чем отличаются журналист и блоггер
Ты очевидец Чем отличаются блогеры от журналистов
Если зайти на любую отраслевую конференцию про интернет и СМИ, можно услышать несколько ключевых слов и выражений: «гражданская журналистика», «блогеры как журналисты», «новые медиа» и «user generated content». Обсуждать информационную революцию, благодаря которой блогеры неминуемо вытеснят СМИ, стало так модно, что некоторые действительно верят, что такая революция произойдет.
Я решил объяснить, почему никто никогда не сможет заменить представителей второй древнейшей профессии. Будем считать это своеобразными майскими тезисами, которые хоть чуточку прикроют тему.
Сейчас очевидец идет в уютную жежешечку и, будто из своей личной Останкинской телебашни, рассказывает про все случившееся своим друзьям, а те транслируют его слова дальше. В конечном итоге это замечают журналисты и доносят информацию до тех, у кого жежешечки нет. В России таких примерно 100 миллионов человек.
У блогеров такой функции нет. Очевидцы, то есть люди, формирующие новостные поводы, составляют пренебрежимо малую долю от всех пользователей интернет-дневников. У них нет обязательств перед читателем, они не играют по правилам, заданным законом о СМИ. Таким образом, в блогах ничто не гарантирует адекватной передачи информации и критического подхода к ней.
Три. Блогерской журналистики как таковой не существует, потому что огромная доля популярных блогеров не просто связана со СМИ, но и вписывается в их формат. Блогеров замечают издания и предлагают использовать их площадку для высказывания интересных мыслей. При этом популярные блогеры зачастую довольно известны и в офлайне, так что вполне годятся на роль «говорящих голов».
Пять. У журналиста есть навыки, которые не распространяются на блогеров. Обитателям ЖЖ совсем не обязательно грамотно писать, уметь структурировать текст, проверять перечисленные в нем факты в дополнительных источниках, ссылаться на эти самые источники и согласовывать интервью с тем, кто его дал. Мы здесь даже не упоминаем милую привычку PR-агентств использовать блогеров как «в белую», так и «втемную» и платить им за хвалебные отзывы о тех или иных компаниях и их продукции.
Шесть. Блогеры вправе распоряжаться эмоциями по собственному усмотрению и вольны писать только то, что им нравится. Журналисты, если мы говорим о новостях, должны засунуть свои эмоции куда подальше и писать то, что будет интересно (сюрприз) блогерам.
Семь. Блогеры бывают исключительно полезны, когда происходит нечто из ряда вон выходящее, а на месте оказывается какой-нибудь активист с камерой и доступом в ЖЖ. Однако практика показывает, что в общем случае летучий отряд из журналиста в компании с оператором выполняет эту задачу куда как лучше.
Восемь. Журналисты очень любят блогеров, без них не было бы многих новостей. Но покупатель шкафа из ИКЕА не заменит собой столяра. А если и заменит, то не вытеснит столяров с рынка, а примкнет к ним.
Чем отличается блоггер от журналиста
Меня очень часто спрашивают: когда ты начнешь писать материалы для СМИ так же интересно, как в блог. Обычно на такие вопросы я отвечаю улыбкой. Ну, не рассказывать же, что в блог я пишу так как мне хочется и то что мне хочется. Что в блоге единственный ограничитель – это моя совесть и внутренняя цензура. Что в блоге дамокловым мечом не висит редакционная политика, законы и мнение начальства. И много других нюансов.
Блоггерство – это не журналистика. Увы, не все это могут понять и принять. И судят о блоггерах по себе. Поэтому и решил создать вот такую таблицу: чем журналист отличается от блоггера. Сравнительные характеристики основаны на личном опыте, мнении других блоггеров и чувстве юмора друзей. К примеру, вот что говорит Сергей: «Блоггер — это что вижу о том и пою: увидел яму посреди улицы — написал какие засранцы городская власть. Журналист же увидел яму, позвонил в исполком, еще куда-то, выяснил кто выкопал, зачем, когда закопают и кто виноват. А потом из всего этого сделает статью. Блогер больше пишет для себя, а журналист для других»
Подруга, просившая не называть в данном посте ее имя, говорит, что, цитирую, «ты не «православный» блоггер, ибо журналист в тебе засел глубже никнейма».
Дополнения и правки приветствуются! Для этого комментарии и существуют. Как авторизоваться в блоге, рассказано ТУТ
Журналист и блогер. Найди 5 отличий!
Журналист и блогер… На первый взгляд кажется, что они занимаются одним и тем же: сбором, обработкой и распространением информации. Однако это не так. Между блогером и журналистом существуют некоторые отличия. В чем же они заключаются? Может ли блогер полностью заменить журналиста?
В настоящее время все более актуальным и массовым становится ведение блогов в сети Интернет. Этим начинает заниматься не только молодежь, активно воспринимающая все модные веяния, но и люди старшего поколения. При этом многие блогеры, публикуя потоки информации в Интернете, считают себя полноправными преемниками журналистов, часто не осознавая огромную разницу между двумя понятиями.
Журналист — это, в первую очередь, профессия. Конечной задачей данного человека является донесение какой-либо информации до целевой аудитории. Однако речь идет не о произвольной информации, собранной из неавторитетных источников или вовсе не имеющей источника, поданной в свободной, часто не соответствующей этическим нормам форме, а об объективной информации, взятой из проверенных источников и поданной в соответствии с нормами языка. Следовательно, неправильно полагать, что журналисту «закон не писан» и он может делать все, что ему вздумается. Напротив, существует немало нормативно-правовых актов, регулирующих его деятельность.
Во-первых, свободу журналиста ограничивают такие документы, как Конституция РФ, Законы РФ «О средствах массовой информации» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Также статьи, касающиеся деятельности СМИ, содержат законы: «О рекламе», «О защите детей от информации, вредящей их здоровью и развитию», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти», «О противодействию экстремистской деятельности» и др. Помимо этого, журналист поставлен в рамки различных этических документов, среди которых «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Также немаловажное значение имеет тот факт, что деятельность журналиста ограничена сроками. Он не может работать над материалом бесконечное количество времени. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя журналист и является творческой профессией, его деятельность всячески ограничивается.
Блогер – это не профессия, а хобби. Хотя перед ним не стоит задачи собрать информацию из проверенных источников, обработать и донести ее до населения, нередко в своей деятельности он стремится именно к этому. В этом состоит сходство блогера и журналиста. Многие, основываясь лишь на этом, отождествляют их. В действительности же существует некоторые различия между блогером и журналистом.
Во-первых, блогера в меньшей степени, нежели журналиста, ограничивают законы. Если работнику СМИ в процессе деятельности требуется все время держать в голове 5-6, а то и больше нормативно-правовых актов, для блогера же это не является обязательным. Особого закона, касающегося только блогеров, в настоящее время не существует. Статьи, так или иначе связанные с их деятельностью, содержатся в различных правовых документах. Во-вторых, в отличие от журналиста свобода блогеров не ограничивается этическими документами. Наконец, в-третьих, данная деятельность не лимитируется сроками. Для блогера понятие «дедлайн» не актуально.
Поскольку блогеры имеют большую, нежели журналист, свободу творчества, то зачастую многие люди, занимающиеся данной деятельностью, выкладывают в Интернет необработанную информацию, представленную очень хаотично, не осознавая последствий.
Известный журналист и писатель Е. Черникова писала в своей книге: «Журналистика как социальный институт бессмертна…» Я полностью разделяю ее точку зрения. Такое хобби, как блогерство, не может и не должно заменить собой профессию «журналист». Два этих вида деятельности должны развиваться как параллельные прямые, не пересекаясь. Иначе наступит информационный хаос, людям нельзя будет отличить правдивые сведения от ложных, объективную информацию от личного мнения. Массы граждан будут постоянно дезинформироваться, что приведет к многочисленным беспорядкам и даже вооруженным конфликтам.
Блогеры VS Журналисты: взаимодействие традиционных СМИ с блогосферой
Толковые материалы для блогеров
Чем отличаются блогеры от журналистов? Как им, вечно враждующим можно работать вместе? Почему нельзя “просто брать картинки из яндекса”?
Сегодня я на дальневосточном медиасаммите, проходящем во Владивостоке, зачитывала доклад о взаимодействии блогеров с журналистами. Он стал логичным продолжением моего прошлогоднего ДВИФ-доклада “Взаимодействие блогеров и пиарщиков”, выложенного в этом посте. Следуя логике, скоро я сделаю доклад по взаимодействию нас, любимых с не менее любимыми котиками.
Ну да ладно, пока о журналистах. Традиционно, доклад – выкладываю в пост.
Кто такие блогеры, по сути своей нам дано определение было в «Законе о блогерах», но это скорей формализованно. Любая личная страничка и три тыщи уников в сутки вынь да положь, а иначе ты не блогер, а так – погулять вышел.
На мой взгляд, конечно, блогером может называться любой, кто пишет в хронологическом порядке на своей странице в сети, Но если сравнивать, и журналистом – называется любой, кто пишет заметки в СМИ. Но согласитесь, корреспондент районной газеты, пишущий раз в три месяца пятьдесят строк или постоянно работающий журналист имеют разное влияние и разный статус. Так и с блогерами.
Вражда традиционных СМИ с представителями гражданской журналистики с одной стороны понятна, а с другой вызывает недоумение. Да, одним всегда есть чему позавидовать, но и другим тоже. Есть свои плюсы и минусы во всем, да и более того, пока что блогинг – не стоит на одной ступеньке с журналистикой в общем. У большинства блогеров это не профессия, а все же хобби.
Я выделила три основных отличия блогеров, как гражданских журналистов, и журналистов традиционных СМИ.
Оперативность – это отличие было наиболее актуально года три-четыре назад (по крайней мере на региональном уровне) блогеры выкладывали посты оперативней, чем СМИ, сейчас же информагентства стали делать это быстрей. И просто репортаж от блогера уже становится менее интересным, чем субъективный рассказ о происходящем, с выражением личного мнения и, может быть, какой-либо попыткой анализа.
И тут собственно мы переходим к такому различию, как субъективность, личное мнение. Вот тут в журналистике фактов сложней, потому что освещая событие высказывать точку зрения новостнику считается странным, ну а поразмышлять над темой, проанализировать ситуацию журналисты часто могут лишь в авторских колонках или специальном репортаже. Помните, что считалось дурным тоном диктору в новостях даже тоном голоса и выражением лица показывать свое отношение к анонсируемому новостному сюжету.
С другой стороны, в журналистике плюсом и хорошим тоном считается дать в материале несколько, порой даже противоположных точек зрения. Блогер же может себе позволить быть субъективным, рассказать лишь об одной стороне дела. Хорошо ли это? Не сказала бы однозначно. Но зато блогер может написать от себя, не оглядываясь на информацию от тех же официальных лиц. И тут как раз время поговорить о независимости.
Единственный формат, который соблюдает блогер – находится у него в голове. Это то, каким он видит свой блог. Он не оглядывается на «редакционную политику», позицию издания, спонсорские взаимоотношения и так далее.
Хотя понятно что все мы люди все мы человеки и – естественно, что лояльность блогера, как частного лица получается теми же способами, что и лояльность изданий. Конечно, есть мегапринципиальные люди, которые не оглядываются вообще ни на что и ни на кого, но редко.
Итак, можно ли блогерам с журналистами взаимодействовать или пусть себе живут сами по себе? Я считаю, что не только можно, но и нужно и способов для этого можно найти множество. Я выделила три лишь самых очевидных.
СМИ могут «подхватывать» и развивать заданную блогерами тему, блогеры могут обсуждать у себя новости и сюжеты изданий. Зачастую это дает не только дополнительный контент и тем, и другим, а также решения порой важных вопросов. Несколько примеров:
Об этом и хочется сказать, если берется блогерская тема – как минимум, было бы приятно указывать «источник вдохновения» (заодно можно привлечь к созданию материала самого блогера с его экспертным комментарием, еще один плюс).
Отрицательный пример тут вспомню. Писала я про Артема Мирошина, как хабаровского режиссера, своей короткометражкой «предсказавшего» падение метеорита в Челяинске. Эту новость тут же выдали на агентстве «АмурПРЕСС», связавшись с режиссером по моим следам. В тексте про меня ни слова. Я, как человек,с агентством работавший до этого и друживший, просто спросила: «рЕбята, ну че за дела?» Вместо того, чтобы просто где-то вставить информацию о том, что мол сначала об этом написала я, журналисты добавили в заметку пафосную надпись, что-то типа: «О, благодарим великую Анну Сидорову, бла-бла-бла…» Естественно, что этим агентство просто перечекнуло все пути дальнейшей работы со мной.
Пиар-акции с привлечением блогеров интересны не только коммерческим компаниям, не связанным с медиатехнологиями. Напротив, СМИ тут тоже можно поработать.
Самый яркий пример – это, конечно, «Нефорум блогеров» ныне, увы несуществующего РИА «Новости». Если до этого в блогосфере об агентстве было просто нейтральное мнение, а упоминаемость была лишь в связи с какими-то конкретными новостями («Как сообщили в РИА Новостях…» и далее про предмет обсуждения, то после пары мероприятий и создания «Клуба блогеров», откуда можно было брать материалы из фотобанка агентства для своих постов, узнаваемость этого медийного бренда и в блогосфере повысилась основательно. Жаль, что последний всплеск обсуждений агентства был связан с грустной новостью о его ликвидации, но к пиар-акциям это уже не относится.
А теперь пример куда мельче, но зато нескромный 😉 Наш мужской журнал NEW/MEN в ближайшее время (блогеры Хабаровска, ждите приглашений 😉 планирует устроить соревнования по стрельбе – среди блогеров. Просто ради фана и общения.
Говорим «использование контента», в уме держим «авторское право». Конечно, в этой области,с точки зрения СМИшников, существует огромная несправедливость – если блогер возьмет материал редакции, по существующему законодательству, ему от этого не будет ни-че-го.
Во-первых, часто редакция сама прописывает разрешение использования ее материалов (Если же у блогера нет такого указания, он по умолчанию запрещает использование)
Ну и во-вторых, самое главное, наверное – по нашим законам будь блог хоть тысячу раз монетизирован, это личная страница в чем разница» rel=dofollow»>страница и размещение на ней официально не преследует коммерческих целей. СМИ же,напротив, априори являются коммерческим предприятием (и не важно, насколько вы в минусах после оплаты зарплаты и расходов на печать). Вот такая печалька.
Первый именно судебный прецедент в области авторского права в дальневосточной блогосфере – зафиксирован буквально на днях на Сахалине. Два снимка, снятых блогером на сотовый телефон обойдутся РИА Сахалин-Курилы почти в шестьдесят тысяч рублей. Дело было так: ехал Леонид blyatukov Бельтюков по трассе, увидел аварию, щелкнул на айфон и сделал пост в блоге. А СМИ эти снимки взяло в свою заметку.
Спустя пару судов и аппеляций – окончательное решение было принято в пользу блогера. Сейчас Лёня сидит на чемоданах денег ждет выплаты или же апелляции от ответчика. Почитать все его посты об этой историей со сканами документов и «вот этим всем» можно в его блоге по тегу «РИА Сахалин Курилы».
Подводя итог касаемо авторского права… Вы скажете – блогеры такие жадные и хотят зарабатывать на журналистах деньги. Ну а почему они должны работать бесплатно? Почему блогер бесплатно то есть даром бегает, снимает, обрабатывает, пишет, а кто-то ленивый в редакции делает новость (получая за это зарплату) не поднимаясь со стула. Это в крайнем случае.
Ну а чаще всего, достаточно просто попросить разрешения на публикацию – в большинстве своем, разрешение будет дано без проблем, кроме того, многие блогеры предоставляют исходники изображений – просто потому что это не сложно.
Достаточно простого уважения.
О законе про блогеров тут опять же будет своя секция. Но я выскажу собственное мнение. Я согласна с той мыслью, что закон писан «под Алексея navalny Навального», большинство же блогеров, если не всех в нашем регионе, он пока не затронет. Ну а даже при достижении не пикового,а стабильного порога в 3000+ уникальных посетителей в сутки – у большинства не будет проблем из-за нейтральных тем. Я думаю, никто не будет проверять того или иного блогера на маты лишь из-за того, что он стал популярней.
Что ж, на этом всё. У меня получился такой капитаноочевидный доклад, но некоторые вещи просто стоит проговаривать еще раз постоянно. Потому что вроде бы их все понимают, но периодически поступают совсем даже наоборот. Тут должен быть слайд с фейспалмом, но я решила закончить на позитивной ноте и поэтому – давайте жить дружно.
Длительность выступления была ограничена, поэтому на вопросы после доклада почти не осталось времени на вопросы. Но тем не менее пара-тройка была. Они есть на отдельном видео.
Там я говорю о взаимном уважении блогеров и журналистов, комментирую необходимость блогерам отвечать за свои слова и еще о чем-то рассуждаю. Уже не помню о чем 🙂
SEOLIFE.in.UA
блог вебмастера-сеошника
Чем отличается блоггер от журналиста?
Популярные блоги читает множество пользователей Интернета, а представленная информация в большинстве случаев представляется как личное мнение автора. В своих комментариях читатели могут задать вопрос автору или друг другу, выразить свою точку зрения или просто поговорить по данному вопросу.
Очень часто пользователи сети путают понятия журналиста и блоггера, но по сути это совершенно разные понятия. Ведь далеко не каждый блоггер обладает талантом журналиста, а вот журналист без всяких усилий мог бы вести свой личный блог.
В своих постах блогер делает различные записи, открыто высказывает свое мнение, от своего имени ведет блог. Читать блоги бывает довольно интересно, так как в каждом блоге можно найти какую-то изюминку, в нем открывается индивидуальность автора. Одни подробно рассказывают о своей профессии, некоторые беседует о секретах кулинарии, другие пишут о туризме и путешествиях, а еще кто-то выставляет в блоге свои фотографии, а некоторые просто пишут о повседневной жизни. Очень часто, читая блог, создается впечатление, что ты знаком с этим человеком очень давно, и будто ведешь с ним разговор за чашкой чая или кофе у себя на кухне.
Журналист, в отличие от блогера, обычно не высказывает свою точку зрения, он использует в своих статьях местоимение мы, а не я, как это делает блогер. Журналист в своих статьях описывает новости со всех сторон, объективно, он не придерживается чьей-либо стороны. Задача журналиста заключается в том, чтобы дать читателям пищу для размышлений, чтобы читатель самостоятельно обдумал представленную информацию.
Так все же, в чем состоит различие между блогером и журналистом?
А главное отличие в том, что журналист обычно преподносит своим читателям объективную информацию, а блогер в большинстве случаев ставит себя на первое место, а не информацию, которую он освещает в своем блоге. Кроме того, в блогера есть возможность писать посты ни о чем :), и это бывает довольно часто.
Еще одно существенное отличие заключается в умении правильно излагать свои мысли, правильно донести свое мнение, и, наконец, просто грамотно оформить текст статьи. Не каждый блоггер умеет это делать, а профессиональный журналист делает все это со знанием дела и умением.
Журналист постоянно находится в поиске. Он всегда пытается найти новую информацию. Это может быть интервью с какой-то известной и интересной личностью или какое-то событие. Блогер же имеет возможность «пережевать» любую новость, которую ему предоставляют журналисты, и написать свое мнение.
Вот, пожалуй, и все основные отличия между журналистом и блогером. Хотя и те и другие тесно связаны со своими читателями, но фактически это не одно и то же.
Автор:
Юрий Миронов
Эксперт из поисковой оптимизации и продвижения сайтов