Ребят, подскажите «дураку» в чем разница 402 и 4021 двигателей. Никак понять не могу, конечно, не особо еще и разбираюсь, а знающие люди на сайте точно есть, я знаю. Только, прошу, не надо ответы типа: кобыл больше и пр., это я и сам знаю. Конкретно, что надо поменять, чтобы был 402 из 4021. Заранее спасибо 🙂
Метки: двигатели волга
Комментарии 48
Щас сталкнулся с проблемой по докам дв 402.1 а по факту 402
Прав блок 402 и 4021 одинаковый. Только рабочие набивающие номер разные 🙂 Предполагаю, что данную нумерацию ввели по старой СССРовской традиции для разделения по марке топлива и сумме «добровольного » транспортного сбора.
Блок является основным элементом двигателя. На него навешиваются все остальные агрегаты. Поэтому его и нумеруют. Если нумеровать голову или другие агрегаты, то при смене… сам понимаешь какой это гемор для всех. Хотя раньше на Вазах головы были с номером. У самого такая была 77г.в. В ГАИ смотрели только на блок.
Вот я про то и говорю, что на ВАЗе блок 2101, 2103, 2106, но они то разные, а тут вроде блок то одинаковый, а маркировка разная 🙂
Разница только в высоте головки и штанг толкателей. на 4021 АИ-80 голова 98мм и штанги длиннее. на 402 АИ-92 голова 94мм.
Все ясно, спасибо, только зачем тогда номер бить на блоке 🙂
Разница только в высоте головки и штанг толкателей. на 4021 АИ-80 голова 98мм и штанги длиннее. на 402 АИ-92 голова 94мм.
Голова 4021.10 = 98 мм. Голова 402.10 = 94,4 мм…
Спасибо, идиотизм блин 🙂
Но если уж тебе так сильно нравятся 8ми-клапанники, то лучше уж тогда уфимца взять с сальником перед маховиком. У них блок крепче и тяги заметно поболее… Но лично я хочу себе 406й двиг… Думай!
Дело не в том, что нравятся, а в том, что мне его хватает, за глаза. На ПульТТе стоит родной двиг 1,2, и он меня вполне устраивает, и тут тоже самое 🙂
Да, я как бы, и менять то ничего не собираюсь, просто интересно было, в чем же все таки разница 🙂
у меня в книжке на машину написано что 402.1 кушает на литр больше, бензин 80
Не надо её сожалеть. Если биение коленвала в номинальных пределах, то выхаживает она прилично. Разумеется, если грамотно установлена. некоторые допускают ошибочку, что меняют её, не проверив биение коленвала. Её быстро разбивает по новой.
Вот здесь можно посмотреть www.zmz.ru/production/engine 402.10 и 4021.10 отличаются степенью сжатия. Соответственно штанги тоже у каждого дрыгателя свои. Да и походу у тебя не ЗМЗ 402, а УМЗ 412 (ставились на УАЗы). Одно из отличий в том, что у УМЗ сзади коленвала стоит не набивка, а полноценный сальник! А и объем 2,9! Так что Гайцы все знают, у них теперь электронные каталоги! Вот УМЗ www.umz-gaz.ru/products-autoengines-uaz-421.html Заправляй 92
а так же полноценный нормальный фильтр на уазовском моторе стоит
Вот здесь можно посмотреть www.zmz.ru/production/engine 402.10 и 4021.10 отличаются степенью сжатия. Соответственно штанги тоже у каждого дрыгателя свои. Да и походу у тебя не ЗМЗ 402, а УМЗ 412 (ставились на УАЗы). Одно из отличий в том, что у УМЗ сзади коленвала стоит не набивка, а полноценный сальник! А и объем 2,9! Так что Гайцы все знают, у них теперь электронные каталоги! Вот УМЗ www.umz-gaz.ru/products-autoengines-uaz-421.html Заправляй 92
У меня двигатель ЗМЗ 4021 это данные его паспорта=) я копию нашел. Так что Гайце козлы все как всегда напутали… а мне налог платить больше…
Двигатель ЗМЗ-402, технические характеристики и тюнинг
ЗМЗ 402 представляет собой доработанную модификацию прошлого поколения двигателя ГАЗ-24Д.
Модернизации подверглись все основные узлы и механизмы силового агрегата.
Технические характеристики
Двигатель ЗМЗ 402 имеет следующие технические характеристики:
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЕ
Конфигурация
L
Система питания
карбюратор
Количество цилиндров
4
Клапанов на цилиндр
2
Порядок работы цилиндров
1-3-4-2
Ход поршня, мм
92
Диаметр цилиндров, мм
92
Максимальная степень сжатия смеси
8.2
Объем двигателя, л
2.5
Электросхема
стандартного типа
Мощность двигателя, л.с./об.мин
100/4500 и 90/4500*
Крутящий момент, Нм/об.мин
182/2500 и 172/2500*
Вес двигателя, кг
181 и 184**
Расход топлива (город), л/100 км
13.5
Масло в двигатель
5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40
Замена масла проводится, км
10 000 (лучше 5000)
Рабочая температура двигателя, град.
90
Ресурс двигателя, тыс. км
— по данным завода
200
— на практике
200
Тюнинг
— потенциал
200
— без потери ресурса
* — для двигателей ЗМЗ 4021.10 и 4025.10 ** — вес двигателя для Газели
Устанавливался на автомобили «Волга», «ГАЗель», микроавтобусы «Латвия» и частично на авто Ульяновского автозавода.
Описание (конструкция, модификации, неисправности, обслуживание)
Двигатель ЗМЗ 402 классифицируется на отдельные модификации по степени сжатия топливной смеси.
Поскольку турбомодификаций таких моторов не существует, то все они делятся на три основные типа:
Соответственно, степень сжатия у них варьируется от 6,7 до 8,2.
На ЗМЗ 402 регулировка клапанов осуществляется согласно установленному регламенту. Для лучшей герметичности блок двигателя, отлитый из алюминиевого сплава, обрабатывается специальным веществом.
Основным преимуществом этого мотора является простота конструкции: он неприхотлив в обслуживании и достаточно вынослив. Несмотря на это, существует и минус – высокая вероятность перегрева во время работы.
Простота конструкции силового агрегата позволяет осуществлять его ремонт в обычных гаражных мастерских, не прибегая к помощи профессиональных квалифицированных специалистов. Эксплуатируется такая модификация двигателя на протяжении длительного времени.
Минусом конструкции принято считать задний сальник коленвала, который представляет собой веревку, пропитанную графитовой смазкой, держит она до 2500 об/мин. Соответственно, он не способен выдерживать нагрузку при работе на высоких оборотах коленчатого вала. Приводило это в большинстве случаев к выходу мотора из строя по причине нехватки смазочного материала в общей системе.
Помимо этого, в двигателе ЗМЗ 402 имелись и существенные недоработки. С такими можно было столкнуться, к примеру, в навесном оборудовании: карбюратор не был корректно настроен на подачу топлива. Последствием этого становился перерасход топливной смеси и неровная работа мотора на холостых оборотах. В результате это приводило к тому, что некоторые автовладельцы подвергали силовой агрегат тюнингу, устанавливая на него карбюратор от «Жигулей».
Нередко можно столкнуться с тем, что некоторые автовладельцы устанавливали на подобный двигатель инжектор. Впрочем, подобное изменение не нашло широкого распространения: конечный результат не оправдывал вложенных в процесс средств.
Основные недостатки двигателя
Из-за некоторых особенностей конструкции считается, что двигатели 402 морально устарели:
Несмотря на это, на многих суперкарах устанавливаются системы, аналогичные системам на двигателе ЗМЗ 402.
Некоторые специалисты не советуют эксплуатировать такой мотор на оборотах коленчатого вала, превышающих три тысячи: используемые в конструкции штанговые приводы не рассчитаны на стол высокие нагрузки из-за недостаточного зазора клапанов, в отличие от тех же суперкаров с аналогичными системами узлов. По этой причине проводить регулировку клапанов сложнее.
Несмотря на это, на ограниченных оборотах коленчатого вала двигатель ЗМЗ 402 инжектор способен создавать достаточную тягу. Особенностью такого мотора считается повышенная прочность конструкции.
Впрочем, основной причиной возникновения подобных проблем является неквалифицированное вмешательство в механизмы и узлы мотора.
Двигатель ЗМЗ 402 обладает правильной геометрией и достаточно тяжелой поршневой системой. Несмотря на то, что ход поршня не отличается величиной и составляет 92 миллиметра, мотор обеспечивает достаточный уровень тяги.
По сравнению с зарубежным автопромом, ход поршня в крайслеровском аналоге больше всего лишь на 8 миллиметров.
Проведение тюнинга
Многие специалисты придерживаются мнения, что двигатель ЗМЗ 402 не поддается тюнингу, поскольку рассчитан на низовую тягу при крутящем моменте на низких оборотах.
Но для повышения его производительности и эксплуатации можно выделить ряд существенных доработок:
Несмотря на проведение подобных улучшений, на высоких оборотах мотор не будет иметь тяги, аналогичной той, что фиксируется на низких оборотах. Причиной этого становится необычная конструкция головной части цилиндров: так называемая «голова» имеет горизонтально расположенные каналы. Это приводит к тому, что при повышении оборотов поршневая система не получает необходимого количества топливной смеси, в отличие от работы на пониженных оборотах.
По сути, это и является фактором, по которому определяется верхний предел мотора в районе пяти-шести тысяч оборотов коленчатого вала в минуту.
Увеличение мощности двигателя
Впрочем, здесь есть и свой минус: такое изменение приводит к увеличению расхода топлива, который и без этого является слишком большим.
Существует еще один эффективный способ тюнинга двигателя ЗМЗ 402 инжектор. С этой целью на месте соединения головки блока цилиндров и впускного коллектора стачиваются металлические выступы и проводится полировка всех впускных каналов.
Конечно, такие доработки слегка изменят ситуацию к лучшему, но не стоит ждать от них чего-то невероятного: вряд ли они оправдают ожиданий автовладельцев.
Причиной этого является то, что подобные доработки направлены на снижение сопротивления движущихся деталей, несмотря на то, что в самой системе двигателя оно и так минимально. Исключением является, разве что, выхлопная система 402 двигателя.
Расход топлива
Огромнейшим минусом двигателя ЗМЗ 402 инжектор, по мнению многих водителей, является его высокий расход топлива.
Минимальная величина расхода на сто километров составляет тринадцать литров. Собственно, по этой причине многие владельцы автомобилей «УАЗ», «Газель», «Волга» задаются вопросом: почему при столь высоком расходе топлива силовой агрегат не выдает достаточного уровня мощности?
Причиной этого являются устаревшие технологии, используемые при создании 402 двигателя на инжекторе, позаимствованные еще с 50-х годов прошлого века у зарубежных автоконцернов.
Выбор моторного масла
По сути, в двигатели ЗМЗ 402 заливают только минеральное масло. Остальные разновидности смазочных материалов – синтетические и полусинтетические – из-за входящих в их состав компонентов разъедают используемый в системе герметик, который представляет собой обычную веревку, пропитанную специальным веществом.
Впрочем, далеко не всегда это подтверждается: качественные синтетические масла могут значительно увеличить ресурс любого мотора, и 402 двигатель на инжекторе не является исключением.
Необходимость в проведении капитального ремонта
Специалисты автосервисов нередко предупреждают, что после проведения капитального ремонта ресурса двигателя ЗМЗ 402 инжектор хватит только на пятьдесят тысяч километров. Вопрос весьма спорный и зависит от многих обстоятельств.
Одно из них – качество установленных на автомобиль запасных деталей. Все же, отправляя силовой агрегат на ремонт незнакомому мастеру, нельзя заранее предугадать, какого качества детали будут установлены.
По сути, недобросовестное выполнение мастерами собственной работы и приводит к появлению подобных мнений и снижению ресурса двигателя. На самом деле качественно проведенный капитальный ремонт позволяет мотору пройти порядка 80 процентов от заложенного в него ресурса.
Модификации мотора и на какие автомобили устанавливаются
Автомобильный двигатель ЗМЗ 402 инжектор подобной модификации устанавливается в основном на легковые автомобили «Волга» и микроавтобусы «РАФ». Зарекомендовал он себя как качественный и надежный, но слишком прожорливый в плане потребления топлива.
Силовой агрегат карбюраторного типа, который устанавливался на автомобили «Волга», микроавтобусы «ГАЗ» и автомобили с повышенной проходимостью, производством которых занимается Ульяновский автомобильный завод – УАЗ 402 двигатель.
Аналогичный карбюраторный двигатель бензинового типа, клапаны в котором располагаются в верхней части головки цилиндров. Устанавливался в основном на микроавтобусы семейства «ГАЗ» и 402 двигатель Газель.
Карбюраторный движок, в верхней части которого располагаются впускные и выпускные клапаны. Устанавливался в основном на автомобили небольшой грузоподъемности – микроавтобусы «ГАЗ» и ГАЗ-33021, можно встретить двигатель газель 402.
Поскольку с 2013 года на территории России вступил в действие закон, согласно которому автомобили должны соответствовать экологическому классу Евро-4 (теперь уже Евро-5), была произведена модификация ЗМЗ 402, и ему на смену пришел ЗМЗ 4052.2, который соответствует требуемому классу экологической безопасности.
Изменения последней выпущенной модификации
Последняя версия мотора включает в себя следующие изменения:
Новая версия двигателя успешно прошла все испытания и была установлена на ГАЗ-2705.
По сравнению с предыдущими модификациями перевыпущенный силовой агрегат показал себя с лучшей стороны:
Устанавливаться новая версия будет на все автомобили, выпускаемые ООО «ГАЗ».
Казалось бы, если мотор разработан более полувека назад, то в наше время он — древность и годится разве что в музейные экспонаты. Однако история техники знает примеры, когда удачная конструкция «жила» и дольше. Если говорить про двигатель «Волги», то, как ни странно, он живёт и здравствует по сей день, хотя уже и начинает чувствовать некоторый дискомфорт. Но в своё время, в 1950-е, это был весьма прогрессивный двигатель. К его несомненным преимуществам можно отнести простоту конструкции и высокую ремонтопригодность. Если не считать случаев разрыва блока замёрзшей водой или разрушения картера от длительной эксплуатации на воде (бывало и такое!), он практически вечен.
Не считая собственно оригинальных двигателей ГАЗ-21, в наше время можно встретить и его многочисленных отпрысков. В первую очередь это ЗМЗ-402, который выпускается до сих пор, и многие Волги, Газели и УАЗы оснащаются им. Кстати, родные моторы УАЗов гораздо ближе к ГАЗ-21, чем ЗМЗ-402 — в отличие от этого мотора, они по сути почти не отличаются от прародителя.
Хотя разрабатывался и выпускался двигатель на ГАЗе, но практически с самого начала производства Волги (где-то в 1958-1960 гг.) его производство было передано на ЗМЗ. Там впоследствии на его базе разработали ЗМЗ-24 и прочие «волговские» моторы. А сам 21-й двигатель передали на УМЗ, где на его основе разрабатывали моторы для УАЗов. Таким образом, наметились две независимые ветви со своими особенностями. Откровенно говоря, ветвь ЗМЗ-402 отличается от исходника значительно, и не всегда в лучшую сторону, если честно — то зачастую в худшую, и является иллюстрацией поговорки «лучшее — враг хорошего». В то же время ветвь УМЗ представляет собой хороший пример другой поговорки, а именно «от добра добра не ищут», и отличается от предка лишь некоторыми деталями. Ну а трёхлитровый инжекторный мотор УМЗ-4213, который является кульминацией развития ЗМЗ-21 — на сегодняшний день весьма достойная вещь.
Итак, начнём с описания основателя рода.
коленвал и распредвал ГАЗ-21 — коренные вкладыши и втулки разной длины, крышки коренных подшипников алюминиевые, набивка. Ранние двигатели имели заднюю шейку коленвала шире, чем остальные степень сжатия 6.6/6.73 (под 70/72 бензин). Экспортные варианты со степенью сжатия 7.15-7.3 и 7.4-7.65 (по разным данным) под А-76 и А-80 (не АИ-80!) камера сгорания плоскоовальная бумажный неполнопоточный масляный фильтр привод трамблёра «отвёртка» помпа на головке клапана: впуск 44, выпуск 36 мм коллектор с прямоугольными каналами и изгибами под прямыми углами сталебаббитовые вкладыши однокамерный карбюратор шпильки ГБЦ 11 мм мощность 70-72 л.с., потом (после повышения степени сжатия и замены распредвала) — 75 л.с. Экспортные варианты под А-76 и А-80 — 80 и 85 л.с. соответственно (ГАЗ-21АЕ) под гильзами резиновые кольца масса маховика 12.5 кг
коленвал и распредвал ГАЗ-21, набивка, крышки коренных подшипников алюминиевые, задняя крышка отлита заодно с корпусом заднего сальника распредвал ЗМЗ-21 полнопоточный («жигулевский») масляный фильтр. Крепился справа в передней части двигателя строго горизонтально к специальной алюминиевой детали, называемой «гитара». При этом схема смазки имела особенность — на масляный радиатор масло шло мимо фильтра. На первые выпуски УМЗ-451 ставилась двухступенчатая система, как и на ЗМЗ-21 помпа на головке клапана: впуск 44, выпуск 36 мм однокамерный карбюратор (К-129)
Коленвал и распредвал в него нужны от 24 волги, т.е. все коренные вкладыши полностью одинаковые
Для военных УАЗов. В чём отличия — неизвестно. УМЗ-451МИЭ — с экранированной системой зажигания.
коленвал и распредвал ГАЗ-24, набивка; предположительно чугунные крышки коренных а также отдельный от последней крышки коренного подшипника держатель набивки (позволяет заменить все коренные вкладыши не снимая коленвала и не прикасаясь к набивке) распредвал ЗМЗ-24 степень сжатия 6.7 камера сгорания грушевидная «жигулевский» фильтр поменялась и схема смазки — теперь масло в масляный радиатор также поступает через фильтр, непосредственно из канала смазки коренных подшипников. помпа на головке клапана: впуск 44, выпуск 36 мм коллектор с каналами круглого сечения и плавными изгибами однокамерный карбюратор (К-129В, К-131) воздушный фильтр инерционно-масляный блок с ребрами жесткости
коленвал ГАЗ-24, набивка степень сжатия 7.0 распредвал УМЗ-417 чугунный (является результатом большой испытательской работы, лучше 402) жигулевский фильтр крепится прямо на блок без «гитары» с небольшим наклоном вверх помпа на головке клапана: впуск 47, выпуск 36 мм коллектор под двухкамерный карбюратор воздушный фильтр сухой бумажный
коленвал УМЗ-421, сальник ВАЗ-2108 вместо набивки. Соответственно, прощание с коленвалом ГАЗ-24. Коленвал в такой блок также нужен под сальник, а не под набивку. Ну и маховик к этому коленвалу специальный должен быть степень сжатия 7.0 жигулевский фильтр клапана: впуск 47, выпуск 36 мм без водораспределительной трубы (если помпа стоит на голове, водораспределительная труба — обязательно. Но с 2000 г. на 417 помпа тоже переехала на блок. Поэтому применяется на всех моторах ГБЦ УМЗ-421. А в ней нет водораспределительной трубы) УМЗ-421
Трёхлитровый двигатель (100-мм цилиндры), гильзы сухие (запрессованные в блок). В остальном как будто бы идентичен УМЗ-417. Инжекторная версия 4213 развивает мощность 115 л.с. (на АИ-92) и момент 22.5 кг·м. ЗМЗ-24 (ГАЗ-24)
коленвал невзаимозаменяем с ГАЗ-21, набивка, крышки коренных подшипников чугунные, втулки и вкладыши одинаковой длины вкладыши сталеалюминиевые; заднего коренного не имеют второй канавки и отверстия для сброса масла маховик меньше в диаметре распредвал ЗМЗ-24 стальной степень сжатия 6.7 (под 76 бензин) либо 8.2 (под 93) для ЗМЗ-24-01 и ЗМЗ-24Д соответственно бумажный полнопоточный фильтр со сменным элементом в стакане с правой стороны двигателя масляный радиатор шестигранник в приводе маслонасоса и трамблёра (менее надёжен, чем «лопатка») двухкамерный карбюратор (К-126) помпа на головке двойной ремень помпы клапана: впуск 47, выпуск 36 мм коллектор с каналами круглого сечения и плавными изгибами шпильки ГБЦ 12 мм гильзы отличаются от 21 и при этом в верхней части блока нет перекрытия — то есть при вставленных гильзах видно рубашку охлаждения, они просто «стоят» в блоке, и фиксируются ГБЦ под гильзами медные кольца на блоке — рёбра жёсткости; сам блок — кокильный, литой под давлением; более тонкий и менее жёсткий, чем у 21А и его УАЗовских отпрысков бензонасос невзаимозаменяем с ГАЗ-21 мощность: двигатель ЗМЗ-24-01 в отличие от двигателя ГАЗ-21А имеет мощность 85 л.с только из-за применения ГБЦ имеющей круглое сечение каналов и увеличенных впускных клапанов, т.к. все остальное у него почти такое же как и у 21-го. Двигатель ЗМЗ-24Д за счет повышения степени сжатия развивает уже 95 л.с. ЗМЗ-402 (ГАЗ-24-10)
коленвал ГАЗ-24, набивка распредвал 24 стальной степень сжатия 8.2 (под 93 бензин; мотор с Е=6.7 обозначен как 4021) бумажный полнопоточный фильтр привод трамблёра «вилка» двухкамерный карбюратор (К-151) помпа на блоке (более надежная, т.к. в ней используется вазовский сальник, а не фибра) клапана впуск 47 выпуск 39 мм настроенный выпуск («штаны», резонатор-глушитель-резонатор) бензонасос невзаимозаменяем с ГАЗ-21 мощность 100 л.с. за счёт увеличенных выпускных клапанов и настроенного выпуска, момент — 18.6 кгс·м (у 4021 — 90 л.с. и 17.6 кгс·м)
ЗМЗ-402 с диаметром цилиндра 100 мм и соответств. рабочим объёмом 2.89 л. Блок отличен от 402. Всё, кроме гильз, поршней и ещё чего-то совпадает с ЗМЗ-402. Снят с производства из-за недостаточной жёсткости конструкции мощность при степени сжатия 6.7 — 100 л.с., а крутящий момент — 22 кгс·м. Примечания
Все двигатели выше имеют ход поршня 92 и диаметр цилиндра 92 мм (кроме 421 и 410), мокрые гильзы (кроме 421). Блоки цилиндров у всех двигателей алюминиевые. Головки на двигателях с ГАЗ-21 по УМЗ-417 взаимозаменяемы, кроме ЗМЗ-402, на ГАЗ-21 правый ряд шпилек короче. Распредвал, поршни, кольца, толкатели и штанги одинаковые (для моделей под одну степень сжатия; есть три стандарта штанг, в наше время встречаются короткие 283 мм под АИ-93 и длинные 287 мм под А-76); шатуны не одинаковы, но взаимозаменяемы. Различие между УМЗ и ЗМЗ в гильзах (только форма под посадку в блок; кстати, ЦПГ УМЗ полностью идентична ГАЗ-21А), в маховике (у ЗМЗ-402 он меньше диаметром, и соответственно колокол тоже меньше и сцеплении — у ЗМЗ площадь накладок меньше (это хуже)). Установка набивки: у ЗМЗ она закладывается в канавку в блоке и крышке коленвала, а у ГАЗ-21А и УМЗ привинчивается и обжимается штампованными стальными пластинками, которые сами по себе не очень надёжно держат набивку. В установке набивки ЗМЗ лучше. У ЗМЗ помпа подает охлаждающую жидкость в блок а забирается из головки, у УМЗ помпа подает жидкость в головку и забирает из головки. Первый вариант лучше, так собственно говоря на ГАЗе добились равномерного охлаждения всех цилиндров. (Что касается постоянного перегрева этих моторов на Газелях и Волгах, то это только из-за глупости инженеров ГАЗа — ставить одно- и двухрядные радиаторы — это смерти подобно).
Хочется обратить внимание волговодов, что для установки на ГАЗ-21 УМЗ подходит значительно лучше (причины см. в начале статьи). А установка моторов серии ЗМЗ-24/402 в ГАЗ-21 сопряжена со значительными трудностями. К тому же УАЗовские моторы надёжнее, и от них подходит больше деталей, так что есть смысл при выборе нового мотора остановиться на УМЗ. С другой стороны, качество ЗМЗ и УМЗ различается далеко не в пользу последних.