чем пахнет удовое дерево
Уд в парфюмерии
От Древнего мира до настоящего времени удовые запахи сильно воздействовали на людей, вызывая то поклонение, то помешательство.
На протяжении всей истории человечества уд присутствовал в жизни людей:
О нем упоминает Библия. При встрече царя Соломона с царицей Савской ей была подарена драгоценная благоухающая смола агарового дерева.
В арабских легендах о Синдбаде есть упоминание об удовых духах. В своих странствиях мореход посетил Цейлон, где у правителя имелось рубиновое блюдо благоухающего масла.
В Индии гнилое агаровое дерево использовали как благовоние, ароматные гнилушки воскуряли при медитациях.
Индийские женщины пропитывали свои густые волосы дымом тлеющей агаровой древесины вместо духов.
Древнеегипетские мумии фараонов умащали благовониями уда.
В Японии смола агарового дерева символизировала власть. Сокровищница японского императора хранит куски древнего смоляного «дерева богов», каждое из которых наречено собственным именем.
Издревле и до сей поры благоухающее масло райской древесины является основным компонентом дорогостоящих препаратов для лечения импотенции. Недаром слово «уд» в словаре Даля обозначает мужской детородный орган.
Oud – сильный афродизиак, ценится дороже настоящего золота.
На Ближнем Востоке арабские парфюмеры много веков использовали вытяжку из агаровой смолы для производства духов. Во всем мире стойкие тягучие восточные масла высоко ценились, прекрасные амбре уда сводили с ума. Густые арабские духи, сочетающие масла уда с розой, несколько тысячелетий возбуждали и опьяняли.
В европейской парфюмерии оригинальный компонент использовался только в селективных парфюмах Lancome, Versace, Cavalli, Armani, Valentino, Dolce & Gabbana и др. В последние годы удовые ароматы стали неотъемлемой частью всех оригинальных духов.
Из-за повышенного спроса на уд и для удешевления душистой продукции сегмента масс-маркет парфюмеры создали синтетический ингредиент алойной смолы.
Духи с удовыми маслами занимают верхние места рейтингов. Это действительно вершина парфюмерного искусства. Впервые узнав, чем пахнет смола райского дерева, люди стали активно ее использовать. Уд одурманивает, обволакивает, затягивает в омут, заставляет полюбить себя. «Композиторы ароматов» отмечают сексуальность тех духов, где присутствует Oud. Природный Oud имеет многогранный, легкий, играющий аромат.
Ниже мы приведем примеры популярных удовых ароматов.
Rose Oud, Kilian. Сочетание розы и агарового масла делает звучание духов идеальным в своей нежности и многогранности. Удовая древесина гармонично звучит в тандеме с гуаяковой, создавая комплиментарный стойкий ансамбль.
Удовые ароматы: чем пахнет черное парфюмерное золото и почему его популярность растет с каждым днем?
В последние несколько лет удовые ароматы на слуху даже у тех, кто не считает себя парфюмерным гурманом. С каждым днем они расширяют армию своих поклонников – этим запахом восхищаются, его боготворят и считают ароматом роскоши. В чем секрет успеха удовой парфюмерии, почему уд выступает аналогом золота, и в каких композициях звучит особенно волшебно? Все подробности – в этом материале.
Удовые ароматы – какие они?
Удовые духи получили свое название благодаря одноименной ольфакторной ноте, включенной в их состав. Уд имеет несколько синонимов:
Любая из них является источником изумительного запаха с древесными и анималистическими оттенками. Соответственно, парфюмерия, включающая ноту уда, принадлежит древесному ароматическому семейству.
Как и большинство древесных компонентов, ее помещают в базу композиций для придания нотам стойкости и формирования объемного шлейфа. Но некоторые парфюмеры делают уд центром пирамиды, выстраивая вокруг нее ольфакторный ансамбль. Особо креативные располагают ее на вершине, чтобы аромат удивлял и покорял с первой капли. Но в любом случае в таком аромате нота агара будет доминирующей, а звучание композиции – сложным, многогранным и просто завораживающим.
Как добывают парфюмерный уд: в поисках грибка
Источник сырья для выработки удовой ноты – древесина агарового дерева, произрастающего в Южной и Юго-Восточной Азии. Но для получения драгоценного ингредиента подходит не каждое дерево – особой ценностью обладают только экземпляры, зараженные грибком. Защищаясь от токсинов паразита, аквилария выделяет ароматную смолу, которая концентрируется преимущественно в сердцевине ствола. Именно смолистый секрет превращает и без того ценную древесину в волшебный парфюмерный компонент.
В парфюмерии агар используется в форме масла – его получают методами сверхкритической экстракции, паровой и гидродистилляции. Причем последняя методика предпочтительнее – именно она позволяет получить уд со сказочным ароматом, наполненным смолистыми, дымными и бальзамическими нюансами.
Важным фактором, влияющим на качество сырья, является возраст агарового дерева. Старые растения имеют больший запас смол, которые со временем только улучшают свои ольфакторные характеристики. Подобно дорогому вину или коньяку, они постепенно «вызревают», повышая свою ценность.
Выделенная из древесины смола проходит фильтрацию и некоторое время выдерживается на солнце для повышения концентрации масла в исходном сырье. На рынок уд поступает в виде эфира, порошка или древесной стружки, а основными импортерами сырья выступают Объединенные Арабские Эмираты, Япония, Тайвань и Саудовская Аравия.
Почему удовое масло дороже золота?
Агаровое масло не зря называют «черным золотом» парфюмерии – цена килограмма конечного сырья может доходить до 60 тысяч евро. И чем дольше в процессе производства выдерживается смола, тем более дорогим получается ароматный компонент.
Дороговизна уда обусловлена несколькими факторами:
Самый качественный агар получается из деревьев, возраст которых превышает 100 лет – таких экземпляров не так уж и много. А поскольку ценная смола содержится только в сердцевине ствола, приходится уничтожать сразу все дерево, чтобы добраться до желанного компонента. Для извлечения всего 100 г масла необходимо переработать порядка 200 кг древесины – отсюда и высокая цена.
Хотя всего 20 лет назад агаровый эфир был гораздо более доступным по стоимости, поскольку использовался исключительно арабскими парфюмерами. Но с ростом популярности удовых ароматов возросли и потребности в масле – и сейчас цена выросла с 225 до 1500 долларов за сырье среднего качества.
Еще одна причина такой дороговизны – постепенное вымирание сортов A. agollocha, A. malaccensis и A. crassna. A. malaccensis, которые наиболее часто используются для выработки эфира. Занесенные в список исчезающих растений, они стали недоступными для производителей уда.
Секрет популярности удовых ароматов
Агаровое масло активно применяется в азиатских и арабских странах уже несколько веков. Здесь его используют не только для изготовления парфюмерии, но и в качестве благовония, обладающего свойствами афродизиака. Воскурением удового масла добиваются эффекта ароматерапии, а в китайской медицине агаровый порошок до сих пор применяют в терапии цирроза печени, заболеваний пищеварительной и дыхательной систем.
Но все-таки чаще всего масло уда встречается в составе парфюмерных продуктов, особенно арабского производства. А вот европейцы с этим ингредиентом познакомились относительно недавно. Только в середине нулевых XXI века в Европе стали появляться первые композиции на основе уда, а пика своей популярности они достигли лишь в 2010-2012 годах.
Особый вклад в развитие удовой парфюмерии внес француз Пьер Монталь – знаменитый «нос» и основатель одноименной торговой марки. В линейке бренда насчитывается больше десятка различных композиций с нотой агара в пирамиде. И сегодня каждый уважающий себя модный лейбл старается включить в свои парфюмерные коллекции удовые духи.
Их ценят за удивительный аромат с преобладанием древесных, дымных и сладковатых мотивов – глубокий и гармоничный. В арабском мире ароматов этой ноте отводится смыслообразующая роль, а на европейском рынке он прижился, в основном, в нишевой парфюмерии. Выпускается она лимитированным тиражом, что еще раз подчеркивает уникальность и неординарность уда, превращающего композицию в парфюмерный шедевр.
Дороговизна агара вынудила компании разрабатывать бюджетные аналоги эфира. Так появился синтетический уд – искусственный заменитель знаковой ноты с близким по жанру, но довольно плоским ароматом. В нем угадываются кожаные и древесные аккорды, но той глубины и богатства оттенков, как у настоящего уда, нет и в помине.
Чем пахнет уд: учимся различать ноту
Процесс распознавания ароматов настолько сложен и индивидуален, что описать, как пахнет тот или иной компонент, порой невозможно. К примеру, представитель арабского мира опишет звучание уда как аромат жженой древесины, пыльного манускрипта или качественного кожаного портфеля.
Обратившись с тем же вопросом к европейцам, можно услышать довольно странные ответы. Многим аромат уда напоминает запах черного угля, медицинских препаратов и копченостей. После анализа всех представлений и ассоциаций, которые вызывает нота агара, можно выделить в ней такие оттенки:
Ясно одно – единожды вкусив этот запах, перепутать его впоследствии невозможно ни с чем. Самое интересное, что уд по-разному раскрывается на разной коже, поэтому у каждого своего обладателя будет вызывать свои, уникальные впечатления.
Ароматами с натуральной нотой уда рекомендуется пользоваться крайне умеренно. Этот душистый спутник будет уместен в вечернем, но никак не в дневном образе – слишком сложна и необычна его структура. Он непременно привлечет внимание своим многогранным раскрытием, горьковатыми полутонами и теплой аурой с кисловато-сладкими нюансами.
Самые интересные композиции с нотой агара
Чаще всего уд включают в пирамиды древесных унисексовых композиций. Но парфюмеры не устают экспериментировать с этой нотой, нанизывая на нее цветочные, бальзамические, фруктовые и цитрусовые аккорды. К сожалению, эксперименты не всегда оказываются удачными, и многие ароматы исчезают с рынка незамеченными. Мы собрали несколько наиболее удачных удовых парфюмов – настоящих бестселлеров своего времени.
Black Afgano, Nasomatto. Неординарный унисексовый аромат пронизан мотивами умиротворяющего ладана и утонченного уда. Бодрящий запах черного кофе и дымные нюансы табака придают композиции пикантности.
Oud Wood, Tom Ford. Обладает манящим, пленительным и солидным звучанием, сформированным восточными специями и древесными мотивами. Нота уда помещена в сердцевину пирамиды и украшена благородными аккордами ветивера и сандала.
Dia pour Femme, Amouage. В этой женской композиции агар выступает базовым фиксатором, создавая пленительный шлейф с оттенками ванили, ладана и гелиотропа. В пирамиде доминируют цветочные, травяные и фужерные ноты с привкусом альдегидов.
Oud Immortel, Byredo. Гармоничная унисекс-композиция с небанальным ароматом, в котором перемешаны ноты лимончелло, уда и дубового мха. Табачные аккорды придают парфюму строгости и респектабельности, а пряные тона – уюта и тепла.
Rose Oud, Kilian. Сочетание розы и агарового масла делает звучание духов идеальным в своей нежности и многогранности. Удовая древесина гармонично звучит в тандеме с гуаяковой, создавая комплиментарный стойкий ансамбль.
Не одно сердце покорили безупречные удовые ароматы – а сколько открытий их ждет впереди! Душистая нота уда способна вскружить голову любому парфюмерному эстету, а ее сказочный запах достоин того, чтобы хотя бы раз испытать на себе его волшебство!
Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях
Чем пахнет удовое дерево
Интересные подборки
Рост популярности удовых (и ориентальных в целом) ароматов в странах, где потребление уда не является исторически обусловленным и традиционным. Считается, что удовый бум начался в первые годы XXI века (2001-2005) с ароматов Montale Paris — первой марки, представившей удовые ароматы в Европе.
В 2016 году профессионалы индустрии отмечают сокращение интереса потребителей к удовым ароматам, хотя и не констатируют полное его угасание.
Удовые ароматы — парфюмерные композиции, основным и самым очевидным аккордом которых является нота уда.
Уд — материал, получаемый из экссудата, образующегося на древесине аквиларии (алойное, удовое, агаровое дерево) в местах поражения паразитарным грибком. Фактически уд можно считать бальзамом, который растение выделяет для залечивания ран, нанесенных паразитом. Сама древесина аквиларии имеет довольно нейтральный, невыразительный запах, хотя и он также используется иногда при создании духов (обозначается “oud wood”), правда, он не имеет почти ничего общего с запахом уда. К тому же требуется довольно много времени, чтобы зараженное растение начало выделять бальзам в нужном и целесообразном для переработки количестве.
Самые ценные источники уда — старые деревья, и их возраст в некоторых случаях может превышать даже сто лет. К тому же этот ресурс исчерпаемый — деревья не могут жить вечно и производить бальзам, к тому же паразит со временем приводит растение к смерти. Этот факт делает сырье, получаемое из бальзама, чрезвычайно ценным парфюмерным ингредиентом, к тому же довольно редким. Несмотря на то, что дикие деревья аквиларии до сих пор служат источником уда, производители парфюмерии начали высаживать плантации и культивировать растение для увеличения выработки материала. Да, грибком-паразитом дерево также заражается искусственным способом, вручную.
Запах уда сложно назвать простым, однозначно понятным и приятным. Ольфакторные характеристики четко определяют его к древесной парфюмерной группе, но также и к анималистической. Животный, даже фекальный запах вообще служит одним из показателей качества материала, получаемого из бальзама. К тому же он становится тем сильнее, чем больше времени хранится масло. Вообще, в случае с удом работает тот же принцип, что и, например, с пачулями: чем больше времени прошло, тем ценнее становится продукт, так как приобретает слитность, крепость, благородство запаха, в нём могут появиться новые оттенки и измениться уже существующие.
Помимо древесного и животного оттенков, уд имеет медовые, дымные и «сырные» (ферментированные) грани. В этом запахе можно обнаружить намёки на ветивер и пачули, а также почувствовать сладковато-табачный нюанс подсушенного сена. При этом древесные и животные тона однозначно доминируют. В зависимости от места произрастания, климатических условий и времени выдержки готового материала различаются ольфакторные характеристики уда, а также определяются степени качества и ценности, от которых зависит и стоимость продукта на рынке. Самые ценные образцы могут достигать цены в 60 тысяч евро за килограмм.
Уд — традиционный для арабского Востока парфюмерный материал, который используется с давних времён. На его основе изготавливают как масляные духи (аттары и мухаллаты), так и благовония-бахуры для ароматизации помещений. Свой характер натуральный уд раскрывает полностью только при высокой температуре воздуха, к тому же арабские страны имеют отличную от европейской культуру, в том числе и культуру потребления духов, и воспринимают запах уда иначе — их не отталкивает его острый фекально-сырный запах. Возможно, именно поэтому уд долгое время не появлялся на европейском рынке. И лишь в конце 2000-х годов произошла его экспансия.
Восточная парфюмерия, прежде чуждая европейцам (в том числе из-за особенностей климата), стала чрезвычайно популярна, благодаря бренду Montale, который сегодня считают первым, кто показал Европе и России удовые ароматы. Однако редкость и цена натурального сырья привели к тому, что уд так и не покинул Восток. То, что мы считаем и называем удом сегодня в духах — в основном синтетические и полусинтетические базы, разработанные крупными производителями для того, чтобы утолить жажду брендов в удовых ароматах. «Жажда» — вполне подходящее слово. В начале 2010-х годов в европейской парфюмерии наступил «удовый бум». Буквально каждый нишевый бренд выпускал удовые ароматы или даже целые коллекции. В люксовый сегмент эта мода проникла тоже, хотя и не стала трендом (считается, что первым люксовым ароматом на тему уда стал M7 Yves Saint Laurent). В сфере же нишевой парфюмерии увлечение удом стало практически глобальным: появлялись даже целые марки, в название которых было вынесено слово «уд». Среди них, например, итальянский бренд House of Oud, тайский Feel Oud и другие. И никто из них не использовал в своих ароматах натуральный уд. Более того, некоторые арабские бренды (уже существующие или совсем новые) стали делать спиртовую парфюмерию (сами они пользоваться ею не могут по религиозным соображениям) на тему уда и были целиком ориентированы на европейскую аудиторию.