чем освежить масляную картину
Уход за картинами маслом: 3 золотых правила
Масляная живопись способна долго радоваться своих обладателей яркими и насыщенными красками, если соблюдать одно условие: правильно за ней ухаживать. К чему сводится уход за холстом, читайте ниже.
Учитывайте возраст полотна
Пейзаж или натюрморт, которому нет и года, считается молодым. Это означает, что слой краски еще не высох. Обычно на это уходит до двух лет. Чтобы застывание прошло без последствий, необходимо обеспечивать равномерное высыхание холста. Для этого повесьте его в теплом проветриваемом месте.
Не стоит ставить живопись под прямые солнечные лучи в надежде, что это ускорит процесс. Такая инициатива может обернуться отслоением. Оптимальный вариант — обеспечить попадание рассеянного солнечного света, например, с помощью легкой занавески. Как вариант поместить под энергосберегающей лампой, которая практически не выделяет тепло. Совет относительно источника освещения актуален и для старых работ.
Устраивайте легкую уборку
Занимаясь генеральной уборкой квартиры или дома, не забывайте протирать полотна влажной фланелевой тряпкой. Именно влажной, а не обильно смоченной в воде! Можно использовать и мыльный раствор, но в нем не должно быть щелочи. В противном случае краски потускнеют. Убирать загрязнения следует аккуратно и бережно. После того как вы отмыли картину, написанную маслом, уберите остатки влаги сухой тряпочкой.
Забудьте про ватные тампоны и специальные кухонные тряпки. Они оставляют волокна между слоями, добавляя лишних хлопот.
Важный момент: если на поверхности появились трещинки, то воду для очищения использовать запрещается. Для чистки применяют мягкие зубные щетки и только в том случае, если уверены, что краска не начнет отшелушиваться. Если она легко отпадает, то стоит обратиться в реставрационную мастерскую.
Придайте полотну блеск
Освежить картину маслом поможет проверенное временем средство. Это льняное масло. В нем содержатся необходимые жиры и микроэлементы, которые подпитывают и укрепляют краски. Дополнительный эффект от такой процедуры заключается в том, что масло заполняет поры и трещинки, не давая пыли забивать их. Но важно не перестараться, иначе возможен обратный эффект. Большое количество масла дольше сохнет. За это время частицы пыли осядут на полотно и образуют на нем тонкий слой — очистку придется повторить.
В качестве освежающего средства применяют и обычный репчатый лук, точнее его срез. Запах достаточно быстро выветривается, а блеск и яркая игра оттенков сохраняются.
Теперь вы знаете, как ухаживать за картинами, написанными маслом. Своевременная очистка от пыли, создание благоприятных условий и освежающие процедуры — все, что входит в список по уходу.
Как ухаживать за картиной, написанной масляными красками на холсте
Необходимо знать несколько правил содержания картин, написанных маслом.
Живописная картина, вышедшая из-под кисти мастера, с годами становится все ценнее. Она— настоящее украшение гостиной, офиса, галереи. Несомненно, картины маслом на холсте являются наилучшим украшением для интерьера и лидируют по популярности среди других техник живописи.
Сохранение живописи – это задача, которую предстоит решать на протяжении всей «жизни» картины. Чтобы даже спустя десятилетия творение художника радовало глаза и грело душу, нужно соблюдать требования к его хранению:
Если вы купили картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.
1. Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.
Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей нежелательно, от этого краски могут потемнеть.
2. Если картина достаточно молода, то есть ей меньше года, это значит, что она еще полностью не высохла. ведь полное время высыхания масляных красок — до двух лет. Значит, для лучшего равномерного и правильного затвердевания масляно-красочного слоя необходимо, чтобы картина висела в хорошо освещенном, часто проветриваемом теплом месте.
3. Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком. Лак защищает краски, особенно это важно в помещении где курят.
4. Обязательно защитите картину от пыли, заклеив заднюю стенку картоном или «крафтом» (специальной бумагой).
5. Самым лучшим вариантом очистки будет аккуратное протирание бархатной или фланелевой подушечкой или рукавичкой с лицевой стороны и также с оборотной. Пыль, жир, копоть, следы мух постепенно загрязнят картину, если не ухаживать за ней постоянно.
6. Избегать попадания на картину прямых солнечных лучей, от которых краска, изготавливаемая на основе льняного или другого масла растительного происхождения, может потемнеть. А восстанавливать первоначальный блеск красок вообще не стоит, так как благородная матовость предпочтительнее, она свидетельствует о возрасте и даже ценности художественного произведения.
7. Картину не следует вешать там, где она подвержена тепловому действию обычных ламп накаливания.
Лучше расположить её под рассеянным солнечным светом или под мягкой энергосберегающей лампой, которая практически не нагревается (потрогайте лампу рукой во время освещения, если руку не обжигает, значит, выбор верный).
8. Перепады температуры и влажности плохо влияют на качество и сохранность картины, написанной маслом.
9. Нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.
10. Не вешайте картину там, где не бывает постоянного температурно-влажностного режима.
11. Картина будет висеть ровно, если вместо одного крепления используете два (веревку можно заменить металлической проволокой). При необходимости зайдите в багетную мастерскую и купить две подвеса с куском металлической проволоки нужного размера. Или отдайте картину в багетную мастерскую, чтобы сделали подвесы.
НЕОБХОДИМО:
+ регулярное очищение картины. При этом, если картина имеет фактурные выпуклые мазки, то тканевая салфетка не подойдет: ее частички зацепятся за края выступающей краски. Здесь подойдет перьевая щетка, бархатная рукавичка, фланелька.
+ более тщательное очищение, если простую воду заменить на мыльную пену. ВАЖНО — мыло не должно содержать щелочи, т.е. быть Детским. Обычный мыльный раствор лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.
+ не забывайте убирать пыль с изнанки картины! Один раз в год или два сделайте капитальное очищение картины под рамой. Для этого положтите ее на пол, отвинтите щурупы на креплениях рамы. Снимите раму. Протрите салфеткой запыленные места от грязи. Оденьте раму.
+ и не забывайте освежать рамку! Потускневшие позолоченные рамы заблестят как новые, если протереть их фланелью, смоченной в слабом спиртовом растворе.
НЕЛЬЗЯ:
— трогать поверхность картины руками
— размещать живопись над приборами отопления, над кухонной плитой и под кондиционером
— использовать воду для очищения картины, в т.ч. для изнаночной стороны. Влага для картины противопоказана!
— стирать пыль с картины той же тряпкой, которой вытирают мебель и раму картины
Правила и тонкости процесса реставрации картин
Картины знаменитых художников обладают высокой исторической и культурной ценностью. Однако все полотна, независимо от года их написания и автора, имеют свойство портиться со временем — холсты становятся ветхими, краски блекнут, основа теряет форму. Все эти недостатки не только портят внешний вид картины, но и грозят полной утратой ценности шедевра. Поэтому реставрация картин является актуальной темой как для владельцев полотен, созданных известными мастерами, как и для тех, кому картины достались по наследству от родственника-художника.
Процесс реставрации картины
Чистка
Наиболее распространенными дефектами картин, приобретаемыми со временем, являются:
Восстановление картин является занятием, требующим не только специальных знаний и навыков, но и соответствующего инвентаря. Наиболее распространенной проблемой, связанной с состоянием картины, является загрязнение. Так, полотно может покрываться неэстетичными жирными пятнами, припадать толстым слоем пыли и т. д. Существуют способы, позволяющие справиться с загрязнением картины:
1) Для чистки картины, написанной маслом, следует подготовить широкую кисть с мягким ворсом. Но прежде всего следует приступить к чистке обратной стороны картины. Для этого полотно следует вытащить из рамы и аккуратно уложить на чистую поверхность. Затем нужно включить пылесос и деликатно удалить с его помощью пыль с картины. Если картина покрыта лаком, то для чистки внешнего слоя нужно подготовить щадящий растворитель (перед использованием его рекомендуется протестировать — достаточно нанести его небольшое количество на угол полотна). Затем следует взять ватные палочки и с их помощью тонко нанести растворитель на лак.
Если картина покрыта пылью, то для ее удаления также понадобятся ватные палочки и дистиллированная вода. Палочкой, смоченной в воде, следует деликатно пройтись по поверхности картины.
Жирные пятна с картины, написанной маслом, можно удалить с помощью геля для мытья посуды, разведенного водой. Полученным водным раствором следует пропитать тканевую салфетку и обработать ею поверхность картины.
2) Обновить масляную картину можно с помощью уксуса. Это средство нужно в одинаковых пропорциях соединить с водой, после чего пропитать раствором мягкую ткань, отжать ее и приступать к протиранию поверхности картины. Затем уксус нужно стереть влажной тканью, смоченной в чистой воде. После просушки картину рекомендуется покрыть лаком.
3) Следует испечь луковицу, растолочь ее и полученной кашицей почистить полотно. После лук рекомендуется смыть, а картину протереть взбитыми яичными белками.
4) Существует эффективный способ очистки картин своими руками, используемый китайскими мастерами. Для чистки полотна понадобится кисть и известковая вода. Кисть следует смочить водой, после чего пройтись ею по поверхности полотна. Далее таким же образом нужно помыть картину чистой водой.
Важно: картины, написанные маслом, ни в коем случае нельзя чистить скипидаром, мылом, бензином и спиртом! Все эти средства могут повредить краски, тем самым испортив внешний вид картины!
Если картина написана карандашом, пастелью или тушью, то для ее чистки нельзя применять какие-либо чистящие средства. Чтобы обновить полотно, достаточно сдуть пыль с помощью фена.
Для очистки от грязи гравюры следует подготовить смесь, состоящую из 50 граммов углекислого аммиака и литра речной воды. Гравюру тем временем укладывают на ровной поверхности. Затем нужно взять широкую кисть и обмокнуть ее кончик в приготовленную смесь. После этого кистью следует обработать поверхность гравюры.
Картина до и после реставрации
Устранение других дефектов
Провисание холста — это распространенная проблема, с которой со временем сталкивается большинство владельцев картин. Как реставрировать картину с подобным дефектом:
Если владелец картины столкнулся с такой проблемой, как отслоение слоя краски, то ее также можно решить. Для восстановления красок понадобится осетровый клей и папиросная бумага. Для начала картину следует уложить на ровную поверхность. После этого нужно взять мягкую кисть и окунуть ее кончик в клей. Клей нужно нанести на места отслоения краски, при этом стараясь сделать так, чтобы он максимально заполнил трещину, тем самым подклеив ее и предупредив дальнейшую отслойку.
Остатки клея рекомендуется убрать папиросной бумагой: для этого ее нужно поочередно прижать к местам нанесения клея. На заклеенные места затем нужно приложить чистую бумагу и пригладить ее к полотну теплым утюгом. После можно приступать к удалению бумажной заклейки. Для этого следует взять кусочек ваты, пропитать его водой и постараться стереть бумажный слой. После новым кусочком ваты рекомендуется убрать излишки клея.
Важно: если на слое краски образовались большие трещины, то для введения клея в них можно воспользоваться медицинским шприцем!
Реставрация живописи также включает в себя перетяжку полотен. Эта работа требует аккуратности, иначе неумелое натяжение может спровоцировать такие проблемы:
Прежде чем приступить к работе, следует заняться выбором подрамника. Эта составляющая картины должны быть изготовлена из сухой древесины. Сам подрамник должен иметь скосы на лицевой стороне. Желательно, чтобы подрамник также регулировал степень натяжения полотна.
Для перетяжки картины, кроме нового подрамника, также понадобятся специальные щипцы. Сама работа состоит из таких этапов:
Такая техника перетяжки больше подходит для картин со стороной, размер которой не превышает двух-трех метров. Перетяжку крупногабаритных полотен рекомендуется доверить профессионалу.
Лакирование
Реставрация картин в большинстве случае требует нанесения на поверхность живописи лака. Лакирование — это прием, позволяющий не только обновить внешний вид картины, но и защитить ее от утраты яркости, отслоения краски и т. д. Кроме того, с лакированной поверхности проще удалять пыль и грязь. Прежде чем приступить к работе, следует правильно выбрать лак:
Если владелец картины решил покрыть холст лаком, то он должен знать о том, что новые произведения искусства не покрываются лаком в первый год после написания картины.
Прежде чем приступить к лакированию, поверхность работы следует очистить от пыли и загрязнений. Обезжиривание также представляет собой обязательный этап подготовки полотна к нанесению лака.
Как выполнять лакирование:
Реставрация полотен — это задача, требующая ответственного подхода. Если нет опыта восстановления картин в домашних условиях, то рекомендуется обратиться к мастеру-профессионалу. Неумелое обращение с произведениями искусства может привести к их безвозвратной порче.
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Как ухаживать за картиной, написанной маслом на холсте?
Живописная картина, вышедшая из-под кисти мастера, с годами становится все ценнее. Она, одетая в багет, – настоящее украшение гостиной, офиса, галереи. Сохранение живописи – вот задача, которую предстоит решать на протяжении всей «жизни» картины.
Условия для масляной живописи
Как правильно ухаживать за картиной? Чтобы даже спустя десятилетия творение художника радовало глаза и грела душу, нужно соблюдать требования к его хранению.
Масляная живопись – это картина написанная масляными красками. Написана она может быть на холсте (либо на другой, схожей по свойствам ткани), на плотном картоне, на твёрдых поверхностях (оргалите, дереве и т.п.).
Картины младше года нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе, поскольку затвердевание масляно-красочного слоя происходит только на втором году жизни картины. Чтобы этот процесс проходил равномерно, необходимо разместить картину в хорошо освещенном, часто проветриваемом теплом помещении, избегая прямых солнечных лучей, от которых масло темнеет.
Масляная живопись второго года жизни и старше согласно технологии покрывается лаком (пихтовым, даммарным или аналогичным – специальным лаком для масляной живописи) – благодаря ему картина становиться устойчивее к солнечному свету, воде и механическим повреждениям. Лаки различаются по матовости, составу и ценой. Для выбора лакового покрытия и его нанесения лучше обратиться к специалистам. Лаку так же требуется некоторое время для высыхания и свежий воздух.
Как правило, под стекло такую картину помещать не нужно. Достаточно аккуратно за ней ухаживать.
Но никто не запрещает защитить стеклом особо ценные творения. Важно, чтобы к этому моменту краски и лаки уже полностью высохли, а стекло не касалось красочной поверхности.
Общие положения об условиях хранения и экспозиции масляной живописи следующие:
Никогда не вешайте картину вблизи плиты, духовки, печки – отмыть картину от копоти будет очень трудно. Табачный дым также приводит к оседанию копоти.
Не вешайте картину под прямыми солнечными лучами. Лак, конечно, защищает краску, но под прямым солнцем она всё равно начнёт выгорать.
Лучше вешать картину под углом к стене – так основная пыль будет оседать на раму и задник, а не на холст.
Следите, чтобы гвоздь, на котором висит картина, не касался сзади холста.
Не вешайте картину близко к отопительному прибору или кондиционеру. От постоянного воздействия высокой температуры и сквозняка краска может начать трескаться.
Не трогать голыми руками слои краски.
Не размещать ближе метра от картины лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше и люминесцентные – от 20 Вт.
Уход за живописью
Картины, написанные маслом, требуют специального ухода.
Основные приемы ухода состоят в следующем.
Чистить живопись можно только после стабилизации верхнего слоя.
Удалять легкую пыль с лицевой стороны картин чистой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели – материала, вбирающего в себя пыль. Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть самым минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, перовки, флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а кроме того, эти предметы не собирают пыль, а рассеивают ее в воздухе. Можно вызвать тяжелые повреждения живописи, если допустить протирание красочного слоя чрезмерно влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом.
С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же подушечками и рукавичками из бархата и фланели, флейцем с короткой щетиной или пылесосом. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. Движения по холсту должны быть легкими, а щетка пылесоса совсем не должна касаться холста. Можно дополнительно хорошо защитить живопись от пыли, полностью закрыв обратную сторону холста картоном или крафт-бумагой. Если Вы не хотите закрывать надписи на обратной стороне холста (например, подпись художника) задник можно сделать из прозрачного пластика.
Для удаления более сильных загрязнений, необходимо протирать картину слегка влажной тряпочкой или ватными дисками. Этот способ нельзя применять при наличии трещин в красочном слое. Если просто вода не помогла, то применяют слегка мыльный раствор (мыло должно быть не щелочным, например – детским).
При сильном загрязнении не чистите картину самостоятельно – это должен делать специалист.
Удаление сажи и копоти требует работы реставратора, и никакие попытки удаления их на месте недопустимы.
Если холст картины провис (появились складки или неровности), никогда не мочите холст с обратной стороны водой – это, возможно, и временно натянет холст, но в дальнейшем приведет к отслоению грунта картины с последующим его осыпанием. Если подрамник у картины раздвижной с клинками (так называемый – модульный) – осторожно подбейте клинья (если, конечно, умеете это делать правильно; не уверены – обратитесь к профессионалам). Если подрамник глухой конструкции (в виде жестко скрепленной рамы), не старайтесь подтянуть холст, а сразу обратитесь в багетную мастерскую – потребуется перетяжка картины или замена старого подрамника на модульный.
Полотна, написанные маслом, темнеют со временем, и актуальной является задача осветления картины.
Если необходимо восстановить дорогую картину, лучше всего посетить профессионального реставратора.
Масляная живопись – одна из самых долговечных техник. Покрытая лаком картина, оформленная в надежную багетную раму, при правильном хранении и уходе может сохраняться в неизменном виде десятилетиями, что делает ее выгодным вложением средств.
Как ухаживать за картинами.
Картины — очень хрупкие и нежные предметы. Они нуждаются в особом уходе, который обеспечит им целостность и долговечность.
Ведь краски на холсте, как и на любой другой ткани, имеют, к сожалению, свойство со временем блёкнуть. Также картины, написанные на холсте, могут потерять упругость.
Как же продлить срок службы картин?
Приобретая картину, необходимо знать, как правильно ухаживать за ней, чтобы она радовала вас долгие годы.
Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.
Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.
Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.
Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.
Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком.
Чистка картин на холсте
Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.
При работе с масляными картинами, как новыми, так и старинными, категорически нельзя использовать мыло, бензин, спирт и скипидар.
Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.
А теперь пару слов о чистящих средствах.
Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.
Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.
Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.
Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.
Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью.
Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте(хотя есть художники, выступающие против этого.-коммент. авт).
Итак, основные правила по уходу за картиной, написанной маслом:
Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.
Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.
Пара хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.
Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.
Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека.
Текст написан по материалам взятым из инета. Так же по теме ухода есть статья на ЯМ