сидели на таких пирах за столами на скамьях или креслах. У поморян в каждом доме для гостей был приготовлен стол, покрытый белой скатертью132.
Вместе с князем за стол садилась и его дружина, а у русского князя, по свидетельству Ибн Фадлана, и сорок девушек – любовниц133. Интересно также сообщение о том, что позднее, когда часть князей приняла христианство, на пиру у такого князя бояре и князья, оставшиеся ещё язычниками, не имели права сидеть с ним за одним столом и должны были усаживаться на земле перед дверями, как говорит древний летописец, «согласно языческому обычаю»134.
О том, что пили славяне, древние известия говорят сравнительно более подробно, чем о том, что они ели. Все известия сходятся на том, что основным напитком славян был сваренный на воде и перебродивший мёд – по-славянски мёдь, позднее называвшийся также медовина. Уже в 448 году славяне, жившие в Венгрии, когда через их села проезжало посольство Феодосия II с ритором Приском, угощали императорских послов медом (греч. μέδος)135. Что мёд является основным напитком у славян, подтверждали позднее Масуди, Ибн Русте, Персидский географ и Гардизи, который сообщал также, что каждый хозяин у славян имел у себя в запасе по 100 деревянных посудин мёдовухи136.
Слово мёд пришло из санскрита: Мадху — Madhu — мёд. Мадавия — Madhaviya — медовый. Матху — mathu — питье, смешанное с мёдом, соком — Сома. Небесная сома именуется – madhu soma — медовая сома; somyam madhu — сома медовая. Другой синоним мёда — божественный напиток сома или vena — вино (Родственные слова в рус. яз.: мёд, сок, вино)
Из древних русских источников мы знаем, что мёд пили на тризнах, что мёд был жертвенным напитком языческих демонов, а князь Владимир не только имел бочки с мёдом в княжеских погребах в Белгороде и Киеве, но даже, счастливо избегнув ловушки, подстроенной ему печенегами в 996 году, наварил в ознаменование этого события 300 провар мёда для угощения приглашенных им гостей137. О западных славянах в жизнеописании епископа Оттона Герборд сообщает: «vinum autem пес habent, sed melleis poculis et cerevisia curatissime confecta vina superant falernica»138.
Как и в соседних Литве и Германии, так и у славян появление медового напитка при наличии большого количества лесов, полных пчёл и бортий, было вполне естественным139. Мёд и воск издавна были также одним из главных предметов экспорта из Прикарпатских земель140, и поэтому не удивительно, что мы встречаем мёд среди продуктов. Славяне покоренные немецким властителям должны были им выплачивать дань мёдом. Это подтверждается и грамотами X века141. Мёд варили на воде, а потом в течение примерно 14 дней мёд бродил. Напиток этот долго не сохранялся, и пить его нужно было вскоре после его приготовления.
Наряду с мёдом с X века упоминается также и пиво, напиток, приготавливавшийся из ячменя или овса.
Пиво упоминается в грамоте Оттона от 949 года среди предметов, входящих в дань, собиравшуюся со славян (tres medones, duasque cerevisias), и в современной славянской легенде о св. Вацлаве, когда Болеслав предлагает брату «пиво»142. Возможно, к этому напитку относится название олъ, оловина, которое либо было перенято из немецкого языка, либо являлось древним индоевропейским наименованием143.
Бесспорно славянским является название квасъ, известное на Руси уже во времена Владимира144. Изготовляется он в России из различной муки или печёного хлеба и солода. Употребление хмеля при варке пива засвидетельствовано у славян, сначала у чехов, а с XI века и на Руси145. Древнеславянское слово хмель считается заимствованным от финнов или тюрко-татар146. В отличие от него термин сладъ (солод) является древнеславянским.
Слово квас пришло из санскрита: Кватха (кваца) — kvatha — квас (ферментированный низко алкогольный напиток).
Приготовление кумыса из кобыльего молока и употребление его в качестве напитка у славян не засвидетельствовано; о нём упоминает только Ибн Русте, когда пишет о правителях одного славянского племени на Руси147. Вино было завезено к славянам скорее всего из Италии, через Дунай, при посредстве германцев, так как общеславянский термин вино – латинского происхождения, а торговля вином упоминается в Германии с I в. до н. э.148
Слово Вино происходит из санскрита: Вена — vena — вино (родственное слав.- вино, лат.- vinum, готск.- vein, перс. win — чёрный виноград); вино — синоним священного напитка богов СОМА – soma, haoma, дающего бессмертие — амрита — «не умирание» богам — Amrita — «бессмертный». Небесная сома именуется – madhu soma (медовая); somyam madhu — сома медовая
Славяне познакомились с вином и пили его уже в первой половине I тысячелетия н. э., однако изготовление вина в западных и восточных славянских землях засвидетельствовано лишь в XI и XII веках, когда в чешских (с 1057 года) и польских (с XII века) грамотах упоминается впервые Vineal и Vini-tores. Только на юг от Дуная, что вполне естественно, нам известны у славян виноградники, возделывавшиеся еще до IX века149.
Пили славяне, как и другие окружающие их народы – скифы, кельты, пруссы и германцы, – много, особенно на праздничных пирах, древнее славянское название которых пиръ происходит от слова пити. Особенно большими были погребальные пиршества — тризны (см. о них следующую главу), на которых славяне пили уже сверх всякой меры150.
Уже Ибн Фадлан упоминает, что русы пьют днём и ночью, а иногда даже умирают с кубком в руках, а князь Владимир подтверждает то же в следующих словах: «Руси есть веселие пити, не можем без этого быти»151.
О том, как пили славяне, и о характере славянских пиршеств мы знаем мало, меньше, чем традиции сохранили нам о пирах германских. Известно лишь, что когда славяне пили вино, то при этом пели, стараясь друг друга перещеголять – «кто устроит лучший пир»152, и что кубки или рога (турьи, бычьи) переходили из рук в руки до тех пор, пока гости в состоянии были пить. У полабских славян гости при этом что-то выкрикивали и произносили какие-то заклинания, обращенные как к доброму, так и к злому богам153. Ряд подобных упоминаний о «наполнении бесовской чаши» во время языческих празднеств встречается и в русских церковных поучениях154, и если, согласно древней легенде X века, св. Вацлав поднял на пиру чашу в честь св. Михаила155, то это не что иное, как отголосок древних здравиц в честь языческих демонов, место которых занял теперь архангел. То же самое представляет собой и пение тропарей в древней Руси, а также опустошение чаши после каждого гимна156.
Участие в пирах было правом не только мужчин, но и женщин, а о том, что женщины также умели пить, свидетельствует известие об одной славянской княгине в северной Венгрии, которая ездила, как воин, и пила без меры157. Неудивительно, что голоса первых христианских священников подымались против славянского пьянства. От безмерного пьянства предостерегает князь Владимир Мономах, а благословенный Федосий Печерский в своём Поучении к народу восклицает: «Горе пребывающим в пьянстве!»158
———————————————- ***
107. См. у Длугоша, который в начале своей хроники перечислял богатства польских земель.
108. Pseudocaes., Dialogi, 110 (Mignę, Patr. Gr. XXXVIII, 986). «Źiv. st. Slov.», I, 165.
109. См. «Źiv. st. Slov.», I, 166. 110. Там же, 169.
111. Точка зрения Я. Пейскера, разумеется, совершенно иная. По его мнению, славяне для своих нужд скот не выращивали и лишь видели его у своих германских и тюрко-татарских господ, у них же, разумеется, они видели и основанное на разведении скота молочное хозяйство. По его мнению, древнеславянское млеко (от melko) было перенято от германского melca.
На санскрите: Амельг — hamelǵ — молоко (др. рус. млеко). Мельга — «молочная» река в бассейне Белого моря, протекает в России, в Мурманской области.
А слово тварогъ было заимствовано опять таки из какого то тюрко-татарского языка (ср. джагатайское turak, тюркское torak). Однако такое толкование как по существу, так и с лингвистической точки зрения неправильно. По существу, оно неправильно потому, что в обоих случаях на основании заимствований из чужого языка, нельзя делать вывод, к которому пришел Пейскер; с лингвистической же точки зрения оно ошибочно потому, что факт заимствования обоих слов серьезно опровергается некоторыми исследователями (Ягич, Янко, Бернекер, отчасти и Брюкнер). Млеко – это древнее индоевропейское слово, которое славяне сохранили с древнейшей эпохи индоевропейского единства, а слово тварогъ Янко истолковывает как собственно славянское, образованное от слова творити, то есть мять свернувшееся молоко. Такое же толкование представил ещё до него Г. Гей (см. также С. Младенов, Revue des Etudes slaves, IV, 1924, с. 195). Свою точку зрения Я. Пейскер изложил в следующих работах: Die alteren Beziehungen der Slaven zu Turkotataren und Germanen, (Berlin, 1905,); The expansion of Slaves (The Cambridge Medieval History, II, 1913). Сделанный мною подробный критический разбор комментария Пейскера можно найти в «Ziv. st. Slov.», I, 167, III, 135, 146 и в моей статье в «Revue des Etudes slaves», II, 1922, с. 19.
112. Kosmas, 1.6. В том же источнике мы можем прочесть, что в Чехии ели сыр, прибавляя к нему небольшое количество тмина и лука (II.27).
113. Ibrahim (ed. Westberg), 59.
114. «Źiv. st. Slov.», I, 173 и W. Klinger, Jajko w zabobonie łudowym, Rozprawy akad. Krak., XLV, 1910.
115. «Źiv. st. Slov.», I, 168, 170, 382; III, 136–161. Эти доказательства можно дополнить Бревновской грамотой от 993 года (выплата дани сыром) (Friedrich, Codex Bohem., 1.349) и грамотой Оттона I от 949 года, по которой славяне в Браниборе (Бранденбург) облагались данью поросятами, гусями и курами. В свою очередь, грамоты князя Генриха I (от XII века) также требуют цыплят от мекленбургских славян (Meckl. Urkundenbuch, 1.56, 84, 110, Codex Pomer., 1.20). то же требовалось и от франкских славян (Kętrzyński, О Słowianach, 37 si.).
116. Оно скорее запрещало им употреблять его. См. Ebbo, 1.12; Thietmar, IX (VIII), 2; письмо папы Захария, Mon. Germ. Epist., III, 370. Обе церкви запрещали также употребление крови.
117. «Źiv. st. Slov.», I, 175.
118. См. свидетельства в «Źiv. st. Slov.», I, 178–181. Ибн Русте пишет в X веке о славянах следующее: «Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: „Господи, ты, который до сих пор снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии“» (А.Я. Гаркави, указ. соч., 265). О том, что больше всего сеялось просо, свидетельствует ряд известий. Просо наряду с рожью, пшеницей, ячменем и овсом засвидетельствовано также археологическими находками.
119. Каша – древнее общеславянское слово. В XI в. на Руси появляется обрядовая каша, заимствованная вместе с её названием из греческого (?) ритуала (коливо, кутья). См. «Ziv. st. Slov.», I,182. Обе употреблялись, главным образом, на празднествах в честь умерших.
120. Mansikka, Religion der Ostslaven, 1.184.
121. Saxo Gram. (ed. Holder), 566; Kosmas, II.14; «Житие св. Феодосия» (изд. Филарета), 134.
122. Такова за небольшими исключениями (Козловский, Педерсен, Младенов) обычная точка зрения лингвистов. «Źiv. st. Slov.», I, 184.
123. Лаврентьевская летопись, 125 (ПВЛ, 1.87). «Житие св. Феодосия» (изд. Филарета), 150; Вопросы Кирика, Саввы и Ильи с ответами Нифонта, епископа новгородского и других иерархических лиц (1130–1156 гг.) Русская Историческая библиотека, VI.32. Другие данные см. в «Źiv. st. Slov.», I, 185.
124. «Źiv. st. Slov.», I, 187–189, 382. В «Заповеди св. отец» в качестве обычной пищи русских монахов XI века перечисляются: молоко, сыр, яйца, рыба, сочиво, горох с оливковым и маковым маслом и мясо к обеду или ужину (Е.Е. Голубинский, История русской церкви, I, II изд., 531, 532, 546). Сочиво в древней Руси являлось также собирательным названием всех стручковых. Польские отшельники питались овощами и только изредка хлебом. Рыбы и мяса они вообще не ели, а стручковые или пшено – только по праздникам (Kosmas, II.26 под 1004 годом).
125. Выращивание плодовых деревьев проникло в Германию также из Италии в период Римской империи. В капитулярии «De villis» Карла Великого от 812 года на плане монастыря св. Гавала от 820 года мы уже видели в садах все виды плодовых деревьев.
126. Ibrahim (ed. Westberg), 59; Ebbo, Vitta Ottonis, 111.18. Ср. также название речки – Орехова, в грамоте от 1181 года (Codex dipl. Saxon., 1.1.342).
127. Прибислав, князь вагров, в 1156 году устроил в честь епископа Гарольда пир, на котором подавалось 20 блюд (Helmold, 1.82).
128. «Ziv. st. Slov.», I, 198–200. Соль была известна с древнейших времён всем индоевропейцам.
Об этом свидетельствует и то, что соль является термином общим не только для славян, но и для всех индоевропейских народов: древнерусск. – sal, греч. – άλς, лат. – sal, иран. – salami, кимр. – halan, гот. – salt, арм. – at, славянск. – соль. 129 Theoph. (ed. Boor), 278, Anastasius (ed. Boor), 171. Такие же подарки раздавал в 448 году варварским князьям в Венгрии и посланник Приска (Priskos, Pan., 8).
130. О находках ножей и ложек и их формах см. более подробно «Źiv. st. Slov.», I, 201, таб. VII.
131. Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I, с. 86).
133. А.Я. Гаркави, указ. соч., 101.
134. Легенда Христиана (о св. Вацлаве), ed. Pekai, 135, 171; Anon, de conv. Bagoariorum et Carantanorum, 7.
135. Название другого упомянутого там напитка, изготовлявшегося из ячменя (κάμος), появляется у балканских славян с X века (komina), однако славянское происхождение его весьма сомнительно.
136. Masudi (Ibrahim, ed. Westberg, 60); Ибн Русте (Гаркави, указ. соч., 265); Персидский географ (4 ed. Туманского, 135); Kardizi (ed. Bartold, 123).
137. Лаврентьевская летопись, с. 56, 122, 123, 125. Русская Историческая библиотека, VI, 31, 32, 41, 50 и т. д., «Ziv. st. Slov.», I, 209.
139. О пчеловодстве у славян см. далее, в гл. VIII.
141. См. грамоты Оттона I от 949 года (Cod. Pomer., 1.20).
142. Pastrnek, VSstnik Kral. spoi. nauk., 1903, 65.
143. Другое древнее название брага – braha скорее всего было заимствовано из кельтского языка («Źiv. st. Slov.», I, 211). Окоттё, см. выше, прим. 135.
144. Лаврентьевская летопись под 996 годом, а позднее и более частые упоминания (ПВЛ, I, 86).
145. В грамотах Опатовицкого и Вышеградского монастырей, датированных около 1073, 1088 годов; Лаврентьевская летопись, с. 82 (под 985 годом – хмель) и у Барбата (Rad., LXIII, 118).
146. «Źiv. st. Slov.», I, 212.
147. А.Я. Гаркави, указ. соч., 266. См. Revue des Etudes slaves, II.32.
148. Gac., Germ., 23; Caes., De bel. Gal., 11.15; IV.2.
149. Подробные подтверждения см. в «Ziv. st. Slov.», I, 214–215. Впрочем, Козьма (1,5) говорил о виноградниках в Чехии со времени Пржемысла и, таким образом, считал их весьма древними. См. об этом дальше, гл. VIII.
150. Подтверждения см. в «Źiv. st. Slov.», I, 216.
151. А.Я. Гаркави, указ. соч., 96. Лаврентьевская летопись (ПВЛ, 1.60).
152. Канонические ответы митрополита Иоанна II (1080–1089). Русская Историческая библиотека, VI.16.
153. Helmold, 1.52; см.главу VI.
154. «Źiv. st. Slov.», I, 218.
155. Legenda Kristianova (ed. Pekai), 155, 184.