чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

Документ «Доклад «Активные и интерактивные методы обучения»»

. Доклад « Активные и интерактивные методы обучения»

Доклад « Активные и интерактивные методы обучения»

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться, самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Различия между «дать знания» и «достичь понимания» очень огромны. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Человеческий ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека.

В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивные,

активные и интерактивные.

При использовании пассивных методов педагог на уроке играет центральную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на уроке заранее составленный план. Любая попытка ученика проявить самостоятельность, инициативу или творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких уроках являются только объектом воздействия взрослых.

А вот активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

· вынужденная активность обучения;

· самостоятельной выработкой решений обучаемым;

· высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

· преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

· постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Неудачи могут отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.

Поэтому главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

— обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение учебного материала;

— исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

— способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дебаты, дискуссия) — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.

· Мозговой штурм ( брейн сторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.

· Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

· Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.

· Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе. К ним относят тренинги, тренажёры, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Благодаря интерактивному обучению:

— ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;

— повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;

— растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;

— меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

Игры, которые обычно используют на уроках математики:

· « Своя игра ». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

· Математический брейн-ринг. Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

Таким образом, использование активных и интерактивных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования коммуникативных качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Задание 2. Презентация к докладу « Активные и интерактивные методы обучения». (Приложенно)

Источник

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

Активные методы обучения

Под активными методами обучения, примеров которых очень много, специалисты по педагогике подразумевают методику, максимально стимулирующую школьников и студентов на включение в учебный процесс. Происходит это за счет задействования познавательного и творческого потенциала учащихся, которые помогают им раскрыться и активизировать все свои скрытые способности по максимуму.

Основные понятия

Технология активных методов обучения (АМО) имеет ряд специфических черт, как и любая другая методика. Их глубокое изучение является обязательным для начинающих педагогов, даже если им доводится работать в учебных заведениях, практикующих классическую программу. Так, среди главных отличительных характеристик АМО стоит выделить:

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

С целью определения эффективности методики был проведен ряд исследований, результаты которых указывают на то, что подобные формы занятий и различные их производные позволяют ученикам школы и студентам вузов гораздо легче и быстрее усваивать урок с более качественным закреплением полученных знаний.

Подробная классификация АМО

Что касается классификации активных методов обучения, то ее базовым признаком является наличие имитации деятельности среди обучаемых во время проведения занятий. Естественно, в основе урока лежит определенный объект, некая модель, на которой необходимо сконцентрировать внимание. В свою очередь, этот классификатор делится на:

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

Для углубления в суть вопроса необходимо рассмотреть основные понятия первого классификатора, под которым подразумеваются имитационные методы обучения. Так, игровые технологии подразумевают распределение и исполнение определенных ролей учащимися. Считается, что применение этого образовательного приема дает наибольший эффект, базируясь не только на перевоплощении и максимальном проникновении, но и на тесном взаимодействии участников группы.

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

Кроме того, именно эта практика способна максимально приблизить к реальной профессиональной деятельности, давая обучающимся более точные понятия о ней. В качестве наглядного примера можно привести такой компонент игровых методов обучения, как деловая игра. Этот образовательный прием базируется на имитационном создании процесса управления моделями систем социально-экономического типа с условными проблемами и поисками их оптимального решения.

Однако эта трактовка носит довольно расплывчатый характер, и до сих пор специалисты системы образования не пришли к единому мнению в вопросах точной формулировки термина «Деловые игры». Поэтому для получения более емкого определения следует рассмотреть основные признаки ДИ, к которым относятся следующие обобщенные характеристики:

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

Вторым классификатором АМО являются неимитационные методы обучения, включающие в себя проблемные лекции и семинары, дискуссии на разные тематики, мозговые атаки, которые проводятся посредством штурма и эстафеты, технологию МАСТАК, консультации в группе, педагогические игровые упражнения, а также участие в презентациях, олимпиадах и научно-практических конференциях.

Применение интерактивных технологий

Технология интерактивного обучения является одной из важнейших составляющих АМО, представляя собой специальную форму учебного процесса, использование которой подразумевает максимально расширенное взаимодействие между школьниками и студентами. В процессе такого взаимодействия ученики решают поставленные задачи, пробуя разные подходы и приемы, обмениваются собственным опытом и другой ценной информацией, по максимуму задействуют собственное оценочное мышление и, как следствие, гораздо быстрее усваивают материал.

Главные принципы

Одно из ключевых преимуществ ИМО заключается в возможности задействования в учебном процессе каждого присутствующего в группе ученика, притом что активность студентов превышает активность преподавателей. А для того чтобы сделать мероприятие максимально продуктивным, рекомендуется проводить его не только коллективно, но и попарно, время от времени сменяя работу в малых группах занятиями с большими коллективами.

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

В этом случае педагог не дает уже готовых знаний, позволяя обучающимся самостоятельно прийти к ним методом проб и ошибок и всячески способствуя этому процессу. Считается, что только в таких случаях студенты становятся полноценными участниками учебного процесса, намного лучше понимая и усваивая подаваемый им материал.

При этом интерактивное обучение основывается на следующих принципах:

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

Естественно, для того чтобы добиться максимального эффекта, проводить такие занятия должен только тот педагог, который предварительно проходил все необходимые тренинги по теме. Другого варианта быть не может, так как продвигать интерактивность можно в том случае, если ранее человек принимал непосредственное участие в играх, дискуссиях или подвергался мозговому штурму.

Алгоритм построения

Существует несколько строго обозначенных и негласных требований, выполнение которых является необходимым для полноценного проведения ИМО. И прежде всего речь идет о шести правилах, неукоснительное соблюдение которых является залогом успеха. Под ними подразумевают:

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

Организация процесса ИМО — настоящее искусство, особенно для тех, кто начинает пробовать свои силы в этом направлении. Так, педагогу придется наладить доверительные отношения со своими подопечными и между ними, соблюдать внутреннюю демократию в группе, сотрудничать со студентами в процессе обучения, прислушиваясь к их мнению, а также научиться использовать многообразие форм подачи информации с определением наиболее действенных из них.

Огромное значение имеют и отношения между учениками, поэтому задача педагога сводится еще и к тому, чтобы обеспечить по-настоящему крепкую и надежную коммуникацию. И если все перечисленные требования удастся соблюсти, научившись применять их на практике, то у учеников можно выработать такие важнейшие качества, как свобода мысли, высокая самооценка и мотивация, способность закрепления полученной информации, а также отсутствие страхов в озвучивании собственных фантазий и проявлении творческого потенциала.

Наукой доказано, что такие навыки делают детей более коммуникабельными, уверенными в себе и свободными, что также открывает путь к знаниям и их качественной фиксации в сознании. Помимо прочего, в учениках развивается командный дух с сопутствующими ему взаимоуважением, демократичностью и готовностью прийти на выручку.

Источник

Чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Смотреть картинку чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Картинка про чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения. Фото чем отличаются активные и интерактивные методы профессионального обучения

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных действий студентов вуза. Для начала следует рассмотреть понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.

Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. К сожалению, на сегодняшний день не существует четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным, поэтому нет и четкой классификации интерактивных методов обучения.

По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации [2].

Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения [5]:

Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам [4]:

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе студентов. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах [6].

Задачами интерактивных форм обучения являются:

Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетанияметодов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:

2. Перечень необходимых условий:

Вступление занятия состоит из сообщения темы и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).

В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Примерные правила работы в группе:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

4. Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.

Примерные вопросы для проведения рефлексии:

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:

Исследование, проведенное нами, показало, что в условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыковобучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

Рецензенты:

Жуков Г.Н., д.п.н., профессор, директор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Кемерово.

Петунин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *