чем писали в 1900 году

Истории создания письменных принадлежностей

В 1883 году Lewis Edson Waterman преобразил историю письма. Более века Waterman играет ключевую роль в развитии отрасли современных пишущих принадлежностей. Являясь результатом долгого технического и творческого поиска, каждая новая модель отвечает самым высоким стандартам письменных принадлежностей. Техническое совершенство целого спектра Waterman дает полную свободу выбрать ту модель, которая соответствует стилю и личности. Ручки Waterman полностью гарантированы от механических повреждений из-за некачественных материалов или плохой сборки. Они будут исправлены, заменены или обменяны на новые бесплатно, при обращении в любой из филиалов компании Waterman.
Идея надежной и безопасной перьевой ручки пришла в голову американскому страховому агенту Льюису Эдсону Ватерману, когда его контракт испортило протекшее перо. Это изобретение произвело революцию в истории канцелярских принадлежностей. Ватерман изучил причины неравномерности поступления воздуха и тока чернил и нашел решение, использовав принцип капиллярности: дополнительные прорези в баллоне для чернил позволили воздуху заменять собой чернила по мере их расходования. Результатом стала равномерная, постоянная подача чернил. В 1884 году Ватерман получил патент на свое изобретение и открыл мастерскую по производству безопасных ручек. Первую ручку, сделанную там, он назвал The Regular («Стабильная»). Дела пошли так хорошо, что спустя год бывший страховой агент уже открыл фабрику!
В 1889 году на фабрике Ватермана была выпущена первая ручка с увеличенным пером из 14-каратного золота и новым резервуаром, собиравшим лишние чернила.
В 1900 году на Всемирной Выставке успех «гения пера» был отмечен Первым призом. Именно на заводе Ватермана начался выпуск ручек, колпачок которых был оснащен зажимом, а также безопасных ручек. Такое название они получили благодаря тому, что их можно плотно закрыть и избежать протекания. Убирающееся перо при закручивании его внутрь корпуса не позволяло чернилам вытечь наружу.
И именно ручка WATERMAN сыграла главную роль в окончании Первой мировой войны: в 1919 году премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж подписал золотой ручкой WATERMAN Версальский мирный договор.

В 1940-е годы братья Джозеф (Ласло) и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, каком мы знаем её сейчас.
В 1943 г. Были изготовлены первые коммерческие образцы.
Во время Второй Мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.
В начале технология производства стержней была дорогой. Шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Технология развивалась в сторону более тонких шариков и удешевления стержней.
Правда, потребовалось некоторое время, чтобы оценить свойства, заложенные в этом устройстве. Надо было расстаться с многолетней привычкой статического сжатия, почувствовать: нет сжатия – нет боли. Удерживая Ring-Pen, рука легко и свободно «бежит» по бумаге, не развивая синдром канала запястья, нет мозоли на среднем пальце.
Многие компании работают над развитием своих идей и борются за право «задавать моду» в 21-м веке.
Возможно, в «историческом» списке появится что-то новое. Может вскоре, а может только через века, о чем свидетельствует история. Однако эта самая ручка, какая бы она ни была, простая или сверхзолотая, и является настящим символом памяти для последующих поколений. Ею мы пишем нашу историю, ею оставляем наставления и назидания…

Источник

Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

чем писали в 1900 году. Смотреть фото чем писали в 1900 году. Смотреть картинку чем писали в 1900 году. Картинка про чем писали в 1900 году. Фото чем писали в 1900 году

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.

чем писали в 1900 году. Смотреть фото чем писали в 1900 году. Смотреть картинку чем писали в 1900 году. Картинка про чем писали в 1900 году. Фото чем писали в 1900 году

Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.

чем писали в 1900 году. Смотреть фото чем писали в 1900 году. Смотреть картинку чем писали в 1900 году. Картинка про чем писали в 1900 году. Фото чем писали в 1900 году

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

чем писали в 1900 году. Смотреть фото чем писали в 1900 году. Смотреть картинку чем писали в 1900 году. Картинка про чем писали в 1900 году. Фото чем писали в 1900 году

Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.

чем писали в 1900 году. Смотреть фото чем писали в 1900 году. Смотреть картинку чем писали в 1900 году. Картинка про чем писали в 1900 году. Фото чем писали в 1900 году

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.

чем писали в 1900 году. Смотреть фото чем писали в 1900 году. Смотреть картинку чем писали в 1900 году. Картинка про чем писали в 1900 году. Фото чем писали в 1900 году

Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Часть I. Тетради и канцелярская розница до революции: история, фотографии, образцы, термины, характеристики и версии.

Обновлено 24.11.19

Массовое распространение в школах Российской Империи тетрадь получила в середине, а возможно, даже ближе к 70-м годам XIX века, благодаря сочетанию трёх тесно связанных между собой факторов: 1) промышленная революция в производстве бумаги – бумажные фабрики в середине XIX века стали использовать паровой двигатель при производстве бумаги, что привело к значительному удешевлению её себестоимости; 2) переход от ремесленного способа печати и переплёта к промышленному, в том числе, вследствие оснащения типографий электрическим оборудованием; 3) реформы в образовании во второй половине XIX века и стремительный рост его доступности во всех слоях русского общества, не в последнюю очередь с помощью организованных губернскими земствами с 70-х годов многочисленных «книжных складов».

На обложках некоторых тетрадей, видимо, произведённых в самом начале периода технического перевооружения, даже специально указывали, что они произведены именно в «электрической типографии»:По мнению авторов такого объявления, это должно было придавать предприятию значимости, а значит, и статусности изделиям, им произведённым.

Как выглядели тетради до революции? Оказывается, внешний вид тетради напрямую зависил не только от уровня развития печатного и писчебумажного оборудования или от направлений, популярных в промышленном дизайне в тот или иной временной период, но и от системы торговли канцелярскими товарами, существовавшей в нашей стране в разные периоды её истории. Поэтому, прежде всего, нужно понять, а как вообще осуществлялась торговля канцелярскими товарами в рассматриваемое нами время.

О дореволюционной канцелярский рознице.

Розничные точки, торгующие канцелярскими товарами, например, в середине XIX века именовались лавками, а сами товары – писчебумажными. Ниже – реклама такой лавки в «Верхних торговых рядах» в Москве, находившихся на месте нынешнего ГУМа и просуществовавших до конца 1880-х годов. Эта рекламная визитка датируется 1850-ми годами.

Позднее места продаж канцелярских товаров стали называться писчебумажными магазинами. Наименование «писчебумажный» в торговле сохранялось весь дореволюционный период, в годы НЭПа и, по всей вероятности, окончательно исчезло из розницы только к середине 30-х годов ХХ в. после выхода постановления партии и правительства «О Школьных письменных принадлежностях», опубликованного в газете «Правда» 15 сентября 1935 г.

В рекламных текстах и на вывесках обычно дописывали перечень товаров, которые помимо основной продукции также присутствовали в ассортименте. Термин «канцелярские», тоже часто, но не всегда употреблялся в тексте вывесок и в рекламе, но основой таких магазинов считались всё же «писчебумажные» товары:Само слово «писчебумажный» писалось, как слитно, так и раздельно, а также через дефис. В дореволюционный период, как и сегодня, существовало терминологическое разнообразие. К канцелярским товарам (принадлежностям) могли относить и всю писчебумажную продукцию, включая тетради, не выделяя её отдельно, но могли отдельно указывать, что в продаже имеется писчая и почтовая бумага, а также тетради.

На прилавке каждого уважающего себя писчебумажного магазина обязаны были присутствовать конторские книги. Более того, некоторые, и весьма крупные, типографии или их подразделения так и именовали себя – «фабрика конторских книг», хотя производили широкий ассортимент продукции из бумаги, например, фабрика Отто Кирхнера в Санкт-Петербурге, ставшая после национализации в 1918 г. «фабрикой Светоч». Конторские книги являлись основой ассортимента магазинов, обслуживавших «конторы» (офисы в современном понимании этого термина) и зачастую выносились в центр рекламного пространства на фасадах магазинов.Кроме того, до революции, как и сегодня, «конторские» товары соседствовали со школьными и художественными в одном магазине, что хорошо видно на примере магазина Ивана Васильевича Жукова на Никольской улице в Москве (верхнее левое фото). На его вывеске присутствуют конторские книги, рисовальная бумага и ватман. Кстати, если судить по месторасположению, то это был чуть ли не главный канцелярский магазин империи. Присмотритесь внимательно к фотографии – перед магазином брусчатка Красной площади. Если представить, что мы стоим на месте съёмки в наше время, то сзади нас кремлёвская стена, слева исторический музей, а справа Покровский Собор. Никольская улица идёт прямо от нас, а на месте этого магазина теперь ГУМ.

«Конторские товары» иногда именовались «кабинетными вещами». Этот термин можно увидеть в Прейскуранте всё того же Простакова. В современной терминологии всё это – офисные товары. В этом смысле к «конторским товарам» относилась также писчая и почтовая бумага, хотя в рекламе её часто выносили отдельно, ввиду её особого значения для бесперебойной работы контор (по аналогии с современной форматной бумагой), в том числе, и в рекламе писчебумажных магазинов на тетрадях. Но одновременно бумага являлась и писчебумажной продукцией.

Исходя из того, что наши предки и предшественники путались в терминологии не меньше, чем наши современники, то и мы в рамках этого материала можем позволить себе вольное употребление слов «канцелярский» и «писчебумажный» по отношению к дореволюционной рознице, в зависимости от контекста.

Писчебумажные и канцелярские товары продавались также в различных «торговых домах», то есть в магазинах, торгующих смешанным ассортиментом. Существовали «отделения канцелярских принадлежностей» во вновь открываемых «универсальных магазинах», например, в «Мюр и Мерилиз», в том самом магазине на Петровке, который в 20-е годы был переименован в «Мосторг», а затем в «ЦУМ». В том, про который бабушки даже в 40-х и 50-х говорили: «пойдём к Мюру». Упомянув «Мюр и Мерилиз», не могу тут не разместить страницу из их прейс-куранта.

Примечательно, что выжигательные аппараты и в то время продавались в канцелярских отделах:.

Все опубликованные мной выше фотографии, взяты с «открытых писем» (открыток), которые также были частью ассортимента писчебумажных магазинов, владельцы которых зачастую являлись одновременно и издателями, а в качестве городских видовых изображений нередко использовали фото собственных магазинов, особенно, если те располагались на центральных улицах.

Основной объём тетрадей выпускался писчебумажными (канцелярскими) магазинами, книжными магазинами с большой долей продаж писчебумажной продукции, «складами бумаги» (это предположительно были розничные или полурозничные точки по продаже писчебумажной продукции), а также канцелярскими отделениями (отделами) универсальных магазинов и различными «Торговыми Домами», в которых существовали писчебумажные (канцелярские) отделы. Всех их объединяет принадлежность к канцелярской рознице. Внешне такие тетради, как правило (хотя, были и исключения), представляли собой пустую «болванку» из плотной (от 80-120 гр/кв.м.) крашенной в массе бумаги, с наклеенной на переднюю обложку бумажной рамкой для подписи. Кроме рамки ни спереди, ни сзади, ни изнутри на них ничего не наклеивали и не печатали. На рамках, размеры которых колебались от 9х5 см. до 14х8,5 см. при размерах самой тетради от 170 до 178 мм. по короткой стороне и от 217 до 225 мм. по длинной, обязательно присутствовал рисунок разной художественной ценности (либо просто орнамент), название магазина (часто с рекламными надписями), а также «№» и линовка для подписи. Кстати, что именно нумеровалось, точно неизвестно. Например, что может означать рукописная цифра 361 после «№», как в одной из тетрадей ниже? Номер гимназии? Но в другой тетради №26 (26 – отпечатано типографским способом) – это совершенно точно номер дизайна, так как на №18 этого же производителя, действительно, другой дизайн. Словом, это одна из загадок таких тетрадей. Рамки для удешевления печатались, как правило, в одну или две краски литографским способом, иногда на них мелким шрифтом печатали название типографии (литографии):

Предполагаю, что сами пустые «болванки» (то есть тетради без наклеенных на них рамок) печатали где-то централизованно, затем их закупали местные типографии, под заказ печатавшие рамки для различных магазинов, а потом приклеивавшие рамки к «болванкам». Альтернативная версия – «болванки» закупали розничные магазины, размещавшие заказ на рамки в местной типографии и приклеивавшие одну к другой уже у себя. Тем более, что часть магазинов владела собственными, насколько я понимаю, небольшими типо-литографиями. Но были и тетради с безымянными рамками (без упоминания какого-либо магазина), что говорит в пользу первой версии.

Возможно обе версии являются верными, а, значит, оба способа производства существовали параллельно.До начала ХХ в., вероятнее всего, выпуск тетрадей для учёбы (ученических и общих) либо никак не регламентировался на государственном уровне, либо критерии были необязательными, размытыми и немногочисленными. Во всяком случае, пока не удалось найти какие-либо указания на них. Но в начале ХХ в., например, в журнале Писчебумажное дело велись дискуссии на данную тему, публиковался циркуляр австрийского министра народного просвещения по нормативам производства тетрадей в Австро-Венгрии. Возможно, были и другие публикации, посвящённые нормативам в отечественном производстве, но нам пока они не известны.

Любопытно, что типографии, «персонализировавшие» тетради писчебумажным магазинам, и сами охотно торговали тетрадями с рамками для подписи, напечатанными на собственном производстве. Примерно так сейчас происходит с датированной продукцией (в частности, с ежедневниками). В этом отношении в современной бумажно-беловой отрасли мало что поменялось, разве что рамки на пустые болванки уже никто не наклеивает.

Углы у тетрадей не были скруглены, а вот рамки иногда скругляли и почему-то только петербуржские магазины. Впрочем, Питер всегда отличался более изысканными изделиями и дизайнами. Обратите внимание – на правой тетради знак «Поставщик двора его императорского величества».
Подавляющее большинство магазинов называлось по фамилии владельца, что обязательно отражалось в рамке для подписи на тетрадях, хотя были исключения – например, магазин «Труд» в Царицыне» или «Экономия» в г. Карачев Орловской губернии (его фото с открытого письма см. выше) или вот такой магазин «Просвещение» в Харькове:

Возможно, таких было много, но судя по всему, «именных», всё-таки, подавляющее большинство. Имя и его история ценились чрезвычайно высоко. Приглядитесь, хотя бы к фотографии уже не раз упомянутого нами магазина Жукова на углу Никольской и Красной площади (фото см. выше) – там под вывеской «Ивана Васильевича Жукова» написано: «Бывший Глазунова». Мы не знаем, родственники ли они, но всё это несомненно указывает на преемственность истории магазина и имени. Более того, эту историю отображали и на тетрадях. В тетради наследницы того же Жукова – Евгении Ивановны Гиппиус так и написано: «Н-ца И.В. Жукова», а в тетради наследницы некоего купца Васильева написано: «Писчебумажный склад В-вы И.И. Васильева». Интересно, что не указано имя вдовы.

Не удержался, чтобы не дать (два изображения выше) крупным планом элемент дизайна и торговый знак тетради этой самой вдовы И.И. Васильева. Чисто московская купеческая фантазия.

Ну и раз уж зашла речь о необычных дизайнах, то в связи с этой темой также не могу не привести в качестве примера ещё одну московскую тетрадь – «Торговый Дом Ростовцев и К»:Сложно понять причины, по которым тут изображены верблюды, а у вдовы Васильева – корабли, видимо, это было делом купеческого вкуса. По поводу геральдики московских торговых знаков версий также может быть достаточно.

Теперь об исключениях. Первое и не до конца понятное – зачем крупнейший книгоиздатель Российской Империи Иван Дмитриевич Сытин производил фактически безымянные тетради (и с наклеенной на «болванку» рамкой, и полностью запечатывая обложку), указывая в лишь мелким шрифтом снизу свои выходные данные (в обоих вариантах)? Почему он, имея широкую и разветвлённую сеть книжных магазинов, не давал их рекламу крупным шрифтом в центре или вверху рамки, как все остальные, но не столь успешные предприниматели? У меня объяснение одно – таким образом, он не отсекал оптовых покупателей. Но возможно, найдётся и другое объяснение данному факту.

Вариантов, объясняющих этот случай, всего три:

3) Автор дизайна, то есть, сам художник продал права на свой дизайн обоим.

А, может, тогда, как и сегодня, существовал некий банк изображений?

Ещё об одном, но скорее даже правиле, а не исключении. До революции практивовались два способа изготовления тетрадей. Часть магазинов выпускала «персонализированные» тетради не с наклеенной на «болванку» рамкой для подписи, а с печатью по обложке (спереди и сзади), а некоторые и по форзацу. Вероятно у этих магазинов был большой оборот, а возможно, они представляли собой розничную сеть, так как такой способ производства предполагает большие тиражи. В дореволюционных тетрадях ни тираж, ни цена, к сожалению, не указывались. Кстати, почему тот же Сытин наряду с полноценной запечатанной обложкой производил тетради и с рамкой, приклеенной к пустой «болванке», также непонятно. Ведь к 1917 году Иван Дмитриевич имел четыре магазина в Москве, два — в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове на Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). К тому же, торговал ещё и оптом. А значит, тиражи должны были быть не маленькие, да и производственные мощности его «книжной империи» позволяли.

Ниже – фото других подобных тетрадей с печатью по обложке, но уже с информационной, если так можно выразиться, нагрузкой, выпущенных уже канцелярскими магазинами. У одной запечатаны первая и задняя обложка, а также форзацы. На форзацах присутствует справочная информация, кроме того, тетрадь «датированная» (в современной терминологии), то есть, с календарём. У другой запечатана только обложка.

В последнюю группу по нашей классификации издателей тетрадей входили «Губернские Земства» или «книжные склады Губернских Земств» и городские общины.

В дореволюционной России, задолго до советской программы ликвидации безграмотности, Губернское Земство активно поддерживало развитие «народного образования». В частности, земства субсидировали часть расходов на обучение детей. Для этой цели создавались «книжные склады» при земствах, основной задачей которых было снабжение учебных заведений и вообще населения необходимой учебной литературой и книгами для чтения. Но эти же «книжные склады» распространяли и школьно-письменные принадлежности. В отраслевом музее выложено несколько тетрадей, изданных различными земствами, но выпускались, например, и земские карандаши. с обязательным упоминанием земства на одной из граней карандаша, как на карандаше по ссылке или на лицевой стороне тетрадей:

Так как «книжный склад Курского Губернского Земства» функционировал с 1874 по 1880 г.г., то можно предположить, что данная тетрадь самая ранняя из известных нам. Подробнее об этом по ссылке. Кстати, цвет её обложки – зелёный, как и у подавляющего большинства современных тетрадей в бумажной обложке.

Ориентация дореволюционных тетрадей в подавляющем большинстве была «книжной».

О бумаге.

Бумага вырабатывалась множеством отечественных бумажных или писчебумажных фабрик. Почему-то, если в тетради для внутреннего блока использовалась бумага Рижских бумажных фабрик, то об этом принято было писать в рекламе и на обложке.

Если использовалась финская бумага, да ещё и с водяными знаками (а было и такое), то об этом на обложке не сообщали, во всяком случае, в этой московской тетради.

Плотность бумаги колебалась от 60-ти до 90 гр./кв. м. Например, у Сытина – не более 60-65 грамм. В большинстве случаев она составляла приблизительно 70 грамм. Но это всё по ощущениям, без взвешивания. Гладкость высокая, я бы даже сказал, очень высокая, практически у всех, имеющихся в моём распоряжении образцов. Рукописный текст, написанный перьевой ручкой на просвет не просвечивал, по всей вероятности, из-за высокой степени проклейки и гладкости.

Терминология и линовки.

Общие тетради производили только в твёрдом переплёте. В нашем музее выложена, например, 92-листная тетрадь Неманской фабрики (г. Гродно) 1900 г. в книжном тканевом переплёте с надписью «Общая» на обложке. Плотность бумаги измеряли в русских фунтах на стопу. Применительно к изделиям из бумаги не оперировали современным понятием «плотность». Говоря о плотности бумаги, её называли 12-ти фунтовой, 14-ти фунтовой и т.д. Подробнее об этом во второй части. Поля были и в цвет линовки и красные, у части тетрадей они присутствовали, у части – нет.

Линовка мне встречалась по большей части синего цвета (возможно, голубая или фиолетовая – из-за выцветшей от времени краски понять сложно), но попадалась и серого. С видами линовок ненамного понятнее. Вместо слова линовка, писали «линевка». А тетрадь, как и некоторые виды писчей бумаги, была не линованая, а «линеваная». Сами «линевки» по названию делились на следующие:К 1914-му году типов «линевок» было не менее 25:Подробнее об этом во второй части.

Попробуем разобраться с «линевками».

Если внизу слева №6 (две линейки с косыми), то тогда какая внизу справа? И наоборот. Насколько я понимаю, это приблизительный аналог нашей частой косой (в две линии с частыми наклонными).

Здесь снизу справа совершенно точно №7 (три линейки с косыми). Аналог современной частой косой с дополнительной горизонтальной (в две линии с дополнительной горизонтальной с частыми наклонными). Тогда снизу слева №14 (одна линейка с косыми)? Или нет?Ниже слева вполне возможно №4 (две линейки узкие) и справа №5 (две линейки обыкновенные)?Ниже ещё две «линевки». Слева – единственный вид «линевки», с идентификацией которого не возникло абсолютно никаких проблем. Это №1 (белая). В ней, видимо, писали через трафарет. А вот справа, либо не указанный в нашем перечне вид линовки, либо одна из загадочных «немецких» (№12 или №13). Единственное, что можно утверждать совершенно точно, что в российской дореволюционной школе существовало прямое и наклонное письмо. А эта «линевка» как раз для прямого письма.

Да и на некоторых школьных дневниках писали Тетрадь для записывания уроков и сведения об успехах и поведении

Все описания и выводы, представленные в статье, сделаны на основе многолетнего изучения предметов из собственной коллекции и экспонатов Отраслевого канцелярского музея. Текст постоянно дополняется и обновляется, так как приобретаются новые образцы и появляются новые материалы.

Все выложенные здесь и многие другие тетради, Вы можете детально рассмотреть в каталоге музея в товарной группе тетради, также Вы можете прочесть исторические справки по некоторым производителям в разделе «Статьи» или История фабрик

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *