чем отличается речевое фонационное дыхание

ФОНАЦИОННОЕ (РЕЧЕВОЕ) ДЫХАНИЕ

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно в речевой. Не случайно Л. И. Вансовская отмечает, что «речь – это озвученный выдох»! Связанное со звуком дыхание называют фонационным.

Характеристики речевого дыхания

1. Активность: дыхание – энергетическая база нашей речи.

2. Организованный выдох – фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, поэтому струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке.

3. Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки-порции. Вдох в 10-15 раз короче выдоха (при хорошо тренированном дыхании выдох делится на 25-30 порций, каждая из них полновесна, а значит, каждое слово полнозвучно). Нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

Элементы речевого дыхания

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос;

2. Равномерный, активный, не ослабевающий («незатухающий») к концу выдох;

3. «Фокусировка» выдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.

гортань, нарушения голоса, предупреждение дисфоний

Проблема нарушений голоса у учителей в последние годы приобретает все большее социальное значение, так как по данным отечественных и зарубежных авторов, отмечается увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов с 30-40% в 30-60-е годы до 55-60% в последнее десятилетие 3.

Подобную тенденцию можно объяснить стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни, изменением к худшему условий работы преподавателей, увеличением недельной голосовой нагрузки и другими факторами.

Основные причины, вызывающие нарушения голоса у педагогов, можно разделить на биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания), профессиональные (стаж работы, длительность и интенсивность голосовой нагрузки), бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия), психологические (конфликтные ситуации бытовые и профессиональные, психоэмоциональные и характерологические особенности личности). Нередко наблюдается сочетание двух и более факторов, вызвавших нарушение голоса [3, 4].

Для изучения распространенности нарушений голоса у педагогов, причин и особенностей их проявления нами проведено анкетирование 934 учителей общеобразовательных школ Москвы, Московской области и других регионов России.

Анкета была составлена таким образом, что позволила получить достаточную информацию о распространенности и причинных факторах нарушений голоса, половозрастном составе, специальности, стаже работы, продолжительности и интенсивности голосовой нагрузки в течение недели, имеющихся заболеваниях, а также тембре голоса.

Анкетирование проводилось открыто или анонимно (в тех случаях, когда педагоги испытывали чувство тревоги о дальнейшей профессиональной деятельности в связи с состоянием здоровья). Анализ результатов анкетирования позволил выявить этиологические факторы и частоту заболеваний голосового аппарата, определить зависимость нарушений голоса от интенсивности голосовой нагрузки, стажа, возраста, простудных и других соматических заболеваний, психоэмоционального перенапряжения, доказать необходимость постановки голоса для педагогов в период обучения в высшем учебном заведении.

Наиболее малочисленной была группа учителей старше 50 лет (15,4%), так как педагоги этого возраста менее охотно проходят переподготовку, не всегда заинтересованы в различных экспериментальных исследованиях, испытывают некоторое беспокойство в связи с потенциальной возможностью прекращения дальнейшей профессиональной деятельности.

Голосовая нагрузка у анкетированных учителей не была одинаковой. Большинство респондентов имели нагрузку, превышающую тарифную ставку (56%); до двух ставок она доходила у 24% тестируемых, более 40 ч в неделю имели 1,8% обследуемых. В исследовании принимали участие учителя практически всех специальностей, поэтому нас интересовало, как взаимосвязано нарушение голоса со специализацией педагога.

2. Особенности голоса у лиц голосо-речевых профессий. Сравнительный анализ особенностей голоса у респондентов проводили на основании ответов на несколько вопросов анкеты, а именно учитывали наличие или отсутствие кратковременных или долговременных потерь голоса, утомляемости голоса, изменение тембра звучания после стрессовых ситуаций, простудных заболеваний, длительных речевых нагрузок.

Из 934 анкетируемых учителей только у 202 (21,6%) не отмечалось изменение голоса.

Одним из признаков фонастении является, как известно, появление таких субъективных ощущений, как сухость, першение, «комок» в горле, навязчивое откашливание. Из ответов респондентов следует, что только у 147 (15,7%) человек не было указанных симптомов.

Сухость в горле беспокоила 72% опрошенных учителей. Эти ощущения усиливались при большой голосовой и нервной нагрузке, в стрессовых ситуациях.

Таким образом, можно заключить, что наиболее распространенными факторами риска, вызывающими нарушение голосовой функции, являются частые простудные заболевания, перенапряжение голоса, нервное перенапряжение и сочетание нескольких этиологических моментов.

3. Влияние возраста на состояние голосовой функции учителей. Данные о зависимости нарушений голоса от возраста представлены в табл. 1. Сравнительный анализ в выделенных возрастных группах показал отсутствие достоверных статистических различий. Нужно отметить, что во всех возрастных группах отмечен достаточно высокий процент утомляемости голоса, в среднем у 53,3% респондентов. Наиболее высокий процент утомляемости голоса характерен для возрастной группы старше 40 лет.

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

· прослушивание своего голоса;

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Источник

Чем отличается речевое фонационное дыхание

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

чем отличается речевое фонационное дыхание. Смотреть фото чем отличается речевое фонационное дыхание. Смотреть картинку чем отличается речевое фонационное дыхание. Картинка про чем отличается речевое фонационное дыхание. Фото чем отличается речевое фонационное дыхание

Аннотация: Дыхание является физиологическим базисом речевой деятельности. Именно от него зависит сила голоса и способность к смене интонаций.

Статья:

Дыхание является физиологическим базисом речевой деятельности. Именно от него зависит сила голоса и способность к смене интонаций. Цель речевого дыхания заключается во взаимосвязи дыхания с артикуляцией и голосообразованием. Кроме того, правильное физиологическое и речевое дыхание способствует обще­му оздоровлению и является одним из элементов произвольной саморегуляции.

Как показывает практический опыт логопедии дети с нарушением речи не всегда перед началом фразы делают правильный вдох и зачастую начинают говорить с остаточного выдоха. Обучение диафрагмальному дыханию производится поэтапно (цикл упражнений подразделяется на фазы).

Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7. Начинать работу следует с 3-секундных фаз, постепенно удлиняя до 7.

В зависимости от возрастных и индивидуальных физиологических возможностей длительность вдоха и выдоха могут быть различны.

Развитие четырехфазного диафрагмального дыхания

Постановка и развитие у детей речевого дыхания происходит на всех логопедических занятиях в процессе развития общеречевых умений и навыков. Данную работу можно структурировать следующим образом:

Постановка четырехфазного дыхания осуществляется в положении лежа на спине, желательно сразу после сна в хорошо проветренном помещении. Ребенок помещается на ровную поверхность, одна его рука кладется на диафрагму, другая — на грудь. Поверх ло­гопед кладет свои руки. При выдохе слегка нажимают рука­ми на область диафрагмы, далее на грудную клетку. При вдохе руки «отпускают» сначала диафрагму, затем грудную клетку. Ни в коем случае не следует переутомлять ребенка и не допускать резких действий.

В дальнейшем логопед контролирует пра­вильность выполнения упражнения с помощью своих рук. Необходимо следить за тем, чтобы верхний плечевой пояс находились в расслабленном состоянии. Дыхательное упражнение выполняют под счет до трех. Постепенно длина фаз увеличивается до 7 секунд.

С детьми, имеющими ярко выраженные дыхательные расстройства, следует применять метод «парадоксального дыхания»: на вдохе живот и грудная клетка прижимаются руками, приподнимая диафрагму и опуская ребра. На выдохе живот медленно наполняется вдыхаемым воздухом, отодвигая диафрагмальную мышцу вниз. После того как ребенок несколько раз выполнил такое упражнение, можно поинтересоваться у него, удобно ли так дышать, и после чего вернуться к пра­вильной технологии дыхания.

Дифференциация носового и ротового дыхания

После того как навык диафрагмального дыхания сформирован в положении лежа, затем сидя, выполняются следующие упражнения (по четырехфазной схеме).

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания можно тренировать при выполнении физических упражнений (махи руками, ходьба, легкий бег, наклоны, повороты туловища и др.)

Физиологическое дыхание осуществляется непроизвольно. Основная его функция — это выполнение газообмена в клетках тканей организма человека.

Отличие физиологического дыхания от речевого (таблица)

Фонационное, или речевое, дыхание отличается ритмикой. Если при физиологическом дыхании пропорции вдоха и выдоха соответствуют 1:1, то при фонационном происходят изменения в соотношении 1:10, 1:15.

Источник

ФОНАЦИОННОЕ (РЕЧЕВОЕ) ДЫХАНИЕ

Составитель: доцент Н. Г. Гордеева

Голосо-речевой тренинг: учебно-методическое пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Н. Г. Гордеева. – Кемерово, 2004. – 48 с.

Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Орфоэпия и техника речи» в соответствии с ГОС ВПО по специальности «Журналистика». Содержит теоретические сведения, методические рекомендации и систему упражнений для выработки навыков голосоведения, речевого дыхания и дикции.

Рекомендовано методической комиссией факультета филологии и журналистики «12 » января 2004 года. Председатель методкомиссии _______________ Т. Г. РабенкоУтверждено на заседании кафедры журналистики и русской литературы ХХ в. «25» декабря 2003 года. Заведующий кафедрой ______________ А. В. Клишин

чем отличается речевое фонационное дыхание. Смотреть фото чем отличается речевое фонационное дыхание. Смотреть картинку чем отличается речевое фонационное дыхание. Картинка про чем отличается речевое фонационное дыхание. Фото чем отличается речевое фонационное дыхание

Ничем так не пренебрегают и ничто так

Не нуждается в постоянном внимании, как голос.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших компонентов звучащей речи является голос, т. е. совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком и служащих целям общения.

Профессиональными качествами голоса являются:

· сила – умелое использование различных уровней громкости, от тихого до полного интенсивного звука;

· звонкость, чистота звучания;

· собранность звучания, концентрация звука;

· полетность – способность голоса лететь вперед, преодолевая расстояние.

Научить человека владеть своим голосом призвана техника речи— комплекс приемов и навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи.

Овладение техникой речи позволяет:

— не утомляться при многочасовой нагрузке на речевой аппарат,

— добиваться максимального контакта с аудиторией,

— достигнуть высококачественной речи.

Для овладения ТР необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеообразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация.

В человеческом организме нет специальных органов, предназначенных только для произношения. Произносительными они стали лишь в результате многовековой эволюции человека. Произносительный аппарат включает три функциональные области:

-Респирацию – это организация дыхания. Респирация обеспечивается дыхательным аппаратом, состоящим из легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве необходимой для работы голосовых связок воздушной струи.

-Фонацию – образование голоса. Собственно произносительный аппарат состоит из гортани, внизу которой находятся голосовые связки, глотки, полостей рта и носа.

-Артикуляцию – производство звуков. Артикуляторные органы, непосредственно участвующие в образовании звуков, делятся на активные, способные к самостоятельным движениям (язык, губы, мягкое нёбо, задняя стенка глотки), и пассивные, неподвижные (зубы, альвеолы, твердое нёбо). Каждому звуку речи соответствует либо определенное статическое положение, либо определенная динамика изменения артикуляционных органов, т. е. определенная артикуляция.

Устная речь– это сложный динамический процесс, который обеспечивается одновременной и целостной деятельностью всех трех систем: дыхательной, голосовой и артикуляторной. Поэтому и техника речи включает комплекс упражнений для тренировки правильного дыхания, артикуляции и произношения.

ФОНАЦИОННОЕ (РЕЧЕВОЕ) ДЫХАНИЕ

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно в речевой. Не случайно Л. И. Вансовская отмечает, что «речь – это озвученный выдох»! Связанное со звуком дыхание называют фонационным.

Характеристики речевого дыхания

1. Активность: дыхание – энергетическая база нашей речи.

2. Организованный выдох – фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, поэтому струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке.

3. Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки-порции. Вдох в 10-15 раз короче выдоха (при хорошо тренированном дыхании выдох делится на 25-30 порций, каждая из них полновесна, а значит, каждое слово полнозвучно). Нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

Элементы речевого дыхания

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос;

2. Равномерный, активный, не ослабевающий («незатухающий») к концу выдох;

3. «Фокусировка» выдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.

Источник

Чем отличается речевое фонационное дыхание

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

чем отличается речевое фонационное дыхание. Смотреть фото чем отличается речевое фонационное дыхание. Смотреть картинку чем отличается речевое фонационное дыхание. Картинка про чем отличается речевое фонационное дыхание. Фото чем отличается речевое фонационное дыхание

Аннотация: Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает.

Статья:

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно, то есть происходит неосознанно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый, осознанный процесс. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный выдох. Количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Дыхательная система ребёнка-дошкольника еще не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. При этом ослаблен вдох и укорочен выдох, и, как правило, имеются затруднения в произнесении длинных фраз. В результате неэкономного и неравномерного распределения выдыхаемого воздуха ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого происходит, так называемое, “заглатывание” конца слова или фразы.

Очень слабый вдох и выдох ведут к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных. При неумелом распределении дыхания по словам, ребенок делает вдох в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).

Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Иногда укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Что же делать? Самое главное — научить детей правильно дышать!

1. Носовое дыхание.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на здоровье человека. Йоги считают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Необходимо дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование.

Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.

Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.

Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5-6 минут.

2. Диафрагмальное дыхание.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмальное дыхание.

Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

На данном этапе развиваем ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Упражнения выполняются вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

Из положения лежа:

«Рыбка». Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Качаю рыбку на волне,

«Бегемотик» — Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Из положения сидя.

Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

«Бегемотики»

То животик поднимается,

То животик опускается.

Из положения стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения переходят к привычному верхнеключичному или верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае кладем ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагаем ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется «живот» в процессе дыхания. Вдох спокойный, плечи не поднимаются.

3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Все упражнения ритмизованы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11упражнений:

1.«Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2.«Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой, резко опустить кулаки вниз, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

3.«Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

4.«Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

5.«Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

6.«Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

7.«Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.

8.«Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.

9.«Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

10.«Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11.«Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

4. Речевое дыхание.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его правильная организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса.

Поэтому конечной целью развития дыхания является выработка длительной воздушной струи, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть носом, надуть живот; затем длительно выдыхать — «гасить свечу».

«Паровоз» — ходить, имитируя согнутыми руками движения паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» — подуть в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров (вдох через нос, надуть живот, длительный выдох)

«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательным пальцем левой руки плотно прижать левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить на выдохе «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение, удерживая равновесие; вдох через нос, на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Шарик» — представить себя воздушным шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре коротких вдоха (надуть живот) и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть через рот.

«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых» не менее 6 раз.

«Ворона» — сесть прямо, поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. На выдохе произнести: кар-р-р! (6 раз)

«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» — вдыхать через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. На выдохе резко, словно под тяжестью топора, опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «уууух». Повторить 6 – 8 раз.

«Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Комарик» — сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

«Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).

«Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

«Снег» — сделать вдох через нос и подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Кораблики» наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Можно использовать пластмассовые капсулы от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Футбол» — соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота.

«Бульбульки» — возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка — не пролить воду.

«Дудочка» — высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушки-вертушки; китайский колокольчик «музыка ветра»; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами); воздушные шары; мыльные пузыри.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Дыхательная гимнастика для ребенка может стать приятным и полезным занятием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *