чем отличаются подшипники для роликов
Что такое ABEC
Каждый раз в начале летнего сезона можно столкнуться с проблемой выбора подшипников, а иногда и просто запутаться в маркировке ABEC. В этой статье вы узнаете как выбрать оптимальный вариант для себя и на что следует обратить внимание.
Что такое ABEC
ABEC 1 – недорогие подшипники встречаются на дешевых скейтбордах (часто не указывается класс). Как правило, не рассчитаны на обслуживание.
ABEC 3 – неплохой вариант для тех, кому часто приходится переставлять подшипники в зависимости от условий катания.
ABEC 5 – встречаются на большинстве скейтбордов/лонгбордов. Подходят для частого катания. Радует соотношением цены и качества.
ABEC 7 – используются опытными райдерами. Дороже других подшипников из-за повышенной сложности изготовления.
ABEC 9 – точные и качественные подшипники, поэтому и самые дорогие.
Классификация ABEC (Annular Bearing Engineering Committee) используется в основном только для роликовых и скейтбордических подшипников. Везде же используется общепринятая система стандартов ISO (International Standards Organisation).
Какие подшипники лучше использовать?
Разогнавшись до приличной скорости, вы не почувствуете разницы между ABEC3 и ABEC7. Но будьте начеку! Пыль и грязь ухудшают работу подшипника. Из-за этого, при замене подшипников на новые и выше по классу может показаться, что они ездят быстрее. Такое ощущение возникает лишь оттого, что в них нет грязи. Поэтому только регулярное техническое обслуживание подшипников увеличит скорость, а не их замена.
Среди производителей встречаются те, кто производит так называемые подшипники Swiss. Они отличаются от простых высокой точностью обработки и использованием полимерных клеток, прорезиненных пыльников, жидких смазок. Также производители подшипников Swiss маркируют их надписью «Titanium» (в состав сплава входит титан, повышающий выносливость).
Керамические подшипники обладают рядом преимуществ:
— керамические шарики легче стальных. Масса керамического подшипника составляет 9-10 грамм. Благодаря этому меньше и центробежная сила, действующая на каждый шарик, что приводит к уменьшению энергии, затрачиваемой на трение.
— крепче стальных. Благодаря этому, качественный керамический подшипник прослужит гораздо дольше стального.
— керамические подшипники имеют супер-гладкую поверхность, которая уменьшает трение в подшипнике.
— улучшенными температурными свойствами. Они не так сильно нагреваются, а значит, смазка испаряется медленнее.
— не восприимчивы к окислению и химическим реакциям, а также практически не требуют смазки. Благодаря этому, керамические подшипники устойчивы к воде и не требуют частого обслуживания.
Не все керамические подшипники хороши! Существуют варианты, в которых шарики сделаны из стали и покрыты слоем нитрида кремния. Такие лучше не использовать по двум причинам. Во-первых, они не обладают всеми преимуществами качественных керамических подшипников. Во-вторых, происходит отслаивание керамического слоя от стали.
Обычно производители после типа подшипника дописывают суффиксы — например «RS» или «ZZ», которые характеризуют тип пыльника на нем:
Z – металлический пыльник с одной стороны подшипника
ZZ – металлические пыльники с обеих сторон подшипника
RS – металлический пыльник с резиновым покрытием
2RS – с обеих сторон подшипника
Что в итоге?
Если вы регулярно катаетесь и обладаете привычкой следить за состоянием экипировки, команда Ridestep рекомендует сделать выбор в пользу подшипников ABEC7 или ABEC9.
Все о подшипниках для роликовых коньков: выбор, строение, уход
Какие подшипники выбрать для роликовых коньков?
Всего на пару роликовых коньков с 4-мя колесами приходится 16 подшипников. На рынке существует множество предложений, но мы рекомендуем отдавать предпочтение качественным брендам, купленным в специализированных магазинах, например: Twincam, K2, Seba, Powerslide и другие.
Каждый добросовестный производитель маркирует подшипники специальным номером, указывающим на точность настройки механизма. Более точный механизм — более скоростной, но менее прочный. Поэтому здесь важно найти золотую середину.
Чаще всего, подшипники для роликов маркируются аббревиатурами ABEC или ILQ. Все вместе выглядит так: ABEC 5 или ILQ 7.
Также подшипники бывают изготовлены из разных материалов и сплавов. Из титана — самые «неубиваемые». Керамические — самые скоростные, почти не боятся влаги: но самые хрупкие.
Подшипники для детских роликов
Чаще всего, детям покупают раздвижные фитнес-ролики, для которых будет достаточно подшипников от ABEC 3 до ABEC 5. Такие варианты развивают среднюю скорость, что помогает ребенку увереннее делать первые шаги в катании на роликах. Кроме того, они достаточно прочные, что увеличивает срок их эксплуатации. Если ребенок катается профессионально, и Вы купили ему слалом или фрискейт ролики, здесь понадобятся более накатистые подшипники: от ABEC 7 до ABEC 9.
Подшипники для фитнес роликов
Среди фитнес роликов наблюдается большой разбег по уровню катания и техническим характеристикам. В бюджетных моделях прогулочных роликов для взрослых, как правило, стоят подшипники ABEC 5, что вполне удовлетворяет характеристикам для размеренного катания. Если речь идет о фитнес роликах, которые по характеристикам уже ближе к спидскейт-моделям (для скоростного катания), то нужно отдавать предпочтение скоростным подшипникам типа ABEC 7-9 или ILQ 7-9.
Подшипники для фрискейт/слалом роликов
Если Вы катаетесь в стиле фрискейт, тогда Вы знаете, что ролики испытывают повышенные нагрузки, поэтому подшипники должны быть не только быстрыми и накатистыми, но и достаточно прочными. Поэтому не стоит гнаться за супер-точными подшипниками, вполне достаточно будет ABEC 5-7, которые чаще всего стоят на таких моделях.
Когда мы говорим о слаломе, то ждем от подшипников быстрого разгона: для лучшей маневренности и хорошего наката, который требуется при выполнении таких элементов как «Монолайн». Можно поискать специальные подшипники для слалома типа ILQ9 Pro Slalom.
Подшипники для спидскейт-роликов
Быстрее и накатистее — вот принцип выбора подшипников для спидскейтинга. Варианты ниже ILQ 7 или ABEC 9 — не рассматриваем! Есть также специализированные подшипники типа Abec 9 (HTO PRO): любителям скорости нужно поискать такие. Или рассмотрите керамические модели: очень скоростные и накатистые, с минимальным трением.
Подшипники для агрессивных роликов
Прочность — вот главное качество подшипников для агрессивных роликов. Прыжки, приземления, слайды: постоянная нагрузка может быстро привести неподходящие подшипники в негодность. Усиленные ABEC 5 — то, что нужно.
Разобрались? Тогда давайте рассмотрим, как за ними ухаживать, и когда пора подшипники менять?
Строение подшипника
Подшипники считаются расходником для роликов — то есть элементом, который в плановом порядке может прийти в негодность. Чтобы понять, почему это происходит и как увеличить срок службы подшипников, входящих в комплектацию купленных роликовых коньков, стоит рассмотреть его строение:
Важно сказать, что любые подшипники (кроме керамических) боятся прямых контактов с водой. — Да-да, и даже те, которые со специальной водоотталкивающей смазкой. Поэтому, если Вы хотите, чтобы они послужили как можно дольше — не допускайте этого. Ничего страшного, если Вы попали в небольшой дождь: просто хорошо высушите роликовые коньки. А вот езды по лужам и мытья роликов под струей воды категорически стоит избегать. Врагами подшипников, помимо воды, являются грязь и песок. Многие сталкиваются с тем, что ролики во время катания начинают греметь: так вот, это наверняка в подшипники что-то попало. Как это исправить?
Подшипники можно и нужно чистить и обязательно регулярно смазывать. Это касается как разборных, так и неразборных моделей.
Как почистить подшипники
Вы уже ознакомились со схемой строения подшипников и быстро поймете, как их разобрать и почистить. Чистка разборных и неразборных моделей немного отличается, поэтому определитесь, какие у Вас. В разборных моделях присутствует стопорное кольцо, а в неразборных, как Вы уже догадались, его нет.
Как почистить разборные подшипники:
После того, как Вы вытащили подшипники из колес, тщательно протрите их сухой тряпкой. Подцепите тонким предметом, типа пинцета, стопорное кольцо. После того, как вы потянете за него, у Вас образуется достаточное пространство, чтобы подцепить и вынуть пыльник. Перед Вами внутренняя часть подшипника, которую мы и будем чистить и/или смазывать. Поместите подшипники в «Уайт спирит» и оставьте их на некоторое время. Также, можно аккуратно потрясти контейнер с жидкостью для лучшего очищения.
Как почистить неразборные подшипники:
Смазка подшипников
После того, как Вы почистите подшипники, удалив раствором грязь и старую смазку, необходимо заново смазать их. Для этого используется специальная смазка, которая часто идет в комплекте к подшипникам. Если такой у Вас нет, ищите ее в специализированных магазинах роликов.
Существует два основных вида смазки. Жидкая и пластичная. Жидкую проще нанести, но чаще нужно обновлять. Смазку необходимо обновлять, в среднем, каждые 60-80 откатанных километров.
После ухода разборный подшипник можно защелкнуть обратно, а неразборный просто поместите открытой стороной внутрь колеса.
Если все же чистка и уход Вам не помогли, и Вы чувствуете, что подшипники «уже не те»: стучат, хуже разгоняются, меньше держат накат — пора менять.
Если у Вас остались вопросы, Вы всегда можете задать их в комментариях или по телефону, и мы поможем Вам разобраться. Приятного катания!
Все о подшипниках
Строение, виды, размеры, стандарты ABEC, керамические или swiss — эта статья ответит на большинство ваших вопросов о подшипниках. А также немного практики, а конкретно — снятие пыльника.
В каждых роликовых коньках есть подшипники, их количество зависит от количества колес: по два на каждое колесо, между которыми находится втулка. Роль втулки – плотно сидеть между подшипниками и передавать боковое давление от одного внутреннего кольца к другому, а от последнего – к раме. Таким образом, когда роллер при катании заваливает раму на внешнюю или внутреннюю сторону, практически все давление идет на раму, а не на подшипники. Это позволяет им вращаться при такой нагрузке и не ломаться.
Все подшипники для роликовых коньков стандартизированы, т.е. они производятся условленных размеров и характеристик. Это обеспечивает возможность ставить практически любые подшипники на колеса.
1.Внутреннее кольцо
2.Внешнее кольцо
3.Шарики
4.Клетка
5.Пыльник
6.С-кольцо
Виды подшипников
608 подшипник. Используется в большинстве роликов. Внутренний диаметр 8мм, внешний – 22мм, толщина – 7мм.
688 или микроподшипник. Используются в основном в беговых ролликах. Внутренний диаметр – 8мм, внешний – 16мм, толщина – 5мм.
698 подшипник. Еще их называют карликовыми (dwarf size). Используются довольно редко. Внутренний диаметр – 8мм, внешний – 19мм, толщина – 6мм.
608 vs 688
688 микроподшипники отличаются тем, что внешний диаметр на 6мм меньше 608 подшипников, а толщина – на 2 мм, благодаря этому они обладают меньшей массой (стальной 608 подшипник весит около 12 грамм, 688 микроподшипник – около 4г), лучше защищены от пыли и влаги. Количество шариков обычно 9-11 (в 608 подшипниках 7 шариков, реже 6 или 8). Однако в обычные колеса такой микроподшипник просто так не поставить. Необходим специальный переходник под 688 подшипник и 688 втулки (они, как правило, чуть длиннее обычных втулок). Так как переходники делают, как правило, из легкого пластика, а 608 и 688 втулки примерно одинаковы по весу, то можно получить выигрыш в массе ролика. Например, на 4-х колесных роликах 608 подшипники в сумме весят около 96 г., что примерно равняется масса еще одного колеса. При замене на микроподшипники масса уменьшается примерно до 50г, что почти вдвое меньше. Это может совсем незаметно для обычных роликов, но для беговых это не так уж мало, когда масса рамы до 200г., а ботинка около 300г. Здесь снижение веса на каждые пару грамм уменьшает затраты энергии при беге, что особенно важно на длинных дистанциях. Однако 688 микроподшипники не так хорошо переносят неровные дороги или грубый асфальт. К тому же стоят намного дороже, из-за повышенной сложности производства.
Виды клеток
ABEC 1 эквивалентен ISO P0
ABEC 3 эквивалентен ISO P6
ABEC 5 эквивалентен ISO P5
ABEC 7 эквивалентен ISO P4
ABEC 9 эквивалентен ISO P2
Но не все керамические подшипники хороши! Существуют и дешевые варианты, в которых шарики сделаны из стали и покрыты слоем нитрида кремния. Такие лучше не использовать по двум причинам. Во-первых, они не обладают всеми преимуществами качественных керамических подшипников. Во-вторых, из-за различий в свойствах этих двух материалов происходит отслаивание керамического слоя от стали.
Керамические бывают не только 608. но и 688 подшипники. Если они к тому же Swiss – наилучший вариант для гонок. Цена соответствующая наилучшему качеству.
Подшипники в роликовых коньках: На что обратить внимание при покупке и какие выбрать
Лет 5 назад все мои друзья и знакомые, да и я с ними, покупали подшипники для роликов, ориентируясь только на точность шлифовки подшипника. Казалось, чем выше точность шлифовки подшипника — ABEC, тем быстрее будешь ехать: ABEC-5 ставили в агрессивы, для фрискейта выбирали ABEC-7, чтобы быстро ехать ABEC-9, а для слалома использовали вообще ILQ. Я перепробовал их все, спустя 1600 замененных подшипников, понимаешь, что на скорость влияет не только точность шлифовки шариков подшипника, а еще смазка, пыльники и материалы из которых их производят, не считая диаметра колеса.
Из чего изготавливают подшипники
Мы уже писали подробно рассказывали о материалах из которых изготавливают подшипники в этой статье. Кратко повторим:
Шарики и точность шлифовки
Шарики в подшипниках бывают стальные и керамические. Керамика прочнее, но на скорости это почти никак не сказывается. Точность шлифовки подшипника тоже слабо влияет на скорость: большинство роллеров физически не способны набрать ту скорость, при которой будет заметна сильная разница. Реально ощутят разницу только спидскейтеры. Для них разница в сотую секунды может помочь завоевать победу.
Какие бывают сепараторы
Сепараторы на подшипниках бывают металлические и композитные. Как правило композитные быстрее, легче и не подвержены коррозии. Если знаете, что вас на роликах ожидают водные процедуры — композитные ваш выбор. После попадания под дождь или в воду их можно будет почистить и смазать. Металлические могут заржаветь и заклинить. Такие после промывки и смазки все равно будут шуметь.
О пыльниках
Смазка — главная составляющая подшипника
Смазка в подшипниках бывает густой и жидкой. Густую используют в промышленных подшипниках, например на заводах или в машинах. Там важна долговечность, нужная скорость вращения достигается за счёт двигателей, а не мышц человека. Жидкую и средней густоты смазку используют в подшипниках для роликов, лонгбордов, лыжероллеров.
Какие подшипники купить?
Выбор подшипников зависит от того как вы катаетесь. Любите ли вы кататься в дождь, катаетесь в зале или на улице, катаете слалом или слайдите. Подберем подшипники под каждый стиль катания:
Подшипники для слалома
В слаломе спортсмены используют подшипники с жидкой смазкой, которая не сопротивляется кручению подшипника. Под эти критерии подходят следующие подшипники:
Эти подшипники имеют прорезиненный пыльник и нейлоновый сепаратор, смазаны силиконовой смазкой, поэтому достаточно хорошо вращаются для того чтобы катать слалом.
Подшипники смазаны гелем Twincam, он специально разрабатывался для применения в подшипниках для роликовых коньков. Съемный металлический пыльник препятствует попаданию пыли внутрь подшипника.
Слайды
В слайдах при разгоне важна скорость, а при торможении важно чтобы подшипники выдерживали нагрузку. Для этого подойдут:
Подшипники смазаны синтетическим маслом, нейлоновый сепаратор не потеряет форму. Шарики из хромированной стали достаточно прочные, чтобы выдержать нагрузки.
Wicked ABEC-7
Такие же как 9-ки, но точность шлифовки подшипника ниже. Оснащены прорезиненным пыльником с одной стороны для быстрой промывки и смазки.
Seba Storm RCRS TwinCam
Эти подшипники выдерживают очень большие нагрузки, достаточно быстрые и защищены от попадания пыли и влаги. Поэтому они также подходят для следующей категории.
Катание по грязи, в песке и воде
Тут есть несколько вариантов:
Craft 608 ABEC-7
Эти подшипники самые бюджетные подшипники на рынке, поэтому когда они испортятся, их не жалко будет выкинуть. Они смазаны густой промышленной смазкой, поэтому она будет довольно долго вымываться водой и в подшипники сложнее будет попасть пыли и грязи, но по этой же причине они будут медленно крутиться. Чтобы раскатать Craft придётся проехать 50 км.
Wicked SUS RustProof
Эти подшипники устанавливают на внедорожные ролики. Они также как и Seba Storm защищены от коррозии и смазаны гелем Twincam.
Спидскейтинг и спидслалом
В этих дисциплинах очень сильно важна скорость. Поэтому здесь лучше всего подойдут подшипники, которые хоть немного могут ее увеличить.
Zodor Speed Skating
В этих подшипниках в стальной обойме установлены керамические шарики в полимерный сепаратор. Они смазываются маслом, которое снижает трение и не мешает крутиться подшипнику.
Подшипники для агрессивного катания
В агрессивном катании важно, чтобы подшипники были прочными — выдерживали приземления с большой высоты. Скорость уходит на второй план. Тут отлично подойдут Craft, но предварительно их нужно будет раскатать. Еще один вариант:
Wicked ABEC-5
Эти подшипники отлично выдерживают приземления с большой высоты. А за счёт того, что они смазаны силиконовой смазкой, они будут достаточно быстро ехать и их не придётся раскатывать.
Катание в зале
Для катания в зале подойдут любые подшипники, но мы подобрали лучший вариант по соотношению цены и качества:
Flying Eagle ABEC-7
Это штатные подшипники в большинстве моделей Flying Eagle. Они смазаны силиконовой смазкой, что позволяет им отлично крутиться. Но они плохо подходят для города. Между пыльником и обоймой есть расстояние, куда может попасть городская пыль. На роллердромах это не так критично, т.к. там почти нет пыли.
В заключении добавим: не забывайте, подшипники — это лишь одна из многих составляющих ролика. Колёса тоже играют огромную роль и довольно сильно влияют на ходовые качества ваших роликов.
Купить подшипники для своего стиля катания можно здесь.
В роликовых коньках используются подшипники:
Мифы и правда о ABEC
Cопоставление обозначений классов точностей шарикоподшипников в соответствии со стандартами разных стран.
AFBMA * | ABEC-1 | ABEC-3 | ABEC-5 | ABEC-7 | ABEC-9 |
JIS ** | Class 0 | Class 6 | Class 5 | Class 4 | Class 2 |
DIN *** | P 0 | P 6 | P 5 | P 4 | P 2 |
ГОСТ**** | класс 0, нормальная | класс 6, повышенная | класс 5, высокая | класс 4, прецизионная | класс 2, сверхпрецизионная |
* AFBMA: Anti-Friction Bearing Manufacturers Association (USA)
** JIS: Japanese Industrial Standards (JAPAN)
*** DIN: Deutsch Industrie Norm (GERMANY)
****ГОСТ: Государственный Стандарт (РОССИЯ)
Непосредственно на подшипниках стандартов DIN, ГОСТ и JIS класс точности не обозначается.
Допустимые отклонения размеров деталей подшипников 608-го типа по стандартам ABEC*, AFBMA**, JIS***, DIN****, ГОСТ*****
ABEC-1 | допуски шариков | +0/-0.0050″ | допуски внутренней дорожки | +0.0001/-0.00040″ | допуски внешней дорожки | +0.0001/-0.0005″ |
ABEC-3 | допуски шариков | +0/-0.0050″ | допуски внутренней дорожки | +0.0001/-0.00030″ | допуски внешней дорожки | +0.0001/-0.0005″ |
ABEC-5 | допуски шариков | +0/-0.0050″ | допуски внутренней дорожки | +0.0000/-0.00020″ | допуски внешней дорожки | +0.0000/-0.0002″ |
ABEC-7 | допуски шариков | +0/-0.0050″ | допуски внутренней дорожки | +0.0000/-0.00015″ | допуски внешней дорожки | +0.0000/-0.0002″ |
ABEC-9 | допуски шариков | +0/-0.0050″ | допуски внутренней дорожки | +0.0000/-0.00010″ | допуски внешней дорожки | +0.0000/-0.0001″ |
*ABEC: Annular Bearing Engineering Council (USA)
** AFBMA: Anti-Friction Bearing Manufacturers Association (USA)
*** JIS: Japanese Industrial Standards (JAPAN)
**** DIN: Deutsch Industrie Norm (GERMANY)
*****ГОСТ: Государственный Стандарт (РОССИЯ)
Класс точности (и стоимости) подшипников и их стоимость обуславливают область их применения:
«Визуальная» лёгкость вращения зависит только от смазки, что заложена в подшипнике. Если в подшипниках пластичная смазка (густая-консистентная), то на стенде в магазине колесо будет вращаться не очень свободно; и напротив, если в подшипнике заложена жидкая смазка, то вращение будет достаточно свободным.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!