чем отличается изучение букв в наше время
Чем кириллица отличается от современной азбуки?
Чем азбука кириллица отличается от современной азбуки?
Увидеть, как работает это правило можно на примере старинного слова «вече». Заменим в слове букву «е» ее кириллическим именем – «есть»: Вече – вЕстьчЕсть – весть честь.
Небольшое, но важное дополнение к тому, что известно о народном вече: теперь вы знаете, откуда родом выражения «честной народ», «честь имею», обращение «Ваша честь».
Вече – это народная форма самоуправления, собор (собрание) выборных от народа. «Вече» присутствует и в слове «человек», только слово надо записать так:
человече – чело вече.
Вы можете сказать, что это какая-то детская игра, переставляй и переставляй себе буковки… Так оно и есть, ведь любая азбука предназначена для обучения детей, и чем больше она напоминает игру, тем легче идет обучение.
веЧе – ве4е – веДе – вестьДоброесть – весть Доброе.
Весть Вече – добрая весть.
человече – Чело вече – Дело вече.
Немного из истории письменности.
В слове «Вече» четыре буквы, но если записать слово именами букв, окажется, что букв уже 17: ведиестьчервьесть. Можно и эти 17 знаков записать их именами, и слово вновь увеличится, а еще надо помнить об обратной стороне слова, о его нави.
Наши предки умели извлечь информацию из слова и, наоборот, упаковать ее до размеров слова или числа. О технологии работы со словом слушайте здесь: https://vk.com/parte_mida
Наверное, вы прочитали о маюскульном письме подробнее в интернете, и теперь знаете, что маюскул использовался в древнегреческом и древнеримском письме. Причем же здесь кириллица, спросите Вы?
Латынь, древнегреческий язык и кириллица – части единой системы. Принять это сложно, люди привыкли все разделять на «свое» и «чужое». А ведь всего сто лет назад, по меркам истории относительно недавно, классическое гимназическое образование в России включало в себя обязательное изучение этих трех мертвых языков.
Без понимания, что все культурное наследие человечество – это части когда-то единой культуры, культуры предков. Если продолжать делить его на «наше» и «не наше», невозможно как создавалась мировая культура и история.
Можно возразить, что нельзя применять библейское выражение, в качестве правила русского языка. Нельзя, но тогда бы вы не узнали историю появления свечи.
Решение народного веча или «слово вече» не всегда оглашалось открыто, иногда оно было тайным и не должно было попасть в чужие руки. Поэтому письма-послания с решениями веча покрывали слоем воска и плотно сворачивали трубочкой. Так появились свечи – с вече — Слово вече. В случае опасности, послание сжигали.
Читаем определение «вече»: «Ве;че (общеславянское; от славянского в;тъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси.»
Со веди – со в (веди – имя буквы В) – сов – сова – софа (взаимопереход букв в-ф) – Софья – мудрость.
Как видите, благодаря кириллице, слово, словно волшебный клубок, который стоит только потянуть за конец нити, начинает раскручиваться, открывая все новое и новое…
Чем букварь отличается от азбуки: 3 существенных различия
Понятия «букварь» и «азбука» с течением времени слились в одно целое. Однако по своей сути они имеют заметные различия.
История и время появления
Азбука обладает более древним происхождением. Первое упоминание азбучных материалов датируется XII веком — именно тогда был написан литературный памятник древнерусской культуры под названием «Повесть временных лет». На страницах этого летописного свода можно встретить фрагменты азбуки. Подобные отрывки встречаются и в берестяных грамотах.
Появление букваря произошло заметно позже — в VI веке.
Первая книга для обучения была создана Иваном Федоровым, положившим начало печатанию книг на Руси. Красочное учебное пособие, содержащее алфавит с иллюстрациями и материал для чтения, увидело свет в 1574 году.
Подход к изучению
Принцип построения азбуки как учебного материала заключается в том, чтобы направить внимание на смысловое значение букв, которые обозначают звуки речи, последующее их заучивание и объединение в слоги и слова. Она становится фундаментом для овладевания лексикой, дающей начало для изучения языка.
Букварь по своей сути повторяет ее функционал, но при этом он обладает совершенно другим содержанием и структурой. Освоение алфавита при помощи букваря сопровождается закреплением способности к слоговому чтению, а также к овладеванию умением писать отдельные буквы и несложные слова.
При таком подходе к приобретению начального понимания грамматики у обучающегося активизируется слуховая, зрительная и механическая память, что обуславливает высокие скорость и качество освоения знаний.
Формат выпуска
Как правило, азбука выпускается в виде книги с текстовыми дополнениями и картинками, однако обладает и другими формами. Существуют различные азбучные пазлы, мозаики из букв, специальные таблицы, кубики, звуковые панно. Знакомство с этой книгой входит в образовательные стандарты детских садов.
Современные буквари представляют собой совместную работу психологов, лингвистов и педагогов.
По итогам этой работы формируются критерии максимально эффективного подхода к процессу учебы и воспитания детей. Изучение букваря — один из элементов обязательной школьной программы для первоклассников.
Что выбрать для обучения
По своей сути предназначение и функции азбуки и букваря одинаковое — они обучают грамоте. Их отличие состоит в содержании, структуре и общей манере подачи материала.
Тот факт, что история азбуки с букварем насчитывает множество веков, свидетельствует об их важности. Они систематизируют способы освоения алфавита в качестве фундамента чтения и письменной речи, без которых приобретение человеком новых знаний оказывается ограниченным.
В чем разница между азбукой, алфавитом и букварем — основные отличия
Дети начали ходить в школу давно. Тогда учились читать не по печатным книжкам. Раньше буквы вырезались на деревянных дощечках. Первый способ написания текстов был ручным, что затрудняло чтение книг, их распространение. Только спустя несколько сотен лет появились первые книги, ускоряя обучение грамматики.
Лишь после появились печатные машины, с помощью которых получилось увеличить количество изданий, облегчить понимание написанного. В чем разница терминов – ответит на вопрос статья.
Определение слов «азбука», «алфавит» и «букварь»
Сначала стоит разобраться с алфавитом. Он представляет определенную расположенность букв, идущих в строгой последовательности друг за другом. Каждый буквенный символ обладает отличающимся названиями. Буквы различаются произношением, что позволяет выделить символ среди остальных, запомнить его, использовать в будущем.
Термин возник объединением произношения двух греческих букв – Альфа и Вита. Встречается на плакатных изображениях, разворотах книг. Таким образом, он является частью упомянутых ниже форм использования буквенных обозначений.
Букварь считается первой книгой, с которой сталкивается ребенок при посещении школы. С его помощью происходит изучение чтения:
История насчитывает несколько столетий. Первую книгу напечатал Иван Федоров в 1578 году. Тогда большинство простых людей жили в деревнях, носили непривычную современным людям одежду.
Книжных изданий было мало, чтение не было основной потребностью жителей страны. Цены на книги были довольно большими. Тогда по указу Ивана Грозного построили Печатный двор, появилась первая типография. Главой стал Иван Федоров, и первая выпущенная печатным станком книжное издание называлось «Апостол».
Большая часть изданий была посвящена церкви. Пять лет Печатный двор работал исправно до страшного пожара. Восстановлению здание не подлежало, что на время остановило работу типографии.
Это вынудило Ивана Федорова уехать во Львов. Город еще входил в состав Польши. Там публицист занялся выпуском Азбуки. Появилась она в 1574 году. Эту дату считают достаточно важной, так как она ускорила процесс обучения детей.
Лишь через сто с лишним лет после выхода азбуки появился первый букварь. Спустя двести лет из печати вышло две книги, используемые по сегодняшний день:
Стоит отметить, что оба термина пересекаются. Но если раньше не было существенной разницы, то теперь отличия имеются. Стоит рассмотреть разницу подробнее. Рекомендуется познакомиться с остальными терминами, которые будут сравниваться, поближе. Точнее – рассмотреть их отличия.
Хочется дополнительно упомянуть, что сейчас азбука – представленный в напечатанном виде алфавит. Используется для изучения букв. Таким образом, она становится на ступеньку ниже букваря. Используется дошкольниками.
Чем отличается лоджия от балкона в квартире на самом деле, узнайте тут
Основные отличия в понятиях
Подробнее стоит рассмотреть разницу между азбукой и букварем, так как алфавит используется обеими книгами. Таким образом, стал основой для создания сравниваемых ниже терминов.
Ключевые отличия представлены таблицей:
Отличие | Азбука | Букварь |
Содержание | Представляет алфавит. Книга может содержать стишки, картинки, посвященные каждой букве. Что касается последовательности символов, то они повторяют содержания алфавита. Название произошло благодаря соединению звуков двух первых старославянских букв – аз и буки. | Предназначен, чтобы научиться читать. Буквы расположены не в алфавитном порядке. Они имеют определенное расположение, зависимое от степени сложности, используемости.Также содержит упражнения, благодаря которым ребенок учится читать. |
Сложность | Простая для изучения. Ребенку потребуется от пары дней до недели, если есть желание познать вид, произношение символов. | Будет сложным для изучения. Все упражнения отсортированы от легких к более сложным, поэтому процесс обучения будет постепенным. |
Время изучения | Подходит детям младшего дошкольного возраста, когда необходимо обеспечить знакомство с буквами. | Считается важным предметом школьной программы начальных классов. Обычно ее изучают первоклассники. Недаром первое сентября называют праздником букваря. |
Таким образом, становится понятно, что разница между понятиями существенная. Сегодня данные слова путать не рекомендуется.
Выводы
Касаемо подведения итогов, выделяется три основных пункта:
Смотрите видео про обучение чтению, буквари и азбуки:
Азбука и букварь: в чем разница
В современном мире слово «азбука» используется довольно редко. Поэтому некоторые родители уже забыли его значение. Иногда их вводит в ступор необходимость приобрести для ребёнка азбуку, и вместо нужной вещи покупается букварь. Чтобы избежать путаницы, разграничим эти понятия.
Определение понятий
Азбука – это упорядоченная система буквенных знаков. Проще говоря, это набор букв, который мы привыкли называть алфавитом. В этих понятиях тоже есть разница, однако, она менее существенна.
Букварь – это пособие для обучения чтению, разработанное на основе азбуки. Это всем нам известная книга, по которой мы учились читать в первом классе. Чтобы лучше понять различия между рассматриваемыми понятиями, нужно разобраться в особенностях каждого.
Особенности азбуки
Для начала стоит сказать, что это пособие может быть в разном виде:
Обычно это набор букв, сопровождающихся иллюстрациями. Это помогает задействовать зрительную и ассоциативную память. Алфавит – это просто набор упорядоченных букв, он может быть в виде таблицы или списка, и обычно не сопровождается иллюстрациями. Азбука же всегда сопровождается тематическими иллюстрациями.
Важно! Азбука обязательно сопровождается картинками.
Особенности букваря
Букварь – это учебное пособие, в этом и кроется его основная особенность. Так как он сделан на основе азбуки, то содержит её элементы. Но помимо иллюстрированных букв он содержит упражнения для обучения чтению.
На заметку! Азбука также может быть в виде книги, но при этом она не будет иметь упражнения для обучения чтению.
Сходства и различия
Чтобы не запутаться, и чтобы было легче определиться с выбором, разберём не только различия, но и сходства.
Сходства.
На этом сходства заканчиваются. Теперь о различиях азбуки (№1) и букваря (№2).
Что лучше выбрать для обучения ребёнка
Изучив сходства и различия, можно с лёгкостью ответить на вопрос, что же выбрать.
Так, если ваш ребёнок ходит в детский сад, и ему необходимо просто выучить буквы алфавита, покупайте азбуку. Если ребёнка нужно научить читать, купите букварь.
Урок 4. Изучение алфавита
Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.
Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.
Основными показателями готовности к изучению алфавита можно назвать:
Существенную помощь родителям в их затее освоить со своим чадом алфавит окажут два замечательных пособия:
Кстати, очень хорошо зарекомендовали себя стихотворные азбуки, где буквы и их звучания и изображения обыгрываются в шуточных стихах (можете поискать специальные сборники А. Усачева и С. Маршака).
Помимо всего прочего, запомните и несколько правил, способствующих более эффективному изучению алфавита ребенком:
Что же касается методов обучения алфавиту, то они должны привлекать внимание ребенка, т.к. это будет способствовать интересу и лучшему усвоению материала. Ниже мы предлагаем вам несколько методик, рассчитанных на разные возрастные группы.
Содержание:
Алфавит для детей 3 лет
Как мы уже сказали, первым шагом в обучении ребенка алфавиту должен стать вызов у него интереса к нему. В большинстве случаев любопытство начинает проявляться в процессе самого чтения. Ваша задача – культивировать и поддерживать эту заинтересованность. К трем годам у детей уже часто начинают появляться излюбленные стишки и сказки (если, конечно, их им читали), а значит, есть и мотивация к освоению алфавита, ведь в перспективе малыш сможет читать сам.
Итак, как обучить трехлетнего ребенка буквам:
Взаимодействуя с буквами, начинайте понемногу объяснять малышу их смысл, звук, значение. Но помните, что изучать нужно по одной букве.
Алфавит для детей 4 лет
С детьми четырехлетнего возраста занятия проводятся примерно так же, как и в предыдущем случае. Основной уклон делается на игры. Рекомендуется продолжать составлять буквы из подручных предметов. Обязательно дополняйте процесс новыми играми. Вот парочка таких:
Алфавит для детей 5 лет
По достижению пятилетнего возраста дети, как правило, уже начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Они уже понимают, что буквы составляют слова, а слова – предложения. Поэтому в 5 лет ребенок уже в состоянии без посторонней помощи составлять буквы, рисовать их, лепить и т.д.
Лишь с этого возраста можно давать ребенку в руки электронные буквари – подобные предметы очень увлекают детей. Но подбирать такой букварь нужно грамотно – чтобы при нажатии на кнопки из динамика звучал именно звук буквы, а не ее название. Также можно начинать использовать специальные рабочие тетради (часто они так и называются «Изучаем буквы»), заниматься с которыми ребенок может сам либо с родителями.
Крайне важно, чтобы в 5 лет ребенок говорил связно и внятно. Исходя из этого, нужно как можно чаще просить его что-то рассказывать, к примеру, какую-то сказку или чем он сегодня был занят и т.п.
Алфавит для детей 6 лет
Шестилетний возраст считается самым лучшим для идеального запоминания алфавита и достижения удовлетворительного уровня чтения. Причем, если выучить буквы в 3 года малышу не удалось, в 6 лет он сделает это 100%, и намного быстрее.
В качестве средств для занятий также можно применять азбуки, буквари и магниты. Рекомендуется начинать пользоваться прописями и просматривать мультфильмы, которые обучают буквам и особенностям построения слогов и слов. Некоторые также используют смартфоны и планшеты с тематическими приложениями, но этот момент – исключительно на ваше усмотрение. Мы все-таки советуем приобщать детей к книгам.
И еще кое-что: не поленитесь и сделайте со своим малышом авторский букварь. Делается это очень просто: на бумаге рисуется буква и картинка с соответствующим ей предметом. Затем все это вырезается и вставляется в фотоальбом или вклеивается в обычный альбом и регулярно просматривается. Если же параллельно приобретать для ребенка простенькие книги, он быстрее освоит навык чтения.
Теперь же мы отступим от привязки к возрасту и познакомим вас с тремя проверенными методами, направленными на помощь ребенку в освоении алфавита.
Классический метод
Классический метод построен на соблюдении ряда рекомендаций и выполнении несложных действий:
Игровой метод
Игровой метод по праву считается одним из наиболее распространенных. Суть его сводится к следующему: дайте ребенку задание выучить конкретную букву, а восприятие и запоминание закрепляйте, демонстрируя предметы, которые на эту букву начинаются: А – арбуз, Б – банан, В – веревка, Г – груша, Д – дом и т.д. и т.п.
Однако здесь есть один очень важный нюанс: иногда родители жалуются, что их чадо запомнило зрительную связь, а не произношение буквы. Другими словами, Б у ребенка – не Б, а банан. Так, если потом попросить малыша показать букву Б, он покажет на банан, а если спросить, что это за буква, он тоже ответит, что это банан.
Таким образом, с представленным игровым методом лучше не усердствовать, да и применять его в самый раз только для детей 2-3 лет в качестве способа заинтересовать алфавитом.
Метод Елены Бахтиной
Вкратце о методе Елены Бахтиной мы уже говорили, но для изучения алфавита он подходит очень хорошо. Кстати, именно ее метод, как и составленный ей букварь, сегодня очень популярен среди педагогов и родителей.
Елена Бахтина советует изучать с ребенком алфавит так: за каждой буквой закрепляется конкретный образ или ассоциация, возникающая у малыша при его первом знакомстве с этой буквой. К примеру, буква А может вызывать звуковую ассоциацию – малыш может произносить какой-то звук, когда видит букву А, и т.д. Затем родитель помогает ребенку вспомнить, что это за буква, используя его же ассоциации.
Также педагог предлагает использовать то, что написание большинства букв подкрепляется аналогиями со знакомыми малышу предметами. Например, Б – бегемотик с большим животиком, У – улитка с домиком на спине, Е – буква с закрытыми глазками, а Ё – с открытыми.
Изучать алфавит по этой методике очень просто. Единственное условие – это развитое у ребенка ассоциативное мышление, что встречается, к сожалению, далеко не всегда. Несмотря на это, метод очень распространен. При подробном изучении он оказывается очень последовательным, а разобраться в нем способен любой родитель.
По сути, в том, чтобы помочь ребенку выучить алфавит, нет совершенно ничего сложного. Нужно лишь запастись терпением, взять во внимание предложенные нами советы и рекомендации и начать применять на практике уже известные вам приемы и методики. Поначалу лучше пробовать все подряд, чтобы установить наиболее эффективные и действенные способы, а со временем, когда вы будете знать все особенности своего дитя, – использовать только то, что работает.
В любом случае не нужно требовать от малыша больше, чем он способен сделать. Всегда давайте ему право на ошибку, будьте чуткими к его настроению и самочувствию, изучайте его индивидуальные особенности. В тех же ситуациях, когда замечаете, что ребенку не хочется или совсем не интересно играть с буквами, попробуйте некоторое время подождать, ведь вполне вероятно, что час начала занятий еще не пробил.
В шестом уроке мы подробно остановимся на обучении детей чтению по слогам и представим практические рекомендации на эту тему, а также несколько домашних уроков для развития внимания, зоркости, поля зрения и других полезных способностей и навыков.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.