чем пахнет газовый конденсат
Дистиллят газового конденсата — что это и где применяют
Дистиллят газового конденсата является очень распространенным веществом, которое пользуется популярностью в различных сферах. Благодаря особенным свойствам и параметрам, использование газового конденсата популярно во многих отраслях.
Что такое дистиллят газового конденсата
Дистиллят газового конденсата – нефтепродукт, получаемый переработкой смеси газов. Он включает в себя бензиновые и керосиновые фракции, не содержит смолистых веществ и асфальтенов. Имеет другие наименования — дизельное топливо ДГК, нафт или лигроин. ДГК — прозрачный, малорастворимый и имеет специфический запах.
Цвета дистиллята газового конденсата
Виды ДГК
Самым востребованным считается легкий вид, использующийся для создания бензиновых добавок.
Основные характеристики ДГК
Параметры ДГК:
Какими качествами обладает
Цвет и прозрачность дистиллята газового конденсата
Сферы применения
В связи с низкой ценой и подобием с ДТ, ДГК имеет широкое применение в топливной сфере. Дистиллят популярен для тракторных моторов. Для автомобильных дизельных ДВС его не применяют, т.к. создает ароматические углеводороды, образующие осадок на поршне, стенках камеры и форсунках. Дистиллят используют для заправки тяжелой строительной техники и определенные виды ламп.
Наиболее часто применяют ДГК:
Как транспортируют дистиллят газового конденсата
ДГК – это легковоспламеняющееся, огнеопасное вещество. Для его транспортирования нужно знать и строго соблюдать особые меры безопасности. ДГК перевозят небольшими количествами, в плотно закрытой емкости из прочного, антикоррозийного материала.
Транспортирование должно совершаться особым транспортом, имеющим лицензию на перевозку горюче-смазочных материалов. Хоть и считается опасным грузом, но транспортировка его должна быть строго регламентируемой, осторожной, чтобы не допустить возгорания при транспортировке и в этап разгрузки тар с ДГК.
Как его добывают?
ДГК получают путем переработки на высокотехнологичном оборудовании газового конденсата, с добавлением определенного количества вторичных фракций, добываемого на крупных месторождениях нефти. При конкретных данных давления и температуры совершаются процессы растворения углеводородного газа в нефти, также и обратные процессы – растворение нефти в газе.
Требования безопасности при использовании
ДГК — легковоспламеняющаяся жидкость. Его пары, взаимодействуя с воздухом, формируют взрывоопасные компоненты, поэтому перевозка должна осуществляться особо оборудованным транспортом. При работе с ДГК (в лаборатории, на производстве), нужно применять индивидуальные меры защиты и учитывать правила пожарной безопасности.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Цвет и прозрачность дистиллята газового конденсата и его характеристики
Технические характеристики дистиллята газового конденсата регламентированы ГОСТ Р 56718-2015. Параметры и физические свойства дистиллята указаны в ГОСТ 8863-76.
Дистиллят газового конденсата легкий, Сургутского ЗСК (ДГКл), марка Б ТУ 51-31323949-58-2000
Отличие от дизельного топлива
Основное отличие ДГТ от ДТ заключается в количественном серосодержании. В ДТ Евро должно содержаться не более 10 кг/мг, а в ДТК оно достигает 10000 мг/кг. Большое серосодержание в горючем увеличивает количество экологически вредных загрязнителей, выделяющихся в атмосферу.
Сера, как один из составных элементов ДТ существенно увеличивает смазывающие свойства солярки. При низком содержании серы в дизельном топливе, в него добавляют смазывающую присадку. Часто автомобильная техника с ДВС работает лучше на топливе с большим показателем серосодержания.
Отличается от ДТ по фракционному составу и имеет меньшее значение плотности.
Время «белой нефти»
Отраслевые эксперты отмечают рост активности в сфере добычи газового конденсата, пользующегося высоким спросом на мировом рынке. Для «Газпром нефти» появление в портфеле проектов газовой составляющей дало возможность сохранить на приемлемом уровне производственные показатели Омского НПЗ. Газоконденсатом разбавляется «темнеющая» нефть, поступающая на предприятие по системе «Транснефти»
Несмотря на очевидную ценность газового конденсата как сырья для нефтехимии и нефтепереработки, это все же побочный продукт и для газовиков, и для нефтяников. Поэтому работой с газоконденсатом до недавнего времени занимались по остаточному принципу, и в качестве серьезного ресурса в балансе российских нефтегазовых компаний он не фигурировал. На гигантских месторождениях, таких как Астраханское или Оренбургское, то есть легкодоступных, с развитой транспортной и промышленной инфраструктурой, газовый конденсат в переработку вовлекался, а на отдаленных северных промыслах это было нерентабельно.
Объем добычи газового конденсата на нефтяных месторождениях также был незначительным. Встречается он лишь в залежах с высоким газовым фактором, поэтому ГК или попросту сжигался вместе с попутным нефтяным газом, или в отсутствие систем раздельного сбора и транспорта скважинной продукции на установках подготовки смешивался с товарной нефтью. Однако сегодня ситуация изменилась.
Особо ценное дополнение
Ценность газового конденсата обусловлена самими характеристиками этого сырья — по сути, ультралегкой, высококачественной нефти с соответствующим потенциалом выхода светлых, позволяющей при равном объеме переработки с обычной нефтью получить большее количество нефтепродуктов. При этом рентабельность поставок ГКза рубеж выше, чем у сырой нефти, — экономия на экспортных пошлинах за счет меньшей плотности газоконденсата по сравнению с Urals (ставки, напомним, устанавливаются на единицу массы) достаточно значительна. Может газоконденсат стать и одним из драйверов роста добычи углеводородов в стране в среднесрочной перспективе — заместив на рынке задержавшуюся из-за санкций и обвала нефтяных котировок шельфовую и сланцевую нефть.
Кстати, в свое время именно добыча газоконденсата в проектах разработки сланцевых газовых месторождений поддержала американские компании после падения цен на газ. Активизировали работу в этом направлении и российские газовики — по оценке аналитиков Газпромбанка (их слова приводит Bloomberg), в 2015 году производство конденсата увеличится на 17% (600 тыс. барр./день, или 5% от общей годовой добычи нефти в России), а эксперты Wood Mackenzie прогнозируют рост добычи ГК в России к 2018 году на 50% по сравнению с результатами 2014 года (8% всего нефтегазового производства России). И большая часть этого «нового конденсата» идет с месторождений Уренгойского кластера, который «Газпром нефть» разрабатывает вместе с «НОВАТЭКом». В сумме «Арктикгаз» и «Нортгаз» будут давать на пике более 7 млн тонн газового конденсата в год.
Газовый конденсат
Смесь жидких углеводородов (С5Н12 + высшие), выделяющаяся из природных газов при эксплуатации газоконденсатных залежей в результате снижения пластовых давлений и температуры. Чем выше давление и температура, тем большее количество жидких углеводородов может быть растворено в газе. Газовый конденсат состоит из бензиновых, керосиновых и в меньшей степени более высококипящих компонентов. Для большинства газового конденсата выход бензиновых фракций превышает 50% (чаще Плотность конденсатов — Различают сырой (первичный продукт, выделяющийся из газа газоконденсатной залежи в промысловых условиях) и стабильный газовый конденсат, из которого удалены растворенные газы.
Стабильный газовый конденсат — ценное газохимическое сырье, используется также для производства бензинов, авиационного топлива, как добавка к сырой нефти для улучшения ее качественных параметров.
Между газом и нефтью
В принципе, никаких особых отличий в добыче газа и газового конденсата нет: те же горизонтальные скважины, гидроразрыв; единственное, что необходимо учитывать при подборе технологий и оборудования, — это большие глубины и более высокое пластовое давление. Различия начинаются на поверхности. В установке комплексной подготовки газа (УКПГ) добытый из скважины продукт разделяется на сухой газ (метан, этан) и смесь более тяжелых фракций углеводородов (пропан, бутан, нефтяные фракции), которую называют нестабильным газовым конденсатом. Далее по специальному трубопроводу (он сохраняет свойства жидкости только под давлением) нестабильный конденсат отправляется еще на один этап подготовки — стабилизацию. В случае «Газпром нефти» с активов Уренгойского кластера по трубопроводу деэтанизированный конденсат идет на Пуровский завод по переработке конденсата «НОВАТЭКа», мощность которого под предстоящий рост добычи расширена до 11,5 млн тонн в год. Здесь сырье разделяется на газовые фракции (пропан-бутан) и стабильный конденсат (СГК). Это и есть та самая легкая «нефть из газа», которая отправляется потребителям. У «Газпром нефти» основная точка отправки — Омский НПЗ, для которого появление потока газоконденсата с Уренгойского месторождения можно сравнить с глотком чистого воздуха: ухудшение качества нефти, поступающей по трубе «Транснефти», стало для самого современного и высокотехнологичного в России завода достаточно серьезной проблемой.
Светлые против темных
Омский НПЗ изначально был ориентирован на переработку нефти западносибирских месторождений, масштабное освоение которых началось в середине прошлого века. Соответственно, технологии предприятий, набор установок были ориентированы на прием легкой сибирской нефти (Siberian Light). Однако сегодня сибирская нефть — сырье уже совсем другого качества. Разбавление тяжелой нефти легким газоконденсатом позволило частично решить эту проблему.
Сегодня газовый конденсат просто закачивается в нефтепровод предприятия. Однако в программу модернизации ОНПЗ включено строительство нового комплекса первичной переработки ЭЛОУ-АВТ, одним из технологических элементов которого станет блок переработки СГК мощностью 1,2 млн тонн в год.
Такой объем уже требует создания отдельной инфраструктуры, в первую очередь логистической. Главным объектом этой инфраструктуры стал новый терминал приема стабильного газового конденсата. Масштабная модернизация ведется и приема стабильного газового конденсата. Масштабная модернизация ведется и на станции Комбинатская, куда приходят составы с сырьем для Омского НПЗ.
Конденсатоприемник
По информации специалистов компании «Газпромнефть-Логистика», сегодня на ОНПЗ с Пуровского ЗПК в среднем каждые сутки одним железнодорожным составом отправляются 72 цистерны — это около 4 тыс. тонн газоконденсата. Маршрут в 2 тыс. км преодолевается за три-четыре дня.
Пропускная способность нового железнодорожного терминала слива, хранения и закачки в переработку СГК — те же 72 цистерны в сутки, одновременно обслуживаются 36 железнодорожных цистерн. Максимальный годовой объем перевалки синхронизирован с проектной мощностью блока переработки конденсата — 1,2 млн тонн.
Помимо собственно эстакады слива в состав терминала, строительство которого обошлось в 1,7 млрд рублей, входят подъездные пути с весами, резервуарный парк на 20 тыс. тонн, аппаратная с системой управления и насосная станция для слива и перекачки конденсата.
Уже на стадии проектирования терминала серьезное внимание было уделено вопросам минимизации нагрузки на окружающую среду: испарение нефтепродуктов практически исключено за счет монтажа на резервуарах плавающих понтонов, а также азотных подушек на емкостях.
Учтены и не самые простые природные условия, в которых терминалу придется работать. Зимы в Омске холодные, поэтому предусмотрена возможность разогрева СГК прямо в цистернах, что существенно ускоряет процесс слива и исключает образование нетехнологических несливаемых остатков.
Движение к пику
ОНПЗ начал перерабатывать стабильный газовый конденсат в 2011 году, начав с 10 тыс. тонн. В 2012 году это количество удвоилось, а в 2013 году выросло более чем на порядок — до 400 тыс. тонн, причем к железнодорожным поставкам добавились речные — значительная доля пришла на завод по Иртышу. Таких скачков роста, конечно, больше не будет — они свойственны новым проектам, однако кривая, демонстрирующая объем вовлекаемого в переработку СГК, по-прежнему стремится вверх. Она достигнет максимума в следующем году — 1,2 млн тонн, что составляет почти 6% от общего объема переработки ОНПЗ.
По экспертным прогнозам, пик добычи газового конденсата в России придется на 2020 год. Пока особой конкретики в оценке ресурсной базы, которая будет задействована для загрузки существующей газоконденсатной инфраструктуры, нет. Очевидно, что достаточным потенциалом с точки зрения добычи ГК обладают крупные нефтяные месторождения с мощной газовой шапкой — такие как Новопортовское месторождение «Газпром нефти». Конечно, масштаб нефтяной ресурсной базы несравним с потенциалом газовых активов. Однако специальные программы поиска и разработки перспективных газоконденсатных залежей существуют у всех крупнейших российских газовых и нефтяных компаний. Учитывая, что сегодняшние экономические условия создают значительную добавочную стоимость этому и так премиальному сырью, несложно предположить, что газоконденсатный рывок в 2020 году не закончится. И сжигать «белую нефть» в факелах уже точно никто не будет.
Газовый конденсат
чем выше баротермические показатели температуры и давления до начала конденсации, тем больше углеводородов может быть растворено в добываемом газе,
на количество углеводородов в конденсате влияет состав газа в пласте и наличие нефтяных оторочек.
Газовый конденсат может поступать из скважины:
в виде попутного газа при добыче сырой нефти,
при добыче сухого природного газа (выход конденсата небольшой),
при добыче на ГКМ влажного природного газа (высокое содержание бензиновых фракций),
путем выделения из природного газа на установке подготовки газа (УКПГ).
Нередко на ГКМ Газпрома добывается влажный природный газ.
Для сравнения, содержание жидких компонентов в газе месторождений:
При уменьшении давления по мере расходования газа, газовый конденсат выделяется в геологическом пласте и пропадает для потребителя.
Поэтому при эксплуатации месторождений с большим содержанием газового конденсата из добытого на поверхность земли газа выделяют углеводороды С3 и выше, а фракцию C1-С2 для поддержания давления в пласте закачивают обратно.
Стабильный газовый конденсат
Стабильный газовый конденсат используется для переработки в нефтепродукты: бензин, лигроин, керосин, масло, и для получения ароматических углеводородов: бензола, толуола, ксилола.
Стабильный конденсат делится на:
— промысловый конденсат (lease condensate), получаемый на промысле,
— заводской конденсат (plant condensate), производимый на газоперерабатывающих заводах (ГПЗ).
Давление насыщенных паров, Па (мм рт ст) не более: зимний период 93325 (700), летний период 66661 (500)
Массовая доля воды, % не более 0,1
Массовая доля механических примесей, % не более 0,005
Масса хлористых солей, мг/л, не более 10
Массовая доля общей серы, %, не нормируется (определение по требованию потребителя).
Вязкость: при 20 (50) о С, мм 2 /сек, не нормируется (определение по требованию потребителя).
Фракционный состав, не нормируется (определение по требованию потребителя).
Входит в состав конденсата и небольшое количество высококипящих компонентов.
Где используется газовый конденсат
Газовый конденсат – это смесь углеводородов, которая получается путем сжижения природных газов. Получается он при переходе из газа в жидкость при понижении температуры или давления.
Где используется газовый конденсат
Где используется газовый конденсат? Для начала разберемся, что собой представляет данное вещество. Газовый конденсат – это смесь углеводородов, которая получается путем сжижения природных газов. Получается он при переходе из газа в жидкость при понижении температуры или давления. При правильном применении (например, стабилизации, очищении от примесей) из смеси можно получить горючее, пластическую массу (пластик).
Использование в отраслях промышленности.
Внутри Земли существуют разнообразные месторождения (газообразные, газоконденсатные). Зачастую при бурении скважин получается газоконденсат, если происходит падение температурного режима, давления. При этом смесь жидких углеводородов отделяется от газа. Данное соединение является ценным сырьем для нефтехимической, топливной промышленности.
Изначально смесь углеводородов нестабильная, особенно сразу после получения из скважины. Для возможности полноценного применения газовый конденсат проходит процесс очистки от примесей, дегазацию для получения высокого уровня стабильности. Если рассматривать отдельно неустойчивый газоконденсат, то в его состав входят насыщенные пары высокого давления. При транспортировке таких паров их необходимо стабилизировать и использовать специальный транспорт. Устойчивый конденсат перемещают трубопроводами или речным транспортом.
Что можно получить из газоконденсата:
бензин высокого качества;
олефины, мелкие молекулы для каучуков, различных видов смол;
разнообразные виды пластмассы.
Особенно эффективна переработка сырья в нефтяное топливо и продукцию.
Другие области применения газоконденсата.
Газовый конденсат представляет собой жидкость без цвета или слабо окрашенную. В естественных условиях в природе находится в газообразном состоянии. Состоит из бензиновых, керосиновых и других кипящих компонентов. Устойчивый конденсат бывает двух видов: промысловый (добывается рядом со скважинами) и заводской (получается при переработке газов на специализированных заводах).
Конденсат применяют в нефтяной промышленности, химической, топливной. Существуют такие возможности использования газоконденсата:
сырье для низкооктановых типов бензина;
при производстве топливных продуктов «легких» видов (благодаря низким температурам застывания и помутнения);
реже – для дизельного топлива (необходимо проводить дополнительную процедуру освобождения парафинов углеводорода из фракций нефти).
Из газового конденсата можно сделать как топливо, так и пластмассу.
На правах рекламы
Газоконденсат
Определение газоконденсата, разделение стабильных газоконденсатов
Информация об определении газоконденсата, разделение стабильных газоконденсатов
Содержание
Содержание
Определение термина газовый конденсат
Разделение стабильных газоконденсатов
Определение термина газовый конденсат
Газовый конденсат – природная смесь легкокипящих нефтяных углеводородов, нахордящихся в недрах в газообразном состоянии, а при охлаждении и снижении давления до атмосферного (в условиях дневной поверхности) распадающаяся на жидкую (конденсат) и газовую составляющие. Политехнический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1989.-С.105.
Газоконденсат (газовый конденсат) – смесь углеводородов, преимущественно с температурой кипения от 30 до 250 град.С, конденсирующихся из природных нефтяных газов при их добыче на газоконденсатных месторождениях. Кроме того газовый конденсат образуется при добыче собственно Природного газа, при перекачке Природного газа по трубопроводам, так как перекачка идет под давлением до 30МПа, а высококипящие углеводороды растворяются в метане под давлением (до 712 см3/м3 метана).M3рактикуется переработка конденсата в высокооктановый бензин и зимнее дизтопливо.
Газовый конденсат ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов) – раствор газообразных углеводородов в жидких, причем газообразных содержится до 75%, среди жидких преобладают фракции с температурой кипения до 117 град.С. Иногда ШФЛУ называют нестабильным газоконденсатом. Из ШФЛУ после отделения газов (пропан-бутановых фракций) получается собственно газовый конденсат Переработка ШФЛУ включает в себя дополнительно фракционную разгонку ШФЛУ поле отделения бытового газа.
Газоконденсат является ценнейшим сырьём для производства моторных топлив, а также для химической переработки экстрагенты (гексановую фракцию), бензол, циклогексан.
Состав газоконденсатов основных месторождений СССР (% по массе)
Характеристика газоконденсатов ряда месторождений СССР
Содержание жидких компонентов в 1 м3 газа для разл. месторождений колеблется от M3 до 700 см3. Др. характеристики конденсатов некоторых месторождений СССР приведены в табл.
Газоконденсаты выделяют из газов методом низкотемпературной конденсации (сепарации) с применением холода, получаемого при дросселировании или детандировании либо на спец. холодильных установках (см. Холодильные процессы). Для более глубокого извлечения газоконденсатов используют те же методы (низкотемпературные конденсацию, абсорбцию и ректификацию), что и для переработки нефтяных и прир. газов (см. Газы природные горючие).
Нестабильный газоконденсат доставляется приобретателю по конден-сатопроводам под собств. давлением, а стабильный газовый конденсат-по трубопроводам или наливным транспортом. На газо- илгазопроводамбатывающих заводах газоконденсаты разделяют на фракции, применяемые при произ-ве топлив и как сырье для нефтехим. синтеза.
Бензины, полученные из газоконденсатов, обычно имеют низкую детонац. стойкость. Для ее повышения используют антидетонаторы. Выход фракций газоконденсатов, применяемых в качестве дизтоплива, колеблется от 9% (Пунгинское месторождение) до 26% (Вуктыльское месторождение); эти фракции для большинства конденсатов характеризуются сравнительно высокими т-рами помутнения и застывания и могут использоваться как топливо только в летний период. Для получения зимнего дизтоплива необходима их депарафинизация.
Разделение стабильных газоконденсатов
Повышение требований к качеству моторных топлив и охране окружающей среды приводят к необходимости создания более сложных и тем самым дорогих технологических схем глубокой переработки стабильных газоконденсатов и нефти.
Предлагаемая технология позволяет эффективно разделять стабильные газоконденсаты на молекулярном уровне без химических превращений, использования процессов ректификации, дистилляции и получать товарные моторные топлива европейского качества.
Достоинства этой технологии:
— возможность переработки исходного сырья без предварительной очистки от соединений серы и получение обессеренных моторных топлив;
— высокая степень извлечения бензиновой и дизельной фракций (100%);
— качество моторных топлив соответствует европейским стандартам;
— невысокая температура (120оС) и давление (атмосферное) ведения процесса разделения;
— простое аппаратурное оформление;
— снижение металлоёмкости и энергоёмкости на единицу производительности;
— низкая стоимость переработки сырья;
— возможность создания и использования мини-установок, размещенных на автомобильных платформах, что позволяет осуществить выделение бензиновой и дизельной фракции непосредственно на месте добычи;
— заложенный в технологической схеме модульный принцип позволяет легко наращивать производительность;
— отсутствие в производстве дорогостоящих катализаторов;
— отсутствие вредных выбросов в атмосферу и сточные воды;
— полная регенерация рабочих элементов в процессе выделения (срок службы не менее 5 лет);
— значительное сокращение производственных площадей.
Сравнительные характеристики мини-завода (производительностью 100 тыс. тонн в год) по переработке стабильного газоконденсата и промышленной установки, использующей предлагаемую нашу технологию, приведены в таблице.
1) Производство является экологически чистым;
2) Энергоемкость производства снижается в 3-4 раза;
3) Установки просты в эксплуатации и не требуют привлечения высококвалифицированной рабочей силы;
4) Товарные продукты полностью соответствуют международным стандартам;
5) Уменьшение количества аппаратов и отсутствие потребности в ряде дополнительных устройств резко снижает металлоемкость установок, уменьшает требуемую для застройки площадь, сокращает срок возведения и, в конечном счете, снижает исходная стоимость продукции;
6) риск аварий на подобном предприятии гораздо ниже, чем на обычномВ настоящее время мы располагаем полной технической документацией, необходимой для строительства мини-заводов, реализующих любую из описанных технологий.
* стоимость модуля зависит от технического задания и производительности.
* При выделении дизтоплива как фракции с использованием наших элементов мы получаем содержание серы в готовом товаре менее 0,005%.
Для первоначальной реализации предлагается установка отдельного модуля непрерывного цикла производительностью около 10000 т/ год.
1. Исходное сырье – стабильный газоконденсат
2. Получаемый товар:
— компонент минерального масла.
3. Стоимость модуля (при содержания в стабильном газоконденсате 65 % бензиновой фракции и 25 % дизельной фракции) с учетом монтажа – 2500000 грн.
5. Требования к условиям эксплуатации: закрытое помещение или навес.
— Электроэнергия (0,1 квт/час).
7. Обслуживающий персонал:
— операторы – 3 человека (1 на сутки)
— электрик и слесарь – по необходимости в течение рабочего дня).