чем отличается срок службы и гарантийный срок

Управление Роспотребнадзора по РС(Я)

Управление Роспотребнадзора по РС(Я)

Что такое «срок службы», «срок годности» товара и «гарантийный срок на товар»?

Что такое «срок службы», «срок годности» товара и «гарантийный срок на товар»?

Термины

Срок службы— период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя (исполнителя).

Срок годности— период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Срок годности в обязательно порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметическую продукцию, медикаменты, бытовую химию и т.п. Продажа таких товаров с истекшим сроком годности не допускается.

Если ни изготовитель, ни продавец не взяли на себя гарантийных обязательств, Закон «О защите прав потребителей» дает право предъявлять претензии по качеству товара в течение двух лет со дня покупки.

Для работ (услуг) этот срок тоже составляет два года. Исключением являются объекты недвижимости — по ним претензии можно предъявлять в течение пяти лет.

Гарантийный срок— период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) принимает на себя повышенные обязательства перед потребителем. Например, обязуется за свой счет устранять возникающие недостатки, а в некоторых случаях заменять товар на новый.

Точка отсчета

Отсчет гарантийного срока начинается со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Самый простой случай — покупка в магазине. Но бывают и другие ситуации. Например, по каталогу была заказана кофеварка. Потребитель оплатил ее в марте, а посылка пришла в апреле. Значит, и гарантийный срок должен исчисляться с апреля, то есть с того дня, когда заказчик расписался в получении покупки.

Бывает, что товар потребителю передан, но пользоваться им нельзя по вине продавца. Скажем, мебель привезли, но не собрали, так как не хватило деталей. Или посудомоечную машину установили, но не подключили, потому что мастер заболел. В подобных случаях «старт» гарантийного срока откладывается до того момента, пока продавец не устранит обстоятельства, мешающие эксплуатации товара.

Есть случаи, когда гарантийный срок отсчитывается не со дня покупки, а с момента наступления соответствующего сезона. Это так называемые сезонные товары: одежда, обувь, меховые изделия, купальники и т. п. В разных регионах даты наступления сезонов могут быть разными. Они определяются нормативными актами, которые принимают региональные власти. К примеру, в Республике Саха (Якутия) установлена следующая продолжительность сезонов:

— для товаров зимнего ассортимента — с 15 октября до 01 апреля;

— для товаров весеннего и осеннего ассортимента — с 01 апреля до 20 мая и с 01 сентября до 15 октября;

— для товаров летнего ассортимента — с 20 мая до 01 сентября.

— Если в период гарантийного срока в товаре возникли недостатки, потребитель отдает его продавцу или изготовителю на экспертизу. Но платить за нее он не должен: в течение гарантийного срока это обязанность продавца или изготовителя.

Если же недостатки возникли после того, как гарантийный срок закончился, но в течение двх лет со дня покупки, экспертизу оплачивает потребитель. При подтверждении производственного брака ему обязаны возместить эти расходы.

Источник

Роспотребнадзор разъяснил особенности предъявления требований в отношении недостатков товара

чем отличается срок службы и гарантийный срок. Смотреть фото чем отличается срок службы и гарантийный срок. Смотреть картинку чем отличается срок службы и гарантийный срок. Картинка про чем отличается срок службы и гарантийный срок. Фото чем отличается срок службы и гарантийный срок
bajinda / Depositphotos.com

Соответствующий материал сегодня появился на официальном сайте службы. Он касается особенностей предъявления требований в отношении недостатков товара в рамках реализации прав потребителей на возврат денежных средств, уплаченных за некачественный товар, или обмен такого товара на новый при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока или срока годности.

В частности, указывается на отличия гарантийного срока от срока годности и срока службы товара. По общему правилу, срок годности (период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению) обязательно устанавливается в отношении продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов, товаров бытовой химии и иных подобных товаров (работ). Роспотребнадзор отмечает, что именно эти товары по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, либо могут в процессе хранения или использования потерять свои потребительские свойства и стать непригодными для использования по назначению.

В свою очередь, гарантийный срок представляет собой период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченные организация или ИП, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя. А срок службы товара – период, гарантированной производителем исправности и работоспособности товара. Эти сроки, как правило, исчисляются со дня передачи товара. Однако имеются особенности в отношении:

Кто несет бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Остальные разъяснения посвящены отличиям сроков годности товара в целом от сроков годности на комплектующие изделия. Отмечается, что гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, но в договоре допускается отклонение этих сроков от общего. Так, если гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части меньше гарантийного срока на изделие, то покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором. Если же гарантийный срок на комплектующее изделие больше гарантийного срока на основной товар, то требования в отношении недостатков товара можно предъявлять независимо от истечения гарантийного срока на основной товар (однако и в этом случае недостатки комплектующего изделия должны быть обнаружены в течение гарантийного срока на изделие).

Кроме того, приводятся рекомендации в части защиты прав потребителей в случаях, когда недостаток в товаре обнаруживается после того, как прошел его гарантийный срок, но в пределах двух лет. Такая защита в виде предъявления продавцу (изготовителю) требований по замене, ремонту или возврату товара возможна, если покупатель сможет доказать факт возникновения недостатка товара до его получения. Иной подход применяется при наличии существенных недостатков (таких, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или снова проявляются после их устранения) и возможности доказать, что они возникли до передачи товара. Такой вариант позволяет предъявить претензию изготовителю, импортеру или продавцу даже по истечении двух лет со дня передачи товара, но если срок службы товара не истек. При этом учитывается предельный срок передачи товара – не более 10 лет.

Отметим, изложенные Роспотребнадзором правовые позиции основаны на положениях ст. 18-19 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

Источник

Как исчисляются гарантийные обязательства и почему срок службы и срок годности товара – не одно и то же

– Постоянно встречаю понятия «срок годности», «срок службы» и «гарантийный срок». Честно говоря, всю жизнь думал, что это одно и то же, просто названия разные. А недавно мне говорят, мол, это разные понятия. Объясните мне, в чем все-таки разница, а то даже не знаю, когда и как надо говорить правильно.

– Это действительно разные термины, применяемые для разных ситуаций. Чтобы избежать путаницы, разберемся с каждым из них, опираясь на законодательные нормы.

⏰ Срок службы

Определение срока службы закреплено законодательно в Приказе ГАК РФ от 20.05.1998 №160. В Гражданском кодексе (ГК) РФ определение данного термина не содержится, однако, в ст. 1097 ГК РФ упоминается о сроках возмещения вреда, причиненного вследствие недостатка товара.

Срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель товара или исполнитель работы должен обеспечить потребителю возможность полноценно пользоваться товаром или работой по прямому назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по вине изготовителя (исполнителя).

Срок службы устанавливается изготовителем или исполнителем на товары (работы) длительного пользования, которые после окончания срока службы могут угрожать жизни или здоровью потребителя, его имуществу или наносить вред окружающему миру. Это указано в ст. 5 Закона защите прав потребителей.

Список товаров и работ, на которые необходимо устанавливать срок службы, сформирован, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.1997 №720. При изготовлении товаров длительного пользования, которые не входят в список, изготовитель или исполнитель могут устанавливать срок службы, однако, законодательно не обязаны этого делать. В таком случае срок службы будет составлять 10 лет.

Отсчет срока службы начинается:

Срок эксплуатации

Иногда можно встретить понятие «срок эксплуатации». В законодательстве данный термин не отражен. Фактически срок эксплуатации является максимальным временем возможного использования товара.

⏳ Срок годности

Срок годности – это период времени, после которого товар считается не пригодным для употребления по назначению. Срок годности устанавливается изготовителем и регламентирован Приказом ГАК РФ от 20.05.1998 №160, а также ст. 472 и ст. 473 ГК РФ.

Срок годности устанавливается для тех товаров, которые по окончании срока годности могут угрожать жизни или здоровью потребителя, его имуществу или наносить вред окружающему миру, либо для тех товаров, которые во время хранения теряют свои потребительские показатели, в результате чего становятся не пригодными для прямого употребления.

Срок годности устанавливается для таких категорий:

Исчисление срока годности происходит или до определенной даты, или же исчисляется определенным периодом времени с даты производства. Если же изготовитель по каким-то причинам не установил срок годности, то применяется следующее правило – не более 2 лет для товаров и услуг.

Срок службы и срок годности – в чем разница

Некоторые путают срок службы и срок годности, думая, что это одно и то же. На самом деле, как было сказано выше, срок службы – это установленный изготовителем временной интервал, в течение которого потребителю гарантируется качество продукции или бесперебойная работа товара, то есть выполнение купленным товаром его прямой функции. При этом все претензии по недостаткам, выявленным во время срока службы, адресуются изготовителю.

Также есть разница в категориях продукции, в отношении которой устанавливаются сроки службы или годности. Срок службы применяется к так называемым товарам длительного пользования – мебель, бытовая техника, сантехника и т. д.

Срок годности – это срок, после которого продукция становится не пригодной для использования. В отличие от срока службы все претензии по несоответствию товара сроку годности адресуются продавцу.

🕰 Гарантийный срок

Гарантийный срок регламентирован ст. 5 Закона о защите прав потребителей, а также ст. 470 и ст. 471 ГК РФ. Это временной период, в течение которого изготовитель в случае обнаружения покупателем в товаре недостатка должен будет удовлетворить требования покупателя и устранить недостатки за свой счет. Гарантийный срок устанавливается на непродовольственные продукты длительного пользования (бытовая техника, электроника, мебель, обувь и т. д.) самим изготовителем, но иногда дополнительную гарантию может давать и продавец товара.

Гарантийный срок исчисляется:

Если речь идет о продукции с выявленными недостатками, то на время ремонта гарантийный срок продлевается. Если же произошла замена некачественного товара, то отсчет гарантийного срока начинается заново.

Гарантийный срок и срок службы – разница

Срок службы означает, что при соблюдении правил пользования товар весь срок будет функционировать так, как надо. В качестве примера можно привести компьютер – возможно, к окончанию срока службы он уже не будет казаться таким мощным и передовым, как на момент покупки, однако, будет исправно выполнять свои изначальные функции, ради которых и приобретался.

А гарантийный срок устанавливается для того, чтобы в случае появления производственных недостатков, которые мешают нормально эксплуатировать товар, устранить данные недостатки или же заменить товар на аналогичный.

Источник

Отличие гарантийного срока от срока службы

Отличие гарантийного срока от срока службы. Объясните практические отличия. Законы я сам прочитал, отличий не выявил. Пожалуйста, не отвечайте цитатами законов. Что у них общего и какие есть отличия.

чем отличается срок службы и гарантийный срок. Смотреть фото чем отличается срок службы и гарантийный срок. Смотреть картинку чем отличается срок службы и гарантийный срок. Картинка про чем отличается срок службы и гарантийный срок. Фото чем отличается срок службы и гарантийный срок

Давайте все равно обратимся к понятийному аппарату.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»

срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

Основной момент кроется в том, что установление гарантийного срока — это ПРАВО изготовителя или продавца.

В то время как установление срока службы на отдельные категории товара — это уже ЕГО ОБЯЗАННОСТЬ.

например, это касается товаров, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Далее, если в течение гарантийного срока изготовитель обязан по любому из выявленных и заявленных в течение гарантийного срока недостатков удовлетворить одно из следующих требований потребителя:

замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
возврата уплаченной за товар суммы.

Если не докажет — что недостаток проявился вследствие действия самого потребителя или по причине связанными с ними.

то при сроке службы удовлетворение заявленных требований возможно только при наличии СУЩЕСТВЕННОГО недостатка, под которым закон понимает:

— неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

Да и при сроке службы объем требований, которые может предъявить покупатель существенно ограничен, в отличие от гарантийного срока. А именно в этом случае он вправе заявить

требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

И только в том случае, если

указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Соответственно и обязанность по доказыванию указанных недостатков, если они возникли в пределах срока службы, но за пределами гарантийного срока — лежит на потребителе.

при гарантийном сроке, в течение которого был выявлен недостаток — обязанность доказывания времени и причины его возникновения лежит на продавце или изготовителе.

Источник

Что такое гарантийный срок, и, в чем его отличие от срока службы и срока годности.

Гарантийный срок в гражданском праве – это срок, в течение которого покупатель может, установив скрытые недостатки товара, предъявить соответствующие претензии продавцу, и срок, в течение которого изготовитель обеспечивает стабильность качественных показателей изделия.

Согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», под гарантийным сроком понимается период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, а именно:

• безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;

• соразмерно уменьшить покупную цену товара;

• заменить товар на товар аналогичной марки (модели, артикула);

• заменить товар на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Изготовитель вправе принять дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, которые были обнаружены по истечении установленного изготовителем гарантийного срока. Содержание, срок действия и порядок осуществления потребителем прав по дополнительному обязательству определяется самим изготовителем. В том случае, если изготовителем на товар не установлен гарантийный срок, то продавец вправе сам его установить. При этом продавец вправе принять на себя дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем. Содержание, срок действия и порядок осуществления потребителем прав по дополнительному обязательству определяется договором между продавцом и потребителем.

Установление гарантийного срока не является обязательным. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, только в том случае, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Гарантийный срок устанавливается изготовителем (исполнителем) в его технической документации (договоре с потребителем) и исчисляется в единицах времени.

Что касается срока годности, то он устанавливается на товары, которые по истечении срока годности и считаются непригодными для использования по назначению.

Версия для печатиВерсия для MS WordЗащита прав потребителей
чем отличается срок службы и гарантийный срок. Смотреть фото чем отличается срок службы и гарантийный срок. Смотреть картинку чем отличается срок службы и гарантийный срок. Картинка про чем отличается срок службы и гарантийный срок. Фото чем отличается срок службы и гарантийный срок

(c) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае», 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 683004,г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, 22-б, Камчатский край

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *