чем отличается лидер и руководитель

Почему важно отличать руководителей и лидеров

Может показаться, что лидерство – это то же, что и сам процесс руководства, но если детально рассмотреть ситуацию, это разные вещи. Руководитель отвечает за то, чтобы сотрудники фирмы выполняли все качественно и четко по его распоряжениям. Лидер старается направить сотрудников на работу в ту или иную сферу деятельности. По мнению руководителя, каждый работник предприятия должен быть заинтересованным в успехе, поэтому он обязан работать творчески, порывы должны идти на пользу предприятия. Как показывает практика, 2 модель поведения встречается намного реже, хотя результативность выше.

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Определение понятий

В идеале руководитель должен быть лидером, который доверяет своим сотрудникам и старается войти в их положение в любых сложных ситуациях. Лидерство от руководства сильно отличается.

Лидером можно быть, как имея должность руководителя, так и не имея. Часто в этой роли выступают совершенно другие люди. Это может быть формальный статус, не заверенный документально.

Лидер – это тот человек, который пользуется авторитетом.

Его мнения прислушиваются рядовые сотрудники в процессе решения определенных задач. Только лидеру удается очень быстро и качественно реализовать проекты и идеи. Рано или поздно каждый лидер показывает себя не с лучшей стороны, благодаря чему теряет статус. На смену старому лидеру всегда придет новый, который будет направлять штат сотрудников, и ему все будут доверять.

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Руководитель – это формальное должностное лицо, которое должно объединять в себе лидерские качества и управлять сотрудниками, но обычно руководители перекладывают обязанности на заместителей.

Это может быть классический вариант – директор фирмы или руководитель большого отдела огромной компании. Такой человек не может уследить за всем, поэтому ему приходится пользоваться помощью других сотрудников. Его главным отличием является легитимность, и это не характерно для лидера.

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Можно сделать вывод, что основное отличие начальника от лидера – это занимание руководящей должности и возможность перекладывания своих лидерских функций на плечи других работников.

Основные качества

Отличается лидер от руководителя определенными качествами и характеристиками. Руководителю свойственно следующее:

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Лидер же отличается другими характеристиками. Это душа компании любого предприятия, которая искренне волнуется за успех фирмы, даже если не получает от этого выгоды. Он способен вести за собой людей, т. к. они видят в таком человеке идеала руководителя. Среди основных характеристик лидера особое внимание можно уделить следующим:

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Стили поведения

Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.

Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника. Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна. Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.

Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего голосования. Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным. Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам. В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.

Выводы

Понятно, чем отличается неформальное руководство от лидерства. Если процесс руководства основывается на использования индивидуальных способностей, то речь идет о неформальном лидерстве. В таком случае лидерские качества замечают сами сотрудники, постепенно превращая обыкновенного человека из своего круга общения в авторитет, пример для подражания в рабочем процессе. Если же влияние происходит со стороны человека, который занимает руководящую должность, но не отличается дружелюбностью к сотрудникам, тогда речь идет о руководстве. Это формальное лидерство, заверенное в документальном порядке.

В жизни редко встречаются эти 2 качества в одном человеке, но такое сочетание можно считать идеальным. Все же, если руководитель не обладает качествами лидера, он обязан работать над этим, чтобы в будущем стать им. В противном случае всегда может появиться неформальный лидер, который «переплюнет» руководителя и займет его должность.

Источник

В чем разница между руководителем и лидером?

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

В чем разница между руководителем и лидером?

На первый взгляд может показаться, что понятия лидерства и руководства довольно схожи, однако при детальном изучении вопроса оказывается, что они имеют довольно много отличий.

Очень редко удается встретить поистине идеального руководителя. Грамотно сочетать в себе качества лидера и руководителя и соблюсти между ними баланс удается лишь немногим, но именно сочетание и баланс этих качеств дает миру самых лучших руководителей.

Попробуем выделить основные различия между руководителем и лидером.

Отличия лидерства и руководства

Первое и, пожалуй, основное отличие руководителя от лидера в том, что руководителя назначают официально, а лидерами становятся неформально.

Если вы занимаете руководящую должность, то, естественно, обладаете преимуществами в завоевании лидерской позиции в коллективе, однако это еще не делает вас настоящим лидером.

Направление.

Руководитель — это тот человек, который задает направление работы другим и несет ответственность за результаты этой работы. Он также вносит порядок и последовательность в действия подчиненных, а свое взаимодействие с ними строит на основании фактов и в рамках установленных целей.
Лидер же вдохновляет и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение непременно светлого будущего.

Руководители зачастую занимают пассивную позицию в отношении целей. Чаще всего они ориентируются на уже установленные кем-либо цели. Лидеры напротив всегда устанавливают цели самостоятельно и используют их для изменения отношения людей к делу.

Порядок.

Руководители склонны к порядку во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними в соответствии ролям и иерархии. Лидеры предпочитают подбирать в команду людей, которые разделяют их взгляды и идеи, а также склонны использовать эмоции и интуицию. Они не связывают себя и свою роль с определенной организацией, в отличие от руководителей.

Контроль.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение. Лидеры же мотивируют и вдохновляют свою команду, закладывая принцип доверия в основу совместной работы.

Руководители склонны принимать решения, основываясь на собственном прошлом опыте и разрешать все возникающие проблемы таким же способом. Лидеры всегда изобретают новые, нестандартные решения и, кроме этого, после решения одной проблемы они нарочно ищут другую, чтобы придумать решение и для нее. Руководители же стараются проблем всячески избегать и предотвращать.

Отличие лидера от руководителя: делаем выводы

Понятия лидера и руководителя принято различать как, соответственно, неформального и формального лидера.

Если процесс влияния на людей происходит через способности, умения и прочие ресурсы, то мы имеем дело с неформальным лидерством. В этом случае влияние исходит из признания другими лидерских качеств и личного превосходства. Если же влияние происходит с позиции занимаемой должности и официального положения в компании, то это лидерство формальное.

Формальный лидер обычно действует в отведенной ему профессиональной области и имеет поддержку в виде официальных полномочий. Неформальный лидер выдвигается вперед за счет своих способностей оказывать влияние на других людей и своих личных и деловых качеств.

В жизни, как правило, очень редко удается встретить идеальное соблюдение этих двух типов лидерства в управлении. Как показывают результаты исследований, большинство хороших руководителей обладают лидерскими качествами, обратная же взаимосвязь наблюдается крайне редко.

Развитие лидерских качеств необходимо каждому руководителю, ведь если вы являетесь руководителем лишь формально, то в любой момент в коллективе может появиться тот самый неформальный лидер, который обязательно перетянет одеяло власти на себя и сбросит вас с ваших позиций.

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Быть лидером

Научиться вести, а не тянуть, за собой людей, собрать вокруг себя сильную команду, Вы сможете, если перестанете ограничивать себя стереотипами. Мы помогаем людям становиться эффективнее, разрывая привычные шаблоны поведения. Хватит скрывать свой потенциал!

Источник

Кто вы — лидер или начальник?

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Между лидером и начальником, казалось бы, много общего: и тот и другой управляют людьми, достигают результата усилиями команды. Но если погрузиться в детали, то можно обнаружить и ряд отличий.

Говоря о начальнике, мы обычно подразумеваем человека, который наделен большими полномочиями, занимает руководящую должность и имеет в подчинении персонал.

Понятие лидера намного глубже. Сам термин скорее психологический: лидер — человек, который завоевал признание в какой-то группе, команде или компании и пользуется большим авторитетом. Он обладает влиянием, поэтому окружающие прислушиваются к нему.

Начальник скорее номинальный термин, который зачастую несет завуалированный негативный смысл. Ведь можно быть начальником, но не иметь авторитета у подчиненных. По сути, начальник — это менеджер, который должен эффективно распоряжаться ресурсами. Но не у каждого это получается.

Мы постарались собрать максимум отличий с учетом мнения бизнесменов, психологов и исследователей природы лидерства. Обращайте внимание на те критерии, что вам ближе, и решайте сами, какие личностные качества и навыки вам стоит подтянуть.

Обучать сотрудников или работать с теми, кто есть

Автор книги «45 татуировок менеджера» Максим Батырев считает, что задача хорошего лидера — выращивать сотрудников. Он развивает подчиненных, потому что относится к ним как к основному капиталу компании. И ценность менеджера как раз в том, чтобы вырастить как можно больше профессионалов. Это качество лидера.

Минус такого подхода в том, что выращенные сотрудники обычно хотят больше денег. И это логично, ведь у них появляется больше навыков. Поэтому нельзя игнорировать ситуации, когда лидер выращивает людей, тратит на них ресурсы компании, а затем они увольняются и уходят к конкурентам.

Основатель и генеральный директор FastTrack Христо Попов в своей колонке в Forbes отмечает, что корпоративное образование переоценено, и рекомендует искать людей, которые смогут управлять тем, что есть, не стремясь развивать сотрудников, а используя их как бизнес-единицу с понятными возможностями и стоимостью. Так действуют начальники.

Рисковать или избегать ошибок

Основатель и генеральный директор JotForm Танк Айтекин уверен, что одно из главных качеств лидера — это умение рисковать. В ситуации, когда простой начальник откажется от идеи из-за неуверенности в результате, лидер, наоборот, рискнет и продемонстрирует прорыв. Важно понимать, что речь идет об осознанном риске, а не о бессмысленных поступках.

Попробуйте CRM для малого бизнеса: внедрение и адаптация под особенности бизнес−процессов, контроль и автоматизация отдела продаж

Лидер рискует, но осознанно. И готов принять ответственность за произошедшее, сделать выводы. Начальник не готов отвечать за ситуации со слишком высоким риском, поэтому он отказывается от таких поступков.

Стремиться завоевать доверие или контролировать и управлять

Танк Айтекин рассказывает еще об одном ярком отличии лидера и начальника. Менеджер работает с процессами компании, контролирует их, обеспечивает соблюдение правил. Это важная роль для любой организации.

Лидер же создает доверие и уважение — делает так, что ему не нужно контролировать мотивацию персонала, ведь люди сами стремятся сделать всё правильно и с первого раза.

Чтобы проверить, лидер вы или начальник, достаточно посчитать, как много людей каждый день приходят к вам за советом. Если совсем мало или никто, скорее всего, вы начальник. Если много и постоянно, то вы лидер.

Создавать стратегию или думать над тактикой

Соучредитель CareerBlast Уильям Арруда в колонке Forbes рассказывает, что основные задачи лидера — стратегические, а управляющего — тактические.

Лидер предпочитает смотреть на общую картинку, создавать её в целом. Лидер задает направление, вдохновляет.

Задача менеджера, по мнению Арруды, заключается в том, чтобы разработать детальный план, чаще краткосрочный. Контролировать, как сотрудники двигаются по нему, хватает ли на всё ресурсов. И после достижения цели составлять следующий план.

Быть проактивным или четко следовать плану

В книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови называет проактивность отличительной чертой лидера. Он считает, что такие люди всегда проявляют инициативу, пытаются расширить зону своего влияния и не обращают внимание на то, что от них не зависит.

Робин Шарма в книге «Лидер без титула» рекомендует тем, кто хочет стать лидером, каждый день задаваться вопросами:

У начальников таких личностных качеств нет — они могут спокойно работать по плану и не пытаться улучшить ситуацию.

Искать новые навыки или развивать то, что есть

Саймон Синек в книге «Начните с почему» уверяет, что настоящие лидеры постоянно учатся новому. Их основная цель — личностный рост, развитие «мягких» навыков (soft skills), которые помогают им лучше понимать людей. Лидеры знают, что если они не будут постоянно развиваться, то скоро останутся позади конкурентов.

Начальники же оценивают существующие ресурсы, уже прокаченные навыки, и действуют исходя из этого. Благодаря обучению они улучшают имеющиеся навыки, не пытаясь найти что-то кардинально новое.

Быть гибким или следовать плану

Уоррен Беннис в книге «Как становятся лидерами» утверждает, что отличительное качество лидера — гибкость. Лидеры готовы меняться сами, готовы менять планы в процессе. Менеджеры, наоборот, четко следуют плану и неохотно вносят изменения в «дорожную карту».

Образно говоря, менеджер напоминает строителя железной дороги: сначала он всё долго просчитывает, прокладывает пути и только затем пускает поезд. Лидер больше напоминает смелого кочевника, который только во время экспедиции решает, лезть в гору или обойти её.

Воспитывать последователей или работать с сотрудниками

Лидер не относится к персоналу просто как к сотрудникам — скорее он пытается сделать из людей последователей своей идеи. Достаточно вспомнить истории Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга.

Менеджер же, наоборот, дистанцируется от личных отношений с персоналом и предпочитает не добавлять в рабочие отношения какую-то идейность.

Способность заражать идеей и превращать сотрудников в последователей актуальна в момент зарождения компании, как это и было с вышеуказанными лидерами. Когда бизнес рос и переходил из стадии стартапа в развивающуюся компанию, лидеры нанимали менеджеров — как раз для плодотворной работы с линейными сотрудниками.

Искать уважения или признания

Робин Шарма рассказывает, что лидеру не нужен титул — его в первую очередь интересует уважение людей. Именно для этого он работает и развивается, это его мотивирует.

Менеджеры мотивируются признанием или титулом, им необходимо некое подтверждение того, что их работа приносит пользу. В этом есть элемент тщеславия.

Как определить, лидер вы или начальник

Может показаться, что конкретный человек может быть только лидером или начальником, но это не так. Да, есть люди с явно выраженными качествами лидера, например, тот же Стив Джобс. Но большинство эффективных руководителей обычно сочетают в себе качества и менеджера, и лидера. Вспомните своего лучшего руководителя — наверняка он умел и вдохновить идей, и жестко контролировать бизнес-процессы.

Как бы то ни было, но важно развивать в себе и способность вовремя переключаться. Когда это необходимо, вы можете быть лидером и заниматься стратегическим развитием компании, воспитывать сотрудников и стараться усовершенствовать как можно больше процессов. Но раз вы работаете на бизнес, то в сложных ситуациях нужно заниматься и тактикой, принимать управленческие решения и четко следовать плану. То есть проявлять менеджерские качества.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Лидер и руководитель — сходства и различия

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Чем отличается лидер от руководителя — вопрос, который с каждым годом становится всё актуальнее. Причина тому проста — управление организацией давно перестало быть сугубо функциональным процессом, поэтому от начальника требуют определённого набора личностных качеств и навыков, определяющих успех всего предприятия. Как правило, чем престижнее фирма, тем выше планка требований, предъявляемых корпоративному менеджеру.

В этой статье мы разберём, в чём разница между лидером и руководителем, какие должностные обязанности на них накладываются, а также, что такое эффективные лидерские качества.

Ключевые понятия руководителя и лидера

В повседневной жизни, не имеющей отношения к деловому миру, оба слова часто используются как синонимы, что категорически неверно. Именно нюансы обоих определений вызывают путаницу, которая может сыграть злую шутку с начинающим управленцем. Итак,

Другой важный пункт, разделяющий эти два понятия — возможность перераспределения обязанностей. У лидеров они негласные, у руководителя — чётко прописываются в должностной инструкции, он имеет законное право назначать официальных заместителей.

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Основные отличия лидера от руководителя

Рассмотрим сходства и различия на примере таблицы:

ЛидерРуководитель
Является феноменом корпоративных отношений, во многом сформированным психологическими моментами. Неформален и негласен — статус внутри коллектива ничем не подтверждается, кроме мнения коллег.Избирается легитимным образом через необходимые процедуры. Сугубо формальная должность, прописанная в уставе предприятия с чётко поставленными рамками трудовых обязанностей и материальных привилегий.
В большинстве случаев появляется стихийно или ситуативно, когда того требуют сиюминутные обстоятельства. Возникновение лидирующего сотрудника никак не предугадывается в рабочих планах.Назначение строго регламентируется вышестоящим начальством, иногда — путём тайного голосования. В сопутствующих документах прописывается, например, необходимый стаж для повышения.
Является «первым среди равных». Авторитет определён консенсусом коллег или личными неоспоримыми заслугами перед фирмой. Мнение сотрудников ключевое, они вольны лишить титула за служебные провинности.Вступает в должность волевым вердиктом совета директоров или единоличного владельца предприятия. Оглядка на рядовых работников бывает только в одном случае — открытое голосование, что крайне редко.
Могут и зачастую должны принимать самостоятельные решения, в том числе непопулярные. Берут на себя прямую ответственность за каждый шаг, вплоть до рисков увольнения, если такое необходимо.Полностью «закрепощён» внутренним распорядком и процедурами. Протоколы с уставами серьёзно ограничивают полномочия, включая все финансовые вопросы. Не имеют права проявлять инициативу вне этого.
Он — личный пример профессиональных навыков, ответственности и порядочности. Благодаря ему коллеги вдохновлены, мотивированы на любые задачи. Никакого диктата, рабочий процесс доброволен.Использует механизмы авторитарного режима управления. Приказы обязаны исполняться в строгие временные рамки, отклонения от плана наказываются дисциплинарными беседами или материальным штрафом.

Исходя из сказанного, сделаем промежуточные выводы:

Неформальный лидер коллектива — большая удача для директора, поскольку с его помощью быстрее появляется лояльный штат, отличающийся высокой трудоспособностью. Однако, если дать ему слишком много свободы, часто возникают конфликтные ситуации, которые способны поставить под сомнение авторитет официального руководства.

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Профессиональные личностные качества лидера и руководителя

Как вы уже поняли, большая ошибка — ставить знак равенства между двумя корпоративными понятиями. Именно в личных качествах кроются основные различия, у руководителя они такие:

С лидерами ситуация кардинально противоположная. От них требуется совершенно иной профиль навыков, которые прямо влияют на то, с каким отношением человек вольётся в коллектив:

Самая очевидная параллель — связь жёстких и гибких навыков. Чтобы демонстрировать профпригодность, соответствуя регламентированным требованиям, руководителю необходимо виртуозно владеть группой hard skills. Лидер, наоборот, обязан проявлять чудеся гибкости, чтобы стать для сотрудников «своим парнем».

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Стили поведения и социальные роли в управлении коллективом

Разобравшись с ключевыми понятиями, мы подошли к самому главному — как влияет выбранная стратегия лидера и руководителя на их поведение в рамках организации труда. Хрестоматийное деление на авторитарный, демократический и либеральный стили давно неактуально — в настоящее время существуют десятки концепций, основанных на корпоративной психологии.

Распространённые социальные роли руководителей — это четыре модели поведения:

У лидеров личностных портретов может быть ещё больше, но мы остановимся на трёх, которые сформулировал знаменитый американский психолог Джордж Миллер:

Существует также недетерминированный тип лидерства, который основан на максимально возможной социализации ввиду низкой самооценки. Как правило, это люди холерического темперамента, остро реагирующие на любые проблемы. При долгом нахождении в одном коллективе они трансформируют своё поведение на один из трёх указанных портретов.

Выводы

Подводя итог, какова разница между лидером и руководителем, обобщим:

Развить лидерские качества в управлении помогут специализированные МБА курсы, которые предлагает Moscow Business School. Они могут входить, как в профильные пакеты, рассчитанные на 1,5-2 года обучения, так и подаваться в форме бизнес-консалтинга, семинаров и мастер-классов от ведущих российских преподавателей, сотрудничающих с крупнейшими ВУЗами.

Развить лидерские качества в управлении помогут специализированные МБА курсы, которые предлагает Moscow Business School. Они могут входить, как в профильные пакеты, рассчитанные на 1,5-2 года обучения, так и подаваться в форме бизнес-консалтинга, семинаров и мастер-классов от ведущих российских преподавателей, сотрудничающих с крупнейшими ВУЗами.

чем отличается лидер и руководитель. Смотреть фото чем отличается лидер и руководитель. Смотреть картинку чем отличается лидер и руководитель. Картинка про чем отличается лидер и руководитель. Фото чем отличается лидер и руководитель

Автор: Юлия Тришкина эксперт, руководитель отдела

С уважением, команда Moscow Business School

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *