чем отличается натюрморт в живописи и фотографии
Зачем рисовать, когда можно сфотографировать?
Содержание
Вы помните слова одного из героев фильма «Москва слезам не верит» о телевидении? Он утверждал, что в скором времени телевидение полностью вытеснит из нашей жизни и театр, и кинематограф. Точно так же многие приверженцы технического прогресса рассуждали о фотографии, которая должна была бы полностью заменить живопись. К счастью этого не произошло, и сегодня мы можем наслаждаться обоими видами искусства.
История возникновения фотографии
В основе различий между фотографией и живописью лежит не что иное, как возраст. Ну разве можно сравнивать умудренного жизненным опытом старца с беззаботным ребенком? Конечно же, нет, ведь между ними лежит пропасть длиной в десятилетия. То же самое можно сказать и об искусстве. Вот только между появлением первого рисунка и первой фотографии прошли не годы, а тысячелетия.
Как все начиналось?
Во многих источниках можно начти информацию о том, что датой рождения первой фотографии принято считать 1839 год. Именно тогда французский ученый Луи Дагер передал свои секреты получения фотографического изображения общественности. Взамен он потребовал самую малость, а именно пожизненную пенсию. Однако, работы в этом направлении велись и раньше. Так, к примеру, честь изобретения гелиографии принадлежит Нисефору Ньепсу. В 1833 году метод получения фотографий с помощью нитрата серебра был описан франко-бразильским изобретателем Эркюлем Флорансом. Одновременно с Дагером работы в этом направлении вел еще один ученый – англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот, который изобрел калотипию.
Цветные фото
Несмотря на бесспорный прорыв, качество фотографий, похожих на негатив, не удовлетворило изобретателей. Практически сразу после появления черно-белых изображений, ученые начали работу над созданием цветных фото.
Изначально идея их получения основывалась на способности нитрата серебра изменять окраску под действием цветного излучения. Создателем этого направления оказался все тот же Нисефор Ньепс, однако, первым запатентовать открытие сумел американец Ливай Хилл. Следующим витком эволюции цветной фотографии можно назвать появление в 1905 году оборудования для фиксации красно-оранжевого участка цветовой шкалы.
Цифровая фотография
Чем отличается фото от живописи?
На первый взгляд может показаться, что два этих вида искусства имеют больше сходств, чем отличий. И действительно, и в первом, и во втором случае мы видим запечатленных на холсте или бумаге людей, события, пейзажи, натюрморты и т.д. Однако, на этом сходства заканчиваются.
Что такое «живопись»?
Картина – способ передачи изображений, которые сложно назвать достоверными. Создавая свои шедевры, художники далеко не всегда переносят на холст то, что видят в действительности. Трансформации может подвергнуться все, что угодно. Чаще всего это касается оттеночной палитры, которую художник подбирает по собственному усмотрению. Далеко не однозначной остается точность передачи черт людей при написании портретов. В особенности это касается известных личностей средневековья, образы которых было принято «слегка приукрашать». Добавьте сюда возможность воплощать на холсте вовсе не реальные картины, а фантазии художника, и описание основной концепции живописи можно считать завершенным.
Что такое «фотография»?
В фотографическом искусстве с точностью передачи сюжетов дела обстоят абсолютно иначе. На фото мы видим реальный мир. В некоторых случаях он может быть приукрашен с помощью профессиональной постановки или коррекции цвета, однако даже несмотря на это, он остается настоящим. С помощью фото очень сложно передать настроение и мысли автора, так как любое творение ограничивается действительностью.
Так почему же современную фотографию принято называть «искусством»? Дело в том, что профессиональные фотографы научились работать со множеством факторов. Изменяя ракурс, план, освещение, фотограф придает снимку особый смысл. Он создает вполне реальный, но при этом немного измененный мир, благодаря чему обычное фото превращается в шедевр.
Тандем живописи и фотографии
Начиная с 19 века истории живописи и фотографии развиваются параллельно, оказывая влияние и помогая друг другу. Как взаимодействовали эти виды искусства? Как оказалось, достаточно плотно.
Первыми возможности фотографии заметили художники-портретисты и мастера, работающие с пейзажами. Известно, что многие знаменитые живописцы стали писать картины не с живой натуры, а с фото. Такой уникальный подход к работе использовали Иван Шишкин и Илья Репин. При этом очень важным для художников было не только расположение отдельных деталей, но и оттенки. О какой цветовой гамме может идти речь, если на протяжении многих лет фотографии оставались черно-белыми? Все дело в том, что даже на таких изображениях сохранялась схема размещения и концентрации тонов, а значит ее можно было воспроизвести на холсте при помощи красок.
Еще одним интересным направлением работы живописцев с появлением фотографии стало расцвечивание черно-белых фото. Этим видом творчества в свое время овладел Михаил Врубель, который позднее работал практически во всех жанрах изобразительного искусства рубежа XIX-XX вв.
Эволюция живописи
Было бы совершенно неправильным сказать, что трансформации под влиянием технического прогресса подверглась только фотография. Изменения коснулись и живописи, которая прошла путь от первого примитивного наскального рисунка до оригинальности кубизма. За прошедшие тысячелетия успели развиться десятки направлений: итальянская живопись эпохи Возрождения, названная вершиной мирового художественного наследия, и барокко, классицизм и импрессионизм, модернизм и иконопись. Чаще всего полотна художников соответствовали тенденциям своего времени, а иногда и опережали его.
Известно, что к концу XIX века сформировались 2 основные концепции живописи, разделившие искусство на «высшее» и «низшее». К первой категории было принято относить мастеров, которые сумели довести свои навыки до совершенства. Их задача заключалась в работе над написанием портретов представителей высшего сословия и росписи церквей. «Низшими» считались художники, писавшие портреты для среднего класса буржуазии 19 века. Именно им фотография составила настолько сильную конкуренцию, что практически полностью вытеснила из мира искусства.
Чем интересна живопись сегодня?
В отличие от работ портретистов среднего класса, картины истинных творцов не канули в Лету. Этот вид живописи продолжил эволюционировать, благодаря чему появились совершенно новые направления искусства.
Абстракционизм – искусство, отказавшееся от естественной передачи форм в живописи. Абстрактные картины оставляют простор для поиска собственных ассоциаций, они заставляют думать, а не просто лицезреть.
Андеграунд – направление, в котором отрицается все традиционное. Эта живопись нарушает все принятые в обществе правила и противопоставляет себя им.
Импрессионизм – один из самых интересных стилей рубежа 19-20 веков. Мастера, работавшие в этом направлении, концентрировали внимание не на отдельных деталях, а на всей картине в целом.
Кубизм – одно из направлений модернизма, в котором изображение создается с помощью простых и сложных геометрических форм.
Итак, после исследований эволюции живописи и фотографии, становится очевидным, что оба направления искусства и сегодня остаются интересными, яркими и актуальными. Так что же все-таки выбрать – картину или фотографию? Однозначный ответ на этот вопрос можем дать только мы сами, ведь у каждого из нас есть собственное видение искусства!
texasec
Владимир Романовский (Техасец)
литератор, художник, артист
Фотография фиксирует момент и образ без привязок к остальной вселенной.
Живопись запечатлевает не место и не время, а данную точку вселенной и ее связи с остальной вселенной. Так получилось.
Информация об этом журнале
Владимир, а расшифруйте пожалуйста для тупых. Что подразумевается под связью со вселенной?
Я фотографию не люблю. Это как, действительно, запечатлил момент как есть, и получалсь одна из множества во вселенной одинаковых фотографий. Скучно. А если человек пишет картины, можно любоваться, получать удовольствие. И не обязательно даже передавать всё в точности, как оно есть, художник изображает так, как видит.
Картины Вы рисовали? Стиль интересный. Перспектива есть, но в тоже время вертикали здания не паралельны.
Перспектива есть, но в тоже время вертикали здания не паралельны.
По фотографии с помощью линейки и сверхразума можно «дорассчитывать» всю остальную, не включенную в фотографию, вселенную, со всеми галактиками, с единичным, незыблемым (статичным) вариантом прошлого и будущего, и то вряд ли. Картинка, милая сердцу детерминистов, включая херра Эйнштейна.
По картине, вне зависимости от сюжета, можно «додумать» всю остальную вселенную с БЕСКОНЕЧНЫМ количеством вариантов ее бытия, с бесконечным же количеством прошлых и будущих времен. И никаких лапласов.
По живописному портрету женщины можно догадаться обо всей бесконечности вариантов ее прошлого и будущего. А заодно о расстоянии от Земли до Юпитера в момент этой женщины рождения. Вернее, о бесконечности вариантов этих расстояний.
Это мое личное мнение, я не настаиваю.
Как будто бы вечер на картине, но фонарь не светит
Re: Как будто бы вечер на картине, но фонарь не светит
Сумерки парижские. Со смогом.
Фото передают основные контуры, не более.
Придираться нужно. Необходимо.
Издержки производства. Это официантка из кафе. Позировала ровно три минуты, потом убежала принимать заказы. Я даже общий контур сделать не успел.
У меня есть мысль перейти-таки на людей и на портреты, но в этом серьезная заковыка есть! Очень серьезная. Увы.
Ну так вот, Фрик купил и перестроил себе особняк на Пятой Авеню, солидный такой, с оградой. И развесил внутри его картинки, какие напокупал по всему миру. А незадолго до кончины подарил особняк вместе с картинками народу своей страны.
Так вот, на табличке под портретом написано, за сколько сеансов он нарисован. Написан. Да. Количество сеансов там отмечено. Сто шестьдесят четыре. Сеанса.
Красивые натюрморты с примерами фото
Добрый день, мои дорогие читатели! Сегодня мы с вами поговорим об очень изящном и изысканном жанре живописи и фотографии – натюрморте. Почему он столько лет притягивает внимание миллионов людей и почему красивые натюрморты – это не просто вазочки с цветами и фруктами? Об этом будем рассуждать в нашей статье.
Немного истории
Этот жанр зародился много веков назад. Наиболее ранние прототипы современных натюрмортов появились еще в древности. Тогда изображениями предметов быта расписывали стены усыпальниц Древнего Египта. В Риме и Древней Греции художники украшали бытовыми мотивами посуду и стены.
Уже более привычные для нашего восприятия работы появились в период XV-XVI веков. Во многих домах они выполняли утилитарную функцию – украшали дверцы шкафов или закрывали элементы интерьера, которые хозяева хотели скрыть от посторонних глаз.
Уже тогда натюрморт представлял собой жанр живописи, в котором художник изображал неодушевленные предметы и объекты живой и неживой природы. Это могли быть фрукты, овощи, цветы, кухонная утварь, украшения, мертвая дичь и даже черепа.
С развитием человечества изменялся и жанр. К привычным элементам быта присоединялись новые вещи-приметы современности (оружие, инструменты, детали механизмов). Появлялись различные направления в изобразительном искусстве (кубизм, абстракционизм, импрессионизм и т.д.)
Сейчас работы этого жанра могут выглядеть совершенно по-разному. С появлением фотосъемки жанр совершил новый виток в своем развитии. Теперь фотографы могут создавать уникальные и необычные композиции при помощи игры со светом, фактурой и ракурсами.
Сложности создания натюрморта
Без базовых знаний достаточно сложно создать красивую и интересную инсталляцию из неживых предметов. Без знания «матчасти» трудно зацепить своего зрителя, ведь чаще людям интереснее рассматривать фото других людей, особенно знакомых.
Поэтому социальные сети имеют большой успех. Так что фотографу или художнику предстоит выполнить большую предварительную работу перед тем, как сделать снимок или начать писать картину.
Необходимо продумать общую идею композиции, какой смысл вкладывается в нее, подобрать необходимые предметы, их фактуру и цвета, какой свет передаст нужное настроение.
Правильно выстроенную работу можно рассматривать долго, она будет интересна зрителю и обязательно привлечет внимание. Произведения известных художников до сих пор обсуждаются в сети и печатных изданиях.
Натюрморт в живописи и графике
В Голландии XVII века жанр активно развивался и обособлялся от своих «братьев». В это время голландские живописцы выделили несколько поджанров. Некоторые из них достаточно узки по своей направленности. Кажется, были созданы работы абсолютно на каждый случай жизни. Не будем рассматривать все, остановимся на некоторых.
Цветочный
Основное место на картине отводилось цветам. Большую роль здесь играла символика. Например, красный тюльпан символизировал страстную любовь, чертополох – зло и хаос.
Кухонный
Композиция состояла из кухонной утвари, блюд и сосудов с напитками. На фоне могли быть изображены хозяйка или служанка, но им на холсте отводилась второстепенная роль.
Рыбный
Изображался несметный улов голландских рыбаков в кухонном интерьере или на базаре.
Роскошный
На первый план выходили драгоценности, дорогие ткани и посуда. Вид вещей говорил об их высокой стоимости и материальной ценности. Такие творения особенно ценили любители красивой жизни. Возможно, через визуализацию, они приумножали свое богатство.
Охотничий
С животными
Наряду с неодушевленными предметами изображали домашних любимцев и диких животных. Выбор животного зачастую был неслучайным, каждая зверушка была каким-либо символом. Например, белка символизировала трудолюбие и упорство, бабочка – свободу и бессмертие души.
Ванитас (от латинского Vanitas)
Один из самых сложных для восприятия – поджанр эпохи Барокко, произведения которого пронизаны религиозными мотивами. Изображенная инсталляция напоминает созерцателю о конечности жизни, о ее быстротечности.
Чтобы понять, какой смысл заложен в картине Vanitas, нужно быть знакомым с Библией и религиозными символами. На абсолютном большинстве полотен изображен череп, который «говорит» о том, что перед смертью все люди равны.
Учебный
Создавался для конкретной цели – обучения учащихся основам композиции, цветоведения и другим аспектам изобразительного искусства. Ученики учились правильно определять пропорции вещей и строить перспективу.
В расположении и подборе вещей не было случайностей. Каждая деталь была на своем месте и была призвана участвовать в развитии какого-либо навыка в живописи.
Обманка
Художник создает оптическую иллюзию того, что вещи на картине объемные, хотя сам холст, разумеется, плоский. «Обманка» вбирает в себя огромное количество вещественных символов. Например, песочные часы говорили о том, насколько быстро и неумолимо течет наша жизнь. Зеркала символизировали тщеславие, гордыню и кичливость.
Сквозь время
Голландская классификация легко переносится на современное творчество, несмотря на то, что реалии значительно изменились. Сейчас так же высоко ценится глубокий и многогранный посыл в творчестве, будь то фото или картина.
Натюрморт притягателен тем, что за обычными вещами, как правило, стоит история, которую создатель хочет донести до своего зрителя. Зашифрованные послания, которые трудно разгадать «с налета», всегда интересовали людей.
Все полотна этого жанра можно условно разделить на две группы:
Этот нюанс стоит учитывать при самостоятельном сборе композиции.
Материалы
Натюрморты можно писать буквально чем угодно, благо сейчас рынок предоставляет широкий выбор материалов от гуаши до угля и акрила. Классикой остаются акварель, масло и карандаш.
При помощи акварели можно создать особый колорит полотна. Она помогает точно передать прозрачность стекла и легкость шифона. При мастерском использовании этот материал позволяет решить достаточно непростые задачи, такие как передача сложных складок и заломов ткани, конструирование объема и многое другое.
Картина, написанная маслом, будет выглядеть очень насыщенно и живо. Этот материал очень хорошо подойдет для передачи «вкусной» эстетики фуд-композиции.
Карандашные работы зачастую выглядят достаточно академично. Карандаш предоставляет большие возможности для передачи объема предметов посредством разнообразных видов тушевки. Также последняя позволяет точно и подробно передать текстуру материалов.
В итоге
Вот такая получилось познавательная статья о данном предмете. И я вместе с вами узнал тоже много всего интересного. Как вы теперь смотрите на натюрморты? Стали бы вешать работу в этом жанре у себя дома? Можно ее почитать о знаменитых художниках, которые были сильны в натюрмортах.
Пишите в комментариях ваши размышления по этому поводу, очень интересно ваше мнение. Ну и конечно, подписывайтесь на новые статьи, чтобы не пропустить все самое интересное. На этом у меня все. До новых встреч!
Чем отличается картина от фотографии? Живопись Бато Дугаржапова
До изобретения фотографии живопись рассматривалась как орудие для возможно более точного отражения окружающего. Живопись считалась тем лучше, чем более достоверно она отображала реальный мир. С появлением в 1839 году фотографии, а в 1895 кино понимание живописи существенно расширилось, хотя иные придерживаются узко-функционального отношения и сейчас.
Чем же отличается фотография от картины?
Фотография запечатлевает нам момент, то есть совершенно конкретное, мгновенное состояние объекта. Художник же, как бы он ни выписывал детали подробно и правдоподобно — пишет прежде всего то ОБЩЕЕ, что он видит в модели, то есть самое характерное и выразительное. Поэтому фотография (за исключением очень нечасто встречающихся работ фотохудожников) — это иллюстрация, подобная картинке в энциклопедии: вот так, дети, выглядит белочка, а вот так выглядел владелец фотоальбома 20 лет назад, когда его купали в ванночке.
Художник, исповедующий современную живопись, отказался от копирования природы — это гораздо лучше и быстрее сделает фотография и киносъемка. Натурализм задвигает живопись в тупик повторности и банальности. К тому же природу воспроизвести нельзя. Когда зритель воспринимает только самый поверхностный аспект картины — передачу информации «где что стояло», то понимание живописи будет крайне обедненным и искаженным.
Бато Дугаржапов, «Ночной Монмартр», 2012 г.
Фото: Источник
Картина принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного, и это стало принципиальным отличием между живописным и фотографическим изображением. Художник решает своей волей, что и как оставить, что и как выделить, что исключить из картины, иногда даже вопреки поверхностному здравому смыслу.
Живописная картина маслом на холсте претендует на полноту и всеобщность показа написанного объекта и на передачу впечатления от него. Непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником. Мы можем войти в картину и услышать, как поют птицы, обонять запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем воды, увидеть движение — ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании и перед нами, и что это все передал нам автор.
Что такое «алла прима»?
Если прежде приветствовалась ювелирная манера выписывания деталей до мелочей, когда картина писалась месяцами, а то и годами и затем тщательно покрывалась лаком, то в 19−20 веке появилось понятие «алла прима» — от латинского «all prima vista» (на первый взгляд), и означает спонтанную живопись пастозной краской. Картина готова после первого сеанса. Бато Дугаржапов, «Дождливый день. Римини», 2013 г.
Фото: Источник
Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре это очень подходящий способ работы. Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма. Картины объемнее и информативнее фотографии, они могут эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Иногда даже благодаря отсутствию этой конкретизации.
Чередование как бы на первый взгляд хаотичных мазков и световых пятен намного эмоциональнее, чем фотография и старинная вылизанная манера передает движение — игру солнечных пятен на траве, бликов на воде, колыхание листьев К сожалению, совершенно дикий в смысле живописной культуры зритель, увидев работы алла прима, написанные размашистыми мазками и полосами, не дает себе труда — остановиться и всмотреться, а надувает щеки и со словами «я тоже так могу намазать» с сознанием собственного превосходства проходит дальше в поисках лакированных кудряво-выписанных творений, где никакая работа воображения и сопереживание не нужны.
Дадим ему уйти, а потом рассмотрим, например, картину художника Бато Дугаржапова «Пленэр».
Что мы видим на этой интересной картинке?
Желающие рассмотреть, как пошиты ботинки у персонажей — ничего. Зритель же, настроенный на волну понимания, прежде всего видит много солнечного света. Затем мы видим несколько художниц в летних платьицах у мольбертов и бородатого художника в джинсах и с кистями в руке. Затем появляется теплая каменная стена с освещенными солнцем вьющимися глициниями над ними, голубое небо в просветах листвы, парапет набережной и море за ним. Бато Дугаржапов, «Пленэр»
Фото: Источник
Листва потому и не выписана в деталях и прожилках, что она движется, колышется, и свет тоже движется, перемещаются тени и ежеминутно меняется отсвет от моря вдали…
Настроение у картины — совершенно феноменальное, она просто излучает свет и позитив. И вместе с тем нельзя указать указкой и разъяснить: это вот это, а здесь то-то. Это нужно только увидеть, немного отойдя от картины и посмотрев на нее достаточно долго. Причем это только файл, я представляю себе — насколько она должна действовать в оригинале!
Аналогично «проявляется» и картина «На этюдах». Сначала — хаотические пятна солнечного света и отсветы моря. Затем — седоватый художник склонился к мольберту. Затем — само море: сияющее море, оно движется, волнуется, солнечные отблески от волн практически слепят глаза (как это сделано — понять невозможно), в море — скалы, камни и лодки, слева опять же вьющееся растение, возможно, виноград. Невероятно передана атмосфера жаркого утра (а это утро, потому что когда солнце стоит высоко, море так не сверкает, оно синеет), красоты южного берега и восхищения этой красотой. Бато Дугаржапов, «На этюдах»
Фото: Источник
Картины Бато Дугаржапова погружены в особую светоносную среду, что говорит о высокой живописной культуре художника, о тонком понимании цветовых и пространственных соотношений. Его работы отличаются свежестью, быстротой ритма линий и цветовых пятен, романтической приподнятостью, тонким восприятием светопространственных соотношений.
С особой легкостью крупными штрихами он создает законченный, цельный образ природы в цвете, свете и жизненной динамике… все искрится в лучах солнца, даже там, где тень, сверкают отсветы, что особенно поражает и радует. Свободно брошенные, краски ложатся друг на друга и образуют многоцветную гармонию и ритм, в котором особое значение имеют переливы оттенков.