чем отличается затраты и расходы
В чем разница между затратами, расходами и издержками?
Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции.
Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно из определения затраты характеризуются:
Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.
Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.
Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.
Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».
Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции.
Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.
Классификация расходов предприятия
Вид расходов | Состав расходов |
1. Расходы по обычным видам деятельности | Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ) Расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.) Расчеты по оплате труда Отчисления в страховой фонд Амортизационные отчисления |
2. Операционные расходы | Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами) Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями Прочие операционные расходы |
3. Внереализационные расходы | Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания Курсовая разница Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов) Прочие внереализационные расходы |
4. Чрезвычайные расходы | Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.) |
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей:
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Затраты: активы или расходы? Введение в МСФО
директор ООО «Инкубатор для бухгалтера», к.п.н., аудитор
Эта статья поможет вам найти верный ответ на основе собственного профессионального суждения, минуя смешение понятий в законе
Прежде чем определиться с затратами — активы это или расходы, остановимся на понятии «профессиональное суждение». Не думайте, что это новое требование и предъявляется оно исключительно к бухгалтерам в связи с внедрением МСФО.
Профессиональные суждения — основа работы экспертов самых разных отраслей, в том числе аудиторов, оценщиков, врачей. Они применяются для решения профессиональных проблем, напрямую не описанных в ведомственных инструкциях. Подразумевается, что эксперт способен аргументировать свою позицию.
Профессиональное суждение бухгалтера
В бухгалтерском учете профессиональные суждения востребованы при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни (п. 2.5 Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобр. Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180).
В этой формулировке начнем с термина «факты хозяйственной жизни». Представляете ли вы, что это такое? На этот вопрос многие из вас сразу же ответят утвердительно. А можете ли вы пояснить, что же такое этот самый факт? Интересно, что вразумительного ответа не дал даже законодатель.
Появилось официальное определение профессионального суждения в области МСФО. Это профессиональное мнение ответственного лица организации, формирующееся на базе объективной интерпретации имеющейся информации о конкретных операциях и сделках организации в соответствии с МСФО (п. 1.4 Методических рекомендаций, направл. Письмом Банка России от 06.12.2013 № 234-Т).
Данное определение не является далеким от жизни, поскольку российские стандарты бухучета неуклонно приближаются к международным.
Профессиональные суждения востребованы в налоговом учете. Но это другая отрасль законодательства. Основой для выводов в ней являются правила налогообложения.
Объекты бухгалтерского учета
Любой отраслевой закон дает определения используемым в нем специальным понятиям и терминам. Вне всякого сомнения объекты бухгалтерского учета — специальные понятия отрасли. Но из всех объектов Федеральный закон «О бухгалтерском учете» дает определение одному лишь факту хозяйственной жизни. Но и оно не удовлетворит вдумчивого читателя, поскольку из Закона не ясно, чем именно определяется финансовое положение организации и как определить финансовый результат ее деятельности.
Сама по себе ситуация беспрецедентная. Источником определений у нас выступает ненормативный документ — Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). Сегодня это настольный документ профессионального бухгалтера.
Впрочем, в ближайшее время ожидается принятие нового нормативного правового акта — Концептуальных основ финансовой отчетности — он содержит определения активов, обязательств, доходов расходов и капитала (в сфере МСФО). Но разительных отступлений от Концепции в нем мы не обнаружим.
Из взаимосвязи норм можно прийти к выводу, что факт хозяйственной жизни не является самостоятельным объектом бухгалтерского учета. Он содержит один или несколько других объектов, возникающих или изменяющихся в результате сделок, событий, операций.
Итак, «базовыми» объектами являются активы, обязательства, доходы, расходы и капитал. Первичные учетные документы составляются на факты хозяйственной жизни. На основании «первички» мы делаем записи на счетах и в регистрах бухгалтерского учета. Это записи о базовых объектах, притом в денежном измерении.
То есть в конечном счете речь идет о деньгах. Главным предметом нашего внимания выступают денежные потоки — их притоки и оттоки, прошлые или будущие. Деньги — универсальное хозяйственное средство.
Концепция именует активы, обязательства, доходы, расходы и капитал элементами бухгалтерской отчетности. Отсюда можно сделать вывод, что соотношение этих объектов определяет финансовое положение компании и результаты ее финансовой деятельности.
Затраты хозяйственных средств
Проблемой наших ПБУ является смешение терминов «затраты» и «расходы». Фактически они употребляются как синонимы. Между тем второй из терминов обозначает объект бухгалтерского учета, названный в Законе. А затраты — операционное понятие, характеризующее вложения хозяйственных средств. То есть затраты и расходы — понятия, далеко не равноценные по статусу.
Пора определяться: расходы — это элемент отчета о финансовых результатах. Еще один элемент данной отчетной формы — доходы. Причем расходы увязаны с доходами принципом соответствия (п. 19 ПБУ 10/99). А вот затраты всегда свидетельствуют о вложении хозяйственных средств. Затраты — это еще не расходы.
Если компания понесла затраты, то их результатом могут стать не только расходы, но и активы.
Расходы могут возникать и в результате уменьшения активов, но необязательно. «Почувствовать разницу» между затратами и расходами помогут элементарные примеры.
Соотношение затрат и расходов
Затраты подразумевают вложения хозяйственных средств
Расходы — элемент отчета о финансовых результатах
– признаны затраты на аренду офиса
– признаны управленческие расходы
– признаны затраты на производство продукции
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20
– выявлены затраты на готовую продукцию
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43
– признаны расходы в связи с продажей продукции
– признаны затраты на выполнение работ подрядным способом
– признаны расходы при передаче заказчику результата работ
– признаны расходы по штрафам и претензиям
– признаны расходы при списании дебиторской задолженности ввиду невозможности ее взыскания
– признаны затраты капитального характера
– признаны расходы в связи с бесперспективностью вложений
Условия признания расходов установлены в пункте 16 ПБУ 10/99. Но в равной степени это критерии признания затрат. Затраты могут напрямую порождать как активы, признаваемые в балансе, так и расходы, признаваемые в отчете о финансовых результатах.
В качестве «домашнего задания» откройте Концепцию (пп. 7.2 и 7.2.1).
Активы — это затраты, влекущие определенные экономические последствия (бесспорно, активами являются еще и деньги, но это особая категория). Ключевой для нас момент — в пункте 8.6.3 Концепции. Он гласит: «Затраты признаются как расход отчетного периода, когда очевидно, что они не принесут будущих экономических выгод организации или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе».
Расходы и затраты: в чем отличие
В этой статье финансовый директор и продуктолог сервиса «Моё дело Финансы» Ольга Головина объяснила, чем затраты отличаются от расходов и привела несколько практических примеров.
Что такое затраты и чем они отличаются от расходов
Когда Евгений работал плотником, он не задумывался об экономических понятиях. Затраты и расходы для него были синонимами. Но теперь он на собственном опыте убедился, что в бизнесе поверхностные знания стоят упущенной выгоды.
Сложность создает отсутствие определения «затраты» в нормативных документах. Чтобы разобраться, необходимо изучить другие категории и найти отсылки. Например, в федеральном стандарте бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» сказано, что запасы в бухгалтерском балансе учитывают по фактической себестоимости, которая определяется «суммой фактических затрат на приобретение».
Под расходами понимают уменьшение экономических выгод, приводящее к сокращению общего капитала (кроме вывода активов из компании по решению собственника). Обычно расходы связаны с выбытием активов или появлением новых обязательств. То есть при расходах капитал уменьшается, а при затратах он остается неизменным.
Как на практике отличить затраты от расходов
Формулировки нормативных актов часто сбивают с толку и мешают разобраться что есть затраты, а что — расходы. Поэтому Евгений упражняется на практике.
Даже в таком простом примере достаточно операций, чтобы запутаться, неверно рассчитать итоги деятельности и сделать ложные выводы. Поэтому Евгений действует поэтапно.
Хотите понимать, что происходит в вашем бизнесе? Записывайтесь на мой бесплатный онлайн-курс «Управленческий учет для собственников среднего бизнеса». В нем я рассказываю об управленческой отчетности, ключевых показателях эффективности бизнеса и планировании на основе цифр, а не абстрактных хотелок.
Почему путаница мешает корректным расчетам
Неправильный учет затрат и расходов приводит к неправильному расчету прибыли и управленческим ошибкам. Продолжая пример со столешницами, Евгений считает итоговые показатели за период:
Затраты — 18 300 рублей, а расходы — 6 250 рублей. Разница в 12 050 — не расходы, как бы раньше посчитал предприниматель. Эта сумма капитализировалась в активах бизнеса и станет расходами после реализации готовых столешниц.
Евгений продает столешницы по 8 000 рублей, поэтому доход за период — 8 000 рублей (продали одну единицу продукции). Прибыль от продажи — 1 750 рублей (8 000 – 6 250). То есть наш герой обменял актив (готовую столешницу) стоимостью 6 250 рублей на другой актив (деньги), который стоит 8 000 рублей.
Если бы Евгений не разобрался в затратах и расходах, то решил бы, что за неделю получил убыток в 10 300 рублей (8 000 – 18 300), посчитал это направление бесперспективным и занялся бы поиском нового. Фактически убытка нет, скоро Евгений доделает последнюю столешницу, продаст две единицы продукции и получит с каждой 1 750 рублей прибыли.
Вот почему так важно вести расчет прибыли методом начисления, признавая только те расходы, которые были понесены для получения дохода. В этом вам поможет сервис «Моё дело Финансы» и наши финансовые директоры!
Чем различаются затраты и расходы
Формирование достоверного показателя прибыли (убытка) организации возможно только при условии правильного исчисления ее доходов и расходов. Расходы — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода. В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль. Только в момент продажи продукции могут быть отражены доходы, расходы и прибыль от ее реализации. Для разграничения терминов «затраты» и «расходы» важно понять, что осуществление затрат не уменьшает капитал организации.
Основная цель бухгалтерского учета — формирование достоверной информации об имущественном положении и финансовых результатах деятельности организации. В современных экономических условиях бизнес принято оценивать не столько по имущественному положению, сколько по результатам деятельности организации.
Действительно, оценка имущественного положения важна, если владелец собирается реорганизовать либо вообще ликвидировать производство — тогда актуальны данные о стоимости имущества; о том, сколько можно выручить при его продаже. С другой стороны, приобретая с целью развития бизнеса организацию в целом как имущественный комплекс или только ее акции, принимая решение о выдаче займа, инвестировании средств, выборе партнеров, пользователь отчетности гораздо более нуждается в информации о прибыльности организации, о темпах ее роста, о капитализации компании.
Эти данные говорят о возможностях организации заработать больше и не однократно, а постоянно в обозримом будущем и потому позволяют оценить способности компании по выплате дивидендов, возврату займов, расчетам с поставщиками и т. д. Не лишним будет вспомнить основополагающий принцип непрерывности деятельности, закладываемый в учетную политику и влияющий на содержание отчетности. Так, допущение непрерывности деятельности подразумевает, что учет ведется, а отчетность составляется исходя из намерения организации продолжать свою деятельность в обозримом будущем.
Отсюда важнейшая задача бухгалтера — формирование достоверной информации о финансовых результатах деятельности организации, которая отражается в ее Отчете о прибылях и убытках.
Международные стандарты финансовой отчетности также указывают, что элементами, непосредственно связанными с измерением прибыли, являются доходы и расходы.
Таким образом, формирование достоверного показателя прибыли (убытка) организации возможно только при условии правильного исчисления ее доходов и расходов. Остановимся более подробно на определении понятия «расходы».
Определение расходов в ПБУ 10/99 «Расходы организации» практически полностью соответствует определению того же термина в МСФО.
Расходы — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала.
Однако не для каждого российского бухгалтера это привычно и понятно. Например, что означает необходимость изменения капитала организации? Какова все же необходимость понять, что такое расходы для целей бухгалтерского учета?
Безусловно, в данном случае речь идет не об уменьшении уставного, резервного, добавочного капитала или чистой прибыли, а об определении капитала с точки зрения его экономического содержания. Ведь в экономической теории под капиталом компании принято понимать общую стоимость ее активов за вычетом обязательств. А тот факт, что правильное исчисление прибыли возможно только при правильном отражении доходов и расходов, превращает данный вопрос из теоретического в сугубо практический.
Чтобы считаться расходом, отток активов должен уменьшать капитал.Например, оплату кредиторской задолженности можно принять за отток активов (денег-то стало меньше). Но будет ли при этом уменьшен капитал? Очевидно, нет. Поскольку оба показателя (и активы, и обязательства) уменьшатся на одну и ту же величину, значит, их разность останется неизменной (см. приведенное выше определение капитала). Получение сырья означает увеличение обязательств, но капитал при этом опять-таки не уменьшается, поскольку и обязательства, и активы увеличиваются на одну и ту же величину. Приходование готовой продукции означает равновеликий прирост одних активов и уменьшение других, поэтому капитал вновь остается неизменным.
Капитал организации будет уменьшен, если оттоку (истощению) активов не соответствует адекватное (на ту же самую величину) сокращение обязательств или поступление других активов либо если обязательства прирастают без адекватного притока активов.
Таким образом, осуществление затрат — это уменьшение одних активов с условием равновеликого прироста других активов либо прирост активов и обязательств на одну и ту же величину. Это «перетекание» стоимости отражается на калькуляционных счетах. Дадим иное определение затрат.
Затраты — это принятая к учету стоимостная оценка использованных ресурсов различного вида — материальных, финансовых, трудовых и прочих, — стоимость которых может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Для разграничения терминов «затраты» и «расходы» важно понять, что осуществление затрат не уменьшает капитал организации.
Затраты осуществляются в течение определенного периода. Период накопления затрат может заканчиваться событиями двух принципиально различных типов. Завершение периода накопления затрат определяется либо тем моментом, когда соблюдены условия признания активов, ради создания которых были осуществлены данные затраты, либо когда становится очевидным, что понесенные затраты уменьшают экономические выгоды организации без создания какого-либо объекта имущества. Таким образом, по окончании периода накопления затраты приводят к образованию либо активов, либо расходов.
Затраты могут приводить к образованию активов двух видов — оборотных и внеоборотных. Затраты, понесенные с целью создания и отнесенные на формирование стоимости оборотных активов, называются некапитализированными (некапитальными). Затраты, понесенные с целью создания и формирующие стоимость внеоборотных активов, называются капитализированными (капитальными).
Примерами осуществления затрат с целью создания оборотных активов можно считать расходование различных ресурсов в целях производства продукции. При этом создание оборотного актива (готовой продукции) отражается с одновременным списанием всей суммы накопленных затрат.
Примером осуществления затрат с целью создания внеоборотных активов можно считать расходование ресурсов при строительстве объекта недвижимости. При этом создание внеоборотного актива (объекта основных средств) отражается с одновременным списанием всей суммы накопленных затрат.
К образованию расходов могут приводить как капитализированные, так и некапитализированные затраты. Причем в первом случае это, как правило, означает негативный, нежелательный исход, а во втором случае такой исход может быть и нормальным, ожидаемым.
Как правило, для создания актива или выполнения работы, услуги должны быть израсходованы ресурсы самых различных видов. Именно большое количество операций по использованию тех или иных ресурсов и длительный период их осуществления заставляют бухгалтера калькулировать. Если бы на создание продукта расходовался только один ресурс и только один раз, то и калькулировать было бы нечего. Здесь под калькулированием мы понимаем выделение и накопление затрат, понесенных для создания продукта, на определенных калькуляционных затратных счетах: 08 — для некапитализированных затрат, 20, 23, 25, 26, 29 — для капитализированных.
Выводы
Признание расходов всегда осуществляется на счетах 90 или 911 — счетах, на которых доходы «встречаются» с расходами и формируют прибыль. Поэтому следует подчеркнуть, что расходы отражаются только по дебету этих счетов. Говорить об отражении расходов на затратных счетах (08, 97, 15, 20 и т. п.) некорректно. Эти счета не связаны с образованием финансового результата, они находятся в начале производственной цепочки, и лишь по ее окончании приводят к финансовому результату. Однако и дать определение расходам как суммам, отраженным по дебету счетов 90 или 91, было бы неверно, поскольку суть определения должна быть противоположной — по дебету указанных счетов могут быть отражены только те суммы, которые «имеют право» влиять на сумму прибыли, то есть которые признаются расходами, поскольку уменьшают капитал организации.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее