чем отделана станция звенигородская
Звенигородская | Фрунзенско-Приморская линия | Санкт-Петербург | Прогулки по метро
Звенигородская — колонно-стеновая трёхсводчатая станция глубокого заложения.
Станция находится в центре города на Звенигородской улице недалеко от перекрёстка с Загородным проспектом.
Происхождение названия: по одноимённой улице.
Дата открытия — 20 декабря 2008.
Архитекторы станции — А. С. Константинов, Н. В. Ромашкин-Тиманов, В. Г. Хильченко, Ю. Ю. Подервянская, Т. Р. Баранова, М. В. Павлова.
Звенигородская — один из долгостроев Ленинградского-Петербургского метрополитена: строительство было начато в конце 1980-х и затянулось почти на 20 лет.
Звенигородская — самая необычная по цветовому оформлению среди станций, облицованных натуральным камнем. Стены облицованы белым мрамором «коелга», гранитом «Кашина гора» и тёмно-зелёным индийским мрамором Indiana Green. Пол выложен зеленоватым индийским гранитом Rakhi Green с цветными вставками и окантовкой из красного индийского гранита Imperial Red.
Глухой торец станции украшает мозаичное панно «Семёновский полк», казармы которого находились неподалёку в XVIII – XIX веказ. Автор мозаики — художник А. К. Быстров, работы которого украшают многие станции метро, построенные в последние десятилетия.
Наземный вестибюль станции встроен в здание торгового комплекса, причём, выходы расположены неудобно: в центральной части здания находится вход в торговую часть, а входы и выходы станции метро — по бокам здания. Внутри вестибюля над эскалаторами установлено ещё одно мозаичное панно работы А. К. Быстрова — «Обращение Петра I к воинам перед Полтавской битвой».
Камень в метрополитене
Поделиться в соц. сетях
Ю. Шавель, пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен»
Петербургский метрополитен по праву считается одним из самых красивых в мире. Каждая станция имеет свое уникальное оформление, в облицовке нет случайных деталей, во всем есть смысл, символика. На платформах и в вестибюлях станций мы можем встретить великолепные мозаичные и живописные панно, витражи, скульптуры, барельефы и скульптурные композиции, чеканку. Особым образом продумано освещение: люстры, бра, торшеры из бронзы, хрусталя, художественного стекла. Некоторые станции – настоящие дворцы под землей, украшенные произведениями ведущих художников и скульпторов своего времени.
Каждый день нас окружают и шедевры, созданные самой природой, – натуральные камни, используемые в отделке станций (гранит, мрамор, лабрадорит, известняк, травертин, габбро-диабаз и габбро-норит и множество других). Всего в декоре подземных залов и наземных вестибюлей использовано до сорока сортов отделочных камней.
Удивительно, как много интересного можно заметить на стенах и колоннах некоторых станций. Например, на красном мраморе стен подземного вестибюля станции «Московские ворота» хорошо видны окаменелые скелеты наутилусов – организмов из рода головоногих моллюсков, а на станции «Василеостровская» – отколки коралла в толще коелгинского мрамора, привезенного с Урала. Также обломки кораллов присутствуют на стенах станции «Автово».
Станция метро «Ленинский проспект»
При облицовке стен станции «Площадь Ленина» обработчики так распилили красный салиэтский мрамор, привезенный с Кавказа, что стали видны коралловые остатки, множество моллюсков и морские лилии. Рассмотреть их можно на подходе к эскалатору с правой стороны. Стены подземного вестибюля станции «Площадь Восстания» отделаны красным грузинским мрамором месторождения Салиэти, почти на каждом пилоне можно увидеть двустворчатые раковины белого цвета.
Станция метро «Обводный канал»
Более чем на тридцати станциях в отделке использованы природные материалы из Карелии. Так, например, гранитом месторождения Кашина гора облицованы станции «Пионерская», «Ленинский проспект», «Чкаловская», «Комендантский проспект», «Международная», «Бухарестская», «Звенигородская».
Станция метро «Звенигородская»
Мраморная облицовка регулярно протирается и ежемесячно промывается. Постоянного ухода требует и гранит. Этими работами занимается специальная бригада Службы тоннельных сооружений.
Всего на станциях для отделки использован натуральный камень из 65 месторождений.
Станция метро «Пушкинская»
Гранит. Общая (приблизительная) масса – 9 850 976,72 кг.
Для отделки станций используется гранит: Возрождение, Сюскюянсаари, Кашина гора, Каменногорский, Шайтанский, Капустинский, Новоданиловский, Жежелевский, Каарлахти, Корнинский, Вуоксинский, Лезниковский, Шальский, Токовский, Янцевский, Покостовский, Кузнечное, Суховязский, Уккомяки, Дымовский, Мансуровский, Лабрадорит, Роза Бета, Роза Лимбара,
Станция метро «Технологический институт-1»
Ракси Грин, Нью Балморал, Мадура Голд, Балтик Браун, Карелия Ред, Куру Грей, Перл Пинк, Нью Империал Ред, Кристал Грей, Империал Вайт, Карельский габбро-диабаз, Слипчицкий габбро.
Наиболее популярный гранит месторождения Возрождение используется на 34 станциях метро («Проспект Ветеранов», «Выборгская», «Лесная», «Гражданский проспект», «Девяткино», «Купчино», «Московская», «Парк Победы», «Новочеркасская», «Достоевская» и т. д.).
Каменногорский гранит использован на 10 станциях метро («Рыбацкое», «Обухово», «Пролетарская», «Улица Дыбенко», «Новочеркасская» и т. д.).
Мрамор. Общая (приблизительная) масса – 8 114 306,28 кг.
Для отделки станций используется мрамор: Уфалей, Газган, Коелга, Верхняя Сванетия, Каркадинский, Прохорово-Баландино, Нижнешелеинский, Садахлинский, Буровщина, Кибик-Кордонский, Чичканский, Черновский, Рускеальский, Нижний Тагил, Гаспри, Салиэти, Кавала, Фоминский, Кардинал Ред, Индиана Грин, Бьянко Каррара, Трани Фиорито, Кварцит Роса Коралло.
Мрамор Коелга используется на 36 станциях метро («Владимирская», «Площадь Восстания», «Площадь Ленина», «Площадь Мужества», «Фрунзенская», «Технологический институт-1», «Рыбацкое» и т. д.).
Мрамор Уфалей используется на 11 станциях метро («Проспект Ветеранов», «Площадь Мужества», «Приморская», «Достоевская» и т. д.).
Мрамор Газган – на 10 станциях («Гражданский проспект», «Пионерская», «Адмиралтейская» и т.д.).
Известняк. Общая (приблизительная) масса – 1 626 739,12 кг.
Для отделки станций используется известняк: Карабчеевский, Алексеевский, Путиловский, Сааремский доломит, Кироваканский туф, Травертин.
Сааремский доломит используется в облицовке 25 станций метро («Выборгская», «Лесная», «Купчино», «Фрунзенская», «Елизаровская», «Василеостровская», «Ладожская» и т. д.).
Под землю, как во дворец. Из чего «сделано» петербургское метро
В северной столице, чтобы подняться к высотам горной геологии, достаточно опуститься в «недра» метро. Такого богатства природных камней разных цветов и текстуры, используемых при его оформлении, пожалуй, не увидишь даже в убранстве самого города. При этом ни одна из 69 станций не повторяет другую, и почти все подземные «дворцы» украшены такими красивыми прочными материалами. Эта каменная глубокая «книга» может служить пособием по изучению архитектурных направлений и оформительских стилей. А еще она расскажет об освоении месторождений полезных ископаемых.
Станцию метро «Балтийская» украшает уфалейский мрамор, чей рисунок напоминает волны Балтийского моря. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
По дворцовым канонам
Можно сетовать, что метро в Ленинграде появилось позже, чем в Москве и других крупных городах мира. Но лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. При проектировании ленинградской подземки исходили из того, что эти пространства должны быть удобны для перемещения растущего потока людей и максимально комфортны. Там не следовало применять слишком яркие контрастные цвета и нужно было отдавать предпочтение сводчатым формам. Это нашло отражение в архитектурно-художественном оформлении вестибюлей и станций.
Натуральный камень тут незаменим. Гранитные ступени и полы, скажем, мало стираются, что важно в условиях больших пассажиропотоков, и не боятся влаги: при такой низкой водопоглощаемости материала проводить влажную уборку можно там по нескольку раз в день.
Обрабатывать извлеченные из земли глыбы, распиливать и полировать мы умеем давно, при этом отделка из природного камня довольно прочна и менее подвержена порче нерадивыми посетителями подземки. К тому же мрамор, гранит, травертин, известняк, доломит и другие камни разных цветов и оттенков, которые мы видим в метро, очень красивы. Они легко «укладываются» в мозаику и имеют разнообразную текстуру, что помогает создавать подлинно художественные произведения.
Неповторимое и типовое
Перед проектировщиками 1950-х стояла задача: каждый объект требовалось наделить неповторимым обликом, а применение готовых типовых решений не поощрялось. Члены комиссии, которые оценивали поступившие на всесоюзный конкурс проекты и эскизы станций метро, руководствовались во многом этим соображением.
От Карелии до Казахстана
Памятники зодчества, ставшие визитной карточкой Петербурга, формируют архитектурные ансамбли, выполненные в едином стиле. Наследие классицизма в историческом центре города мы видим на каждом шагу. Но как после войны 1812 г. расцвела символика победы (вспомним арку Главного штаба), так и после битвы с фашизмом, почти через полтора века, возобладали те же мотивы.
Так, на станции «Кировский завод», спустившись по эскалатору, встречаем серовато-белый волнистый грузинский (сванетский) мрамор, а в оформлении «Проспекта Просвещения» использован его узбекистанский (газганский) серо-желто-бежевый «собрат». На «Черной речке» в центре зала можно увидеть стену, облицованную карельским и уральским мрамором, а на «Выборгской» колонны и стены вестибюля оформлены розовато-бежевым травертином из Армении.
Черно-белая классика
Хотя предпочтение старались отдавать ближним природным камням. Станцию «Лиговский проспект» и многие другие, например, облицовывали снаружи доломитом, который добывали в Ленобласти, пока эти карьеры не вычерпали.
На «Приморской» использован гранит «Возрождение» (Карельский перешеек) и мрамор из рускеальских каменоломен (северное Приладожье). Такой же серый мрачный гранит на «Достоевской» создает образ Петербурга, описанный в романах этого классика. Оформление одноименной станции в Москве, кстати, решено было в схожей цветовой гамме, словно это черно-белая иллюстрация книги.
При сооружении станции «Красногвардейская» (ныне «Новочеркасская») авторы проекта обратились к теме революционной борьбы: в облицовке путевых стен, напоминающих транспарант, там применен оранжевый мрамор с прожилками, рисунок пола выложен из светло-серых гранитных плит. А на «Ладожской», где использовали серо-голубоватый мрамор Уфалей, в оформлении отражена тематика, связанная с этим глубоким озером и Дорогой жизни.
Правда, свобода выбора у создателей была не всегда. Одно время в связи с политикой отказа от излишеств и экономии средств возобладали более скудные художественные решения. С объектов метро «ушли» мозаики и скульптуры, стал беднее декор, изменилась геометрия облицовочных элементов: небольшие камни ведь легче везти и работать с ними проще, чем с тяжелыми плитами. Такое веяние испытали многие станции зеленой ветки метрополитена. Но не обошлось без исключений: интересно была оформлена станция «Горьковская» (сааремский известняк, декоративные решетки с узорами), которую реконструировали лет десять назад.
Заплаты из травертина
Потом эта полоса закончилась, и на смену камням, имеющим несколько унылый вид, пришли другие, красивее и богаче. Причем особо ценные материалы старались брать про запас: в подземных выработках метро хранятся плиты желтого греческого травертина, которым облицована станция «Спасская». Ведь если при повреждении ставить заплаты из похожих камней, это будет бросаться в глаза.
Из латиноамериканских камней выложена мозаика, украсившая станции «Волковская» и «Бухарестская». Стены последней отделаны серым мрамором, а пилоны украшены вставками из дорогого итальянского кварцита (как при оформлении дворцовых интерьеров), аналогов которому в нашей стране не нашлось. Хотя есть и обратные примеры: саянский желтый и розовый мрамор оказался при сооружении «Адмиралтейской» единственно приемлемым.
Итальянский и кипрский мраморы и травертины применялись в петербургском метро не один год. А на станции «Спортивная-2» из разных типов камней, отечественных и импортных, создано декоративное панно, напоминающее горную выработку (в Хельсинки при сооружении метро, кстати, скальные массивы оставили как есть). С другой стороны, Россия настолько большая, что привезти финский гранит порой было дешевле, чем доставить аналогичный по текстуре и цвету, например, из Сибири.
Эффект «Электросилы»
Краски под сводом
Такой же подход характерен при строительстве московского метрополитена: проектировщики движутся в одном направлении, пытаясь найти наиболее выразительные средства для осуществления замысла. Причем на их выбор влияют и способы проходки, позволяющие создавать подземные залы разных очертаний, пилонные и сводчатые.
Станции мелкого заложения, «Новокрестовская» и «Беговая», с их урбанистическим видом, тоже требовалось оформить по-другому, подбирая камни нужной текстуры и цвета. Поэтому обе так не похожи, скажем, на «Спасскую», где ощущаешь себя внутри красивой каменной шкатулки.
А порой оформительские решения предлагают после конкурсных процедур и архитектурные мастерские Петербурга. Так, на станции «Обводный канал» свои идеи воплотил Борис Подольский, а над подземным залом на «Спасской» работали сотрудники мастерской Евгения Рапопорта, которые тоже отдают должное красоте и выразительности подобных материалов.
И хотя многие месторождения скудеют, а обработка натурального камня трудоемка, вряд ли кто откажется от таких оформительских «красок» в дальнейшем, убежден начальник архитектурно-строительного отдела «Ленметрогипротранса»: слишком уж много ненатуральных материалов сомнительного качества нас окружает, а в метро глаз поистине отдыхает.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (6384) от 20.02.2019 под заголовком «Под землю, как во дворец».
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Станция метро Звенигородская
Станции метро
Линия | Фрунзенско-Приморская |
Режим работы | 05:40 — 00:23 |
Выход в город | улица Звенигородская, Пионерская площадь, Загородный проспект |
Дата начала строительства | 1988 |
Дата открытия | 20.12.2008 |
Архитектор | Н. В. Ромашкин-Тиманов, Ю. В. Еечко, Д. А. Бойцов, Н. А. Виноградова |
Особенности | Колонно-стеновая трёхсводчатая станция глубокого заложения |
Краткое описание
Станция «Звенигородская» стала подарком жителям Санкт-Петербурга. Открытие было приурочено к 300-летию Полтавской битвы. Её художественное оформление посвящено победе русских войск над шведами в 1709 году.
История
Фрунзенский радиус стал самым известным долгостроем метрополитена. Его объекты начали осваивать ещё в 1988 году, но из-за недостатка финансирования строительство было заморожено. В течение всего периода до возобновления строительных работ Фрунзенский радиус поддерживался в безопасном состоянии. В 2004 году метростроители вернулись к сооружению тоннелей Фрунзенско-Приморской линии.
Во время прохода наклонного хода строители столкнулись со сложными геологическими условиями. Им пришлось пройти многочисленные водоносные слои грунта. Для этого применялась новая технология, которая была разработана петербургскими специалистами. Грунт не только замораживали, но и закрепляли с помощью скважин, куда загонялся цемент под высоким давлением. На выполнение этих работ ушло более полутора лет.
«Звенигородская» была введена в работу без выхода на поверхность. Наклонный ход был не готов, и выйти в город пассажиры могли, перейдя по переходу через станцию «Пушкинская». Наземный вестибюль с четырьмя эскалаторами открылся ровно через год после ввода объекта в эксплуатацию.
Станция находится на улице Звенигородской, в районе, где после Северной войны был расквартирован Семёновский полк.
От Загородного проспекта прорубались просеки, ставшие улицами, вдоль которых строились казармы и дома для офицеров. Наземный павильон станции встроен в торгово-развлекательный комплекс «Звенигородский». Первый проект предполагал, что вестибюль будет расположен в двухэтажном здании с портиком. По замыслу архитекторов строение должно было гармонично вписываться в ансамбль бывших казарм Семёновского полка. На первом этаже здания хотели разместить вестибюль, на втором – службы метрополитена. Пока объект был заморожен планы несколько раз менялись. В итоге вестибюль решили встроить в многоэтажный торговый центр.
Самое большое мозаичное панно Петербургского метрополитена длиной 20 метров
Вестибюль станции известен благодаря самому большому мозаичному панно Петербургского метрополитена. Его длина 20 метров, высота – 4 метра. Автор работы художник Александр Кириллович Быстров, известный монументалист и мозаичист. В качестве сюжета для панно была выбрана Полтавская битва. В центре композиции изображён первый русский фельдмаршал Борис Шереметьев. Слева – Петр I ведёт Преображенский и Семёновский полк в бой. Справа – шведские войска под командованием Карла XII. Панно выполнено в традиционных для русской иконописи цветах – жёлтом, красном, синем и коричневом. Во время создания композиции на стене был установлен металлический каркас. К нему приваривались фрагменты панно, а швы заливались цементом. Стыки замаскированы кусочками смальты.
Стены подземного зала облицованы зелёным мрамором, который повторяет цвет мундиров Семёновского полка. Этот камень, напоминающий малахит, был привезён из Индии. Пол станции выполнен из серого гранита с цветными вставками. Светильники установлены в арочные ниши с декоративными литыми решётками. В торце зала находится второе мозаичное панно под названием «Семеновский полк». На нём изображены Петр I и фельдмаршал Шереметьев в окружении гвардейцев.
Панно «Семеновский полк»
Интересные факты
Звенигородская (станция метро)
Н. В. Ромашкин-Тиманов, Ю. В. Еечко, Д. А. Бойцов, Н. А. Виноградова
Открыта 20 декабря 2008 года в составе первого пускового комплекса Фрунзенского радиуса. Была введена в эксплуатацию без выхода на поверхность. Для сообщения с остальными линиями метрополитена был задействован переходной коридор между станциями «Звенигородская» и «Пушкинская», а для выхода на поверхность — эскалаторный тоннель станции «Пушкинская». Собственные вестибюль и наклонный ход станции были открыты 26 декабря 2009 года.
Содержание
Привязки общественного транспорта
Вестибюль
Открытый 26 декабря 2009 года вестибюль станции с четыремя эскалаторами встроен в ТРК «Звенигородский», открытый осенью 2010 года. Павильон разместился между домами № 1 и № 3 по Звенигородской улице, названной по городу Звенигороду.
Архитектура и оформление
«Звенигородская» — колонно-стеновая станция глубокого заложения (глубина ≈ 57 м). Первоначально станция планировалась как колонная, но из-за остановки в 1996 году работ по сооружению станции и, вследствие этого, возникших деформаций частично построенного тоннеля, в 2001 году было принято решение для предотвращения дальнейших деформаций заменить часть колонн глухими простенками. Боковые тоннели станции имеют увеличенный, по сравнению с типовой колонной станцией, диаметр — 9,8 метров; средний зал — типовой с расстоянием между осями колонн 3,8 метра в продольном направлении и 8 метров — в поперечном.
Пересадки
Станция является пересадочным узлом — переход к поездам Кировско-Выборгской линии. Конструкция сопряжения перехода со станцией уникальна для Петербургского метрополитена. В центральной части станции платформа среднего зала приподнята (продольные лестницы перед и после неё), и уже с этой платформы идёт лестница над путями, ведущая в три коротких коридора, объединённых небольшим залом, разделяющимся на два коротких тридцатиметровых [4] переходных тоннеля к станции «Пушкинская». В переходе подвешены две люстры, размещавшиеся до сооружения перехода над посадочной платформой «Пушкинской».
Строительство
Готовим грунт к прохождению, в Петербурге всегда тяжело проходить первые 50 метров, потому что сплошные водоносные слои. На «Звенигородской» ситуация одна из самых сложных, поэтому приходится не просто замораживать грунт, как делали метростроевцы полвека назад, но и укреплять его цементом. Такая система надежнее.
— Главный инженер службы капитального строительства метрополитена Владимир Маслак [6]
В апреле 2008 года основные конструкции станции были полностью готовы и началось сооружение внутренних конструкций станции (пассажирских платформ, служебных помещений).
В 2008 году велась проходка наклонного хода станции и строительство вестибюля. Проходка эскалаторного тоннеля была завершена в марте 2009 года. Открытие состоялось 26 декабря 2009 года.