чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению

Формирование навыков чтения для повышения уровня читательской грамотности. Беглость чтения

Формирование навыков чтения для повышения уровня читательской грамотности. Осознанность чтения. Беглость чтения

Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация).

Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано.

Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Приведем усредненные нормы замера беглости чтения по классам

Нормы беглости чтения по классам

Оценивая технику чтения, учитель опирается на следующие критерии:

1) чтение по слогам или слово полностью;

2) наличие ошибок при чтении;

3) количество слов, прочитанных в минуту;

Беглость чтения формируется эффективнее при соблюдении следующих методических условий:

Условия формирования беглости чтения

1. Упражнения в чтении должны быть систематическими.

2. Отбор текстов для чтения должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов. 3. Необходимо вести систематическую работу по предупреждению и исправлению ошибочного чтения, тормозящего беглость чтения.

4. В классе должно быть организовано обучение чтению про себя.

Учеными было выяснено, что повышение скорости чтения напрямую зависит от способности читателя понимать текст. Поэтому самые современные методы обучения быстрому чтению основываются не на принципе наглядности, а на развитии способности понимать прочитанное.

Для обучения технике (беглости) чтения используют различные группы упражнений, направленные на:

Группы упражнений для обучения технике (беглости) чтения

1) расширение оперативного поля чтения,

2) развитие смысловой догадки (антиципации),

3) целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения,

4) развитие оперативной памяти и т.д.

Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи. Для выработки четкой дикции целесообразно использовать упражнения такого рода:

Упражнения для выработки чёткой дикции

1) пропевание гласных, согласных и их сочетаний
АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ.
АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ.
З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ.

Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С.
Ба-бябо-бёбу-бю бэ-бе бы-би
За-зязо-зёзу-зю зэ-зезы-зи

3)чтение и четкое проговаривание скороговорок
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.

Традиционно в методике обучения прибегают к следующим приемам и упражнениям по выработке беглости чтения:

игра «Фотоглаз»: показывается слово или группа слов, а дети воспринимают и запоминают их за короткое время

зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Тексты представляют собой 18 наборов, в каждом – по 6 предложений. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем предложении);

прием многократного чтения: в течение 1 минуты младшие школьники читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали, затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать необходимо не больше 3-х раз);

ежеурочные пятиминутки чтения: урок по любому предмету начинается с того, что младшие школьники 5 минут читают свои книги;

«жужжащее чтение», когда все обучающиеся читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью;

продуктивное многочтение, т.е. чтение текста с разным целевыми установками;

игра «Прятки»: ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;

игра «Догонялки»: вверху над текстом кладется лист бумаги, который передвигается вниз по странице, ученик должен успеть охватить глазом всю строку, пока лист ее не закрыл, и прочитать;

упражнение «Кружки»: на доску вывешивается таблица из разноцветных кружков, расположенных в 3-4 ряда по 8 кружков в каждом. Дети называют цвета:

Упражнение развивает произвольное внимание, зрительное восприятие, умение следить глазами по строчке, не перепрыгивая на другую строку.

упражнение «Кто быстрее»: на столе рассыпаны карточки с небольшими и средними по объему текстами, их больше чем детей. Требуется найти в текстах заданное предложение, которое написано на доске. По команде «Начали!» каждый ученик берет текст и скользит по тексту в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, развитию смысловой догадки.

упражнение «Угадай»: предполагает антиципацию слов, предложений, пословиц, чтение текста, перекрытого полосками. Это упражнение способствует ускорению скорости чтения и углублению восприятия его содержания.

упражнение «Буксир»: учитель читает текст, варьируя скорость чтения. Младшие школьники читают тот же текст, стараясь успевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове. Упражнение развивает скорость чтения, умение менять скорость в зависимости от содержания текста.

упражнение «Молния»: данное упражнение повышает верхнюю границу индивидуального диапазона скорости; оно заключается в чередовании чтения в комфортном для детей режиме с чтением на максимально доступной каждому ученику скорости чтения вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном темпе осуществляется по команде «Молния!».

упражнение «Финиш»: учитель указывает слово или предложение, до которого младшие школьники должны дочитать текст. Дочитав до нужного слова, обучающиеся поднимают руку. Упражнение развивает скорость чтения, внимание.

чтение различного рода пирамид: предполагает чтение слогов, записанных пирамидкой с фиксацией взгляда на средней линии или на цифре, которая стоит вместо линии. Материал дается от простого к сложному.

— чтение двусложных слов с одной пропущенной буквой

— чтение слов, отличающихся одной буквой

Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

В методике обучения чтению наиболее эффективными условиями формирования беглости чтения являются следующие:

1. Систематическое использование упражнений на развитие зрительной памяти, расширение зрительного поля.

Подобные упражнения были описаны нами выше в тексте дипломной работы.

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

1.4. Нормы техники чтения в начальной школе

В целом, нормы техники чтения специально оговариваются в программе каждого УМК. Эти цифры варьируются, но весьма незначительно.

При выставлении оценки за технику чтения учитывается количество ошибок и недочетов (Таблица 1.2).

Ошибки и недочеты, влияющие на оценку техники чтения

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более двух);

чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Первоначально младший школьник осваивает технику чтения, а затем начинает понимать прочитанное. И тем не менее, беглость чтения не должна быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения.

Самое благоприятное (сензитивное) время для обучения детей чтению – 6 лет. К этому возрасту у ребенка уже в достаточной степени развились те свойства, которые способствуют формированию навыка чтения: объем и переключение внимания, память, произвольность поведения.

Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом, который соответствует периоду обучения грамоте. На синтетическом этапе ребенок начинает читать целыми словами, что обычно происходит на второй год обучения в начальных классах. К 9-10 годам навык чтения автоматизируется, так как оказываются сформированными произвольное внимание и произвольная регуляция деятельности. Таким образом, этапы формирования навыка чтения младший школьник проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются они в среднем три-четыре года.

Для обучения технике (беглости) чтения используют различные группы упражнений, направленные на: 1) расширение оперативного поля чтения, 2) развитие смысловой догадки (антиципации), 3) целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения, 4) развитие оперативной памяти и т.д.

Традиционно в методике обучения прибегают к следующим приемам и упражнениям по выработке беглости чтения: зрительные диктанты, ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, продуктивное многочтение, чтение различного рода пирамид, игры «Фотоглаз», «Прятки», «Догонялки», упражнения «Кружки», «Кто быстрее», «Угадай», «Буксир», «Молния», «Финиш» и др.

Интересную методику выработки беглого чтения разработалВ.Н. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников (8).

Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику « Я расту» О.В. Джежжелей, можно выработать систему тренировочных упражнений, которые могут подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей (6).

Как хорошо уметь читать… по кубикам Зайцева. Это очень доходчивая и оригинальная методика, которую уже высоко оценили многие педагоги и родители. Н. А. Зайцев – педагог-новатор, автор нескольких десятков пособий по чтению, письму, иностранным языкам, математике (9).

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощь зрительных диктантов И. Т. Федоренко (19).

В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения (8), которые могут работать при определённых условиях:

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

4. Чтение пред сном.

5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

6. Многократность чтения. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко(чтение в темпе скороговорки).

7. Приём стимулирования учащихся (самозамер скорости чтения) (2).

Начинать работу над беглостью чтения нужно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицыШульте, работа с которыми выполняется за 10 секунд. Наряду с таблицами Шульте можно использовать таблицы Т.Г. Швайко,А.Т. Степанищева (17).

Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения.

Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи.

Для повышения скорости чтения провожу работу по развитию периферического (бокового) зрения.

Работу по развитию бокового зрения начинаю с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Мною использовались упражнения с буквенными и цифровыми таблицами, предложенные Степанищевым А. Т. в книге “Читать можно быстрее”.

Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.

С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.

Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.

1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)

группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)

3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)

4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)

Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.

На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений решаю следующую задачу: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.

Например. Вдох носом, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

Вдох носом, выдох через нос по порциям.

На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – показываю, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.

Упражнение “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.

Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке использую 1-2 скороговорки. Как правило, лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых.

Работу над скороговоркой начинаю с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Практикую проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышу, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то перехожу к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличиваю. Работа над скороговоркой считаю завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.

Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Провожу на каждом уроке пятиминутный тренинг чтения. Использую также на уроках различные виды чтения: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение “Кенгуру”, чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, прочитанных в единицу времени, например к концу первого учебного года школьник должен читать со скоростью — 30—40 слов в минуту. Скорость чтения должна приближаться к скорости устной речи. У человека темп речи индивидуален. Скорость (беглость) чтения зависит от темперамента, скорости реакции, биологических и возрастных особенностей человека.

Методисты начального обучения [2] ввели понятие порогового уровня скорости чтения младших школьников — чтения со скоростью не ниже 50 слов в минуту. Для чтения ниже порогового уровня характерно отставание понимания (осознания содержания) от непосредственного процесса чтения. Для увеличения беглости чтения следует систематически работать над устранением нежелательных явлений в чтении младших школьников, например уменьшать количество регрессий и фиксаций. Скорость чтения можно также повысить за счет увеличения поля чтения. При чтении вслух сдерживающим фактором выступает несовершенная артикуляция младших школьников, поэтому необходимы упражнения для тренировки артикуляции.

Работа над правильностью и беглостью чтения состоит в систематических упражнениях, проводимых на уроках литературного чтения. Правильность и беглость тесно связаны, имеют общую психофизиологическую природу, для совершенствования этих сторон навыка чтения могут использоваться одинаковые комплексы упражнений.

Для тренировки беглости чтения в учебнике О. В. Кубасовой приводятся ритмичные стихи М. Бородицкой, Е. Благининой, а также скороговорки. Подобные упражнения позволяют вовремя снимать возникающие в процессе чтения технические трудности, способствуют формированию положительного отношения к чтению. К сожалению, не во всех современных учебниках имеются такие упражнения, поэтому учителю их приходится составлять на основе текста литературного произведения из учебной хрестоматии.

Приведем примеры упражнений, которые целесообразно провести при работе над рассказом М. Пришвина «Ребята и утята».

Беглость — это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.
Нормативы скорости чтения стали жесткими в 20 веке: во всех программах начальной школы с 20-х годов даются цифры скорости чтения, в частности выпускник начальной школы должен был читать 120 слов в минуту (считалось, что таким детям в 5 классе не потребуются дополнительные занятия, они успешно справятся с программой). В 60-е годы получило распространение так называемое скорочтение, особенно в среде студентов и технической интеллигенции, пропагандисты которого предприняли попытку в 90-е годы прошлого века распространить свое влияние и на начальную школу (ежеурочные пятиминутки чтения, зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко, самозамеры скорости чтения). В программах по новому ФГОС НОО отсутствуют какие-либо нормы беглости чтения: отмечается, что читатель выбирает индивидуальный темп чтения, позволяющий ему осознавать текст, скорость чтения увеличивается постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка [].
Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условий:
1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципа продуктивного многочтения, предложенного М. И. Омороковой.
2) Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.
3) Развитие механизма антиципации, смысловой догадки (текстуального угадывания).
4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.
Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания), длительности остановок (фиксаций) в процессе чтения, количества регрессий. Поле чтения — это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в которой и происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки; у ребенка количество фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы. Количество регрессий составляет в среднем 10-15 на каждые 100 слов текста.
Приемы выработки беглости чтения:
а) упражнения на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра “Фотоглаз”: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время; игра “Угадай”: на доске напечатано к.р.д.р.; В нашей квартире узкий к…Дети угадывают слово (в первом случае с опорой на согласные буквы, которые несут основную смысловую нагрузку, во втором случае – с учетом смысла всей фразы). Упражнение «Пирамида» (ее можно составить из слов текста, который будет читаться на уроке): дети читают пирамиду, скользя взглядом сверху вниз по первым буквам слов:
раз
внук
осень
лесник
мальчик
брусника
маленькая
пересадили
б) зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко: тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложений; от набора к набору постепенно, по 1-2 букве, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем наборе);
в) прием многократного чтения: в течение 1 минуты все дети читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали; затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать не больше 3-х раз);
г) ежеурочные пятиминутки чтения: урок по любому предмету начинается с того, что дети 5 минут читают свои книги;
д) “жужжащее чтение”, когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью;
е) продуктивное многочтение, т.е. чтение текста с разными целевыми установками (учебными заданиями);
ж) игра “в прятки”: ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;
з) игра “Догоняшки” (выполняется в паре): вверху над текстом кладется листок бумаги, который передвигается вниз по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Источник

Консультация «Школьные трудности при обучении чтению: причины и коррекция»

Человеку в течение его жизни приходится овладевать целым рядом навыков. Некоторые из них характеризуются большой сложностью, в связи с этим требуют и весьма длительного времени для своего формирования. Такой навык, как чтение, требует нескольких лет для того, чтобы достигнуть определённой степени совершенства. А уже сформировавшийся навык чтения является фундаментом всего последующего образования.

Практика показывает, что с каждым годом растёт количество детей, испытывающих трудности при обучении чтению. Зачастую связано это с тем, что при формировании навыка чтения не были учтены этапы его становления, в частности, техника чтения не отработана до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.

Все мы знаем, что чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

В целом навык чтенияскладывается из двух факторов: смыслового (понимание прочитанного и выразительность) и технического, т. е. техники чтения.

Трудности в формировании навыка чтениямогут быть вызваны нарушениями различного характера: пространственных представлений, пространственной ориентировки; зрительно-моторной координации; моторики, графомоторных навыков; слухового, зрительного, фонетико — фонематического восприятия; произвольного внимания; памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; сукцессивных функций; звукопроизношения грамматического строя речи, бедностью словаря.

Дети, испытывающие трудности в формировании навыка чтения, читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении такие ошибки: пропуски, замены, перестановки букв, слогов, искажения окончаний, недочитывание слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

Следует отметить, что перечисленные ошибки при чтении у ребёнка могут имеют случайный характер из-за повышенной утомляемости или отвлекаемости ребёнка.

Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с такими детьми и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию негативного, эмоционально – отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом.

Ученику, испытывающему трудности в чтении, предлагается на время отвлечься от этого «нудного» занятия и вместо него заняться забавными упражнениями с картинным и словесным материалом; выполнение этих упражнений приводит к формированию у учащегося целого ряда важных операций, лежащих в основе чтения; овладев ими, ребенок впоследствии читает гораздо лучше и чувствует себя успешным.

Учителя же, в свою очередь, на уроках обучения грамоте могут проводить работу по пропедевтике возникновения данных нарушений чтения. И делать это, конечно, нужно в добукварный и букварный периоды обучения грамоте

Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся затруднения при чтении, с которыми сталкиваются учащиеся начальных классов, причины их возникновения и пути предупреждения.

II— прочитывание слов с ошибками: пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими.

Итак, остановимся более подробно на затруднениях, которые испытывает ученик, при слиянии букв в слоги, слогов в слова, что приводит к побуквенному или слоговому чтению.

Причинывозникновения данной проблемы:

1. Низкий уровень синтеза звуковых элементов.

2. Недостатки в развитии звукобуквенных ассоциаций.

3. Недостаточное знание букв алфавита.

С целью профилактики возникновения таких трудностей в чтении, используется ряд интересных упражнений и заданий, которые учителя могут использовать на различных этапах своего урока.

Для решения такой проблемы, как недостаточное знание детьми букв алфавита, на уроках используются разнообразные игры с буквами. Кратко остановимся на некоторых таких упражнениях.

Конечно, полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. При запоминании букв, желательно, опираться на образы, сравнивать буквы с различными небуквенными изображениями.

Игра «Разрезные буквы». Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать, так чтобы получалось 3-5 деталей). Предлагайте детям собирать буквы,предъявляя части разными способами: Такая игра очень похожа по своему принципу на разрезные картинки. Она способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание «вверх ногами», ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).

Успешным для запоминания букв является упражнение «Внимание». Ученикам предлагается посмотреть на карточку, прочитать то, что на ней написано, запомнить и записать в тетради. Время экспозиции карточки — не более 2 секунд. Используется 2 набора по 7 карточек – бессмысленное сочетание согласных букв от 3 до 9.

Как было сказано ранее, одной из причин возникновения трудностей в слогослиянии является низкий уровень синтеза звуковых элементов.

И начиная с самых первых уроков обучения чтению, для развития звукового синтеза, хорошо использовать игровое упражнение «Собери рассыпавшиеся звуки». Детям произносят отдельные звуки ([с] [а]) и предлагают сказать, какой слог должен получиться. Используются прямые, обратные, закрытые слоги и слоги со стечением согласных.В более сложном варианте произносятся отдельные звуки: н-р, [с, у, м, к, а] и детям нужно сказать, какое слово получится. Данное упражнение целесообразно использовать на уроке при знакомстве с новой буквой, перед чтением слогов и слов с этой буквой.

Для устранения недостатков в развитии звукобуквенных ассоциаций рекомендуется использовать слоговые таблицы. Слоговые таблицы применяются на любом этапе обучения чтению. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы.

Данная работа обеспечивает довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению, развивают наблюдательность и зрительный контроль. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. С помощью таблиц (если регулярно по ним заниматься) учитель сможет воспитать у детей устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма.

Кратко остановимся на методических приёмах работы со слоговыми таблицами. Учитель в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать его. При выполнении этих заданий учащимся не нужно раскладывать слоги на буквы, так как произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Проводя подобную работу, можно использовать игру «Лото».

Сходным со слоговыми таблицами является упражнение «Поиск в тексте заданных слов», т. е. перевод из слуховой формы в зрительную. Задается 1 – 3 слова, которые ученики должны как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, потом – на слух. Отыскав слова, ученики их подчеркивают или обводят в кружок.

Также для развития буквенного синтеза используются упражнения:

2) «Чтение пунктирно написанных слов».

На любом этапе урока чтения рекомендуется использовать упражнения «Чтение строчек с прикрытой нижней половиной и Чтение строчек с прикрытой верхней половиной». Для этого достаточно взять обыкновенную линейку и читать с детьми слоги, столбики слов и предложения, которые даны в букваре, сначала закрыв нижнюю часть строчки, затем верхнюю. Это упражнение важно использовать для развития процесса синтеза, а как говорилось ранее, именно низкий уровень синтеза звуковых элементов, является одной из причин возникновения трудностей в слогослиянии.

Следующая трудность, с которой сталкиваются дети при чтении: прочитывание слов с ошибками, а именно, пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими.

Причины возникновения таких ошибок при чтении:

1. Несформированность процессов произвольного внимания.

2. Недостаточность процессов зрительного анализа.

Давайте рассмотрим ряд упражнений, включение которых в урок, поможет предотвратить и устранить возникновение выше обозначенных ошибок.

Конечно, это прежде всего упражнения, направленные на развитие пространственных представлений. На примере собственного тела дети учатся различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Они отвечают на вопросы учителя (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди) сначала про самого себя, а потом про окружающих.Также детям предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок сначала по предложенному образцу, а затем по памяти;

б) сложить разрезные картинки и сложить изображения из кубиков.

Нередко мы сталкиваемся с таким чтением, как «Механическое» чтение (непонимание читаемого текста: искажения смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста). Причины такого чтения: некритичность мышления и поверхностная смысловая обработка текста. Кратко остановимся на 2-х упражнениях, использование которых поможет предупредить возникновения механического чтения у учащимся.

1. Упражнение «Заполни пропуски» (смысловой анализ текста). Детям даётся текст с пропущенными в них словами. Задача учеников – втавить подходящие по смыслу слова.

2. Упражнение «Поиск смысловых несуразностей» (анализ смыслового содержания текста). Используется текст, в котором на ряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Задача учеников – найти такие смысловые ошибки. Следует отметить, что для преодоления данного вида чтения нужна консультация психолога и занятия с ним. И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание – это такие ошибки при чтении, как Смешивание букв по акустическим и артикуляционным признакам, и Смешивание букв по оптическим признакам. Если выше перечисленные ошибки имеют стойкий характер, учителю в рамках урока справиться с этими нарушениями не представляется возможным. Здесь необходима консультация логопеда и логопедические занятия с детьми, у которых отмечаются данные нарушения чтения. И так мы разобрали наиболее часто встречающиеся трудности в обучении чтению, их причины и пути предупреждения. Используя на своих уроках, выше перечисленные упражнения и задания, вы сможете предотвратить возникновение стойких нарушений чтения у учащихся.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно.

чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению. Смотреть фото чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению. Смотреть картинку чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению. Картинка про чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению. Фото чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтениюКонсультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?» «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение «А. П. Чехов Каждый родитель мечтает о том, чтобы их дети.

Консультация для родителей «Приобщаем детей к книге и чтению» Консультация для родителей «Приобщаем детей к книге и чтению» В последнее время чтение всё больше утрачивает свою культурную роль в обществе,.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: » Роль дидактической игры в обучении детей». Как известно, дидактическая игра одна из.

чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению. Смотреть фото чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению. Смотреть картинку чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению. Картинка про чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению. Фото чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтениюКонсультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Консультация «Игры и математика при обучении дошкольников английскому языку» Оптимальным возрастом для изучения английского языка является дошкольный возраст. Именно, в этом возрасте внимание детей неустойчиво, они.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *