чем отличается барокко и рококо
Барокко или рококо?
Тема: Творчество
Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве. Их элементы до сих пор нередко используются дизайнерами при оформлении интерьеров помещений. Про барокко уже писалось ранее, по этому сегодня больше про рококо и его существенные отличия.
Что такое барокко и рококо?
Барокко ( уже рассматривался ранее )— стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.
Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco, что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности.
Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.
Рококо — стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.
Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille — «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей («мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись).
Архитектура
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Отбросив холодную парадность, строгую симметричность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п.
Стиль рококо и барокко в архитектуре: чем отличается, история, характеристики и примеры
Барокко и рококо – два разных архитектурных и дизайнерских стиля, которые имеют схожие наименования, однако и сильные различия. Каждый из них оставил существенный след на облике многих европейских городов, но, чтобы научиться видеть различия барокко и рококо, необходимо внимательнее рассмотреть эти направления в отдельности.
Рококо и барокко – в чем разница?
Барокко – это очень популярный стиль в архитектуре и искусстве, который зародился в Италии и получивший максимальное распространение в крупных европейских городах в XVII-XVIII веках. Само название данного направления переводится, как «причудливый» или «тяготеющий к излишествам», и он полностью соответствует своему названию, особенно, если сравнивать данный стиль с другими, более ранними направлениями в архитектуре и дизайне.
Рококо возник позднее, его родиной считается Франция первой половины XVIII века, и максимальное отражение данный стиль нашел в первую очередь в дизайне и оформлении интерьеров. По сути, он является продолжением, переосмыслением барокко.
Его характерными чертами являются:
Отличие барокко от рококо в архитектуре
Рассматривая барокко и рококо в архитектуре, необходимо знать, что из себя представляют эти стили. Для архитектуры барокко характерны максимально сложные формы, склонные к излишней вычурности и напыщенности, изящные линии, общая праздничность и пышность. Здания барокко отличаются громадными размерами, они призваны отразить высокое положение, достаток своего владельца. Если речь идет о зданиях общественного назначения, религиозных или государственных, то они призваны отразить успешность и статус страны, чем пользовались многие государи ушедших эпох.
Отличие барокко от рококо заключается в активном использовании самых разных украшений, призванных подчеркнуть красоту зданий, архитекторы применяют классические приемы: колонны, лепнина, пилястры, арки и многие другие детали, придающие зданию монументальность, делающие его заметным и ярким.
Стиль рококо от барокко отличается тем, что он уже не такой парадный, строгий и холодный. В отличие от тяжелых, монументальных, напыщенных, а порой и скучных форм и деталей, характерных для барокко, в рококо применяются легкие решения. Такая архитектура отличается приветливостью и даже игривостью. При планировании намного меньше заботятся о сочетаемости и целесообразности используемых форм, избегается строгая симметрия, что порой граничит с настоящим произволом – некоторые здания выглядят крайне нестандартно и необычно.
Разница между барокко и рококо в том, что в последнем архитектурном стиле почти полностью исчезают прямые линии и плоские поверхности, их стараются задрапировать фигурной облицовкой. При этом архитекторы отходят и от привычных форм и размеров конструктивных и дизайнерских элементов. Колонны меняют свою форму, иногда укорачиваются или удлиняются, а в других зданиях и вовсе винтообразно скручиваются, чего нельзя представить в здании в стиле барокко.
Рококо от барокко отличается и практически повсеместным использованием декора. В помещениях такого здания практически отсутствуют пустые пространства и поверхности, все доступное место стараются декорировать лепниной, орнаментами, которые состоят из многих и сложных деталей, включают завитки, схожие с ветвями и листьями деревьев, щиты, маски, цветочные гирлянды, морские раковины и т. д.
Чем отличается стиль барокко от рококо на примерах архитектуры Санкт-Петербурга
Оба описываемых стиля нашли очень широкое применение в архитектуре многих европейских городов. Такие сооружения можно встретить во Франции и в Италии, в Германии и Нидерландах, и конечно, в нашей северной столице – в Санкт-Петербурге. Рассмотрим несколько примеров стиля, с которыми каждый желающий может ознакомиться лично при посещении СПб.
Здания барокко в СПб
Отличие барокко от рококо отлично видны на примерах архитектуры Санкт-Петербурга. Яркими представителями барокко в городе являются:
Один из самых старых домов СПб, выстроенный для Александра Кикина – соратника Петра Великого. Это двухэтажное сооружение впоследствии многократно перестраивалось и изменялось, но и сегодня оно является отличным образцом петровского барокко.
Архитектура и интерьер рококо
Рококо в отличие от барокко нашло не столь широкое распространение в архитектуре, зато в дизайне интерьеров его применяли повсеместно, характерные детали и элементы можно встретить очень во многих сооружениях в СПб и Ленинградской области.
Примерами рококо можно назвать:
Фасад в стиле елизаветинского барокко, но отделка характерна для рококо: пилястры, ажурные канделябры, решетки с вензелями, золоченая резьба, мраморная обивка и т. д.
Чем отличается барокко от рококо в архитектуре? Многими деталями и элементами, однако это схожие стили, которые часто применяются одновременно. Иногда для оформления здания барокко внутри используют рококо, либо отдельные элементы стиля находят отражение даже на фасадах.
Разница между барокко и рококо
Два стиля с весьма похожими названиями, рококо и барокко, оставили заметный след в архитектуре и искусстве. Их элементы до сих пор нередко используются дизайнерами при оформлении интерьеров помещений. Но вот чем принципиально отличаются барокко и рококо, каковы их характерные особенности? Попробуем разобраться.
Определение
Барокко – стиль в искусстве и архитектуре, распространенный в европейской культуре в XVII-XVIII веках, возникший в Италии после эпохи Возрождения в XVI-XVII веках.
Рококо – стиль в искусстве и архитектуре (преимущественно в дизайне интерьеров), который возник во Франции в первой половине XVIII века как продолжение стиля барокко.
Сравнение
Название стиля барокко происходит от итальянского слова barocco, что переводится как «странный», «нелепый», «причудливый», «тяготеющий к излишествам». Этот стиль в некотором роде иллюзорен: он желает убедить зрителя в роскоши и размахе, которых на самом деле может и не существовать в реальности. Он возник в Италии XVI века, прежде могущественной, но стремительно терявшей свои позиции на мировой арене. Знать и церковники старались продемонстрировать мнимые богатство и мощь: не имея денег на постройку дворцов, они обратились к искусству.
Барокко в живописи: «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne)
Стиль рококо (название его ведет происхождение от французского слова rocaille – «ракушка» и иногда произносится как «рокайль») появился во Франции в начале XVIII века, естественно развив и видоизменив характерные черты барокко. Был выражен преимущественно в интерьерных решениях (а не во внешнем оформлении зданий), а также в предметах мебели, живописи, одежде.
Рококо в живописи: Никола Ланкре, «Танцующая Камарго»
Характерные черты стиля | Барокко | Рококо |
Общие | Контрастность, напряженность, динамичность образов. Стремление к показной пышности и роскоши, яркая помпезность, экспрессия. Сочность декора. Сочетание реального и иллюзорного. Темные цвета. | Галантность, стремление скрыться от реальности в пасторальной идиллии. Изящество, легкость, игривость, затейливость, изысканность. Празднично-ликующий стиль. Светлые тона. |
В архитектуре | Парадность, холодность, напыщенность, тяжеловесность, монументальность, торжественность, масштабность, величественность, пространственный размах. Строгая симметричность. Кривые линии, словно перетекающие одна в другую. Эффект движения за счет использования света и тени. | Оригинальность, причудливость, произвольность деталей. Воздушность, витиеватость. Более мягкие и сглаженные формы. Асимметричность. Изобилие фигурной отделки и изогнутых, ломаных линий, впалых или выпуклых. Всё подчиняется капризу архитектора. |
В интерьере | Большие, масштабные помещения. Популярность настенной живописи. Богатство цвета, крупные, щедро украшенные детали (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры). Цветовые контрасты. Массивная мебель – в первую очередь предмет искусства, применяется для украшения интерьера. Широкие кровати с балдахинами, огромные шкафы, зеркала с золочеными рамами, гобелены на стенах. Мягкая мебель обивается дорогой яркой тканью. | Маленькие комнаты с невысокими потолками. Стены обиваются деревянными панелями, текстилем. Изобилие тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. Узорчатый паркет и ковры на полу. Отсутствие контрастности. Элементы декора сливаются в единую композицию. Обилие мелких украшений и завитков. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Оформление интерьера в пастельных и нежных тонах: голубоватом, розовом, салатовом, сиреневом. Комнаты декорируются зеркалами в резных рамах, светильниками, статуэтками, скульптурами, ширмами. Мебель становится более изящной и легкой, для нее характерны изогнутые ножки. Ее обильно украшают искусной резьбой, наносят позолоту. |
В искусстве | Динамичность композиций, броскость, цветистость, выразительность и характерность персонажей, незаурядность сюжетов. | Изысканная декоративность, камерность, прихотливость и легкость в игре форм. Вместо ярких красок и контрастности – пастельные, приглушенные тона. Преобладание пастушеских мотивов и обнаженной натуры. Игривые, кокетливые образы. |
В моде | Всё подчиняется этикету. Пышность, чопорность, сложность, прихотливость, обилие украшений (банты, кружева, шнуры, вышивка, ленты, драпировки). Подчеркивание значительности и зрелости. Вычурность и неестественность внешнего вида. | Утонченность, женственность и даже жеманность, изящество, хрупкость, стройность, рафинированность, намеренное искажение естественных линий тела человека. Стремление подчеркнуть юность, молодость. |
Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.
Барокко в архитектуре: Виньола, первый двор виллы Джулия в Риме к содержанию ↑
Барокко vs Рококо. Как отличить эти стили интерьера
Барокко и Рококо можно назвать соперниками: Рококо возник как ответная реакция на чрезмерную помпезность и пышность Барокко. Но… удалось ли Рококо избежать сходства и стать абсолютно контрарным?
Свет рассеянный и приглушенный
Свет рассеянный и приглушенный
Стиль Барокко в деталях
Стиль Барокко зародился в Италии в конце XVI века, откуда быстро перешел в другие страны. Пик расцвета данного стиля приходится на период правления французского короля Людовика XIV. Название стиля происхолит от итальянского «barocco», т.е. «причудливый», «тяготеющий к излишествам».
Стиль Барокко можно гармонично воссоздать только в больших пространствах, которые способны выдержать нагрузку в виде массивной мебели и множества помпезных декоративных элементов. Композиционное построение пространства подчиняется строгой симметрии.
В отделке интерьера обязательно присутствует золотой цвет (стены, потолки, предметы декора). Барокко отличается контрастами, которые достигаются, в том числе, и за счет игры цветов светлых стен и темной мебели.
Отделка стен. Декорируются гобеленами, тяжелыми тканями, шпалерами, декоративной штукатуркой, фресками, бордюрами, обоями в полоску или керамической плиткой в стиле Барокко. Главное – стены не должны быть полностью однородными, обязательно нужно использовать бордюры, всевозможные вставки, лепнину, мозаику, фрески. Также для украшения стен активно используются гобелены, шпалеры.
Отделка потолков. Используется лепнина, часто с позолотой, масштабные художественные полотна, фрески; в современной интерпретации можно использовать натяжные потолки с соответствующими тематическими принтами.
Мебель и текстиль. Барокко требует элементов королевской роскоши. Мебель должна быть массивной, под старину, с богатой отделкой: приветствуется резьба, декорирование мозаикой из благородных металлов или из шпона древесины дорогих пород дерева, слоновая кость, черепаший панцирь.
Диваны в интерьере несут дополнительную декоративную функцию, их задача – воссоздание атмосферы дворцовых покоев, роскошных и уютных одновременно. Поэтому следует выбирать диваны с плавными, витиеватыми формами, на закругленных ножках, оббитые текстилем в полоску и с красивой драпировкой. Кровати также должны быть стилизованы под старину: массивные, с сильно отогнутой спинкой, с декоративно выточенными ножками или изголовьем. Приветствуются кровати из красного дерева или других ценных древесных пород. На прикроватных тумбочках и массивных трюмо в качестве обязательного декоративного элемента размещаются шкатулки, подсвечники из металла, вазы причудливых форм.
Обязательным элементом спален в стиле Барокко являются изысканные туалетные столики и мягкие пуфы. Табуреты для ног, кресла, кушетки должны быть плавных изогнутых форм. Органично впишутся в интерьер комоды с выдвижными ящиками, разнообразные бюро, массивные деревянные книжные шкафы, круглые столы с мраморной столешницей.
В интерьерах Барокко обилие текстиля. Ткани (для диванных подушек и валиков; скатерти, покрывала, портьеры) должны быть натуральными, с изысканным, оригинальным рисунком. Используемые для оформления помещения ткани (из бархата, парчи, атласа, шелка) должны повторяться в обивке мебели и портьерах.
Балдахины и портьеры декорируют оборками, изящными кистями, ламбрекенами и крупными бантами. Окна и двери часто драпируются дорогими тяжелыми тканями с имитацией природных камней, таких как малахит, оникс или мрамор.
В стенных нишах размещают фарфоровые, бронзовые фигурки, изделия из слоновой кости, огромные морские раковины с перламутром или жемчугом, причудливые вазы и подсвечники. Все декоративные предметы должны работать на усиление эффекта дворцовой пышности, величия и власти.
Коллекции керамической плитки для интерьеров в стиле Барокко
Стиль Рококо в деталях
Характерные черты стиля:
Отделка стен. Для разных вариантов отделки стен (панели, обои, покраска, ткани, настенная живопись) всегда применяется декорирование лепниной. Также приветствуется использование различных тонких рельефных обрамлений замысловатых изогнутых форм. Если стены отделываются обоями с имитацией ткани, то у них должен быть либо цветочный рисунок, либо декор вензеля.
Отделка потолков. В идеале потолок должен быть однотонным с декором в виде позолоченной или же белой лепнины. Часто потолок делают продолжением стены: угол между потолком и стеной сглаживается за счет плавного перехода полукруглой формы, который после декорируют тонким орнаментом.
Отделка полов. Полы могут быть выложены паркетом, мрамором или керамической плиткой с имитацией натуральных фактур, но в любом случае, у них должны быть изогнутые по профилю плинтуса. Высота плинтусов может быть любой. В интерьерах Рококо уместны ковры на полах, но они должны занимать небольшую часть по отношению к общей площади помещения.
Мебель. Для мебели эпохи Рококо характерен полный отказ от прямых линий. Для лакировки деревянной мебели используются цветные лаки. Декорируют её резьбой, бронзовыми накладками для отшлифованных поверхностей. Желательно использовать в меблировке комоды, секретеры, канапе, глубокие мягкие кресла на изогнутых ножках. Также дополнительно украсить помещение поможет мебель «с женским характером»: шкафчики для хранения бумаг на резных ножках, пуфы и тумбочки, небольшие туалетные столики с зеркалами.
Важная роль отводится камину с облицовкой из мрамора, который обязательно должен быть украшен бронзовыми канделябрами, фарфоровыми статуэтками, часами. Также над камином принято вешать зеркало в декоративной раме.
Зеркала в интерьерах Рококо располагаются асимметрично.
Коллекции керамической плитки для интерьеров в стиле Рококо
Итоги: Несмотря на историю возникновения Рококо, целиком избежать влияния стиля Барокко ему всё же не удалось, он трансформировал стилистику Барокко, смягчил и уменьшил его масштабность.
Обозначая отличия этих стилей, отметим, что: