чем отрубали головы в средневековье
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Создание гильотины
Создание гильотины относят к концу 1789 года, и связано оно с именем Жозефа Гильотена. Будучи противником смертной казни, отменить которую в те времена было невозможно, Гильотен выступал за применение более гуманных способов казни. Он помог разработать устройство для быстрого обезглавливания (декапитации) в отличие от применявшихся ранее мечей и топоров, которое назвали «гильотина».
В дальнейшем Гильотен приложил немало усилий, чтобы его имя не было связано с этим орудием убийства, но у него ничего не вышло. Его семье даже пришлось сменить фамилию.
2. Отсутствие крови
Первым человеком, казненным с помощью гильотины, стал Николя-Жак Пеллетье, приговоренный к смерти за грабеж и убийство. Утром 25 апреля 1792 года посмотреть на это зрелище собралась огромная толпа любопытных парижан. Пеллетье поднялся на эшафот, выкрашенный в кроваво- красный цвет, острое лезвие упало ему на шею, голова отлетела в плетеную корзину. Кровавые опилки сгребли.
3. Эксперименты
Устройства для обезглавливания были известны еще до Французской революции, но в этот период они были значительно усовершенствованы, и появилась гильотина. Предварительно ее точность и эффективность проверяли на живых овцах и телятах, а также на человеческих трупах. Параллельно в этих экспериментах ученые-медики изучали влияние мозга на различные функции организма.
4. Вьетнам
В 1955 году Южный Вьетнам отделился от Северного, и была создана республика Вьетнам, первым президентом которой стал Нго Динь Зьем. Опасаясь заговорщиков, стремящихся совершить переворот, он принял закон 10/59, согласно которому любой человек, подозреваемый в связях с коммунистами, мог быть без суда заключен в тюрьму.
Там после ужасных пыток в конечном итоге выносился смертный приговор. Однако, для того, чтобы пасть жертвой Нго Динь Зьема, не обязательно было попадать в тюрьму. Правитель разъезжал по деревням с мобильной гильотиной и казнил всех подозреваемых в нелояльности. В течение следующих нескольких лет были казнены сотни тысяч южных вьетнамцев, а их головы развешаны повсюду.
5. Прибыльное нацистское начинание
Возрождение гильотины пришлось на период нацизма в Германии, когда Гитлер лично приказал изготовить большое их количество. Палачи стали довольно богатыми людьми. Один из самых знаменитых палачей нацистской Германии, Йохан Райхгарт, на заработанные деньги смог купить себе виллу в богатом пригороде Мюнхена.
Нацисты даже умудрялись получать дополнительную прибыль от семей обезглавленных жертв. Каждой семье выставляли счет за каждый день содержания обвиняемого в тюрьме и дополнительный счет – за исполнение приговора. Гильотины применяли в течение почти девяти лет, и 16500 человек были казнены за это время.
6. Жизнь после казни.
В пользу этого свидетельствуют и показания очевидцев, и опыты над животными. Так, король Англии Карл I и королева Анна Болейн после отсечения головы шевелили губами, словно пытались что-то сказать. А врач Борьё отмечает в своих записях, что, дважды обращаясь к казненному преступнику Анри Лонгвилю по имени, спустя 25-30 секунд после казни, замечал, что он открывал глаза и смотрел на него.
7. Гильотина в Северной Америке
В Северной Америке гильотину использовали лишь один раз на острове Св. Пьера для казни рыбака, убившего по пьянке своего собутыльника. И хотя гильотина там больше никогда не применялась, законодатели частенько выступали за ее возвращение, некоторые мотивировали это тем, что использование гильотины сделало бы более доступным донорство органов.
И хотя предложения по использованию гильотины были отклонены, смертная казнь использовалась широко. С 1735 по 1924 годы в штате Джорджия было приведено в исполнение более 500 смертных приговоров. Вначале это было повешение, замененное впоследствии на электрический стул. В одной из тюрем штата был установлен своеобразный «рекорд» – для казни на электрическом стуле шести мужчин потребовалось всего 81 минута.
8. Семейные традиции
Профессия палача презиралась во Франции, общество их сторонилось, а торговцы зачастую отказывались обслуживать. Жить со своими семьями им приходилось за городом. Из-за испорченной репутации возникали сложности и с заключением браков, поэтому палачам и членам их семей по закону разрешили жениться на собственных кузинах.
Самым известным палачом в истории был Шарль-Анри Сансон, начавший исполнять смертные приговоры в 15 лет, а самой известной его жертвой был король Людовик XVI в 1793. Позже семейную традицию продолжил его сын Анри, обезглавивший жену короля, Марию Антуанетту. Другой его сын, Габриэль, также решил пойти по стопам отца. Однако после первого обезглавливания, Габриэль поскользнулся на кровавом эшафоте, упал с него и умер.
9. Юджин Вейдман
В 1937 году за серию убийств в Париже был приговорен к смертной казни Юджин Вейдман. 17 июня 1939 за пределами тюрьмы для него была приготовлена гильотина, собрались любопытные зрители. Кровожадную толпу долго не удавалось успокоить, из-за этого время казни даже пришлось перенести. А после обезглавливания люди с носовыми платками помчались к окровавленному эшафоту, чтобы унести платки с кровью Вейдмана в качестве сувениров домой.
После этого власти в лице французского президента Альберта Лебруна запретили публичные казни, полагая, что они скорее вызывают у людей отвратительные низменные инстинкты, чем служат устрашением для преступников. Таким образом, Юджин Вейдман стал последним человеком во Франции, который будет публично обезглавлен.
10. Самоубийство
Несмотря на падающую популярность гильотины, ее продолжали использовать те, кто решил свести счеты с жизнью. В 2003 году 36-летний Бойд Тейлор из Англии в течение нескольких недель сооружал в своей спальне гильотину, которая должна была включиться ночью, в то время, когда он спал. Обезглавленное тело сына обнаружил его отец, проснувшийся от шума, похожего на звук дымохода, падающего с крыши.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Машина, способная принести счастье человечеству» Как гильотина стала символом гуманизма, равенства и просвещения
Кадр: фильм «Дантон» / Diomedia
25 апреля 1792 года на Гревской площади напротив Парижской ратуши впервые была произведена публичная казнь при помощи гильотины. В последующие годы более 40 тысяч отрубленных голов станут доказательством невиданной досель эффективности новейшего механизма для исполнения наказаний. Как французское устройство по отрезанию голов стало одним из символов просвещения, гуманизма, всеобщего равенства и развития технологий — в материале «Ленты.ру».
Убивать следует гуманно
С самого начала всемирной истории казнь являлась не только наказанием за совершенное преступление, но эффективным способом назидания и запугивания — чтобы другим неповадно было, а также массовым зрелищем и популярным развлечением. С этим связана ни с чем не сравнимая изобретательность и жестокость, с которой человек разумный веками убивал себе подобных. Чем дольше и страшнее мучился приговоренный, прежде чем отойти в мир иной, тем искуснее считалась выполненная палачом работа.
Передовые идеи гуманизма, атеизма и европейского просвещения конца XVIII века, и в особенности Великой французской революции, повлияли на многие стороны жизни, в том числе и на отношение к казни. Меньше казнить не стали, но решили, что убивать себе подобных следует гуманно — быстро и безболезненно.
В Португалии и Испании популярным орудием казни была гаррота. Экспозиция Музея мадам Тюссо (Лондон)
Фото: Петр Каменченко
По французским законам простолюдинов обычно вешали, дворяне же имели эксклюзивное право быть обезглавленными. Революция упразднила классовые привилегии — перед смертью все должны быть равны, простой ты гражданин или из благородных.
Одновременно выяснилось, что популярные, веками практикуемые способы казни себя дискредитировали. Медики установили: у четверти повешенных, даже несмотря на перелом шейных позвонков, сердце продолжает работать, и это может продолжаться несколько часов. Кроме того, при каждой экзекуции следовало индивидуально рассчитать соотношение веса и роста приговоренного с длиной веревки — существовали даже специальные таблицы расчета в сантиметрах на килограмм. В случае ошибки у висельника могла оторваться голова или, наоборот, агония длилась слишком долго — иногда более десяти минут.
Правильное усекновение головы тоже было делом непростым, требовало от палача профессиональных навыков и нередко сопровождалось конфузами. Описан случай, когда двое неловких палачей — муж и жена Гранжан — были растерзаны толпой во французском департаменте Кот-д’Ор.
Революция не может обойтись без публичных казней. А каждая казнь должна нести глубокий революционный смысл, человеческий фактор может все только испортить. Революционная казнь должна стать холодным, неотвратимым и безжалостным орудием справедливости. Без ненависти и сочувствия. Ничего личного!
Неутомимым и неподкупным механическим палачом без нервов и права на ошибку могла стать только машина.
«Моя машина, господа, отрубит вам голову…»
Доктор Жозеф Игнас Гильотен среди товарищей слыл гуманистом и филантропом. Врач по образованию, он преподавал анатомию на медицинском факультете, был депутатом Народного собрания от Парижа и входил в депутатскую комиссию по разоблачению «колдовства, волшебных палочек и животного магнетизма Месмера».
Римский консул Тит Манлий обезглавливает своего сына. Именно эта гравюра навела доктора Гильотена на удачную мысль
Одним из пунктиков Гильотена была идея всеобщего равенства граждан перед смертной казнью — будь ты хоть король, хоть распоследний клошар. И вот однажды ему на глаза попалась гравюра Альбрехта Дюрера, на которой римский консул Тит Манлий Торкват был изображен рядом с незатейливой конструкцией, судя по всему, предназначенной для отрубания голов.
Гильотен понял, какой огромный потенциал заложен в столь простом механизме. На ближайшем заседании Национального собрания он в красках описал возможности машины, которая будет рубить головы так быстро и безболезненно, что осужденный не ощутит «даже легкого дуновения на затылке».
Закончил свое выступление Гильотен фразой, которая оказалась пророческой и обессмертила его имя:
Говорили, что последние слова речи доктора Гильотена потонули в дружном хохоте депутатов…
«Машина, способная принести счастье человечеству»
Идею Гильотена приняли далеко не сразу. Многие депутаты выступали за полную отмену смертной казни. Одним из самых непримиримых ее противников был Максимилиан Робеспьер, считавший, что «смертная казнь несправедлива и гораздо больше умножает преступления, чем предохраняет от них». И это тот самый Робеспьер, в течение 40 дней диктатуры которого гильотина работала безостановочно! До тех пор, пока в ее жесткие объятия не угодил он сам.
В конце концов смертная казнь во Французской республике была сохранена. 25 сентября 1791 года Национальный конвент принял новый уголовный кодекс, в котором, в частности, говорилось:
Всем приговоренным к смерти будут рубить головы. К черту веревку! Да здравствует отмена привилегий! Благородное обезглавливание для всех!
Депутаты постановили, что «просвещенное человечество должно как можно скорее усовершенствовать искусство умерщвления», и попросили ученого секретаря Парижского хирургического общества доктора Антуана Луи разработать механическую головорезку на основе идей, предложенных доктором Гильотеном.
Гильотина в работе. Экспозиция Музея мадам Тюссо (Лондон)
Фото: Петр Каменченко
Следует сказать, что головорезки, напоминающие французскую гильотину, были известны во многих странах Европы. Как правило, они состояли из рамы, внутри которой свободно скользило тяжелое лезвие. Голову жертвы клали на плаху, лезвие падало вниз, голова отлетала.
По сравнению с ними гильотина, которую в деталях разработал Луи, имела несколько важных усовершенствований. Связанного осужденного укладывали животом вниз на плоскую полку, шею фиксировали в круглой лунке на плахе, опуская на нее доску со специальным вырезом, это обеспечивало неподвижность жертвы. Острое лезвие имело скошенный край под углом в 45 градусов, и поэтому не перешибало шею, как это было раньше, а мгновенно ее перерезало.
Выполнить заказ на изготовление прототипа согласился клавесинных дел мастер из Страсбурга, немец по происхождению Тобиас Шмидт. В своем письме доктору Луи он сообщил, что «сочтет за честь изготовить машину для обезглавливания, способную принести счастье человечеству».
Шмидт построил машину за неделю и 812 ливров.
Высота стоек — 4,5 метра. Расстояние между ними — 37 сантиметров. Средняя толщина шеи — 13 сантиметров. Высота откидной доски — 85 сантиметров. Вес резака — 7 килограммов. Вес груза — 30 килограммов. Общий вес всей падающей части — 40 килограммов. Общий вес гильотины — 580 килограммов. Высота падения резака — 2, 25 метра. Скорость падения — 23,4 километра в час. Время падения резака — 0,04 секунды. Время разрубания шеи — 0,02 секунды.
19 апреля 1792 года машина была собрана в Сальпетриере (на тот момент богадельня и женская тюрьма) в присутствии докторов Гильотена и Луи, а также главного палача Франции Шарля-Анри Сансона. Потренировались на трупах и живых барашках. Работала головорезка безупречно.
Несколько слов о названии. Вначале чудо-машину прозвали «луизон» или «луизет» — в честь доктора Луи. И лишь позже — гильотиной. Доктор Гильотен был высокой почестью крайне недоволен. Он и его родственники неоднократно требовали сменить название головорезки, но тщетно. В конце концов им пришлось сменить фамилию. Кстати, в официальных французских судебных документах слова «гильотина» и «гильотинирование» никогда не употреблялись. Вместо этого писали: «Способ, принятый на вооружение в результате консультаций с ученым секретарем Хирургического общества».
Презентация гильотины. Париж, 25 апреля 1792 года
Изображение: Heritage Images / Contributor / Getty Images
«Трах — и голова в корзине!»
Народу казнь не понравилась. Где эстетика работы палача, истошные крики жертвы, мучительная агония? Качество зрелища оказалось так себе, но в прямом соответствии с законом диалектики его в скором времени компенсировало количество жертв. А также их статус.
Палачи трудились без выходных и достигли в своем ремесле высокого мастерства. О Сансоне французские газеты с восторгом писали:
В Париже искусство гильотинирования достигло высшей степени совершенства. Сансон и его ученики отправили на тот свет 12 человек за 13 минут
За годы террора и якобинской диктатуры (1792-1795) были казнены 38-43 тысячи человек. Самой молодой жертве гильотины едва исполнилось 13 лет. Самому пожилому казненному, лавочнику Дервильи, было 93 года.
Фото: Петр Каменченко
Наблюдение за казнями стало самым популярным парижским развлечением. В газетах печатались расписания экзекуций, на улицах продавались программки с именами осужденных. Избранные граждане могли получить специальные контрамарки, чтобы занять место у самого эшафота. Появились истинные знатоки и ценители процесса, встречавшие особо удачные действия палача одобрительными аплодисментами, а заминки — шиканьем и свистом. Тут же толклись городские сумасшедшие и истеричные особы, певшие, плясавшие и выкрикивавшие оскорбления в адрес осужденных.
Учителя водили на просмотр публичных казней учеников, в магазинах продавались игрушечные гильотины, при помощи которых дети с удовольствием обезглавливали кукол и мелких грызунов. В моду вошли сувенирные гильотины для обрезки сигар, отчаянные преступники делали татуировки в виде гильотины с подписью «До встречи, мадам», а больные и малахольные мазались кровью казненных, чтобы исцелиться от хвори.
Казнь Марии-Антуанетты 16 октября 1793 года. Неизвестный художник XVIII века
Изображение: Heritage Images / Contributor / Getty Images
Жизнь после смерти
С большим интересом наблюдал за работой гильотины и научный мир просвещенной Франции. Темой дискуссии стал вопрос: умирает ли голова (мозг) сразу после отсечения или живет еще какое-то время?
Поводом для научных споров и сомнений стал случай с головой Шарлотты Корде, зарезавшей кухонным ножом купавшегося в ванне «друга народа» Марата. Перед казнью и во время нее Шарлотта держалась с редким мужеством. После гильотинирования отиравшийся у эшафота ученик плотника отвесил отрезанной голове Шарлотты оплеуху, на что последняя отреагировала гримасой, полной презрения. И это видели все.
Смерть Марата, убитого Шарлоттой Корде. Экспозиция Музея мадам Тюссо (Лондон)
Фото: Петр Каменченко
Были и другие свидетели подобных чудес, в том числе присутствовавшие на экзекуциях врачи. Так, чтобы проверить наличие сознания у отрезанной от тела головы, доктор Борье из Монпелье заранее договорился с осужденным Анри Лангием: после казни он окликнет его, и если тот услышит, то поднимет и опустит веки. Вот как описывает этот случай в журнале «Архив криминальной антропологии» доктор Борье:
— Голову положили на затылок и мне не пришлось брать ее в руки. Я к ней даже не прикасался (…). Тотчас после обезглавливания веки и губы приговоренного начали сокращаться, это длилось пять-шесть секунд. Я подождал еще несколько секунд, тик прекратился, лицо успокоилось, веки прикрыли глазные яблоки (…). Тогда я громко произнес: «Лангий!». Веки медленно приподнялись, как у живого человека, которого разбудили. Лангий уставился на меня, взгляд был не тусклый и не мутный, а очень живой, четко сфокусированный. Через несколько секунд веки снова медленно и плавно опустились. Я позвал снова. И веки открылись — медленно, плавно, оба глаза, несомненно, жили и смотрели куда осмысленнее, чем в первый раз. Потом они закрылись (…). Я сделал третью попытку. Никакой реакции не последовало. Все это заняло 25-30 секунд.
Из научного наблюдения Борье сделал следующий вывод:
Приходится признать, что после отделения головы от шеи кора головного мозга еще некоторое время сохраняет активность, поскольку зрительные и слуховые центры продолжают функционировать
Палачи устали
Несмотря на впечатляющий французский опыт, гильотина как официальное орудие казни широкого распространения в мире не получила. Исключением стала нацистская Германия. С 1933 по 1945 год суды Третьего рейха приговорили к обезглавливанию 16,5 тысячи человек. За то же время военные трибуналы вынесли 25 тысяч смертных приговоров. 1184 человека были казнены на гильотине с 1938 по 1945 год в оккупированной Австрии.
Казнь на гильотине во Франции по традиции проходила публично в пять часов утра
Фото: Bettmann / Contributor / Getty Images
В сентябре 1943 года в берлинской тюрьме Плетцензее за один день на гильотине казнили 186 заключенных. План по казням, однако, выполнен не был — палачи выбились из сил. На следующий день они продолжили, обезглавив еще 114 человек.
Последняя казнь на гильотине во Франции была проведена 10 сентября 1977 года. В Марселе с беспутной жизнью и дурной головой расстался одноногий сутенер, насильник и убийца арабского происхождения 28-летний Хамид Джанбуди.
В 1981 году смертная казнь во Франции была отменена.
Гильотина. Автоматизированный аппарат для казни.
Гильотина — механизм для приведения в исполнение смертной казни через отрубание головы.
Обезглавливание при помощи гильотины было распространённой механизированной формой казни, изобретённой незадолго до французской революции. Целью изобретения было создание безболезненного и быстрого метода казни.
После того, как голова была отсечена, палач поднимал её и показывал толпе. Бытовало мнение, что отрубленная голова могла видеть на протяжении примерно десяти секунд. Таким образом, голову человека поднимали, чтобы он мог перед смертью увидеть смеющуюся над ним толпу.
В 1792 году была введена гильотина. 25 апреля 1792 года на Гревской площади гильотина была использована впервые в качестве орудия казни: был казнен обыкновенный вор Никола Пеллетье.
Толпа зевак, приученная со времен средневековья к «изысканным» казням, была разочарована быстротой казни на гильотине. Вскоре гильотина переехала с Гревской площади на площадь Республики (ныне Площадь Согласия, где и произошло большинство казней Революции), и уже 21 января 1793 ею был казнён Людовик XVI. Гильотина не была отменена последующим строем ввиду чрезвычайного её удобства.
Казнь исполнялась долгое время только публично: в приговоре об осуждённом говорилось, что ему отсекут голову на публичном месте во имя французского народа. Соблюдались и средневековые ритуалы: так, в последнее утро осужденному объявляли: «Мужайтесь (следует фамилия)! Час искупления настал», после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома.
После Первой мировой войны казнили на бульварах, где всегда собиралась большая толпа. В 1932 году перед тюрьмой Санте был казнен Павел Горгулов, русский эмигрант, автор произведений, которые подписывал Павел Бред, за убийство президента республики Поля Думера.
Через семь лет, 17 июня 1939 г., в 4 часа 50 минут в Версале на бульваре отсекли голову Евгению Вейдману, убийце семи человек.
Это была последняя публичная казнь во Франции: из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в условиях тюрьмы.
Последняя казнь через отсечение головы гильотиной была произведена в Марселе, в период правления Жискар д’Эстена, 10 сентября 1977 года. Казнённого арабского происхождения звали Хамида Джандуби. Это была последняя смертная казнь в Западной Европе.
О диле, тевтонской гильотине раннего средневековья, сохранились отрывочные сведения, но несомненно то, что она действительно существовала. Иногда диле называли “хобель” или “долабра” и есть сведения, что одна такая машина для обезглавливания была установлена в былые времена в старом нюрнбергском дворце. Помимо этих сведений в нашем распоряжении имеются только художественные воспроизведения диле, которые дают противоречивое представление об этой машине и заставляют предположить, что существовало две ее разновидности. Одна из гравюр, хранящихся в архиве Фельдхауз в Вильгельмсхафене, изображает полуавтоматическую машину, для приведения которой в действие палачу требовалось ударить тяжелой колотушкой по ножу.
Раннегерманская полуавтоматическая гильотина.
Существование диле подвергает сомнению Элистер Кершоу (в своей “Истории гильотины”): “Вызывает серьезные сомнения утверждение в том, что немцы также внесли свою лепту в создание механических приспособлений для обезглавливания, поскольку никакой достоверной информации о диле, такой, какую нам дают, например, о “галифакской машине” Кэмден и Холинзхед не существует”.
Как-то казнили во Франции оптимиста, пессимиста и зануду.
Оптимиста первым подвели к гильотине и спросили его последнее желание.
Он ответил: «Жизнь была так прекрасна и интересна! Положите меня, пожалуйста, лицом вверх. Мне будет очень интересно смотреть на падающий нож».
По обычаю его помиловали.
Спросили пессимиста о последнем желании.
Он тоже был помилован, согласно обычаю.
— Твое последнее желание?
— Последнее желание, последнее желание. Лучше б гильотину починили.
Вот, что Автоматизация с палачами делает, исхудали все.
гильотина хорошо в Польше ещё поработала в 30-х годах на немцев.
Я в детстве смастерил такую же для насекомых..)
Долой монархию
Зашиваюсь совсем
Относись к нему, как к королю
То, что мы вероятно не знали про ПАЛАЧЕЙ
Смертная казнь, вокруг которой сегодня бушуют споры правозащитников и общественности, — наказание, появившееся в глубокой древности и дошедшее до наших дней. В некоторые периоды истории человечества смертная казнь была едва ли не преобладающим наказанием в правоохранительной системе различных государств.
Для расправы над преступниками требовались палачи — неутомимые и готовые «трудиться» от зари до зари. Профессия эта овеяна зловещими мифами и мистицизмом.
Кто же такой палач на самом деле?
В раннем средневековье суд вершил феодал или его представитель, опираясь на местные традиции. Первоначально осуществления наказания должны были осуществлять сами судьи или их помощники (приставы), пострадавшие, случайно нанятые люди и т.д. Основой дознания был опрос свидетелей. Спорные вопросы решались с помощью системы ордалий («божьего суда»), когда человек как бы отдавался на волю бога. Это достигалось путем проведения поединка, по принципу «кто победил, тот и прав». Драться должны были или сами обвинитель и подозреваемый, или их представители (родственники, нанятые и т.д.)
Другой формой ордалий были физические испытания, например, взять в руку раскаленный метал или опустить руку в кипяток. Позднее по количеству и степени ожогов судья определял волю бога.
Понятно, что такой суд был не слишком справедлив
С усилением центральной власти и развитием городов, где местную власть осуществляли выборные власти, возникает система более профессионального суда.
С развитием судопроизводства усложняются и наказания. Наряду со старыми формами наказания, такими как вергельд (штраф) и простая казнь, появляются новые. Это бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование и т.д.. Определенную роль играло то, что в некоторых местах сохранялась идея «око за око», т.е., если человек нанес какое-либо телесное повреждение, например, если преступник сломал пострадавшему руку, то ему тоже нужно было сломать руку.
Как и раньше необходимо было провести процедуры допроса, заставив подозреваемого дать показания, но при этом не допустить потери сознания и особенно смерти подозреваемого во время допроса.
Первые упоминания должности палача встречаются в документах 13 века. Но монополия на выполнение приговоров установилась за ним только к 16 веку. До этого приговор могли выполнять, как и раньше, другие люди.
Профессия палача была не так проста, как может показаться на первый взгляд. В частности, это касалось процедуры обезглавливания. Отрубить голову человеку одним ударом топора было нелегко, и особо ценились те палачи, что могли сделать это с первой попытки. Такое требование к палачу выдвигалось вовсе не из гуманности к осужденному, а из-за зрелищности, поскольку казни, как правило, носили публичный характер. Мастерству учились у старших товарищей. В России процесс обучения палачей проводился на деревянной кобыле. На неё клали муляж человеческой спины из берёзовой коры и отрабатывали удары. У многих палачей было что-то вроде фирменных профессиональных приёмов. Известно, что последний британский палач Альберт Пьеррпойнт проводил казнь за рекордное время — 17 секунд.
Официально работа палача считалась такой же профессией, как и любые другие. Палач считался служащим, чаще городским, но иногда он мог находиться на службе какого-нибудь феодала.
Он отвечал за исполнение различных приговоров суда, а также проведение пыток. Следует отметить, что палач был именно исполнителем. Он не мог по своей воле провести пытку. Обычно его действиями руководил представитель суда.
Палач получал жалование, иногда дом, где он жил. В некоторых случаях палачам, как и другим служащим, оплачивалась и форменная одежда. Иногда эта была общая униформа городских служащих, иногда особая одежда, подчеркивающая его значение. Большая часть инструментов (дыба, другие приспособления и т.д.) оплачивались и принадлежали городу. Символом палача (во Франции) был специальный меч с округлым лезвием, предназначенный только для отрубания голов. В России — кнут.
Маску, которую так часто показывают в кино, реальный палач обычно не надевал. Маска была на палаче при казни английского короля Англии Карла 1-го, но это был единичный случай. Средневековые палачи, да и палачи в более поздние периоды истории, очень редко скрывали свои лица, поэтому укоренившийся в современной культуре образ палача в маске-капюшоне не имеет под собой реальных оснований. До конца XVIII масок вовсе не было. Палача в его родном городе все знали в лицо. Да и скрывать свою личность палачу было незачем, ведь в древние времена никто даже не помышлял о мести исполнителю приговора. Палач рассматривался всего лишь как инструмент.
Обычно должности палача занималась или по наследству, или под угрозой уголовного преследования.
Существовала практика что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать палачом. Для этого необходимо, чтобы место палача было вакантно, и не всем осужденным могли предложить такой выбор.
Перед тем как стать палачом, претендент должен был долгое время проработать подмастерьем. Претендент должен был обладать немалой физической силой и значительными знаниями о человеческом теле. Чтобы подтвердить свое умение, кандидат, также как и в других средневековых профессиях, должен был исполнить «шедевр», т. е., выполнить свои обязанности под присмотром старших. Если палач уходил на покой, он был обязан предложить городу кандидатуру на свой пост.
Хотя по закону палач и считался обычным служащим, отношение к нему было соответствующим. Правда он нередко мог хорошо зарабатывать.
Платили палачам во все времена немного. В России, например, по Уложению 1649 года жалование палачам уплачивали из государевой казны – «годового жалованья по 4 рубля каждому, из губных неокладных доходов». Однако, это компенсировалось своеобразным «социальным пакетом». Так как палач был широко известен в своей местности, он мог, приходя на рынок, брать всё, что ему было необходимо, совершенно бесплатно. В буквальном смысле палач мог питаться так же, как тот, кому он служил. Впрочем, традиция эта возникла не из-за благосклонности к палачам, а как раз наоборот: ни один торговец не хотел брать «кровавых» денег из рук убийцы, но поскольку палач был нужен государству, кормить его были обязаны все.
Впрочем, со временем традиция изменилась, и известен достаточно забавный факт бесславного ухода из профессии французской династии палачей Сансонов, существовавшей более 150 лет. В Париже долгое время никого не казнили, поэтому палач Клемон-Анри Сансон сидел без денег и влез в долги. Самое лучшее, что придумал палач – заложить гильотину. И как только он это сделал, по иронии судьбы, сразу появился «заказ». Сансон умолял ростовщика выдать гильотину на время, но тот был непоколебим. Клемон-Анри Сансон был уволен. А если бы не это недоразумение, то ещё целый век его потомки могли бы рубить головы, ведь смертная казнь во Франции была отменена только в 1981 году.
Для дворянина считалось оскорбительным сам факт поездки в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он проехал в телеге палача, наносил огромный ущерб его чести.
Известен случай, когда палач, назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее, узнав кто он, она подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя она проиграла процесс, сам факт весьма показателен.
Палач нередко рисковал быть избитым. Эта угроза возрастала за границей города или в период проведения крупных ярмарок, когда в городе появлялось много случайных людей, которые могли не бояться преследования местных властей.
Во многих областях Германии, существовало правило, что если кто-то, например, муниципалитет небольшого города, нанимал палача, он был обязан обеспечит его охраной и даже внести специальный залог. Бывали случаи, когда палачей убивали. Это могла сделать как толпа, недовольная проведением казни, так и преступники.
Казнь Емельяна Пугачева
Поскольку палач считался городским служащим, он получал фиксированную оплату по таксе, установленной властями. Кроме того, палачу отдавались все вещи, что надеты от пояса жертвы и ниже. Позднее в его распоряжение стала передаваться вся одежда. Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палача было не так чтоб очень много. Иногда городской палач выезжал в соседние небольшие городки для выполнения своих функций по заказам местных властей. Но это тоже случалось не часто.
Чтобы дать палачу возможность заработать и не платить ему за простой, за ним часто закреплялись и другие функции. Какие конкретно, зависело как от местных традиций, так и от размеров города.
Среди них наиболее часто встречались следующие.
Во-первых, палач обычно осуществлял надзор за городскими проститутками, естественно собирая с них фиксированную плату. Т.е., являлся содержателем борделя, отвечавшим также за поведение проституток перед городскими властями. Эта практика была очень распространена до 15 века, позднее от нее постепенно отказались.
Во-вторых, иногда он отвечал за чистку общественных уборных, выполняя работу золотаря. Эти функции были закреплены за ними во многих городах до конца 18 века.
В-третьих, он мог исполнять работу живодера, т.е., занимался отловом бродячих собак, удалял из города падаль и выгонял прокаженных. Интересно, что если в городе были профессиональные живодеры, они часто были обязаны выступать в качестве помощников палача. Со временем и ростом городов у палача появлялось все больше работы, и он постепенно избавлялся от дополнительных функций.
Наряду с этими работами палач нередко оказывал населению другие услуги. Он торговал частями трупов и снадобьями, изготовленными из них, а также различными деталями, относящимися к казни. Такие вещи, как «рука славы» (кисть, отрубленная у преступника) и кусок веревки, на которой был повешен преступник, часто упоминаются в различных книгах по магии и алхимии того времени.
В средневековой Европе палачи, как и все христиане, допускались в церковь. Однако, на причастие они должны были приходить последними, а во время службы должны были стоять у самого входа в храм. Впрочем, несмотря на это, у них было право проводить обряд венчания и обряд экзорцизма. Церковники того времени считали, что муки тела позволяют изгонять бесов.
Сегодня это кажется невероятным, но нередко палачи торговали сувенирами. И не стоит тешить себя надеждой, что между казнями они занимались резьбой по дереву или лепкой из глины. Торговали палачи алхимическими зельями и частями тела казненных, их кровью и кожей. Все дело в том, что, по мнению средневековых алхимиков, подобные реагенты и зелья имели невероятные алхимические свойства. Другие же полагали, что фрагменты тела преступника являются оберегом. Самый безобидный сувенир — веревка висельника, которая якобы приносила удачу. Случалось, что трупы тайно выкупались средневековыми врачами для изучения анатомического строения тела.
У России же, как обычно, свои путь: отрубленные части тел «лихого» люда использовались как своеобразная «агитка». В царском указе 1663 года говорится: «Отсеченные руки и ноги у больших дорог прибивать к деревьям, и у тех же рук и ног написать вины и приклеить, что те ноги и руки — воров и разбойников и отсечены у них за воровство, за разбой и за убийство… чтобы всяких чинов люди знали про их преступления».
Существовало понятие как «проклятье палача». Ничего общего с магией или колдовством оно не имело, а отражало взгляд общества на данное ремесло. По средневековым традициям, человек, ставший палачом, оставался им на всю жизнь и сменить профессию по своей воле не мог. В случае же отказа от выполнения своих обязанностей палача считали преступником.
Фернан Мейсонье — самый известный палач ХХ века и документ, удостоверяющий его личность
«Иногда мне говорят: «Сколько же надо храбрости, чтобы казнить людей на гильотине». Но это не храбрость, а самообладание. Уверенность в себе должна быть стопроцентная.
Когда приговоренных выводили во двор тюрьмы, они сразу же видели гильотину. Одни держались мужественно, другие падали без чувств или мочились в штаны.
“ Я был карающей рукой Правосудия и горд этим”- пишет он в своей книге. И никаких угрызений совести или ночных кошмаров. Орудие своего ремесла – гильотину – он хранил до самой смерти, выставлял ее в собственном музее под Авиньоном и порой разъезжал с ней по разным странам:
«Для меня гильотина – как для автолюбителя-коллекционера дорогой «феррари». Мог бы продать и обеспечить себе спокойную и сытую жизнь».
Но Мейсонье гильотину не продал, хотя «модель 48» рубила, по его словам, плохо, и приходилось «помогать руками». Палач подтягивал за уши голову обреченного вперед, поскольку «преступники втягивали ее в плечи и казнь по-настоящему не получалась».
Разборка гильотины на территории тюрьмы после казни. Последняя казнь во Франции была проведена в 1977 году